"Самоанализ работы музыкального руководителя"
Оценка 4.6

"Самоанализ работы музыкального руководителя"

Оценка 4.6
docx
11.01.2023
"Самоанализ работы музыкального руководителя"
Опыт работы Скуридиной Л.Н..docx

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Центр образования № 23»

(Дошкольное отделение)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Самоанализ педагогической деятельности

в форме обобщённого опыта работы

.

 

музыкального руководителя

 

Скуридиной Ларисы Николаевны

 

 

 

 

Тема опыта:

«Коррекционно-развивающее сопровождение детей дошкольного возраста

в музыкальном воспитании».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тульская область

г. Новомосковск


 

Условия формирования опыта.

На формирование моего опыта работы оказали следующие факторы:

1.     Изучение нормативно-правовых документов:

·        Федеральный закон РФ от 29.12.2012г.  №273 - ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

·         Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования от 17 октября 2013г. № 1155;

·         Федеральный закон от 03.12.2012г  №372 ФЗ «О внесении изменений в ФЗ «Об основных гарантиях прав ребёнка в РФ в связи с введением института уполномоченного при президенте РФ по правам ребёнка»»;

·         СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций»;

·        Профессиональный стандарт. Педагог (педагогическая деятельность в дошкольном, начальном общем, основном общем, среднем общем образовании) (воспитатель, учитель) от 18 октября 2013г. № 544н.;

·        Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования от 30.08.20013г. № 1014г.;

·        Закон Тульской области от 30.09.2013г. № 1989-ЗТО «Об образовании»;

·        Постановление правительства РФ «Об осуществлении мониторинга системы образования» от 5.08.2013г. № 662;

·         Образовательная программа дошкольного образования Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Центр образования № 23».

2.     Личный интерес к проблеме.

3.     Посещение городских методических объединений музыкальных руководителей при комитете по образованию.

4.     Направленность образовательной программы ДО в группах компенсирующей направленности с приоритетным осуществлением деятельности по квалифицированной коррекции недостатков в физическом развитии детей (фонетико-фонематические нарушения речи, общее недоразвитие речи, нарушения опорно-двигательного аппарата).

5.     Изучение методической литературы:

- Гонеев А.Д. «Основы коррекционной педагогики».

- Екжанова Е.А., Стребелева Е.Н. «Коррекционно-развивающее обучение и воспитание».

- Мишина Г.А., Моргачёва Е.Н. «Коррекционная и специальная педагогика».

Журналы: «Дошкольное воспитание», «Дошкольная педагогика», «Музыкальный руководитель», «Музыкальная палитра», «Управление ДОУ», «Старший воспитатель», «Ребёнок в детском саду», «Логопед ДОУ», «Инструктор по физической культуре», «Психолог в детском саду», «Воспитатель ДОУ».

6.     Социальный заказ родителей.

 

                             Теоретическая интерпретация опыта.

В центре внимания современного образования поставлена личность, уважение к ней, стремление помочь её развитию. В МБОУ «Центр образования № 23» функционируют группы общеразвивающей и компенсирующей направленности для детей с ограниченными возможностями здоровья. И я, организовывая коррекционную музыкальную деятельность в каждой возрастной группе для детей от 1 года до 7 лет учитываю, что каждый ребёнок имеет свою жизненную позицию, свой внутренний мир, своё состояние здоровья, ему в любом возрасте свойственны честь и достоинство. Он нуждается в общении, в сострадании, диалоге и поддержке, он способен мыслить и творить, он наделён свободой выбора, совершает ошибки, но может их осознать. Поэтому, всю мою педагогическую деятельность можно назвать педагогикой сотрудничества и сотворчества.

Содержание коррекционной работы в соответствии с федеральными государственными требованиями дошкольного образования направлено на создание системы комплексной квалифицированной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья в освоении основной общеобразовательной программы дошкольного образования, коррекцию недостатков в физическом и психическом развитии воспитанников, их социальную адаптацию.

