Самоанализ урока русского языка по теме "Имя прилагательное"
Оценка 4.6

Самоанализ урока русского языка по теме "Имя прилагательное"

Оценка 4.6
docx
09.01.2021
Самоанализ урока русского языка по теме "Имя прилагательное"
самоанализ.docx

 

 

УМК: Перспектива

 

Учебник:  «Русский язык» 3 класс, учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 частях. Ч.2. /

Л.Ф. Климанова Т.В. Бабушкина

 

 

 

 

 

1.     Тема урока: «Имя прилагательное»

Предмет: русский язык                              Класс: 3                                   Дата: 15.05.2020.

Тема: Имя прилагательное

Тип урока:  Урок повторения и обобщения знаний.

Цель: обобщение и систематизация знания об имени прилагательном как о части речи.

Задачи урока:

Образовательные:

- закрепить знания об имени прилагательном как части речи;

- обобщить знания о согласовании имени прилагательного с именем существительным;

- закрепить умение определять число и род имен прилагательных;

- совершенствовать умение писать родовые окончания имен прилагательных;

- формировать орфографическую зоркость;

Развивающие:

- продолжать  развивать  устную     речь  учащихся

 - развивать умение точно употреблять имена прилагательные в устной и письменной речи;

- развивать умение создавать речевые высказывания на заданную тему;

- развивать познавательный интерес к родному языку, обогащать словарный запас учащихся.

- развивать речевую культуру, мыслительные процессы.

- развивать навыки контроля и самоконтроля;

- продолжать  работать  по формированию умения сравнивать, обобщать, группировать, анализировать;

формулировать свои мысли, высказывать их вслух;

- развивать интерес к русскому языку, логическое и образное мышление, орфографическую зоркость, самостоятельность, интеллектуальную и эмоциональную сферу.

Воспитывающие:

- воспитывать умение слушать одноклассников, высказывать свою точку зрения и обосновывать её.

- воспитывать гордость за свои знания, коллективизм.

- воспитывать стремление к здоровому образу жизни

- способствовать формированию коммуникативных навыков и воспитанию целеустремленности

Использование здоровьесберегающих технологий.

Физкультминутка для глаз, гимнастика пальчиковая; смена видов деятельности

Планируемый результат.

Результаты

Личностные:

умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя, сохранять цель и учебные задачи;

умение высказывать свое мнение на основе работы с материалом, вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок;

умение ориентироваться в своей системе знаний;

умение оформлять свои мысли в устной речи, слушать и понимать речь других;

умение планировать, координировать, контролировать и оценивать свою деятельность.

положительная мотивация к учению, расширение круга нравственно-этических представлений;

сформированная установка на здоровый образ жизни.

Метапредметные:

регулятивные УУД:

умение принимать и сохранять учебную задачу;

умение планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;

умение провести рефлексию своих действий на уроке;

умение проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;

умение находить и исправлять ошибки самостоятельно;

умение определять степень успешности выполнения своей работы исходя из имеющихся критериев.

познавательные УУД:

умение ориентироваться в своей системе знаний;

умение находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;

развитые операции мышления: сравнение, сопоставление, анализ, синтез и обобщение;

умение представлять результаты своей работы по предложенному плану;

умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя, сохранять цель и учебные задачи;

умение высказывать свое мнение на основе работы с материалом, вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок;

умение планировать, координировать, контролировать и оценивать свою деятельность и деятельность одноклассников;

сформированные начальные формы познавательной и личностной рефлексии.

коммуникативные УУД:

умение слушать собеседника и вести диалог;

умение высказывать свою точку зрения;

предметные УУД:

умение определять грамматические признаки имени прилагательного: связь с именем существительным, число (единственное или множественное), роль в предложении.

2.     Средства (оборудование):

- Кластер , памятка «Режим дня на летних каникулах»;

- карточки с названием падежей;

- презентация;

- интернет-платформа для аудио и видео конференций ZOOM;

- интернет-сервис для поддержки процесса преподавания или самостоятельного обучения LearningApps.org

 

Уровень подготовки детей средний.

Содержание урока соответствовало программным требованиям. Материал урока включал в себя практически весь материал изученного раздела. Соблюдалась логическая последовательность в обобщении изучаемой темы. Сложность учебного материала соответствовало возможностям учеников 3-го класса.

Структура урока была выбрана мною, на мой взгляд, оптимальной. Главным был не переход от одной структурной единицы к другой, а смена активных видов деятельности, объединённых одним сюжетом.

Основная технология, используемая мною на уроке – системно-деятельностная, которая включала :

- использование различных методов и приёмов, повышающих степень активности детей в учебном процессе;

- формирование контрольно- оценочной деятельности обучающихся самими обучающими.

Для активизации познавательной деятельности, повышение качества образования, мною использовалось презентация, сигнальные карточки, работа на сайте лёнинг апс..

Формы работы на уроке: самостоятельная, фронтальная.

На всех этапах урока у учащихся формировались УУД.

Материал к уроку был подобран и выбран с учётом межпредметных связей – окружающий мир, что тоже способствовало положительной мотивации детей.

