учитель математики: Грызина Н.П..
Урок был проведен в 6 «а» классе по теме: «Сложение отрицательных чисел».
Это второй урок по данной теме-урок обобщения и систематизации материала по данной теме.
Урок предусматривал обобщение и систематизацию знаний по изученной теме с применением ИКТ.
Осознание цели и задач.
Цель и задачи урока:
· образовательные: закрепление умений и навыков сложения отрицательных чисел, умений переносить свои знания в новую нестандартную ситуацию, овладение математической терминологией;
· развивающие: развитие творческой, речевой, мыслительной активности, используя различные формы работы;
· воспитательные: воспитание внимательности, активности и настойчивости в достижении цели, привитие навыков самостоятельной работы.
Осознание места данного урока в теме, разделе, курсе.
Связь урока с предыдущими, на что в них опирается. Как урок работает на последующие уроки, темы, разделы?
Данный урок связан с предыдущими, опирается на ранее изученные понятия, а именно: сравнение положительных и отрицательных чисел, сложение отрицательных чисел с полощью координатной прямойи, нахождение расстояния между точками на координатной прямой, алгебраическая сумма. В дальнейшем материал урока используется при изучении раздела «Преобразование числовых и буквенных выражений» (правила раскрытия скобок, приведение подобных слагаемых).
Как были учтены программные требования к уроку?
Были учтены программные требования к уроку.
Как был определен тип урока и почему? Какие особенности учащихся были учтены при подготовке к уроку и почему?
Тип урока определен как урок обобщения и повторения, так как многократная смена видов деятельности, характерная для этого типа урока, позволяет создавать условия для быстрого применения новых знаний, предусматривает обратную связь. На этапе постановки цели и задач урока использован проблемный метод: создание проблемной ситуации, организация поиска решения проблемы, подводящей к определению вспомогательной темы урока.
Какие особенности учащихся были учтены при подготовке к уроку и почему?
При подготовке к уроку были учтены психолого-педагогические особенности класса. Так как обучающиеся имеют разную математическую подготовку (несмотря на то, что основная масса класса имеет хорошие знания по математике), мною были разработаны: «оценочные листы», листы рефлекии, которые позволили не только сэкономить время на уроке, но и упростить работу детей, создать ситуацию успеха и комфортного пребывания на уроке.
Почему была избрана именно такая структура урока?
Форма проведения урока в виде урока «Математическая газета». Такая структура урока позволяет сформировать умение переносить знания в новую нестандартную ситуацию. Все этапы урока были последовательными и логически связанными. Структура урока соответствует данному типу урока. Обеспечивалась целостность и завершенность урока.
Какие задачи ставились и как они решались?
Задачи, поставленные на уроке, решались по принципу систематичности и последовательности закрепления знаний, умений, навыков. Материал для повторения и закрепления с помощью слайдов был очень нагляден, доступен и прост. Разнообразие и познавательный характер заданий, самостоятельная работа с проверкой по эталону способствовали развитию практической значимости обучения, сознательности и активности учащихся на уроке, их познавательной деятельности, раскрытию связи теории с практикой. Слова, полученные в результате выполненной самостоятельной работы, имя индийского математика, способствовали расширению кругозора детей. Решая задания сами учащиеся были редакторами газеты. Придумывали рубрики и готовили к ним материал.
Обоснование деятельности педагога и детей (почему был сделан акцент именно на данное содержание, выбрано именно такое сочетание методов, средств и форм обучения; как осуществлялось управление учебной деятельностью школьников (стимулирование, организация, контроль, оценка, работа над ошибками) и почему?
Данное содержание урока способствует раскрытию его цели и задач.
Методы обучения
На уроке были использованы следующие методы: практические (выполнение упражнений), методы самоуправления учебными действиями (самостоятельная работа, работа в парах), методы контроля (тест). Эти методы обучения обеспечивали формирование навыков учебного труда, познавательного интереса, самостоятельности мышления, памяти и воли обучающихся. Учащиеся самостоятельно рассуждали, решали задачи, анализировали, обобщали, делали выводы, тем самым формировали осознанные прочные знания. На каждом этапе урока учитывались индивидуальные особенности и интересы учащихся, уровень их подготовленности, осуществлялась индивидуализация обучения и дифференцированный подход (домашняя работа дифференцированная, решив которую на «5», учащиеся смогут узнать, год рождения индийского математика Брахмагупты).
