Русский язык. 4 класс. Тема: Итоговое повторение. Части речи. Имя прилагательное.

  • Разработки уроков
  • doc
  • 05.03.2020
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Русский язык. 4 класс. Тема: Итоговое повторение. Части речи. Имя прилагательное.
Иконка файла материала рус яз 4кл имя прилаг..doc

Русский язык. 4 класс.

 

Тема:  Итоговое повторение. Части речи. Имя прилагательное.

Цель: 1) Усовершенствование знаний учащихся об особенностях имён     прилагательных;

           2) Развитие умения распознавать их и правильно употреблять в речи;

               Развитие орфографической зоркости, познавательного интереса;

           3) Воспитание любви к природе, бережного к ней отношения.

Оборудование: Ноутбук, проектор, музыкальное сопровождение, картинки для физминутки, презентация.

                                                        План.

  1. Вступительная беседа.

- Хочу начать урок со стихотворения Ефима Шкловского (читаю стих)

Я обнял глобус – шар земной.
Один над сушей и водой.
В руках моих материки
Мне тихо шепчут: «Береги».

Журчит глубокая река,
Свои лаская берега,
И слышу голос я реки:
«Ты береги нас, береги».

И птиц, и рыб я слышу всех:
«Тебя мы просим, человек.
Ты обещай нам и не лги.
Как старший брат нас береги».

Я обнял глобус – шар земной,
И что-то сделалось со мной.
И вдруг шепнул я:
«Не солгу. Тебя, родной мой, сберегу»

- О чём просят материки, реки, птицы, рыбы?                                                              

 -Почему они об этом просят? ( По вине человека загрязняются реки, исчезают многие виды растений и животных)

- В июне 1980года в нашей стране принят закон об охране природы. Ежегодно  5 июня отмечается день защиты окружающей среды.

 

2.Объявление темы

- Сегодня на уроке мы продолжим работу над обобщением знаний о частях речи.

- Какую цель мы поставим сегодня на уроке? (Обобщить и закрепить знания о частях речи)

- А так же  поговорим о бережном отношении к природе и ко всему живому.

- Откройте тетради, запишите число, классная работа.

3.  Чистописание

 

Ээ эл эн эк экология эколог экологический

Экологическое состояние окружающей среды зависит от бережного к ней отношения.

 

- Повторим написание строчной и заглавной букв  Ээ и соединение её с другими буквами.

- Прочитайте слова.

- Вашим домашним заданием было найти в словарях значение слов «экология» и «эколог»

- Послушаем, что вы нашли.

 - Что такое экология?(«Экос» - дом, «логос» - наука = наука о доме, наука о связи человека с природой)

- Кто такой эколог? (Специалист по экологии. Человек, который следит за состоянием природы – чистотой водоёмов, воздуха, почвы, сохранностью растений и животных)

 

 - Ещё раз посмотрите на слова. Какое слово лишнее? Почему? (экологический)

- Почему они объединены в одну группу? (однокоренные)

- Какие орфограммы встретились в словах?

- Прочитайте предложение.

- Как вы понимаете смысл предложения?

- Правильно соединяя, спишите строчки чистописания.

 

4.Грамматический разбор.

1)      Синтаксический

2)      Морфологический – от бережного

3)      Классу – Выпишете словосочетания с вопросом «прил.  + сущ.», выделите окончания, определите род, число, падеж прилагательных.

Проверка:

 После проверки разбора слов –

состояние (какое?) экологическое – ср.р., ед.ч., И.п.;

                                   среды (какой?) окружающей – ж.р., ед.ч., Р.п.;

                                   отношения (какого?) бережного – ср.р., ед.ч., Р.п.

 

5.Словарная работа.                              Вчера

                                                          сверкать

                                                          честно

                                                     субботник

                                                    растение

                                                              аккуратный

                                                             желать

                                                                чёрный

                                                           горизонт

- Прочитайте слова. Что их объединяет? (словарные)

- Что мы знаем о словарных словах? (стоят в начальной форме, нужно запомнить их правописание)

- Выписав эти слова из словаря, я поделила их на группы.

- Как вы думаете на какие группы их можно разделить? (дети называют различные варианты), например: сущ., прил., гл., нар. и др.)

- Запишите слова через запятую, поставьте ударение, подчеркните орфограммы.

 

6.Работа по теме.

- Посмотрите  на какие группы я делила эти слова? (части речи)

 

- Все ли части речи здесь имеются?

      - Какие ещё части речи знаете?

- О какой части речи эти строки:       Определяю я предметы

                                                         Они со мной весьма приметны

                                                         Я украшаю вашу речь

                                                         Меня вам надо знать беречь (имя прилагательное)

 

   - Что вы  знаете об именах прилагательных?

- Вот мы это сейчас и проверим

 

1). Работа по учебнику.

- Откройте учебник на странице 139. Найдите Упр.560.

- Прочитайте .

- О чём этот текст?

- А у кого из вас дома есть животные?