Достигнутый результат урока был виден путём самооценки обучающихся. Данный вид работы создаёт ситуацию успеха на уроке, помогает учителю оценить каждого ребёнка на уроке , а обучающимся почувствовать свою значимость и успешность.

Содержание урока.

На организационном этапе урока я старалась снять напряжение у учащихся от новой обстановки и дать положительный настрой на работу, так как урок в этом классе проводился впервые. Организационный этап был проведен в стихотворной форме. Это позволило учащимся эмоционально настроиться на работу.

        

         На этапе  мотивации учебной деятельности  учащихся ребята  настроились на работу

На этапе цели и задачи  определили тему, цели и задачи с моей помощью

        

         На этапе актуализации знаний   использовалась дидактическая игра «Закрытое слово», нацеленная на формирование чувства уважения к русскому языку, гордости за русский язык и  способствовала развитию речи учащихся.  Выводы о значении прилагательных в русском языке, обучающиеся делали самостоятельно.

         На этапе актуализации знаний  при проведении   словарной работы  осуществлялась работа по составлению словосочетаний , нахождение непроверяемой безударной гласной позволило учащимся обратиться к своим знаниям, заставило их мыслить, вспоминать изученный материал. Предварительно мною была проведена пальчиковая гимнастика (Кинезиологическое упражнение  «Колечки»). «Предметно-картинный  словарный  диктант» вызвал  положительное отношение к процессу познания, обучающиеся проявляли внимание, были нацелены на успешную работу и выполнили задание в соответствии с поставленной целью. Провели самооценку своей работы.

        

             На этапе обобщения и систематизации знаний, при подготовке учащихся к обобщенной деятельности  была проведена дидактическая игра «Раздели на группы», нужно было собрать группу из вопроса  и окончаний имен прилагательных обучающиеся легко разделили окончания по группам, обосновывая свои ответы, и тем самым уже систематизируя свои знания.

Следующая дидактическая игра «Раздели на группы» давалась на развитие концентрации и устойчивости внимания. А игра «Слово на ладошке», позволила ещё раз убедиться во взаимосвязи имен существительных и прилагательных. Расширило словарный запас детей. Ребята учились слушать и слышать друг друга, учились самоконтролю, взаимоконтролю.

 

         На этапе  проведения   физминутки  мною была проведена гимнастика для глаз, упражнение  по схеме «зрительно-двигательных траекторий».

         На этапе  продолжение работы по теме урока   была включена видео пауза для включения обучающихся в работу. На этом этапе были проведены  работа с карточками и игра в приложении лёнинг апс для поддержки обучения и процесса преподавания с помощью интерактивных модулей «Собери пазлы» . Обучающиеся учились ориентироваться в своей системе знаний и умело применять их на практике. Они анализировали объекты, согласовывали их в тексте, учились анализировать собственную работу, принимать учебно-познавательную задачу и сохранять ее до конца учебных действий.

        

         На этапе  рефлексии и подведения итогов  урока  Кластер, составленный учащимися, позволил систематизировать имеющиеся у них знания по теме, подвести итог урока. В виде варианта домашнего задания предложила детям творческую работу по шаблону выполнить кластер и к другим частям речи. Ребята сами оценили свою работу на уроке при помощи реакции, я выставила оценки, прокомментировав их. Выводы не формулировались учителем, а являлись результатом деятельности самих учащихся. Приём подведения итогов урока – рефлексия - способствовала развитию мыслительных операций, таких как умение систематизировать, обобщать изученное, анализировать и оценивать свою деятельность на уроке.

 Весь урок строился не только на повторение и обобщение знаний об имени прилагательном, но и повторение правил здорового образа жизни. 

         Презентация, используемая на протяжении всего урока, способствовала лучшему восприятию материала и заданий, кроме того активизировала и сохраняла на протяжении всего урока внимание обучающихся, развивала познавательный интерес, способствовала быстрому включению обучающихся в работу.

 

На уроке  применялись методы обучения, использованные на уроке:

*    беседа, диалог,

*    наглядность,

*    групповая технология;

*    информационно – коммуникативная технология,

*    здоровьесберегающие технологии,

*    прием технологии критического мышления (кластер),

*    рефлексия.

 

         Частично-поисковый, потому что учащиеся под руководством учителя самостоятельно рассуждали, решали возникающие познавательные задачи, анализировали, обобщали, делали выводы, тем самым формировали осознанные прочные знания. Часто на уроке применялась эвристическая беседа (вопрос-ответ), что позволяло учащимся систематизировать и обобщать свои знания.  Познавательная деятельность носила и самостоятельный, и творческий характер.

          Групповые технологии – позволяют организовывать  активную самостоятельную работу на уроке, развивает ответственность за совместные действия.

         Информационная технология (презентация) – делает процесс обучения более ярким, визуализирует учебный материал, делает более понятным и доступным.

          Здоровьесберегающие технологии :  высокая работоспособность обеспечивалась сменой видов деятельности, применением здоровьесберегающих технологий  (в начале урока был дан положительный эмоциональный настрой, были применены пальчиковая гимнастика, гимнастика для глаз).

