Язык по своей специфике и социальной значимости – явление уникальное: он является средством общения и воздействия, средством хранения и усвоения знаний, средоточием духовной культуры народа, основной формой проявления национального и личностного самосознания и, наконец, первоэлементом художественной литературы как словесного искусства. В силу этого обстоятельства язык имеет только ему присущий статус среди других школьных предметов.
Курс русского языка в начальной школе – часть единого непрерывного курса обучения, поэтому он ориентирован на предмет и цели обучения русскому языку в основной школе. Предметом обучения в основной школе является современный русский литературный язык в его реальном функционировании. Цели обучения русскому языку в основной школе:
1) развитие и совершенствование всех видов речевой деятельности:
чтения, письма, слушания, говорения;
2) формирование элементарной лингвистической компетенции. Исходя из этого, назначение предмета «Русский язык» в начальной школе состоит в том, чтобы заложить основу формирования функционально грамотной личности, обеспечить языковое и речевое развитие ребёнка, помочь ему осознать себя носителем языка.
Цель определяется как развитие личности ребёнка средствами предмета «Русский язык», а именно
Русский язык
(рабочая программа для учащихся 14 классов)
I. Пояснительная записка
Язык по своей специфике и социальной значимости – явление
уникальное: он является средством общения и воздействия,
средством хранения и усвоения знаний, средоточием духовной
культуры народа, основной формой проявления национального и
личностного
первоэлементом
художественной литературы как словесного искусства. В силу этого
обстоятельства язык имеет только ему присущий статус среди
других школьных предметов.
самосознания
наконец,
Курс русского языка в начальной школе – часть единого
непрерывного курса обучения, поэтому он ориентирован на предмет и
цели обучения русскому языку в основной школе. Предметом обучения
в основной школе является современный русский литературный язык в
его реальном функционировании. Цели обучения русскому языку в
основной школе:
и,
1) развитие и совершенствование всех видов речевой деятельности:
чтения, письма, слушания, говорения;
2) формирование элементарной лингвистической компетенции.
Исходя из этого, назначение предмета «Русский язык» в начальной
школе состоит в том, чтобы заложить основу формирования
функционально грамотной личности, обеспечить языковое и речевое
развитие ребёнка, помочь ему осознать себя носителем языка.
Цель определяется как развитие личности ребёнка средствами
предмета «Русский язык», а именно
– формирование у учащихся представления о языке как
составляющей
знаково
символического и логического мышления на базе основных положений
науки о языке (познавательная цель);
картины мира;
целостной
научной
– формирование коммуникативной компетенции (социокультурная
цель).
В соответствии с этой целью ставятся задачи:
1) развитие у детей патриотического чувства по отношению к род
ному языку: любви и интереса к нему, осознания его красоты и
эстетической ценности, гордости и уважения к языку как части
русской национальной культуры;
2) осознание себя носителем языка, языковой личностью, которая
находится в постоянном диалоге (через язык и созданные на нём тексты)
с миром и с самим собой;
3) формирование у детей чувства языка; 4
) воспитание потребности пользоваться всем языковым богатством (а
значит, и познавать его), совершенствовать свою устную и письменную
речь, делать её правильной, точной, богатой;
5) сообщение
необходимых
знаний
и формирование
учебноязыковых, речевых и правописных умений и навыков,
необходимых для того, чтобы правильно, точно и выразительно
говорить, читать и писать на родном языке.
В период обучения грамоте дети проходят пропедевтический курс
русского языка по учебнику «Букварь» и прописям «Мои волшебные
1пальчики», учебнику «Русский язык», 1й класс.
Описание ценностных ориентиров
содержания учебного предмета
Одним из результатов обучения русскому языку является осмысление
и интериоризация (присвоение) учащимися системы ценностей.
Ценность добра – осознание себя как части мира, в котором люди
соединены бесчисленными связями, в том числе с помощью языка;
осознание постулатов нравственной жизни (будь милосерден, поступай
так, как ты хотел бы, чтобы поступали с тобой).
Ценность общения – понимание важности общения как значимой
составляющей жизни общества, как одного из основополагающих
элементов культуры.
Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности
жизни, на осознании себя частью природного мира. Любовь к природе –
это и бережное отношение к ней как среде обитания человека, и
переживание чувства её красоты, гармонии, совершенства. Воспитание
любви
тексты
художественных и научнопопулярных произведений литературы.
