Орловское СУВУ
Самоанализ открытого урока
по теме:
«Частица как служебная часть речи»
Учитель русского языка
и литературы Кушкова Л.А.
Орлов, 2023г.
Самоанализ
урока русского языка в 7«б» классе.
Краткая характеристика класса.
В классе 10 обучающихся. У большинства воспитанников познавательные способности (память, внимание, мышление) cформированы на среднем уровне, у двух обучающихся способности не позволяют успешно усвоить программу. Это создаёт трудности, возникает необходимость учитывать этот факт при построении урока. У воспитанников недостаточно сформированы УУД, процессы мышления и формирование памяти протекают не всегда эффективно, поэтому обучение идёт на данном этапе на репродуктивном уровне, но подростки учатся выполнять проблемные задания, прослеживается положительная динамика. Класс работоспособный, ребята старательные, с интересом включаются в работу, дисциплину не нарушают, психологический климат благоприятный.
Урок проведён в соответствии с календарно-тематическим планированием на 2022-2023 учебный год, урок № 113 .
Оборудование и техническое оснащение урока:
· презентация
· карточки-памятки для самостоятельной практической работы
Тема урока: «Частица как служебная часть речи».
Это один из уроков раздела «Служебные части речи».
Место урока в системе уроков по теме «Частица как служебная часть речи»: №1.
Дидактическая цель:
обеспечить осознание, осмысление и усвоение новой учебной информации по теме «Частица как служебная часть речи».
Задачи урока:
1. Образовательные: показать обучающимся особенности частицы как служебной части речи; сформировать умение отличать частицу от других служебных частей речи на основе определения ее функций.
2. Развивающая: активизировать деятельность воспитанников, усилить мотивацию и интерес к предмету через игры по формированию творческой, речевой, мыслительной деятельности обучающихся.
Воспитательная: способствовать созданию благоприятного психологического климата через игровую деятельность, развивать эстетическое отношение к слову; способствовать формированию культуры общен
Планируемые результаты
Предметные: умение отличать частицу от других служебных частей речи посредством определения ее функции; умение использовать частицы в речи соответствии с их функцией.
Результатом работы по развитию метапредметных навыков будет формирование УУД:
· познавательные – воспитанники учатся адекватно воспринимать содержание устного и письменного сообщения, извлекать информацию из различных источников, свободно, правильно излагать свои мысли в устной форме; использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам;
· регулятивные – учатся определять цели деятельности, последовательность действий;
· коммуникативные – учатся осуществлять коммуникативно-целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения какой-либо задачи, участия в спорах, обсуждениях;
· личностные - усваивают грамматические средства для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; проявляют способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью
Тип урока –урок изучения нового материала и первичного закрепления.(Урок открытия новых знаний).
Технология: игровая.
Существуют этапы урока –игры в рамках игровой технологии.( Три этапа) Допустимо проведение игры на различных этапах традиционного урока.
У меня традиционный урок с элементами игровой технологии на этапах урока.
Выбрала игровую технологию, т.к. она активизирует деятельность обучающихся и повышает эффективность учебного процесса.
Методы обучения:
· объяснительно-иллюстративный;
· репродуктивный;
· частично-поисковый
Формы организации познавательной деятельности: фронтальная, индивидуальная, коллективная.
Структура урока.
1. Оргмомент.
Задача: мотивировать деятельность учащихся на уроке, эмоционально настроить детей на работу.
2.Мотивация к изучению темы урока.
Задача: показать актуальность и важность темы для опыта речевого общения.
« Учить и воспитывать как «молния» на куртке: обе стороны затягиваются одновременно и накрепко неторопливым движением замка – творческой мысли. Вот эта соединяющая мысль и есть главное на уроке» Именно урок обладает уникальными возможностями влиять на становление многих качеств личности обучащихся. Урок – это не просто «форма организации», а часть жизни ученика и продолжение этой жизни, и прежде всего общение .И задача учителя – сделать так, чтобы каждые 45 минут урока стали полноценным нравственным общением, продуманным взаимодействием. Урок – продолжение жизни ученика и продолжение процесса формирования его личности.