         Технологии развития критического мышления (кластер) – служат для активизации мыслительной деятельности.

На уроке реализованы следующие принципы:

 

2. принцип развития реализовывался на разных этапах урока

3. принцип целостности содержания образования ( на уроке прослеживалась связь с темами предыдущих уроков)

4. принцип ориентированной функции знаний (ученики осознавали необходимость приобретённого знания).

5. принцип психологической комфортности (учителем создана атмосфера творчества и доверия.)

        

         Изучаемый материал подавался поэтапно, от  простого к сложному. Виды речевой деятельности учащихся на уроке разнообразны: слушание, чтение, диалог, письмо. На протяжении всего урока было организованно диалогическое общение с учащимися. Ребята свободно выражали свое мнение, аргументируя свои ответы.

         В ходе всего урока происходили активизация и развитие самостоятельности, осознанности мышления, развивались мыслительные операции (синтез, анализ, классификация), воспитывались нравственные качества (организованность, активность, умение работать в сотрудничестве с другими, коммуникабельность).   Время, отведенное на каждый этап урока, распределено рационально.

         В ходе урока я старалась в равной степени взаимодействовать со всеми учениками и задействовать их в деятельности различных видов, поддерживала учащихся, сталкивающихся с трудностями, делала небольшие подсказки, давала необходимые пояснения, старалась так организовать работу, чтобы каждый ученик смог проявить себя, показать свои способности. Но, проводя урок в незнакомом классе, трудно учесть индивидуальные особенности учащихся.

         На протяжении всего урока я поощряла детей, вселяла в них уверенность, используя разные слова, стараясь не повторяться: «Правильно, молодцы!», «Спасибо, умницы!»,  «Замечательно», «Правильно!», «Отлично!», «Вы прекрасно справились с этой задачей», «Ребята, спасибо за отличную продуктивную работу», «Вы мне очень помогли», «Я благодарю вас  за урок», «Мне с вами было приятно работать. Молодцы!»

         Хорошая психологическая атмосфера поддерживалась самими формами групповой и парной работы, т.к. снималась тревожность, мнительность, нерешительность, в результате общение на уроке было продуктивным и качественным. За счёт применения разных вариантов заданий, с разным уровнем нагрузки на органы зрения, слуха, моторику, введения здоровьесберегающих технологий было обеспечено рациональное использование времени. Предупреждалась перегрузка школьников. Дети работали увлечённо, с интересом, давали полные ответы.  

         Цели урока были достигнуты:

         Личностные: учащиеся показали способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности; проявляли доброжелательность.

         Познавательные: ориентировались в своей системе знаний; находили ответы на вопросы, развивали операции мышления: сравнения, сопоставления, анализа, синтеза и обобщения.

                  

         Коммуникативные: учились оформлять свои мысли в устной речи, слушать и понимать речь других.

 

         Метапредметные: определять грамматические признаки имени прилагательного: связь с именем существительным, число (единственное или множественное), роль в предложении.

 

 

 


 

УМК: Перспектива Учебник: «Русский язык» 3 класс, учебник для общеобразовательных учреждений

УМК: Перспектива Учебник: «Русский язык» 3 класс, учебник для общеобразовательных учреждений

Воспитывающие: - воспитывать умение слушать одноклассников, высказывать свою точку зрения и обосновывать её

Воспитывающие: - воспитывать умение слушать одноклассников, высказывать свою точку зрения и обосновывать её

УУД: умение ориентироваться в своей системе знаний; умение находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке; развитые операции мышления: сравнение,…

УУД: умение ориентироваться в своей системе знаний; умение находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке; развитые операции мышления: сравнение,…

Для активизации познавательной деятельности, повышение качества образования, мною использовалось презентация, сигнальные карточки, работа на сайте лёнинг апс

Для активизации познавательной деятельности, повышение качества образования, мною использовалось презентация, сигнальные карточки, работа на сайте лёнинг апс

На этапе обобщения и систематизации знаний, при подготовке учащихся к обобщенной деятельности была проведена дидактическая игра «Раздели на группы» , нужно было собрать группу из…

На этапе обобщения и систематизации знаний, при подготовке учащихся к обобщенной деятельности была проведена дидактическая игра «Раздели на группы» , нужно было собрать группу из…

Частично-поисковый, потому что учащиеся под руководством учителя самостоятельно рассуждали, решали возникающие познавательные задачи, анализировали, обобщали, делали выводы, тем самым формировали осознанные прочные знания

Частично-поисковый, потому что учащиеся под руководством учителя самостоятельно рассуждали, решали возникающие познавательные задачи, анализировали, обобщали, делали выводы, тем самым формировали осознанные прочные знания

Изучаемый материал подавался поэтапно, от простого к сложному

Изучаемый материал подавался поэтапно, от простого к сложному

Коммуникативные : учились оформлять свои мысли в устной речи, слушать и понимать речь других

Коммуникативные : учились оформлять свои мысли в устной речи, слушать и понимать речь других
Скачать файл