"Русский авангард"
Оценка 4.9

"Русский авангард"

Оценка 4.9
Разработки уроков
doc
МХК +1
Взрослым
27.02.2018
"Русский авангард"
Внеаудиторное занятие по МХК. Тема: "Русский авангард" Цели: • Создать условия для развития способности старшеклассников понимать произведения искусства и особенностей их художественного языка. • Сформировать отношение к русскому авангарду, как к неотъемлемой части мирового искусства. Задачи: • На примере произведений русского авангарда познакомить учащихся с многообразием живописи первой четверти ХХ века на базе экспозиции Русского музея. • Выявить особенности нового языка искусства (композиция, пространство, цвет, линия). • Доказать, что произведения русского авангарда являются отражением эпохи. • Соотнести выводы учащихся о живописи ХХ века с высказываниями деятелей культуры. • Стимулировать личный интерес к познанию культурного наследия через исследовательскую работу в музейном пространстве ГРМ. • Продолжить формирование умения высказывать и защищать свое мнение, работая в группах.
Русский авангард.doc
Внеаудиторное занятие по МХК. Тема: "Русский авангард" Цели:  Создать условия для развития способности старшеклассников понимать произведения  искусства и особенностей их художественного языка.  Сформировать отношение к русскому авангарду, как к неотъемлемой части мирового  искусства. Задачи:  На примере произведений русского авангарда познакомить учащихся с многообразием  живописи первой четверти ХХ века на базе экспозиции Русского музея.  Выявить особенности нового языка искусства (композиция, пространство, цвет, линия).  Доказать, что произведения русского авангарда являются отражением эпохи.  Соотнести выводы учащихся о живописи ХХ века с высказываниями деятелей культуры.  Стимулировать личный интерес к познанию культурного наследия через исследовательскую  работу в музейном пространстве ГРМ.  Продолжить формирование умения высказывать и защищать свое мнение, работая в группах. План урока. Этапы урока. Учитель. Ученики. Мотивация. Вступительное слово. Слушают. Организация. Формирует рабочие группы. Учащиеся делятся на группы (по  Врем я. 10  мин 3 мин Выдача заданий  группам. Работа в группах  по предложенным  заданиям. Сбор групп. Представление  итогов работы  групп. Объясняет, комментирует  содержание заданий,  определяет время  выполнения и форму  представления итогов. Выполняет роль  консультанта: переходит от  одной группы к другой,  помогает справиться с  трудностями,  поддерживает. Дает сигнал к объединению  групп. Организует выступления  представителей групп,  побуждает учеников  задавать вопросы по теме  выступления, организует  обсуждение. количеству предложенных для анализа  произведений живописи). Каждая группа получает задание, уточняя  его при необходимости. 10  мин Выполняют задание: исследуют,  анализируют, делают выводы. 35  мин Объединяются в общую группу. 3 мин Переходя от одного произведения к  другому, класс выслушивает выступление  представителя группы, работавшей над  данным объектом. Представитель каждой  группы выступает с результатами ее  работы, остальные слушают и задают  вопросы, обсуждают. 30  мин Обобщение и  Предлагает учащимся  Отвечают на вопросы учителя. 10 закрепление. Рефлексия. уточняющие и обобщающие  вопросы по теме занятия. Предлагает учащимся  соотнести высказывания  деятелей культуры о  живописи авангарда с  собственными ощущениями  и впечатлениями. Определяют и формулируют собственные  впечатления с помощью предложенных  цитат, находя среди них наиболее близкие  своим ощущениям. мин 10ми н Домашнее задание. Объясняет домашнее  задание. Записывают домашнее задание. 9 мин МАТЕРИАЛЫ К УРОКУ. Мотивационный этап. ХХ век богат событиями. Пожалуй, никогда "лицо" мира не менялось с такой скоростью. Европейское искусство, а за ним и искусство мира, претерпело колоссальные изменения. Все проявления  современной культуры и искусства несут в себе элементы авангарда. Авангардизм ­ тенденция  отрицания традиций и экспериментальный поиск новых форм. И сегодня настало время  познакомиться с таким явлением, как русский авангард. В помощь учителю: Если бы русский авангард не постигла разрушительная трагедия 30­х годов, возможно, совсем другой  была бы картина современного мирового искусства, испытавшего в 20­е годы сильнейшее воздействие  новой русской живописи. "Центр тяжести по искусству, ­ писал П. Филонов, ­ переместился в Россию". Опыт ведущих мастеров Франции уже не мог помочь ­ русские художники затронули пластические проблемы, впервые  возникшие в искусстве, и их нужно было решать самостоятельно. Новое качество живописи не отвергало прошлой художественной культуры; просто на дереве  искусства, как говорил Кандинский, выросла новая ветка, которая не отрицала всего дерева, а  прибавляла к его цветению новые оттенки. В 1917 год русское искусство вошло в изобильном многообразии направлений ­ от угасавшего  передвижничества, потерявшего лидерство "мира