Рзработка урока по русскому языку "Лексическая система русского языка", 10 класс
Оценка 4.6

Рзработка урока по русскому языку "Лексическая система русского языка", 10 класс

Оценка 4.6
Разработки уроков
docx
русский язык
10 кл
06.11.2017
Рзработка урока по русскому языку "Лексическая система русского языка", 10 класс
В конспекте обращается внимание на слово и его лексическое значение, акцентируется внимание на понятие однозначности и многозначности слов, прямое и переносное значение; на исконно русскую и заимствованную лексику, активный и пассивный словарь (неологизмы, архаизмы и историзмы, общеупотребительная лексика). Совершенствуются навыки работы с текстом и умение находить заданные лексичесие единицы. Ряд заданий направлено на выработку навыков написания труднопроверяемых слов, постановку ударения, правописания слов.
Лексическая система русского языка, 10 класс.docx
семетр дата  класс Тема урока. Лексическая система русского языка Цели урока:  Углубить   понятия   о   слове   и   его   лексическом   значении,   однозначности   и многозначности слов, прямом и переносном значении;   научить различать исконно русскую и заимствованную лексику;   активный   и   пассивный   словарь   (неологизмы,   архаизмы   и   историзмы, общеупотребительная лексика);   усовершенствовать  навыки написания труднопроверяемых слов, постановку ударения, правописания слов;   пополнить лексический запас учащихся, способствовать развитию письменной и устной речи. Задачи:  1)Образовательные: ­ повторить, систематизировать теоретический материал по теме, актуализировать знания при работе с языковым материалом; ­ совершенствовать навыки грамотного письма; ­ обогащать словарный запас учащихся. 2) развивающие: ­   развивать   ключевые   компетенции   учащихся:   анализ,   синтез,   классификацию, систематизацию, обобщение; ­   развивать   память,   внимание,   умение   применять   знания   на   практике, корректировать пробелы в знаниях; ­ развивать умение самостоятельно воспроизводить полученные знания и работать с тестовым материалом; ­ развивать языковую и коммуникативную компетенции учащихся; ­ развивать функциональную грамотность учащихся; ­   развивать   творческие   способности   учащихся,   познавательный   интерес,   эмоции учащихся, создавая эмоциональные ситуации удивления, занимательности; 3) воспитательные:  ­ воспитывать трудолюбие, навыки самостоятельности, самоконтроля; ­ воспитывать умение преодолевать трудности в учении; ­ воспитывать культуру речи, бережное отношение к русскому языку; ­   стимулировать   интерес   к   урокам   русского   языка,   потребность   учащихся   в самовыражении. Методы и приемы: словесный, наглядный, эвристический, самостоятельная работа, тематический контроль Оборудование: Высказывания о русском языке, мультимедийный проектор, словари Даля и Ожегова, этимологические, фразеологические, синонимов, антонимов и др. Ход урока Словом можно убить, словом можно спасти,  Словом можно полки за собой повести.       Словом можно продать, и предать, и купить,       Слово можно в разящий свинец перелить. В.Шефнер I.Организационный момент II.Актуализация знаний учащихся.  Два ученика работают по карточкам у доски. Карточка №1. Запишите предложение в соответствии с нормами русской орфографии и пунктуации. [н’икагда н’и даказывай’ сваиво мн’эн’ий’а громка и з жарам / дажи й’эсл’и ф душе ты уб’ижд’он ф свай’эй’ прават’э / выскажы й’эво спакой’на / иба эта й’эд’инств’иный’ спосап уб’идит’ //] (Ф. Честерфилд). Карточка №2. Орфографическая разминка. Расставьте ударение в словах и правильно произнесите их. Аф ра   (не   афёра!),   аэроп рты,   блёклый   (доп.   