Самоанализ урока по окружающему миру «С лукошком за грибами»
Вашему вниманию был предоставлен урок окружающего мира в 1 классе по теме «С лукошком за грибами». Это первый урок по данной теме.
Урок открытия новых знаний. Данный урок соответствует программе «Перспективная начальная школа».
Характеристика класса. В классе 28 учащихся:14 девочек и 14 мальчиков. По диагностике уровня стартовой готовности выявлено 10 учащихся на высоком уровне, 15 учащихся на среднем и на низком 3 учащихся. Все учащиеся владеют навыками чтения и письма, учатся работать в парах, в малых группах. Они любознательны и активны, умеют слушать друг друга и взаимодействовать фронтально. У них развиты первичные навыки самооценки. В общении между детьми преобладает сотрудничество.
Урок тесно связан с предыдущим материалом и работает на последующие уроки.
Целью урока было сформировать представления обучающихся о грибах, как отдельном царстве живой природы.
Используемые технологии: личностно–ориентированная, здоровьесберегающая, системно – деятельностный подход, информационно – коммуникационная технология, технология проблемного обучения, технология развития критического мышления, технология обучения в сотрудничестве.
Планируемые результаты:
1) Познакомить учащихся со строением гриба.
2) Учить выделять группы съедобных и несъедобных грибов.
3) Приводить примеры съедобных и несъедобных грибов.
4) Познакомить с правилами сбора грибов.
В ходе урока я формировала у учащихся следующие универсальные учебные действия:
Регулятивные УУД:
1. Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;
2. Учиться высказывать свое предположение на основе работы с иллюстрацией учебника;
3. Учиться работать по предложенному учителем плану;
4. Формировать умение сравнивать цель и результат;
5. Формировать умение логически рассуждать, находить решение для проблемных ситуаций;
6. Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.
Познавательные УДД:
1. Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;
2. Ориентироваться в учебнике;
3. Добывать новые знания, находить ответы на вопросы, используя жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;
4. Делать выводы в результате совместной работы своего класса;
5. Сформировать познавательные мотивы – интерес к чему-то новому;
6. Группировать предметы и образы, находить соответствия;
7. Учить самопроверке и самоконтролю на уроке;
8. Воспитать бережное отношения к природе родного края;
9. Воспитать уважение к мнению товарищей.
Коммуникативные УУД:
1. Доносить свою позицию до других, оформлять свою мысль в устной речи.
2. Слушать и понимать речь других;
3. Читать и усваивать прочитанный текст;
4. Следовать правилам общения на уроке и соблюдать их;
5. Развивать ассоциативное и интеллектуальное мышление учащихся;
6. Развитие речи учащихся и кругозора
На уроке были использованы следующие методы :
-по виду источника информации:
словесные (беседа на этапе самоопределения, при подготовке к активизации познавательной деятельности, на этапе изучения нового материала, на этапе рефлексии, при подведении итогов урока.)
наглядные ( при подготовке к активной познавательной деятельности, на основном этапе - как сопровождение)
практические (работа в группах, в парах, работа с учебником)
-по виду учебной деятельности:
самостоятельная работа (работа в группах, работа в парах, в тетради на печатной основе, раздаточным материалом).
был использован проблемно-поисковый метод при работе со строением гриба.
Формы познавательной деятельности: групповая (работа парами, группами), коллективная, индивидуальная.
Задействованы на уроке наглядные, технические, дидактические средства обучения.
Урок построен в соответствии с ФГОС, в рамках системно-деятельностного подхода. Для достижения цели урока использовала технологию развития критического мышления.
Урок старалась строить так, чтобы каждый ребенок почувствовал себя творцом, исследователем.
В начале урока старалась создать условия для мотивации. Девочка читала стихотворение о лесе под музыку. Также была создана проблемная ситуация (определить по запаху дары леса). Для активизации мышления учащихся использовала систему вопросов по новой теме.
Тему и задачи урока учащиеся определили самостоятельно, исходя из соответствующей проблемной ситуации и наводящих вопросов.
Этапы изучения нового материала построены на основе создания проблемных ситуаций, которые стимулировали самостоятельность мышления и творческую активность учащихся; работа в группах и парах позволила организовать самостоятельное получение новых знаний. Для эмоционального восприятия материала использовала видеофрагмент, познавательный дополнительный материал был дан в виде сообщения учеников.
На уроке дети работали в парах, в группах, а это одна из необходимых форм системно-деятельностного подхода, именно в такой работе развиваются такие базовые качеств личности, как, рефлексивность, коммуникативность, самостоятельность, толерантность, ответственность за собственный выбор и результаты своей деятельности.
Содержание учебного материала и виды работы, используемые на уроке, были направлены на поддержание познавательной активности учащихся на протяжении всего урока. Знания не давались в готовом виде. Учащиеся сначала высказывали свои предположения, а затем, путём осмысленного чтения текста проверяли свои предположения и делали соответствующие выводы. Презентация сопровождала каждый этап урока, активизируя внимание ребят.
Требования к современному уроку включают в себя обязательное использование информационных технологий. Поэтому была использована интерактивная доска и компьютерная презентация .
Учитывая психологические и возрастные особенности детей младшего школьного возраста, в основной этап урока как здоровье - сберегающая технология были включены физпаузы. Объём материала соответствовал возрасту первоклассников.
Урок позволил активизировать познавательную деятельность учащихся. Работоспособность учащихся на протяжении всего урока обеспечивалась за счёт реализации личностно-ориентированного подхода, грамотно подобранных заданий.
Была организована частая смена видов деятельности, что позволило сделать урок динамичным. На протяжении всего урока ребята были достаточно активны, проявляли самостоятельность, доказывали свою точку зрения, приводили примеры из жизни, были индивидуальные сообщения.
На уроке старалась создать ситуацию психологического комфорта для детей, когда каждый ребенок успешен в своем мнении и не боится высказаться.
Тип урока: изучение нового материала
Вид урока: урок – путешествие.
Использовалось следующее оборудование:
УМК «Перспективная начальная школа»
О.Н. Федотова, Г.В. Трафимова, С.А. Трафимов. Окружающий мир. Учебник
Презентация к уроку.
Конверты с частями гриба и названия каждой части гриба для работы в паре.
Конверт с картинками съедобных и несъедобных грибов, корзинка для работы в группе.
Муляжи грибов для сценки.
Напечатанные названия этапов урока.
Все содержание урока полностью соответствовало заявленной теме и современным дидактическим требованиям. Заявленная в начале урока цель реализована в полном объеме.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.