ТЕМА: РУССКОЕ ГОСУДАРСТВО ВО ВРЕМЯ ФЕОДАЛЬНОЙ РАЗДРОБЛЕННОСТИПЛАН:
1.Первые киевские князья (IX - середина X в.).Расцвет Киевской Руси (конец X - первая половина XI в.).
2.Переход к удельной раздробленности (вторая половина XI — начало XII в.)
З.Русские земли и княжества в начале XII —первой половине XIII в. Политическая
раздробленность.
4.Культура Руси (IX- ХIIвв.).
Правление Олега (879-912 ? 922 гг.)
В летописях имеются две версии биографии Олега: традиционная, изложенная в «Повести временных лет», и по Новгородской Первой летописи, которая сохранила фрагменты более раннего летописного свода (не дошедшего до наших дней) с путаницей в хронологии.
В 882 году Олег предпринял удачные походы на Смоленск и Любеч. После этого он по Днепру спустился к Киеву, где князьями были соплеменники Рюрика, варяги Аскольд и Дир. Олег заманил их к своим ладьям и, объявив им: «вы неста кнѧзѧ ни роду кнѧжѧ, но азъ єсмь роду кнѧжѧ», — и, предъявив наследника Рюрика, малолетнего Игоря, приказал убить Аскольда и Дира.
Киев показался Олегу удобным своим расположением, и он перебрался туда с дружиной, объявив: «Да будет Киев матерью городов русских». Тем самым он объединил два основных центра восточных славян (северный и южный). По этой причине именно Олега, а не Рюрика иногда считают создателем Древнерусского государства (Киевской Руси).
Два последних племенных союза являлись данниками Хазарского каганата. По преданию Олег будто бы сказал: «Я неприятель им, а с вами у меня никакой вражды. Не давайте хазарам, но платите мне». Затем Олег воевал с самыми южными восточно-славянскими племенами уличей и тиверцев.
Обстоятельства смерти Вещего Олега противоречивы. По киевской версии его могила находится в Киеве на горе Щековице. Новгородская летопись помещает его могилу в Ладоге, но также говорит, что он ушёл «за море». В обоих вариантах присутствует легенда о смерти от змеиного укуса.
По преданию, волхвы предсказали князю, что он умрёт от своего любимого коня. Олег приказал увести коня, и вспомнил о предсказании только через четыре года, когда конь уже давно умер. Олег посмеялся над волхвами и захотел посмотреть на кости коня, встал ногой на череп и сказал: «Его ли мне бояться?» Однако в черепе коня жила ядовитая змея, которая смертельно ужалила князя.
РАСШИРЕНИЕ МЕЖПЛЕМЕННОГО СОЮЗА ЗА СЧЕТ ПРИСОЕДИНЕНИЯ СЛАВЯНСКИХ ПЛЕМЕН (ДРЕВЛЯН, СЕВЕРЯН, РАДИМИЧЕЙ, ВЯТИЧЕЙ)
ЗАЩИТА СЛАВЯНСКИХ ПЛЕМЕН ОТ ВНЕШНЕЙ ЭКСПАНСИИ И СБОР ЗА ЭТО ДАНИ – ПОЛЮДЬЯ (ПРИ КНЯГИНЕ ОЛЬГЕ БЫЛИ УСТАНОВЛЕНЫ МЕСТА СБОРА ДАНИ – ПОГОСТЫ, РАЗМЕР ДАНИ – УРОКИ, ВЫДЕЛЯЛИСЬ СБОРЩИКИ – ДАННИКИ)
ВОЕННЫЕ, ТОРГОВЫЕ СОГЛАШЕНИЯ С ВИЗАНТИЕЙ И КОЧЕВЫМИ ПЛЕМЕНАМИ
ЗАЩИТА ГРАЖДАН И ТОРГОВОГО ПУТИ «ИЗ ВАРЯГ В ГРЕКИ» ОТ НАБЕГОВ КОЧЕВНИКОВ
ИТОГИ КНЯЖЕНИЯ ПЕРВЫХ РЮРИКОВИЧЕЙ
Влади́мир I Святосла́вич (др.-рус. Володимѣръ Свѧтославичь, ок. 960 — 15 июля 1015) — киевский великий князь, при котором произошло крещение Руси.
