Самоанализ урока
Урок 5 класс.
Тема: «Моя земля – мое отечество».
Замысел урока - отражение педагогической проблемы – «Синтез искусств: музыка, литература, живопись».
Причина замысла урока в том, что любое явление в жизни, может быть отражено в искусстве – различными средствами выразительности.
Цель урока - расширение и углубление нравственно-эстетических впечатлений от поэтического слова, музыки и живописи.
На протяжении урока звучали стихи и произведения изобразительного искусства в сопровождении музыкальных произведений. Я считаю, что в таком объединении, эти произведения искусства наиболее ярко воздействовали на учащихся. Это подтверждает их эмоциональная отзывчивость, присутствующая на уроке.
Для достижения поставленной цели были определены задачи урока:
· Формирование целостного представления о неразрывной связи различных видов искусств;
· Усвоение и специфика музыкального языка;
· Представление о собственной причастности к событиям минувшего.
Задачи урока были направлены на формирование следующих знаний, умений, навыков:
· Развитие творческой фантазии;
· Навыки иллюстрации музыкального произведения;
· Навыки музыкально-хорового исполнительства;
· Умение содержательной ориентации в понятиях;
· Навыки графического моделирования музыки.
Для достижения целей и задач урока были использованы следующие методы и приемы.
Приемы работы:
· Средства речевого взаимодействия учителя и учащихся (открытая беседа и диалог);
· Обсуждение проблемы;
· Выразительное чтение и описание произведений искусства;
· Эмоциональное воздействие учителя на учащихся.
Основным, считаю проблемный, поисковый метод, который в отличие от императивного (информационного, который тоже имел место на уроке), создает на уроке заинтересованную деятельность учителя и учащихся в процессе познания истины.
Проблемный метод позволяет детям не только осознать, но и почувствовать творческую задачу. Творческие задачи решаются оптимально, когда проблема становится нравственно-эстетической ситуацией. Нравственно-эстетические ситуации возникают в результате целенаправленной постановки заостренных жизненных проблем.
На уроке была организована реальная учебная деятельность.
Деятельность на уроке сочетала два вида: познавательную и эвристическую.
Эвристический процесс имеет ценность, как способ развития личности. Проявляется этот процесс в художественном восприятии произведения. Восприятие является процессом мышления и переживания. Творчество в свою очередь, процесс переживания и созидания. Поэтому, восприятие - это вид эвристической деятельности.
Основой художественного восприятия является жизнь. Для достижения продуктивного уровня восприятия, урок должен вызвать восхищение, удивление (удивление – источник познания), эмоционально заряжать и духовно просветлять.
Я думаю, что исполнительская деятельность – эмоционально разрядила проблемные ситуации, созданные на предыдущих этапах урока. Дети с удовольствием исполняли песню с иллюстрациями.
Особое место на уроке было отведено рефлексии учебной деятельности. Каждый этап, каждое задание – имели свои выводы и результаты.
Ученики самостоятельно графически модулировали целостную художественную форму – конструкцию в процессе восприятия музыки.
Во-первых, была видна, как индивидуальная, так и общая коллективная деятельность.
Во-вторых, решалась учебная задача, при которой усваивался общий способ действия.
Этот урок не надуманный, он был проведен реально.
Я считаю, что урок удался, достиг цели, благодаря сочетанию выбранных методов, форм и приемов работы.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.