Русский язык в 4 классе.Тема: Родительный падеж
– Развитие умений определять падеж (Р.п. или В.п.) у форм, имеющих сходные признаки (вопрос и окончание), объяснять выбор падежной формы с опорой на подстановку.
Этапы урока соблюдены, объяснение заданий и физминутка проведена. Цель урока достигнута. Дети в уроке заинтересованы. С удовольствием выполняли задания.Русский язык в 4 классе.Тема: Родительный падеж
Формирование УУД,
ТОУУ (технология оценивания учебных
успехов)
Познавательные УУД
1. Развиваем умения извлекать информацию из
схем, иллюстраций, текстов.
2. Представлять информацию в виде схемы.
3. Выявлять сущность, особенности объектов.
4. На основе анализа объектов делать выводы.
5. Обобщать и классифицировать по признакам.
6. Ориентироваться на развороте учебника.
7. Находить ответы на вопросы в иллюстрации.
Личностные результаты
1. Развиваем умения выказывать своё отношение
к героям, выражать свои эмоции.
2. Оценивать поступки в соответствии с
определённой ситуацией.
3. Формируем мотивацию к обучению и
целенаправленной познавательной деятельности.
Этапы урока
Тема: Родительный падеж
– Развитие умений определять падеж (Р.п. или В.п.) у форм, имеющих сходные признаки (вопрос и окончание), объяснять выбор падежной
формы с опорой на подстановку.
Ι
. Актуализация знаний.
1 2 3 1
– Откройте тетрадь. – Что надо записать? (Дату.)
Комментированная запись числа. – Напишите «Классная работа».
Словарная работа
Ход урока
Повторение и углубление изученного о Р.п.
Формулирование цели урока.
1) Просмотрите текст, представленный в упр. 137.
– О каком падеже здесь говорится?
– Сформулируйте цель урока. (Узнать новое о Р.п., научиться определять Р.п. и находить существительные в Р.п. в тексте.)
– Как бы вы его назвали? (Падеж родства.)
– Какое близкое по значению слово можно к нему подобрать?
– Прочитайте текст внимательно, изучающим чтением.
– Какие ещё значения есть у родительного падежа? (Части целого.)
2) Миниопрос.
– На какие вопросы отвечает родительный падеж?
– Назовите вспомогательное слово для определения падежа.
3) Работа на основе таблицы «Родительный падеж».
– Посмотрите на таблицу в учебнике (после упр. 138, с. 124) и найдите новую для вас информацию. О чём она? (О предлогах, с которыми
употребляются существительные в Р.п.).
– А может ли употребляться форма Р.п. без предлога? Приведите примеры. Послушайте стихотворные строчки. Какие ещё предлоги
употребляются с родительным падежом?
Я из дома убежал,
Я до вечера гулял.
С дерева в сугроб сигал,
Без уроков жить мечтал.
Для коллекции снежинки
Языком я собирал.
Около костра плясал
И вокруг двора скакал.
Мне уроки надо делать?
Я на это наплевал!
Вот стою я у доски
И вздыхаю от тоски.
(Т. Рик)
– Составьте словосочетания по схеме, представленной в упр. 139. Задание выполняется по вариантам.
4) Продуктивное задание на обобщение и систематизацию знаний о Р.п.
– Составьте на основе таблицы и плана рассказ о Р.п.
На слайде (оборотной стороне доски) открывается планопора.
© ООО «Баласс», 2014
1– У какого падежа есть сходные с Р.п. вопросы? (В.п.)
Проблемная ситуация в учебнике (с. 124).
Ученики на основе анализа пытаются разобраться, кто прав в доказательствах.
– Хватает ли вам знаний, чтобы ответить на этот вопрос?
– Что нам предстоит научиться делать? (Правильно задавать вопрос к существительному, отличать В.п. от Р.п., имеющего одинаковую
форму.)
– Давайте составим план урока.
Дети вместе с учителем составляют план.
– Что мы сейчас с вами делали? (Формулировали тему урока. Составляли план.)
4 5 6 2 3
Беседа.
1. Упр. 140 – наблюдение за сходством и различием в формах Р.п. и В.п. одушевлённых и неодушевлённых существительных.
Ученики в парах выполняют задания, предложенные в упражнении:
– Что общего у приведённых имён существительных и чем они отличаются? (Общее: вопрос, мужской род, нулевое окончание; отличие:
вопросы что? – неодуш. и кто? – одушевл.)
– Запишите в два столбика (Р.п. и В.п.) имена существительные.
– Выделите окончания.
– Сравните окончания в двух столбиках. Что вы заметили?
– У каких слов совпадают окончания? Что их объединяет? (Все они одушевлённые, м.р.)
Учитель фиксирует на доске эти выводы:
– Проведите эксперимент. Продолжите запись в столбиках со словами волна и сестра.
– Какую особенность вы заметили? (Окончания нигде не совпадают.)
Учитель делает вывод: слова ж.р. типа сестра могут быть словамипомощниками для разграничения Р.п. и В.п. одушевлённых
существительных м.р. (типа друг, слон). Мы подставляем вместо существительных м.р. существительные ж.р.
2. Чтение правила в упр. 141.
– Какое окончание у подставленных существительных ж.р. указывает на В.п., а какое – на Р.п.? Приведите свой пример, аналогичный
образцу.
3
4 5 6 1 3
Работа в учебнике.
1. Упр.143 – развивается умение определять падеж имён существительных (В. или Р.п.) с опорой на метод подстановки.
2. Дополнительно.
Запись под диктовку и определение падежей существительных.
1) Мальчик поймал ежа.
2) Охотники увидели следы зайца.
3) Брата любили все. Много друзей у моего брата.
© ООО «Баласс», 2014
2V. Итог урока.
4 4
– Мне удалось…
Мне стало понятно…
VI. Домашнее задание.
1. Упр. 136, правило с. 120
2.
Вопросы к ученику, выполнявшему работу (начало формирования алгоритма самооценки):
– Что тебе нужно было сделать?
– Удалось тебе выполнить задание?
– Ты сделал всё правильно или были недочёты?
– Ты составил всё сам или с чьейто помощью?
– Какой был уровень задания?
– Какие умения формировались при выполнении этого задания?
– Какую отметку ты бы себе поставил?
– Сейчас мы вместе с… (имя ученика) учились оценивать свою работу.
– Что мы делали на уроке? Какие умения формировали?
© ООО «Баласс», 2014
3