и бережного отношения к природе через
Ценность красоты и гармонии – осознание красоты и гармоничности
русского языка, его выразительных возможностей.
в
основе
Ценность истины – осознание ценности научного познания как части
культуры человечества, проникновения в суть явлений, понимания
закономерностей,
явлений;
приоритетности знания, установления истины, самого познания как
ценности.
социальных
лежащих
Ценность семьи. Понимание важности семьи в жизни человека;
осознание своих
корней; формирование эмоциональнопозитивного
отношения к семье, близким, взаимной ответственности, уважение к
старшим, их нравственным идеалам.
Ценность труда и творчества – осознание роли труда в жизни
человека,
целеустремлённости,
ответственности, самостоятельности, ценностного отношения к труду в
целом и к литературному труду, творчеству.
организованности,
развитие
Ценность гражданственности и патриотизма – осознание себя как
члена общества, народа, представителя страны, государства; чувство
ответственности за настоящее и будущее своего языка; интерес к
своей стране: её истории, языку, культуре, её жизни и её народу.
Ценность человечества – осознание себя не только гражданином
России, но и частью мирового сообщества, для существования и
прогресса которого необходимы мир, сотрудничество, толерантность,
уважение к многообразию иных культур и языков.
Нормативные и аналитические основания составления рабочих программ
Рабочая программа по предмету _______________ составлена в
соответствии с нормативноправовыми документами, определяющими содержание
общего образования:
1. Федеральным Законом «Об образовании в РФ» от 29.12.2012 №273ФЗ;
2. Приказом Минобразования и науки РФ от 13.12.2013 № 1342 «Об утверждении
порядка организации и осуществления образовательной деятельности по
2основным общеобразовательным программам образовательным программам
начального общего, основного общего и среднего общего образования»;
3. Приказом Минобразования и науки РФ от 05.03.2004 № 1089 (в ред. от
19.10.2009, с изм. от 31.01.2012) «Об утверждении федерального компонента
государственных образовательных стандартов начального общего, основного
общего и среднего (полного) общего образования»;
4. Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «6»
октября 2009 г. № 373, зарегистрирован в Минюсте РФ 22 декабря 2009 г.,
регистрационный N 15785 «Федеральный государственный образовательный
стандарт начального общего образования»;
5. Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской
Федерации от 29.12.2010 № 02600 (Зарегистрирован Минюстом России
03.03.2011 № 23290) «Об утверждении СанПиН 2.4.2.282110 «Санитарно
эпидемиологические требования
к условиям и организации обучения в
образовательных учреждениях»;
6. Приказом Министерства образования и науки РФ от 26.11.2010 г. № 1241 «О
внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт
начального общего образования, утвержденный приказом Министерства
образования и науки РФ от 6.10.2009 №373»
Приказом Министерства образования и науки РФ от 31.01.2012 г. № 69 «О
внесении изменений
в федеральный компонент государственных
образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего
(полного) общего образования, утвержденный приказом Министерства
образования РФ от 5.03. 204 № 1089»
7.
8. Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от
31.03.2014 года № 253 «Об утверждении федеральных перечней учебников,
рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в
образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы
общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 20142015
учебный год»;
(вместе
9. Письмом Минобрнауки РФ от 24.11.2011 № МД1552/03 «Об оснащении
и учебнолабораторным
общеобразовательных учреждений учебным
оборудованием
«рекомендациями по оснащению
общеобразовательных учреждений учебным и учебнолабораторным
оборудованием, необходимым для реализации федерального государственного
образовательного стандарта основного общего образования, организации
проектной деятельности,
моделирования и технического творчества
обучающихся»)»;
с
10. Письмом Министерства образования и науки РФ от 25.06.2010 №ИК1090/03
«Об использовании учебников с электронными приложениями»
11. Примерной основной образовательной программой начального общего
образования (с изменениями в ред от 2013 года: Примерная основная
образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа /
[сост. Е. С. Савинов]. — 4е изд., перераб. — М. : Просвещение, 2013. — 223 с.
— (Стандарты второго поколения). —
УДК 37.01,
ББК 74.26, ISBN 9785090264167, Издательство «Просвещение», 2010, 2013
«Просвещение», 2010, 2013)
ISBN 9785090264167.
