Тема: "Деепричастие как особая форма глагола. Глагольные свойства деепричастия. Наречные признаки деепричастия".
Цель урока:получить представление о деепричастии как особой форме глагола;
организовать поиск лексического и грамматического значений деепричастия как особой формы глагола; формировать умение разграничивать основное и добавочное действие;
организовать деятельность по выявлению признаков глагола и наречия у деепричастия, формировать умение отличать деепричастие от глагола и наречия;учить образовывать деепричастия от глаголов;
Дата: Класс: 7 2930 урок
Тема:Деепричастие как особая форма глагола. Глагольные свойства деепричастия. Наречные признаки
деепричастия.
Цель урока:получить представление о деепричастии как особой форме глагола;
организовать поиск лексического и грамматического значений деепричастия как особой формы глагола;
формировать умение разграничивать основное и добавочное действие;
организовать деятельность по выявлению признаков глагола и наречия у деепричастия, формировать умение
отличать деепричастие от глагола и наречия;
учить образовывать деепричастия от глаголов;
Деятельность учителя
3 мин.
I. Организационный момент
Приветствует учеников, делит класс на группы.
Формулирует цель урока.
Деятельность
обучающихся
Ученики делятся на
группы. Осмысливают
поставленную цель.
наглядности
пазлы
10 мин. Мотивация к изучению нового материала. Вызвать
интерес учащихся к новому материалу.
Проявляют интерес к
изучаемому материалу.
карточки
1. Наш урок – урок знакомства с деепричастием, и
главная задача – понять, почему деепричастие
является особой формой глагола, чем оно
отличается от причастия, глагола и других частей
речи;
каковы морфологические признаки
деепричастия и его синтаксическая роль; научиться
находить деепричастия в речи и определять их
признаки.
Проанализируйте примеры:
Листья падают и кружатся в воздухе.
Листья падают, кружась в воздухе.
Задание:
1.
2.
Разберите предложения по членам.
В каком предложении сказуемые называют
оба действия как одинаково важные, а в каком –
основное действие глагола поясняется с помощью
добавочного действия?
Ответы. В первом предложении глаголы
сказуемые называют оба действия как одинаково
важные; во втором – «падают» обозначает основное
действие, а «кружась» – добавочное.
15 мин.
III. Актуализация знаний.
1.
По методу «ДЖИГСО» научить учащихся
свободно излагать свои мысли. Предлагает ученикам
семантические карты.Грамматическое значение.
2.
3.
2. Итак, выясним грамматическое значение
Морфологические признаки.
Синтаксические признаки.
деепричастия. А для этого попытаемся выяснить,
что же оно означает.
Как вы понимаете слово «деепричастие»? Обратимся
к его строению.
Учебник
Семантические
карты
Ведут диалог друг с
другом, выполняют
творческое задание.
Демонстрируют знания,
умения. Учащиеся
заполняют
семантические карты.Деепричастие = Дее + причастие } составное
слово
Что нам уже знакомо? (причастие)
Что такое причастие?
Что может обозначать частица “дее”? К чему же
будет причастно? (к действию)
3. Вернемся к нашим предложениям.
Определите, к какому слову относится действие,
выражаемое
глаголом и деепричастиями.
Определите, к какому слову относится действие,
выражаемое глаголом и деепричастием.
Ответ. К слову «листья».
означает
первая?
Обратимся
Запомните: действие, выражаемое глаголом и
деепричастием, всегда относится к одному и тому
же предмету или лицу. Это грамматическая норма. В
слове «деепричастие» вам знакома вторая часть. А
что
к
этимологическому словарю.
Обратимся к справочному материалу.
Деепричастие произошло от двух слов: дее (от
деяти в значении делать) + причастие (ср.
причастность)
Термин был введён грамматику М. Смотрицким в
начале ХYII века. До XYII века деепричастия не
было, а была форма действительного причастия
настоящего времени. Теперь формы нет (краткая
форма образуется только от страдательного
причастия). Вот ее место и заняли деепричастия.
10 мин.
5 мин.
IV.Закрепление урока. По методу «Аквариум»
осуществляет закрепление урока.
выполните морфемный разбор деепричастий в
данных сочетаниях слов:
опустились, распрямив;
опустились, не шевеля;
поплыли, поглядывая.
Поставьте глаголы в данных сочетаниях в настоящее
и будущее время. Проверьте, изменится ли при этом
деепричастие.
(Спор об окончании: надо поставить глагол в
настоящее время и будущее, при этом
деепричастие не изменится.)
V.Итог урока
С помошью ромашки Блума формулирует выводы
урока, контролирует выполнение записей
учащимися, проводит рефлексию.
Какую цель мы поставили сегодня на уроке?
Достигли мы целей, которые ставили в начале
урока?
Как вы оцените свою работу?
Ученики обсуждают
над темой. Таким
образом,
демонстрируют свои
знания, умения, навыки.