Стал новгородским князем в 970, захватил киевский престол в 980 году.
В 988 выбрал христианство в качестве государственной религии Киевской Руси. В крещении получил христианское имя Василий. Известен также как Владимир Святой, Владимир Креститель (в церковной истории) и Владимир Красное Солнышко (в былинах).
Прославлен в лике святых как равноапостольный; день памяти в русском православии — 15 июля по Юлианскому календарю.
Происхождение и воспитание
Сын великого князя Святослава Игоревича от рабы Малуши родом из города Любеч, ключницы княгини Ольги.
Год рождения Владимира неизвестен. Его отец Святослав родился в 942, а старший сын Владимира Вышеслав — около 977, откуда историки выводят год рождения Владимира 960-й с точностью до нескольких лет.
Как сообщают поздние источники XVI века, Владимир Святославич родился в селе Будутине (Будятине), возможно под Псковом (д. Будник), Гомелем или Владимиром-Волынски, куда разгневанная княгиня Ольга сослала Малушу.
О дальнейшей судьбе Малуши летописи не сообщают, а малолетний Владимир вернулся в Киев, где находился под присмотром княгини Ольги. Воспитанием его, возможно, занимался дядя по матери Добрыня, так как в обычаях Руси было доверять воспитание наследника старшим дружинникам.
Крещение
Летописное повествование о «выборе вер» («испытании вер») Владимиром носит легендарный характер. Ко двору вызывались проповедники ислама, иудаизма, западного «латинского» христианства, но Владимир после беседы с «греческим философом» остановился на православии.
Беседа Владимира с греческим философом
о христианстве. Радзивилловская летопись, л. 49 об.
Владимир идёт в поход на вятичей.
Миниатюра из Радзивилловской летописи
Культурно-социальная политика
Времена Владимира ознаменованы началом распространения грамотности на Руси — что связано с Крещением. Как и многие другие прогрессивные реформы в земле Русской, проводилась она насильственно:
«Посылал он собирать у лучших людей детей и отдавать их в обучение книжное. Матери же детей этих плакали о них; ибо не утвердились ещё они в вере и плакали о них как о мёртвых.»
Учителями выступали не столько византийцы, сколько болгары, в том числе учившиеся на Афоне. Через поколение на Руси выросли уже замечательные мастера слова и знатоки литературы.
При Владимире начинается масштабное каменное строительство на Руси, хотя первые сохранившиеся постройки относятся ко времени его сына Ярослава.
Семья и дети
Владимир был до крещения известен как «великий распутник» (лат. fornicator maximus, по словам немецкого хрониста Титмара Мерзебургского), имевший несколько сот наложниц в Киеве и в загородной резиденции Берестове.
Помимо этого он состоял в нескольких официальных языческих браках.
После крещения Владимир состоял предположительно в двух последовательных христианских браках — с византийской царевной Анной и, после её смерти в 1011, с неизвестной «мачехой Ярослава», попавшей в плен к Святополку в 1018 году.
Последние годы
В последние годы жизни Владимир, вероятно, собирался изменить принцип престолонаследия и завещать власть любимому сыну Борису. Во всяком случае, именно Борису он доверил свою дружину.
Двое старших из остававшихся в живых сыновей — Святополк туровский и Ярослав новгородский — почти одновременно восстали против отца в 1014 году.
Заточив старшего, Святополка, под стражу, Владимир готовился к войне с Ярославом, когда внезапно заболел и скончался в загородной резиденции Берестове 15 июля 1015.
Города, памятники, ордена
Владимир основал в 990 году и назвал в честь себя город Владимир, ныне областной центр Российской Федерации.
В X веке имя Владимира приобрёл город Владимир-Волынский, ныне в Волынской области Украины.
В 1782 году императрица Екатерина II учредила Императорский орден Святого Равноапостольного Князя Владимира в 4 степенях.
В 1853 году князю Владимиру был поставлен памятник в Киеве. Первоначально идея, родившаяся в окружении киевского генерал-губернатора Дмитрия Бибикова, воздвигнуть памятник князю Владимиру на пустой высокой горе над новым центром города — Крещатиком, вызвала возражения Киевского митрополита Филарета (Амфитеатрова).
