Самообразование как норма повседневного труда педагога.
Оценка 4.6

Самообразование как норма повседневного труда педагога.

Оценка 4.6
Руководства для учителя
docx
социальная работа
Взрослым
09.10.2021
Самообразование как норма повседневного труда педагога.
самообразование.docx

Самообразование как норма повседневного труда педагога.

К. Д. Ушинский: « Педагог живет до тех пор, пока учится»

         Модернизация современного образования нацелена на построение и реализацию индивидуального образовательного маршрута, самообразования человека на различных этапах его жизненного пути. Особенно актуальной проблема самообразования преподавателей стала в условиях информационного общества, где доступ к информации, умение работать с ней являются ключевыми. Информационное общество характеризуется как общество знания, где особую роль играет процесс трансформации информации в знание. Поэтому современная система образования требует от преподавателей постоянного совершенствования знаний.

          Самообразование педагога — это целенаправленная и профессионально значимая познавательная деятельность, регулируемая самим педагогом        Педагогическое самообразование — это процесс творческой реализации в профессии и связано с развитием осознания, определенных внутренних качеств и черт личности педагога. Это самостоятельное овладение системой профессиональных ценностей и современных технологий. Педагог, имеющий навыки самостоятельной работы, имеет возможность перейти к научно-практической и исследовательской деятельности, тем самым сможет привлечь и внимание своих учеников к выполнению проектных и исследовательских работ.

            Под профессиональным развитием понимается рост, становление, интеграция и реализация в педагогическом труде профессионально значимых личностных качеств и способностей, профессиональных знаний и умений, активное качественное преобразование человеком своего внутреннего мира, приводящее к принципиально новому его строю и способу жизнедеятельности. Представление о себе и педагогической деятельности требует обобщения и анализа. Механизмом развития и саморазвития, в свою очередь, выступают самопознание и самоанализ деятельности. Под самопознанием понимается деятельность учителя, направленная на осознание своих потенциальных возможностей и профессиональных  проблем.    

          Самоанализ - это скрытая от непосредственного наблюдения, сторона профессиональной деятельности педагога и его жизнедеятельности вообще, это такой анализ педагогической деятельности, когда явления педагогической действительности соотносятся учителем со своими действиями.

          Чтобы учить других – учитель должен не только знать свой предмет и владеть методикой его преподавания, но и ориентироваться в различных сферах общественной жизни, быть культурным человеком в широком смысле этого слова.

          Постоянная работа педагога над совершенствованием своего развития важна в силу специфики педагогической деятельности, направленной на обучение и воспитание ученика.

           Готовясь к уроку, работая над лекцией для родителей, разрабатывая внеклассное мероприятие, учитель испытывает необходимость изучить соответствующую литературу, знакомиться с передовым опытом.         Самообразование осуществляется добровольно и сознательно. Планируется, управляется и контролируется самим человеком. Самообразование необходимо для совершенствования каких-либо качеств и навыков.           Основными принципами самообразования являются непрерывность, целенаправленность, интегрированность, единство общей и профессиональной культуры, взаимосвязь и преемственность, доступность, опережающий характер, перманентность перехода от низкой ступени к высшей.  

      Формы организации самообразования:

·        Курсовая подготовка в институтах повышения квалификации.  Главное достоинство такой формы самообразования – возможность получения квалифицированной помощи от специалиста-преподавателя, а также возможность обмена опытом между коллегами.

·         Получение второго высшего образования или второй специальности. Главное достоинство такой формы самообразования - возможность выстраивать индивидуальную траекторию образования, т. к. структура большинства программ имеет модульный характер: одни обязательны для изучения, другие предполагают индивидуальный выбор.

·        Дистанционные курсы повышения квалификации, конференции, семинары, олимпиады и конкурсы. Главные достоинства такой формы самообразования: - возможность пройти их в удобное для педагогов время; - возможность выбора темы актуальной для конкретного педагога.

·        Индивидуальная работа по самообразованию, которая включает: - научно-исследовательскую работу по определенной проблеме; - изучение научно-методической и учебной литературы; - участие в педагогических советах, методических объединениях; - посещение уроков коллег, обмен мнениями по вопросам организации занятий, содержания обучения, методов преподавания; - теоретическую разработку и практическую апробацию разных форм уроков, внеклассных мероприятий и учебных материалов.

·        Сетевые педагогические сообщества – новая форма организации самообразования учителей. Сетевое педагогическое сообщество – это интернет-ресурс,  созданный  для общения единомышленников, педагогов различных регионов. Сетевое сообщество открывает перед педагогами следующие возможности.

        Поток профессиональной информации не только растет, но и качественно обновляется, поэтому саморазвитие признается ведущей ценностью образования. Необходимость в самообразовании как особом виде деятельности профессионала, как образе жизни человека в условиях развитого информационного пространства все время возрастает. Для профессиональной деятельности педагога сегодня недостаточно просто работать в образовательном учреждении и знать свой предмет.

