Также огромную роль в процессе самообразования является, психологический настрой родителей на самообразование своего ребенка. Родители – яркий пример для своего ребенка во всем. На практике я как учитель предметник, классный руководитель, столкнулась с такой ситуацией что если родители не мотивированны в самообразовании, то и детям будет это не интересно. Родители должны изначально с самого детского сада объяснить своему ребенку, что бы он сам пытался, находил нужную ему информацию.
статья.docx
Самообразование школьников в процессе обучения
«Образование – это не ответ на вопрос. Образование учит самому находить
ответы на все вопросы», – писал Билл Эллен – известный социолог, деятель
просвещения. Образование предполагает не только взаимодействие учащегося
с педагогом с целью получения первым знаний, умений и навыков, но и служит
средством включения ученика в процесс самообразования. Самообразование
является одной из форм перманентного обучения, т.е. постоянного обучения.
Так, в наши дни не только взрослым людям приходится приобретать новые
навыки при смене профессии, но и школьникам приходится каждый день
работать над развитием своей личности. «Я убежден, что самообразование и
есть истинное образование», – говорил писательфантаст, биохимик Айзек
Азимов. Проблема самообразования личности, организация и мотивация
самостоятельной деятельности школьников давно привлекали внимание
педагогов. Различные аспекты самообразования рассмотрены в трудах А. Я.
Айзенберга, И. Г. Барсукова, В. Б. Бонадревского, А. К. Громцевой, Н. Д.
Ивановой, Г. А. Казанской, И. И. Колбаско, Н. А. Лошкаревой, Н. А. Рубакина
и других исследователей. Самообразование определяется как особая
целенаправленная деятельность, имеющая положительную мотивационную
активность и характеризуемая проявлением собственных волевых усилий
человека. Это высшая форма самовыражения личности, вид творческой
деятельности, в процессе которой человек саморазвивается и создает
духовные и материальные ценности, обладающие как общественной, так и
субъективной значимостью. Стремление к самообразованию складывается у
учащихся на основе различных мотивов, среди которых главную роль играет
интерес к определенной области знаний. Познавательный интерес занимает
особое место в самообразовательной деятельности. Учитель создает интерес к
теме с помощью элементов занимательности, вводимых на различных этапах
урока и пользуется интересом как средством обучения. По истечении определенного времени интерес перестает быть лишь средством для учителя.
Формирование глубокого и устойчивого общего интереса, повышенной
избирательности в отдельной области знаний, активизация процесса
самообразования и самовоспитания – вот что должно являться главной целью
современного педагога. Педагог должен так организовать образовательный
процесс, чтобы ученику было самому интересно получать новые знания, а не
только следовать инструкциям учителя, выполняя классную или домашнюю
работу. Интересы зависят от возраста учащихся. Так в начальной школе на
уроках английского языка ученики с удовольствием узнают о животном мире,
изучают слова по теме «Праздники». Учащимся среднего звена интересны
более «взрослые» темы дружбы, отношений в семье, культуры и искусства
других стран. Старшеклассникам интересны темы, связанные с их будущей
профессиональной деятельностью. Таким образом, для включения школьника
в процесс самообразования педагог должен выбирать те темы и задания,
которые будут соответствовать возрастным интересам учащихся. Это
поможет ученикам выполнять задания не по требованию учителя, а по
собственному побуждению. Кроме того, учитель должен создавать
благоприятную психологическую атмосферу на уроке. Этому способствует
взаимный контроль учащихся, работа в парах, группах. Данные виды работ
формируют доверительные отношения между учащимися. При этом, когда
ученику понадобится помощь, он сможет обратиться к своему однокласснику,
взаимопомощь в данном случае может перерасти в совместную
самостоятельную работу. Ученики начнут ощущать себя командой,
почувствуют плюсы работы в группе. Также педагог должен создавать между
собой и учащимися атмосферу свободного делового общения. То есть
ученики не должны бояться задавать вопросы учителю, обращаться к нему за
советом или дополнительными инструкциями. Это особенно важно в среднем
и старшем звене. Так как на этом этапе обучения существующая дисциплина в
классе подавляет активность учащихся, порой школьники даже боятся задать дополнительные вопросы учителю по интересующей их теме. В связи с эти
важно развивать способность учащихся расширять свои знания посредством
взаимодействия с учителем. Анализируя уровень достижений учащихся,
учителю следует сравнивать ученика не с другими детьми, а с самим собой,
его прежними результатами, оценивать его по индивидуальному вкладу в то
или иное достижение. Таким образом, учителю необходимо помнить, что
каждый ученик имеет свои возрастные и психологические особенности,
которые необходимо учитывать при организации самообразовательной
деятельности учащихся.
