В работе педагога важно уметь выполнить самоанализ урока технологии. В самоанализе я попыталась осветить структуру, формы, методы, приёмы работы на уроке по реализации цели и задач. А также показала способы вовлечения учащихся с ограниченными возможностями здоровья в учебную деятельность Цели и задачи урока, на мой взгляд, достигнуты.Для учителей технологии самоанализ урока
САМОАНАЛИЗ УРОКА
Малахова Надежда Александровна, учитель технологии МБОУ СШ №28 п.
Мостовского
Полный самоанализ урока трудового обучения (швейное дело) в 7 классе
по теме Прямая юбка. Способы обработки нижнего среза юбки.
1.
Анализ цели урока.
Важнейшим требованием к уроку является ясность учебной цели, поэтому я
стремилась точно сформулировать задачи, логически связать их между собой с
темой и содержанием урока.
Цель урока: формировать целостное представление о способах и
последовательности обработки технологических узлов прямой юбки.
Задачи:
расширить знания по теме «Прямая юбка. Способы обработки нижнего среза
юбки»;
корригировать зрительное и тактильное восприятие, мелкую моторику пальцев
рук через выкладывание мелких деталей;
стимулировать познавательную активность и интерес к предмету;
формировать потребность в профессиональном самоопределении.
Цели и задачи урока я ставила с учетом особенностей программных требований
для школ VIII вида. Отбирая материал к уроку, я стремилась, чтобы задачи,
реализуемые в ходе урока, прослеживались на всех этапах и были логически
связаны между собой. Содержание урока имеет коррекционно – развивающую
направленность, что соответствует возможностям обучающихся с недостатками
развития интеллекта. Данный урок является итоговым в разделе «Способы
обработки нижнего среза юбки». Учебный материал подаётся с учётом
изученного ранее, соблюдая преемственность и логическую
последовательностью. Тип урока комбинированный. Урок проходил в 7 классе.
Учебный материал отобран в соответствии с возможностями обучающихся
согласно программе специальной (коррекционной) школы VIII вида. Я
использовала групповую, индивидуальную и фронтальную форму обучения. Идея
урока доведена до учащихся через проблемный вопрос. Приём изложения
материала в виде рассказа учителя, с опорой на наглядность и учебник. Цели и
задачи реальные, достижимые.
2.
Анализ структуры и организации урока.
Урок имеет чёткую структуру с взаимосвязанными этапами. Каждый этап
представляет законченный смысловой блок, при этом не нарушает логическую
последовательность в материале, выбранных методов и приёмах обучения. Время
каждого этапа я распределила, на мой взгляд, рационально следующим образом.
Организационный момент 5 мин.
Повторение – 7 мин.
Постановка цели – 3 мин.Пауза – 1 мин.
Изучение нового учебного материала. – 10 мин.
Практическая работа. 15 мин.
Итоги – 4 мин.
Тип урока комбинированный.
Рабочее место ученика подготовила заранее. Каждый ученик имел
необходимые материалы: тетради, учебники, опорные схемы, карточки – задания
Наглядные пособия и раздаточный материал предоставляла по степени
необходимости
Мобилизующему началу урока способствовали развивающие упражнения,
шуточный тест по ТБ, карточки пазлы. Конец урока имел логическое завершение
в форме подведения итогов, анализа урока, рефлексии, что обеспечило
целостность и завершённость
На мой взгляд, урок имел высокий темп, благодаря максимально
эффективному и продуктивному использованию рабочего времени. Учащиеся
работали активно, была работа в группах, выбор заданий дифференцировался. Я
считаю, план урока выполнен, задачи реализованы,
3.
Анализ содержания урока
Содержание урока соответствует требованиям специальной программы СКОУ
VIII вида под редакцией В.В. Воронковой. На этапе ИНМ в основу изложения
учебного материала я ставила дидактические принципы: доступность, научность
изложения. В уроке я учитывала особенности усвоения теоретических знаний
учащимися с нарушением интеллекта (фрагментарность и нерасчленённость
знаний, смещение представлений, механическое усвоение отдельных знаний).
Поэтому очень важным для меня было логичность изложения учебного
материала. Дозированная подача материала, опора на план урока, возвращение к
проблемному вопросу способствовали этому. Урок несёт практическую
направленность, поскольку формирует представление учащихся о возможных
способах обработки юбки.
4.
Анализ методики проведения урока (деятельность учителя).
Моя задача как учителя заключалась в правильном отборе методов, приёмов и
средств обучения, чтобы организовать на уроке познавательную деятельность
учащихся.
