Русский язык 8 класс Нормы согласования, управления, примыкания

  • Разработки уроков
  • docx
  • 12.03.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Тема: Нормы согласования, управления и примыкания. 16 урок Цель: определить основные нормы подчинительной связи в словосочетаниях. Задачи: 1. обучающие: - изучить особенности словосочетаний, нормы подчинительной связи (согласования, управления, примыкания); - сформировать умение пересказывать научный текст; различать понятия; - формирование орфографической зоркости; 2. развивающие: - создать условия для развития УУД: сравнивать, сопоставлять, делать выводы; - продолжить развитие творческих способностей; - формирование орфографической зоркости; Методы работы: устная, письменная. Формы работы: индивидуальная, фронтальная.
Иконка файла материала урок 16.docx
Тема: Нормы согласования, управления и примыкания.  16 урок  Цель: определить основные нормы подчинительной связи в словосочетаниях. Задачи:  1 обучающие: ­ изучить особенности словосочетаний, нормы подчинительной связи (согласования, управления,  примыкания); ­ сформировать умение пересказывать научный текст; различать понятия; ­ формирование орфографической зоркости; 2.  развивающие: ­ создать условия для развития УУД: сравнивать, сопоставлять, делать выводы; ­ продолжить развитие творческих способностей; ­ формирование орфографической зоркости; Методы работы   Формы работы: индивидуальная, фронтальная.  : устная, письменная. 1 Организационный момент. Проверить готовность учащихся к началу урока. 2 Актуализация знаний. Что такое словосочетание? Как связаны слова в словосочетании? На какие две группы делятся слова в словосочетании? По своей структуре словосочетания делятся? По главному слову словосочетания делятся? Дайте характеристику, приведите  примеры. Назовите способы подчинительной связи в словосочетаниях. Дайте им  характеристику. Приведите примеры. 3 Проверка домашнего задания. Работа в группах: каждой группе предлагается один список слов с заданием: Укажите варианты, в которых отсутствуют словосочетания. Свой ответ  аргументируйте. Р.р. 1. а) на письменном столе 2. а) постучать в дверь б) корабль отплыл б) жить по­новому в) прыгнули с моста в) вследствие опоздания г) громко засмеялся г) в первых рядах 3. а) платье в клетку 4. а) будем работать б) проснуться утром б) сидел молча в) пропущенный урок в) сомневаться в сказанном г) бить баклуши Вывод (записываем в тетради для подготовки к экзаменам): Поскольку в  подчинительном словосочетании обязательно есть главное и зависимое слово, не всякое  г) за интересной книгойсоединение слов служит строительным материалом для предложения; не являются  словосочетаниями: 1) подлежащее и сказуемое, поскольку здесь налицо предикативные отношения,  возникающие только в предложении: Пришла пора; 2) сочетание самостоятельного слова со служебным: около подъезда, перед снегопадом,  мимо клумбы, в течение урока, во время каникул, пусть говорят, давайте запишем и т.п.; 3) сочетания слов в составе фразеологизмов, поскольку в устойчивых выражениях каждое  слово утратило самостоятельное значение: нести околесицу, с гулькин нос, притча во  языцех, разделать под орех, шарашкина контора, на кудыкину гору и т.п.; 4) составные словоформы: более светлый, менее трудно, будет ходить, лучше всех, важнее  всего. Упражнение 1. Укажите с помощью условных значков главные и зависимые слова в  данных словосочетаниях. Запишите по образцу. Зелёные деревья, сад весной, каждый из друзей, придуманный кем­то, красный от холода,  макароны по­флотски, освещённые лучами, очень смешно, жить припеваючи, из поездки  возвратившись, известный немногим, довольно весело, живущий рядом, сотая доля, просить  запомнить, попавшие на конкурс, нужно увидеть, задержавшись допоздна, что­то большое,  храбро сражающийся, гонимый ветром, двадцать карандашей, возбуждающий интерес,  восемьдесят лет, радостно улыбнувшись. Самостоятельная работа 1. Выполните тестовые задания. Укажите варианты, в которых отсутствуют  словосочетания. 1. а) к голубому вагончику 2. а) заглянуть в окно б) состав прибыл б) сделать по­старому в) наблюдали с балкона в) будут цвести г) низко нагнулся г) на ярких лепестках 3. а) дом с колоннами 4. а) вопреки предсказаниям б) молча переглянуться б) сидел сгорбившись в) выполненное задание в) во всём сомневаться г) все обрадовались г) с обаятельной соседкой. 5. а) падающий снег 6. а) снежинка на рукаве б) лететь в окна б) самый глубокий в) несмотря на запрет в) узорчатый край г) поднять высоко г) совсем холодная Самостоятельная работа 2. 