САМОРЕАЛИЗАЦИЯ ЛИЧНОСТИ ЧЕРЕЗ ПРОЕКТНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ.

  • Руководства для учителя
  • docx
  • 21.01.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Проектная деятельность -это необходимость в современной школе, приводящая к росту личности учащихся. Метод проектов является альтернативой традиционному подходу к образованию. Суть метода проекта-стимулирование интереса к определенным проблемам современности,применению полученных знаний. Другими словами,проектная деятельность -это движение от теории к практике, соединение академических знаний с прагматическими,где цели и способы их достижений определяются самим учащимся,на основе его интересов,индивидуальных особенностей, потребностей,мотивов. В статье представлена классификация проектов и рассматриваются этапы реализации проектов.
Иконка файла материала Самореализация личности через проектную деятельность учащихся.docx
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ Государственное бюджетное образовательное учреждение города Москвы средняя общеобразовательная школа № 2103" САМОРЕАЛИЗАЦИЯ  ЛИЧНОСТИ   ЧЕРЕЗ  ПРОЕКТНУЮ   ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ  УЧАЩИХСЯ.                                                                                                                             Александров В.Е.,                                                                   учитель технологии.г. Москва 2018г. Реформирование   школьного   образования   и   внедрения   новых педагогических технологий в практику обучения следует рассматривать как важнейшие   условия   интеллектуального,   творческого   и   нравственного развития учащихся. В концепции модернизации  российского образования в числе   важных   целей   указаны   такие   как:   развитие   у   школьников самостоятельности   и   способности   к   самоорганизации;   готовность   к сотрудничеству, развитие способности к созидательной деятельности. Такой поворот к новому подходу в обучении связан с изменившимися общественно­ экономическими   условиями   в   России.   Современные   условия   развития общества   требуют   переориентации   обучения   с   усвоения   готовых   знаний, умений   и   навыков   на   развитие   личности   ребенка,   его   творческих способностей,   самостоятельности   мышления,   чувства   ответственности. Основной   акцент   в   системе   образования   делается   на   интеллектуальное, нравственное   и   творческое   развитие   личности,   что   предполагает необходимость   формирования   у   детей   критического   мышления,   развития умения   работать   с   информацией,   самостоятельно   добывать   знания   и прогнозировать итоги работы. Переход на новые методы обучения в современной школе предполагает необходимость   применения   новых   технологий,  одной   из   которых   является проектная.   Проектную   технологию   называют   технологией   четвертого поколения, реализующей личностно­ деятельностный подход в обучении. В чем же её преимущества? Разработка проекта позволяет решать ту или   иную   проблему   в   ходе   самостоятельных   и   коллективных   действий учащихся и предполагает обязательную презентацию результатов работы. Во время работы над проектом каждый ученик имеет возможность реализовать себя, применить имеющиеся у него знания и опыт, раскрыть свои творческие способности и задатки, продемонстрировать свою компетентность, ощутить успех.   Проектная   деятельность   даёт   возможность   школьнику   изучить материал,   выходящий   за   пределы   учебной   программы,   пользуясь информацией как из традиционных источников (книги, словари), так и сети Интернет.При   разработке   проекта   учащиеся   выбирают   партнеров   в   работе, источники и способы получения информации, методы исследования и формы представления   результатов.   Все   это   развивает   чувство   ответственности, повышает мотивацию к учебе, познавательную и творческую активность. Цель проектного обучения состоит в том, чтобы создать условия, при которых учащиеся: ­ самостоятельно и охотно приобретают недостающие знания, пользуясь разными источниками информации; ­   учатся   пользоваться   приобретенными   знаниями   для   решения познавательных, творческих и практических задач; ­  развивают коммуникативные умения, работая в группах; ­  развивают системное мышление; ­развивают   исследовательские   умения   (умения   выявлять   проблемы, собирать информацию, наблюдать, проводить эксперимент). Личный педагогический опыт позволяет сделать вывод о том, что при использовании   данной методики   в   учебном   процессе   решается   следующие важные дидактические задачи: ­занятия не ограничиваются приобретением учащимися определённых знаний, умений и навыков, а выходят на практические действия учащихся, затрагивая их эмоциональную сферу, благодаря чему усиливается мотивация учащихся; ­учащиеся получают возможность  осуществлять  творческую работу в рамках заданной темы, самостоятельно добывая необходимую информацию не только из учебников, но и из других источников. При этом школьники учатся самостоятельно мыслить, находить и решать проблемы; ­в проекте успешно реализуются различные формы организации учебной деятельности, в ходе которой осуществляется взаимодействие учащихся друг с   другом   и   с   учителем,   роль   которого   меняется:   вместо   контролёра   он становится равноправным партнёром и консультантом;­в проектной работе весь процесс ориентирован на учащегося; ­усиливается   индивидуальная   и   коллективная   ответственность учащегося за конкретную работу в рамках проекта, так как каждый учащийся должен представить всей группе результаты своей деятельности; ­совместная работа в рамках проекта учит учащихся доводить дело до конца, они должны задокументировать  результаты своего труда, а именно: написать статью для газеты, сообщение, собрать и обработать статические данные, оформить альбом, коллаж, стенгазету и т.