           Постоянное самообразование - вот тот определяющий актив жизни современного человека, который поможет не "отстать от поезда современности". Предварительно изучив инновационные методы методической работы по самообразованию, можно их структурировать и применить в работе  Самообразование – есть потребность творческого и ответствен­ного человека любой профессии, тем более для профессий с повышенной моральной и социальной ответственностью, каковой является профессия учителя.

     Общество всегда предъявляло, и будет предъявлять к преподавателям самые высокие требования. Для того  чтобы учить других нужно знать больше, чем все остальные. Преподаватель должен знать не только свой предмет,  но владеть методикой его преподавания,  иметь знания в близлежащих научных областях, различных сферах общественной жизни, ориентироваться в современной политике, экономике. Преподаватель должен учиться всему постоянно, потому что в лицах его  учеников перед ним каждый год сменяются временные этапы, углубляются и даже меняются представления об окружающем мире. Способность к самообразованию не формируется у педагога вместе с дипломом педагогического ВУЗа. Эта способность определяется психологическими и интеллектуальными показателями каждого отдельного преподавателя, но не в меньшей степени эта способность вырабатывается в процессе работы с источниками информации, анализа и самоанализа, мониторинга своей деятельности и деятельности коллег.  

    Все формы самообразования можно условно поделить на две группы: индивидуальная и групповая. В индивидуальной форме инициатором является сам преподаватель, однако руководители методических и административных структур могут инициировать и стимулировать этот процесс.

       Групповая форма в виде деятельности методического объединения, семинаров, практикумов, курсов повышения квалификации обеспечивает обратную связь между результатами индивидуального самообразования и самим преподавателем.

 Если представить деятельность преподавателя в области самообразования списком  то получится:

 - Изучать и внедрять новые педагогические технологии, формы, методы и приемы обучения,
- Посещать уроки коллег и участвовать в обмене опытом,
- Периодически проводить самоанализ своей профессиональной деятельности,
- Совершенствовать свои знания в области классической и современной психологии и педагогики,
- Систематически интересоваться событиями современной экономической, политической и культурной жизни,
- Повышать уровень своей эрудиции, правовой и общей культуры.

 Каждая деятельность бессмысленна, если в ее результате не создается некий продукт, или нет каких-либо достижений.

И в личном плане самообразования учителя обязательно должен быть список результатов, которые должны быть достигнуты за определенный срок.

- повышение качества преподавания предмета;

- разработанные или изданные методические пособия, статьи, программы, сценарии, исследования;

- разработка новых форм, методов и приемов обучения;

- подготовка докладов, выступлений, выставок, семинаров, мастер-классов и других форм представления новых знаний и опыта по своей теме самообразования; дидактических материалов, тестов, наглядностей;

- выработка методических рекомендаций по применению новой информационной технологии;

- разработка и проведение открытых уроков по собственным, новаторским технологиям;

- создание комплектов педагогических разработок;

- проведение тренингов, семинаров, конференций, мастер-классов, обобщение опыта по исследуемой проблеме;

- повышение престижа образовательного учреждения.
          Конечно, самым эффективным способом показать результаты преподавательского творчества является размещение материалов в Интернете. Сколько уникальных разработок, методик, статей, дидактического материала пылится в наших преподавательских комнатах и не имеет выхода на широкую преподавательскую общественность. Возможность поместить свой материал в Интернете, позволяет преподавателю аккумулировать свои работы в некой виртуальной преподавательской библиотеке, где его коллеги могут посмотреть работу педагога, воспользоваться ее результатами, дополнить, оставить отзыв и обсудить. В этом случае бесценный педагогический опыт становится независимым от времени и пространства.
        Чем больше информации, методов и инструментов в своей работе использует преподаватель, тем больше эффект от его работы. Но какой бы современный компьютер и самый быстрый Интернет преподавателю не обеспечить, самое главное – это желание работать над собой и способность творить, учиться, экспериментировать и делиться своими знаниями и опытом, приобретенными в процессе самообразования.



-  

 


 

Самообразование как норма повседневного труда педагога

Самообразование как норма повседневного труда педагога

Постоянная работа педагога над совершенствованием своего развития важна в силу специфики педагогической деятельности, направленной на обучение и воспитание ученика

Постоянная работа педагога над совершенствованием своего развития важна в силу специфики педагогической деятельности, направленной на обучение и воспитание ученика

Необходимость в самообразовании как особом виде деятельности профессионала, как образе жизни человека в условиях развитого информационного пространства все время возрастает

Необходимость в самообразовании как особом виде деятельности профессионала, как образе жизни человека в условиях развитого информационного пространства все время возрастает

Систематически интересоваться событиями современной экономической, политической и культурной жизни, -

Систематически интересоваться событиями современной экономической, политической и культурной жизни, -
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
09.10.2021