3. Актуализация знаний изученного материала.
Задача: актуализировать знания обучающихся, необходимые для изучения названной темы.
Были заданы вопросы о разделе науки о языке (морфологии): что изучает морфология, на какие две группы делятся части речи, чем отличаются служебные части речи от самостоятельных и т.д.
Затем класс был разделен на две команды : союзы и предлоги. Каждая группа задавала по четыре вопроса друг другу, учитель оценивал ответы (баллы в копилку).
Ребята самостоятельно определили тему урока, выполнив лексическую работу : нужно было подобрать антоним к прилагательным.Тема была зашифрована в словах второго столбика (по первым буквам).
При формулировке целей урока был использован метод двух ключевых слов: понять и научиться. Обучающиеся успешно справились.
4. Первичное усвоение новых знаний.
Задача: восприятие, осознание, первичное обобщение и систематизация нового материала
На этом этапе учащиеся должны были самостоятельно определить, какую служебную функцию выполняют частицы, прочитав П.66.
Были розданы карточки – памятки.
5. Осознание и осмысление учебной информации.
Задача: первичная проверка понимания и коррекция усвоения обучающимися нового материала.
1.Было проведено исследование предложений со словом Чемпион (словарное слово: значение,орфограммы)
- Включите в предложение «Я чемпион» частицы, принадлежащие к различным разрядам (работа с карточками – памятками).
- Какое значение приобретает каждое новое предложение?
Вывод: главная роль частиц – вносить дополнительные оттенки в значения других слов или предложений, выражать отношение говорящего к сказанному.
2.Вторая сужебная функция частиц : образование наклонений глагола –условного и повелительного ( Группа Союзы составляла предложение с формой пов.н., Предлоги – с формой условного наклонения).
Вывод:
6. Первичное закрепление учебного материала.
Задача: проговорить и закрепить новые знания; выявить пробелы первичного осмысления изученного материала, провести коррекцию.
Работа с учебником: упр.401(стр.357).
«Союзы» выписывают предложения со смысловыми частицами; «Предлоги» - с формообразующими
7. Аукцион. (Игра)
8. Подведение итогов.
Задача: выявить качество усвоения изученного материала в новой ситуации.
- Вспомните, какие цели мы ставили?
- Что нового мы узнали сегодня на уроке? Какие служебные функции выполняют частицы?
9.Информация о домашнем задании.
Задача: расширить и углубить знания, полученные на уроке.
Карточки (Вставить пропущенные частицы).
10.Рефлексия.
Задача: формировать у обучающихся осмысление результатов собственной деятельности.
- Ответьте себе каждый на вопрос, а добился ли я, чего хотел? Получил необходимы знания?
Структура соответствует типу урока. Соблюдала принципы научности и доступности предлагаемой учебной информации. Все задания оказались посильными для учащихся.
Методическая сторона урока: урок целенаправлен, составлен в соответствии с современными требованиями к уроку. Продумала и решила в единстве задачи образования, воспитания и развития. Обеспечивала практическую направленность учебного процесса, создавала на уроке реальные возможности применения учащимися полученных знаний на практике.
Психологическая сторона урока: урок проходил в деловой атмосфере, обучающиеся четко реагировали на все действия учителя и продуктивно выполняли задания, темп речи учителя умеренный, позволяющий учащимся осознанно воспринимать всю информацию.
Проанализировав занятие, можно сделать вывод: заявленные цели находили отражение в каждом этапе урока, прослеживалась взаимосвязь всех этапов (наличие выводов после каждого этапа и итог в конце урока), что способствовало обеспечению целостности и завершенности занятия.
Урок подготовлен в соответствии с требованиями основных нормативных документов, соблюдена предметная компетентность, прослеживаются метапредметные связи, уделено внимание рефлексии педагогической деятельности, наглядно продемонстрирована совместная учительская и ученическая деятельность. Руководствуясь вышеизложенной информацией, считаю цели и задачи урока достигнутыми.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.