Русско-турецкая война 1877–1878 гг.

  • Разработки уроков
  • doc
  • 25.03.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Цели урока: Образовательные: • Рассказать о причинах, основных событиях и итогах русско-турецкой войны 1877 – 1878 гг. Развивающие: • Развивать умения логически мыслить, делать выводы, работать с картой, анализировать текст; Воспитательные: • Показать мужество и героизм русских солдат и офицеров; • Воспитание патриотизма и любви к Родине. Тип урока: объяснение нового материала. Оборудование урока: мультимедийный проектор, компьютер, экран, контурные карты, презентация, DVD-диск с художественным фильмом “Турецкий гамбит” или отрывки из него представленные в приложениях 2-5, фотографии М.Д. Скобелева и И.В. Гурко.
Иконка файла материала Русско-турецкая война 1877–1878 гг..doc
Русско­турецкая война 1877–1878 гг. Цели урока: Образовательные:  Рассказать о причинах, основных событиях и итогах русско­турецкой войны 1877 – 1878 гг. Развивающие:  Развивать умения логически мыслить, делать выводы, работать с картой, анализировать текст; Воспитательные:  Показать мужество и героизм русских солдат и офицеров;  Воспитание патриотизма и любви к Родине. Тип урока: объяснение нового материала. Оборудование урока: мультимедийный проектор, компьютер, экран, контурные карты, презентация, DVD­диск с  художественным фильмом “Турецкий гамбит” или отрывки из него представленные в приложениях 2­5, фотографии М.Д.  Скобелева и И.В. Гурко. 1. Орг. Момент. 2. Проверка домашнего задания по теме: “Внешняя политика России при Александре II” Учащимся предлагается заполнить пропуски в предложениях, которые высвечиваются на экране. Ход урока. Министром иностранных дел при Александре II был   . Главная цель, которая стояла перед Россией в это время,  была доиться отмены статей  важную роль во внешней политике играло среднеазиатское направление. Среди причин этого можно выделить   года. Главным союзником для России стала   мирного договора   .  следующие:  нское и Б…рское ханства.  войны, а также рост влияния  Ответы:  . В результате, к России были присоединены К..к..ндское, Х… 1. Горчаков; 2. Парижского; 3. 1856; 4. ; 5. Междоусобные; 6. Великобритании; 7. Кокандское, Хивинское, Бухарское. 3. Постановка проблемы. Учитель: послушайте отрывок из песни и ответьте на вопрос: что мы будем проходить сегодня на уроке (звучит первый  куплет песни группы “Ногу свело” – Идем на Восток. Текст песни может быть продублирован на экране). Молчит полумесяц и снова с Востока таинственный ветер подул Молчит полумесяц и снова идут на войну Петербург и Стамбул Висит старый месяц, не хочет, проклятый, никак превращаться в луну. Мы слушаем песни, печальные песни о тех, кто томится в плену Ученики: Русско­турецкая война. Учитель: на какие вопросы будет необходимо ответить при изучении этой темы? Ученики: причины войны, ход боевых действий, итоги (возможны другие варианты) После ответа учащихся, тема записывается в тетрадь.Учитель: чтобы лучше представить ход военных действий и чтобы дома было легче подготовиться, мы с вами на уроке  восстановим события войны на контурной карте (если нет контурных карт, то можно откопировать карту для каждого  ученика. Все последующие передвижения русской и турецкой армий фиксируются на карте.)   4. Балканский кризис 1875­1876 гг. Учитель рассказывает о событиях на Балканах, предшествующие началу войны (восстание в Боснии и Герцеговине, в  Болгарии). И задает вопрос: как бы Вы поступили на месте простых жителей нашей страны того времени, на месте императора Александра II? (ученики должны придти к мысли о необходимости начала войны) 5. Начало войны. На карте рисуется расположение русской и турецкой армий. Рядом со значком, обозначающим русскую армию, делается  надпись “12 апреля 1877 г.” (дата начала войны)   Русская армия перешла границу в районе города Ясы и начала движение на Бухарест.   В июне 1877 г. русские войска освободили древнюю столицу Болгарии – г. Тырново.   Учитель: что же в это время предпринял турецкий паша? Для ответа на этот вопрос просмотрите отрывок из фильма и  ответьте на следующие вопросы:  Что предпринял осман­паша в ответ на действия русской армии?  Какова была его цель? Воспроизводится фрагмент фильма (7:50 – 8:20 с DVD­диска), и дети отвечают на поставленные вопросы. Движение турок к  Плевне фиксируется на карте. Сюда же движутся русские войска. 6. Осада Плевны и оборона Шипкинского перевала. Показывается отрывок из фильма (<Приложение3> (можно получить у автора статьи) или 1:05:11 – 1:07:00 с DVD­диска).  Ученики должны ответить на следующие вопросы:  Чем закончился первый штурм Плевны?  Что такое “шрапнель” и как она действовала? После неудачи первого штурма началась осада Плевны, которая продолжалась до ноября (дата июль­ноябрь 1877 г.  подписывается рядом с Г. Плевна на карте). Во время осады отличился “белый генерал” М.Д. Скобелев >). О судьбе  прославленного офицера рассказывает один из учеников, заранее подготовивший короткое сообщение. Примерно в это же время началась оборона Шипкинского перевала (июль­декабрь 1877 г.).  здесь русскими войсками  командовал другой знаменитый генерал И.В. Гурко (фото на экране).   7. Перелом в ходе войны. После победы под Плевной русская армия продолжила свое наступление на Стамбул. Как это происходило, давайте с вами  посмотрим фрагмент фильма Движение русских войск отображается на карте.   Подойдя вплотную к Константинополю, до которого оставалось буквально несколько километров, русские столкнулись с  новой проблемой. Какой? Давайте выясним с вами вместе. Смотрим фрагмент фильма 1:44:10 – 1:45:10 с DVD­диска), и  после просмотра ответьте: почему действия Скобелева угрожали победе русской армии? 8. Сан­стефанский мир. Вскоре после этих событий турецкий султан запросил мира и 19 февраля 1878 г. в местечке Сан­Стефано был подписан  мирный договор (дата наносится на карту). Условия мирного договора ученики самостоятельно находят на странице в учебнике и выписывают их и тетрадь в правую  колонку. В левую колонку записываются итоги Берлинского конгресса. Затем ученики сравнивают их. 9. Подведение итогов. Ученики при ответе могут придерживаться следующего плана:  Какую тему изучали на уроке?  Какие были причины войны? Кратко рассказать о ходе войны (по составленной на уроке карте).  Когда и где война закончилась?  Кого можно считать героями этой войны? (генералы Скобелев и Гурко, русские солдаты) Приложение №1