САМОРЕАЛИЗАЦИЯ ЛИЧНОСТИ ЧЕРЕЗ ПРОЕКТНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ.
Оценка 5
Руководства для учителя
docx
труд +1
6 кл—11 кл +1
21.01.2018
Проектная деятельность -это необходимость в современной школе, приводящая к росту личности учащихся. Метод проектов является альтернативой традиционному подходу к образованию. Суть метода проекта-стимулирование интереса к определенным проблемам современности,применению полученных знаний. Другими словами,проектная деятельность -это движение от теории к практике, соединение академических знаний с прагматическими,где цели и способы их достижений определяются самим учащимся,на основе его интересов,индивидуальных особенностей, потребностей,мотивов.
В статье представлена классификация проектов и рассматриваются этапы реализации проектов.
Самореализация личности через проектную деятельность учащихся.docx
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ
Государственное бюджетное образовательное учреждение города Москвы средняя
общеобразовательная школа № 2103"
САМОРЕАЛИЗАЦИЯ ЛИЧНОСТИ
ЧЕРЕЗ ПРОЕКТНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ.
Александров В.Е.,
учитель технологии. г. Москва
2018г.
Реформирование школьного образования и внедрения новых
педагогических технологий в практику обучения следует рассматривать как
важнейшие условия интеллектуального, творческого и нравственного
развития учащихся. В концепции модернизации российского образования в
числе важных целей указаны такие как: развитие у школьников
самостоятельности и способности к самоорганизации; готовность к
сотрудничеству, развитие способности к созидательной деятельности. Такой
поворот к новому подходу в обучении связан с изменившимися общественно
экономическими условиями в России. Современные условия развития
общества требуют переориентации обучения с усвоения готовых знаний,
умений и навыков на развитие личности ребенка, его творческих
способностей, самостоятельности мышления, чувства ответственности.
Основной акцент в системе образования делается на интеллектуальное,
нравственное и творческое развитие личности, что предполагает
необходимость формирования у детей критического мышления, развития
умения работать с информацией, самостоятельно добывать знания и
прогнозировать итоги работы.
Переход на новые методы обучения в современной школе предполагает
необходимость применения новых технологий, одной из которых является
проектная. Проектную технологию называют технологией четвертого
поколения, реализующей личностно деятельностный подход в обучении.
В чем же её преимущества? Разработка проекта позволяет решать ту
или иную проблему в ходе самостоятельных и коллективных действий
учащихся и предполагает обязательную презентацию результатов работы. Во
время работы над проектом каждый ученик имеет возможность реализовать
себя, применить имеющиеся у него знания и опыт, раскрыть свои творческие
способности и задатки, продемонстрировать свою компетентность, ощутить
успех. Проектная деятельность даёт возможность школьнику изучить
материал, выходящий за пределы учебной программы, пользуясь
информацией как из традиционных источников (книги, словари), так и сети
Интернет. При разработке проекта учащиеся выбирают партнеров в работе,
источники и способы получения информации, методы исследования и формы
представления результатов. Все это развивает чувство ответственности,
повышает мотивацию к учебе, познавательную и творческую активность.
Цель проектного обучения состоит в том, чтобы создать условия, при
которых учащиеся:
самостоятельно и охотно приобретают недостающие знания, пользуясь
разными источниками информации;
учатся пользоваться приобретенными знаниями для решения
познавательных, творческих и практических задач;
развивают коммуникативные умения, работая в группах;
развивают системное мышление;
развивают исследовательские умения (умения выявлять проблемы,
собирать информацию, наблюдать, проводить эксперимент).
Личный педагогический опыт позволяет сделать вывод о том, что при
использовании данной методики в учебном процессе решается следующие
важные дидактические задачи:
занятия не ограничиваются приобретением учащимися определённых
знаний, умений и навыков, а выходят на практические действия учащихся,
затрагивая их эмоциональную сферу, благодаря чему усиливается мотивация
учащихся;
учащиеся получают возможность осуществлять творческую работу в
рамках заданной темы, самостоятельно добывая необходимую информацию не
только из учебников, но и из других источников. При этом школьники учатся
самостоятельно мыслить, находить и решать проблемы;
в проекте успешно реализуются различные формы организации учебной
деятельности, в ходе которой осуществляется взаимодействие учащихся друг
с другом и с учителем, роль которого меняется: вместо контролёра он
становится равноправным партнёром и консультантом; в проектной работе весь процесс ориентирован на учащегося;
усиливается индивидуальная и коллективная ответственность
учащегося за конкретную работу в рамках проекта, так как каждый учащийся
должен представить всей группе результаты своей деятельности;
совместная работа в рамках проекта учит учащихся доводить дело до
конца, они должны задокументировать результаты своего труда, а именно:
написать статью для газеты, сообщение, собрать и обработать статические
данные, оформить альбом, коллаж, стенгазету и т.д.
Непременным условием проектной деятельности является наличие
заранее выработанных представлений о конечном продукте.
Продукты проектной деятельности могут быть следующие:
презентации, макет, модель, газета, выставка и т.д.
При разработке проекта необходимо наметить этапы проекта и его
реализацию, включая его осмысление и рефлексию результатов деятельности.
Основные этапы работы над проектом (Приложение 2.):
проблематизация
целеполагание
планирование,
реализация
рефлексия.
Однако внутри каждого этапа есть более мелкие, но очень важные
шаги, которые необходимо выполнять в ходе работы.
