С какой целью? Зачем?

  • Разработки уроков
  • doc
  • 20.03.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Цель: – знакомим школьников: · с различными задачами общения, средствами обозначения этих задач глаголами речи; – формируем установки: · на осмысление своих и чужих задач высказываний; · на реализацию коммуникативной* задачи в своих высказываниях. Давайте вспомним, что при общении важно учитывать? (Речевые роли – кто (адресант) говорит; кому (адресат).) – Что ещё необходимо учитывать, чтобы общение было успешным? Рассмотрим несколько примеров. – Представьте себе, что в субботу в 18 часов в школе состоится концерт учеников начальной школы, посвящённый юбилею школы. – Каждый из вас говорит об этом родителям. Ваша задача – просто сообщить об этом событии.
Иконка файла материала konsp_rit_3kl_ur4_+.doc
Риторика. НАУКА РИТОРИКА Урок 4. Тема: С какой целью? Зачем? Цель: – знакомим школьников:  ∙ с различными задачами общения, средствами обозначения этих задач глаголами речи; – формируем установки:  ∙ на осмысление своих и чужих задач высказываний; ∙ на реализацию коммуникативной* задачи в своих высказываниях. Этапы урока Ход урока Формирование УУД и ТОУУ (технология оценивания учебных успехов) Ι . Актуализация  знаний.  Постановка  учебной задачи. 3  3  3  Беседа.  –  Давайте вспомним, что при общении важно учитывать? (Речевые роли – кто (адресант) говорит; кому (адресат).) – Что ещё необходимо учитывать, чтобы общение было успешным? Рассмотрим несколько примеров. –  Представьте себе, что в субботу в 18 часов в школе  состоится концерт учеников начальной школы, посвящённый юбилею школы. – Каждый из вас говорит об этом родителям. Ваша задача – просто сообщить об этом событии. Познавательные УУД 1. Развиваем умения  извлекать информацию из  схем, иллюстраций, текстов. 2. Представлять информацию  в виде схемы. 3. Выявлять сущность,  особенности объектов. 4. На основе анализа объектов делать выводы. © ООО «Баласс», 2013Возможный вариант высказывания:  ∙   Мама   и   папа!   В   субботу   в   18   часов   в   нашей   школе   состоится концерт, посвященный юбилею школы. Участвуют начальные классы. – А теперь попробуйте уговорить родителей прийти на этот концерт. Возможный вариант высказывания:  ∙ Мама и папа! Я знаю, что вы очень заняты! Но в субботу в 18 часов в нашей школе состоится интересный концерт. В честь юбилея школы выступают ученики начальных классов! И я в том числе. Я очень прошу вас прийти, буду ждать! –  Почему,   несмотря   на   то   что   каждый   раз   в   общении   участвуют родители   и   школьник,   высказывания   звучат   по­разному?   (У говорящих  разные   задачи  –   сообщить   о   концерте   и   уговорить прийти на него.) 5. Обобщать и  классифицировать по  признакам. 6. Ориентироваться на  развороте учебника. 7. Находить ответы на  вопросы в иллюстрации. Регулятивные УУД 1. Развиваем умение  высказывать своё  предположение на основе  работы с материалом  учебника. 2. Оценивать учебные  действия в соответствии с  поставленной задачей. 3. Прогнозировать  предстоящую работу  (составлять план). 4. Осуществлять  познавательную и личностную рефлексию.   © ООО «Баласс», 2013ΙI. Открытие  новых знаний 1. Работа в учебнике. –  Итак,   зачем   мы   говорим,   пишем?   Какие   задачи   решаем   при общении? Обратимся к странице 22. –  Почему   на   рисунке   изображены   мишени   и   Риторик,   который стремится   попасть   в   цель?   (Риторик   хочет   общаться   успешно   – достигать цели.) – Прочитайте слова, написанные на мишенях. Многие речевые задачи можно отнести к одной из этих основных групп. Задание 20.  Вариант выполнения: СООБЩИТЬ                       ПОДЕЛИТЬСЯ                     ПОВЛИЯТЬ                                                   чувствами,                                                    мыслями объяснить                                довериться                         запретить информировать                       обменяться                        защитить     проинструктировать             (впечатлениями)                 (словом) оповестить                             посоветоваться                     убедить расспросить                                                                           приказать Это деление глаголов по группам довольно условно, так как при общении всегда передается информация. Так, когда мы делимся своими впечатлениями, мы сообщаем, что с нами произошло, о своих чувствах. © ООО «Баласс», 2013Очень   часто   в   речевой   практике   сообщается   фактическая информация,   которая   влияет   на   чувства,   мысли,   поведение собеседника. В   двух   колонках   могут   быть   записаны   глаголы:   расспросить, посоветовать. В живой речи коммуникативные задачи могут быть выражены не только   глаголами,   но   и   другими   речевыми   средствами, высказыванием в целом. Задание 21.  