бл клый),   обесп чение, ход тайство,   звон шь,   пул вер,   к хонный,   новорождённый,   коне[ шн]о,   вз точник, ое д гмат,   ф рзац,   кокл ш,   колл ж,   щав ль,   т фля,   свёкла,   эксп рт,   проц нт, ие танц вщица, б рмен, мышл ние, опт вый, бл говест, жалюз . ое уе ее ае ае ое ее яе ее ое юе ее ае ое ие ое ае ее уе ее ее  Обобщение знаний по теме «Лексика» Из плодородной почвы русской культуры вырастает волшебный цветок русской лексики. При всем богатстве и многоцветии лексики мы коснемся лишь некоторых очень важных аспектов этой темы. —   Что   такое   лексика?   Дайте   понятие   этого   термина.  (Словарный   состав   языка, какого­нибудь   его   стиля,   сферы,   а   также   чьих­нибудь   произведений,   отдельного произведения.) — Как называется раздел языкознания, где изучается лексика? (Лексикология.) —   Как   вы   понимаете   лексическое   значение   слова?  (Это   смысловое   содержание слова, одинаково понимаемое людьми, говорящими на данном языке.)  Работа над заполнением лепестков цветка. —   Какие   вы   знаете   словари,   дающие   толкования   слов?   Учащиеся   могут   назвать словари: • Даль В. И. Толковый словарь живого великорусского языка в 4 т. — М., 1978—1980; • Ожегов С. И. Словарь русского языка. 21­е изд. — М., 1989; • Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка. — М., 2002; • Лапатухин М. С., Скорлуповская Е. В., Снетова Г. П. Школьный толковый словарь русского языка. — М., 1981. и другие.  Минутки занимательности. «Перевертыши».  Узнай пословицу, подбирая контекстуальные антонимы (устная работа) ­ Что такое антонимы? Приведите примеры.  1. Лысина – мужское безобразие. (Коса – девичья краса.) 2. Уйти от новой стиральной машины ( Остаться у разбитого корыта) 3. Ниже пяток не опустишься. (Выше головы не прыгнешь.) 4. Бык иногда пылинку потеряет. (Свинья всегда грязь найдет.) 5. Курица ­ кабану подружка. (Гусь свинье не товарищ.) 6. У смелости затылок мал. (У страха глаза велики.)  Творческий диктант. Закончить пословицу, используя явление – антонимия.  Подчеркнуть пары антонимов, объяснить пунктуацию, орфограммы. 1. Недруг поддакивает,…(а друг спорит). 2. Маленькое дело…(лучше большого безделья). 3. Умел ошибиться ­…(умей и поправиться). 4. Добрая слава лежит, …(а худая – бежит) 5. Ученье – свет, (а неученье – тьма). 6. Язык длинный ­ …(ум короткий).  Тренировочное упражнение. «Узнай омоним» 1. Первые все мы в игре набираем. Если их больше – в игре побеждаем. Зренье вторые нам всем улучшают, Летом от солнца глаза защищают. (очки) 2. Первое шумно из пушки стреляют, Ну, а второе спортсмены метают. Третье в скорлупке ореха найдете, Если зубами его разгрызете. (ядро) 3. Первую находим, вычисляем, Много формул для нее мы знаем. На второй же митинги, парады. Погулять по ней всегда мы рады. (площадь) 4. Первая в норке иль в щелке живет. Кот ее выхода радостно ждет. Дружит вторая с компьютером нашим, Держат в руке ее Саши и Маши.  Ну, а под третью, коль что­то болит, Градусник ставит всегда Айболит. (мышка) 5. Первая ярко на небе сверкает, Дождь и грозу нам она предвещает. А вот вторую в одежде найдете, Быстро со скрипом ее застегнете. (молния).  Терминологический диктант. Учитель зачитывает определения, учащиеся записывают ответы. 1. Содержание   слова,   его   соотнесённость   с   предметом   или   явлением (лексическое значение). 2. Слова,   связанные   только   с   одним   предметом,   явлением,   понятием (однозначные слова). 3. Служит для создания образных, выразительных средств языка (переносное значение). 4. Слова,   имеющие   одинаковое   звучание,   написание   и   словоизменение,   но   не связанные по значению (омонимы). 5. Совпадение только одной формы слов (омоформы). 6. Слова,   совпадающие  по  звучанию,   но  различные  по  написанию   и  значению (омофоны). 7. Слова, относящиеся к одной части речи, выражающие одно и то же понятие, но в то же время различающиеся оттенками значения (синонимы). 8. Приём   нагнетения   синонимов   для   достижения   эффекта   большей выразительности (градация). 