С чем связаны трудности в обучении
Оценка 5

С чем связаны трудности в обучении

Оценка 5
Лекции
docx
психологическая работа +1
1 кл
20.01.2017
С чем связаны трудности в обучении
Младший школьный возраст - очень ответственный период школьного детства, от полноценного переживания которого зависят уровень интеллекта и личности, желание и умение учиться, уверенность в своих силах. Это переходная ступень – уже не дошкольник и еще не школьник. Новое положение ребенка в обществе, позиция ученика характеризуется тем, что у него появляется обязательная, общественно значимая, общественно контролируемая деятельность - учебная, он должен подчиняться системе её правил и нести ответственность за их нарушение. Существующая школа с её классно – урочной системой и действующими программами требует от ребенка определенного уровня функциональной готовности. Новые условия предъявляют более высокие требования к личностному развитию ребёнка, а также степени сформированности у него учебных умений и навыков. Однако уровень развития значительного числа детей едва достигает необходимого предела, а у довольно многочисленной группы школьников уровень развития явно недостаточен, что вызывает определённые трудности в обучения.
трудности в обучении.docx
С чем связаны трудности в обучении Младший школьный возраст ­ очень ответственный период школьного  детства, от полноценного переживания которого зависят уровень интеллекта и личности, желание и умение учиться, уверенность в своих силах. Это  переходная ступень – уже не дошкольник и еще не школьник.  Новое положение ребенка в обществе, позиция ученика характеризуется тем, что у него появляется обязательная, общественно значимая, общественно контролируемая деятельность ­ учебная, он должен подчиняться системе её  правил и нести ответственность за их нарушение. Существующая школа с её классно – урочной системой и действующими  программами требует от ребенка определенного уровня функциональной  готовности.   Новые условия предъявляют более высокие требования к  личностному развитию ребёнка, а также степени сформированности  у него  учебных умений и навыков. Однако уровень развития значительного числа  детей  едва достигает необходимого предела, а у довольно многочисленной  группы школьников уровень развития явно недостаточен, что вызывает  определённые трудности в обучения.   Педагоги и психологи отмечают, актуальность проблемы трудностей  обучения, и  для успешного её решения требуется серьёзная целенаправленная коррекционно­развивающая работа.   Главным условием эффективной помощи при трудностях обучения является определение точки отсчета, с которой  следует начинать коррекционную работу. А для этого нужно точно  определить зону актуального  и ближайшего развития ребенка и здесь на  помощь приходит психологическая диагностика. Цель диагностики – выявить основные трудности в обучении младших  школьников. Необходимо учитывать, что диагностика должна осуществляться в самом процессе обучения и проводиться систематически. Только в этом  случае, возможно, будет прослеживать положительные результаты работы с  неуспевающими детьми.  Начиная с первого класса, психологи  отслеживают  развитие учащихся на всех этапах обучения.  Проводят исследования  готовности выпускников детского сада к обучению в школе   и выявляют  аспекты школьной зрелости:  ­  интеллектуальной; ­ эмоциональной; ­ социальной. Анализ   результатов   Московского   мониторинга,   вызывает   тревогу   у воспитателей,   специалистов   и   родителей   готовящих   детей     к   обучению   в школе, возникает вопрос, почему ожидаемые результаты,  порой не совпадают с   реальными.   Ребенок   посещал   детский   сад   и   занятия   дошкольной подготовки,   выполнял   все   домашние   задания,   и   казалось,   овладел   всем необходимым   базисом,  но,   придя   в   школу,   в   какой­то   момент   перестал успевать, обучаемость снизилась.  Почему? Одной   из   ведущих   причин     является   незрелость   мотивационной   и эмоционально­волевой сферы, из­за чего ребёнок  не способен к длительным (в   течение   30   ­   35­минутного   занятия   или   урока)     волевым   усилиям   и сосредоточенности.   По   клиническим   данным,   у   большинства   детей   с трудностями   в   обучении   отмечаются   признаки   слабо   выраженной органической недостаточности ЦНС. Главная   задача     взрослых   постараться   скорректировать   данные процессы и довести психологическое развитие ребенка до уровня готовности к   школе.   Основной   акцент   должен   быть   направлен   в   первую   очередь   на мотивационное   развитие   ребенка.   Мотивационная   готовность   предполагает наличие  у  него  желания  не  просто  пойти  в  школу,  но  учиться, выполнять определенные обязанности, связанные с новым статусом, с новой позицией в системе   социальных   отношений   –   позицией   школьника.   