Тема: Упражнения в написании имён собственных.
Цели: закрепить понятие «алфавитный порядок»;
упражнять в правописании имен собственных;
развивать орфографическую зоркость, внимание, сообразительность;
воспитывать чувство уважения к труду людей разных профессий
Оборудование: презентация Power Point, компьютер, проектор, карточки с
заданиями.
Ход урока:
I. Орг. момент.
Сегодня мы с вами отправляемся в Страну Заглавных букв. Вспомните, когда мы
с вами впервые познакомились с большой буквы и что о ней узнали?
ІІ. Минутка чистописания
Посмотрите на доску и скажите, что нужно сделать, чтобы получилась понятная
фраза?
Слайд 2
СТРАНАЗАГЛАВНЫХБУКВ
Нужно разделить на слова.
Запишите. О чём надо помнить?
Начало пишу с большой буквы, в конце ставлю точку.
IIІ. Упражнения.
Прочитайте стихотворение Измайлова и подумайте, в каких строчках, на ваш
взгляд, заключена главная мысль.
Слайд 3
Буква обычная выросла вдруг,
Выросла выше всех буквподруг.
Буква расти не сама захотела,
Букве поручено важное дело.
Ставится буква у строчки в начале,
Чтобы начало все замечали.
Имя, фамилия пишутся с нею,
Чтобы заметней им быть и виднее,
Чтобы звучали громко и гордо
Имя твое, имя улицы, города.
Буква большая — совсем не пустяк!
В букве большой уважения знак!
Буква расти не сама захотела,
Букве поручено важное дело. Вот сегодня на уроке и подведем итог тому, что же пишется с большой буквы и
почему. Давайте по порядку. Найдите и прочитайте еще раз то, что мы обязаны
замечать всегда.
Задание 1. Прочитайте имена.
М
ила
иля
аша
аня
Т
ома
има
оля
аня
Н
Слайд 5
адя
юра
еля
ина
А
да
ся
ля
ня
Л
ена
ёня
ина
ида
Запишите только те имена, которые вы встретили впервые.
Задание 2. Запишите имя, образуйте от имени отчество и фамилию и запишите их
рядом. (Работа по рядам.)
Михаил, Денис, Сергей
Образец выполнения: Михаил Михайлович Михайлов
Денис Денисович Денисов
Сергей Сергеевич Сергеев
Задание 3. Вспомните былину о богатыре Илье Муромце
А задумывались ли вы над тем, Муромец — это фамилия или отчество?
Слайд 6
В чистом поле пыль поднимается,
Илья Муромец, сын Иванович,
Ко гнезду Соловьёву приближается…
Как же звать героя по имени – отчеству? Запишите.
Илья Иванович Муромец
Слайд 7
Задание 4.
Жилибыли
Дед да баба
С маленькою внучкой.
Кошку рыжую свою
Называли Жучкой.
А Хохлаткою они
Звали жеребенка.
А еще была у них Курица Буренка,
А еще у них была
Собачонка Мурка,
А еще — два козла —
Сивка да Бурка.
— Что заставило вас улыбаться?
Как смешно назывались животные. Поэт перепутал все клички.
Давайте наведем порядок и запишем правильно. Дети выполняют задание.
Вопросы к заданию:
• Почему только кошке можно дать кличку Мурка?
• Кого называют Буренкой?
• Любую ли корову можно называть так?
IV. Словарная работа
Прочитайте и назовите только те слова, которые можно писать как с маленькой,
так и с большой буквы.
Слайд 8
Ваня. Пенал. Собака. Петров. Ученик. Барсик. Сосновка. Море. Москва.
Одежда.
Каждое названное слово сначала прочитывается орфографически, затем
орфоэпически. В результате остаются слова: Ваня. Петров. Барсик. Сосновка. Моск
ва.
— Что вы можете сказать об оставшихся словах?
Эти все слова — имена собственные. Они всегда пишутся с большой буквы.
А о чем вам говорят вот эти слова: Москва, Сосновка?
Эти слова обозначают географические названия, которые всегда пишем с
большой буквы.
V. Письмо под диктовку
Дядя Фёдор и Матроскин жили в деревне Простоквашино.
Физкультминутка
VІ. Актуализация знаний
Отгадайте загадку:
33 родных сестрицы,
Писаных красавицы,
На одной живут странице,
А повсюду славятся… (алфавит)
Запишите отгадку, поставьте ударение, запомните написание и произношение
этого слова.
Из чего состоит алфавит? (Из букв). Повторим хором алфавит.
А зачем нам нужно знать алфавит? Где используются эти знания?
VІІ. Постановка учебной задачи. Работа в группах.
Помогите учителю заполнить классный журнал (1 группа), библиотекарю
расставить карточки с фамилиями писателей (2 группа), а почтальону разнести письма
по улицам (3 группа). Все списки должны быть составлены в алфавитном порядке.
Заполните таблицу (дети получают карточки с заданиями)
1 группа
Петров, Егорова, Пинчукова , Шакирова, Заведеева, Воробьёв, Семёнов, Кулькова,
Губенко, Макаров
Фамилия ученика
№
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
2 группа
Пушкин, Паустовский, Драгунский, Чуковский, Диккенс, Цыферов, Остер, Мориц,
Заходер, Лермонтов
Фамилия писателя
№
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
3 группа
Полевая, Молодёжная, Чкалова, Садовая, Матросова, Луговая, Октябрьская,
Майская, Красная, Пионерская
№
1
Название улицы 2
3
4
5
6
7
8
9
10
VІІІ. Проверка
(учащиеся в группах заполняют таблицу, а затем каждая группа сверяется с
модельным ответом, который появляется на экране).
IX. Рефлексия деятельности.
Рефлексия 1
Что я узнал на уроке? (выберите ответ, обоснуйте)
p нужного;
p интересного;
p полезного.
Рефлексия 2.
Сегодня на уроке я (мне):
p научился…
p понял…
p было интересно…
p было трудно…
Рефлексия 3.
Своей работой я:
p доволен потому что …
p не совсем доволен изза того, что…
p не доволен, потому что …
Спасибо всем за урок!
X. Домашнее задание
Русский язык 2 класс: "Упражнения в написании имён собственных".
Русский язык 2 класс: "Упражнения в написании имён собственных".
Русский язык 2 класс: "Упражнения в написании имён собственных".
Русский язык 2 класс: "Упражнения в написании имён собственных".
Русский язык 2 класс: "Упражнения в написании имён собственных".
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.