12. Законом Свердловской области от 15 июля 2013 года №78ОЗ "Об образовании
в Свердловской области". Изменения и поправки. 02.07.2014 Закон
3Свердловской области от 30 июня 2014 года №65ОЗ "О внесении изменений
Закон Свердловской области "Об образовании в Свердловской области".
13. Письмом Министерства общего и профессионального образования
Свердловской области от 06.04.2010г. № 59 «О внесении изменений в
образовательные программы, учебные планы общеобразовательных учреждений
Свердловской области»;
14. Постановлением Правительства Свердловской области от 2 августа 2005 г. №
618ПП «Об утверждении положения о порядке финансирования, связанного с
организацией начального общего, основного общего, среднего (полного) общего
образования детей на дому».
которые
федеральный государственный
образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный
приказом Министерства образования и науки РФ от 06 октября 2009г. № 373,
утвержденными приказом Министерства образования и науки РФ от 22
сентября 2011 г. № 2357.
15. Изменениями,
16. Программой развития школы на 2011 – 2015 г.;
17. Образовательной программой школы на 2013 – 2017гг.;
18. Основной образовательной программой школы. Начальное общее образование;
19. Уставом школы и лицензией Министерства общего и профессионального
вносятся
в
образования Свердловской области (от 12 марта 2008 г. №249778).
II. Общая характеристика учебного предмета
В курсе русского языка реализуются следующие сквозные линии
развития учащихся средствами предмета.
Линии, общие с курсом литературного чтения:
1) овладение функциональной грамотностью на уровне предмета
(первичные навыки работы с информацией);
2) овладение техникой чтения, приёмами понимания и анализа
3) овладение умениями, навыками различных видов устной и
текстов;
письменной речи.
Линии, специфические для курса «Русский язык»:
4) приобретение и систематизация знаний о языке как основы
речевой деятельности;
5) дальнейшее овладение родным языком;
6) овладение орфографией и пунктуацией;
7) раскрытие воспитательного потенциала русского языка;
8) развитие чувства языка.
Для достижения целей обучения и решения поставленных задач
используется УМК по русскому языку: учебники («Букварь»,
«Русский язык» 1–4 кл.; тетради «Проверочные и контрольные
работы по русскому языку»; «Дидактический материал по русскому
языку» и др.).
В курсе «Обучение грамоте» обеспечивается пропедевтика
изучения курса русского языка.
Из области фонетики дети знакомятся с понятием звук в
сопоставлении с буквой, звуками гласными и согласными; согласными
звуками звонкими и глухими, твёрдыми и мягкими; с ударением,
ударными и безударными гласными; с делением слова на слоги; с
обозначением мягкости согласных на письме с помощью букв е, ё, и,
4ю, я, ь; наблюдают случаи несоответствия написания и произношения
(буквосочетания жи–ши, чу–щу, ча–ща, безударные гласные). Дети
учатся произносить звуки, слушать звучащее слово, соотносить
произношение и написание, делать слогозвуковой и звуко
буквенный анализ слов.
В период обучения грамоте закладываются основы для развития у
орфографической зоркости. Проходит ознакомление с
детей
явлениями и понятиями из области словообразования: в процессе
наблюдения и практической работы со словом дети осознают, что в
слове выделяются части; знакомятся с корнем, однокоренными
словами, суффиксом, приставкой, графическим обозначением этих
частей слова, наблюдают за
приставочным и суффиксальным
способами образования слов.
В ходе рассредоточенной лексической работы дети наблюдают за
тем, что слова называют предметы, их признаки; действия людей,
животных и предметов; осознают, что каждое слово чтото означает,
то есть имеет значение; что значений у одного слова может быть
несколько. Постоянно ведётся наблюдение над сочетаемостью слов в
русском языке, над особенностями словоупотребления.
Из
области
морфологии
первоклассники
получают
первоначальное представление о существительных, прилагательных,
глаголах и личных местоимениях (без
введения понятий); о
предлогах; учатся ставить вопросы от слова к слову, различать
предлоги и приставки.
также
синтаксические понятия, как
предложение,
учатся правильно писать и
пунктуационно
и
произносить предложения с правильной интонацией. В ходе чтения
текстов «Букварь» идёт целенаправленное формирование у них
типа правильной читательской деятельности.
