Задачи:
1. Обобщить и систематизировать полученные знания по истории средних веков.
2. Выявить уровень усвоения пройденного материала и умения применять его на практике.
3. Повысить интерес к истории, творческому восприятию исторического материала.
Время реализации занятия: 45 минут
Авторский медиапродукт:
1. Презентация 24слайда (операционная среда Windows XP, редактор Microsoft Power Point, Windows Movie Maker,Microsoft Word)
2. Вид медиапродукта: наглядная презентация учебного материала
3. Технологический сценарий занятия:
"Рыцарский турнир"
Задачи:
1. Обобщить и систематизировать полученные знания по истории средних веков.
2. Выявить уровень усвоения пройденного материала и умения применять его на практике.
3. Повысить интерес к истории, творческому восприятию исторического материала.
Время реализации занятия: 45 минут
Авторский медиапродукт:
1. Презентация 24слайда (операционная среда Windows XP, редактор Microsoft Power Point, Windows Movie
Maker,Microsoft Word)
2. Вид медиапродукта: наглядная презентация учебного материала
3. Технологический сценарий занятия:
Целесообразность использования медиапродукта:
1. Повышение эффективности усвоения учебного материала
2. Развитие наглядного образного мышления за счет повышения уровня наглядности
3. Развитие понятийного мышления за счет возможности и необходимости самостоятельно обобщать материал, выделять
смысловые группы, систематизировать весь предлагаемый материал
4. Интенсификация учебновоспитательного процесса
Оборудование: компьютер, проектор.
Карта занятия:
Комментарий хода урока
№
слайд
ов
Вре
мя
(ми
н)
Развитие личностных
качеств и психических процессов
Репродуктивные
Продуктивные
формы
формы
деятельности
деятельности
Целевая установка.
1
№ 1
ВниманиеНа протяжении I полугодия изучали историю
Средних веков. Проведем итоговообобщающий
урок по одной из наиболее привлекательных в
истории средневековья теме “Рыцарство”.
Этот урок пройдет в форме игры.
Учитель предлагает закрыть глаза, для того
чтобы переместиться в Средневековье. (3 сек)
3
Звучит отрывок из “Песни о Роланде”. Учитель
сообщает, что ребята попали на рыцарский турнир,
где им придется соревноваться в 5 турах по
командам, на которые класс был поделен заранее.
Турнир будет оценивать жюри: король, королева,
придворные дамы, доблестные рыцари.
Условие: за недостойное поведение рыцарей (шум,
брань и т.д.) команда будет терять полученные баллы.
№ 2
№ 3
Внимание
Мышление
I тур – Приветствие команд готовится заранее, в
произвольной форме, но должны обязательно
присутствовать ряд условий.
Максимальное колво баллов – 10.
II тур – Разминка.
Команды по очереди выбирают вопросы, которые
подготовили рыцари разных стран и эпох. На
обсуждение ответа дается 1015 секунд. Если
команда затрудняется, то на помощь приходят
рыцари других команд.
Максимальное колво баллов – соответственно числу
вопросов, на которые ответила команда.
III тур – Оружия Средневековья.
Задача: разгадать код, который поможет проследить
эволюцию рыцарских доспехов. Для этого, отвечая на
вопросы учителя, обучающиеся выбирают номер того
или иного средневекового оружия. В результате
получится код из 6 цифр.
Max колво баллов – 10
Рассказ учителя о эволюции рыцарских доспехов,
особое внимание уделяется рыцарским щитам.
Рассказ о рыцарских гербах.
IV тур – Прочти рыцарский герб.
Командам предлагается прочесть рыцарский герб, т.е.
определить в каком государстве живет его владелец и
8
6
1
1
8
7
№ 4
Внимание
Память
Выразительность речи
Аргументированность
№ 5,
14–23
Внимание
Память
Восприимчивость
к новому
Умение слышать и
слушать
Организованность
Активность
Наблюдательность
Точность
Коммуникативная
культура
№ 6, 7
№8
Память
Понимание
материала
Точность
Наблюдательность
Аргументирован
ность
№ 9
Внимание
№ 10
№ 11
Внимание
Память
Внимание
Память
Аргументированность
Коммуникативная
культура7
№ 12
№13
Внимание
Глубина рассуждений
Развитие речи
Выразительность речи
Культура эмоций и
чувств
Уместность
3
24
каковы его личные качества.
Выслушав ответы команд, предлагается правильный
ответ.
Maкс. колво баллов – 10.
V тур – Послание даме сердца.
Считалось, что настоящий рыцарь должен быть
влюблен в прекрасную даму, прославлять ее своими
подвигами и добиваться ее любви.
Задание: команды должны за 4–5 минут написать
стихотворное послание даме сердца на заданную
рифму и один из рыцарей должен преподнести его
королеве.
Оцениваются соответствие полученного
стихотворения теме, связность текста, особо
поощряется дальнейшее продолжение послания.
