«Самообразование педагогов какодин из факторов повышения качества образования обучающихся»
Учитель начальных классов
Шура Наталья Викторовна
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение"Средняя общеобразовательная школа №10" Имени Героя Российской ФедерацииДмитрия Леонидовича Рычкова
г. Реж 2017
«САМООБРАЗОВАНИЕ:
целенаправленная познавательная
деятельность, управляемая
самой личностью;
приобретение систематических
знаний в какой-либо области науки,
техники, культуры, политической жизни и т.п.
В основе самообразования –
интерес занимающегося в органическом
сочетании с самостоятельным изучением
материала.»
(Педагогический словарь)
Самообразование
это высшая форма самовыражения личности, в которой адекватно участвуют все физические и духовные силы человека; это вид творческой деятельности, в процессе которой человек, саморазвиваясь и самоизменяясь, создает не только духовные, но и материальные ценности, обладающие как объективной общественной, так и субъективной значимостью.
А.Г. Мысливченко,
И.Л. Наумченко
ЦЕЛИ САМООБРАЗОВАНИЯ
Самоцельное самообразование - это определенный вид деятельности, который провоцирует и создает мотивы у человека для устойчивого интереса и освоения знаний: ПК, астрономии, психологии и др.
Попутное самообразование. Занимаясь целенаправленной деятельностью, человек узнает что-то новое, позволяющее ему использовать эти знания и умения дальше.
Целенаправленное самообразование - связано с тем, что человек сам ставит себе цель в определенной области. Эта цель определяет дальнейшие шаги, поиск средств для реализации цели, самостоятельность в постановке задач, в их решении и в анализе результатов.
Почему самообразование необходимо
Ежедневная работа с информацией. При подготовке к уроку, выступлению, родительскому собранию, классному часу, общешкольному мероприятию, олимпиаде и др. у учителя возникает необходимость поиска и анализа новой информации
Желание творчества. Учитель – профессия творческая. Творческий человек не сможет из года в год работать по одному и тому же пожелтевшему поурочному плану или сценарию, читать одни и те же доклады. Должно появиться желание большего. Работа должна быть интересной и доставлять удовольствие.
Стремительный рост современной науки. Особенно психологии и педагогики. В эпоху автомобилей негоже пользоваться телегой.
Изменения, происходящие в жизни общества. Эти изменения в первую очередь отражаются на учениках, формируют их мировоззрение, и соответственно, очень часто, формируют образ учителя как «несовременного человека»
Почему самообразование необходимо
Конкуренция. Не секрет, что многие родители, приводя ребенка в школу, просятся в класс к конкретному учителю, предметнику или классному руководителю. Если учитель на хорошем счету у администрации, методического совета, отдела образования, он имеет больше прав в выборе классов, нагрузки и др.
Общественное мнение. Учителю не безразлично, считают его «хорошим» или «плохим». Плохим учителем быть обидно.
Материальное стимулирование. Категория учителя, мнение аттестационной комиссии, премии, надбавки, а может быть даже звания и правительственные награды – все это зависит от квалификации и мастерства учителя. Без постоянного усвоения новых знаний этого не добиться.
Интерес. Учиться просто интересно. Говорят : «Врачу – исцелися сам!» Как человек, который ежедневно учит, не будет постоянно учиться ! Вправе ли он тогда преподавать?
Направления самообразования учителя:
профессиональное (предмет преподавания)
психолого-педагогическое (ориентированное на
учеников и родителей)
психологическое (имидж, общение, искусство влияния,
лидерские качества и др.)
методическое (педагогические технологии, формы,
методы и приемы обучения)
правовое
эстетическое (гуманитарное)
историческое
иностранные языки
политическое
информационно-компьютерные технологии
охрана здоровья
интересы и хобби
Источниками информации могут быть:
телевидение;
газеты, журналы;
литература (методическая, научно-популярная, публицистическая, художественная и др.);
материалы сети Интернет;
видео-, аудиоинформация на различных носителях;
семинары и конференции;
мероприятия по обмену опытом; мастер-классы; уроки коллег;
работа в творческих группах;
курсы повышения квалификации;
путешествия;
Процесс самообразования учителя:
Посещать уроки коллег и участвовать
в обмене опытом
Периодически проводить самоанализ своей
профессиональной деятельности
Совершенствовать свои знания в области
классической и современной психологии
и педагогики
Систематически интересоваться событиями
современной экономической, политической
и культурной жизни
Повышать уровень своей эрудиции, правовой
и общей культуры
Технология организации самообразования педагогов может быть представлена в виде следующих этапов
1 этап – установочный. Формулирование цели работы, личной темы, осмысление последовательности своих действий.
2 этап – обучающий. Знакомство с психолого-педагогической и методической литературой по выбранной теме.
3 этап – практический. Накопление педагогических фактов, их отбор и анализ, проверка новых методов работы, постановка экспериментов.
4 этап – теоретический. Осмысление, анализ и обобщение накопленных педагогических фактов.
5 этап – итогово – контрольный. Подведение итогов самостоятельной работы, обобщение, наблюдения, оформление результатов.
Результаты самообразования
разработка комплекта электронных уроков, объединенных предметной тематикой или методикой преподавания;
создание главы или страницы электронного учебника;
выработка методических рекомендаций по применению новой информационной технологии;
разработка и проведение открытых уроков по собственным, новаторским технологиям;
создание комплектов педагогических разработок;
разработка модели образовательного процесса;
проведение тренингов, семинаров, конференций, мастер- классов, обобщение опыта по исследуемой проблеме (теме);
Самообразование учителя
«Только личность может действовать
на развитие и определение личности,
только характером можно
образовать характер».
