Представляю вашему вниманию конспект урока по русскому языку в 11 классе. Урок начинается с проверки ранее пройденного материала, новая тема представляется схематично, по моему мнению, так дети лучше воспринимают большой объём информации. В конспекте присутствует историческая справка, что приветствуется ФГОС. Надеюсь, моя работа будет полезна.
Русский язык
11 класс
Тема урока: Тире между подлежащим и сказуемым в простом
предложении
Тип урока: комбинированный урок
Цели урока:
Образовательная: углубление знаний и совершенствование навыков постановки
тире в простом предложении между подлежащим и сказуемым;
Развивающая: умение применять полученные ранее знания и знания, полученные на
данном уроке;
Воспитательная: тренировать умение оценивать свою работу и работу
одноклассников.
Задачи:
Закрепить материал прошлого урока – простое предложение и его
характеристика;
Вспомнить ранее изученное о постановке тире между подлежащим и
сказуемым в простом предложении;
Совершенствовать навыки постановки тире между подлежащим и сказуемым
в простом предложении.
Оборудование: Доска, интерактивная доска, раздаточные материалы для
проверочной, карточка для индивидуальной работы у доски.
План урока
1.Организационный момент12 минуты
2.Проверочная работа 57 минут
3. актуализация знаний – 57 минут
4.повторение и углубление знаний ранее изученного 10 минут5.Закрепление материала10 минут
6.Итог23 минуты
7. Домашняя работа12 минуты
Ход урока
Организационный момент
Слово учителя: Здравствуйте, ребята! Садитесь!
Проверочная работа
Слово учителя: На прошлом уроке мы разобрали простое предложение, подробно
рассмотрели односоставное и его типы. Сейчас будет небольшая проверочная по
данной теме. На карточках подпишите фамилию имя. Вы должны определить, какое
предложение перед вами: односоставное или двусоставное, и если считаете, что
предложение односоставное, то его тип.
Минут пять – семь, не больше.1 вариант
Волны подгоняло ветром.
На заводе с нетерпением ждут
приезда начальства.
3 вариант
Море синее у ног.
Не смогу забыть о назначенной
встрече.
Любишь кататься – люби и саночки
возить.
Ячмень сеют, когда молодой скворец
голову в оконце показывает.
Схожу ещё раз на работу.
Что за красота!
Вон деревня!
Малина сладкая.
2 вариант
Возле этой осинки летом стог
поставили.
Сегодня задержитесь после уроков.
Семь раз отмерь – один раз отрежь.
На улице тихо.
Синее небо над головой.
И мы скоро поняли, что будет дождь.
На завтрак подавали вкусные
пирожки.
В мире нет отца лучше тебя.
4 вариант
После драки кулаками не машут.
Завтра съездим туда.
Кричали далеко от дома.
Не спится, няня: здесь так душно.
У окна маленький стол, покрытый
скатертью.
Я скучаю по школьным годам.Актуализация знаний
Слово учителя: Сейчас один человек будет работать у доски на оценку по теме
простое предложение, а остальные вместе со мной. Потом мы проверим работу на
доске.
Спишите.
Карточка
Минуты ожидания тянулись мучительно долго.1(4) Когда стрелки подобрались к
восьми, Сергееву уже казалось, что он провёл на этой скамейке целую вечность.
Смеркалось…2 (4)
Найдите грамматическую основу предложений.
Какое из них простое? Дайте его характеристику.
1(4) (по цели высказывания – повеств., по интонации – невосклицательное., по
колич. гр.о. простое., по наличию второстепенных членов – распостран., по
характеру грам. Основ – двусост ., по наличию всех необходимых для понимания
чл.предложения – полное., не осложнено.)
2(4) – (Повеств., невосклиц., простое., нераспостр.,односоставное., безличное.,
полное., не осложнено).
Работа с классом.
Слово учителя: В тетрадях подпишем число, классная работа. После делим
тетрадный лист на 2 столбика, один назовём двусоставное, второе – односоставное.
Установка: Я диктую предложения, а вы распределяете их по столбикам, позже
озвучим результаты.
Наступили сумерки.
Мне не спится.
В доме нет ни огонька.*В саду тишина.
Великая радость – работа.
Мне сообщили плохую новость.
Итак, кто прочитает предложения первой колонки? Второй?
