Самоанализ педагогической деятельности за 2017-2018 учебный год учителя русского языка и литературы
Оценка 4.6
Документация
doc
русский язык
Взрослым
28.10.2018
Умение учиться — один из самых важных факторов, потому что именно это умение способствует успеху в социуме. Человек, который не может обучаться, закрыт для всего нового, а значит, он не сможет достойно конкурировать в современном, быстро меняющемся мире. Именно поэтому в своей деятельности я обратилась к теме «Развитие познавательной деятельности учащихся на уроках русского языка и литературы в условиях ФГОС».
Самоанализ деятельности.doc
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
Р О С Т О В С К А Я О Б Л А С Т Ь
муниципальное бюджетное общеобразовательное
учреждение г.Шахты Ростовской области
«Средняя общеобразовательная школа №21»
346504, Ростовская обл., г. Шахты, ул. Садовая, 17, тел. 8 (8636)225625, email:zsсhool – 21@
yandex
. ru
Самоанализ педагогической деятельности за 20172018 учебный год
учителя русского языка и литературы
Умение учиться — один из самых важных факторов, потому что именно это
умение способствует успеху в социуме. Человек, который не может обучаться, закрыт
для всего нового, а значит, он не сможет достойно конкурировать в современном,
быстро меняющемся мире. Именно поэтому в своей деятельности я обратилась к
теме «Развитие познавательной деятельности учащихся на уроках русского языка
и литературы в условиях ФГОС».
Ведущая педагогическая идея — создание условий для развития творческого
мышления, высокого уровня самостоятельной интеллектуальной деятельности,
формирование учебноинформационных, интеллектуальных и специальных умений —
развитие личности, желающей учиться, приобретать большую часть знаний
самостоятельно.
Актуальность обращения к данной проблеме диктуется потребностями
практики, так как школа должна выпускать из своих стен людей, способных
самостоятельно приобретать новые знания и творчески применять их в условиях
настоящей действительности.
Для достижения результативности по теме «Развитие познавательной
деятельности учащихся на уроках русского языка и литературы в условиях ФГОС»
ставлю перед собой цель: воспитание личности ученика, способного чётко осознавать,
где и каким образом приобретаемые знания могут быть применены; умеющего
грамотно работать с информацией, критически мыслящего, видящего возникающие
проблемы и ищущего пути рационального их решения, самостоятельно работающего
над развитием собственной нравственности, интеллекта, культурного уровня.
Для реализации цели решаю следующие педагогические задачи:
1) вовлекать каждого ученика в активный познавательный процесс;
2) создавать условия для развития личности каждого учащегося в процессе изучения
русского языка и литературы;
3) раскрывать творческий, интеллектуальный, нравственный потенциал каждого
ученика, дать возможность проявить себя;
4) прививать навыки самостоятельной работы, эффективной организации своей
деятельности, самоконтроля, объективного оценивания полученных результатов.
Чтобы решить данные задачи, отобрала такие принципы обучения, как научность,
доступность, наглядность (работа по образцу и данному плану), перспективность,
логичность, последовательность изучения материала (от простого к сложному), связь
теоретического материала с практикой. Обучение реализую на основе рабочих программ, составленных на основе
федерального государственного образовательного стандарта основного общего
образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от
17.12.2010г. № 1897 «Об утверждении и введении в действие федерального
государственного образовательного стандарта основного общего образования» (в ред.
приказа Минобрнауки России от 29.12.2014 №1644), примерной программы основного
общего образования по русскому языку для 59 классов общеобразовательных
учреждений, авторской программы для 59 классов под редакцией М. Т. Баранова,
Т.А. Ладыженской, Н.М. Шанского (2011г.), примерной программы основного общего
образования по литературе для 59 классов общеобразовательных учреждений,
авторской программы Т.Ф. Курдюмовой «Литература». Москва. «Дрофа, 2011г и в
соответствии с ООП ООО МБОУ СОШ №21 г. Шахты.