К.Д.Ушинский
(Русский педагог, писатель,
основоположник научной
педагогики в России)
Компоненты готовности педагога к самообразованию
Когнитивный
Базовая культура личности,
Профессиональные знания и умения их применять
Мотивационный
Осознание личной и общественной значимости непрерывного образования
Нравственно-волевой
Любознательность, критичность,
трудоспособность
Организационный
Умение выбрать источники познания и формы самообразования
Определите свой уровень
профессионального роста Равич-Щербо И. В.
(российский психолог, одна из основоположников
отечественной генетической психологии)
Нулевой уровень - слабая методическая подготовка.
1-й уровень - стабильные результаты при использовании
традиционных программ и учебников.
2-й уровень - применение новых технологий обучения.
3-й уровень - разработка новых форм учебных занятий.
4-й уровень - разработка новых методик при частичном изменении
содержания.
5-й уровень - изменение содержания курса без изменения
идеологии предмета.
6-й уровень - создание авторского курса с изменением
целевой и содержательной части.
7-й уровень - создание авторского курса, не имеющего
аналога, но востребованного социальным заказом и
образовательным учреждением.
Личный план самообразования учителя
На основании выбранной темы учитель разрабатывает личный план работы над поставленной перед собой проблемой.
В плане указываются:• название темы• цели• задачи• предполагаемый результат• этапы работы• сроки выполнения каждого этапа• действия и мероприятия, проводимые в процессе работы над темой• способ демонстрации результата проделанной работы• форма отчета по проделанной работе
АЛГОРИТМ РАБОТЫ ПЕДАГОГА НАД ИНДИВИДУАЛЬНОЙ НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКОЙ ТЕМОЙ (ПРОБЛЕМОЙ)
1.Выбор темы (проблемы) индивидуальной научно-
методической работы:
ознакомление с литературой;
ознакомление с нормативно-правовыми документами;
изучение прогрессивного педагогического опыта по
проблеме исследования.
2. Детальное ознакомление с проблемой посредством
литературных источников:
составление картотеки литературных источников;
выписки из литературных источников.
3. Уточнение темы и разработка предварительного варианта
плана индивидуальной научно-методической работы
- обоснование выбора темы;
- актуальность и новизна;
- выбор адекватных методов и средств поисковой деятельности;
- формулирование цели и задач работы;
- разработка календарного плана индивидуальной работы.
4. Выбор и разработка моделей, инновационных технологий
педагогической деятельности.
5. Внедрение инноваций в практику своей педагогической
деятельности.
6. Анализ и оценка результатов индивидуального опыта работы
над научно-методической темой (проблемой), формулирование
выводов и предложений.
7. Литературное оформление работы, отчет о полученных
результатах перед коллегами.
Программа самообразования педагога
1. Учитель должен знать:
историю возникновения технологии;
теоретическое обоснование новых результатов;
проблемы, которые могут быть решены с помощью данной технологии;
результаты, которые могут быть получены после ее применения на практике;
методы и приемы, используемые в данной технологии;
методы и приемы работы учащихся;
этапы освоения технологии учителем и учащимися.
2. Учитель должен уметь разработать:
рабочие программы;
календарно-тематическое планирование;
планы различных типов уроков, предусмотренных новой технологией, учебные модули и раздаточный материал к ним;
содержание учебных проектов;
задания для учеников к учебным проектам; контроля, тестовые
контрольные задания и др.
3. Учитель должен уметь применять на практике:
методы и приемы новой технологии;
проводить учебные занятия различных типов;
анализировать занятия и вскрывать недостатки;
обучать учащихся новым приемам учебной деятельности;
проводить самоанализ;
оценивать результативность использования новой технологии, применяя методы педагогической диагностики;
осуществлять контроль за самостоятельной работой учащихся и др.
Отчет по самообразованию
По окончании работы над темой каждый учитель должен написать
отчет с анализом, выводами и рекомендациями для других учителей.
Формами отчетных работ могут быть:
обобщение опыта;
доклад;
сбор и анализ отчетной документации;
презентации результатов работ перед педагогическим сообществом.
Пояснительная записка (схема написания):
- проблема;
- тема;
- цели и задачи;
- основные формы и методы работы;
- прогнозируемый результат.
Самообразование учителя - залог повышения уровня качества образования обучающихся.
«Воспитание, полученное человеком, закончено, достигло своей цели, когда человек настолько созрел,
что обладает силой и волей самого себя образовывать в течение дальнейшей жизни, и знает способ и
средства, как он это может осуществить в качестве индивидуума, воздействующего на мир».
Фридрих Адольф Вильгельм Дистервег
Самообразование – залог успешной работы учителя
Никогда не останавливайся! …
Лишь до тех пор являешься способным начать образование других, пока продолжаешь работать над собственным образованием и видишь в самой школе, в общении с детьми и преподавании главное образовательное средство.
Вывод
Таким образом, чем больше информации, методов и инструментов в своей работе использует учитель, тем больше эффект от его работы.
Самое главное – это желание учителя работать над собой и способность учителя творить, учиться, экспериментировать и делиться своими знаниями и опытом, приобретенными в процессе самообразования, улучшая качество образования обучающихся.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.