Структура урока во всех аспектах: по распределению времени на этапы урока, по дозировке умственной нагрузки на протяжении всего урока, по смене видов деятельности в течение урока – соответствует возрастным особенностям данной возрастной группе и современным требованиям к уроку.
Использование компьютерных технологий позволило повысить заинтересованность учащихся, а также улучшить качество восприятия материала. Использование здоровьесберегающих технологий (проветривание классного помещения перед уроком, проведение физкультминутки, использование игровых технологий в сочетании с информационными, мотивация учебной деятельности: похвала, поддержка, эмоциональные разрядки: улыбка, музыкальные минутки) позволили снять эмоциональное напряжение, преодолеть усталость, справиться с учебной нагрузкой, проявить хорошие умственные способности. Перегрузки учащихся на уроке не наблюдалось.
Организация учебной работы на уроке
Осуществлялась постановка учебных задач на каждом этапе, сочетались разные формы работы на уроке: индивидуальная, групповая, фронтальная. Осуществлялось развитие логического мышления, умений сравнивать, делать выводы. Учащиеся после выполнения самостоятельной работы делали самооценку своим умениям решать задачи по данной теме. Осуществлялось чередование разных видов деятельности обучающихся: фронтальная работа, работа в парах, самостоятельная работа. Предлагалась работа по составлению слов из слогов, представленных в таблице, при правильном выполнении математических заданий по теме. Все виды работ получили свою оценку. Был проведен графический диктант, развивающий умение слушать, слышать и делать правильный выбор. При проведении урока я использовала различные виды контроля: ученик-ученик (при работе в парах), ученик-учитель (сравнение своей работы с образцом на слайде).
Средства обучения, используемые на уроке: раздаточный материал, оценочные, короны,технические средства (компьютер, проектор, доска).
Отклонений от плана – конспекта в ходе урока не было. На уроке соблюдались психолого-гигиенические, эстетические требования, осуществлялась тесная взаимосвязь теории с практикой.
Экономия времени осуществлялась при использовании рабочих листов, презентации к уроку.
Система работы учителя
Урок прошел организованно, был логический переход от одного этапа к другому, было четкое управление учебной работой учащихся, владение классом, соблюдение дисциплины. Был правильно определен объем учебного материала и распределение времени на уроке. По моему мнению, на уроке царила доброжелательная атмосфера, и учащиеся чувствовали себя достаточно свободно.
Я старалась, чтобы моя речь была достаточно доступной, содержательной, выразительной и эмоциональной.
Система работы учащихся
Учащиеся были активны и организованны на разных этапах урока, были доброжелательны ко мне, как к учителю, показали умения творческого применения знаний, умений и навыков.
Использование информационно-коммуникативных, здоровьесберегающих, технологий обеспечило высокую работоспособность на протяжении всего урока, способствовало на уроке положительной психологической атмосфере, ситуации успеха.
Я считаю, что на данном уроке была реализована триединая цель. Урок прошел на высоком эмоциональном уровне: и учащиеся, и я получили удовольствие от такого партнерского сотрудничества. В финале урока были подведены итоги, где учащиеся сами оценивали свои знания по количеству набранных баллов на всех этапах урока. Ребята заполнили оценочный лист, в котором отразили уровень своих знаний. Была проведена рефлексия.
Какие выводы из результатов урока необходимо сделать на будущее?
В дальнейшем я буду использовать материалы данного урока, опираться на межпредметные связи, так как это способствует разностороннему развитию детей, вызывает интерес к учебе, буду требовать более четкого и осмысленного использование математической терминологии. Буду более внимательна к записям учащимся на доске, не допуская неверных или неточных ответов. Необходимо повысить требования к учащимся при оформлении уравнений. Необходимо продолжить накопление банка задач, в том числе и по данной теме. Чаще применять на своих уроках групповую форму работы, учитывая уровень знаний учащихся.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.