Дата: _________________
Класс: ________________
Урок № 3
Тема урока: С. Бегалин. «Жеребенок». А. Бахтыгереева. «Страна родная».
Цель: познакомить учащихся с текстом стихотворения, с автором стихотворения.
Задачи :
познакомить учащихся с биографией и стихотворением С. Бегалина;
совершенствовать навыки выразительного чтения, развивать устную и письменную речь;
воспитывать думающего читателя, слушателя, рассказчика, патриота, расширять кругозор.
Тип урока: изучение новой темы.
Методы: словесный.
Ожидаемые результаты:
познакомятся с авторами стихотворений о родной земле, будут учиться эмоционально воспринимать содержание текста, понимать и оценивать степную красоту, чувства автора, будут закреплять умение правильно и выразительно читать стихотворение, учиться самостоятельно определять тему и идею произведения, будут учиться самостоятельно оценивать собственные достижения в чтении текста, анализе.
Оборудование:
* «Литературное чтение» учебник для учащихся 4 класса 11-летней общеобразовательной школы. В 2-х частях/К.Х.Жданова, Е.Д. Бражникова – Алматы: Алматыкітап баспасы, 2015 г.
* «Литературное чтение». Методическое руководство: для учителя 4 класса 11-летней общеобразовательной школы/ К.Х.Жданова, Е.Д.Бражникова – Алматы: Алматыкітап баспасы, 2015 г.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент.
II. Проверка домашнего задания
III. Разминка.
¾ Начнем урок с разминки, с помощью которой настроимся на работу.
¾ Если у вас хорошее настроение, потопайте ногами.
¾ Если у вас есть собака, погладьте себя по голове
¾ Если у вас есть друг, возьмите его за руку.
¾ Если вы любите шоколад, оближите губы.
¾ Если вы любите свою школу, похлопайте в ладоши.
¾ Если вы хотите получить удовольствие от урока, то активно работайте весь урок.
¾ Сегодня мы продолжим работу над разделом «Мы в ответе за все живое на планете», познакомимся с новым стихотворением. Итогом вашей работы будет ваше выразительной чтение.
¾ Ребята, послушаем кюй.
¾ Что вы себе представили? Степь, юрту, коней.
Просмотр слайда под звуки кюя.
Загадка
На скаку играя гривой,
Скачет быстро, красиво,
Не догонишь, не догонишь,
Ишь как скачет иго-го.
Кто это? (лошадь)
Не земледелец, не купец
Не плотник, а первый на селе работник.(Лошадь)
IV. Побуждение.
¾ А кто еще знает загадки о коне?
¾ А сказки? (Сивка-Бурка, Конек- Горбунок).
¾ Что вы знаете о конях? Послушаем песню. О ком она? Что узнали?
Рассказ учителя.
Одним из основных занятий казахов было пастбищное скотоводство. Лошадь имела большое значение. Её использовали для верхней езды, гужевой перевозки, ею питались и одевались. Без конных состязаний не обходился ни один праздник. На досуге люде любовались табуном свободных лошадей впереди длинногривым красавцем- жеребцом.
Лошади имелись: вьючные, упряжные, рабочие, верховые и скакуны (аргымаки). В прошлом лошадь была незаменимой помощницей человека, она помогала в поле, когда не было трактора, перевозила грузы, потому что не было машин в то время , участвовала она и на войне. Но и в наше время она необходима лесникам, пастухам, пограничникам. Многие увлекаются конным туризмом, спортом. Люди любуются красотой лошадей. Выведено много пород лошадей разного назначения. На нашем гербе тоже он есть тулпар, Конь – спутник жизни казахов. Он обладает бесстрашием льва, прозорливостью сокола, силой быка в борьбе против врагов. Лошадь всегда ценилась и ценится человеком не только за ту огромную пользу, которая она приносит. Это красивое и благородное животное. Ни одно другое животное, как бы не было полезно человеку, не упоминалась так часто в народных сказаниях и песнях, былинах.
А теперь игра для вас.
Я начну, а вы кончайте,
Дружно хором отвечайте.
«Назови детёнышей животных.
У коровы – телята, у козы – козлята, у овцы- ягнята, у кобылы – жеребята.
¾ А что вы знаете о жеребятах (маленькие, красивые )
V. Физминутка «Фиксики».
VI. Работа над новым материалом.
1.Сообщение темы, цели урока.
2. Знакомство с биографией. Портрет.
¾ Сегодня мы познакомимся со стихотворением «Жеребенок», а написал его Сапаргали Бега-
лин. Он наш земляк, родился он в Семипалатинской области. Детство его было трудным. С 12 лет он батрачил, был пастухом, конюхом. Он перевел на казахский язык многие произведения А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Д.Н. Мамина-Сибиряка.
3. Первоначальное чтение учителем. – Понравилось стихотворение? Какое настроение овладело вами? Каким представляете себе жеребенка? Совпало ли ваше представление с авторским?
4. Чтение про себя.
5. Словарная работа. – Какие слова не понятны для вас?
Камыш – высокое водное или болотное растение
Челка – прядь гривы, падающая на лоб.
Бархат – плотная шелковая или хлопчатобумажная ткань с мягким гладким и густым ворсом. Круп – задняя часть туловища лошади.
Шерсть – волосяной покров животного, мех.
Копыта – роговое образование на концах пальцев.
Звякать – издавать резкий и отрывистый , звенящий звук.
Тулпар – могучий конь.
Масть – цвет шерсти животного.
Акын – поэт.
Кобылица- самка лошади.
Скакун – резвая в беге лошадь чистокровной породы.
6. Чтение вслух цепочкой.
7. Работа над выразительным чтением.
¾ На сколько частей можно разделить стихотворение? (3)
1 часть – образ жеребенка (легкий быстрый словно весенний ветерок.) Любуемся жеребенком, передаем голосом.
2 часть – образ могучего юного тулпара (крылатый, лихой), удивляемся?
3 часть – ответ на? С легким радостным настроением.
VII. Рефлексия.
Запишем «5-стишие» синквейн о жеребенке.
Кто? Жеребенок.
Какой? Легкий, быстрый, красивый.
Любуемся жеребенком, передаем голосом.
Что делает? Летит, возник, вышел.
Как он еще назван? Скакун, тулпар.
VIII. Итог урока.
¾ А теперь посмотрите об ирландских лошадях. Не только казахи любят и ценят лошадей, но
и многие другие народы, в частности ирландцы.
¾ О чем говорили на уроке ,что нового узнали Итак, писатели, художники, композиторы хо-
тели нам помочь увидеть и почувствовать красоту, быстроту, силу лошадей, их неповторимость. Ведь они тоже относятся к живой природе, и мы за них тоже в ответе. И я надеюсь, что вы будете их любить, беречь.
– Понравился вам урок?
IX. Домашнее задание.
стр. 7-8 - выразительное чтение наизусть.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.