Цели:
• высказывать и аргументировать своё отношение к прочитанному, в том числе к художественной стороне текста (что понравилось из прочитанного и почему);
• видеть в художественном тексте сравнения, эпитеты, олицетворения;
• самостоятельно прогнозировать содержание текста по заглавию, фамилии автора, иллюстрации, ключевым словам;
• по ходу чтения представлять картины, устно выражать (рисовать) то, что представили.
Литературное чтение
Урок 96.
Тема раздела: Век XX. Новые встречи со старыми друзьями
Тема: С. Маршак – критик, поэт, переводчик, редактор
Цели:
• высказывать и аргументировать своё отношение к прочитанному, в том числе к художественной стороне текста (что
понравилось из прочитанного и почему);
• видеть в художественном тексте сравнения, эпитеты, олицетворения;
• самостоятельно прогнозировать содержание текста по заглавию, фамилии автора, иллюстрации, ключевым словам;
• по ходу чтения представлять картины, устно выражать (рисовать) то, что представили.
Этапы урока
Ход урока
Ι
. Актуализация
знаний.
II. Развитие
умений.
1 2 3
Проверка домашнего задания.
– Чем наполнял М. Пришвин понятия «родина», «отечество»? (Учащиеся
возвращаются к материалу задания III.5 в тетради.)
– Сравните его понимание с точкой зрения К.Д. Ушинского, В.И. Даля. Как они
дополняют друг друга?
– Кто привёл в детскую литературу М. Пришвина?
2 4 1 2 3 1 2 3 3
1. Работа с текстом.
Работа с текстом до чтения.
© ООО «Баласс», 2015
Формирование УУД,
ТОУУ
(технология оценивания
учебных успехов)
Познавательные УУД
1. Преобразовывать
информацию из одной
формы в другую: подробно
пересказывать небольшие
тексты.
2. Делать выводы в
результате совместной
работы класса и учителя.
11) Беседа с учащимися.
– Что знаете о самом Маршаке?
– Обсуждение вопроса 3 учебника (с. 98).
Чтение наизусть известных учащимся стихов, загадок С.Я. Маршака.
– Какая ещё сторона деятельности Маршака нам хорошо известна? (Маршак
редактор.)
2) Рассказ о Маршакередакторе (по материалам учебника, с. 58–59).
– Где и когда работал?
– Каков был стиль его работы?
– Что говорили о Маршакередакторе?
– Как Маршак отбирал будущих детских писателей?
3) – Какая сторона деятельности Маршака нам менее знакома? (Обсуждение
темы урока.)
– Кого переводил Маршак?
Работа с текстом во время чтения.
1) Самостоятельное чтение стихов Р. Бёрнса и Р. Киплинга.
– Что объединяет эти стихотворения? (Они о родной земле и новых землях,
неведомых и таинственных, оба текста дают яркое представление об их
лирических героях.)
– В чём главное различие? (Совершенно разное настроение.)
2) Чтение стихотворения Р. Бёрнса.
– Какая строка повторяется? Почему?
– С чем прощается герой стихотворения?
– Какую клятву даёт?
– Что можно вычитать в строках стихотворения о судьбе героя?
3) Чтение стихотворения Р. Киплинга.
3. Ориентироваться на
развороте учебника.
4. Находить ответы на
вопросы в тексте,
иллюстрациях.
Личностные результаты
1. Развиваем умения
выказывать своё отношение
к героям, выражать эмоции.
2. Оценивать поступки в
соответствии с
определённой ситуацией.
3. Формируем мотивацию к
обучению и
целенаправленной
познавательной
деятельности.
Коммуникативные УУД
1. Развиваем умение
слушать и понимать речь
других.
2. Выразительно читать и
пересказывать текст.
3. Оформлять свои мысли в
устной и письменной форме.
© ООО «Баласс», 2015
2– О чём мечтает герой этого стихотворения?
– Чем привлекает его солнечная Бразилия?
– Что можно вычитать в строках стихотворения о самом герое?
4) Выразительное чтение стихотворений.
Стихотворение Бёрнса – стихотворениепрощание, клятва, стихотворение
Киплинга – стихотворениемечта.
После чтения можно прослушать с детьми аудиозапись песни «На далёкой
Амазонке» (муз. В. Берковского, М. Синельникова) в исполнении Т. и С.
Никитиных.
Работа с текстом после чтения.
1) Обобщающая беседа.
– Для кого переводил стихи разных поэтов С. Маршак?
– Какое из прочитанных вами стихотворений адресовано детям? Почему вы так
думаете?
– Сколько иностранных языков знал С.Я. Маршак, если известно, что переводил
он английские и шотландские народные песни и баллады, Шекспира, Бёрнса,
Киплинга, Стивенсона, Кэрролла, Милна? (Один английский.)
– Будьте внимательны. Назовите другие иностранные языки, которыми владел
Маршак, если переводил Гейне (немецкий), Родари (итальянский), чешскую и
латышскую народную поэзию.
– Какие требования к писателю предъявляет профессия переводчика?
2) Поисковые задания.
– Прослушайте 2 стихотворения в переводе Маршака и определите, какое из них
написано Бёрнсом, какое – Киплингом.
Если в стёклах каюты
Зелёная тьма,
И брызги взлетают
4. Умение работать в паре и
в группах.
Регулятивные УУД
1. Определять и
формулировать цель
деятельности на уроке с
помощью учителя.
2. Проговаривать
последовательность
действий на уроке.
3. Учиться высказывать своё
предположение на основе
работы с иллюстрацией
учебника.
4. Учиться работать по
предложенному учителем
плану.
© ООО «Баласс», 2015
3До труб,
И встают поминутно
То нос, то корма,
А слуга, разливающий
Суп,
Неожиданно валится
В куб,
Если мальчик с утра
Не одет, не умыт,
И мешком на полу
Его нянька лежит,
А у мамы от боли
Трещит голова,
И никто не смеётся,
Не пьёт и не ест.
Вот тогда вам понятно,
Что значат слова:
Сорок норд,
Пятьдесят вест!
(Р. Киплинг)
Был честный фермер мой отец.
Он не имел достатка,
Но от наследников своих
Он требовал порядка.
Учил достоинство хранить,
Хоть нет гроша в карманах.
Страшнее – чести изменить,
© ООО «Баласс», 2015
4Чем быть в отрепьях рваных!
Я в свет пустился без гроша,
Но был беспечный малый.
Богатым быть я не желал,
Великим быть – пожалуй!
Таланта не был я лишён,
И вот решил по мере сил
пробить себе дорожку.
и т.д.
(Р. Бёрнс. «Был честный фермер мой отец»)
– Что мы делали? (Читали текст, отвечали на вопросы по тексту, выказывали
своё отношение к героям.)
– Какое умение формировали?
ΙΙΙ
. Итог.
– Как бы вы оценили свою работу на уроке?
IV. Домашнее
задание.
Выучить наизусть любое стихотворение переводчика Маршака (по выбору
учащихся) или прочитать сказки Р. Киплинга «Откуда у кита такая глотка»,
«Откуда взялись броненосцы».
© ООО «Баласс», 2015
5