д. Непременным   условием   проектной   деятельности   является   наличие заранее выработанных представлений о конечном продукте.   Продукты   проектной   деятельности   могут   быть   следующие:  презентации, макет, модель, газета, выставка и т.д.   При   разработке   проекта   необходимо   наметить   этапы   проекта   и   его реализацию, включая его осмысление и рефлексию результатов деятельности. Основные этапы работы над проектом (Приложение 2.):  проблематизация  целеполагание  планирование,  реализация  рефлексия.   Однако   внутри   каждого   этапа   есть   более   мелкие,   но   очень   важные шаги, которые необходимо выполнять в ходе работы.  Формируя  цель работы,   автор   проекта   создает   мысленный   образ желаемого   результата   работы   –   проектного   продукта,   который   является непременным условием работы.  В   ходе  планирования  необходимо   определить   задачи,   которые предстоит   решить   на   отдельных   этапах   работы   и   способы,   которыми  эти задачи будут решаться. Определить порядок и сроки выполнения работы – разработать график.На этапе  реализации плана  может возникнуть необходимость внести определенные изменения в задачи отдельных этапов и в способы работы, а иногда   может   измениться   представление   автора   о   конечном   результате, проектном продукте.  Завершается проект обычно презентацией найденного автором способа решения   исходной   проблемы,   созданного   им   проектного   продукта   и самопрезентацией компетентности автора проекта. Проектная   деятельность   осуществляется   при   обязательном взаимодействии учителя и ученика. Но  важно, чтобы ученик чувствовал, что проект   –   это   его   работа,   его   создание,   его   изобретение,   реализация   его собственных замыслов и идей. Функция   учителя   при   работе   над   проектом   заключается   в   помощи подбора   нужной   информации,   координации   всего   процесса,   поддержании непрерывной обратной связи. Результаты, к которым должен стремиться любой учитель, работающий по проектной методике, – это повышение уровня активности школьников и качества   знаний,   интереса   между   предметами   различных   образовательных областей; профессиональное самоопределение учащихся. Творческие проекты  чаще всего завершаются созданием произведений искусства различных жанров или проведением творческих мероприятий. Практико­ориентированные   проекты,   как   правило,   воплощаются   в материальных проектных продуктах.  В   результате   исследовательских   проектов   могут   создаваться   как научные статьи, брошюры и т.п., так и модели или макеты, учебные фильмы и компьютерные презентации.  Конечным   продуктом   информационных   проектов   чаще   всего становятся   таблицы,   схемы,   графики,   диаграммы,   которые   могут   быть опубликованы на бумажных носителях или размещены в Интернете. Многообразие типов проектов дает возможность учителю решать самые разные   задачи   обучения   и   воспитания   подростков   в   интересной   для   них форме. Это позволяет учащимся активно приобретать и применять знания иумения, расширять свой учебный арсенал, а затем переносить приобретенный опыт на другие виды учебной и внеурочной работы. Проект   для   ученика   –   средство   самореализации.   Потребность   в самопознании   и   самореализации   –   важнейшая   в   подростковом   возрасте потребность, это один из наиболее мощных стимулов их учебной, да и любой другой деятельности. Таким   образом,   проектная   методика   является   альтернативой традиционному подходу к образованию, основанному, главным образом, на усвоении готовых знаний и их воспроизведении. Суть проектной методики состоит в стимулировании интереса детей к определённым проблемам через проектную   деятельность,   практическом   применении   полученных   знаний. Другими   словами,   проектная   деятельность   –   это   движение   от   теории   к практике, соединение академических знаний с прагматическими, где цели и способы достижения конкретной идеи должны определяться с позиции самого учащегося,   на   основе   его   интересов,   индивидуальных   особенностей, потребностей, мотивов, способностей.Приложение1. Приложение 2.Продукты практико­ориентированных проектов.  Приложение3.ЛИТЕРАТУРА 1.   Новые   педагогические   и   информационные   технологии   в   системе образования: Учебное пособие/Е.С. Полат, М.Ю. Бухаркина, М.В. Моисеева, А.Е. Петров; под ред. Е.С. Полат. – М.: Издательский центр «Академия», 2005, 286 стр. 2.   Пахомова   Н.Ю.   Метод   учебных   проектов   в   образовательном учреждении: Пособие для учителей и студентов педагогических вузов. – М.: АРКТИ, 2003­ 163стр. 3.   Современные   педагогические   и   информационные   технологии   в системе образования: Учебное пособие/ Е.С. Полат, М.Ю. Бухаркина, ­ М.: Издательский центр «Академия», 2007, 65 стр. 4.     Струпницкая   М.А.   Новые   педагогические   технологии.   Учимся работать над проектом. Рекомендации для учащихся, учителей и родителей. – Ярославль: Академия развития, 2008, 91 стр.