Русский язык в 4 классе.Тема: Именительный и винительный падежи
– Развитие умений отличать сходные формы И.п. и В.п., определять падеж существительных (преимущественно И.п. или В.п.) в тексте.
– Дальнейшее овладение языком на основе освоения его важных категорий и знакомства с их происхождением, развитие языкового чувства с опорой на знания о других языках.
Этапы урока соблюдены, объяснение заданий и физминутка проведена. Цель урока достигнута. Дети в уроке заинтересованы. С удовольствием выполняли задания.Русский язык в 4 классе.Тема: Именительный и винительный падежи
Тема: Именительный и винительный падежи
– Развитие умений отличать сходные формы И.п. и В.п., определять падеж существительных (преимущественно И.п. или В.п.) в тексте.
– Дальнейшее овладение языком на основе освоения его важных категорий и знакомства с их происхождением, развитие языкового чувства с опорой на знания о других языках.
Этапы урока
Ход урока
Формирование УУД,
ТОУУ (технология оценивания учебных
успехов)
Ι
. Актуализация знаний.
II. Формулирование проблемы.
1 2 3 1
– Откройте тетрадь. – Что надо записать? (Дату.)
Комментированная запись числа. – Напишите «Классная работа».
Два ученика у доски, изменить по падежам звезда и звезды, выделить окончания
задания № 4 из рабочей тетради.
– Как вы определяли падеж существительного на ветвях? (Нашли слово, от которого зависит это существительное, задали двойной вопрос,
выделили окончание, по вопросам и окончанию определили падеж.)
Письмо по памяти.
Дорожка домой
Мне мила с детских лет.
Дорожки знакомой
Красивее нет!
Задания после записи (можно сократить для экономии времени):
1) Обозначить орфограммы в словах и между словами.
2) Записать по два слова с орфограммойбуквой согласного, которая не встретилась в тексте. (Группа, коллектив, ненастный,
окрестность, рассмешил, длинный.)
3) Определить, в каких падежах употреблено в тексте слово дорожка.
– Как вы это сделали?
1 3 3
Используется мотивирующий приём.
Поворот судьбы удивительный:
Изучаем мы падеж именительный,
И винительный падеж надо знать,
От именительного отличать.
(Т. Рик)
– Сформулируйте своими словами основную проблему урока. (Как отличить именительный падеж от винительного?)
Проблемная ситуация.
Упр. 132 – представлены две точки зрения на определение падежа слова рассказ.
– Кто из ребят прав?
– Согласны ли вы с объяснениями ребят? Предложите, если необходимо, свой вариант.
– Почему возникли разногласия в определении падежа существительного рассказ? (Существительное отвечает в разных падежах на один и
тот же вопрос что?)
– Что общего есть у существительного рассказ с существительными город, остров? (Являются неодушевлёнными, м.р., ед.ч.)
– Сформулируйте проблемный вопрос.
– Уточните проблемную задачу, которую предстоит решить на уроке. (Как отличить И.п. от В.п., если формы совпадают и отвечают на
вопрос что?)
– Давайте составим план урока.
Дети вместе с учителем составляют план.
– Что мы сейчас с вами делали? (Формулировали тему урока. Составляли план.)
Познавательные УУД
1. Развиваем умения извлекать информацию из
схем, иллюстраций, текстов.
2. Представлять информацию в виде схемы.
3. Выявлять сущность, особенности объектов.
4. На основе анализа объектов делать выводы.
5. Обобщать и классифицировать по признакам.
6. Ориентироваться на развороте учебника.
7. Находить ответы на вопросы в иллюстрации
Регулятивные УУД
1. Развиваем умение высказывать своё
предположение на основе работы с материалом
учебника.
2. Оценивать учебные действия в соответствии с
поставленной задачей.
3. Прогнозировать предстоящую работу
(составлять план).
4. Осуществлять познавательную и личностную
рефлексию.
Коммуникативные УУД
1. Развиваем умение слушать и понимать других.