Сформированность этой внутренней позиции ­ одна из важнейших составляющих мотивационной «готовности к школе». Без такой готовности ребенок, даже если он умеет читать и писать, не сможет хорошо учиться, так как обстановка и правила поведения в школе будут ему в тягость, так как  говоря о мотивации, мы говорим о побуждении к чему­то. В данном случае о побуждении к учебе.  А это значит, что у ребенка должен существовать познавательный интерес, ему должно   быть   интересно,   узнавать   новое.     Но   поскольку   учение   в   школе состоит   не   только   из   интересных   и   занимательных   занятий,   то   у   ученика должен быть стимул выполнять и непривлекательные, а порой даже скучные и утомительные задания. В каком случае это возможно? В том, когда ребенок понимает,   что   он   ученик,   знает   обязанности   ученика,   а   также   старается хорошо их выполнять.  Часто   на   первых   порах   первоклассник   старается   быть   примерным учеником,   чтобы   заслужить   похвалу   учителя.     Учебная   мотивация складывается   у   первоклассника   при   наличии   выраженной   познавательной потребности и умении трудиться.  Мотивационно   неготовым   к   систематическому   обучению   в  школьных условиях   может   быть   признан   ребенок,   не   обнаруживший   черт   зрелости мотивов   и   сформированности   «внутренней   позиции   школьника»,   что обнаруживается: в отсутствии стремления ребенка пойти в школу или даже негативном   отношении   к   школе   и   учению,   в   выраженной   импульсивности поведения, в низком уровне осознания своих побуждений.  Поэтому   мотивационная   готовность   имеет   не   меньшее   значение,   чем интеллектуальная,   хотя   именно   о   ней   часто   забывают.     Задача   взрослого сначала пробудить у ребенка желание научиться чему­то новому, а уже затем начинать работу по развитию высших психологических функций. По   мнению   многих   учёных,   устойчивость   школьной   мотивации, эмоционально­волевой   сферы   является   одним   из   важнейших   показателей мотивационной готовности к школе. Если   у   ребенка   был   выявлен   высокий   уровень   мотивационной готовности к школе и средний уровень интеллектуальной готовности, делаем вывод,   что   в   целом   уровне   школьной   готовности   развит   выше   среднего, поскольку,   как   показано   многими   учёными­психологами     мотивационная готовность является определяющей.  А если у ребенка был выявлен средний уровень   мотивационной   готовности   к   школе   и   высокий   уровень интеллектуальной готовности, его уровень школьной готовности оценивается как средний. В том случае, если у ребенка был низкий уровень мотивационной готовности к школе и средний уровень интеллектуальной  готовности, делаем вывод ­  уровень школьной готовности сформирован ниже среднего. Низкий уровень   мотивационной   готовности   к   школе   и   высокий   уровень интеллектуальной готовности, говорит о среднем уровне школьной зрелости.  Важно понимать, что коррекционная работа психологов и педагогов с детьми   не   должна   сводиться   к   «дрессуре»   определенных   компонентов психического развития ребенка.  А на первом этапе она обязательно должна включать   в   себя   все   необходимые   элементы   полноценной   формирующей среды:   мотивационную, эмоциональную, рефлексивную.  Главная задача – довести психологическое развитие ребенка до уровня готовности к школе. Основной акцент необходимо   делать на мотивационное развитие ребенка, а именно   развитие   познавательного   интереса   и   учебной   мотивации.   Задача психологов и педагогов сначала пробудить у ребенка желание научится чему ­ то новому, а уже затем начинать работу по развитию высших психологических функций. При этом важно положительное отношение к учению, способность к саморегуляции   поведения   и   проявлению   волевых   усилий   для   выполнения поставленных задач:  умение   детей   сознательно   подчинять   свои   действия   правилам, обобщенно определяющим способ действия,  умение ориентироваться на заданную систему требований,  умение внимательно слушать говорящего и точно выполнять задания, предлагаемые в устной форме,  умение   самостоятельно   выполнять   требуемое   задание   по   зрительно воспринимаемому образцу.  Эти   параметры   развития   произвольности   являются   частью психологической готовности к школе, на них опирается обучение в первом классе. Интеллектуальная   готовность   к   школе   также     предполагает   наличие   у ребенка   широкого   кругозора,   запаса   конкретных   знаний.   Кроме   развития познавательных   процессов:   восприятия,   внимания,   воображения,   памяти, мышления, в психологическую готовность к школе входят сформированные личностных особенностей.   