Самостоятельная работа на уроке как ведущее средство деятельности учебного занятия
Оценка 4.8

Самостоятельная работа на уроке как ведущее средство деятельности учебного занятия

Оценка 4.8
Педсоветы
doc
классное руководство
Взрослым
26.03.2017
Самостоятельная работа на уроке как ведущее средство деятельности учебного занятия
Самостоятельная работа на уроке как ведущее средство деятельности учебного занятия.doc
Районные педагогические чтения ТЕМА Автор: Зонова Нина Николаевна учитель начальных классов высшая квалификационная категория  МКОУ СОШ с. Чудиново Орловского района Кировской области 2014 год 1 ПЛАН  I.  Актуальность                                                                                        стр.3 II.Основные идеи темы                                                                             стр.3 III. Механизм реализации                                                                         стр.4 IV.Классификация самостоятельных работ                                             стр.4 V.Творческие самостоятельные работы                                                   стр. 5 VI Контроль                                                                                               стр. 5 VII.Условия, способствующие  эффективности самостоятельной работы стр.5 VIII. Результаты                                                                                         стр.6 IX. Проблемы и перспективы                                                                   cтр.6 X. Литература                                                                                             стр.7  XI.   Приложения 2 Сделайте   глубокий   вдох, Уважаемые   коллеги,   здравствуйте!   поставьте руки на уровне груди, ладонями вверх. Представьте, что у вас   на   ладонях   лежит   теплое   солнышко.   Задержите   дыхание. Почувствуйте   на   своих   ладонях   тепло.   Сделайте   глубокий   вдох. Нарисуйте   руками   солнышко.   Пусть   оно   будет   символом   вашего хорошего настроения.   –   Поприветствуем   друг   друга   так:   хлопнем   в   ладоши,   потом прикоснемся своей правой ладошкой к ладошке своего соседа слева, улыбнемся и скажем ему: «Здравствуй, это я, …».  А теперь все вместе произносим слова:  – Добрый день, солнце!              (Поднимают руки, затем опускают) – Добрый день, небо!                  (Поднимают руки, затем опускают) – Добрый день всем нам!      (Разводят руки в стороны, затем опускают)                                                                    Учить детей сегодня трудно, И раньше было нелегко. Читать, считать, писать учили: «Даёт корова молоко». Век XXI – век открытий, Век инноваций, новизны, И  от учителя зависит, Какими дети быть должны. I. Актуальность Ответственность   учителя   начальных   классов   всегда   была исключительной,     но     в     условиях     введения     ФГОС     начального общего образования  ответственность  существенно  возрастает.  Роль учителя начальных классов по новым образовательным стандартам заключается не в том,  чтобы  передавать  знания  в  готовом  виде,  а создавать  условия,  чтобы дети  сами  добывали  знания  в  процессе познавательной,   исследовательской деятельности,   в   работе   над заданиями.     Учение   более   не   рассматривается   как   простая трансляция   знаний   от   учителя   к   учащимся,   а   выступает   как сотрудничество   ­   совместная   работа   учителя   и   учеников   в   ходе овладения знаниями и решения проблем. Роль   учителя   начальных 3 классов   заключается   в  том,  что  бы  научить ребёнка   осваивать мир  через  учебную  деятельность  – «Я  сам  осваиваю мир». Самостоятельная   работа   не   самоцель.   Она   является   средством борьбы   за   глубокие   и   прочные   знания   учащихся,   средством формирования   у   них   активности   и   самостоятельности   как   черт личности, развития  их умственных способностей. Самостоятельная работа   позволяет   создать     такую   обучающую   среду,   когда   ученик исходит не только из своих особенностей, но и поставлен в такие обстоятельства,   что   вынужден   постоянно   проявлять   активность   , действовать   в   условиях   выбора   ,   преодолевать   трудности, формировать в себе самостоятельность, которая является составной частью любого личностного качества. Роль самостоятельной работы школьников возрастает в связи с изменением  цели обучения, его направленностью  на формирование навыков,   творческой   деятельности,   а   так   же   в   связи   с компьютеризацией обучения.  Собственно   процесс самостоятельной   деятельности   представляется в виде триады: мотив – действие – результат.  II.Основные идеи темы            Увеличение роли   самостоятельной работы как средства организации и управления самостоятельной деятельностью младшего школьника   требует   от   учителя   определённых   знаний   о самостоятельной   работе   учащихся   и   способах   её   реализации   в процессе обучения.   