 - Как вы за ними ухаживаете?

- Из текста, кроме последнего предложения выпишете имена прилагательные, определите число и род.

- Как определить род и число прилагательных? (по существительному, по окончанию)

                   (Проверка)

 

- Какой вывод можем сделать? (Имена прилагательные во множественном числе  не изменяются по родам)

 

 

2). - Даны  слова. Прочитайте. Нужно образовать и записать словосочетания в указанном числе и падеже, выделить окончания

                                      Широкий, река – ед.ч., Т.п.;

                                      глубокий, озеро – мн.ч., И.п.;

                                      высокий, гора – ед.ч., Д.п.;

                                      берёзовый, лес – мн.ч., П.п.

- Проверим:

(сначала устно, а затем по слайду)

 

 (Проверка: Широкой рекой  – ед.ч., Т.п.;

                    глубокие озёра – мн.ч., И.п.;

                    высокой горе -  ед.ч., Д.п.;

                   о берёзовых лесах– мн.ч., П.п.)

 

- Что нужно сделать, чтобы правильно написать безударное окончание прилагательных? (Поставить в нужный падеж существительное, от существительного задать вопрос к прилагательному, по вопросу определить окончание)

 

- Какой можно сделать вывод, выполняя эту работу? (Имена прилагательные согласуются с именами существительными в роде, числе, падеже)

 

 

- Вспомним падежные окончания имён прилагательных и заполним таблицу ( на доске)

 

 7.Физминутка

 

8.Работа с текстом.

- Прочитайте текст.

 

 

Быстрый ручей звонко журч*л в зарослях черёмухи. Но вот он выб*жал на широкий луг. Со всех ст*рон к шумному ручью сбежались мален*кие ручейки. Он становился шире и глубже. Течение его замедлилось. Наш ручей стал реч*кой. В мя*ком иле поселились различные ж*вотные. На поверхности в*ды закачались белые кувшинки. Вода несёт жизнь растениям, животным, людям. Чистая вода – главное богатство природы. Бер*гите воду!

 

- Прочитайте. Вставьте пропущенные буквы. Объясните орфограммы.

- Какие правила повторили?

- О чём этот текст?

-  Какова его тема?

- Какая основная мысль текста?

- Как его можно озаглавить?

- Что узнали из текста?

- Какой это текст?

-  Как мы должны поступать, чтобы сберечь воду?

 

Задание:

1)фонетический разбор слова -     ручью

2)Разбор слов по составу     -     быстрый

                                                      выбежал

                                                      широкий

                                                      маленькие

                                                 

 -  Найдите прилагательные, выпишите с ними  словосочетания, записывая без вопроса, выделите окончания

1-й вариант – в 1,2,3 предложениях

2-й вариант -  начиная с предложения «В мягком иле…»

Проверка:

 

                  1-в.: Быстрый ручей;                      2-в: В мягком иле ;

                           на широкий луг;                            различные животные;

                           к шумному ручью;                        белые кувшинки;

                           маленькие ручейки                       чистая вода

                                                                                        главное богатство

- Определим падеж прилагательных (на абаках)

- Как определить падеж имени прилагательного? ( по падежу имени существительного)

 

Проверка разборов

 

7. Итог

- Мы сегодня многое повторили об имени прилагательном.

- Подведём итог, выполнив тест 

- Откройте тестовые тетради на страницах 32-34, выполним тест № 7 «Имя прилагательное»,  задания групп А и В

                                                         

- Проверим:

                                                                   Ключ к тесту

1-в.

А1

А2

А3

А4

В1

В2

4

3

4

2

4

3

                                                                        2-в.

А1

А2

А3

А4

В1

В2

2

1

1

3

2

1

 

 

- За каждый правильный ответ группы «А» - 3 б.

                                                                   «В» - 4 б.

- Посчитайте общее количество баллов и оцените свою работу

                                                                     20 б. – «5»

                                                             14 – 17 б. – «4»

                                                             10 – 13 б. – «3»

                                                           менее 10б. – «2»

- Возьмите оценочные листы, занесите данные по тесту и оценку

 

- Кто получил оценку «5»? («4»)

- Молодцы!

- Сдайте работы. Я проверю, совпадёт ли ваша оценка с моей

 

- Какую цель мы ставили в начале урока?

- Достигли ли мы её?

- Что каждый из вас взял для себя с этого урока?

- О чём ещё говорили на уроке? (О бережном отношении к природе)

- Что мы должны делать, чтобы сохранить природу?

- Что мы делаем для её сохранности?

 

- Закончу урок отрывком из стихотворения Станислава Куняева

 

Я люблю тебя, большое время,

Но прошу – прислушайся ко мне.

Не губи последнего тайменя,

Пусть гуляет в сонной глубине.

Не губи последнего болота,

Загнанного волка пощади,

Чтобы на земле осталось что-то

От чего щемит в моей груди.

 

 

- Спасибо!

 

 

 

 


Посмотрите также