Для того, чтобы решить задачу по вовлечении каждого ученика в активный
познавательный процесс, применяю в рамках отдельного урока различные формы и
приёмы работы, которые
отличаются разнообразием, направленностью на
дифференциацию и индивидуализацию работы. Часто использую групповые формы
работы, различные формы вовлечения учащихся в самостоятельную познавательную
деятельность: диалоги, монологи, дискуссии.
Использую следующие технологии в работе:
технологию исследовательской деятельности;
игровые технологии;
информационнокоммуникативную технологию;
коммуникативноразвивающую технологию;
RAFTтехнологию.
Применение подобных приёмов работы и технологий позволило повысить
познавательную активность моих учеников, позитивно сказалось на успеваемости.
Чтобы обеспечить создание условий для развития личности каждого учащегося в
процессе изучения русского языка и литературы, при организации работы по развитию
познавательной деятельности учащихся опираюсь на создание и проведение
творческого урока, отличительными особенностями которого являются:
1. атмосфера сотворчества и сотрудничества;
2. творческие задания и упражнения;
3. установка на самостоятельность и продуктивность деятельности ученика;
4. анализ всех полученных ответов, признание полезности правильных и
неправильных версий;
5. обратная связь с учащимися на всех этапах урока (включая подведение итогов).
Реализация целей обучения осуществляется мною через систему методов И.Я.
Лернера, М.И. Скаткина. Метод обучения – система регулятивных принципов и
правил организации педагогически целесообразного взаимодействия педагога и
учащихся, применяемая для определённого круга задач обучения, развития и
воспитания.
Объяснительноиллюстративный метод применяю, как правило, при изучении
нового материала в форме рассказа, лекции о писателе, особенностях его творческого
и жизненного пути, исторической эпохе, в которой он жил, историю возникновения
произведения. Инструктивнорепродуктивный использую тогда, когда на уроке целесообразно
организовать деятельность учащихся по образцу, заданному плану, а также работу по
таблицам, памяткам, карточкам, выполнение типовых заданий. В использовании
данного метода имеется минус: постепенно снижается активная деятельность
школьников. В таком случае стараюсь задействовать все возможности мотивационного
обеспечения учеников.
Метод проблемного обучения применяю тоже чаще на этапе изучения нового
материала. Этот метод в наибольшей степени позволяет активизировать умственную и
познавательную деятельность учащихся.
Эвристический метод в ходу, как правило, тогда, когда школьникам нужно
изучить статью в учебнике. При этом познавательные вопросы и задачи ставятся и
решаются самими учащимися. Учитель в данном случае выполняет роль помощника,
направляющего.
Исследовательский метод. Организую самостоятельную деятельность
учащихся с целью получения новых знаний (поиск новых фактов, сведений, анализ и
систематизация информации, практическая работа по созданию собственных текстов).
Для того, чтобы раскрыть творческий, интеллектуальный, нравственный
потенциал каждого ученика, стараюсь учить так, чтобы детям было интересно. На
уроках применяю работу с компьютерными тестами, использую ресурсы Интернета
для подбора дополнительных сведений, использую слайдпрезентации. Бесспорно,
интерес учеников к урокам, на которых учитель использует компьютерные технологии,
только повышается. В моём арсенале имеются также цифровые образовательные
ресурсы, выпускаемые различными издательствами. Немало дополнительной
информации дают уроки издательства «Кирилл и Мефодий», программный диск
«Энциклопедия литературы», видеоуроки по русскому языку и литературе проекта
«Инфоурок». Кроме этого, задействую в обучении ресурсы кабинета, справочные и
иллюстративные, ТСО.
Активно привлекаю учащихся к проектной и исследовательской деятельности. В
основном,
используем с учениками два вида проектной деятельности:
информационный (направлен на сбор информации о какомнибудь объекте с целью её
анализа, систематизации и получения новых данных) и творческий проект (альманахи,
сценарии к спектаклям, видеофильмам, альбомы, сочинения, рисунки, газеты). В 2018
году исследовательская работа моего ученика «Быть грамотным – модно!» получила
3 место на школьной научнопрактической конференции творческих и
исследовательских работ учащихся.