Речевые задачи текстов:  ∙ на щите рядом с эстрадой – поздравить;  ∙ на доске объявлений – попросить;  ∙ на табличке клумбы – запретить;  ∙ на скамейке – предупредить;  ∙ на листе в руках Буратино – заинтересовать;  ∙ на афишной тумбе – пригласить.                1. Работа по учебнику. Задание 22.  Задачи отрывков: сообщить, предупредить, похвалить. Задание 23.  Знайка хочет спасти малышей (в том числе Незнайку), которые летят на воздушном шаре. Для этого Знайка успокаивает Незнайку: «Не ори! Без паники!», затем показывает, как надо прыгать с парашютом. III. Развитие  умений.  Применение  знаний. © ООО «Баласс», 2013 Коммуникативные УУД 1. Развиваем умение слушать и понимать других. 2. Строить речевое  высказывание в соответствии  с поставленными задачами. 3. Оформлять свои мысли в  устной форме.4. Умение работать в паре. Знайка   говорит   спокойно,   уверенно,   показывает   себя   лидером   не только на словах, но и на деле. Конечно,   Незнайка   заранее   не   обдумывает   свою   речь.   Сомнение может вызвать то, что говорится в первом предложении. А также то, что   вряд   ли   трусишка   так   легко   прыгнет   с   парашютом.   Вряд   ли летящий   на   воздушном   шаре   Незнайка   мог   увидеть,   куда   пошел Знайка. Задание 24.  Возможный ответ: Незнайка   любит   сочинять   небылицы,   хвастается,   старается представить себя героем, а других – трусами. Он говорит неправду, не обдумывает свою речь. Из книги Н. Носова мы знаем, что вранье и хвастовство Незнайки обнаружилось, когда Знайка появился среди малышек, и Незнайке было очень стыдно. Задание 25. Возможные диалоги: 1.  – Не расстраивайся, Ксеня! Ты не виновата, и мама не будет тебя ругать. – Правда. Сумка была плохая, дырявая. 2.  – Саша, не стоит огорчаться! Все падают, когда учатся кататься на   велосипеде.   Почаще   тренируйся,   быстрее   научишься.   Будешь ездить быстро, как настоящий гонщик! – Ладно. Не так уж и больно. 3.   –   Не   плачь,   Алеша!   Я   понимаю,   что   тебе   обидно.   Успокойся! © ООО «Баласс», 2013Сейчас Ваня остынет и извинится перед тобой. Не ссорьтесь! Ведь вы же друзья! – Постараюсь. Ты прав. Не из­за чего было драться. Задание 26. Возможные диалоги: 1.   –   Витя,   помоги   мне   убрать   игрушки   и   книжки.   Скоро   придут родители. Давай вместе наведем порядок, а потом я почитаю тебе твою любимую сказку. – Хорошо. Сейчас. 2. – Маша, твои любимые рыбки уже открывают рты. Покорми их, они голодные. – Ой! Как это я забыла! Сейчас покормлю. 3.   –   Сережа,   у   тебя   в   комнате   всегда   замечательный   порядок.   А птичью клетку почему­то сегодня не вычистил. Мама расстроится. – Такой был интересный мультик по телевизору. А сейчас сделаю. Задание 27.  Все запреты ненужные, кроме «Запрещается собирать цветы». Задание 28.      Варианты разрешительных табличек: Разрешается петь, читать стихи! Разрешается слушать пение птиц! Разрешается любоваться цветами! Задание 30.  Варианты текстов на табличках в школе (в столовой):  © ООО «Баласс», 2013∙ Разрешается есть с аппетитом! ∙ Не запрещается поблагодарить за вкусную еду! в школе (в раздевалке):  ∙ Разрешается аккуратно повесить пальто!  ∙ Просим не забывать сменную обувь! возле дома:  ∙ Разрешаем выбрасывать мусор в урну!  ∙ Можно гулять с детьми, собачек просим пройти дальше! в парке:  ∙ Разрешается гулять влюбленным!  ∙ Просим не кормить рыб бумажками, огрызками, бутылками!  ∙ Можно нюхать сирень, жасмин, липу! Вопросы к ученику, выполнявшему работу (начало формирования алгоритма самооценки): – Что тебе нужно было сделать?  – Удалось тебе выполнить задание? – Ты сделал всё правильно или были недочёты? – Ты составил всё сам или с чьей­то помощью? – Какой был уровень задания? – Какие умения формировались при выполнении этого задания? – Сейчас мы вместе с… (имя ученика) учились оценивать свою работу. ΙV. Итог урока. –  Надо ли заранее обдумывать свою речевую задачу, цель, которую ты хочешь достигнуть? Почему? – А если не обдумать этого, что может получиться? Будет ли твоя речь успешной? –  Прочтите,   что   говорит   о   риторике   известный   ученый   Юрий Личностные результаты 1. Развиваем умения  выказывать своё отношение к  героям, выражать свои   эмоции. © ООО «Баласс», 2013Владимирович Рождественский (на с. 4). –  Почему,   как   вы   считаете,   он   говорит,   что   риторика   изучает   не только речь, но и личность? (Речью владеет только человек. По речи мы многое можем сказать о человеке, о его уме, характере, уровне культуры.   Каждому   человеку   в   жизни   приходится   решать   разные речевые   задачи,   выступать   в   разных   ролях.   Этот   опыт   помогает человеку стать личностью.) 2. Оценивать поступки в  соответствии с определённой  ситуацией. 3. Формируем мотивацию к  обучению и целенаправленной  познавательной деятельности. V. Домашнее  задание. По усмотрению учителя. © ООО «Баласс», 2013

Посмотрите также