Цели урока:
Образовательные:
• Рассказать о причинах, основных событиях и итогах русско-турецкой войны 1877 – 1878 гг.
Развивающие:
• Развивать умения логически мыслить, делать выводы, работать с картой, анализировать текст;
Воспитательные:
• Показать мужество и героизм русских солдат и офицеров;
• Воспитание патриотизма и любви к Родине.
Тип урока: объяснение нового материала.
Оборудование урока: мультимедийный проектор, компьютер, экран, контурные карты, презентация, DVD-диск с художественным фильмом “Турецкий гамбит” или отрывки из него представленные в приложениях 2-5, фотографии М.Д. Скобелева и И.В. Гурко.
Русскотурецкая война 1877–1878 гг.
Цели урока:
Образовательные:
Рассказать о причинах, основных событиях и итогах русскотурецкой войны 1877 – 1878 гг.
Развивающие:
Развивать умения логически мыслить, делать выводы, работать с картой, анализировать текст;
Воспитательные:
Показать мужество и героизм русских солдат и офицеров;
Воспитание патриотизма и любви к Родине.
Тип урока: объяснение нового материала.
Оборудование урока: мультимедийный проектор, компьютер, экран, контурные карты, презентация, DVDдиск с
художественным фильмом “Турецкий гамбит” или отрывки из него представленные в приложениях 25, фотографии М.Д.
Скобелева и И.В. Гурко.
1. Орг. Момент.
2. Проверка домашнего задания по теме: “Внешняя политика России при Александре II”
Учащимся предлагается заполнить пропуски в предложениях, которые высвечиваются на экране.
Ход урока.
Министром иностранных дел при Александре II был
. Главная цель, которая стояла перед Россией в это время,
была доиться отмены статей
важную роль во внешней политике играло среднеазиатское направление. Среди причин этого можно выделить
года. Главным союзником для России стала
мирного договора
.
следующие:
нское и Б…рское ханства.
войны, а также рост влияния
Ответы:
. В результате, к России были присоединены К..к..ндское, Х…
1. Горчаков; 2. Парижского; 3. 1856; 4. ; 5. Междоусобные; 6. Великобритании; 7. Кокандское, Хивинское, Бухарское.
3. Постановка проблемы.
Учитель: послушайте отрывок из песни и ответьте на вопрос: что мы будем проходить сегодня на уроке (звучит первый
куплет песни группы “Ногу свело” – Идем на Восток. Текст песни может быть продублирован на экране).
Молчит полумесяц и снова с Востока таинственный ветер подул
Молчит полумесяц и снова идут на войну Петербург и Стамбул
Висит старый месяц, не хочет, проклятый, никак превращаться в луну.
Мы слушаем песни, печальные песни о тех, кто томится в плену
Ученики: Русскотурецкая война.
Учитель: на какие вопросы будет необходимо ответить при изучении этой темы?
Ученики: причины войны, ход боевых действий, итоги (возможны другие варианты)
После ответа учащихся, тема записывается в тетрадь.Учитель: чтобы лучше представить ход военных действий и чтобы дома было легче подготовиться, мы с вами на уроке
восстановим события войны на контурной карте (если нет контурных карт, то можно откопировать карту для каждого
ученика. Все последующие передвижения русской и турецкой армий фиксируются на карте.)
4. Балканский кризис 18751876 гг.
Учитель рассказывает о событиях на Балканах, предшествующие началу войны (восстание в Боснии и Герцеговине, в
Болгарии). И задает вопрос: как бы Вы поступили на месте простых жителей нашей страны того времени, на месте императора
Александра II? (ученики должны придти к мысли о необходимости начала войны)
5. Начало войны.
На карте рисуется расположение русской и турецкой армий. Рядом со значком, обозначающим русскую армию, делается
надпись “12 апреля 1877 г.” (дата начала войны)
Русская армия перешла границу в районе города Ясы и начала движение на Бухарест.
В июне 1877 г. русские войска освободили древнюю столицу Болгарии – г. Тырново.
Учитель: что же в это время предпринял турецкий паша? Для ответа на этот вопрос просмотрите отрывок из фильма и
ответьте на следующие вопросы:
Что предпринял османпаша в ответ на действия русской армии?
Какова была его цель?
Воспроизводится фрагмент фильма (7:50 – 8:20 с DVDдиска), и дети отвечают на поставленные вопросы. Движение турок к
Плевне фиксируется на карте. Сюда же движутся русские войска.
6. Осада Плевны и оборона Шипкинского перевала.
Показывается отрывок из фильма (<Приложение3> (можно получить у автора статьи) или 1:05:11 – 1:07:00 с DVDдиска).
Ученики должны ответить на следующие вопросы:
Чем закончился первый штурм Плевны?
Что такое “шрапнель” и как она действовала?
После неудачи первого штурма началась осада Плевны, которая продолжалась до ноября (дата июльноябрь 1877 г.
подписывается рядом с Г. Плевна на карте). Во время осады отличился “белый генерал” М.Д. Скобелев >). О судьбе
прославленного офицера рассказывает один из учеников, заранее подготовивший короткое сообщение.
Примерно в это же время началась оборона Шипкинского перевала (июльдекабрь 1877 г.). здесь русскими войсками
командовал другой знаменитый генерал И.В. Гурко (фото на экране).
7. Перелом в ходе войны.
После победы под Плевной русская армия продолжила свое наступление на Стамбул. Как это происходило, давайте с вами
посмотрим фрагмент фильма Движение русских войск отображается на карте.
Подойдя вплотную к Константинополю, до которого оставалось буквально несколько километров, русские столкнулись с
новой проблемой. Какой? Давайте выясним с вами вместе. Смотрим фрагмент фильма 1:44:10 – 1:45:10 с DVDдиска), и
после просмотра ответьте: почему действия Скобелева угрожали победе русской армии?
8. Санстефанский мир.
Вскоре после этих событий турецкий султан запросил мира и 19 февраля 1878 г. в местечке СанСтефано был подписан
мирный договор (дата наносится на карту).
Условия мирного договора ученики самостоятельно находят на странице в учебнике и выписывают их и тетрадь в правую
колонку. В левую колонку записываются итоги Берлинского конгресса. Затем ученики сравнивают их.
9. Подведение итогов.
Ученики при ответе могут придерживаться следующего плана:
Какую тему изучали на уроке?
Какие были причины войны? Кратко рассказать о ходе войны (по составленной на уроке карте).
Когда и где война закончилась?
Кого можно считать героями этой войны? (генералы Скобелев и Гурко, русские солдаты)
Приложение №1