Русский язык(Н.Г.Гольцова). 11 класс. Тире между подлежащим и сказуемым в простом предложении.

  • Разработки уроков
  • doc
  • 02.04.2017
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Представляю вашему вниманию конспект урока по русскому языку в 11 классе. Урок начинается с проверки ранее пройденного материала, новая тема представляется схематично, по моему мнению, так дети лучше воспринимают большой объём информации. В конспекте присутствует историческая справка, что приветствуется ФГОС. Надеюсь, моя работа будет полезна.
Иконка файла материала Русский язык.11 класс. Тире между подлежащим и сказуемым в простом предложении.doc
Русский язык 11 класс Тема урока: Тире между подлежащим и сказуемым в простом предложении Тип урока: комбинированный урок  Цели урока:  Образовательная:  углубление знаний и совершенствование навыков постановки  тире в простом предложении между подлежащим и сказуемым; Развивающая:  умение применять полученные ранее знания и знания, полученные на  данном уроке; Воспитательная: тренировать умение оценивать свою работу и работу  одноклассников. Задачи:   Закрепить материал прошлого урока – простое предложение и его  характеристика;  Вспомнить ранее изученное о постановке тире между подлежащим и  сказуемым в простом предложении;  Совершенствовать навыки постановки тире между подлежащим и сказуемым  в простом предложении. Оборудование: Доска, интерактивная доска, раздаточные материалы для  проверочной, карточка для индивидуальной работы у доски. План урока 1.Организационный момент­1­2 минуты 2.Проверочная работа ­5­7 минут 3. актуализация знаний – 5­7 минут  4.повторение и углубление знаний ранее изученного ­10 минут5.Закрепление материала­10 минут 6.Итог­2­3 минуты 7. Домашняя работа­1­2 минуты Ход урока Организационный момент Слово учителя: Здравствуйте, ребята! Садитесь! Проверочная работа Слово учителя: На прошлом уроке мы разобрали простое предложение, подробно  рассмотрели односоставное и его  типы. Сейчас будет небольшая проверочная по  данной теме. На карточках подпишите фамилию имя. Вы должны определить, какое  предложение перед вами: односоставное или двусоставное, и если считаете, что  предложение односоставное, то его тип. Минут пять – семь, не больше.1 вариант Волны подгоняло ветром. На заводе с нетерпением ждут  приезда  начальства. 3 вариант Море синее у ног. Не смогу забыть о назначенной  встрече. Любишь кататься – люби и саночки  возить. Ячмень сеют, когда молодой скворец голову в оконце показывает. Схожу ещё раз на работу. Что за красота! Вон деревня! Малина сладкая. 2 вариант Возле этой осинки летом стог  поставили. Сегодня задержитесь после уроков. Семь раз отмерь – один раз отрежь. На улице тихо. Синее небо над головой. И мы скоро поняли, что будет дождь. На завтрак подавали вкусные  пирожки. В мире нет отца лучше тебя. 4 вариант После драки кулаками не машут. Завтра съездим туда. Кричали далеко от дома. Не спится, няня: здесь так душно. У окна маленький стол, покрытый  скатертью. Я скучаю по школьным годам.Актуализация знаний Слово учителя:  Сейчас один человек будет работать у доски на оценку по теме  простое предложение, а остальные вместе со мной. Потом мы проверим работу на  доске. Спишите. Карточка Минуты ожидания тянулись мучительно долго.1(4) Когда стрелки подобрались к  восьми, Сергееву уже казалось, что он провёл на этой скамейке целую вечность.  Смеркалось…2 (4)  ­Найдите грамматическую основу предложений. ­Какое из них простое? Дайте его характеристику.   1(4) ­ (по цели высказывания – повеств., по интонации – невосклицательное., по  колич. гр.о.  ­ простое., по наличию второстепенных членов – распостран., по  характеру грам. Основ – двусост ., по наличию всех необходимых для понимания  чл.предложения – полное., не осложнено.)   2(4) – (Повеств., невосклиц., простое., нераспостр.,односоставное., безличное.,  полное., не осложнено). Работа с классом.  Слово учителя: В тетрадях подпишем число, классная работа. После делим  тетрадный лист на 2 столбика, один назовём двусоставное, второе – односоставное. Установка: Я диктую предложения, а вы распределяете их по столбикам, позже  озвучим результаты. Наступили сумерки. Мне не спится. В доме нет ни огонька.