Дети очень чувствительны к психологическому состоянию учителя, поэтому
недопустимы вспышки ярости, недовольства, агрессии. Достичь этого, можно
только имея устойчивую, уравновешенную нервную систему. Следовательно,
людям с бурным темпераментом необходима специальная тренировка, но
многие не знают, как разрядить порыв ярости без вреда для здоровья.
Большое значение самовоспитанию придавал Л.Н. Толстой. В юности он
завел дневник, в котором фиксировал свои недостатки и намечал пути их
преодоления. Благодаря работе над собой, он сумел преодолеть лень,
тщеславие, лживость и многие другие дурные наклонности и выработал в себе
человеколюбие, наблюдательность, творческое воображение, память.
Подобных примеров, когда человек благодаря самовоспитанию и упорной
работе над собой совершенствовал и развивал у себя лучшие личностные
качества, можно привести множество.
Все это говорит об исключительно важной роли самовоспитания в развитии и
формировании личности и о необходимости его организации в условиях
школьного воспитания. Практика показывает, что учащиеся начинают заниматься самовоспитанием
только тогда, когда они уже отдают себе ясный отчет в своих действиях и
поступках, когда у них вырабатывается способность к самооценке, к
осмыслению своих положительных и отрицательных качеств и возникает
потребность в собственном совершенствовании. Обычно это происходит в
подростковый период.
Но все ли подростки и старшие школьники занимаются самовоспитанием?
К сожалению, не все. Но все, так или иначе задумываются над своим
совершенствованием, предпринимают те или иные попытки работать над
собой. Чаще всего это делают школьники, обладающие волевыми качествами,
умеющие заставить себя упорно тренироваться и преодолевать свои
недостатки или вырабатывать те качества, которых у них недостает.
Нельзя не учитывать также того, что многие подростки, а в некоторых
случаях и старшие школьники пытаются использовать для самовоспитания
рискованные и даже предосудительные поступки. Например, стремясь к
выработке у себя смелости, с риском для жизни пытаются переплывать реки,
во время ссоры ввязываются в драки и т.д. Все это показывает, что школа,
учителя и классные руководители должны активно заниматься организацией
самовоспитания учащихся, помогать им в работе над собой.
Для побуждения к самовоспитанию большое значение имеет формирование
у учащихся общественных идеалов. Следует стремиться к тому, чтобы у
каждого ученика был свой любимый герой, пример которого он перенимает,
свой идеал, который он стремится достичь. Вот почему огромное
воспитательное значение имеет ознакомление учащихся с жизнью и
деятельностью выдающихся ученых, военачальников, писателей,
общественных деятелей. Только в процессе познания образцов героизма и подвигов, несгибаемой
верности Родине, народу у учащихся будут формироваться нравственные
идеалы, побуждающие их к работе над собой. Через классные часы ( беседы
об известных людях, пионерах –героях) я стремлюсь помочь каждому ученику
выработать свой идеал для подражания, глубоко уяснить моральные ценности,
определить благородные цели жизни, значит, создать важные стимулы для
самовоспитания.
В стимулировании к самовоспитанию существенное значение имеют
притязания личности на признание своего места в коллективе. Эти притязания
нужно поддерживать и развивать, чтобы каждый учащийся мог завоевать
уважение и авторитет среди своих товарищей. Вместе с тем следует в
тактичной форме обращать внимание школьников на те недочеты в их
характере и поведении, которые мешают им укреплять свое достоинство в
коллективе и которые нужно преодолевать в процессе самовоспитания.
Одному следует посоветовать изжить некоторую заносчивость в общении и
быть скромнее, другому подумать над своей излишней вспыльчивостью и
резкостью, третьему проявлять больше уважения к товарищам и т.д. А мы
прекрасно знаем своих учеников.
Важным фактором побуждения учащихся к самовоспитанию является
вовлечение их в работу, и особенно в проведение внеклассных мероприятий,
атмосферы соревновательности. В этих условиях многие учащиеся замечают
недочеты в своем поведении и характере и ставят перед собой задачи по их
преодолению, выработке тех или иных качеств и начинают заниматься
самовоспитанием. И если мы добьемся, что ребенок понял, что есть у него
какая то плохая черта, то это уже хорошо, значит мы чего то добились.
Также огромную роль в процессе самообразования является, психологический
настрой родителей на самообразование своего ребенка. Родители – яркий пример для своего ребенка во всем. На практике я как учитель предметник,
классный руководитель, столкнулась с такой ситуацией что если родители не
мотивированны в самообразовании, то и детям будет это не интересно.