Двусоставные
Наступили сумерки.
Односоставные
Мне не спится. (бл)
В саду тишина. (двусост., неполное) –
В доме нет ни огонька (бл)
материал след. Урока.
Великая радость – работа.
Мне сообщили плохую новость. (нл)
Слово учителя: Проверим работу у доски. (оценка)
Повторение ранее изученного материала
Слово учителя: Выпишите предложение Великая радость работа. Найдите и
подчеркните грамматическую основу предложения.
Всё ли в предложении правильно?
Великая радость работа.
Слово учеников: Нет. Между подлежащим и сказуемым должно стоять тире.
Слово учителя: Это и есть тема нашего урока. Запишем её в тетрадь.
Историческая справка: Тире в русскую пунктуацию ввёл Н.М. Карамзин.
Пунктуационный термин тире восходит к французскому слову "tiret" (от глагола
"tirer" "тянуть") , что значит «чёрточка». В старых русских грамматиках тире
называли «молчанка», термин подсказывал, что на месте тире необходима
пауза.Слово учителя: Дома вам было задано сделать схему по материалу параграфа в
учебнике. Я предлагаю вам свой вариант данного материала, внимание на экран.
ТИРЕ
Ставится не ставится
Имя сущ. Им.п. Имя
c ущ. Им.п.
+ это, это есть,
Вот, значит, это значит
Инф. Инф.
Инф. Имя сущ. Им. П.
Колич.числ. Им.п. колич.числ
Им. П.
Разговорный стиль
+ как, словно ,
Будто, точно, вроде как
*авторский знак
+ НЕ +
*авторский знак
вв.с.
+ Союз, частица,+
наречие
Колич.числ. Сущ. Им. П.
1 + 2
Для ясности смысла
Личн.мест. + Имя сущ.
Им.п.
+
прилагательноеСлово учителя: Хорошо. Итак, дома и сейчас на уроке мы с вами вспомнили случаи
постановки тире в простом предложении. Сейчас мы закрепим наши знания на
практике.
Закрепление материала
Слово учителя: Записываем предложения. Выделяем грамматическую основу и
объясняем постановку или отсутствие тире.
1.Длина Волги—3688 километров (Сущ. + числ). 2. Книга— лучший друг человека.
(Сущ. + сущ) 3. Бедность не порок (При сказуемом есть не ). 4.Шестью шесть —
тридцать шесть. (Числ. + числ.) 5. Глаза будто вишни. (При сказуемом есть будто). 6.
Охранять природу — любить родину. (Н. ф. гл. + н. ф. глаг) 7. Он порча, он чума, он
язва здешних мест (Подлеж. = личное местоим). 8. Чтение — вот лучшее учение. (сущ.
(гл.) + Это( вот, значит) +сущ.(гл.)) 9.Наша задача — хорошо учиться. (Сущ. + н. ф.
глаг.) 10. Собака, известно, друг человека (Перед сказуемым стоит вводное слово). 11.
Читать — значит вырабатывать вкус, постигая прекрасное. (сущ. (гл.) + Это( вот,
значит) +сущ.(гл.)) 12.Ходить босиком — большое удовольствие. (Н. ф. глаг. + сущ.).
*Если осталось время (на слух):
объясните наличие или отсутствие тире между подлежащим и сказуемым.
1.Богатство языка есть богатство мыслей. (Н.Карамзин) 2) Невежество – тяжкое
бремя. (Ф.Милетский) 3) Это – экспериментальная программа под названием
«Игровая экология». 4) Щи да каша – пища наша. (Пословица) 5) Слово – серебро,
молчание – золото. (Пословица) 6) Учиться добродетели – это значит отучаться от
пороков. (Сенека) 7) Бедность не порок. (Поговорка) 8) Глупая речь – не пословица.
(Пословица) 9) Наш сосед охотник и по выходным дням пропадает в лесу. (Г.Блинов)
10) Пятью восемь – сорок. 11) Иван Иваныч, бесспорно, уважаемый всеми человек.
Тире как знак препинания очень выразительно. Довольно часто можно наблюдать у
Итоги
некоторых художников слова сознательное отступление от правил: знак «тире»
мастера слова используют как стилистическое средство.
Домашнее задание§73, упр. 346, или подобрать по одному предложению на каждый случай постановки
или не постановки тире (схема).