В 1957 году Русская православная церковь учредила орден Святого равноапостольного великого князя Владимира в 3 степенях.
В 1999 году в Белгороде открыт памятник святому равноапостольному князю Владимиру-крестителю Руси. Скульптор Клыков В. М. Высота памятника равняется 22 метрам.
В 2007 году во Владимире открыт памятник Владимиру Святому и епископу Суздальскому Феодору работы скульптора Сергея Исакова.
В 2010 году в г. Коростень открыт памятник юному князю Владимиру и его матери Малуше.
(Транспарант 14)
НАИБОЛЕЕ КРУПНЫЕ ЗЕМЛИ РУСИ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ
XII – ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ XIII вв.
КРИТЕРИИ | ВЛАДИМИРО-СУЗДАЛЬСКОЕ | ГАЛИЦКО-ВОЛЫНСКОЕ | НОВГОРОДСКАЯ РЕСПУБЛИКА |
ТЕРРИТОРИЯ | НА СЕВЕРО-ВОСТОКЕ, В МЕЖДУРЕЧЬЕ ВОЛГИ И ДОНА | НА ЮГО-ЗАПАДЕ, ОТ ПОЛЕСЬЯ ДО КАРПАТ | НА СЕВЕРО-ЗАПАДЕ, ОТ БАЛТИКИ ДО СЕВЕРНОГО УРАЛА |
СТОЛИЦА | ДО СЕРЕДИНЫ XII в.РОСТОВ, СУЗДАЛЬ; СО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XII в. – ВЛАДИМИР-НА-КЛЯЗЬМЕ | ГАЛИЧ – СТОЛИЦА ОБЪЕДИНЕННОГО КНЯЖЕСТВА | ВЕЛИКИЙ |
ГОРОДА | РОСТОВ, СУЗДАЛЬ, ЯРОСЛАВЛЬ, | ГАЛИЧ, ЛУЦК, | НОВГОРОД, |
ФОРМА | КНЯЖЕСТВО | КНЯЖЕСТВО, | ВЕЧЕВАЯ РЕСПУБЛИКА |
ХОЗЯЙСТВО | ЗЕМЛЕДЕЛИЕ, СКОТОВОДСТВО, РЕМЕСЛО, ОХОТА, РЫБОЛОВСТВО, ТОРГОВЛЯ, СОЛЕВАРЕНИЕ | ||
НАИБОЛЕЕ | ЮРИЙ | ЯРОСЛАВ | АЛЕКСАНДР |
КУЛЬТУРА РУСИ
ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ КУЛЬТУРЫ IХ-ХII вв.
- КУЛЬТУРА КИЕВСКОЙ РУСИ УНАСЛЕДОВАЛА КУЛЬТУРУ ВОСТОЧНОСЛАВЯНСКИХ ПЛЕМЕН;
- ОНА ИСПЫТАЛА ВЛИЯНИЕ КОЧЕВЫХ НАРОДОВ СТЕПИ И ОСОБЕНО ВИЗАНТИИ;
- ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ ХII –НАЧАЛЕ ХIII вв. ОНА ИСПЫТАЛА ВЛИЯНИЕ ЗАПАДНОЕВРОПЕЙСКОЙ РОМАНСКОЙ ТРАДИЦИИ;
- С НАЧАЛА ХII в. В ОТДЕЛЬНЫХ КНЯЖЕСТВАХ НА БАЗЕ КУЛЬТУРЫ КИЕВСКОЙ РУСИ НАЧИНАЮТ СКЛАДЫВАТЬСЯ КУЛЬТУРНО-ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ШКОЛЫ
ЗОДЧЕСТВО
-ТИП ХРАМА, ПРИШЕДШИЙ ИЗ ВИЗАНТИИ, НАЗЫВАЮТ КРЕСТОВО-КУПОЛЬНЫЙ;
-ОДНО ИЗ ПЕРВЫХ КАМЕННЫХ СООРУЖЕНИЙ – ЦЕРКОВЬ В ЧЕСТЬ БОГОРОДИЦЫ В КИЕВЕ (ДЕСЯТИННАЯ ЦЕРКОВЬ КОНЕЦ Х в.);
-1037 г. СООРУЖЕН СОФИЙСКИЙ СОБОР, ВОЗДВИГНУТЫ ЗОЛОТЫЕ ВОРОТА В КИЕВЕ;
-СОФИЙСКИЕ СОБОРЫ СООРУЖЕНЫ В НОВГОРОДЕ И ПОЛОЦКЕ, СПАССКИЙ СОБОР В ЧЕРНИГОВЕ (ОКОЛО 1036 г.);
-1158-1161 гг. УСПЕНСКИЙ И 1194-1197 гг. – ДМИТРИЕВСКИЙ СОБОРЫ ВО ВЛАДИМИРЕ И Т.Д.
