Тема: Переход деепричастий в наречия.
Цель урока:
Отрабатывать умения учащихся различать слова - деепричастия и слова - наречия;
научить правильно ставить вопрос и выяснять значение (добавочное действие или образ действия);
Познакомятся с переходом деепричастий в наречия;
развивать наблюдательность и логичность в доказательстве;
воспитывать ответственное отношение к учебной деятельности
Дата: Класс: 7 35 урок
Тема: Переход деепричастий в наречия.
Цель урока:
Отрабатывать умения учащихся различать слова с дипречаастием в наречия
Познакомятся с с переход омдеепричастий в наречия.
Деятельность учителя
3
мин.
I. Организационный момент. Приветствует учеников, проверяет
готовность к уроку, желает успеха.
10
мин.
15
мин.
10
мин.
II. Проверка пройденного материала.
По методу «Попкорн» учитель организует проверку домашнего
задания.
III. Актуализация знаний
Постановка цели урока. Мотивация изучения материала.
Работа со словосочетаниями.
Найти главное и зависимое слово, определить часть речи
зависимого слова:
эстетический вкус, первое впечатление
его поклонник, оживающая картина.
Предлагает ученикам составить сложные предложения из данных
словосочетаний.
Закрепление урока. По методу «Аквариум» проводит
закрепление урока.
Деепричастие, поясняя глагол, сближается с наречием и нередко
переходит в наречие. В ущелье лёжа, Уж долго думал о смерти
птицы, о страсти к небу (М. Горький). Лёжа хлеба не добудешь
(пословица). В первом предложении лёжа – деепричастие, оно
имеет зависимое слово: лёжа г д е? в ущелье, составляет с ним
деепричастный оборот. Деепричастие можно заменить глаголом:
думал, когда лежал. Во втором предложении лёжа – наречие, оно
не имеет глагольных признаков, выражает просто обстоятельство:
не добудешь при каком условии? лёжа, без усилий. Его нельзя
заменить глаголом.
наглядно
сти
учебник
карточки
Деятельность
обучающихся
Ученики
осмысливают
поставленную
цель.
Ученики
демонстрируют
свои знания.
Ученики
самостоятельно
работают над
словосочетаниями
.
Составляют
сложные
предложения.
Ученики делают
внутренний и
внешний круг.
Внутренний
обсуждают тему, а
внешний
наблюдает за их
действиями.5
мин.
2
мин.
V.Итог урока. Организует систематизацию и обобщение
совместных достижений. Организует индивидуальную работу по
личным достижениям.
Игра «Кто, что и как?»
Игра «Фразы растерялись»
Игра «Перевертыши
Проводит рефлексию.
Что нового я узнал на уроке?
За что я могу похвалить себя?
Что мне не удалось сделать? Над чем надо поработать?
VI. Домашнее задание. Объясняет особенности выполнения
домашней работы.
фишки
стикеры
Оценивают работу
своих
одноклассников.
На стикерах
записывают свое
мнение по поводу
урока.
Записывают
домашнюю работу
в дневниках.
Итог урока:_____________________________________________________________________
Положительные стороны урока:____________________________________________________
_______________________________________________________________________________
Отрицательные стороны урока:____________________________________________________
_______________________________________________________________________
Игра «Кто, что и как?»
– Вставьте наречия, похожие на деепричастия, в данные строчки.
1. Что я? Царь или дитя? –
Говорит он не … (шутя)
2. Конями, крытыми ковром,
В санях он … правит,
И гонит всех, и давит. (стоя)
3. Вот … с ума свела
Такого молодца, –
Подумала Овца.5. Я, наверное, паша –
(раскрыв) –
(нехотя)
4. Мы долго … отступали,
Досадно было, боя ждали.
(молча)
Говорил он …,–
Я отец государю,
Вам приказ я отдаю.
(не спеша)
6. Жила царевна припеваючи,
С делами, справившись…
(играючи)
7. Вот милое дитятя
Шагнул назад …
И, опрокинувшись, упал.
(не глядя)
– Что можно сказать о знаках препинания при таких наречиях? (Они не обособляются, как
деепричастия).
Игра «Перевертыши»
Задание. Вставить деепричастия во фразеологизмы и заменить их наречиями либо
словосочетаниями с другими частями речи. Слушать … рот
Кричать … дыхания
Мчаться … язык
Работать … рукава
Работать … рукава
Работать … рук
Трудиться … спины
Решать … головы
Уйти не солоно …
Бежать … голову
(не переводя)
–(высунув) –
(спустя) –
(засучив) –
(не покладая) –
(не разгибая) –
(не теряя) –
(хлебавши) –
(сломя) –
кричать, не переставая.
мчаться быстро.
работать плохо.
работать хорошо
работать усердно.
трудиться усердно.
решать ответственно.
уйти без пользы для себя.
бежать, не думая о последствиях, внезапно, бездумно.
. Игра «Фразы растерялись»
Задание. Сформулировать верно «растерявшиеся» фразы.
Папа крепко поругал меня, намылив лоб так, что я надолго запомнил.
Ребята, пожелав мне ни пуха ни костей, уехали домой.
Решив посвоему, он так и делал, хоть палку на голове теши.
слушать внимательно.Приехав с флотской службы, Федор казался нам семи пядей в плечах.
Отбежав от ребят, он грозил показать нам, где раки ночуют.
Узнав об обмане товарища, ребята решили вывести его на чистую прорубь.
Только посмотрев на отца, Мишка струхнул, и его как ураганом сдуло с лавки.
Сильно испугавшись, можно сказать: «У меня душа в сердце ушла».
Прослыв честным человеком, Дмитрий никогда не кривил умом.
Сытно поев и выспавшись, мальчик подумал, что он теперь будет, как сыр в молоке кататься, живя
у родственников матери.
Выйдя на субботник, люди трудились не покладая лопат, все, от мала до больших.