Самообразование школьников в процессе обучения
Оценка 4.7

Самообразование школьников в процессе обучения

Оценка 4.7
Научные работы
docx
воспитательная работа
Взрослым
15.01.2019
Самообразование школьников в процессе обучения
Также огромную роль в процессе самообразования является, психологический настрой родителей на самообразование своего ребенка. Родители – яркий пример для своего ребенка во всем. На практике я как учитель предметник, классный руководитель, столкнулась с такой ситуацией что если родители не мотивированны в самообразовании, то и детям будет это не интересно. Родители должны изначально с самого детского сада объяснить своему ребенку, что бы он сам пытался, находил нужную ему информацию.
статья.docx
Самообразование школьников в процессе обучения  «Образование – это не ответ на вопрос. Образование учит самому находить  ответы на все вопросы», – писал Билл Эллен – известный социолог, деятель  просвещения. Образование предполагает не только взаимодействие учащегося с педагогом с целью получения первым знаний, умений и навыков, но и служит средством включения ученика в процесс самообразования. Самообразование  является одной из форм перманентного обучения, т.е. постоянного обучения.  Так, в наши дни не только взрослым людям приходится приобретать новые  навыки при смене профессии, но и школьникам приходится каждый день  работать над развитием своей личности. «Я убежден, что самообразование и  есть истинное образование», – говорил писатель­фантаст, биохимик Айзек  Азимов. Проблема самообразования личности, организация и мотивация  самостоятельной деятельности школьников давно привлекали внимание  педагогов. Различные аспекты самообразования рассмотрены в трудах А. Я.  Айзенберга, И. Г. Барсукова, В. Б. Бонадревского, А. К. Громцевой, Н. Д.  Ивановой, Г. А. Казанской, И. И. Колбаско, Н. А. Лошкаревой, Н. А. Рубакина и других исследователей. Самообразование определяется как особая  целенаправленная деятельность, имеющая положительную мотивационную  активность и характеризуемая проявлением собственных волевых усилий  человека. Это высшая форма самовыражения личности, вид творческой  деятельности, в процессе которой человек саморазвивается и создает  духовные и материальные ценности, обладающие как общественной, так и  субъективной значимостью. Стремление к самообразованию складывается у  учащихся на основе различных мотивов, среди которых главную роль играет  интерес к определенной области знаний. Познавательный интерес занимает  особое место в самообразовательной деятельности. Учитель создает интерес к теме с помощью элементов занимательности, вводимых на различных этапах  урока и пользуется интересом как средством обучения. По истечении определенного времени интерес перестает быть лишь средством для учителя.  Формирование глубокого и устойчивого общего интереса, повышенной  избирательности в отдельной области знаний, активизация процесса  самообразования и самовоспитания – вот что должно являться главной целью  современного педагога. Педагог должен так организовать образовательный  процесс, чтобы ученику было самому интересно получать новые знания, а не  только следовать инструкциям учителя, выполняя классную или домашнюю  работу. Интересы зависят от возраста учащихся. Так в начальной школе на  уроках английского языка ученики с удовольствием узнают о животном мире,  изучают слова по теме «Праздники». Учащимся среднего звена интересны  более «взрослые» темы дружбы, отношений в семье, культуры и искусства  других стран. Старшеклассникам интересны темы, связанные с их будущей  профессиональной деятельностью. Таким образом, для включения школьника  в процесс самообразования педагог должен выбирать те темы и задания,  которые будут соответствовать возрастным интересам учащихся. Это  поможет ученикам выполнять задания не по требованию учителя, а по  собственному побуждению. Кроме того, учитель должен создавать  благоприятную психологическую атмосферу на уроке. Этому способствует  взаимный контроль учащихся, работа в парах, группах. Данные виды работ  формируют доверительные отношения между учащимися. При этом, когда  ученику понадобится помощь, он сможет обратиться к своему однокласснику, взаимопомощь в данном случае может перерасти в совместную  самостоятельную работу. Ученики начнут ощущать себя командой,  почувствуют плюсы работы в группе. Также педагог должен создавать между  собой и учащимися атмосферу свободного делового общения. То есть  ученики не должны бояться задавать вопросы учителю, обращаться к нему за  советом или дополнительными инструкциями. Это особенно важно в среднем  и старшем звене. Так как на этом этапе обучения существующая дисциплина в классе подавляет активность учащихся, порой школьники даже боятся задать дополнительные вопросы учителю по интересующей их теме. В связи с эти  важно развивать способность учащихся расширять свои знания посредством  взаимодействия с учителем. Анализируя уровень достижений учащихся,  учителю следует сравнивать ученика не с другими детьми, а с самим собой,  его прежними результатами, оценивать его по индивидуальному вкладу в то  или иное достижение. Таким образом, учителю необходимо помнить, что  каждый ученик имеет свои возрастные и психологические особенности,  которые необходимо учитывать при организации самообразовательной  деятельности учащихся. Дети очень чувствительны к психологическому состоянию учителя, поэтому  недопустимы вспышки ярости, недовольства, агрессии. Достичь этого, можно  только имея устойчивую, уравновешенную нервную систему. Следовательно,  людям с бурным темпераментом необходима специальная тренировка, но  многие не знают, как разрядить порыв ярости без вреда для здоровья.   