Русский язык в 4 классе.Тема: Творительный падеж
– Развитие умений устанавливать признаки дательного падежа и определять изученные падежи (И., В., Р., Д. п.) имён существительных в тексте.
Этапы урока соблюдены, объяснение заданий и физминутка проведена. Цель урока достигнута. Дети в уроке заинтересованы. С удовольствием выполняли задания.Русский язык в 4 классе.Тема: Творительный падеж
Тема: Творительный падеж
– Развитие умений устанавливать признаки дательного падежа и определять изученные падежи (И., В., Р., Д. п.) имён существительных в тексте.
Этапы урока
Ход урока
Ι
. Актуализация знаний.
1 2 3 1
– Откройте тетрадь. – Что надо записать? (Дату.)
Комментированная запись числа.– Напишите «Классная работа».
Языковая разминка.
У доски работают три ученика, класс делится на три варианта.
– В записанных предложениях расставьте знаки препинания, оформите их правильно. Предложения должны соответствовать
схемам:
Лепестки розы опали и в моей ладони остались шипы.
Давай мы дадим тебе фамилию Матроскин говорит дядя Фёдор.
(Э. Успенский)
И сразу столпился народ на дороге шумит и кричит и на кошку глядит.
(Д. Хармс)
Каждый ученик будет работать со своим предложением. Задания даются общие.
1. Подчеркнуть орфограммы в словах и между словами.
2. Синтаксический разбор предложения: дать характеристику предложения, указать части речи.
3. Выписать словарные слова и дописать к каждому по два однокоренных слова.
II. Формулирование
проблемы.
, и записать их.
4. Найти слова, соответствующие схеме
1 3 3
1. Мотивирующий приём.
Чтоб от всех не отставать,
Слыть сообразительным,
Надо всё теперь понять
В падеже творительном.
(Т. Рик)
– Назовите тему урока.
2. – Составим план, по которому мы в конце урока расскажем о творительном падеже. Сравните свой план с выведенным на
слайде (на оборотной стороне доски).
План.
1) Почему падеж получил такое название?
2) Вопросы падежа.
3) Вспомогательное слово.
4) Предлоги.
– Давайте составим план урока.
Формирование УУД,
ТОУУ (технология оценивания учебных
успехов)
Познавательные УУД
1. Развиваем умения извлекать
информацию из схем, иллюстраций,
текстов.
2. Представлять информацию в виде
схемы.
3. Выявлять сущность, особенности
объектов.
4. На основе анализа объектов делать
выводы.
5. Обобщать и классифицировать по
признакам.
6. Ориентироваться на развороте учебника.
7. Находить ответы на вопросы в
иллюстрации
Регулятивные УУД
1. Развиваем умение высказывать своё
предположение на основе работы с
материалом учебника.
2. Оценивать учебные действия в
соответствии с поставленной задачей.
3. Прогнозировать предстоящую работу
(составлять план).
4. Осуществлять познавательную и
личностную рефлексию.
© ООО «Баласс», 2014
1Дети вместе с учителем составляют план.
– Что мы сейчас с вами делали? (Формулировали тему урока. Составляли план.
4 5 6 2 3
1. Реализация плана деятельности.
1) – Почему падеж получил такое название?
Упр. 148 содержит сведения о значении творительного падежа.
– Почему этот падеж назвали «работягой»? Как он работает? (Называет орудие, которым чтото делают, творят.)
– Приведите из текста примеры «орудийного, творительного» значения. (Неводом, голосом, топорами – значит, с помощью
этих предметов, «орудий» производится действие.)
2) Актуализация.
Беседа.
– На какие вопросы отвечают имена существительные в творительном падеже? Назовите вспомогательное слово.
– Приведите примеры имён существительных в творительном падеже.
3) – Какие предлоги употребляются с творительным падежом?
Упр. 149 – наблюдение над предлогами, с которыми употребляется творительный падеж.
– Обведите в кружок предлоги.
– Может ли употребляться Т.п. без предлога? Приведите пример.
– Сделайте вывод об употреблении предлогов с Т.п.
2. Обобщение и систематизация полученных знаний.
Чтение таблицы. Рассказ о творительном падеже.
Сравнение предлогов в разных падежах (В., Р., Д., Т.п.)
(Предлог с употребляется с Т.п. и Р.п., предлоги за, под – с Т.п. и В.п.)
3
4 5 6 1 3
Работа в учебнике.
1. Упр. 150 – развивается умение составлять словосочетания с существительными в Т.п. с предлогами и предложения с
однородными членами.
Выполняется самостоятельно в группах по 4 человека (2–3 примера для каждой группы). Результаты сравниваются.
Капитаны групп записывают на листочке предложение с однородными членами, остальные в тетрадях.
2. Упр. 151 – наблюдение над синонимичными словосочетаниями с существительными в Д.п. и Т.п.
Выполняется коллективно под руководством учителя.
У выражений каждой группы смысл одинаковый, хотя существительное употребляется в разных падежах: в Д.п. и в
Т.п. (в этом отличие).
Вывод: один и тот же смысл можно передать поразному (разными падежными формами).
После проговаривания записываются сложные предложения, указывается падеж имён существительных.
4 4
– Мне удалось…
Мне стало понятно…
Я понял, что…
Упр.
Коммуникативные УУД
1. Развиваем умение слушать и понимать
других.
2. Строить речевое высказывание в
соответствии с поставленными задачами.
3. Оформлять свои мысли в устной форме.
4. Умение работать в паре.
Личностные результаты
1. Развиваем умения выказывать своё
отношение к героям, выражать свои
эмоции.
2. Оценивать поступки в соответствии с
определённой ситуацией.
3. Формируем мотивацию к обучению и
целенаправленной познавательной
деятельности.
III. Открытие новых знаний.
IV. Развитие умений.
V. Итог урока.
VI. Домашнее задание.
© ООО «Баласс», 2014
2© ООО «Баласс», 2014
3