9. В   основе   каких   стилистических   приёмов   лежат   антонимы?   (антитеза   и оксюморон). Слово   учителя:  Национальный   русский   язык   включает   в   себя   общенародные, общеупотребительные   слова   и   слова   ограниченного   употребления   (диалектные   слова, профессиональные слова и арготизмы). Общеупотребительная   лексика   пополняется   также   за   счет   слов   ограниченного употребления. Так,   раньше   одинокого,   нелюдимого   человека   в   некоторых   южных   губерниях (областях) называли  бирюком. И. С.Тургенев в рассказе «Бирюк» сделал по этому поводу следующее примечание:  «Бирюком называется в Орловской губернии человек одинокий и угрюмый».  Со   временем   это   слово   ограниченного   употребления   (диалектное)   стало общеупотребительным. Еще   больше   общеупотребительные   слова   пополняются   за   счет   профессионализмов. Например, слова  диагноз, квадрат, суфлер, вертолет, микроскоп, микроб, капрон, космос, которые   были   специальными,   постепенно   стали   понятны   для   всех   и   вошли   в   состав общеупотребительной лексики. В   свою   очередь,   слова   ограниченного   употребления   пополняются   за   счет общенародных слов. Так, общеупотребительное слово шапка в речи полиграфистов обозначает «заголовок, набранный крупным шрифтом, общий для нескольких статей в газете», и в этом значении является профессионализмом. Работа над обобщенной схемой­конспектом изложенного материала. Возможный вариант схемы:  Составление таблицы Лексическое значение слова Слова по использованию в речи Слова по происхождению По времени появления в языке По употребительности     или книжное Однозначное   или   многозначное; прямое или переносное Нейтральное, разговорное Заимствованное или исконно русское Неологизм или устаревшее Общеупотребительное, или профессиональное   диалектное Задание   1.  Используя   данную   выше   таблицу,   охарактеризуйте   следующие   слова: интернет, денница, язык. Наша речь – это наше зеркало, и пусть оно не будет грязным. Я думаю, что цели урока достигнуты и очень хочу, чтобы слова поэта Ф. Васильева послужили вам добрым советом:  Когда ты хочешь молвить слово,  Мой друг, подумай, не спеши:  Оно бывает то свинцово,  То рождено теплом души. Оно то жаворонком в выси,  То медью траурной поет,  Покуда слово сам не взвесил,  Не выпускай его в полет. Им можно радости прибавить  И ядом радость отравить.  Им можно лед зимой расплавить, И камень в крошку превратить. Оно ограбит иль одарит,  Пусть ненароком, пусть любя,  Подумай, как бы не ударить.  Того, кто слушает тебя. (Ф. Васильев, перевод с удмуртского В. Соложина). Подведение итогов. Домашнее задание:  1) с.49­50­изучить, упр.67­выполнить; 2) составить тестовые вопросы (15 по теме «Лексика», повторить фразеологизмы,  фразеологические обороты).

Рзработка урока по русскому языку "Лексическая система русского языка", 10 класс

Рзработка урока по русскому языку "Лексическая система русского языка", 10 класс

Рзработка урока по русскому языку "Лексическая система русского языка", 10 класс

Рзработка урока по русскому языку "Лексическая система русского языка", 10 класс

Рзработка урока по русскому языку "Лексическая система русского языка", 10 класс

Рзработка урока по русскому языку "Лексическая система русского языка", 10 класс

Рзработка урока по русскому языку "Лексическая система русского языка", 10 класс

Рзработка урока по русскому языку "Лексическая система русского языка", 10 класс

Рзработка урока по русскому языку "Лексическая система русского языка", 10 класс

Рзработка урока по русскому языку "Лексическая система русского языка", 10 класс

Рзработка урока по русскому языку "Лексическая система русского языка", 10 класс

Рзработка урока по русскому языку "Лексическая система русского языка", 10 класс
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
06.11.2017