ПИСЬМЕННОСТЬ И ПРОСВЕЩЕНИЕ
-К МОМЕНТУ ПРИНЯТИЯ ХРИСТИАНСТВА НА РУСИ БЫЛ СОБСТВЕННЫЙ АЛФАВИТ;
-ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ IХ в. КИРИЛЛ И МЕФОДИЙ СОЗДАЛИ ГЛАГОЛИЧЕСКИЙ АЛФАВИТ (ГЛАГОЛИЦУ), КОТОРЫЙ ВПОСЛЕДСТВИИ БЫЛ ПЕРЕРАБОТАН ИМИ В «КИРИЛЛИЦУ».
-ВСЕ РУКОПИСИ ДО СРЕДИНЫ ХIV в. ПИСАЛИСЬ НА ПЕРГАМЕНТЕ, ПРОСТЫЕ ЛЮДИ ИСПОЛЬЗОВАЛИ ДЛЯ ПИСЬМА БЕРЕСТУ;
-В РУССКИХ ПАМЯТНИКАХ ХI-ХII вв. ГОСПОДСТВОВАЛО «УСТАВНОЕ ПИСЬМО»
ЛИТЕРАТУРА
-ОТ ДОМОНГОЛЬСКОГО ВРЕМЕНИ ДО НАС ДОШЛИ 150 КНИГ. ДРЕВНЕЙШАЯ СРЕДИ НИХ – «ОСТРОМИРОВО ЕВАНГЕЛИЕ» – НАПИСАНА В 1056-1057 гг.
-СРЕДИ ЖАНРОВ ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ВЫДЕЛЯЮТ ЛЕТОПИСЬ. САМАЯ ЗНАМЕНИТАЯ «ПОВЕСТЬ ВРЕМЕННЫХ ЛЕТ»;
-ДРУГОЙ ЖАНР – ЖИТИЯ (ЖИЗНЕОПИСАНИЯ). «ЖИТИЯ» КНЯЗЕЙ БОРИСА И ГЛЕБА.
-ПУБЛИЦИСТИЧЕСКОЕ СОЧИНЕНИЕ – «СЛОВО О ЗАКОНЕ И БЛАГОДАТИ» КИЕВСКОГО МИТРОПОЛИТА ИЛЛАРИОНА (40-Е ГОДЫ ХI в.);
-РАЗВИТИЕ УСТНОГО НАРОДНОГО ТВОРЧЕСТВА
ЖИВОПИСЬ
-ВНУТРИ ХРАМА СТЕНЫ УКРАШАЛИСЬ ФРЕСКАМИ И МОЗАИКАМИ. ФРЕСКОВЫЕ ИЗОБРАЖЕНИЯ СЫНОВЕЙ И ДОЧЕРЕЙ ЯРОСЛАВА МУДРОГО, БЫТОВЫЕ СЦЕНЫ СОХРАНИЛИСЬ В СОФИИ КИЕВСКОЙ;
-ИКОНА «ВЛАДИМИРСКАЯ БОГОМАТЕРЬ» ВЫПОЛНЕНА НЕИЗВЕСТНЫМ ГРЕЧЕСКИМ ЖИВОПИСЦЕМ НА РУБЕЖЕ ХI-ХII вв. «БОГОЛЮБСКАЯ БОГОМАТЕРЬ» (ХII в.)
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.