Что такое самостоятельная работа?            Значительный вклад в развитие теории самостоятельности и творческой активности учащихся в процессе обучения внесли видные педагоги Бабанский Ю.К., психологи Выготский Л.С., Давыдов В.В., Занков   Л.В., Эльконин  Д.Б., и  др. Их  исследования  показали,  что одним   из   эффективных   средств   развития   самостоятельности   и творческой активности учащихся является самостоятельная работа. Самостоятельная   работа   учащихся  ­   это  форма   организации   их учебной   деятельности,   осуществляемая   под   прямым   или   косвенным   в   ходе   которой   учащиеся руководством   преподавателя, преимущественно   или  полностью   самостоятельно   выполняют различного вида задания с целью развития знаний, умений, навыков и личных качеств. 4 Внешней формой самостоятельной работы является задание, а внутренним содержанием – учебная задача,   выполнение которой требует   достаточно   высокого   уровня   самосознания,   доставляет ученику   удовлетворение   как   процесс   самосовершенствования   и самопознания.   Механизм реализации Организация самостоятельной работы, руководство ею — это ответственная   и   сложная   работа   каждого   учителя.   Говоря   о формировании у школьников самостоятельности, необходимо иметь в виду две тесно связанные между собой задачи.  первая  ­   развивать   у   учащихся   самостоятельность   в познавательной деятельности, научить их самостоятельно овладевать  вторая  –   научить   их   самостоятельно   применять знаниями, имеющиеся знания в учении и практической деятельности.  Другими   словами,   если   раньше   ребёнок   выступал   в   роли пассивного слушателя, то в соответствии с новыми веяниями, он должен стать исследователем, который умеет сам добывать знания, работая в группе с другими детьми или самостоятельно.  . Условия, способствующие эффективности: Практика   организации   самостоятельной   работы   позволила сформулировать условия, способствующие её эффективности:  наличие   системы   в   использовании   заданий   для   организации самостоятельной работы;  разработка   планирования   заданий   самостоятельной   работы, как по форме, так и по содержанию;  соответствия   уровня   сложности   заданий   уровню   учебных возможностей учащихся;  соблюдение оптимальной продолжительности самостоятельной работы при проектировании урока; усложнение  последовательное     содержания   задач самостоятельной учебной деятельности учащихся;  чёткое формулирование цели заданий и сочетание контроля с самоконтролем, оценки с самооценкой; разумное   сочетание   самостоятельной   работы   с   другими формами и методами обучения. Учебные ситуации с элементами игровой деятельности: 5 В   настоящее   время   существуют   различные  классификации самостоятельных работ:  1. по целям, 2. по характеру учебных задач, выполняемые обучаемыми в ходе самостоятельных работ,  3. по   характеру   учебной   деятельности   в   процессе   решения различных задач. 4. по   способу   организации  работы: (фронтальная), групповая, индивидуальная   общеклассная В зависимости от целей самостоятельные работы можно разделить на:  1) обучающие; 2) тренировочные; 3) закрепляющие; 4) повторительные;  5) развивающие;  6) творческие;  7) контрольные.  1. Обучающие самостоятельные работы.  Цель этих работ ­ не контроль, а обучение, поэтому им следует отводить достаточно времени на уроке.  2. Тренировочные самостоятельные работы.  Тренировочные самостоятельные работы в основном состоят из   однотипных   заданий,   содержащих   существенные   признаки   и свойства   данного   определения,   правила,   можно   включить выполнение заданий по разноуровневым карточкам. 3. Закрепляющие самостоятельные работы.  К  ним можно отнести самостоятельные работы, которые способствуют развитию логического   мышления   и   требуют   комбинированного   применения различных правил.  4. Повторительные (обзорные или тематические) работы.  5.Развивающие.   Это   могут   быть   задания   по   составлению докладов   на   определенные   темы,   подготовка   к   олимпиадам.   На уроках   это   могут   быть   самостоятельные   работы,   в   которые включены задания исследовательского характера.  6.  Контрольные самостоятельные работы. Как понятно из названия,   их   главной   функцией   является   функция   контроля. 6 Необходимо   выделить   условия,   которые   нужно   учитывать   при составлении заданий для самостоятельных контрольных работ. Во­ первых,   контрольные   задания   должны   быть   равноценными   по содержанию   и   объему   работы;   во­вторых,   они   должны   быть направлены   на   отработку   основных   навыков;   в­третьих, обеспечивать   достоверную   проверку   уровня   знаний;   в­четвертых, они   должны   стимулировать   учащихся,   позволять   им продемонстрировать все их навыки и умения. Для   организации   контрольно­оценочной   деятельности предназначена   тетрадь   «Проверим   себя»,   которая   разработана   в соответствии с требованиями ФГОС и может быть использована для фронтальной, групповой и индивидуальной работы, для работы в парах. 