Современная наука признает раннее детство как период, имеющий огромное значение для всей последующей жизни человека. Результаты нейропсихологических исследований доказали, что человеческий мозг имеет специальные разделы, ответственные за музыкальное восприятие. Из этого следует, что музыкальные способности – часть нашего биологического наследия. «Начать использовать то, что даровано природой, необходимо как можно раньше, поскольку неиспользуемое, невостребованное извне атрофируется…» В.М. Бехтерев.  Влияние же музыки на эмоциональное состояние человека давно закрепило первые позиции среди других видов искусств. По мнению В.А. Сухомлинского: «Музыка является самым чудодейственным, самым тонким средством привлечения к добру, красоте, человечности. Чувство красоты музыкальной мелодии открывает перед ребенком собственную красоту – маленький человек осознает свое достоинство…».

Мой опыт коррекционной работы предусматривает создание специальных условий обучения, воспитания и развития, позволяющих учитывать особые образовательные потребности здоровых детей и детей с ограниченными возможностями здоровья посредством индивидуализации и дифференциации образовательного процесса.

В специальной педагогике важное значение придается использованию музыки в коррекционно-развивающей работе, включая формирование у детей с нарушениями развития музыкально-ритмических способностей.

Доказана и значимость работы по развитию чувства ритма у детей с нарушениями речи.

Опыт работы сложился в Муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении «Центр образования № 23».

В своей работе опиралась на развитие музыкальных, познавательно-речевых и творческих способностей воспитанников дошкольного учреждения.

На сегодняшний день в общей и коррекционной педагогике утвердилось убеждение в необходимости раннего выявления и преодоления отклонений в развитии, так как число таких детей велико и неуклонно возрастает.       

Приоритетным направлением деятельности дошкольного учреждения является сохранение и укрепление здоровья ребенка и на этой базе развитие его духовно-нравственного потенциала. Мы рассматриваем здоровьесберегающую среду как комплекс художественно-эстетических, социально-гигиенических, психолого-педагогических, морально-этических, экологических, физкультурно-оздоровительных, образовательных системных мер, обеспечивающих ребенку психическое и физическое благополучие, комфортную моральную и бытовую сферу в дошкольном отделении.

 

 Актуальность и перспективность.

Интересна и увлекательна жизнь детей в дошкольном учреждении. Здесь созданы оптимальные условия для развития личности.

Длинный и витиеватый путь проходят дети за всё своё пребывание в дошкольном отделении, прежде чем в них будут заложены  нравственные  и эстетические основы, на которых в дальнейшем строится система целенаправленного процесса.

Музыкальное искусство – важнейшее средство воспитательного воздействия на человека. А что такое музыка? Музыка – это эмоции. Она вызывает у слушателя разные чувства: радость, удивление, праздничную приподнятость или лёгкую печаль. Эта тема актуальна всегда, т.к. музыкальное искусство расширяет кругозор ребёнка, обогащает его духовный мир. Музыка побуждает к общению, к творческой деятельности, раскрывает разносторонние способности и доставляет эстетическое наслаждение.

Перспективность опыта заключается в следующих позициях:

- высокая результативность и эффективность педагогической деятельности.

- стабильность результатов воспитания, обучения и развития.

- наличие элементов новизны.

- соответствие современным достижениям музыкальной педагогики.

- совершенствование образовательной работы детского сада, основанной на развитии сотрудничества ребёнка со взрослым, здоровьесбережение детей раннего и дошкольного возраста, создание условий для успешной социализации воспитанников, имеющих ограниченные возможности здоровья.

Именно актуальность и перспективность данной проблемы продиктовала мне необходимость направить свои действия на достижение устойчивых положительных результатов в работе с детьми, педагогами и родителями.

 

 Новизна опыта.

Новизна опыта состоит в принципиально новом комплексном подходе к проведению музыкальных занятий, заключающихся в формировании помимо музыкальных способностей (развитие чувства ритма, слуха, эмоциональной отзывчивости на музыку и т.д.)

- раскрытия творческой индивидуальности ребёнка и предоставлении ему возможности развития творческого потенциала в музыкальной деятельности, а также личностного развития посредством различных видов деятельности,

- формирования у детей углубленных познавательных знаний о музыке, театре,

- разработки музыкальной диагностики, учебно-методических пособий, дидактических игр по музыкальному развитию детей,

- квалифицированной коррекции нарушений речи и опорно-двигательного аппарата,

- сотрудничество по данной теме музыкального руководителя и воспитателей, учителя-логопеда, педагога-психолога, инструктора по физической культуре и родителей.

 

 Адресная направленность.

Опыт рекомендуется использовать воспитателям, музыкальным руководителям и другим педагогам дошкольного образовательного учреждения с детьми младшего, среднего, старшего дошкольного возраста.

