Русский язык в 4 классе.Тема: Дательный падеж
– Развитие умений устанавливать признаки дательного падежа и определять изученные падежи (И., В., Р., Д.п.) имён существительных в тексте.
Этапы урока соблюдены, объяснение заданий и физминутка проведена. Цель урока достигнута. Дети в уроке заинтересованы. С удовольствием выполняли задания.Русский язык в 4 классе.Тема: Дательный падеж
Тема: Дательный падеж
– Развитие умений устанавливать признаки дательного падежа и определять изученные падежи (И., В., Р., Д.п.) имён существительных в тексте.
Этапы урока
. Ι
Актуализаци
я знаний.
Ход урока
1 2 3 1
– Откройте тетрадь. – Что надо записать? (Дату.)
Комментированная запись числа. – Напишите «Классная работа».
Языковая разминка.
– Прочитайте скороговорку (выводится на слайде с помощью проектора).
Простоквашу дали Клаше,
Недовольна Клаша:
Не хочу я простокваши,
Дайте просто каши.
– В этой скороговорке встречаются имена существительные во всех изученных нами падежах: в И.п., в Р.п., в Д.п., в В.п.
– Над существительными появляются названия падежей. (Простоквашу – В.п., Клаше – Д.п., Клаша – И.п., простокваши – Р.п., каши – Р.п.)
1. Запись под диктовку с обозначением орфограмм.
У берёзки вьюга посеребрила светлые косы.
2. Синтаксический разбор и выписывание словосочетаний.
3. Морфологический разбор слова косы.
4. Определить падежи всех имён существительных.
– Какие падежи не встретились?
– Образовать такие же падежные формы от слова берёзка (устно).
Расшифруйте следующую запись:
II.
Формулирова
ние
проблемы.
1 3 3
– Мы сегодня ознакомимся с падежом, про который Лежебокин, герой стихотворения Георгия Граубина, сказал:
«Такой падеж…
Я с детства не терплю:
Давать,
Делиться чемнибудь
С друзьями
Не люблю».
– Правильно, речь идёт о дательном падеже.
– Давайте составим план урока.
Дети вместе с учителем составляют план.
– Что мы сейчас с вами делали? (Формулировали тему урока. Составляли план.)
Формирование УУД,
ТОУУ (технология оценивания
учебных успехов)
Познавательные УУД
1. Развиваем умения извлекать
информацию из схем, иллюстраций,
текстов.
2. Представлять информацию в виде
схемы.
3. Выявлять сущность, особенности
объектов.
4. На основе анализа объектов
делать выводы.
5. Обобщать и классифицировать по
признакам.
6. Ориентироваться на развороте
учебника.
7. Находить ответы на вопросы в
иллюстрации.
Регулятивные УУД
1. Развиваем умение высказывать
своё предположение на основе
работы с материалом учебника.
2. Оценивать учебные действия в
соответствии с поставленной
задачей.
.
© ООО «Баласс», 2014
1III.
Открытие
новых
знаний.
IV. Развитие
умений.
4 5 6 2 3
1. «Что мы знаем о дательном падеже».
– Расскажите, что вы знаете о дательном падеже.
Один ученик устно рассказывает о дательном падеже, приводит примеры словосочетаний с существительным в дательном падеже.
Другой ученик начинает заполнять на доске таблицу: в столбик записывает вопросы, вспомогательное слово.
2. Работа на доске (на слайде представлено предложение).
– Прочитайте предложение, вставьте подходящие предлоги.
Туристы шли … реке … лесу (к, по).
Правило с. 127
3. Работа с таблицей в учебнике.
с. 127 после упр. 145.
– Может ли употребляться дательный падеж без предлога? Приведите пример.
Упр. 146 – сравнение таблиц для В.п., Р.п. и Д.п.
– Вспомните предлоги, которые употреблялись с В.п. и Р.п. (см. с. 121, 124 и 127).
– Сравните предлоги, с которыми употребляются все три падежа. Повторяются ли предлоги?
– Какой вывод можно сделать? (Предлог помогает определить падеж.)
4. История названия «дательный» падеж.
Упр. 144.
– Просмотрите текст этого упражнения, не читая его.
– Какую информацию вы надеетесь получить из этого упражнения?
– Прочитайте текст более внимательно. Оправдались ли ваши
предположения? Что нового узнали из текста?
– С каким словом тесно связано название «дательный»?
– Вот как эту мысль проиллюстрировал поэт.
Если б я названия
Падежам давал,
Я б тогда дарительным
Дательный назвал!
(Т. Рик)
3
4 5 6 1 3
1. Работа в учебнике.
Упр. 145.
Первые два словосочетания записываются на доске, остальные – с комментированием и самостоятельно.
– Какие окончания бывают у имён существительных в дательном падеже?
Самостоятельное составление и запись предложений с однородными членами. Проверка коллективная: ученик рисует схему на доске, остальные зачитывают
предложения, соответствующие ей.
2. Игра «Кто получил подарки?».
– Я прочитаю предложение, а вы определите, кто из зверей получил подарок. Запомните: это слово должно стоять в дательном падеже. Я дарю крокодилу сапоги,
бегемотикам по ботикам, кошке гармошку, мартышкам по книжке. (Подарки получили крокодил, бегемотики, кошка и мартышки.)
– А теперь проверим, кто самый внимательный. Назовите, какие подарки получили звери.
– В каком падеже стоят эти существительные? (В В.п.)
– Почему это не И.п., ведь можно задать вопрос кто? что? [Эти слова не называют того, кто дарит, они не являются подлежащим – подлежащее я (дарю).]
3. Упр. 147 – развивается умение определять изученные падежи имён существительных.
Выполняется по заданию. Проверка коллективная.
Коммуникативные УУД
1. Развиваем умение слушать и
понимать других.
2. Строить речевое высказывание в
соответствии с поставленными
задачами.
3. Оформлять свои мысли в устной
форме.
4. Умение работать в паре.
Личностные результаты
1. Развиваем умения выказывать
своё отношение к героям, выражать
свои эмоции.
2. Оценивать поступки в
соответствии с определённой
ситуацией.
3. Формируем мотивацию к
обучению и целенаправленной
познавательной деятельности.
V. Итог
урока.
4 4
– Мне удалось…
Мне стало понятно…
Я понял сегодня, что…
© ООО «Баласс», 2014
2Упр. 5, с. 135–136.
VI.
Домашнее
задание.
© ООО «Баласс», 2014
3