Родители должны изначально с самого детского сада объяснить своему
ребенку, что бы он сам пытался, находил нужную ему информацию.
Достаточно часто встречаются дети с непониманием что именно им нужно
знать историю своей родины, такие школьные предметы как математика,
русский язык. Можно из этого сделать вывод что, родители не разговаривают
об этом с ребенком, не мотивируют, не показывают на своем примере что
знания приобретенные в школе понадобятся для дальнейшей жизни в социуме.
Действенным фактором самовоспитания являются положительные примеры,
которые подаем мы сами учителя и сверстники в нравственной, общественной
и художественноэстетической сферах. Вот почему так важно, чтобы учитель
был образцом моральной чистоты, проявлял творческие способности, мог
увлечь работой и т.д. Не меньшее значение имеют примеры лучших учащихся,
их скромность, стремление прийти на помощь товарищу, высокая активность
в школьных делах.
Психологические механизмы воздействия этих факторов на
стимулирование учащихся к самовоспитанию состоят в том, что они
возбуждают у них переживание внутренних противоречий между достигнутым
и необходимым уровнем личностного развития и вызывают потребность в
работе над своим совершенствованием. И чтобы не угасла в самовоспитании
потребность, необходимо с учащимися проводить целенаправленную работу.
Самовоспитание начинается с того момента, когда человек твердо определил,
что он будет делать (цель) и каким хочет стать, чтобы достигнуть цели (идеал,
образ самого себя в будущем). При этом он должен знать, каким он является в
настоящий момент". Одновременно с этим нужно составить детальную программу
самовоспитания и определить то, чего конкретно необходимо достичь.
Начинать, конечно, лучше с более простых программ, например: прежде чем
сказать – подумай, не совершать необдуманных поступков; преодолеть
дурную привычку перебивать в разговоре собеседника; всегда держать свое
слово и т.д. Программы по мере приобретения опыта самовоспитания,
естественно, должны усложняться, совершенствоваться и становиться более
долговременными. Очень четко определил когдато программу работы над
собой Л.Н. Толстой: "Важнее всего для меня в жизни исправление от трех
главных пороков: Бесхарактерности, Раздражительности и Лени". Важными
методами самовоспитания являются: а) самоубеждение, б)
самообязательство, в) самокритика, г) мысленный перенос себя в положение
другого человека (эмпатия, от греч. empatea сопереживание)
самопринуждение (самоприказ), ж) самонаказание и др. Не все учащиеся
знают, что такое самовоспитание, другие занимаются им втайне от товарищей,
стыдясь этого занятия, третьи вообще не слышали о работе над собой. Все это
нужно иметь в виду и на убедительных примерах известных людей показывать,
как важно самому человеку совершенствовать себя, бороться со своими
недостатками. По вопросам самовоспитания я провожу этические беседы,
вопросы которой выношу на обсуждение и т.д. Тематика этих форм
воспитательной работы может охватывать самые разные аспекты данной
проблемы: "Что такое самовоспитание", "Как преодолевать свои недостатки",
"Методы самовоспитания", "Как работали великие люди над собственным
совершенствованием" и др.
В целом следует сказать, что самовоспитание выступает как важное средство
развития и личностного формирования учащихся только при условии, если
учителя обращают должное внимание на его организацию и в состоянии умело
и грамотно его направлять. Используемые источники информации:
1. Л. В. Николенко, координатор по вопросам электронного образования
пилотной инициативы “School Goes Digital” Интернетпроекта UNDP
http://www.edunet.uz/
2. И.В. Жакулина «Организация процесса самообразования»
http://ivzh5809.wmsite.ru/files/samoobrazovanie7?catoffset=10
3. Т.Н. Макарова «Планирование и организация методической работы в школе» –
М.: Центр «Педагогический поиск», 2002.
4. Л.В. Николенко «Самообразование учителя» –
http://pedsovet.org/forum/topic302.html
5. .Веретенникова В. С., Лучинина А. О. Самообразование школьников в
процессе обучения // Научнометодический электронный журнал «Концепт». –
2016. – Т. 28. – С. 7–9. – URL: http://ekoncept.ru/2016/56454.htm.
Самообразование школьников в процессе обучения
Самообразование школьников в процессе обучения
Самообразование школьников в процессе обучения
Самообразование школьников в процессе обучения
Самообразование школьников в процессе обучения
Самообразование школьников в процессе обучения
Самообразование школьников в процессе обучения
Самообразование школьников в процессе обучения
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.