Назначение опыта – создание ребёнку ситуации успеха средствами музыки в коррекционно-развивающем обучении и воспитании.

 

 Трудоёмкость опыта.

Опыт требует от музыкального руководителя постоянного личностного и профессионального роста, совершенствования мастерства, изучения нормативно-правовых документов, учебно-методических пособий и программ, творческого поиска, тесного взаимодействия с учителем-логопедом, педагогом-психологом, инструктором по физической культуре и воспитателями дошкольного учреждения, тесного взаимодействия с семьёй, учёта особенностей детей, постоянного пополнения предметной среды музыкального зала и групп дошкольного образовательного учреждения необходимым дополнительным материалом, соответствующим ФГОС ДО, умение сделать творческий режим работы обычным состоянием педагогов.

 

 Технология опыта.

Поскольку, музыкальное воспитание входит в систему оздоровительной работы нашего учреждения, я поставила  перед собой основные задачи:

·        Корректировка и профилактика ортопедических нарушений при помощи музыкально-ритмических движений;

·        Корректировка и профилактика нарушений речи с использованием логоритмики и элементов музыкотерапии;

·        Развитие двигательных качеств (эластичность мышц, подвижность, пластика, гибкость, координация движений);

·        Воспитание любви и интереса к музыкально-ритмическим движениям, танцам, которые способствуют снятию стресса, преодолению стеснительности, неловкости;

·        Умение ориентироваться в пространстве;

·        Проведение индивидуальной коррекционной работы при включении ритмических упражнений и театрализованной деятельности.

Наряду с основными задачами определила дополнительные задачи:

1.     Совершенствовать нормативно-правовую базу.

2.     Участвовать в образовательном процессе в целом.

3.     Осваивать и закреплять современные педагогические технологии, способствовать повышению качества образования.

4.     Раскрывать индивидуальные способности детей дошкольного возраста.

5.     Проявлять максимальное содействие полноценному развитию физического здоровья детей, музыкального развития, с созданием условий, которые способствуют развитию способностей каждого ребёнка.

6.     Осуществлять просвещение родителей через индивидуальный и дифференцированный подход к каждой отдельно взятой семье. Использовать весь спектр возможностей работы с родителями.

7.     Реализовать ряд специальных видов работы с детьми в воспитании социализации личности ребёнка в теоретическом и духовно-нравственном образовании через:

- Воспитание элементарных прав детей

- Духовное воспитание детей

- Музыкальное развитие детей

- Привитие любви к родному краю, к природе через музыку и театр, реализуя тем самым региональный компонент по краеведению.

8.     Формировать у детей осознанную потребность в здоровом образе жизни.

9.       Формировать у детей образные формы познания (восприятие, наглядно-действенное, наглядно-образное и логическое мышление, воображение) и социальные эмоции (сопереживание, любовь к близким людям, доброжелательность по отношению к сверсникам и взрослым).

10.   Привлекать родителей к активной и действенной помощи дошкольного отделения по созданию и обогащению предметно-развивающей среды в музыкальном зале, оформлению и пошиву костюмов к праздникам.

11.   Строить доверительные отношения родителей и музыкального руководителя на основе глубокого уважения к личности ребёнка.

Цель моей работы создать каждому ребёнку ситуации успеха средствами музыки в коррекционно-развивающем обучении и воспитании.

На основе этого я разработала диагностику по музыкальному развитию детей младшего, среднего и старшего дошкольного возраста: параметры диагностической карты к уровням развития музыкальных личностных качеств (а также не исключая знания, умения, представления и навыки детей), характеристику заданий (методику диагностирования).

Для решения коррекционно-развивающих задач в дошкольном отделении я приняла активную роль в оборудовании музыкального зала и музыкального кабинета.

Создала все условия для централизованной практической работы по коррекции нарушения речи и опорно-двигательного аппарата у детей, для роста научно-методического уровня, для оказания методической помощи педагогическому составу, родителям и пропаганды педагогических знаний населению.

Мною создана творческая лаборатория:

- уголок коррекционной работы с разработанными картотеками логоритмики, пальчиковой гимнастики, психогимнастики, дыхательных упражнений, релаксаций и т.д.,

- разработана диагностика,

- перспективный план,

- цикл картотек-занятий,

- собраны авторские разработки опытных музыкальных руководителей,

- сценарии праздников и развлечений,

- изготовлены памятки для педагогов и родителей,

- подобран методический материал по работе с детьми разного возраста, педагогами и родителями.