1. В каком ряду во всех словосочетаниях главным словом является имясуществительное? а) Гонимый ветром, трепещущая рыба, клеящий обои; б) сваренный картофель, оберегающий детей, храбро сражающийся; в) поющие птицы, возбуждающий интерес, унесённый ветром; г) поставленные вопросы, хранимые рукописи, дремлющий лев. 2. В каком ряду во всех словосочетаниях главным словом является причастие? а) Рассказывающий о книге, сеющие в мае, скакал на коне; б) тяжело дышащие, любимый детьми, хранимый в сарае; в) проникающий вглубь, нарисованный фломастером, хлопочущая хозяйка; г) бегающий по комнате, подготовленный к использованию, утрачивая значение. 3. В каком ряду во всех словосочетаниях главным словом является деепричастие? а) Пробежав по полю, позаботившись о родителях, прекрасно понимая; б) кокетничая с приятелем, прослушав лекции, смотрю в окна; в) простояв на ветру, неожиданно заболеть, стелющийся понизу; г) сдерживая раздражение, пройтись пешком, показавшись вдали. 4. В каком ряду во всех словосочетаниях главным словом является имя  прилагательное? а) С радостным восторгом, подогретый на сковороде, взлелеянный любовью; б) интересный для окружающих, красный от мороза, вялый из­за болезни; в) добрый по натуре, дружеские отношения, выращенный в теплице; г) похожий на родителей, пятый с краю, сваренный в кастрюле. ***  4 Изучение нового материала. Способы подчинительной связи между словами. Существует три главных способа  подчинительной связи между компонентами словосочетания: согласование, управление,  примыкание. Согласование ­ такой способ подчинительной связи слов, при котором зависимое слово  уподобляется главному в формах рода, числа и падежа: молодая березка, в кипящую воду, о нашем друге, первому снегу и т.п. Главное слово: существительное. Зависимое слово (всегда изменяется по родам, числам и падежам): прилагательное,  причастие, местоимение, порядковое числительное. При склонении изменяется как главное, так и зависимое слово: морской берег, морского  берега, морскому берегу и т.д. Управление ­ такой способ подчинительной связи, при котором главное слово требует от  зависимого постановки в определенном падеже с предлогом или без предлога: рубить (что?)  дрова; веря (во что?) в дружбу; дружба (с кем?) с одноклассниками; доволен (кем?) тобой;  связанный (из чего?) из шерсти; двое (из кого?) из них, троим (из кого? из скольких?) из пяти и т.п. Главное слово: глагол и его формы (причастие, деепричастие), существительное,  прилагательное, числительное. Зависимое слово (всегда изменяется по числам и падежам): существительное,  местоимение, числительное. При изменении формы главного слова зависимое не изменяется, стоит в определённой  форме: помогать отцу, помогал отцу, помогал бы отцу, поможем отцу и т.д. Примечание. 1. В сочетании слов типа три дерева (с неодушевленным существительным) числительное вим. и вин.падежах управляет существительным, а в остальных падежах согласуется с ним.  То есть, в словосочетании три дуба способ связи ­ управление, в словосочетаниях трёх  дубов, трём дубам, тремя дубами (о) трёх дубах ­ согласование. 2. В сочетаниях типа три дочери (с одушевленным существительным) управление  наблюдается только в им. падеже, а в остальных падежах ­ согласование. То есть, в  словосочетании три девочки способ связи ­ управление, в словосочетаниях трёх девочек,  трём девочкам, тремя девочками, (о) трёх девочках ­ согласование. Примыкание ­ такой способ подчинительной связи, при котором зависимое слово связано с  главным только по смыслу и интонационно: внимательно слушать; собираться уехать; идти  не оглядываясь; яйца всмятку; желание учиться; цвета беж; юбка мини и т.п. Главное слово: глагол, деепричастие, причастие, наречие, прилагательное,  существительное. Зависимое слово: любое неизменяемое знаменательное слово (наречие, деепричастие,  инфинитив, сравнительная форма, неизменяемое прилагательное, притяжательное  местоимение). Примечание. 1. Притяжательные местоимения его, ее, их не изменяются и являются зависимыми словами  в словосочетаниях с примыканием: его книга, ее слова, их дети. Притяжательные  местоимения отвечают на вопросы чей? чья? чьё? чьи? и обозначают принадлежность. 2. Их следует отличать от личных местоимений его, её, их (обозначают объект, стоят в  форме В.