Русский язык 10 класс Состав слова. Морфема. Типы морфем. Чередование звуков. Словообразование.
Оценка 4.7

Русский язык 10 класс Состав слова. Морфема. Типы морфем. Чередование звуков. Словообразование.

Оценка 4.7
Разработки уроков
docx
русский язык
10 кл
20.03.2018
Русский язык 10 класс  Состав слова. Морфема. Типы морфем. Чередование звуков. Словообразование.
Тема: Состав слова. Морфема. Типы морфем. Чередование звуков. Словообразование. Цель урока: Обобщить и систематизировать материал о составе слова, о типах и функциях морфем. Формировать представление учащихся о тесной взаимосвязи морфемного и словообразовательного разборов. Проверить теоретические знания. Развивать навыки грамотного письма. Совершенствование навыков правописания
урок 5.docx
Дата:                                                     Класс: 10         урок 5 Тема: Состав слова. Морфема. Типы морфем. Чередование звуков. Словообразование.  Цель урока:  Обобщить и систематизировать материал о составе слова, о типах и функциях морфем. Формировать представление учащихся о тесной взаимосвязи морфемного и словообразовательного  разборов. Проверить теоретические знания. Развивать навыки грамотного письма. Совершенствование навыков правописания Деятельность обучающихся С помощью  разрезанных  пазлов, класс  делится  на  группы.  Демонстрируют  свои знания,  умения и навыки. Нагляднос ти Пазлы Карточки Деятельность учителя 3  мин. I. Организационный момент. Приветствует учеников. Создает  психологическую атмосферу в классе.  10  мин. II. Проверка домашней работы. Проверяет знания и умения  учащихся для подготовки к новой теме. 1) Что такое морфема? 2) Какие морфемы вы знаете? Что они обозначают? 3) В чем отличие корня от других морфем? 4) Как называются все морфемы, кроме корня? 5) Что такое однокоренные слова? Чем они отличаются от  формы слова? 6) Что такое приставка, суффикс, постфикс? 7) Что такое основа слова? 8) Для чего нужны служебные морфемы? 9) В какой части слова заключено лексическое значение? 10) Какие части слова выражают грамматическое значение? 11) Почему морфемы можно разделить на словоизменительные  (формообразующие)  и словообразовательные? 12) Какие части речи не имеют окончания?  13) Что такое нулевое окончание? Как его определить? 14) В какой части речи в слове можно выделить два окончания? 15) Вспомните орфографические правила, которые опираются на  умение выделять морфемы в слове? 20  мин. III. Актуализация знаний. Дает возможность ученикам  самостоятельно изучить тему. Индивидуально дает задания слабым ученикам Работая в группах, ученики самостоятельно изучают тему. Мозговой штурм «Стилистические возможности словообразовательных аффиксов». Задание для 1­ой и 2­ой групп: обозначить стрелочками ту стилистическую окраску, которую придают словам суффиксы, определить значение суффиксов.   Книжная стилистическая окраска ­к(а)  (зарубежка, неотложка, публичка); ­атин(а)  (кислятина, постнятина, серятина); ён(а) гулёна); ­ун(крикун, болтун);  (сластёна,   пискун, ­­уш(а)  (крикуша, плакуша); ­­аст(ый)    ушастый, горластый); ­л(а) воротила); (губастый, зубастый,  (громила, ­яш(кругляш,   кудряш, племяш) и др. ­   ость  (очевидность, картинность, плавность); Разговорная стилистическая окраска ­ств(о)  (гражданство, предательство);  ­иад(а)  (альпиниада, академиада, универсиада);  ­льн(ый) (кипятильный, красильный);  ­тельн(ый) (измерительный, окислительный);  ­изирова(ть) (кристаллизировать, витаминизировать) и др. Задание для 3­ей и 4­ой групп: обозначить стрелочками ту стилистическую окраску, которую придают словам префиксы, определить значение префиксов.   Книжная стилистическая окраска Разговорная стилистическая окраска воз­ (вос­)     возлежать, (вознегодовать, восходить, воссиять); из­   (ис­)  (изгнать, испить); низ­ (нис­)  (низводить, ниспровергнуть); наи­(наилучший); со­  (соисполнитель, соучаствовать); интер­ (интервокальный); ультра­ (ультрамодернизм, ультраправый) и др. раз­   (рас­) (раскрасавец, развеселый); про­(пробегать, прогулять, проглядеть); на­  (нарассказывать,   насочинять, надавать, напринимать). Сделайте вывод о стилистических возможностях словообразовательных средств. Вывод учащихся: Многие словообразовательные аффиксы служат не только для образования новых слов, но и одновременно определяют сферу употребления производных слов. Закрепление изученного материала 1. Работа по учебнику:. Каждая группа анализирует 3 слова из упражнения (определяет способ словообразования   и   стилистическую   принадлежность).   Представители   одной   группы   отвечают, представители других групп комментируют ответ. 2. Творческая работа в группах.  Задание   №   1   для   1­2   групп.    