текст. Дети
оформлять простые предложения,
Вводятся
читать
такие
Разделы «Предложение» и «Текст»
В курсе русского языка в начальной школе ведущим направлением
учебной деятельности детей является овладение письменной речью,
культурой письменного общения (естественно, наряду с развитием
умений чтения, говорения и слушания). Поэтому в ряду основных
разделов, изучаемых в каждом классе, – разделы
«Предложение» и «Текст».
В 1м классе, после завершения курса обучения грамоте, дети
повторяют и систематизируют знания о предложении и тексте,
оформлении предложения на письме.
Во 2м классе дети закрепляют признаки предложения
(предложение состоит из слов, выражает законченную мысль,
слова в предложении связаны по смыслу; в предложении от слова к
слову можно задать вопрос), знакомятся с повествовательной,
вопроси тельной и восклицательной интонацией; совершенствуют
умение правильно орфографически и пунктуационно оформлять
предложения на письме (писать 1е слово с заглавной буквы,
ставить в конце предложения точку,
восклицательный,
вопросительный знак или многоточие); читать и произносить их с
правильной интонацией; конструировать предложения из слов.
Углубляется понятие о тексте (текст состоит из предложений,
предложения в тексте связаны по смыслу, у текста есть заглавие; по
заглавию можно определить, о чём будет говориться в тексте). Дети
учатся отличать текст от набора предложений, анализировать
5соотносить его
с содержанием и
заглавие,
главной мыслью,
самостоятельно озаглавливать текст и его части. Систематически
при работе с текстом идёт формирование у детей типа
правильной читательской деятельности по той же технологии, что
и на уроках литературного чтения: дети учатся самостоятельно
осмысливать текст до чтения, во время чтения и после чтения. Это
обеспечивает единство подхода к работе с текстом и формирование
одного из важнейших навыков – навыка осознанного чтения.
вопросительными
повествовательными,
восклицательными
В 3м классе расширяется понятие о предложении: дети
и
знакомятся
с
побудительными,
невосклицательными
предложениями, с их использованием в разных речевых ситуациях;
с логическим ударением и его ролью в речи; учатся выделять из
предложений словосочетания, т.е. практически осваивают понятие о
главных и
связи слов в предложении.
второстепенных
дифференциации
последних). Дети учатся находить в предложениях подлежащее и
сказуемое, видеть второстепенные члены предложения и понимать их
роль в речи.
Вводится понятие о
предложения
членах
(без
и
Дети знакомятся с однородными членами предложения,
с
интонацией перечисления; узнают, что однородными могут быть как
главные члены предложения, так и второстепенные, что связываются
между собой однородные члены с помощью интонации, а также с
помощью союзов (и, а, но) или без помощи союзов. Формируется
умение ставить запятые в предложениях с однородными членами.
Внимание детей
роль знаков
препинания: они помогают правильно выразить мысль и понять
написанное, то есть помогают письменному общению.
на смысловую
обращается
Все полученные знания и умения делают возможным и логичным
введение понятия о сложном предложении на примере бессоюзной
конструкции из двух частей и начало развития умения ста вить
запятую между частями сложного предложения.
В течение всего учебного года продолжается развитие читательских
умений детей на материале текстов учебника, формирование типа
правильной
чтении
художественных и учебнонаучных текстов. Вводится понятие
абзаца как смысловой части текста.
деятельности
читательской
В 4м классе продолжается развитие названных выше
синтаксических, пунктуационных и речевых умений. Развивается
умение
на доступном уровне производить синтаксический разбор
простого и сложного предложений, вычленять словосочетания из
предложения. Дети знакомятся
что части сложного
предложения могут соединяться с помощью союзов и, а, но (на
примере сложных предложений, состоящих из двух частей).
с тем,
Вводится понятие предложения с прямой речью на примере
простейшей конструкции «слова автора плюс прямая речь».
Развивается умение ставить знаки препинания в предложениях с
прямой речью, которая следует за словами автора, а также умение
ставить запятую в сложном предложении из двух частей с союзами и,
а, но или без союзов и в простом предложении с однородными
членами (с союзами и, а, но или без союзов). Внимание детей
постоянно обращается на роль знаков препинания: они помогают
понять смысл написанного предложения, текста.
На материале текстов учебника продолжается развитие умений
чтения, формирование типа правильной
слушания
при
и
6