Проектная деятельность -это необходимость в современной школе, приводящая к росту личности учащихся. Метод проектов является альтернативой традиционному подходу к образованию. Суть метода проекта-стимулирование интереса к определенным проблемам современности,применению полученных знаний. Другими словами,проектная деятельность -это движение от теории к практике, соединение академических знаний с прагматическими,где цели и способы их достижений определяются самим учащимся,на основе его интересов,индивидуальных особенностей, потребностей,мотивов.
В статье представлена классификация проектов и рассматриваются этапы реализации проектов.
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ
Государственное бюджетное образовательное учреждение города Москвы средняя
общеобразовательная школа № 2103"
САМОРЕАЛИЗАЦИЯ ЛИЧНОСТИ
ЧЕРЕЗ ПРОЕКТНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ.
Александров В.Е.,
учитель технологии.г. Москва
2018г.
Реформирование школьного образования и внедрения новых
педагогических технологий в практику обучения следует рассматривать как
важнейшие условия интеллектуального, творческого и нравственного
развития учащихся. В концепции модернизации российского образования в
числе важных целей указаны такие как: развитие у школьников
самостоятельности и способности к самоорганизации; готовность к
сотрудничеству, развитие способности к созидательной деятельности. Такой
поворот к новому подходу в обучении связан с изменившимися общественно
экономическими условиями в России. Современные условия развития
общества требуют переориентации обучения с усвоения готовых знаний,
умений и навыков на развитие личности ребенка, его творческих
способностей, самостоятельности мышления, чувства ответственности.
Основной акцент в системе образования делается на интеллектуальное,
нравственное и творческое развитие личности, что предполагает
необходимость формирования у детей критического мышления, развития
умения работать с информацией, самостоятельно добывать знания и
прогнозировать итоги работы.
Переход на новые методы обучения в современной школе предполагает
необходимость применения новых технологий, одной из которых является
проектная. Проектную технологию называют технологией четвертого
поколения, реализующей личностно деятельностный подход в обучении.
В чем же её преимущества? Разработка проекта позволяет решать ту
или иную проблему в ходе самостоятельных и коллективных действий
учащихся и предполагает обязательную презентацию результатов работы. Во
время работы над проектом каждый ученик имеет возможность реализовать
себя, применить имеющиеся у него знания и опыт, раскрыть свои творческие
способности и задатки, продемонстрировать свою компетентность, ощутить
успех. Проектная деятельность даёт возможность школьнику изучить
материал, выходящий за пределы учебной программы, пользуясь
информацией как из традиционных источников (книги, словари), так и сети
Интернет.При разработке проекта учащиеся выбирают партнеров в работе,
источники и способы получения информации, методы исследования и формы
представления результатов. Все это развивает чувство ответственности,
повышает мотивацию к учебе, познавательную и творческую активность.
Цель проектного обучения состоит в том, чтобы создать условия, при
которых учащиеся:
самостоятельно и охотно приобретают недостающие знания, пользуясь
разными источниками информации;
учатся пользоваться приобретенными знаниями для решения
познавательных, творческих и практических задач;
развивают коммуникативные умения, работая в группах;
развивают системное мышление;
развивают исследовательские умения (умения выявлять проблемы,
собирать информацию, наблюдать, проводить эксперимент).
Личный педагогический опыт позволяет сделать вывод о том, что при
использовании данной методики в учебном процессе решается следующие
важные дидактические задачи:
занятия не ограничиваются приобретением учащимися определённых
знаний, умений и навыков, а выходят на практические действия учащихся,
затрагивая их эмоциональную сферу, благодаря чему усиливается мотивация
учащихся;
учащиеся получают возможность осуществлять творческую работу в
рамках заданной темы, самостоятельно добывая необходимую информацию не
только из учебников, но и из других источников. При этом школьники учатся
самостоятельно мыслить, находить и решать проблемы;
в проекте успешно реализуются различные формы организации учебной
деятельности, в ходе которой осуществляется взаимодействие учащихся друг
с другом и с учителем, роль которого меняется: вместо контролёра он
становится равноправным партнёром и консультантом;в проектной работе весь процесс ориентирован на учащегося;
усиливается индивидуальная и коллективная ответственность
учащегося за конкретную работу в рамках проекта, так как каждый учащийся
должен представить всей группе результаты своей деятельности;
совместная работа в рамках проекта учит учащихся доводить дело до
конца, они должны задокументировать результаты своего труда, а именно:
написать статью для газеты, сообщение, собрать и обработать статические
данные, оформить альбом, коллаж, стенгазету и т.д.
