Тип: Внеклассное занятие по истории в предметной лаборатории “Эврика!”
Класс: 8
Технология проведения: исследование
Цель: выявить сущность и значимость направления “энергии борьбы” русского публициста, писателя и философа А.И. Герцена
Задачи:
1) расширить знания по систематическому курсу истории в основной школе;
2) уточнить смысл понятий “радикализм” и “либерализм”, изучить возможность распространения свободомыслия в России в условиях абсолютной монархии;
3) подчеркнуть значимость публицистической деятельности А.И. Герцена, роль его борьбы за свободу слова;
4) способствовать формированию критического мышления, совершенствованию исследовательских компетентностей в процессе работы с различными информационными источниками
Русский радикализм середины XIX века. А.И.Герцен
Тип: Внеклассное занятие по истории в предметной лаборатории “Эврика!”
Класс: 8
Технология проведения: исследование
Цель: выявить сущность и значимость направления “энергии борьбы” русского публициста, писателя и философа А.И.
Герцена
Задачи:
1) расширить знания по систематическому курсу истории в основной школе;
2) уточнить смысл понятий “радикализм” и “либерализм”, изучить возможность распространения свободомыслия в России в
условиях абсолютной монархии;
3) подчеркнуть значимость публицистической деятельности А.И. Герцена, роль его борьбы за свободу слова;
4) способствовать формированию критического мышления, совершенствованию исследовательских компетентностей в
процессе работы с различными информационными источниками
Ход занятия
I. Организационный момент
II. Актуализация знаний
К середине XIX в. в общественном движении России оформилось несколько течений, одним из которых является
революционное или радикальное.
Назовите представителей русского радикализма середины XIX в.
Наиболее ярким представителем русского радикализма является А.И. Герцен. Напомните основные биографические
сведения о А.И. Герцене.
III. Определение проблемы и цели исследования
В.И. Ленин в статье “Памяти Герцена”, укоряя А.И. Герцена в повороте к либерализму, писал: “...Он покинул Россию в 1847
г., он не видел революционного народа и не мог верить в него. Отсюда его либеральная апелляция к “верхам”. Отсюда его
бесчисленные слащавые письма в “Колоколе” к Александру II Вешателю, которых нельзя теперь читать без отвращения.
Чернышевский, Добролюбов, СерноСоловьевич, представлявшие новое поколение революционеровразночинцев, были тысячу
раз правы, когда упрекали Герцена за эти отступления от демократизма к либерализму”. В чем В.И. Ленин укорил А.И.
Герцена? (фактически в отступлении от революционного пути борьбы)
В то же время сам А.И. Герцен утверждал, что “...единственное, что мне остается, – это еще энергия борьбы, и я буду
бороться. Борьба – моя поэзия...”.
Как можно сформулировать проблемный вопрос и обозначить проблему для исследования? (действительно ли Герцен,
покинув Россию, “отступил к либерализму”? пропагандируя стратегию борьбы, какую борьбу он имел в виду?)
Определите цель исследования (выявить сущность и значимость направления “энергии борьбы” А.И. Герцена).
IV. Организация исследования
1. Опираясь на факты биографии А.И. Герцена, определите направления проблемного поиска:
Факт
Вопрос для исследования
1. В 1834 г. Герцен был сослан в Пермь как участник студенческого
кружка.
Дать оценку политического режима
середины XIX в.Новая ссылка последовала в июле 1841 г., после того как
Герцен в письме к отцу нелицеприятно отозвался о полиции.
2. Выход в свет антикрепостнических произведений А.И. Герцена:
“Доктор Крупов” (1847), “Сорокаворовка” (1848).
Выявить отношение А.И. Герцена к
существующему политическому режиму.
3. 1847–1870 гг. – жизнь в эмиграции.
1853 г. – основание “Вольной русской типографии”
Обозначить цель основания типографии.
4. 1850е – 60е ее. – издание периодической печати за границей
(“Голоса из России”, “Полярная звезда”, “Колокол”)
Определить характер публицистических
изданий, ведущие идеи публикаций.
2. Определение гипотез исследования (могут быть высказаны различные гипотезы, которые проверяются в процессе
исследования).
3. Разделение на группы (4 группы).
4. Организация исследования в группах в соответствии с вопросами на основе раздаточного материала
V. Представление полученных данных, оформление выводов
Выводы оформляются тезисами.
Группы
Вопрос
1 группа Дать оценку политического
режима середины XIX в.
Тезис
“...суживание всякой гражданственности в России. Все для
государства, т. е. для престола, ничего для людей... Николай с первого
дня своего воцарения объявляет войну всякому образованию, всякому
свободному стремлению...”
2 группа Выявить отношение А.И.
Герцена к существующему
политическому режиму.
“Единственное, что мне остается, – это еще энергия борьбы, и я буду
бороться. Борьба – моя поэзия... Ко всему остальному я почти
равнодушен”
3 группа Обозначить смысл основания
типографии.
“Отчего мы молчим? Неужели нам нечего сказать? Или неужели мы
молчим оттого, что мы не смеем говорить? Дома нет места свободной
русской речи... Время печатать порусски вне России, кажется нам,
пришло...”
4 группа Определить характер
публицистических изданий,
ведущие идеи публикаций.
“На чужой стороне в далекой Англии вы, по собственным словам
вашим, возвысили голос за русский народ, угнетаемый царскою
властию, вы показали России, что такое свободное слово”
VI. Итог занятия.
Вывод по проблемному вопросу:
В чем выражалась позиция А.И. Герцена как радикала и как либерала?
VII. Рефлексия
Способствовало ли занятие по данной теме расширению и углублению знаний по предмету?
Какой вопрос вызвал наибольший интерес?
Подтвердилась или опровергнута Ваша гипотеза? Что помогло решению проблемы?
Литература
Источники:
1. Герцен А.И. Собрание сочинений в восьми томах. Том 8. – М.: Издательство “Правда”, 1975
Учебная и научнопопулярная литература:
1. История России. XIX век/ Авт.сост. Л.М. Ляшенко. – М.: Дрофа, 2002
2. Павленко Н.И. и др. Россия в конце XVIIXIX веке. – М.: Просвещение, 1997
3. Н.М. Александр Герцен – революционер, мыслитель, человек. – М.: Мысль, 1989
4. Семенов В.С. Александр Герцен. – М.: Современник, 1989
Интернетресурсы:
1. Вольная русская типография. ru.wikipedia.org
2. Герцен А.И. Краткая биография. http://www.wisdoms.ru
3. Кацва Л. Эпоха великих реформ. На пути к отмене крепостного права. http://his.1september.ru
4. Ленин В.И. Памяти Герцена. http://www.marxists.org
5. ТучковаОгарева Н.А. Воспоминания. http://az.lib.ru
6. Шнейдер К. Ранний русский либерализм середины XIX века, или К дискуссии о “призвании либерализма” в Россию.
http://gefter.ru