Русский язык в 4 классе.Тема: Наблюдение за словоизменением имён существительных.
– Овладение системой падежных форм на основе знания вопросов и вспомогательных слов, формирование первичных умений изменять имена существительные по падежам.
Этапы урока соблюдены, объяснение заданий и физминутка проведена. Цель урока достигнута. Дети в уроке заинтересованы. С удовольствием выполняли задания.Русский язык в 4 классе.Тема: Наблюдение за словоизменением имён существительных.
Тема: Наблюдение за словоизменением имён существительных.
– Овладение системой падежных форм на основе знания вопросов и вспомогательных слов, формирование первичных умений изменять имена существительные по падежам.
Этапы урока
Ι
. Актуализация
знаний.
II.
Формулирование
проблемы.
III. Открытие
новых знаний.
Ход урока
1 2 3 1
– Откройте тетрадь. – Что надо записать? (Дату.) Комментированная запись числа. – Напишите «Классная работа».
Словарная работа
Выполняется на доске под руководством учителя (слова кот, коты, сосна, сосны, нора, норы, добычадобычи. Мышьмыши, крыса
крысы
У норы добычи ждёт,
Притаившись, серый кот.
Мышь осталась без хвоста,
Вырываясь от кота.
И теперь и за версту
Не приблизится к коту.
Крыса старая – и та,
Видя грозного кота,
Удерёт в нору под дом,
Чтоб не встретиться с котом.
Там дрожит и в темноте –
Вспоминает о коте.
(А. Грачёв)
У стно по слайду, из нач формы в ед и мн число имена сущ.
Введение в раздел.
– Прочитайте название раздела.
– Что значит изменить слово? (Поставить его в другую форму.)
– Что получится в результате такого изменения: то же самое или новое слово? (То же самое слово.)
– А что изменится в слове? (Окончание.)
1 3 3
– Что для вас является новым в названии раздела?
– Какой вопрос возникает? (Что такое падеж?)
– На основе вопроса и названия раздела запишите ключевые слова урока. (Падеж, имя существительное.)
Формирование УУД,
ТОУУ (технология оценивания
учебных успехов)
Познавательные УУД
1. Развиваем умения извлекать
информацию из схем, иллюстраций,
текстов.
2. Представлять информацию в виде
схемы.
3. Выявлять сущность, особенности
объектов.
4. На основе анализа объектов делать
выводы.
5. Обобщать и классифицировать по
признакам.
6. Ориентироваться на развороте
учебника.
7. Находить ответы на вопросы в
иллюстрации
3
1 4 5 6 1 3 2
1. Работа по учебнику.
Наблюдение за словоизменением имён существительных.
а) Упр. 116 – наблюдение за словоизменением слова цирк.
Выполняется по заданию.
– Сделайте вывод: что изменяется в слове цирк и для чего это нужно?
Вывод: изменяется окончание имени существительного. Это нужно для связи слов в предложении.
б) Упр. 117 – отличие форм одного и того же слова от однокоренных слов.
Регулятивные УУД
1. Развиваем умение высказывать своё
предположение на основе работы с
материалом учебника.
2. Оценивать учебные действия в
соответствии с поставленной задачей.
3. Прогнозировать предстоящую работу
© ООО «Баласс», 2014
1(составлять план).
4. Осуществлять познавательную и
личностную рефлексию.
Личностные результаты
1. Развиваем умения выказывать своё
отношение к героям, выражать свои
эмоции.
2. Оценивать поступки в соответствии с
определённой ситуацией.
3. Формируем мотивацию к обучению и
целенаправленной познавательной
деятельности.
Коммуникативные УУД
1. Развиваем умение слушать и понимать
других.
2. Строить речевое высказывание в
соответствии с поставленными задачами.
3. Оформлять свои мысли в устной
форме.
4. Умение работать в паре.
Два ученика работают у доски.
– Сделайте вывод: чем отличаются формы одного и того же слова от однокоренных слов? (У форм одного и того же слова основа
одинаковая, меняется только окончание, а у однокоренных слов изменяется основа.)
Циркач, цирковой цирк, у цирка, к цирку, с цирком
в) Упр. 118 – проверка собственных выводов.
Ученики читают текст упражнения и отвечают на вопросы.
– Почему же меняется окончание в словах в предложении? (Чтобы соединяться с другими словами.)
– Что «помогает» применить разные окончания? (Разные вопросы к существительным.)
г) Упр. 119 – постановка вопроса как основа для выбора окончания.
Этапы работы:
– чтение отрывка из басни;
– дописывание окончаний карандашом в учебнике;
– выписывание словосочетаний по образцу в учебнике.
– Сделайте вывод: что помогло выбрать окончание? (Вопрос.)
2. Введение понятия падеж.
1) Работа с текстом определения.
– Прочитайте 1ю часть определения до таблицы. Что вы узнали про падежи? (Их 6, отвечают на свои вопросы.)
– Посмотрите («прочитайте») 2ю часть правила – таблицу. Сколько в ней столбцов? Назовите их.
– Прочитайте вопросы, которые относятся к каждому падежу.
!!! Проверьте свою внимательность. Один ряд называет падеж, а другой задаёт вопрос к этому падежу.
– Прочитайте вопросы вместе со вспомогательными словами.
– Вы догадались, почему эти слова называются вспомогательными? (С ними легче задать вопрос, они помогают.)
– А теперь я буду вам рассказывать грамматическую сказку про названия падежей, а вы будете находить в рамке на с. 110 этот падеж,
хором проговаривать ещё раз название, вспомогательные слова (для того, чтобы удобнее было запомнить вопросы) и сами вопросы.
Он ещё не родился, а уже думали, какое ему дать имя, и решили назвать – Именительный. (Дети читают 1ю строчку хором.)
Родился – стал Родительный. (Ученики читают 2ю строчку.)
Пока он был малышом, ему всё давали, и он стал Дательный.
(Чтение 3й строчки.)
Но он был и большим озорником, за всякие проделки его винили, и он стал Винительный. (4я строчка.)
Потом он подрос, стал творить добрые дела и называться стал
Творительный. (5я строчка.)
Он всем предлагал свою помощь, о нём заговорили и назвали теперь Предложный. (6я строчка.)
(В. Волина)
2) Работа после чтения определения.
– Прочитайте вопросы под рамкой (с. 110). Как вы думаете, меняется значение слова, если мы задаём к нему разные вопросы? Докажите
это на примере.
– Что такое словообразование и что такое словоизменение? Ответьте на 1й вопрос.
– К каким существительным мы задаём вопрос кто?, а к каким – что?
– Почему же у каждого падежа два падежных вопроса? (К одушевлённым именам существительным можно поставить вопросы: кто?
кого? кому? кем? о ком? К неодушевлённым именам существительным можно поставить вопросы: что? чего? чему? чем? о чём?)
4 4
– Мне удалось…
У меня получилось…
Мне стало понятно…
V. Итог урока.
© ООО «Баласс», 2014
2VI. Домашнее
задание.
1. Упр. 1, с. 134.
2. Выучить таблицу «Падежи» на с. 110.
© ООО «Баласс», 2014
3