План-конспект учебного занятия
Учебная дисциплина / Профессиональный модуль___Русский язык_______
Тема раздела программы _Лексика и фразеология _________________
Тема учебного занятия __Фразеологизмы. Отличие фразеологизма от слова.
Цель:
образовательная:
- повторение и обобщение материала по таким разделам русского языка, как лексика, фразеология, работа по закреплению понятий: лексическое значение, исконно русские и заимствованные слова, синонимы, фразеологизм, пословицы, антонимы.
развивающая:
-коммуникативную компетенцию обучающихся;
-речь, память, внимание, вербально-логическое мышление, аналитико-синтетическую деятельность обучающихся;
-умения сравнивать, обобщать, классифицировать, работать со словарями и другими источниками ;
воспитывающая:
-самостоятельность, умение сопереживать за товарища;
-стремление совершенствовать речевое мастерство, повышать речевую культуру;
-интерес к русскому языку;
-формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации.
Результаты:
метапредметные:
-владение всеми видами речевой деятельности: аудированием, чтением (пониманием), говорением, письмом;
-владение языковыми средствами – умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства; использование приобретенных знаний и умений для анализа языковых явлений на межпредметном уровне;
-применение навыков сотрудничества со сверстниками;
-овладение нормами речевого поведения в различных ситуациях межличностного и межкультурного общения;
-готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных
источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;
-умение извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов, справочной литературы, средств массовой информации, информационных и коммуникационных технологий (далее–ИКТ) для решения когнитивных, коммуникативных и организационных задач в процессе изучения русского языка.
предметные:
-владение навыками самоанализа и самооценки на основе наблюдений за собственной речью;
-владение умением анализировать текст с точки зрения наличия в нем явной и скрытой, основной и второстепенной информации.
Тип учебного занятия систематизации знаний__________________________
Технология проблемного обучения, __ИКТ-технология __________________
Материально-техническое обеспечение занятия компьютер, мультимедийный проектор______________________________________________________
Межпредметные и внутрипредметные связи: информатика, детская литература с практикумом по выразительному чтению_________________
Продолжительность учебного занятия _1ч.30 мин_____________________
Этап учебного занятия* |
Содержание деятельности преподавателя (задания студентам, вопросы, комментарии преподавателя, тезисы теоретического материала и пр.) |
Деятельность обучающихся |
Организационные формы работы |
Методы/ приемы работы |
Этап мотивации |
(Перед началом занятия столы в аудитории расставляются заранее на четыре группы: «Лингвисты», «Воспитатели», «Языковеды», « Художники». Зайдя в кабинет, студент сам определяет себе место с точки зрения психологического комфорта). На столах находятся индивидуальные маршруты с заданиями для групп, инструкции по выполнению заданий, алгоритм оценивания работы в малой группе, таблички с названиями групп). Приветствие. Проверка готовности к уроку. Выявление отсутствующих. Просмотр видеоролика «Сказка о фразеологизмах» (не полностью) (http://old.irkpo.ru/apps/Resource.aspxсм) Задание: Что вы можете отметить необычного в речи автора видеоролика? Ответ: Речь автора насыщена фразеологизмами. |
формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками к самостоятельному поиску. |
Коллективная |
|
Этап актуализациии фиксирования индивидуаль-ного затруднения в пробном учебном действии |
Создание проблемной ситуации Чтение четверостиший преподавателем, студенты слушают. Дружнее этих двух
ребят Товарищ твой
просит украдкой Фальшивят, путают
слова, Задание 1.: Что же объединяет эти четверостишья? Запишите фразеологизмы. Задание 2.: Из приведённых слов (слова представлены на слайде) составьте пары: многозначные слова, синонимы, омонимы, антонимы орфография, над, острый (нож), карьер (глубокий), под, (скакать) в карьер, острый (язык), правописание., язычок (замка), лингвистика, совершенный (вид), языкознание, оптимизм, язычок (ботинка), пессимизм, совершенный (человек). Проверка по слайду Что вы можете определить общего в данных заданиях? Различного? Какие словосочетания нельзя прочитать по отдельности? Как вы думаете, почему? Как вы считаете, какова тема нашего занятия? Озвучивание темы занятия (показ на слайде) Чтение эпиграфа занятия. П.: «Исходя из всего сказанного выше , попробуйте сформулировать цели нашего занятия» Цели занятия (показ слайда) |
Анализировать, сравнивать, классифицировать (подводить под понятие), обобщать, делать выводы)
Повторение и обобщение материала по разделу русского языка - лексика, работа по закреплению понятий: лексическое значение, исконно русские и заимствованные слова, синонимы, фразеологизм, антонимы.
