Русский язык и культура речи ( конспекты лекций)
Оценка 4.9

Русский язык и культура речи ( конспекты лекций)

Оценка 4.9
Лекции
doc
русский язык
10 кл—11 кл
16.04.2017
Русский язык и культура речи ( конспекты лекций)
"Русский язык и культура речи" ( конспекты лекций)
Публикация является частью публикации:
русский язык и культура речи лекции.doc

План-конспект учебного занятия

 

Учебная дисциплина / Профессиональный модуль___Русский язык_______

Тема раздела программы _Лексика и фразеология _________________

Тема учебного занятия __Фразеологизмы. Отличие фразеологизма  от слова.

Цель:

образовательная:

- повторение и обобщение материала по таким разделам русского языка, как лексика, фразеология, работа по закреплению понятий: лексическое значение, исконно русские и заимствованные слова, синонимы, фразеологизм, пословицы, антонимы.

развивающая:

-коммуникативную компетенцию обучающихся;

-речь, память, внимание, вербально-логическое мышление, аналитико-синтетическую деятельность обучающихся;

-умения  сравнивать, обобщать, классифицировать, работать со словарями и другими источниками ;

 воспитывающая:

-самостоятельность, умение сопереживать за товарища;

-стремление совершенствовать речевое мастерство, повышать речевую      культуру;

-интерес к русскому языку;

-формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию  информации.

Результаты:

метапредметные:

-владение всеми видами речевой деятельности: аудированием, чтением (пониманием), говорением, письмом;

-владение языковыми средствами – умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства; использование приобретенных знаний и умений для анализа языковых явлений на межпредметном уровне;

-применение навыков сотрудничества со сверстниками;

-овладение нормами речевого поведения в различных ситуациях межличностного и межкультурного общения;

-готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных

источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;

-умение извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов, справочной литературы, средств массовой информации, информационных и коммуникационных технологий (далее–ИКТ) для решения когнитивных, коммуникативных и организационных задач в процессе изучения русского языка.

предметные:

-владение навыками самоанализа и самооценки на основе наблюдений за собственной речью;

-владение умением анализировать текст с точки зрения наличия в нем явной и скрытой, основной и второстепенной информации.

Тип учебного занятия систематизации знаний__________________________

Технология проблемного обучения, __ИКТ-технология __________________

Материально-техническое обеспечение занятия компьютер, мультимедийный проектор______________________________________________________

Межпредметные и внутрипредметные связи: информатика, детская литература с практикумом по выразительному чтению_________________

Продолжительность учебного занятия _1ч.30 мин_____________________

 

Этап учебного занятия*

Содержание деятельности преподавателя

(задания студентам, вопросы, комментарии преподавателя, тезисы теоретического материала и пр.)

Деятельность

обучающихся

Организационные формы работы

Методы/ приемы работы

Этап мотивации

(Перед началом занятия  столы в аудитории расставляются заранее  на четыре группы:    «Лингвисты», «Воспитатели», «Языковеды», « Художники». Зайдя в кабинет, студент сам определяет себе место с точки зрения психологического комфорта).

На столах находятся индивидуальные маршруты с заданиями для групп, инструкции по выполнению заданий, алгоритм оценивания работы в малой группе, таблички с названиями групп).

Приветствие. Проверка готовности к уроку. Выявление отсутствующих.

Просмотр видеоролика «Сказка о фразеологизмах»

(не полностью) (http://old.irkpo.ru/apps/Resource.aspxсм)

Задание: Что вы можете отметить необычного в речи автора видеоролика?

Ответ: Речь автора насыщена фразеологизмами.

формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками к самостоятельному поиску.

Коллективная

 

Этап актуализациии фиксирования индивидуаль-ного затруднения в пробном учебном действии

Создание проблемной ситуации

Чтение четверостиший  преподавателем, студенты слушают.

Дружнее этих двух ребят
На свете не найдешь.
О них обычно говорят:
Водой не разольешь.

Товарищ твой просит украдкой
Ответы списать из тетрадки
Не надо! Ведь этим ты другу
Окажешь медвежью услугу.

Фальшивят, путают слова,
Поют кто в лес, кто по дрова.
Ребята слушать их не станут:
От этой песни уши вянут.

Задание 1.: Что же объединяет эти четверостишья?

Запишите  фразеологизмы.

Задание 2.: Из приведённых слов (слова представлены на слайде) составьте пары: многозначные слова, синонимы, омонимы, антонимы

орфография, над, острый (нож), карьер (глубокий), под, (скакать) в карьер, острый (язык), правописание., язычок (замка), лингвистика, совершенный (вид), языкознание, оптимизм, язычок (ботинка), пессимизм, совершенный (человек).

Проверка по слайду

Что вы можете  определить общего в данных заданиях? Различного?

Какие словосочетания нельзя прочитать по отдельности?

Как вы думаете, почему?

Как вы считаете, какова тема нашего занятия?

Озвучивание темы занятия (показ на слайде)

Чтение эпиграфа занятия.

П.: «Исходя из всего сказанного выше , попробуйте сформулировать цели нашего занятия»

Цели  занятия (показ слайда)

Анализировать, сравнивать, классифицировать (подводить под понятие), обобщать, делать выводы)

 

 

 

 

 

 

 

Повторение и обобщение материала по разделу русского языка - лексика,  работа по закреплению понятий: лексическое значение, исконно русские и заимствованные слова, синонимы, фразеологизм, антонимы.