Формируя цель работы, автор проекта создает мысленный образ
желаемого результата работы – проектного продукта, который является
непременным условием работы.
В ходе планирования необходимо определить задачи, которые
предстоит решить на отдельных этапах работы и способы, которыми эти
задачи будут решаться. Определить порядок и сроки выполнения работы –
разработать график. На этапе реализации плана может возникнуть необходимость внести
определенные изменения в задачи отдельных этапов и в способы работы, а
иногда может измениться представление автора о конечном результате,
проектном продукте.
Завершается проект обычно презентацией найденного автором способа
решения исходной проблемы, созданного им проектного продукта и
самопрезентацией компетентности автора проекта.
Проектная деятельность осуществляется при обязательном
взаимодействии учителя и ученика. Но важно, чтобы ученик чувствовал, что
проект – это его работа, его создание, его изобретение, реализация его
собственных замыслов и идей.
Функция учителя при работе над проектом заключается в помощи
подбора нужной информации, координации всего процесса, поддержании
непрерывной обратной связи.
Результаты, к которым должен стремиться любой учитель, работающий
по проектной методике, – это повышение уровня активности школьников и
качества знаний, интереса между предметами различных образовательных
областей; профессиональное самоопределение учащихся.
Творческие проекты чаще всего завершаются созданием произведений
искусства различных жанров или проведением творческих мероприятий.
Практикоориентированные проекты, как правило, воплощаются в
материальных проектных продуктах.
В результате исследовательских проектов могут создаваться как
научные статьи, брошюры и т.п., так и модели или макеты, учебные фильмы и
компьютерные презентации.
Конечным продуктом информационных проектов чаще всего
становятся таблицы, схемы, графики, диаграммы, которые могут быть
опубликованы на бумажных носителях или размещены в Интернете.
Многообразие типов проектов дает возможность учителю решать самые
разные задачи обучения и воспитания подростков в интересной для них
форме. Это позволяет учащимся активно приобретать и применять знания и умения, расширять свой учебный арсенал, а затем переносить приобретенный
опыт на другие виды учебной и внеурочной работы.
Проект для ученика – средство самореализации. Потребность в
самопознании и самореализации – важнейшая в подростковом возрасте
потребность, это один из наиболее мощных стимулов их учебной, да и любой
другой деятельности.
Таким образом, проектная методика является альтернативой
традиционному подходу к образованию, основанному, главным образом, на
усвоении готовых знаний и их воспроизведении. Суть проектной методики
состоит в стимулировании интереса детей к определённым проблемам через
проектную деятельность, практическом применении полученных знаний.
Другими словами, проектная деятельность – это движение от теории к
практике, соединение академических знаний с прагматическими, где цели и
способы достижения конкретной идеи должны определяться с позиции самого
учащегося, на основе его интересов, индивидуальных особенностей,
потребностей, мотивов, способностей. Приложение1.
Приложение 2. Продукты практикоориентированных проектов.
Приложение3. ЛИТЕРАТУРА
1. Новые педагогические и информационные технологии в системе
образования: Учебное пособие/Е.С. Полат, М.Ю. Бухаркина, М.В. Моисеева,
А.Е. Петров; под ред. Е.С. Полат. – М.: Издательский центр «Академия»,
2005, 286 стр.
2. Пахомова Н.Ю. Метод учебных проектов в образовательном
учреждении: Пособие для учителей и студентов педагогических вузов. – М.:
АРКТИ, 2003 163стр.
3. Современные педагогические и информационные технологии в
системе образования: Учебное пособие/ Е.С. Полат, М.Ю. Бухаркина, М.:
Издательский центр «Академия», 2007, 65 стр.
4. Струпницкая М.А. Новые педагогические технологии. Учимся
работать над проектом. Рекомендации для учащихся, учителей и родителей. –
Ярославль: Академия развития, 2008, 91 стр.
САМОРЕАЛИЗАЦИЯ ЛИЧНОСТИ ЧЕРЕЗ ПРОЕКТНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ.
САМОРЕАЛИЗАЦИЯ ЛИЧНОСТИ ЧЕРЕЗ ПРОЕКТНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ.
САМОРЕАЛИЗАЦИЯ ЛИЧНОСТИ ЧЕРЕЗ ПРОЕКТНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ.
САМОРЕАЛИЗАЦИЯ ЛИЧНОСТИ ЧЕРЕЗ ПРОЕКТНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ.
САМОРЕАЛИЗАЦИЯ ЛИЧНОСТИ ЧЕРЕЗ ПРОЕКТНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ.
САМОРЕАЛИЗАЦИЯ ЛИЧНОСТИ ЧЕРЕЗ ПРОЕКТНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ.
САМОРЕАЛИЗАЦИЯ ЛИЧНОСТИ ЧЕРЕЗ ПРОЕКТНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ.
САМОРЕАЛИЗАЦИЯ ЛИЧНОСТИ ЧЕРЕЗ ПРОЕКТНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ.
САМОРЕАЛИЗАЦИЯ ЛИЧНОСТИ ЧЕРЕЗ ПРОЕКТНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ.
САМОРЕАЛИЗАЦИЯ ЛИЧНОСТИ ЧЕРЕЗ ПРОЕКТНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ.
САМОРЕАЛИЗАЦИЯ ЛИЧНОСТИ ЧЕРЕЗ ПРОЕКТНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.