Для решения задачи по раскрытию творческого, интеллектуального потенциала
каждого ученика применяю личностноориентированный подход в обучении. Чаще
организую такую работу, выполнение которой не осуществляется по заданному
образцу. Необходимо всячески поощрять обращение ученика к своему «Я», к личному
опыту в процессе работы с текстами (слушании, говорении, коммуницировании). В
моей методической «копилке» имеется достаточно хороший подбор способов и
приёмов организации рефлексии в обучении. Рефлексия способствует развитию
критического мышления школьников, осознанного отношения к своей деятельности.
«Все наши замыслы, поиски и построения превращаются в прах, если у ученика
нет желания учиться,» писал В.А.Сухомлинский. Бесспорно, одним из главных
условий успешного обучения является положительная мотивация учащихся. Для повышения мотивации своих учеников, применяю следующие установки и действия:
учитываю возрастные особенности школьников, выбираю действия в соответствии с
возможностями и интересами ученика, совместно с учащимися выбираем средства для
достижения цели урока, использую различные формы работы, проблемные ситуации,
дискуссии, нестандартные формы проведения уроков. Помимо этого создаю ситуацию
успеха на уроке, атмосферу взаимопонимания и сотрудничества, формирую
адекватную самооценку у школьников, всегда верю в успех каждого ребёнка. Это
помогает детям обрести уверенность в своих силах и приносит свои результаты —
учащиеся с удовольствием участвуют в олимпиадах.
Для привития учащимся навыков самостоятельной работы, эффективной
самоорганизации своей деятельности, самоконтроля применяю следующие приёмы
учебной работы:
Составление аннотации.
1. Формулирование вопросов (проблем) по прочитанному для обсуждения.
2.
3. Приём перекрёстной дискуссии. (Классу задаётся ключевой вопрос, на
который половина класса должна подобрать аргументы «за», другая
половина «против».)
4. Пятиминутное эссе. (Что в произведении осталось «между строк»? Почему
автор использовал приём недосказанности в произведении?)
5. Подготовка к ЕГЭ. (Напишите отрывок сочинения в формате ЕГЭ,
приведя в качестве литературного аргумента только что изученное
произведение.)
6. Дотекстовая беседа
7. Чтение со СТОПОМ. (Спрогнозируйте дальнейшее развитие сюжета. Какое
действие совершит главный герой? Что он ответит?)
8. Написание синквейна.
Для того, чтобы учить обучающихся создавать тексты (в связи с главной
мыслью, с определённой речевой ситуацией), организую тщательно продуманное
проведение творческих мастерских с предварительным подробным анализом
особенностей языка (например, былины, сказки, пьесы, баллады), обязательно со
структурной составляющей произведения.
Применяю следующие виды устных и письменных работ, направленных на
создание текстов различной направленности:
Устно
1) развёрнутый ответ на вопрос;
2) рассказ о литературном герое;
3) характеристика героя (в том числе,
сравнительная);
4) отзыв на самостоятельно прочитанное
произведение;
5) интервью на литературную тему;
6) диалог литературных героев;
7) отзыв на прочитанную книгу (картину,
фильм, спектакль).
Письменно
1) развёрнутый ответ на вопрос в связи с
изучаемым художественным
произведением;
2) сочинениеминиатюра;
3) сочинение на литературную тему;
4) сочинениерассуждение небольшого
объёма на свободную тему;
5) рассказхарактеристика героя ( группы
героев);
6) создание плана будущего сочинения;
7) отзыв на прочитанную книгу (картину,
фильм, спектакль); 8) создание оригинального произведения.
Результаты текущей и промежуточной аттестации показали, что мои ученики
научились работать самостоятельно и контролировать свою учебную деятельность.
Дети умеют создавать тексты в связи с темой, основной мыслью, определённой
речевой ситуацией, имеют навыки связного изложения мыслей в устной и письменной
форме.