Фиксируют и
анализируют выводы по
уроку. Оценивают свою
работу.
карточки
стикер
Дерево Блоба2 мин.
YI. Домашнее задание. Объясняет особенности
выполнения домашнего задания.
Записывают домашнее
задание в дневники.
Итог урока:_____________________________________________________________________
Положительные стороны урока:____________________________________________________
Отрицательные стороны урока:____________________________________________________
_______________________________________________________________________
Заполните таблицу
У деепричастия:
Признаки глагола Признаки наречия
1.
2.
3.
1.
2.
3.
Ответ
У деепричастия:
Признаки глагола Признаки наречия
1. Неизменяемость
1. Вид
2. Возвратность
2. Синтаксич. роль
3. Вопросы
3. Значение
4. Подведем промежуточные итоги нашей работы, сформулировав с помощью таблицы понятие о
деепричастии.
Общее значение
Добавочное действие
Что делая?
Что сделав?
Деепричастие как особая форма глагола
Морфологические
признаки
Вид
Возвратность
Переходность
Неизменяемость
Синтаксическая роль
Обстоятельство
Как? Когда? Почему? Зачем?
Управляет косвенными падежами,
поясняется наречиями. На письме
выделяется запятыми с двух сторон
Сформулируйте определение:
Деепричастие – … форма глагола, которая обозначает …, объединяет признаки … и …,
показывает, каким образом, почему, когда совершается … действие, названное глаголом
сказуемым. Деепричастие отвечает на вопросы… . Как и у глагола, у деепричастия выделяются
следующие морфологические признаки: … , а как у наречия … . В предложении деепричастие, в
основном, является … , отвечая на его вопросы … .
5. У: У деепричастия, как и у причастия, есть особые приметы – это опознавательные морфемы.
Если вы запомните суффиксы деепричастий, то избавите себя от проблем в дальнейшем:
Деепричастия несовершенного вида
Деепричастия совершенного вида
(Что делая?)
а, я, учи, ючи (в устаревших формах
слов)
крича, начиная, будучи, сидючи
(Что сделав?)
в, вши, ши (в разговорном стиле)
крякнув, улыбнувшись, снявшиТест на определение уровня.
1. Признаки каких частей речи объединяются в деепричастии? Подчеркните правильные
ответы:
а) имени существительного
б) имени прилагательного
в) глагола
г) местоимения
д) наречия
2. Что обозначает деепричастие? Подчеркните правильный ответ:
а) признак предмета;
б) признак предмета по действию;
в) основное действие;
г) добавочное действие предмета.
3. Какие грамматические признаки деепричастие берет у глагола? Подчеркните правильные
ответы:
а) вид;
б) время;
в) склонение;
г) переходность (непереходность);
д) спряжение;
е) лицо;
ж) возвратность (невозвратность).
4. Как изменяются деепричастия? Подчеркните правильный ответ:
а) по лицам и числам (спрягаются);
б) по числам и падежам (склоняются);
в) не изменяются вовсе.
5. Каким членом предложения обычно бывают деепричастия? Подчеркните правильный
ответ:
а) определением;
б) обстоятельством;
в) дополнением;
г) сказуемым.
6. Какие суффиксы участвуют в образовании деепричастий несовершенного вида?
Подчеркните правильный ответ:
а) –а, я;
б) –в, вши;
в) –ши
7. Подчеркните в рядах глагольных форм деепричастия:
а) плачущий, плача, плачет, плачь;
б) отдохнув, отдохнувший, отдохну, отдохни;
в) прикасаясь, прикасался, прикасается, прикасайся;
г) испугавшийся, испугавшись, испугаешься, испугался;
д) сойди, сойдя, сойду, сойдёт;
е) указав, указавший, указал, указать;
ж) чувствуют, чувствующий, чувствуя, чувствуем.
8. Образуйте деепричастия несовершенного вида и совершенного вида от глаголов:
Касаться ________________________________________________,
Встретить _______________________________________________.
Тест на определение уровня. КЛЮЧ1. Признаки каких частей речи объединяются в деепричастии? Подчеркните правильные
ответы:
а) имени существительного
б) имени прилагательного
в) глагола
г) местоимения
д) наречия
2. Что обозначает деепричастие? Подчеркните правильный ответ:
а) признак предмета;
б) признак предмета по действию;
в) основное действие;
г) добавочное действие предмета.
3. Какие грамматические признаки деепричастие берет у глагола? Подчеркните правильные
ответы:
а) вид;
б) время;
в) склонение;
г) переходность (непереходность);
д) спряжение;
е) лицо;
ж) возвратность (невозвратность).
4. Как изменяются деепричастия? Подчеркните правильный ответ:
а) по лицам и числам (спрягаются);
б) по числам и падежам (склоняются);
в) не изменяются вовсе.
5. Каким членом предложения обычно бывают деепричастия? Подчеркните правильный
ответ:
а) определением;
б) обстоятельством;
в) дополнением;
г) сказуемым.
