Русский язык. 4 класс.
Тема: Итоговое повторение. Части речи. Имя прилагательное.
Цель: 1) Усовершенствование знаний учащихся об особенностях имён прилагательных;
2) Развитие умения распознавать их и правильно употреблять в речи;
Развитие орфографической зоркости, познавательного интереса;
3) Воспитание любви к природе, бережного к ней отношения.
Оборудование: Ноутбук, проектор, музыкальное сопровождение, картинки для физминутки, презентация.
План.
- Хочу начать урок со стихотворения Ефима Шкловского (читаю стих)
Я обнял глобус – шар земной.
Один над сушей и водой.
В руках моих материки
Мне тихо шепчут: «Береги».
Журчит глубокая река,
Свои лаская берега,
И слышу голос я реки:
«Ты береги нас, береги».
И птиц, и рыб я слышу всех:
«Тебя мы просим, человек.
Ты обещай нам и не лги.
Как старший брат нас береги».
Я обнял глобус – шар земной,
И что-то сделалось со мной.
И вдруг шепнул я:
«Не солгу. Тебя, родной мой, сберегу»
- О чём просят материки, реки, птицы, рыбы?
-Почему они об этом просят? ( По вине человека загрязняются реки, исчезают многие виды растений и животных)
- В июне 1980года в нашей стране принят закон об охране природы. Ежегодно 5 июня отмечается день защиты окружающей среды.
2.Объявление темы
- Сегодня на уроке мы продолжим работу над обобщением знаний о частях речи.
- Какую цель мы поставим сегодня на уроке? (Обобщить и закрепить знания о частях речи)
- А так же поговорим о бережном отношении к природе и ко всему живому.
- Откройте тетради, запишите число, классная работа.
3. Чистописание
Ээ эл эн эк экология эколог экологический
Экологическое состояние окружающей среды зависит от бережного к ней отношения.
- Повторим написание строчной и заглавной букв Ээ и соединение её с другими буквами.
- Прочитайте слова.
- Вашим домашним заданием было найти в словарях значение слов «экология» и «эколог»
- Послушаем, что вы нашли.
- Что такое экология?(«Экос» - дом, «логос» - наука = наука о доме, наука о связи человека с природой)
- Кто такой эколог? (Специалист по экологии. Человек, который следит за состоянием природы – чистотой водоёмов, воздуха, почвы, сохранностью растений и животных)
- Ещё раз посмотрите на слова. Какое слово лишнее? Почему? (экологический)
- Почему они объединены в одну группу? (однокоренные)
- Какие орфограммы встретились в словах?
- Прочитайте предложение.
- Как вы понимаете смысл предложения?
- Правильно соединяя, спишите строчки чистописания.
4.Грамматический разбор.
1) Синтаксический
2) Морфологический – от бережного
3) Классу – Выпишете словосочетания с вопросом «прил. + сущ.», выделите окончания, определите род, число, падеж прилагательных.
Проверка:
После проверки разбора слов –
состояние (какое?) экологическое – ср.р., ед.ч., И.п.;
среды (какой?) окружающей – ж.р., ед.ч., Р.п.;
отношения (какого?) бережного – ср.р., ед.ч., Р.п.
5.Словарная работа. Вчера
сверкать
честно
субботник
растение
аккуратный
желать
чёрный
горизонт
- Прочитайте слова. Что их объединяет? (словарные)
- Что мы знаем о словарных словах? (стоят в начальной форме, нужно запомнить их правописание)
- Выписав эти слова из словаря, я поделила их на группы.
- Как вы думаете на какие группы их можно разделить? (дети называют различные варианты), например: сущ., прил., гл., нар. и др.)
- Запишите слова через запятую, поставьте ударение, подчеркните орфограммы.
6.Работа по теме.
- Посмотрите на какие группы я делила эти слова? (части речи)
- Все ли части речи здесь имеются?
- Какие ещё части речи знаете?
- О какой части речи эти строки: Определяю я предметы
Они со мной весьма приметны
Я украшаю вашу речь
Меня вам надо знать беречь (имя прилагательное)
- Что вы знаете об именах прилагательных?
- Вот мы это сейчас и проверим
1). Работа по учебнику.
- Откройте учебник на странице 139. Найдите Упр.560.
- Прочитайте .
- О чём этот текст?
- А у кого из вас дома есть животные?
- Как вы за ними ухаживаете?
- Из текста, кроме последнего предложения выпишете имена прилагательные, определите число и род.