Большое значение самовоспитанию придавал Л.Н. Толстой. В юности он  завел дневник, в котором фиксировал свои недостатки и намечал пути их  преодоления. Благодаря работе над собой, он сумел преодолеть лень,  тщеславие, лживость и многие другие дурные наклонности и выработал в себе  человеколюбие, наблюдательность, творческое воображение, память.     Подобных примеров, когда человек благодаря самовоспитанию и упорной  работе над собой совершенствовал и развивал у себя лучшие личностные  качества, можно привести множество.  Все это говорит об исключительно важной роли самовоспитания в развитии и  формировании личности и о необходимости его организации в условиях  школьного воспитания. Практика показывает, что учащиеся начинают заниматься самовоспитанием  только тогда, когда они уже отдают себе ясный отчет в своих действиях и  поступках, когда у них вырабатывается способность к самооценке, к  осмыслению своих положительных и отрицательных качеств и возникает  потребность в собственном совершенствовании. Обычно это происходит в  подростковый период.     Но все ли подростки и старшие школьники занимаются самовоспитанием?  К сожалению, не все. Но все, так или иначе задумываются над своим  совершенствованием, предпринимают те или иные попытки работать над  собой. Чаще всего это делают школьники, обладающие волевыми качествами,  умеющие заставить себя упорно тренироваться и преодолевать свои  недостатки или вырабатывать те качества, которых у них недостает. Нельзя не учитывать также того, что многие подростки, а в некоторых  случаях и старшие школьники пытаются использовать для самовоспитания  рискованные и даже предосудительные поступки. Например, стремясь к  выработке у себя смелости, с риском для жизни пытаются переплывать реки,  во время ссоры ввязываются в драки и т.д. Все это показывает, что школа,  учителя и классные руководители должны активно заниматься организацией  самовоспитания учащихся, помогать им в работе над собой.    Для побуждения к самовоспитанию большое значение имеет формирование  у учащихся общественных идеалов. Следует стремиться к тому, чтобы у  каждого ученика был свой любимый герой, пример которого он перенимает,  свой идеал, который он стремится достичь. Вот почему огромное  воспитательное значение имеет ознакомление учащихся с жизнью и  деятельностью выдающихся ученых, военачальников, писателей,  общественных деятелей. Только в процессе познания образцов героизма и подвигов, несгибаемой  верности Родине, народу у учащихся будут формироваться нравственные  идеалы, побуждающие их к работе над собой. Через классные часы ( беседы  об известных людях, пионерах –героях) я стремлюсь помочь каждому ученику выработать свой идеал для подражания, глубоко уяснить моральные ценности, определить благородные цели жизни, ­ значит, создать важные стимулы для  самовоспитания.   В стимулировании к самовоспитанию существенное значение имеют  притязания личности на признание своего места в коллективе. Эти притязания нужно поддерживать и развивать, чтобы каждый учащийся мог завоевать  уважение и авторитет среди своих товарищей. Вместе с тем следует в  тактичной форме обращать внимание школьников на те недочеты в их  характере и поведении, которые мешают им укреплять свое достоинство в  коллективе и которые нужно преодолевать в процессе самовоспитания.  Одному следует посоветовать изжить некоторую заносчивость в общении и  быть скромнее, другому ­ подумать над своей излишней вспыльчивостью и  резкостью, третьему ­ проявлять больше уважения к товарищам и т.д. А мы  прекрасно знаем своих учеников.    Важным фактором побуждения учащихся к самовоспитанию является  вовлечение их в работу, и особенно в проведение внеклассных мероприятий,  атмосферы соревновательности. В этих условиях многие учащиеся замечают  недочеты в своем поведении и характере и ставят перед собой задачи по их  преодолению, выработке тех или иных качеств и начинают заниматься  самовоспитанием. И если мы добьемся, что ребенок понял, что есть у него  какая­ то плохая черта, то это уже хорошо, значит мы чего­ то добились. Также огромную роль в процессе самообразования является, психологический настрой родителей на самообразование своего ребенка. Родители – яркий пример для своего ребенка во всем. На практике я как учитель предметник,  классный руководитель, столкнулась с такой ситуацией что если родители не  мотивированны в самообразовании, то и детям будет это не интересно.  