самоанализ урока русского языка по теме "Частица"

  • Разработки уроков
  • doc
  • 23.05.2023
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Самоанализ урока. Частица как служебная часть речи.doc

                          Орловское СУВУ

 

 

 

 

 

Самоанализ открытого урока

по теме:

«Частица как служебная часть речи»

 

 

 

 

 

 

Учитель русского языка

и литературы  Кушкова Л.А.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Орлов, 2023г.

Самоанализ урока русского языка в 7«б» классе.
   

Краткая характеристика класса.

         В классе 10 обучающихся. У большинства воспитанников познавательные способности (память, внимание, мышление) cформированы на среднем уровне,  у двух обучающихся способности не позволяют успешно усвоить  программу. Это создаёт трудности, возникает необходимость учитывать этот факт при построении урока. У воспитанников недостаточно сформированы УУД, процессы мышления и формирование памяти протекают не всегда эффективно,  поэтому обучение идёт на данном этапе на репродуктивном уровне, но подростки учатся  выполнять проблемные задания, прослеживается положительная динамика. Класс работоспособный, ребята старательные, с интересом включаются в  работу, дисциплину не нарушают, психологический климат благоприятный.

Урок  проведён в соответствии с календарно-тематическим планированием на 2022-2023 учебный год, урок № 113 .    

Оборудование и техническое оснащение урока:

·       презентация

·       карточки-памятки для самостоятельной практической работы

Тема урока: «Частица как служебная часть речи».

 Это  один из уроков раздела «Служебные части речи». 

 Место урока в системе уроков по теме «Частица как служебная часть речи»: №1.

Дидактическая цель:

обеспечить осознание, осмысление и усвоение  новой учебной информации по теме «Частица как служебная часть речи». 

 

Задачи урока:

1. Образовательные: показать обучающимся особенности частицы как служебной части речи;  сформировать умение отличать частицу от других служебных частей речи на основе определения ее функций.

2. Развивающая: активизировать деятельность воспитанников, усилить мотивацию и интерес к предмету через игры по формированию творческой, речевой, мыслительной деятельности обучающихся.

 Воспитательная: способствовать созданию благоприятного психологического климата через игровую деятельность, развивать эстетическое отношение к слову; способствовать формированию культуры общен

 

Планируемые результаты

Предметные: умение отличать частицу от других служебных частей речи посредством определения ее функции; умение использовать частицы в речи соответствии с их функцией.

   Результатом работы по развитию метапредметных навыков будет формирование УУД:

·     познавательные –  воспитанники учатся адекватно воспринимать содержание устного и письменного сообщения, извлекать информацию из различных источников,  свободно, правильно излагать свои мысли в устной форме; использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам;

·     регулятивные   учатся определять цели деятельности, последовательность действий;

·     коммуникативные –  учатся осуществлять коммуникативно-целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения какой-либо задачи, участия в спорах, обсуждениях;

·     личностные -  усваивают грамматические средства для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; проявляют способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью

Тип урока –урок изучения нового материала и первичного закрепления.(Урок открытия новых знаний).

Технология: игровая.

Существуют этапы урока –игры в рамках игровой технологии.( Три этапа) Допустимо проведение игры на различных этапах традиционного урока.

У меня традиционный урок с элементами игровой технологии на этапах урока.

Выбрала игровую технологию, т.к. она активизирует деятельность обучающихся и повышает эффективность учебного процесса.

 Методы обучения:

·       объяснительно-иллюстративный;

·        репродуктивный;   

·       частично-поисковый                                                                                                                                                                 

 

Формы организации познавательной деятельности: фронтальная, индивидуальная, коллективная.   

 

 

 

 

 

 

Структура урока.

 

1. Оргмомент.

Задача: мотивировать деятельность учащихся на уроке, эмоционально настроить детей на работу.

2.Мотивация к изучению темы урока.

Задача: показать актуальность и важность темы для опыта речевого общения.

 « Учить и воспитывать как «молния» на куртке: обе стороны затягиваются одновременно и накрепко неторопливым движением замка – творческой мысли. Вот эта соединяющая мысль и есть главное на уроке» Именно урок обладает уникальными возможностями влиять на становление многих качеств личности обучащихся. Урок – это не просто «форма организации», а часть жизни ученика и продолжение этой жизни, и прежде всего общение .И задача учителя – сделать так, чтобы каждые 45 минут урока стали полноценным нравственным общением, продуманным взаимодействием. Урок – продолжение жизни ученика и продолжение процесса формирования его личности.

