Выступление на методическом объединении музыкальных работников в городе Новомосковске Тульской области.
«Условия реализации программы музыкального воспитания дошкольников
в ДОО»
Проблема педагогического взаимодействия специалистов и музыкального руководителя в ДОУ – одна из важных: от ее решения зависит успешность процесса музыкального развития дошкольников. Только в совместной согласованной деятельности всех педагогов ( воспитателя, психолога, логопеда, инструктора по физкультуре ) можно достигнуть цели, поставленной в программе: развитие музыкальности детей, способности эмоционально воспринимать музыку; решить задачи: развитие музыкально- художественной деятельности, приобщение к музыкальному искусству.
Практика работы современного детского сада показывает, что основные вопросы музыкально-эстетического развития дошкольников решает музыкальный руководитель, а его первый помощник – это воспитатель .
На музыкальном занятии воспитатель оказывает помощь детям в преодолении трудностей, возникающих при занятии различными видами музыкальной деятельности, наблюдение и контроль за индивидуальными особенностями своих воспитанников!
Как вы думаете, для чего?
Для того, чтобы при необходимости доработать с ребёнком то, что у него не получилось.
Это дополнительная индивидуальная работа музыканта и воспитателя вне музыкального занятия.
Готовность воспитателя к музыкальному развитию детей в ДОУ проявляется во всех формах организации музыкальной деятельности: воспитатели активны на музыкальных занятиях, проводят хороводы с пением на прогулке, музыкально-дидактические игры, используют музыкальные произведения на занятиях по развитию речи, ознакомлению с окружающим.
Такая деятельность способствует развитию музыкальности детей, сближает воспитателя и ребенка, позволяет музыкальному руководителю сосредоточиться на исполнительском мастерстве в процессе развития у дошкольников музыкального восприятия. Все это возможно при успешности осуществления взаимодействия воспитателя и музыкального руководителя.
Успешное и планомерное взаимодействие музыкального руководителя и воспитателя детского сада в осуществлении задач музыкально-художественного воспитания дошкольников позволяет добиться цели и задач, поставленных программой в образовательной области «Музыка», сформировать предусмотренные программой умения и навыки (восприятие музыки, пение, музыкально-ритмические движения), в полной мере развить соответствующие возрасту интегративные качества каждого ребёнка.
Что обязан воспитатель: 1). Развивать самостоятельность, инициативу детей в применении знакомых песен, хороводов в различных условиях (на прогулках, утренней гимнастике, занятиях), содействовать тому, чтобы дети отражали музыкальные впечатления в творческих играх; 2). Развивать мелодический слух, чувство ритма детей в процессе проведения музыкальных дидактических игр; 3). Углублять музыкальные впечатления детей путём многократного слушания магнитофонных записей. 4) знать все программные требования по музыкальному воспитанию, весь репертуар своей группы и быть активным помощником музыкального руководителя на музыкальных занятиях; 5). Проводить регулярные музыкальные занятия с детьми своей группы в случае отсутствия музыкального руководителя (болезнь, отпуск).
Музыкальный руководитель обязан: Проводить работу с педагогическим коллективом детского сада с целью его ознакомления с основами музыкального воспитания, практическим музыкальным материалом, формами и методическими приёмами внедрения музыки в повседневную жизнь детского сада; проводить групповые (2-4чел.) и индивидуальные консультации, на которых воспитатели знакомятся с очередными задачами музыкальной работы в группе, намечают содержание индивидуальной работы с детьми.
Особое внимание уделяется совместной работе музыкального руководителя с учителями-логопедами.
Речь, музыка, движения тесно взаимосвязаны, дополняют друг друга. Благодаря этим трем компонентам активно укрепляется мышечный аппарат ребенка, развиваются его голосовые данные: диапазон голоса, чистота интонирования, выразительность в пении.
Для эффективной работы музыкального руководителя и логопеда подбирается материал так, чтобы в распевках и песнях решаются задачи по развитию речевого дыхания, автоматизации и дифференциации тех звуков, над которыми работает логопед на данном этапе. Для воспитанников групп компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи совместная деятельность строится особенно эмоционально, с быстрой сменой деятельности, чтобы дети не уставали. Для отработки дыхания и раскрепощения зажатой нижней челюсти отдается предпочтение распевкам на гласные.
В коррекционной работе с детьми используются подвижные, пальчиковые игры, игровой массаж, дыхательные игры и упражнения, артикуляционная гимнастика, которые логопеды и воспитатели планируют согласно лексическим темам и предлагают в качестве закрепления. Музыкальный руководитель в свою очередь предлагает свой материал. Это способствует обогащению словарного запаса, формированию лексико-грамматического строя речи, постановке правильного дыхания.
Эффективность коррекционной работы увеличивается, если у педагогов группы есть регулярная возможность выборочно закреплять материал, который вводится на музыкальных занятиях. Это могут быть слова песен, игры с движениями, хороводы и т. д.
В системе дошкольного воспитания особое значение уделяется организации взаимодействия в работе музыкального руководителя и инструктора по физической культуре. Специалисты работают в тесном контакте друг с другом. Чтобы обеспечить такое единство в работе педагогов, выработаны основные задачи.
Как вы думаете какие?
1. Совместно изучается содержание программы и составляется перспективный план работы по организации развлечений и досугов.
2. Совместно готовятся и проводятся праздники, развлечения, тематические занятия - чтобы все возможности детей были раскрыты, реализованы, над их подготовкой должен работать и инструктор по физической культуре, и музыкальный руководитель.
3. Тесное взаимодействие на занятиях.
На утренней гимнастике, физкультурном занятии необходимо музыкальное сопровождение.
Таким образом, навыки, формируемые в процессе музыкального воспитания, совершенствуются на физкультурных занятиях и утренней гимнастики.
Итогом этой целенаправленной работы являются зрелищные, танцевальные композиции, представленные на праздничных мероприятиях в ДОУ и за его пределами (конкурсы и фестивали).
· Взаимодействие психолога с музыкальным руководителем осуществляется посредством:
Педагог-психолог помогает выстроить музыкальное занятие с учетом личностных и интеллектуальных особенностей каждого ребенка
Оказывает помощь в рамках психологического сопровождения деятельности музыкального руководителя
Помогает в создании эмоционального настроя, повышении внимания детей при выполнении упражнений на активизацию дыхания и голоса
Участвует в подборе музыкального сопровождения для проведения релаксационных упражнений на музыкальных занятиях
Проводит совместные занятия со старшими дошкольниками с целью развития творческого воображения, фантазии, психологического раскрепощения каждого ребенка
Осуществляет психологическое сопровождение детей раннего возраста на музыкальных занятиях, а также на праздниках, во время развлечений и досуга
Благодаря совместной работе музыкального руководителя со всеми специалистами детского сада, использованию разнообразных форм взаимодействия, музыка не только наполняет жизнь каждого ребенка новым содержанием, но и способствует самостоятельному творческому проявлению.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.