С. Маршак – критик, поэт, переводчик, редактор

  • Разработки уроков
  • doc
  • 21.03.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Цели: • высказывать и аргументировать своё отношение к прочитанному, в том числе к художественной стороне текста (что понравилось из прочитанного и почему); • видеть в художественном тексте сравнения, эпитеты, олицетворения; • самостоятельно прогнозировать содержание текста по заглавию, фамилии автора, иллюстрации, ключевым словам; • по ходу чтения представлять картины, устно выражать (рисовать) то, что представили.
Иконка файла материала konsp_lit_4kl_ur96-korr.doc
Литературное чтение Урок 96. Тема раздела: Век XX. Новые встречи со старыми друзьями Тема: С. Маршак – критик, поэт, переводчик, редактор Цели: • высказывать и аргументировать своё отношение к прочитанному, в том числе к художественной стороне текста (что понравилось из прочитанного и почему); • видеть в художественном тексте сравнения, эпитеты, олицетворения; • самостоятельно прогнозировать содержание текста по заглавию, фамилии автора, иллюстрации, ключевым словам; • по ходу чтения представлять картины, устно выражать (рисовать) то, что представили. Этапы урока Ход урока Ι . Актуализация знаний. II. Развитие  умений. 1  2  3  Проверка домашнего задания. –   Чем   наполнял   М.   Пришвин   понятия   «родина»,   «отечество»?   (Учащиеся возвращаются к материалу задания III.5 в тетради.) – Сравните его понимание с точкой зрения К.Д. Ушинского, В.И. Даля. Как они дополняют друг друга? – Кто привёл в детскую литературу М. Пришвина? 2  4  1  2  3  1  2  3  3  1. Работа с текстом. Работа с текстом до чтения. © ООО «Баласс», 2015 Формирование УУД, ТОУУ (технология оценивания учебных успехов) Познавательные УУД 1. Преобразовывать  информацию из одной  формы в другую: подробно  пересказывать небольшие  тексты. 2. Делать выводы в  результате совместной  работы класса и учителя. 11) Беседа с учащимися. – Что знаете о самом Маршаке? – Обсуждение вопроса 3 учебника (с. 98). Чтение наизусть известных учащимся стихов, загадок С.Я. Маршака. – Какая ещё сторона деятельности Маршака нам хорошо известна? (Маршак­ редактор.) 2) Рассказ о Маршаке­редакторе (по материалам учебника, с. 58–59). – Где и когда работал? – Каков был стиль его работы? – Что говорили о Маршаке­редакторе? – Как Маршак отбирал будущих детских писателей? 3) – Какая сторона деятельности Маршака нам менее знакома? (Обсуждение темы урока.) – Кого переводил Маршак? Работа с текстом во время чтения. 1) Самостоятельное чтение стихов Р. Бёрнса и Р. Киплинга. – Что объединяет эти стихотворения? (Они о родной земле и новых землях, неведомых   и   таинственных,   оба   текста   дают   яркое   представление   об   их лирических героях.) – В чём главное различие? (Совершенно разное настроение.) 2) Чтение стихотворения Р. Бёрнса. – Какая строка повторяется? Почему? – С чем прощается герой стихотворения? – Какую клятву даёт? – Что можно вычитать в строках стихотворения о судьбе героя? 3) Чтение стихотворения Р. Киплинга. 3. Ориентироваться на  развороте учебника. 4. Находить ответы на  вопросы в тексте,  иллюстрациях. Личностные результаты 1. Развиваем умения  выказывать своё отношение  к героям, выражать эмоции. 2. Оценивать поступки в  соответствии с  определённой ситуацией.  3. Формируем мотивацию к  обучению и  целенаправленной  познавательной  деятельности. Коммуникативные УУД 1. Развиваем умение  слушать и понимать речь  других. 2. Выразительно читать и  пересказывать текст. 3. Оформлять свои мысли в  устной и письменной форме. © ООО «Баласс», 2015 2– О чём мечтает герой этого стихотворения? – Чем привлекает его солнечная Бразилия? – Что можно вычитать в строках стихотворения о самом герое? 4) Выразительное чтение стихотворений. Стихотворение Бёрнса – стихотворение­прощание, клятва,  стихотворение Киплинга – стихотворение­мечта. После чтения можно прослушать с детьми аудиозапись песни «На далёкой Амазонке»   (муз.   В.   Берковского,   М.   Синельникова)   в   исполнении   Т.   и   С. Никитиных. Работа с текстом после чтения. 1) Обобщающая беседа. – Для кого переводил стихи разных поэтов С. Маршак? – Какое из прочитанных вами стихотворений адресовано детям? Почему вы так думаете? – Сколько иностранных языков знал С.Я. Маршак, если известно, что переводил он английские и шотландские народные песни и баллады, Шекспира, Бёрнса, Киплинга, Стивенсона, Кэрролла, Милна? (Один английский.) – Будьте внимательны. Назовите другие иностранные языки, которыми владел Маршак, если переводил Гейне (немецкий), Родари (итальянский), чешскую и латышскую народную поэзию. – Какие требования к писателю предъявляет профессия переводчика? 2) Поисковые задания. – Прослушайте 2 стихотворения в переводе Маршака и определите, какое из них написано Бёрнсом, какое – Киплингом. Если в стёклах каюты Зелёная тьма, И брызги взлетают 4. Умение работать в паре и  в группах. Регулятивные УУД 1. Определять и  формулировать цель  деятельности на уроке с  помощью учителя. 2. Проговаривать  последовательность  действий на уроке. 3. Учиться высказывать своё предположение на основе  работы с иллюстрацией  учебника. 4. Учиться работать по  предложенному учителем  плану. © ООО «Баласс», 2015 3До труб, И встают поминутно То нос, то корма, А слуга, разливающий Суп, Неожиданно валится В куб, Если мальчик с утра Не одет, не умыт, И мешком на полу Его нянька лежит, А у мамы от боли Трещит голова, И никто не смеётся, Не пьёт и не ест. Вот тогда вам понятно, Что значат слова: Сорок норд, Пятьдесят вест!                           (Р. Киплинг) Был честный фермер мой отец. Он не имел достатка, Но от наследников своих Он требовал порядка. Учил достоинство хранить, Хоть нет гроша в карманах. Страшнее – чести изменить, © ООО «Баласс», 2015 4Чем быть в отрепьях рваных! Я в свет пустился без гроша, Но был беспечный малый. Богатым быть я не желал, Великим быть – пожалуй! Таланта не был я лишён, И вот решил по мере сил пробить себе дорожку. и т.д.                    (Р. Бёрнс. «Был честный фермер мой отец») –  Что мы делали? (Читали текст, отвечали на вопросы по тексту, выказывали своё отношение к героям.) – Какое умение формировали? ΙΙΙ . Итог. – Как бы вы оценили свою работу на уроке? IV.  Домашнее задание. Выучить   наизусть   любое   стихотворение   переводчика   Маршака   (по   выбору учащихся) или прочитать сказки Р. Киплинга «Откуда у кита такая глотка», «Откуда взялись броненосцы». © ООО «Баласс», 2015 5

Посмотрите также