2. Строить речевое высказывание в соответствии
с поставленными задачами.
3. Оформлять свои мысли в устной форме.
4. Умение работать в паре.
© ООО «Баласс», 2014
1Личностные результаты
1. Развиваем умения выказывать своё отношение
к героям, выражать свои эмоции.
2. Оценивать поступки в соответствии с
определённой ситуацией.
3. Формируем мотивацию к обучению и
целенаправленной познавательной деятельности.
III. Открытие новых знаний.
4 5 6 2 3
1. Беседа.
– Что вы знаете об именительном падеже?
– Почему именительный падеж получил такое название?
– Прочитайте об этом текст и ответьте на вопрос.
а) Упр. 130 – представлено происхождение названия «именительный» падеж.
– Прочитайте текст ознакомительным чтением. (Обратите внимание на выделенные слова. Попробуйте ответить на поставленный вопрос:
почему именительный падеж получил такое название?)
– Прочитайте ещё раз внимательно.
Беседа после чтения.
– На какие вопросы вы нашли ответы в тексте? (Где родилось слово «имя»? Как звучит название этого падежа в других языках? Что значит
слово именительный? В чём преимущество этого падежа? И т.д.)
– Приведите примеры употребления имён существительных в именительном падеже.
б) Упр. 131 – развивается умение соотносить именительный падеж и член предложения – подлежащее. Выполняется по «шагам» в задании.
– Сделайте вывод, каким членом предложения является существительное в И.п. (Имя существительное в именительном падеже в
предложении является подлежащим.)
2. Актуализация и углубление знаний о винительном падеже.
Беседа.
– Назовите вопросы винительного падежа.
– Почему этот падеж мог получить такое название?
– Оказывается, объект действия, обозначенный именем существительным в В.п., является причиной, вызывающей само действие (читать
книгу). Некоторые учёные находят связь названия падежа со словом «вина».
3. Поиск решения.
1) Упр. 133 – предлагается материал для выведения правила разграничения И.п. и В.п., имеющих сходные формы (с нулевым окончанием).
– Прочитайте выделенные слова.
– Можно ли сразу у них определить падеж? Почему? (Нулевое окончание, нет предлогов, вопрос что? можно задать и к И.п., и к В.п.)
Побуждающий диалог.
– Что же нужно сделать ещё, чтобы правильно определить падеж этих существительных? (Определить, каким членом предложения
являются.)
– Выполняйте.
Подводящий диалог.
– Подчеркните главные члены предложения.
– Каким членом предложения являются выделенные слова в каждом примере?
Сделайте промежуточный вывод: как отличить подлежащее от второстепенного члена предложения? (Подлежащие обозначает того, кто
производит действие, это лицо (предмет) – производитель действия, оно тесно связано со сказуемым.)
– Кто производитель действия в двух первых примерах, а в примерах под цифрой 2, 3? Подчеркните подлежащее.
– Какой падеж у существительного, если оно является подлежащим? (И.п.)
– А если это второстепенный член предложения? (В.п.) Докажите. (Задают двойной вопрос к существительным остров, город, рассказ.)
– Сделайте вывод: как отличить в предложении И.п. от сходного с
ним В.п. (Определить, каким членом предложения является слово; если подлежащим – И.п., если второстепенным членом – В.п.)
2) Проверка предположений с опорой на вывод в рамке учебника.
Чтение 1го абзаца правила (с. 120).
3) Продолжение поиска.
Предлагается материал для разграничения падежей с предлогом и без предлога. V. Итог урока. 4 4
– Мне удалось..
Стало понятно…
Я понял…. VI. Домашнее задание. 1. Упр. 3, с. 118. Задание № 5, тема 5 в рабочей тетради.
© ООО «Баласс», 2014
2Тема: Именительный и винительный падежи
– Развитие умений отличать сходные формы И.п. и В.п., определять падеж существительных (преимущественно И.п. или В.п.) в тексте.
– Дальнейшее овладение языком на основе освоения его важных категорий и знакомства с их происхождением, развитие языкового чувства с опорой на знания о других языках.