 3. Актуализация знаний изученного материала.

Задача: актуализировать знания обучающихся, необходимые для изучения названной темы.

 Были заданы вопросы о разделе науки о языке (морфологии): что изучает морфология, на какие две группы делятся части речи, чем отличаются служебные части речи от самостоятельных и т.д.

Затем класс был разделен на две команды : союзы и предлоги. Каждая группа задавала по четыре вопроса друг другу, учитель оценивал ответы  (баллы в копилку).

Ребята самостоятельно определили тему урока, выполнив лексическую работу : нужно было подобрать антоним к прилагательным.Тема была зашифрована в словах второго столбика (по первым буквам).

При формулировке целей урока был использован метод двух ключевых слов: понять и научиться. Обучающиеся успешно справились.

4. Первичное усвоение новых знаний.

Задача:  восприятие,  осознание, первичное обобщение и систематизация нового материала

 На этом этапе учащиеся должны были самостоятельно определить, какую служебную функцию выполняют частицы, прочитав П.66.

Были розданы карточки – памятки.

 5. Осознание и осмысление учебной информации.

Задача: первичная проверка понимания и коррекция усвоения обучающимися нового материала.

1.Было проведено исследование предложений со словом Чемпион (словарное слово: значение,орфограммы)

- Включите в предложение «Я чемпион» частицы, принадлежащие к различным разрядам (работа с карточками – памятками).

- Какое значение приобретает каждое новое предложение?

Вывод: главная роль частиц – вносить дополнительные оттенки в значения других слов или предложений, выражать отношение говорящего к сказанному.

2.Вторая сужебная функция частиц : образование наклонений глагола –условного и повелительного ( Группа Союзы составляла предложение с формой пов.н., Предлоги – с формой условного наклонения).

Вывод:

 6. Первичное закрепление учебного материала.

Задача: проговорить и закрепить новые знания; выявить пробелы первичного осмысления изученного материала, провести коррекцию.

  Работа с учебником: упр.401(стр.357).

«Союзы» выписывают предложения со смысловыми частицами; «Предлоги» - с формообразующими

7. Аукцион. (Игра)

 

8. Подведение итогов.

 Задача: выявить качество  усвоения изученного материала в новой ситуации.

 

- Вспомните, какие цели мы ставили?

- Что нового мы узнали сегодня на уроке?  Какие служебные функции выполняют частицы?

 

9.Информация о домашнем задании.

Задача: расширить и углубить знания, полученные на уроке.

Карточки (Вставить пропущенные частицы).

 

10.Рефлексия.  

Задача: формировать у обучающихся осмысление результатов собственной деятельности.

- Ответьте себе каждый на вопрос, а добился ли я, чего хотел? Получил необходимы знания?

Структура соответствует типу урока. Соблюдала принципы научности и доступности предлагаемой учебной информации. Все задания оказались посильными для учащихся.

  Методическая сторона урока: урок целенаправлен, составлен в соответствии с современными требованиями к уроку.  Продумала и решила в единстве задачи образования, воспитания и развития. Обеспечивала практическую направленность учебного процесса, создавала на уроке реальные возможности применения учащимися полученных знаний на практике.

  Психологическая сторона урока: урок проходил в деловой атмосфере, обучающиеся четко реагировали на все действия учителя и продуктивно выполняли задания, темп речи учителя умеренный, позволяющий учащимся осознанно воспринимать всю информацию.

    Проанализировав занятие, можно сделать вывод: заявленные цели находили отражение в каждом этапе урока, прослеживалась взаимосвязь всех этапов (наличие выводов после каждого этапа и итог в конце урока), что способствовало обеспечению целостности и завершенности занятия.

Урок подготовлен в соответствии с требованиями основных нормативных документов, соблюдена предметная компетентность, прослеживаются метапредметные связи, уделено внимание рефлексии педагогической деятельности, наглядно продемонстрирована совместная учительская и ученическая деятельность. Руководствуясь вышеизложенной информацией, считаю цели и задачи урока достигнутыми.  

 


Посмотрите также