искусства" до полных сил самых разных левых  течений. Художники­новаторы решили, что социальный переворот продолжает, начатую ими в  искусстве революцию, что это их революция и пришел их час, встать во главе художественных  процессов в молодой республике. Организационный этап. Класс делится на группы по числу предлагаемых для работы объектов Выдача заданий группам. Каждой группе выдается маршрутный лист. Структура маршрутного листа: Изображение предлагаемого для анализа художественного объекта (для каждой группы). Вопросы для анализа (одинаковые для всех групп): Найдите в залах музея, посвященных ХХ веку, предложенные в маршрутных листах произведения. Внимательно рассмотрите картину и определите возникшие у вас ассоциации и эмоции. Какая, на ваш взгляд, идея заложена автором? Какие художественные приемы (композиция, форма, цвет, линия) использованы автором для  выражения идеи? По названию, теме и другим характеристикам произведения определите приметы времени. Как вы считаете, что послужило причиной изменения языка искусства в первой четверти ХХ века? Что в предложенном произведении произвело на вас наибольшее впечатление и почему? Цитаты, высказывания деятелей культуры (одинаковые для всех групп). Домашнее задание (для каждой группы). Работа в группах (практическая часть). Выполнение заданий маршрутного листа по предложенному объекту. Сбор учащихся и представление итогов групповой работы Выступления представителей групп, ответы на вопросы, обсуждение. Обобщение. Обобщающие вопросы учителя: Выскажите предположения о том, какие проблемы, темы и сюжеты интересовали человека (и  художника как представителя времени) в начале ХХ века. Как вам кажется, эти проблемы общечеловеческого значения или они характерны только для  определенного периода истории России? Рассматривая композицию, форму, цвет, линию, попробуйте сформулировать общие принципы и  приемы живописи первой четверти XX века на примере рассмотренных в залах музея произведений. Как вы думаете, в чем самобытность такого явления, как русский авангард? Рефлексия. Задание учителя: Прочтите предложенные в маршрутном листе высказывания деятелей культуры об  искусстве начала ХХ века. Подумайте, какие из них вам ближе и больше совпадают с вашими  ощущениями от знакомства с произведениями русского авангарда? Аргументируйте свой выбор. Деятели культуры об авангарде: "Прямое назначение искусства ­ быть фактором эволюции интеллекта". Павел Филонов, русский художник. "Искусство существует для того, чтобы сделать видимым то, что скрыто". Пауль Клее, художник. "Форма, пропорции, разделение ­ все делается цветом; так обеспечивается цветоформа. Способность  разделять ­ наивысшая, божественная. Необходим духовный труд для достижения качества,  пропорций, деления цвета". Владимир Стерлигов, русский художник. "Оркестровка красок по принципам диссонанса, манипуляция цветами, как капсюлями с динамитом.  Зрителям был брошен в лицо горшок с красками. Картины рычали и выли, название укрепилось за  ними ­ "фовисты" (от французского ­ хищный, дикий):фиксация не осмысленных явлений, а  неосознанных эмоций." Словарь модернистской живописи. "Новое искусство встречает массу, настроенную против него враждебно, и будет сталкиваться с этим  всегда. Оно непопулярно по своему существу, более того, ­­ оно антипопулярно: Привыкшая во всем  брать верх масса чувствует себя оскорбленной в своих "человеческих чувствах" новым искусством.  Повсюду, где появляются новые музы, масса оказывает им сопротивление". Хосе Ортега­и­Гасет, испанский философ. "Художник ослеп для внешнего мира и повернул свой зрачок вовнутрь, в сторону внутренних  субъективных пейзажей". "Единственное возможное заблуждение в искусстве ­ это подражание". А.Глез, французский художник. "То, что конечной целью живописи является воздействие на толпу, мы признаем, но живопись не  должна обращаться к толпе на языке толпы; живопись должна пользоваться своим собственным  языком, чтобы воздействовать, господствовать и направлять толпу, а не для того, чтобы быть  понятой". Жак Липшиц, французский скульптор. "Действительность редко их (художников) может удовлетворить, потому что она не наполняет их  сознание". А.Шопенгауэр, философ. "В отношении живописи, я сознаю, реализм кончился. Сейчас живопись только начинается". М.Вламинк, французский художник. Домашнее задание для групп. Найдите проявления авангарда в различных видах искусства: 1 группа ­ в архитектуре. 2 группа ­ в скульптуре. 3 группа ­ в графике. 4 группа ­ в декоративно­прикладном искусстве (костюм). 5 группа ­ в декоративно­прикладном искусстве (посуда). 6 группа ­ в декоративно­прикладном искусстве (мебель). Подберите видеоряд, иллюстрирующий задание. Обоснуйте свой выбо

"Русский авангард"

"Русский авангард"

"Русский авангард"

"Русский авангард"

"Русский авангард"

"Русский авангард"

"Русский авангард"

"Русский авангард"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
27.02.2018