Непременным условием проектной деятельности является наличие
заранее выработанных представлений о конечном продукте.
Продукты проектной деятельности могут быть следующие:
презентации, макет, модель, газета, выставка и т.д.
При разработке проекта необходимо наметить этапы проекта и его
реализацию, включая его осмысление и рефлексию результатов деятельности.
Основные этапы работы над проектом (Приложение 2.):
проблематизация
целеполагание
планирование,
реализация
рефлексия.
Однако внутри каждого этапа есть более мелкие, но очень важные
шаги, которые необходимо выполнять в ходе работы.
Формируя цель работы, автор проекта создает мысленный образ
желаемого результата работы – проектного продукта, который является
непременным условием работы.
В ходе планирования необходимо определить задачи, которые
предстоит решить на отдельных этапах работы и способы, которыми эти
задачи будут решаться. Определить порядок и сроки выполнения работы –
разработать график.На этапе реализации плана может возникнуть необходимость внести
определенные изменения в задачи отдельных этапов и в способы работы, а
иногда может измениться представление автора о конечном результате,
проектном продукте.
Завершается проект обычно презентацией найденного автором способа
решения исходной проблемы, созданного им проектного продукта и
самопрезентацией компетентности автора проекта.
Проектная деятельность осуществляется при обязательном
взаимодействии учителя и ученика. Но важно, чтобы ученик чувствовал, что
проект – это его работа, его создание, его изобретение, реализация его
собственных замыслов и идей.
Функция учителя при работе над проектом заключается в помощи
подбора нужной информации, координации всего процесса, поддержании
непрерывной обратной связи.
Результаты, к которым должен стремиться любой учитель, работающий
по проектной методике, – это повышение уровня активности школьников и
качества знаний, интереса между предметами различных образовательных
областей; профессиональное самоопределение учащихся.
Творческие проекты чаще всего завершаются созданием произведений
искусства различных жанров или проведением творческих мероприятий.
Практикоориентированные проекты, как правило, воплощаются в
материальных проектных продуктах.
В результате исследовательских проектов могут создаваться как
научные статьи, брошюры и т.п., так и модели или макеты, учебные фильмы и
компьютерные презентации.
Конечным продуктом информационных проектов чаще всего
становятся таблицы, схемы, графики, диаграммы, которые могут быть
опубликованы на бумажных носителях или размещены в Интернете.
Многообразие типов проектов дает возможность учителю решать самые
разные задачи обучения и воспитания подростков в интересной для них
форме. Это позволяет учащимся активно приобретать и применять знания иумения, расширять свой учебный арсенал, а затем переносить приобретенный
опыт на другие виды учебной и внеурочной работы.
Проект для ученика – средство самореализации. Потребность в
самопознании и самореализации – важнейшая в подростковом возрасте
потребность, это один из наиболее мощных стимулов их учебной, да и любой
другой деятельности.
Таким образом, проектная методика является альтернативой
традиционному подходу к образованию, основанному, главным образом, на
усвоении готовых знаний и их воспроизведении. Суть проектной методики
состоит в стимулировании интереса детей к определённым проблемам через
проектную деятельность, практическом применении полученных знаний.
Другими словами, проектная деятельность – это движение от теории к
практике, соединение академических знаний с прагматическими, где цели и
способы достижения конкретной идеи должны определяться с позиции самого
учащегося, на основе его интересов, индивидуальных особенностей,
потребностей, мотивов, способностей.Приложение1.
Приложение 2.Продукты практикоориентированных проектов.
Приложение3.ЛИТЕРАТУРА
1. Новые педагогические и информационные технологии в системе
образования: Учебное пособие/Е.С. Полат, М.Ю. Бухаркина, М.В. Моисеева,
А.Е. Петров; под ред. Е.С. Полат. – М.: Издательский центр «Академия»,
2005, 286 стр.
2. Пахомова Н.Ю. Метод учебных проектов в образовательном
учреждении: Пособие для учителей и студентов педагогических вузов. – М.:
АРКТИ, 2003 163стр.
3. Современные педагогические и информационные технологии в
системе образования: Учебное пособие/ Е.С. Полат, М.Ю. Бухаркина, М.:
Издательский центр «Академия», 2007, 65 стр.
4. Струпницкая М.А. Новые педагогические технологии. Учимся
работать над проектом. Рекомендации для учащихся, учителей и родителей. –
Ярославль: Академия развития, 2008, 91 стр.