Maкс. колво баллов – 10
Подведение итогов турнира.
Жюри подсчитывает количество баллов, набранных
каждой командой, и объявляет победителя.
Победители получают ордена “Золотая роза” из
Ватикана. Жюри может отметить отдельных игроков,
особо проявивших себя в игре. Им выдаются
шуточные грамоты – “индульгенции” о прощении всех
учебных грехов на ближайшую 1000 лет.
Методическое описание.
Данный урок является итоговообобщающим по теме “История средних веков”. Но его можно использовать как:
повторительнообобщающий урок по теме “Классическое средневековье”
занятие, углубляющее знания школьников по истории средневекового рыцарства
внеклассное мероприятие.
Цели и задачи определили выбранный тип и вид урока:
тип – урок обобщения и систематизация знаний, умений и навыков;
вид – урокигра.
Играя, школьники получают дополнительную информацию по теме “Рыцарство” и одновременно оценивается уровень
усвоения основного фактического материала. Урок способствует:
повышению интереса к предмету, творческому восприятию исторического материала;
развитию у детей внимания, памяти, способности к анализу и синтезу;
воспитанию у обучающихся наблюдательности, обоснованности суждений, привычке к самопроверке.
Использованный вид урока поможет вовлечь всех без исключения ребят в плодотворную работу, наглядно показать им
необходимость глубоких и прочных знаний по истории Средневековья.
Форма урока – групповая работа. Работа в группах – это совместный поиск, который может привести к оригинальным
версиям. Кроме того, работа в не большом коллективе создает атмосферу доверия, желание общаться, помогать друг другу и
быть ответственным.
Взаимосвязь урока с другими областями знаний:
с литературой
с геральдикой
Структура урока.
1. Организационный момент. Целевая установка.
Слайды № 1–3. Смена слайдов – по щелчку, звук при показе слайда № 2 производится автоматически.
2. Этапы состязания:
I. Приветствие команд.
Команды готовят конкурс заранее, в произвольной форме, но должны обязательно присутствовать ряд условий (см. слайд №
4). Смена слайда – по щелчку.
II. Разминка.
Слайд № 5. Данный слайд содержит десять гиперссылок (иллюстраций), с помощью которых команды выбирают себе вопросы
(путем нажатия на картинку с рыцарем). Вопросы разноуровневые: одни на конкретизацию, другие на размышление, догадку.
III. Оружия Средневековья (слайд № 6).
Отвечая на вопросы по Средневековому оружию (слайд № 7) команды разгадывают код, который поможет проследить
эволюцию рыцарских доспехов.
После ответа на последний вопрос по гиперссылке (путем нажатия на цифру 3) переедете к слайду № 8(правильный код), и
через 5 секунд произойдет автоматически смена слайдов.
После этого учитель рассказывает об эволюции рыцарских доспехов с XI по XVв. (слайд № 9), где особое внимание уделяет
щитам (форма, изображение). Для более точного представления можно посмотреть фильм о рыцарских гербах (материал:
Всеобщая история : [Электронный ресурс] : История средних веков. 6 класс. – М: КордисМедиа, 2004. – (Учебное
электронное издание).
IV. Прочти рыцарский герб.
Перед командами ставится проблемная ситуация: прочесть рыцарский герб, т.е. определить в каком государстве живет его
владелец и каковы его личные качества
(Слайд № 11). Командам предстоит выступить в роли герольдов и аргументировать свое описание герба. Выслушав все
версии, предлагается прослушать правильный ответ.
V. Послание даме сердца.
У настоящего рыцаря должна быть дама сердца (слайд № 12).
Команды за 4–5 минут должны написать стихотворное послание даме сердца на заданную рифму (слайд № 13, строчки
послания появляются по щелчку мыши)
и один из рыцарей должен преподнести его королеве. Оцениваются соответствие полученного стихотворения теме, связность
текста, особо поощряется дальнейшее продолжение послания. Обучающимся предстоит проявить литературные и театральные
способности.
3. Подведение итогов турнира.
(Слайд 24) Учитель благодарит всех присутствующих за участие в турнире и предоставляет слово жюри для награждения.
Список литературы:
1. Ведюшкин В.А. История средних веков: Учеб. для 6 кл. общеобразоват. учреждений/. – М.: Просвещение, 2002.
2. Несмелова М.Л. Конспекты уроков по истории средних веков: 6–7 кл.: Метод. пособие: В 2 ч. – М.: Издво ВЛАДОС
ПРЕСС, 2001.
3. Шпаковский В.О. Рыцари средневековья, V XVIII вв.: кн. Для учащихся сред. И ст. возраста. – М.: Просвещение,
1997.
4. Всеобщая история :[Электронный ресурс] : История средних веков. 6 класс. – М: КордисМедиа, 2004. – (Учебное
электронное издание).