На   доске   написаны   слова,   образованные   с   помощью продуктивного суффикса –дром. Укажите значение суффикса. Определите, в чем состоит различие слов в первом и во втором столбиках.   Космодром Ракетодром Лунодром Вывод   учащихся:  В   первом   столбике   слова   книжные,   во   втором   –   окказионализмы   (слова, созданные в противоречии с законами словообразования; авторские новообразования, не получившие широкого   распространения).   Окказионализмы   выполняют   выразительную   функцию   (чаще   всего сатирическую) за счет нарушения стилистики словообразовательной модели. Поэтодром Собакодром Змеедром Задание № 2 для 1­2 групп: По данной модели образуйте свои окказионализмы. Задание   №   1   для   3­4   групп.    На   доске   написаны   слова,   образованные   с   помощью непродуктивного суффикса –есс. Укажите значение суффикса. Определите, в чем состоит различие слов в первом и во втором столбиках.    Принцесса Баронесса Поэтесса Вывод   учащихся:  В   первом   столбике   слова   книжные,   во   втором   –   окказионализмы. Окказионализмы выполняют выразительную функцию (чаще всего сатирическую) за счет нарушения стилистики словообразовательной модели. Критикесса Аспирантесса Гидесса Задание № 2 для 3­4 групп: По данной модели образуйте свои окказионализмы. 5  мин. IV. Закрепление урока. Закрепляет урок по методу «Мозговая  атака». Ученики активно  отвечают на  вопросы. две группы, учитывая функции выделенных морфем:                            1) слова со словоизменительными  (формообразующими)                                морфемами;                            2) слова со словообразовательными морфемами.   Делай­те, рас­трепать, леп­и­ть, величествен­ее, наи­лучший,  велич­ав­ый,  крепч­е, висе­л­а, высоч­айш­ий, счаст­лив­ый, при­чудливый,  де­маскировать, лис­ий, ярк­ий, мил­ейш­ий, красне­я. В)  «Две  минуты  на ответ».          1) Можно ли по морфеме определить часть речи? Докажите.                     ­ЕШЬ  ,   ­ИТ  ,  ­ОГО  ,  ­Л­ ,  ­ИЕ  ,  ­И И .   2) Можно ли, не определяя часть речи, правильно разобрать по составу слова   СТЕКЛО, КРАСИВО ?  Почему?   Объясните графически. Г)  В каждом ряду однокоренных слов найдите лишнее. Обоснуйте  свой выбор. Как называются такие корни?   1) Любить, любой, любовь, любитель; 2) духовность, духовный, духи; 3) долина, доля, обездолить, бездольный; 4) долгий, долго, долгота, долг; 5) плен, пленник, пленарный, пленить; 6) липа, липкий, липняк, липовый; 7) клад, кладоискатель, укладка; 8) город, городской, горожанин, загородка; 9) бурить, бурильщик, буря;         10)  воротник, воротить, возврат;           11)  мель, отмель, мельник;         12)  носить, носовой, носильщик;         13)  дорога, железнодорожный, дороговат;         14)  направо, правопорядок, (уголовное) право;         15)  делимое, подельник, делитель;         16)  молитва, молить, моль;       17)  сель, сельский, односельчане;       18)  гулять, с гулькин нос, гулянка;         19)  мина, миновать, заминировать;         20)  манная (крупа), манок, заманить. V. Подведение урока. Контролирует за результатами учебной  деятельности, осуществляемый учителем и  учащимися.  Систематизирует и обобщает совместное  достижение. Проводит  рефлексию. VI.  Домашняя работа. Объясняет выполнение домашней работы. 5  мин.  2  мин. фишки стикеры Записывают  домашнюю работу в дневниках. Итог урока:__________________________________________________________________ Положительные стороны урока:__________________________________________________ _____________________________________________________________________________ Отрицательные стороны урока:___________________________________________________ ______________________________________________________________________

Русский язык 10 класс Состав слова. Морфема. Типы морфем. Чередование звуков. Словообразование.

Русский язык 10 класс  Состав слова. Морфема. Типы морфем. Чередование звуков. Словообразование.

Русский язык 10 класс Состав слова. Морфема. Типы морфем. Чередование звуков. Словообразование.

Русский язык 10 класс  Состав слова. Морфема. Типы морфем. Чередование звуков. Словообразование.

Русский язык 10 класс Состав слова. Морфема. Типы морфем. Чередование звуков. Словообразование.

Русский язык 10 класс  Состав слова. Морфема. Типы морфем. Чередование звуков. Словообразование.

Русский язык 10 класс Состав слова. Морфема. Типы морфем. Чередование звуков. Словообразование.

Русский язык 10 класс  Состав слова. Морфема. Типы морфем. Чередование звуков. Словообразование.

Русский язык 10 класс Состав слова. Морфема. Типы морфем. Чередование звуков. Словообразование.

Русский язык 10 класс  Состав слова. Морфема. Типы морфем. Чередование звуков. Словообразование.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
20.03.2018