п.),которые являются зависимыми словами в словосочетаниях с управлением: вижу (кого?) его, окликнул (кого?) ее, вызвал (кого?) их. Подсказки для тех, кому трудно: 1) чтобы найти словосочетание с согласованием, надо выделить в предложении слово  адъективной структуры (отвечающее на вопрос какой?), а затем найти слово, от которого  оно зависит; 2) поиск словосочетания с управлением ­ это поиск слова (с предлогом или без),  отвечающего на падежный вопрос (кого? чего? кому? чему? и т.д.), а затем установление  главного слова, чаще всего глагола или существительного; 3) найти словосочетание с примыканием можно, отыскав неизменяемое слово, а затем  установив слово, от которого оно зависит. Компоненты словосочетания могут быть отделены друг от друга. В этом случае объединить  слова в словосочетание помогает вопрос. Например, в предложении И голос у [мамы] был нежный и бархатный, как будто нарочно созданный для таких  чудесных песен (Л.Чарская) находим словосочетание с управлением ­ созданный (для  чего?) для песен. 5 Закрепление. Укажите неправильный вариант ответа. 1. Согласование а) думать о будущем б) решающий ученик 4. Согласование а) в сиреневом облаке б) с огромным букетом в) к следующему понедельнику в) цветущую сиреньг) от дурных мыслей г) растущие в саду 2. Управление а) праздник весны 5. Управление а) пусть светит б) солнечным утром б) работа над ошибками в) виться над головой в) смеясь над собой г) заглянувший в парк г) рассказанная на уроке 3. Примыкание а) очень приятно 6. Примыкание а) обижаться по­прежнему б) разговаривать сидя б) крикнуть громко в) прищурив глаза в) пришёл заранее г) уехал на отдых г) решил прогуляться Из предложений выпишите словосочетания с указанным видом связи. 1. Никогда, бывало, отец его, направляясь в лес, не забудет этого компаса. (Согласование.) 2. Кто не пробовал в жизни своей осеннюю клюкву и сразу бы хватил весенней, у него бы дух захватило от кислоты. (Примыкание.) 3. Митраша сразу успокоился, и друзья пошли по дороге. (Управление.) 4. Болотная сырость, казалось, проникла сквозь тело к костям и студила их. (Согласование.) 5. К этому вою давно уже прислушивался волк Серый помещик: (Управление.) 6. И Травка в ответ на слова человека тихонечко поползла. (Примыкание.) 7. Собака, начав делать свой круг по елани, с чем­то там встретилась. (Согласование.) 8. Совсем недалеко стояла и смотрела на неё большая рыжая собака. (Управление.) 9. Когда вода начинает спадать, плодородный ил нашего чернозёма садится на старую траву, и весь луг на необозримом пространстве становится чёрно­бархатным. (Примыкание.) 10. После родителей всё их хозяйство досталось детям: изба пятистенная, корова Зорька,  телушка Дочка, коза Дереза, безыменные овцы, куры, золотой петух Петя и поросёнок Хрен. (Примыкание.) Как избежать ошибок, наиболее распространённых в речи современного человека  Зная правила построения словосочетаний, легче избегать наиболее распространённых в речи современного человека ошибок. В конструкциях с управлением часто встречаются  следующие ошибки: 1) употребление предложного сочетания вместо беспредложной конструкции: *установить о причинах аварии (правильно: установить причины); *не касаться к этим вопросам  (правильно: не касаться этих вопросов); *оплатить за проезд (правильно: оплатить  проезд); 2) беспредложная конструкция вместо предложного сочетания: *характерная им  особенность (правильно: характерная для них особенность); 3) неправильный выбор предлога: *партнер в игре в гольф (правильно: партнер по игре в  гольф); 4) смешивается управление в словосочетаниях с близкими по смыслу словами:   вера во что­либо ­ уверенность в чём­либо; заслуживать чего­либо ­ заслужить что­либо; ***  ***               идентичный чему­либо ­ сходный с чем­либо; обидеться на что (кого­) ­либо ­ обижен чем (кем­) ­либо; обрадоваться чему­либо ­ обрадован чем­либо; обращать внимание на что­либо ­ уделять внимание чему­либо; опираться на что­либо ­ базироваться на чём­либо; отзыв о чём­нибудь ­ рецензия на что­либо ­ аннотация на что­либо; превосходство над чем­либо (кем­либо) ­ преимущество перед чем­либо (кем­либо); предостеречь от чего­либо ­ предупредить о чем­либо; препятствовать чему­либо ­ тормозить что­либо; различать что и что ­ отличать что от чего; рассердиться на что (кого­) ­либо ­ рассержен чем (кем­)­либо; свойственный чему­либо ­ характерный для чего­либо; удивлён чем­либо ­ удивляться чему­либо; упрекать в чём­либо ­ осуждать за что­либо; уплатить за что­либо ­ оплатить что­либо. 6 Подведение итогов. Что вы сегодня узнали? Какие нормы подчинительной связи вам стали известны? 7 Домашнее задание. _______________  _______________ ***

Посмотрите также