7.   Большой   интерес   вызывают   у   учащихся  творческие самостоятельные  работы,   которые   предполагают   достаточно высокий   уровень   самостоятельности.(составление   проекта)   Здесь учащиеся открывают для себя новые стороны уже имеющихся у них знаний, учатся применять эти знания в неожиданных, нестандартных ситуациях.    «Творческая   работа»  ­   важная   часть   групповой   деятельности детей,   которая   включает   в   себя:   ролевые   игры   и   упражнения, рисование   и   театрализованные   представления,   изготовление макетов, плакатов. Дети раскрывают свои творческие возможности, выражают свое «Я» через создаваемые и воспроизводимые образы. Совместная творческая деятельность способствует развитию таких качеств, как сотрудничество, терпимость, внимательность, умение высказывать   собственное   мнение   и   уважать   мнение   другого, формирует   уверенность   в   своих   силах,   воспитывает   чувство ответственности и самостоятельности при выполнении группового задания.    Виды   контроля:   самоконтроль,     Контроль Важным   аспектом   при   самостоятельной   работе   является контроль.   взаимоконтроль, контроль   со   стороны   учителя,   контроль   со   стороны   родителей. Конечный   этап   контроля   –   внутренний   самоконтроль.   Переход   к внутреннему   самоконтролю   означает,   что   правильные   учебные действия сформированы,  и необходимость во всех видах внешнего 7 контроля отпала. Движение к внутреннему самоконтролю снимает постепенно   необходимость   подготовки   средств   обратной   связи   и позволяет перейти к овладению творческими видами деятельности. Проблемы и перспективы     В   процессе   рассмотрения   данного   вопроса   выяснилось,   что   для эффективной организации самостоятельной работы школьников учитель должен   уметь   спланировать   познавательный   процесс   учащихся   и выбрать нужную форму с/р. Привлекает прежде всего благоприятными условиями   для   сотрудничества   самих   учащихся,   для   коллективного взаимодействия групповая форма организации с/р Работа в группах – это возможность общения, дефицит которого постоянно наблюдается и в школе, и в семье.  В процессе групповой работы  каждый ученик имеет возможность   проявить   самостоятельность,   выполняя   конкретные действия, и в тоже время испытывают влияние более высокого уровня самостоятельности   своего   одноклассника.   Вопрос   в   том,   как организовать групповую работу, если в классе 1­2 ученика?                      В отличии от стандартов2004 года новый ФГОС вносит существенные   изменения   в   цели,   содержание   и   организацию   учебно­ воспитательного   процесса,   которые   влекут   за   собой   необходимость перестройки всей образовательной деятельности в начальной школе и в первую   очередь   УЧИТЕЛЯ.            Много   зависит   от   желания   и характера учителя и от уровня его профессиональной подготовки. Если человек сам по себе открыт для нового и не боится перемен, начать делать первые уверенные шаги в новых условиях он сможет    быстро перестраиваться  и изменяться.  8

Самостоятельная работа на уроке как ведущее средство деятельности учебного занятия

Самостоятельная работа на уроке как ведущее средство деятельности учебного занятия

Самостоятельная работа на уроке как ведущее средство деятельности учебного занятия

Самостоятельная работа на уроке как ведущее средство деятельности учебного занятия

Самостоятельная работа на уроке как ведущее средство деятельности учебного занятия

Самостоятельная работа на уроке как ведущее средство деятельности учебного занятия

Самостоятельная работа на уроке как ведущее средство деятельности учебного занятия

Самостоятельная работа на уроке как ведущее средство деятельности учебного занятия

Самостоятельная работа на уроке как ведущее средство деятельности учебного занятия

Самостоятельная работа на уроке как ведущее средство деятельности учебного занятия

Самостоятельная работа на уроке как ведущее средство деятельности учебного занятия

Самостоятельная работа на уроке как ведущее средство деятельности учебного занятия

Самостоятельная работа на уроке как ведущее средство деятельности учебного занятия

Самостоятельная работа на уроке как ведущее средство деятельности учебного занятия

Самостоятельная работа на уроке как ведущее средство деятельности учебного занятия

Самостоятельная работа на уроке как ведущее средство деятельности учебного занятия
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
26.03.2017