 

 

Высказывать предположения на основе наблюдений.

Формулировать тему, цели занятия

Коллективная

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Индивидуальная

 

 

Коллективная

 

 

Коллективная

Проблемная ситуация

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Проблемно-поисковый метод

 

 

Этап закрепления с проговариванием во внешней речи

Используя материалы учебников Антонова Е.С., Воителева  Т.М. Русский язык : учебник для учреждений нач. и сред. проф. образов. учреждений , 2012 ; Земский А.М.,  Крючков С.Е.,  Светлаев,  С.В. Русский язык, 2007 г., составить сообщение «Что я знаю о фразеологизмах», а также выполненное заранее домашнее задание  «Составление кластера по теме «Лексика и фразеология»»

1. Повторить  и обобщить материал по таким разделам русского языка, как лексика, фразеология, работа по закреплению понятий: лексическое значение, исконно русские и заимствованные слова, синонимы, фразеологизм, пословицы, антонимы.

2.Пользоваться разными видами чтения (ознакомительное, изучающее чтение), опираясь на механизмы и приёмы читательской деятельности.

3.Анализировать, обобщать, строить рассуждения.

4.Владеть монологической речью; адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач.

5. Слушать и слышать других, осуществлять речевую рефлексию.

Работа в парах

Составление рассказа

 

Работа в группах «Лингвисты», «Воспитатели», «Языковеды», «Художники»

Выступления групп (с выполненными заданиями по предложенному индивидуальному маршруту с заданиями)

См. Приложение 1 (группа «Лингвисты»)

См. Приложение 2 ( группа «Языковеды»)

См. Приложение 3 ( группа «Воспитатели»)

См. приложение 4  (группа 4 «Художники).

По ходу выступления групп остальные обучающиеся записывают в  рабочие тетради по дисциплине выводы, сделанные группами.

1. Пользоваться разными видами чтения (ознакомительное, изучающее чтение), опираясь на механизмы и приёмы читательской деятельности.

2. Анализировать, обобщать, строить рассуждения.

3.Систематизировать и представлять полученную информацию в виде схемы.

4. Владеть монологической речью; адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач.

5.Слушать и слышать других, осуществлять речевую рефлексию.

6. Воспитание самостоятельности, умения сопереживать за товарища;

стремления совершенствовать речевое мастерство,  повышать   речевую      культуру;

интерес к русскому языку.

7.Формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию             информации.

8. Развитие коммуникативной  компетенции обучающихся;

речи, памяти, внимания, вербально-логического мышления,                   аналитико-синтетической деятельности обучающихся, умения

сравнивать, обобщать, классифицировать, работать со словарями и другими источниками.

Групповая

Самостоятельная работа, наблюдение, сбор новых фактов, частично-поисковый метод, исследователь-ский метод, сбор новых фактов 

этап рефлексии учебной деятельности на занятии

После заслушивания выступлений групп модератор группы оценивает деятельность одногруппников согласно алгоритму оценивания.( см. Приложение 5)

Выберите любой вариант начала фразы и продолжите предложение:

сегодня я узнал…

было интересно…

было трудно…

я выполнял задания…

я понял, что…

теперь я могу…

я почувствовал, что…

я приобрел…

я научился…

у меня получилось …

я смог…

я попробую…

меня удивило…

урок дал мне для жизни…

мне захотелось…

Оценивание своей деятельности согласно алгоритму оценивания работы в группах

 

Групповая

Прием «Незаконченное предложение»

 


 

Скачано с www.znanio.ru

План-конспект учебного занятия

План-конспект учебного занятия

ИКТ) для решения когнитивных, коммуникативных и организационных задач в процессе изучения русского языка

ИКТ) для решения когнитивных, коммуникативных и организационных задач в процессе изучения русского языка

На столах находятся индивидуальные маршруты с заданиями для групп, инструкции по выполнению заданий, алгоритм оценивания работы в малой группе, таблички с названиями групп)

На столах находятся индивидуальные маршруты с заданиями для групп, инструкции по выполнению заданий, алгоритм оценивания работы в малой группе, таблички с названиями групп)

Запишите фразеологизмы. Задание 2

Запишите фразеологизмы. Задание 2

Используя материалы учебников

Используя материалы учебников

Слушать и слышать других, осуществлять речевую рефлексию

Слушать и слышать других, осуществлять речевую рефлексию

Слушать и слышать других, осуществлять речевую рефлексию

Слушать и слышать других, осуществлять речевую рефлексию

Развитие коммуникативной компетенции обучающихся; речи, памяти, внимания, вербально-логического мышления, аналитико-синтетической деятельности обучающихся, умения сравнивать, обобщать, классифицировать, работать со словарями и другими источниками

Развитие коммуникативной компетенции обучающихся; речи, памяти, внимания, вербально-логического мышления, аналитико-синтетической деятельности обучающихся, умения сравнивать, обобщать, классифицировать, работать со словарями и другими источниками

После заслушивания выступлений групп модератор группы оценивает деятельность одногруппников согласно алгоритму оценивания

После заслушивания выступлений групп модератор группы оценивает деятельность одногруппников согласно алгоритму оценивания
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
16.04.2017