*В саду тишина. Великая радость – работа. Мне сообщили плохую новость.  Итак, кто прочитает предложения первой колонки? Второй? Двусоставные Наступили сумерки. Односоставные Мне не спится. (б­л) В саду тишина. (двусост., неполное) – В доме нет ни огонька (б­л) материал след. Урока. Великая радость – работа. Мне сообщили плохую новость. (н­л) Слово учителя: Проверим работу у доски. (оценка) Повторение ранее изученного материала Слово учителя: Выпишите предложение Великая радость работа. Найдите и  подчеркните грамматическую основу предложения. Всё ли в предложении правильно?  Великая радость работа. Слово учеников: Нет. Между подлежащим и сказуемым должно стоять тире. Слово учителя: Это и есть тема нашего урока. Запишем её в тетрадь.  Историческая справка:  Тире в русскую пунктуацию ввёл Н.М. Карамзин.  Пунктуационный термин тире восходит к французскому слову "tiret" (от глагола  "tirer" ­ "тянуть") , что значит «чёрточка». В старых русских грамматиках тире  называли «молчанка», термин подсказывал, что на месте тире необходима  пауза.Слово учителя: Дома вам было задано сделать схему по материалу параграфа в  учебнике. Я предлагаю вам свой вариант данного материала, внимание на экран. ТИРЕ            Ставится                                                                      не ставится Имя сущ. Им.п.       Имя   c  ущ. Им.п.                        + это, это есть,                                   Вот, значит,  это значит Инф. ­­­  Инф. Инф. ­­­­ Имя сущ. Им. П. Колич.числ. Им.п. ­­­ колич.числ  Им. П. Разговорный стиль   + как, словно ,              Будто, точно, вроде как *авторский знак                         + НЕ +  *авторский знак                                вв.с.                        + Союз, частица,+                           наречие     Колич.числ. ­­­ Сущ. Им. П.           1                    +                  2 Для ясности смысла     Личн.мест.    +         Имя сущ.  Им.п.                               +         прилагательноеСлово учителя: Хорошо. Итак, дома и сейчас на уроке мы с вами вспомнили случаи  постановки тире в простом предложении. Сейчас мы закрепим наши знания на  практике. Закрепление  материала Слово учителя: Записываем предложения. Выделяем грамматическую основу и  объясняем постановку или отсутствие тире. 1.Длина Волги—3688 километров (Сущ. + числ). 2.  Книга— лучший друг человека.  (Сущ. + сущ)  3. Бедность не порок (При сказуемом есть не ). 4.Шестью шесть —  тридцать шесть. (Числ. + числ.) 5. Глаза будто вишни. (При сказуемом есть будто). 6.  Охранять природу — любить родину.  (Н. ф. гл. + н. ф. глаг) 7. Он порча, он чума, он  язва здешних мест (Подлеж. = личное местоим). 8. Чтение — вот лучшее учение. (сущ. (гл.) + Это( вот, значит) +сущ.(гл.)) 9.Наша задача — хорошо учиться. (Сущ. + н. ф.  глаг.) 10. Собака, известно, друг человека (Перед сказуемым стоит вводное слово). 11. Читать — значит вырабатывать вкус, постигая прекрасное. (сущ. (гл.) + Это( вот,  значит) +сущ.(гл.)) 12.Ходить босиком —  большое удовольствие. (Н. ф. глаг. + сущ.).  *Если осталось время (на слух):  объясните наличие или отсутствие тире между подлежащим и сказуемым. 1.Богатство языка есть богатство мыслей. (Н.Карамзин) 2) Невежество – тяжкое  бремя. (Ф.Милетский) 3) Это – экспериментальная программа под названием  «Игровая экология». 4) Щи да каша – пища наша. (Пословица) 5) Слово – серебро,  молчание – золото. (Пословица) 6) Учиться добродетели – это значит отучаться от  пороков. (Сенека) 7) Бедность не порок. (Поговорка) 8) Глупая речь – не пословица.  (Пословица) 9) Наш сосед охотник и по выходным дням пропадает в лесу. (Г.Блинов)  10) Пятью восемь – сорок. 11) Иван Иваныч, бесспорно, уважаемый всеми человек. Тире как знак препинания очень выразительно. Довольно часто можно наблюдать у  Итоги некоторых художников слова сознательное отступление от правил: знак «тире»  мастера слова используют как стилистическое средство. Домашнее задание§73, упр. 346, или подобрать по одному предложению на каждый случай постановки  или не постановки тире (схема).

Посмотрите также