Учеников 7 класса привлекают интересные по форме задания, они быстро
вовлекаются в урок, поэтому на этапе ОМ я использовала игровой приём
(шуточный тест по ТБ, карточки пазлы.) проблемный вопрос помог мне чётко
сформулировать задачу урока с учётом темы урока. Учитывая учебные
возможности детей, я использовала дифференцированный подход (сильный,
слабый) Формы работы фронтальные, групповые, индивидуальные. Чтобы
активизировать познавательную деятельность применяла наглядность,
раздаточный материал.
В условиях коррекционной школы я уделяла внимание методам стимулирования
мотивации учебнопознавательной деятельности (создание ситуации
занимательности, ситуаций успеха, использование познавательных игр), а такжепоощрение, контроль, дискуссии. У детей с ограниченными возможностями
здоровья недостаточно сформированы представления. Очень важно было
использовать методы наглядной передачи и зрительного восприятия (наблюдение,
показ иллюстрации, показ образца, показ способа действия). Также в уроке
имели место методы организации учебнопознавательной деятельности
(объяснение, беседа). Проблемное изложение материала было связано с
использованием беседы, проблемной ситуации, обобщений.
Актуализация опорных знаний в условиях коррекционной школы проводится с
целью определить зону ближайшего развития учеников. Это фронтальная беседа.
Поскольку ученики с ограниченными возможностями здоровья испытывают
определённые речевые трудности, очень важно для меня приучить давать полный
ответ на вопрос. При проверке и оценке знаний применяю индивидуальный
устный опрос, опрос по карточкам, письменный опрос, опрос у доски.
Качественное освоение материала проверяется на этапе закрепления (работа в
группах, работа с текстом) сочетание фронтальной и индивидуальной форм
работы с учащимися предполагают два уровня сложности.
Учитывая сложность восприятия учебного материала для детей с ограниченными
возможностями здоровья, для меня является важным спокойный темп речи,
чёткое проговаривание, понятные простые инструкции.
5. Анализ работы учащихся на уроке.
Среди недостатков развития учеников с ограниченными возможностями здоровья
основным является низкая познавательная активность. Поэтому в уроке я
использовала методы и приёмы для её активизации. Это создание ситуации
занимательности, ситуаций успеха. Как следствие учащиеся проявляли
активность, заинтересованность. В процессе формулирования цели урока интерес
и активность поддерживался проблемным изложением. Ученики с
недостатками развития плохо владеют научной организацией труда на уроке.
Поэтому на уроке учащимися отрабатываются навыки самостоятельной работы с
книгой, тестами, графическими схемами Учащиеся работали самостоятельно, в
группах овладевали навыками самоконтроля с помощью практических заданий.
Слабым местом в усвоении материала на уроке является поверхностное
восприятие материала, не способность учащихся с ограниченными
возможностями здоровья глубоко и осознанно понимать, и применять полученные
знания. Важнейшим условием хорошего урока для меня является
психологический комфорт. В конце уроке учащиеся показали своё настроение,
отношение к уроку Ученики были настроены позитивно, удовлетворены
результатами урока.
6. Анализ домашнего задания.
В условиях школы – интерната домашнее задание выполняется на занятии по
самоподготовке под контролем воспитателя во внеурочное время, а также носит
в большей степени развивающий характер
7. Оценка санитарногигиенических условий урока.
Класс оборудован и содержит всё необходимое для качественного проведения
урока.Классная доска (магнитная) зелёного цвета, пригодна для работы мелом, а также
закрепления наглядности.
На перемене использую режим проветривания. В ходе урока была скрытая
физминутка (перемещение в группы, согласен с ответом встань).
Применение наглядности, соответствовало нормам (текст печатный, цвет
чёрный, четкость написания, размер букв оптимальный). Наглядность
демонстрировалась по мере необходимости, не отвлекая от работы класс
Правила охраны труда и техники безопасности соблюдались
Общие выводы по уроку:
В самоанализе я попыталась осветить структуру, формы, методы, приёмы работы
на уроке по реализации цели и задач. А также показала способы вовлечения
учащихся с ограниченными возможностями здоровья в учебную деятельность
Цели и задачи урока, на мой взгляд, достигнуты. Общие результаты урока:
100% выполнение плана урока.
К недостаткам урока отношу слаборазвитую мелкую моторику пальцев рук
обучающихся, что сказывается на качестве и скорости выполнения практической
работы. Для этого считаю необходимым разнообразить методы и приёмы,
направленные на развитие мелкой моторики пальцев рук.
Считаю необходимым для повышения самообразования обратить внимание на
коррекционную педагогику.