6. Какие суффиксы участвуют в образовании деепричастий несовершенного вида?
Подчеркните правильный ответ:
а) –а, я;
б) –в, вши;
в) –ши
7. Подчеркните в рядах глагольных форм деепричастия:
а) плачущий, плача, плачет, плачь;
б) отдохнув, отдохнувший, отдохну, отдохни;
в) прикасаясь, прикасался, прикасается, прикасайся;
г) испугавшийся, испугавшись, испугаешься, испугался;
д) сойди, сойдя, сойду, сойдёт;
е) указав, указавший, указал, указать;
ж) чувствуют, чувствующий, чувствуя, чувствуем.
8. Образуйте деепричастия несовершенного вида и совершенного вида от глаголов:
Касаться – касаясь, коснувшись,
Встретить – встречая, встретив.
Правильно выполненным считается вопрос, если задание выполнено полностью.Ученики сверяют ответы с ключом на доске и сами определяют свой уровень:
I ур. – 1 задание
II ур. – 23 задания
III ур. – 45 заданий
IV ур. – 67 заданий
V ур. – 8 заданий
1. Задание:
I ур. – найдите деепричастия
II ур. – выделите в них словообразовательные суффиксы
IIIIV ур. – от каких глаголов они образованы? Какого они вида?
V ур. – составьте предложение с деепричастиями
Держа руку, рассмотрев внимательно, оглянувшись назад, пригибаясь к земле, веря всему,
проверив себя, доверившись другу, громко крича, опустив голову, закрыв глаза, взывая о помощи,
взявшись за руки.
2. Задание:
От данных глаголов образуйте деепричастия с помощью известных вам суффиксов (для
ІІ уровня). Составьте с ними любые словосочетания (для ІІІ уровня). Определите вид
деепричастий, обозначьте суффиксы (для ІV уровня).
Показаться, решиться, бегать, сделать, говорит, жечь, знать, тонуть, принести, вернуться,
шить, кормить, познакомиться.
3. Задание:
I ур. – списать, подчеркнуть деепричастия
II ур. – поставьте вопросы к деепричастиям, выделите их суффиксы
III ур. – установите, от каких глаголов образованы деепричастия, укажите их вид
IV ур. – укажите глагольные признаки деепричастий (вид, переходность, возвратность, каким
существительным управляет)
V ур. – составьте и запишите подобный рецепт, использовав в нем не менее 3 деепричастий
Рецепты из «Книги о вкусной и здоровой пище людоеда»
(автор: Григорий Остер)
Перечащий мальчик со сладкими перцами
Взять ни с чем не соглашающегося ребенка и, не слушая его возражений, поместить в котел со
сладкими перцами. Тушить в течение часа, не обращая внимания на гневные протесты и
возмущенные возгласы. Вывалить на тарелку вместе с перцами и, не вступая в споры, молча съесть.
Дополнительные задания
_____________________________________________________________
Выпишите деепричастия, обозначьте в них суффиксы.
Карточка 1
Печеный, соленый, облокотившись, увидели, подробно, помоему, не видя, до оврага,
заложив, на засыпанном поле, потирая, задремал, лежавшие, толпясь, толпятся, чёрные, чернея, не
двигаясь, матросский.
__________________________________________________________
Перестройте предложения, заменяя один из глаголов деепричастием. Следите за смыслом:
Карточка 21.
2.
3.
4.
5.
6.
1.
2.
3.
4.
5.
6.
1.
2.
3.
1.
2.
3.
В первую минуту он нагонял плот и кричал.
Он ни секунды не колебался и поплыл туда.
Он впал в отчаянье и не почувствовал прежней решимости.
Лали стояла на коленях и смотрела вперед.
Они были там и погибли, задохнувшись в дыму или сгорели заживо среди пылающих
Бен опасался погони и не думал ложиться.
Выпишите словосочетания «деепричастие + глагол», поставьте вопросы. Укажите вид и
Карточка 3
досок.
___
возвратность деепричастий:
Змея, заползая в кибитку, выгоняет хозяина.
Не разбивши яиц, не сделаешь яичницы.
Избавляясь от дыма, не бросайся в огонь.
Не узнав горя, не узнаешь и радости.
Изучая прошлое, поймёшь настоящее.
Посеяв ячмень, пшеницы не жди.
Карточка 4
Замените деепричастием сначала первый глагол, потом второй. Запишите предложения,
расставьте знаки препинания:
Белочка распушила хвост и прыгала по веткам.
Снег падал на землю и покрывал её пушистым ковром.
Фонарь мешал и тускло освещал улицу.
Подумайте, какие значения имеет слово ТАЯ?
Какое деепричастие может быть прилагательным? Составьте 2 предложения, используя
Карточка 5
слово как прилагательное и как деепричастие.
Найдите деепричастие, в котором было бы три Я.