Родители должны изначально с самого детского сада объяснить своему  ребенку, что бы он сам пытался, находил нужную ему информацию.  Достаточно часто встречаются дети с непониманием что именно им нужно  знать историю своей родины, такие школьные предметы как математика,  русский язык. Можно из этого сделать вывод что, родители не разговаривают  об этом с ребенком, не мотивируют, не показывают на своем примере что  знания приобретенные в школе понадобятся для дальнейшей жизни в социуме.    Действенным фактором самовоспитания являются положительные примеры, которые подаем мы сами учителя и сверстники в нравственной, общественной  и художественно­эстетической сферах. Вот почему так важно, чтобы учитель  был образцом моральной чистоты, проявлял творческие способности, мог  увлечь работой и т.д. Не меньшее значение имеют примеры лучших учащихся,  их скромность, стремление прийти на помощь товарищу, высокая активность  в школьных делах.      Психологические механизмы воздействия этих факторов на  стимулирование учащихся к самовоспитанию состоят в том, что они  возбуждают у них переживание внутренних противоречий между достигнутым и необходимым уровнем личностного развития и вызывают потребность в  работе над своим совершенствованием. И чтобы не угасла в самовоспитании  потребность, необходимо с учащимися проводить целенаправленную работу.  Самовоспитание начинается с того момента, когда человек твердо определил,  что он будет делать (цель) и каким хочет стать, чтобы достигнуть цели (идеал, образ самого себя в будущем). При этом он должен знать, каким он является в настоящий момент". Одновременно с этим нужно составить детальную программу  самовоспитания и определить то, чего конкретно необходимо достичь.  Начинать, конечно, лучше с более простых программ, например: прежде чем  сказать – подумай, не совершать необдуманных поступков; преодолеть  дурную привычку перебивать в разговоре собеседника; всегда держать свое  слово и т.д. Программы по мере приобретения опыта самовоспитания,  естественно, должны усложняться, совершенствоваться и становиться более  долговременными. Очень четко определил когда­то программу работы над  собой Л.Н. Толстой: "Важнее всего для меня в жизни исправление от трех  главных пороков: Бесхарактерности, Раздражительности и Лени". Важными  методами самовоспитания являются: а) самоубеждение, б)  самообязательство, в) самокритика, г) мысленный перенос себя в положение  другого человека (эмпатия, от греч. empatea ­ сопереживание)  самопринуждение (самоприказ), ж) самонаказание и др. Не все учащиеся  знают, что такое самовоспитание, другие занимаются им втайне от товарищей, стыдясь этого занятия, третьи вообще не слышали о работе над собой. Все это нужно иметь в виду и на убедительных примерах известных людей показывать, как важно самому человеку совершенствовать себя, бороться со своими  недостатками.  По вопросам самовоспитания я провожу этические беседы,  вопросы которой выношу на обсуждение и т.д. Тематика этих форм  воспитательной работы может охватывать самые разные аспекты данной  проблемы: "Что такое самовоспитание", "Как преодолевать свои недостатки", "Методы самовоспитания", "Как работали великие люди над собственным  совершенствованием" и др.   В целом следует сказать, что самовоспитание выступает как важное средство развития и личностного формирования учащихся только при условии, если  учителя обращают должное внимание на его организацию и в состоянии умело и грамотно его направлять. Используемые источники информации: 1. Л. В. Николенко, координатор по вопросам электронного образования  пилотной инициативы “School Goes Digital” Интернет­проекта UNDP  http://www.edunet.uz/ 2. И.В. Жакулина «Организация процесса самообразования»  http://ivzh5809.wmsite.ru/files/samoobrazovanie­7?catoffset=10 3. Т.Н. Макарова «Планирование и организация методической работы в школе» – М.: Центр «Педагогический поиск», 2002. 4. Л.В. Николенко «Самообразование учителя» –  http://pedsovet.org/forum/topic302.html 5. .Веретенникова В. С., Лучинина А. О. Самообразование школьников в  процессе обучения // Научно­методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 28. – С. 7–9. – URL: http://e­koncept.ru/2016/56454.htm.

Самообразование школьников в процессе обучения

Самообразование школьников в процессе обучения

Самообразование школьников в процессе обучения

Самообразование школьников в процессе обучения

Самообразование школьников в процессе обучения

Самообразование школьников в процессе обучения

Самообразование школьников в процессе обучения

Самообразование школьников в процессе обучения

Самообразование школьников в процессе обучения

Самообразование школьников в процессе обучения

Самообразование школьников в процессе обучения

Самообразование школьников в процессе обучения

Самообразование школьников в процессе обучения

Самообразование школьников в процессе обучения

Самообразование школьников в процессе обучения

Самообразование школьников в процессе обучения
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
15.01.2019