В течение учебного года обучающиеся 5, 6, 7х классов приняли участие в
следующих мероприятиях: Всероссийский конкурс по русскому языку «Родное
слово» (7 обучающихся приняли участие, Назаров Константин, Курьянова Ева – 1
место), обучающиеся 6б и 6в класса приняли участие в многопрофильной инженерной
олимпиаде «Звезда» по русскому языку, в городском заочном детскоюношеском
поэтическом конкурсе «Учителя славлю!» обучающаяся 6б класса Пивоварова П.
стала победителем, в городском конкурсе журналистских и литературных работ «От
Шахт и до Ростова» обучающаяся 7в класса Якушова Е. заняла 3 место, в городском
литературнотворческом и журналистском конкурсе «Я Россия!» заняла 1 место, в
городском творческом конкурсе «Письмо Деду Морозу» обучающаяся 6в класса
Курьянова Ева стала победителем, во Всероссийском лингвистическом конкурсе
«Письмо Деду Морозу» Курьянова Е. заняла 1 место.
«Учитель – это человек, который учится всю жизнь, только в этом случае он
обретает право учить, » сказал В. М. Лозинский. Именно поэтому самообразование
является одной из важнейших частей моей педагогической работы. Регулярно
повышаю профессиональную квалификацию, активно обучаясь на медианарах и
вебинарах для учителей русского языка и литературы («Формирование
коммуникативных учебных действий учащихся в процессе обучения», «Инклюзивное
образование – новое стратегическое направление современного образования в
соответствии с требованиями ФГОС». В октябре 2017 приняла участие во
Всероссийской научнопрактической конференции «Современный ребенок в
образовании: дошкольном, начальном, основном и дополнительном».
Являюсь постоянным активным участником педагогических советов в своей ОО,
в работе школьных методических объединений. Даю открытые уроки и внеклассные
мероприятия.
Активно распространяю свой педагогический опыт через публикации. В
октябре 2017 мною был создан свой персональный сайт учителя русского языка,
литературы: https://infourok.ru/user/gavrilovatatyananikolaevna3.
Подавая своим ученикам пример, успешно участвую, как педагог, в конкурсах
различного уровня (диплом лауреата пятнадцатого Всероссийского конкурса «Лучший
урок письма – 2017» 1 место в номинации «Методическая разработка проведения
урока письма»).
За подготовку участников и победителей конкурсов, олимпиад, за оказание
помощи в проведении подобных мероприятий пополнила своё портфолио педагога
многочисленными благодарностями, благодарственными письмами, сертификатами,
свидетельствами, грамотами, дипломами.
Проблемы, которые я вижу в своей работе:
1. Работа над дальнейшим повышением качества знаний обучающихся. 2. Поддержание познавательного интереса к предметам русского языка и
литературы.
3. Совершенствование системы индивидуальной работы со слабыми и способными
детьми.
4. Совершенствование навыков самостоятельной работы,
самоконтроля,
самодисциплины.
Перспективы в работе:
1. Формировать у учащихся действенные и системные знания, применять их в
творческих условиях.
2. Совершенствование педагогического мастерства через самообразовательную
работу. Продолжать освоение перспективных технологий, сочетающих в себе
разнообразные вариативные подходы к творческой деятельности учащихся, с целью
эффективного преподавания русского языка и литературы.
3. Создание банка справочных материалов по русскому языку и литературе для 5 –
11 классов в едином стиле и формате.
Учитель русского языка и литературы: _____________ Т.Н. Гаврилова
Самоанализ педагогической деятельности за 2017-2018 учебный год учителя русского языка и литературы
Самоанализ педагогической деятельности за 2017-2018 учебный год учителя русского языка и литературы
Самоанализ педагогической деятельности за 2017-2018 учебный год учителя русского языка и литературы
Самоанализ педагогической деятельности за 2017-2018 учебный год учителя русского языка и литературы
Самоанализ педагогической деятельности за 2017-2018 учебный год учителя русского языка и литературы
Самоанализ педагогической деятельности за 2017-2018 учебный год учителя русского языка и литературы
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.