Этапы урока
Ход урока
Формирование УУД,
ТОУУ (технология оценивания учебных
успехов)
Ι
. Актуализация знаний.
II. Формулирование проблемы.
1 2 3 1
– Откройте тетрадь. – Что надо записать? (Дату.)
Комментированная запись числа. – Напишите «Классная работа».
Два ученика у доски, изменить по падежам звезда и звезды, выделить окончания
задания № 4 из рабочей тетради.
– Как вы определяли падеж существительного на ветвях? (Нашли слово, от которого зависит это существительное, задали двойной вопрос,
выделили окончание, по вопросам и окончанию определили падеж.)
Письмо по памяти.
Дорожка домой
Мне мила с детских лет.
Дорожки знакомой
Красивее нет!
Задания после записи (можно сократить для экономии времени):
1) Обозначить орфограммы в словах и между словами.
2) Записать по два слова с орфограммойбуквой согласного, которая не встретилась в тексте. (Группа, коллектив, ненастный,
окрестность, рассмешил, длинный.)
3) Определить, в каких падежах употреблено в тексте слово дорожка.
– Как вы это сделали?
1 3 3
Используется мотивирующий приём.
Поворот судьбы удивительный:
Изучаем мы падеж именительный,
И винительный падеж надо знать,
От именительного отличать.
(Т. Рик)
– Сформулируйте своими словами основную проблему урока. (Как отличить именительный падеж от винительного?)
Проблемная ситуация.
Упр. 132 – представлены две точки зрения на определение падежа слова рассказ.
– Кто из ребят прав?
– Согласны ли вы с объяснениями ребят? Предложите, если необходимо, свой вариант.
– Почему возникли разногласия в определении падежа существительного рассказ? (Существительное отвечает в разных падежах на один и
тот же вопрос что?)
– Что общего есть у существительного рассказ с существительными город, остров? (Являются неодушевлёнными, м.р., ед.ч.)
– Сформулируйте проблемный вопрос.
– Уточните проблемную задачу, которую предстоит решить на уроке. (Как отличить И.п. от В.п., если формы совпадают и отвечают на
Познавательные УУД
1. Развиваем умения извлекать информацию из
схем, иллюстраций, текстов.
2. Представлять информацию в виде схемы.
3. Выявлять сущность, особенности объектов.
4. На основе анализа объектов делать выводы.
5. Обобщать и классифицировать по признакам.
6. Ориентироваться на развороте учебника.
7. Находить ответы на вопросы в иллюстрации
Регулятивные УУД
1. Развиваем умение высказывать своё
предположение на основе работы с материалом
учебника.
2. Оценивать учебные действия в соответствии с
поставленной задачей.
3. Прогнозировать предстоящую работу
(составлять план).
4. Осуществлять познавательную и личностную
рефлексию.
Коммуникативные УУД
1. Развиваем умение слушать и понимать других.
© ООО «Баласс», 2014
3вопрос что?)
– Давайте составим план урока.
Дети вместе с учителем составляют план.
– Что мы сейчас с вами делали? (Формулировали тему урока. Составляли план.)
2. Строить речевое высказывание в соответствии
с поставленными задачами.
3. Оформлять свои мысли в устной форме.
4. Умение работать в паре.
III. Открытие новых знаний.
4 5 6 2 3
1. Беседа.
– Что вы знаете об именительном падеже?
– Почему именительный падеж получил такое название?
– Прочитайте об этом текст и ответьте на вопрос.
а) Упр. 130 – представлено происхождение названия «именительный» падеж.
– Прочитайте текст ознакомительным чтением. (Обратите внимание на выделенные слова. Попробуйте ответить на поставленный вопрос:
почему именительный падеж получил такое название?)
– Прочитайте ещё раз внимательно.
Беседа после чтения.
– На какие вопросы вы нашли ответы в тексте? (Где родилось слово «имя»? Как звучит название этого падежа в других языках? Что значит
слово именительный? В чём преимущество этого падежа? И т.д.)