В музыкальном кабинете имеется библиотека, которая включает в себя следующие разделы:

- нормативно-правовые документы международного, федерального, регионального, муниципального и локального уровней,

- инструктивно-методический материал по организации музыкальной работы,

- программы коррекционного воспитания, обучения и развития,

- специальная литература,

- детская литература,

- периодические издания педагогической и психологической направленности,

- работа с родителями (перспективный план, памятки на информационные стенды в группы и холл дошкольной организации, папки-передвижки, альбомы, анкеты). А также рабочая зона кабинета оснащена необходимым оборудованием, куда входят информационно-коммуникационные технологии.

Для практической работы с воспитанниками систематически пополняю и изменяю предметно-развивающую среду. Изготовила дидактические игры:

«Повтори за мной»

«Азбука построений»

«Три кита в музыке»

«Буратино»

«Три медведя»

«Три поросёнка»

«Весёлые нотки»

«Что лишнее?»

- Составила ребусы, кроссворды для закрепления детьми усвоенного материала.

- Оформила картотеку дидактического материала, картотеку стихов по всем государственным и народным праздникам.

- Оформила пособия «Осень золотая», «Зимушка-зима», «Лето красное».

По коррекционно-развивающей работе мною разработан и разрабатывается разный музыкальный дидактический материал, соответствующий возрасту детей.

Коррекционная работа на музыкальных занятиях осуществляется в рамках целостного подхода к воспитанию ребенка.

Музыкальные занятия  строю так, чтобы сменялись позы детей во время занятия, использую разные предметы: подбор кубов, массажных мячей и колец, мячей для фитбола по росту детей, степ-платформ с учетом здоровья детей, стоящих на диспансерном учете.

Также на музыкальных занятиях, я использую графические навыки для развития у детей мелкой моторики пальцев рук, мыслительных процессов, подготовка детей к школе.

Чтобы дети не утомлялись, беру как можно больше наглядного материала, дидактических игр и пособий. А чтобы занятия были более насыщенными и интересными - использую на них ИКТ.

Непрерывно образовательная деятельность по музыкальному развитию детей проводится 2 раза в неделю в каждой возрастной группе в первой половине дня.

Использую разнообразные методы и приёмы: игровые, словесные, практические, наглядные, сюрпризные моменты, беседы с детьми т.д. Все методы и приёмы используются в комплексе, чередуются и дополняют друг друга, позволяя мне донести до детей знания, способности, помочь освоить специальные умения и навыки, влияют на эмоциональный настрой, способствуют развитию воображения, фантазии, возникновению добрых положительных эмоций, поднимают настроение детей, помогают адаптироваться к окружающей среде; снимают страх, агрессивность, замкнутость и, как следствие дают возможность самовыразиться, проявить свою индивидуальность.

Вся непрерывно образовательная деятельность строится на развивающих, игровых, коммуникативных, личностно-ориентированных, познавательных, здоровьесберегающих технологиях.

В каждое занятие включаются игры и упражнения на формирование психофизической сферы детей и коррекцию:

- гимнастика для глаз (профилактика и коррекция зрения)

- логоритмика (пропевание звуков, слогов, слов, текста с движениями)

- психогимнастика (развитие эмоций)

- пальчиковая гимнастика (развитие мелкой моторики)

- дыхательная гимнастика (развитие правильного дыхания)

- элементы музыкального аутотрененга и упражнения на релаксацию

- мимическая гимнастика

- улыбкотерапия

- массаж спины

- ритмотерапия

- пантомима

- фонетическая ритмика на закрепление определенного звука

- скороговорки, чистоговорки

- аромотерапия

- сказкотерапия

- терапия творчеством (арт-терапия)

- логопластика и другое.

На своих занятиях обеспечиваю эмоциональное тепло и поддержку каждого ребенка, демонстрирую только положительное эмоционально – выраженное отношение к детям.  

Для педагогов дошкольного образовательного учреждения подготовила и провела консультации на тему:

- «Организация работы по самообразованию»;

-  «Инновационная деятельность педагогов ДО в межаттестационный период»;

- «Терапевтические возможности искусства в системе здоровьесбережения дошкольников»;

- «Взаимодействие музыкального руководителя с воспитателями и специалистами ДО»;

- «Организация музыкальных дидактических игр с детьми старшего дошкольного возраста».