К поступлению в школу у ребенка должны быть развиты   самоконтроль,   трудовые   умения   и   навыки,   умение   общаться   с людьми, ролевое поведение. Для   того   чтобы   ребенок   был   готов   к   обучению   и   усвоению   знаний, необходимо,   чтобы   каждая   из   названных   характеристик   была   у   него достаточно развита,   в том числе и уровень развития   устной речи ребёнка должен   соответствовать   возрастной   норме.   Необходим     определённый словарный  запас     и  умение   грамотно     им  пользоваться  в  самостоятельной речи,  важно научить ребёнка излагать свои мысли, пересказывать небольшие тексты, умению описывать картинки и события.  Количество   учащихся   с  трудностями   в  обучении   за   последние   годы   резко выросло. На данный момент количество таких детей составляет около 20 – 30%  в каждом классе.      Следует   отметить,   что   увеличение   числа   таких   детей   отмечается   во всем   мире,   и   проблема   трудностей   в   обучении   стала   одной   из   наиболее актуальных психолого­педагогических проблем. Неуспеваемость,   особенно   если   она   проявляется   еще   в   начальных классах, существенно затрудняет овладение ребенком обязательной школьной программы.   Именно   в   начальный   период   обучения   у   детей   закладывается фундамент системы знаний, которые пополняются в дальнейшие годы, в это же время формируются умственные и   практические операции, действия и навыки,   без   которых   невозможно   последующее   учение   и   практическая деятельность.   Отсутствие   этого   фундамента,   начальных   знаний   и   умений приводит к чрезмерным трудностям в усвоении программы.  Психолого­педагогическое   изучение   учащихся   с   трудностями   в обучении целесообразно осуществлять по простой общей схеме: выявление трудностей   в   обучении,   выявление   причин,   которые   обусловливают   эти трудности.  Несмотря   на   различие   причин   неуспеваемости   у   разных   школьников, учащиеся   с  трудностями   в  обучении   имеют   достаточно   много   одинаковых черт   и   особенностей,   что   позволяет   дать   им   общую   психологическую характеристику.   Категории слабоуспевающих и неуспевающих школьников:  • дети с умственной отсталостью;  • дети с временной задержкой психического развития;  • педагогически запущенные дети;  • дети соматически ослабленные;  •   дети   в   целом   с   нормальным   психическим   развитием,   но   имеющие недостаточный уровень сформированности отдельных психических функций либо по уровню их развития, относящиеся к нижней границе нормы. Критерии готовности или неготовности к школьному обучению связаны с психологическим возрастом ребенка, который отсчитывается не по часам физического   времени,   а   по   шкале   психологического   развития.    Под психофизической готовностью понимается физическое созревание ребенка, а также   созревание   структур   мозга,   обеспечивающее   соответствующих возрастной норме уровня развития психических процессов. Психолого ­ педагогическое сопровождение имеет два направления: ­ актуальное, ориентированное на решение уже имеющихся трудностей,  возникших у ребенка; ­ перспективное, ориентированное на профилактику отклонений в обучении и  развитии. Психолого ­ педагогическое сопровождение – это целостная, системно организованная   деятельность,   в   процессе   которой   создаются   социально­ психологические   и   педагогические   условия   для   успешного   обучения   и развития каждого ребенка. Задачи сопровождения: ­ систематическое отслеживание уровня развития и обучения ребенка. ­  создание социально­психологических условий для развития познавательных, личностных возможностей учащегося и его успешного обучения на занятиях. ­ организация помощи детям, имеющим проблемы в психологическом  развитии и обучении. Начальная   школа   является   базисом,   основой,   на   которую   опирается дальнейшее   обучение   школьника.   Если   запустить   механизм   непринятия обучения,   не   успевания   за   своими   одноклассниками,   может   привести   к серьезным   последствиям   не   только   со   стороны   овладения   знаниями   и умениями,   а   самое   главное,   со   стороны   личностной   сферы   ребенка: заниженная     самооценка,   отсутствие   стремления   получать   знания   и   т.д. Помочь   ребёнку   справиться   с   его   трудностями,   встать     на   его   сторону   и создать условия для здорового и гармоничного развития ­ основная задача психолого­педагогической работы.

С чем связаны трудности в обучении

С чем связаны трудности в обучении

С чем связаны трудности в обучении

С чем связаны трудности в обучении

С чем связаны трудности в обучении

С чем связаны трудности в обучении

С чем связаны трудности в обучении

С чем связаны трудности в обучении

С чем связаны трудности в обучении

С чем связаны трудности в обучении

С чем связаны трудности в обучении

С чем связаны трудности в обучении
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
20.01.2017