- Как определить род и число прилагательных? (по существительному, по окончанию)
(Проверка)
- Какой вывод можем сделать? (Имена прилагательные во множественном числе не изменяются по родам)
2). - Даны слова. Прочитайте. Нужно образовать и записать словосочетания в указанном числе и падеже, выделить окончания
Широкий, река – ед.ч., Т.п.;
глубокий, озеро – мн.ч., И.п.;
высокий, гора – ед.ч., Д.п.;
берёзовый, лес – мн.ч., П.п.
- Проверим:
(сначала устно, а затем по слайду)
(Проверка: Широкой рекой – ед.ч., Т.п.;
глубокие озёра – мн.ч., И.п.;
высокой горе - ед.ч., Д.п.;
о берёзовых лесах– мн.ч., П.п.)
- Что нужно сделать, чтобы правильно написать безударное окончание прилагательных? (Поставить в нужный падеж существительное, от существительного задать вопрос к прилагательному, по вопросу определить окончание)
- Какой можно сделать вывод, выполняя эту работу? (Имена прилагательные согласуются с именами существительными в роде, числе, падеже)
- Вспомним падежные окончания имён прилагательных и заполним таблицу ( на доске)
7.Физминутка
8.Работа с текстом.
- Прочитайте текст.
Быстрый ручей звонко журч*л в зарослях черёмухи. Но вот он выб*жал на широкий луг. Со всех ст*рон к шумному ручью сбежались мален*кие ручейки. Он становился шире и глубже. Течение его замедлилось. Наш ручей стал реч*кой. В мя*ком иле поселились различные ж*вотные. На поверхности в*ды закачались белые кувшинки. Вода несёт жизнь растениям, животным, людям. Чистая вода – главное богатство природы. Бер*гите воду!
- Прочитайте. Вставьте пропущенные буквы. Объясните орфограммы.
- Какие правила повторили?
- О чём этот текст?
- Какова его тема?
- Какая основная мысль текста?
- Как его можно озаглавить?
- Что узнали из текста?
- Какой это текст?
- Как мы должны поступать, чтобы сберечь воду?
Задание:
1)фонетический разбор слова - ручью
2)Разбор слов по составу - быстрый
выбежал
широкий
маленькие
- Найдите прилагательные, выпишите с ними словосочетания, записывая без вопроса, выделите окончания
1-й вариант – в 1,2,3 предложениях
2-й вариант - начиная с предложения «В мягком иле…»
Проверка:
1-в.: Быстрый ручей; 2-в: В мягком иле ;
на широкий луг; различные животные;
к шумному ручью; белые кувшинки;
маленькие ручейки чистая вода
главное богатство
- Определим падеж прилагательных (на абаках)
- Как определить падеж имени прилагательного? ( по падежу имени существительного)
Проверка разборов
7. Итог
- Мы сегодня многое повторили об имени прилагательном.
- Подведём итог, выполнив тест
- Откройте тестовые тетради на страницах 32-34, выполним тест № 7 «Имя прилагательное», задания групп А и В
- Проверим:
Ключ к тесту
1-в.
А1 |
А2 |
А3 |
А4 |
В1 |
В2 |
4 |
3 |
4 |
2 |
4 |
3 |
2-в.
А1 |
А2 |
А3 |
А4 |
В1 |
В2 |
2 |
1 |
1 |
3 |
2 |
1 |
- За каждый правильный ответ группы «А» - 3 б.
«В» - 4 б.
- Посчитайте общее количество баллов и оцените свою работу
20 б. – «5»
14 – 17 б. – «4»
10 – 13 б. – «3»
менее 10б. – «2»
- Возьмите оценочные листы, занесите данные по тесту и оценку
- Кто получил оценку «5»? («4»)
- Молодцы!
- Сдайте работы. Я проверю, совпадёт ли ваша оценка с моей
- Какую цель мы ставили в начале урока?
- Достигли ли мы её?
- Что каждый из вас взял для себя с этого урока?
- О чём ещё говорили на уроке? (О бережном отношении к природе)
- Что мы должны делать, чтобы сохранить природу?
- Что мы делаем для её сохранности?
- Закончу урок отрывком из стихотворения Станислава Куняева
Я люблю тебя, большое время,
Но прошу – прислушайся ко мне.
Не губи последнего тайменя,
Пусть гуляет в сонной глубине.
Не губи последнего болота,
Загнанного волка пощади,
Чтобы на земле осталось что-то
От чего щемит в моей груди.
- Спасибо!
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.