В целях приобщения родителей к вопросам коррекционно-развивающего обучения в музыкальном развитии детей разработаны рекомендации, соответствующие возрасту детей и сезону. Рекомендации ежемесячно вывешиваются на информационных стендах для родителей. Два раза в год проходит анкетирование родителей, после чего результаты анализируются, и намечается дальнейшая работа на год.

На родительских собраниях предоставляются презентации, проходят круглые столы, дискуссионные клубы, показ занятий, театрализованных представлений. Родители всегда активные участники на праздниках и вечерах развлечений. Обязательно на родительском собрании организовано взаимодействие с детьми.

Выработала для себя правило: «Положительные результаты в работе возможны только при совместной работе всего коллектива сотрудников ДО. Понимание важности и значимости всех форм коррекции с детьми».

 

 Результативность.

Проведенная мною работа по  коррекционно-развивающему обучению и воспитанию детей дошкольного возраста в музыкальном развитии (2016 – 2018 учебный год) показала высокие результаты. Она:

• способствовала обеспечению устойчивого интереса ребёнка к занятиям музыкой,

 • способствовала формированию потребности в двигательной активности,

 • способствовала укреплению и сохранению психофизического здоровья,

·        сформировала певческие и двигательные умения и навыки в музыкально-творческой деятельности,

·        расширила кругозор,

·        улучшила общее состояние здоровья детей,

·        достигла оптимальной психологической адаптированности к образовательному процессу,

 • позволила качественно решить задачи обеспечения комфорта детей,

 • сформировала у педагогов и родителей ценностные ориентации, направленные на сохранение и укрепление здоровья детей.

В результате реализации опыта работы по коррекционно-развивающему обучению и воспитанию детей - музыкальные способности детей высокие. Работа по данной теме, с использованием коррекционно-развивающего обучения показала высокие результаты по всем видам музыкальной деятельности, а уровень музыкального и речевого развития при сравнительном анализе повысился на 25 %.

 


 

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Центр образования № 23» (Дошкольное отделение)

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Центр образования № 23» (Дошкольное отделение)

Условия формирования опыта.

Условия формирования опыта.

Логопед ДОУ», «Инструктор по физической культуре», «Психолог в детском саду», «Воспитатель

Логопед ДОУ», «Инструктор по физической культуре», «Психолог в детском саду», «Воспитатель

В специальной педагогике важное значение придается использованию музыки в коррекционно-развивающей работе, включая формирование у детей с нарушениями развития музыкально-ритмических способностей

В специальной педагогике важное значение придается использованию музыки в коррекционно-развивающей работе, включая формирование у детей с нарушениями развития музыкально-ритмических способностей

Именно актуальность и перспективность данной проблемы продиктовала мне необходимость направить свои действия на достижение устойчивых положительных результатов в работе с детьми, педагогами и родителями

Именно актуальность и перспективность данной проблемы продиктовала мне необходимость направить свои действия на достижение устойчивых положительных результатов в работе с детьми, педагогами и родителями

Поскольку, музыкальное воспитание входит в систему оздоровительной работы нашего учреждения, я поставила перед собой основные задачи: ·

Поскольку, музыкальное воспитание входит в систему оздоровительной работы нашего учреждения, я поставила перед собой основные задачи: ·

Строить доверительные отношения родителей и музыкального руководителя на основе глубокого уважения к личности ребёнка

Строить доверительные отношения родителей и музыкального руководителя на основе глубокого уважения к личности ребёнка

Для практической работы с воспитанниками систематически пополняю и изменяю предметно-развивающую среду

Для практической работы с воспитанниками систематически пополняю и изменяю предметно-развивающую среду

Вся непрерывно образовательная деятельность строится на развивающих, игровых, коммуникативных, личностно-ориентированных, познавательных, здоровьесберегающих технологиях

Вся непрерывно образовательная деятельность строится на развивающих, игровых, коммуникативных, личностно-ориентированных, познавательных, здоровьесберегающих технологиях

Обязательно на родительском собрании организовано взаимодействие с детьми

Обязательно на родительском собрании организовано взаимодействие с детьми
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
11.01.2023