Высказывать предположения на основе наблюдений. Формулировать тему, цели занятия |
Коллективная
Индивидуальная
Коллективная
Коллективная |
Проблемная ситуация
Проблемно-поисковый метод
|
Этап закрепления с проговариванием во внешней речи |
Используя материалы учебников Антонова Е.С., Воителева Т.М. Русский язык : учебник для учреждений нач. и сред. проф. образов. учреждений , 2012 ; Земский А.М., Крючков С.Е., Светлаев, С.В. Русский язык, 2007 г., составить сообщение «Что я знаю о фразеологизмах», а также выполненное заранее домашнее задание «Составление кластера по теме «Лексика и фразеология»» |
1. Повторить и обобщить материал по таким разделам русского языка, как лексика, фразеология, работа по закреплению понятий: лексическое значение, исконно русские и заимствованные слова, синонимы, фразеологизм, пословицы, антонимы. 2.Пользоваться разными видами чтения (ознакомительное, изучающее чтение), опираясь на механизмы и приёмы читательской деятельности. 3.Анализировать, обобщать, строить рассуждения. 4.Владеть монологической речью; адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач. 5. Слушать и слышать других, осуществлять речевую рефлексию. |
Работа в парах |
Составление рассказа |
|
Работа в группах «Лингвисты», «Воспитатели», «Языковеды», «Художники» Выступления групп (с выполненными заданиями по предложенному индивидуальному маршруту с заданиями) См. Приложение 1 (группа «Лингвисты») См. Приложение 2 ( группа «Языковеды») См. Приложение 3 ( группа «Воспитатели») См. приложение 4 (группа 4 «Художники). По ходу выступления групп остальные обучающиеся записывают в рабочие тетради по дисциплине выводы, сделанные группами. |
1. Пользоваться разными видами чтения (ознакомительное, изучающее чтение), опираясь на механизмы и приёмы читательской деятельности. 2. Анализировать, обобщать, строить рассуждения. 3.Систематизировать и представлять полученную информацию в виде схемы. 4. Владеть монологической речью; адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач. 5.Слушать и слышать других, осуществлять речевую рефлексию. 6. Воспитание самостоятельности, умения сопереживать за товарища; стремления совершенствовать речевое мастерство, повышать речевую культуру; интерес к русскому языку. 7.Формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации. 8. Развитие коммуникативной компетенции обучающихся; речи, памяти, внимания, вербально-логического мышления, аналитико-синтетической деятельности обучающихся, умения сравнивать, обобщать, классифицировать, работать со словарями и другими источниками. |
Групповая |
Самостоятельная работа, наблюдение, сбор новых фактов, частично-поисковый метод, исследователь-ский метод, сбор новых фактов |
этап рефлексии учебной деятельности на занятии |
После заслушивания выступлений групп модератор группы оценивает деятельность одногруппников согласно алгоритму оценивания.( см. Приложение 5) Выберите любой вариант начала фразы и продолжите предложение: сегодня я узнал… было интересно… было трудно… я выполнял задания… я понял, что… теперь я могу… я почувствовал, что… я приобрел… я научился… у меня получилось … я смог… я попробую… меня удивило… урок дал мне для жизни… мне захотелось… |
Оценивание своей деятельности согласно алгоритму оценивания работы в группах
|
Групповая |
Прием «Незаконченное предложение» |
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.