– Приведите примеры употребления имён существительных в именительном падеже.
б) Упр. 131 – развивается умение соотносить именительный падеж и член предложения – подлежащее. Выполняется по «шагам» в задании.
– Сделайте вывод, каким членом предложения является существительное в И.п. (Имя существительное в именительном падеже в
предложении является подлежащим.)
2. Актуализация и углубление знаний о винительном падеже.
Беседа.
– Назовите вопросы винительного падежа.
– Почему этот падеж мог получить такое название?
– Оказывается, объект действия, обозначенный именем существительным в В.п., является причиной, вызывающей само действие (читать
книгу). Некоторые учёные находят связь названия падежа со словом «вина».
3. Поиск решения.
1) Упр. 133 – предлагается материал для выведения правила разграничения И.п. и В.п., имеющих сходные формы (с нулевым окончанием).
– Прочитайте выделенные слова.
– Можно ли сразу у них определить падеж? Почему? (Нулевое окончание, нет предлогов, вопрос что? можно задать и к И.п., и к В.п.)
Побуждающий диалог.
– Что же нужно сделать ещё, чтобы правильно определить падеж этих существительных? (Определить, каким членом предложения
являются.)
– Выполняйте.
Подводящий диалог.
– Подчеркните главные члены предложения.
– Каким членом предложения являются выделенные слова в каждом примере?
Сделайте промежуточный вывод: как отличить подлежащее от второстепенного члена предложения? (Подлежащие обозначает того, кто
производит действие, это лицо (предмет) – производитель действия, оно тесно связано со сказуемым.)
– Кто производитель действия в двух первых примерах, а в примерах под цифрой 2, 3? Подчеркните подлежащее.
– Какой падеж у существительного, если оно является подлежащим? (И.п.)
– А если это второстепенный член предложения? (В.п.) Докажите. (Задают двойной вопрос к существительным остров, город, рассказ.)
– Сделайте вывод: как отличить в предложении И.п. от сходного с
ним В.п. (Определить, каким членом предложения является слово; если подлежащим – И.п., если второстепенным членом – В.п.)
2) Проверка предположений с опорой на вывод в рамке учебника.
Чтение 1го абзаца правила (с. 120).
3) Продолжение поиска.
© ООО «Баласс», 2014
4Предлагается материал для разграничения падежей с предлогом и без предлога.
Упр. 134 – развивается умение отличать формы И.п. и В.п. с опорой на функцию подлежащего и второстепенного члена, а также на предлог.
Методическая рекомендация: особое внимание следует уделить второму примеру: в нём представлен дополнительный критерий для
разграничения И.п. и В.п. – предлог.
– Назовите во 2м отрывке выделенное слово в В.п., в И.п. Сравните: на море, море.
– Есть ли у существительных в именительном падеже предлоги?
– Сделайте вывод.
4) Проверка предположений.
Чтение 2го абзаца правила (с. 120).
– Что узнали нового? Запишите предлоги винительного падежа.
– Передайте содержание каждой части правила с помощью схем, включив в них ключевые слова.
IV. Развитие умений.
3
4 5 6 1 3
Работа в учебнике.
1. Упр. 135 – развивается умение находить имена существительные в тексте и отличать В.п. с предлогом и без предлога от И.п. Работа с
таблицей в упр. 135 на с. 121.
2. Упр. 136 – развивается умение определять разные падежи имён существительных с опорой на предлоги. Самостоятельная работа с
коллективной проверкой.
Личностные результаты
1. Развиваем умения выказывать своё отношение
к героям, выражать свои эмоции.
2. Оценивать поступки в соответствии с
определённой ситуацией.
3. Формируем мотивацию к обучению и
целенаправленной познавательной деятельности.
V. Итог урока.
VI. Домашнее задание.
4 4
– Мне удалось..
Стало понятно…
Я понял….
1. Упр. 3, с. 118. Задание № 5, тема 5 в рабочей тетради.
© ООО «Баласс», 2014
5