Самостоятельная работа по литературному чтению 3 класс
Оценка 5
Разработки уроков
doc
русская литература
3 кл
31.03.2018
Согласно теории Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева и их последователей, процессы обучения и воспитания не сами по себе непосредственно развивают человека, а лишь тогда, когда они имеют деятельностные формы и, обладая соответствующим содержанием, в определенных возрастах способствуют формированию тех или иных типов деятельности (например, в дошкольном возрасте – игровой деятельности, а в младшем школьном возрасте – учебной). Между обучением и психическим развитием человека всегда стоит его деятельность.
Сам раб 3 класс.doc
Самостоятельные работы для 3 класса.
1. Исследование русской народной сказки.
2. История неизвестного жанра. (Анализ басни Л. Толстого)
3. Рассказ и его герои (по рассказу А.Куприна)
4. Законы поэзии (по стихотворению С.Маршака)
5. Путешествие в сказку (по японской народной сказке)
6. Тайны художественного текста (по рассказу К. Паустовского).
7. Чудеса поэзии (по стихотворению Д. Китса)
8. Кто он, наш герой? (характер героя в рассказе Л. Кассиля)
9. Научный? Художественный? (сравнение текстов)
10. Сказка или рассказ? (по сказке Д. Родари)
Работа 1.
Исследование народной сказки
Подземные царства
Cказка
Иванцаревич пустился в чужедальнюю сторону; ехалехал
и приехал к синю морю, остановился на бережку и думает:
«Куда теперь путь держать?»
Вдруг прилетели на море тридцать три птицы, ударились
оземь и стали красными девицами – все хороши, а одна лучше
всех; разделись и бросились в воду. Много ли, мало ли они
купались – Иванцаревич подкрался, взял у той девицы, что
всех краше, кушачок и спрятал за пазуху.
Искупались девицы, вышли на берег, начали одеваться –
одного кушачка нет.
Ах, Иванцаревич, говорит красавица, отдай мне кушачок!
Скажи прежде, где моя матушка?
Твоя матушка у моего отца живет – у Ворона Вороновича.
Ступай вверх по морю, попадется тебе серебряная птичка –
золотой хохолок: куда она полетит, туда и ты иди!
Иванцаревич отдал ей кушачок и пошел вверх по морю; тут
повстречал своих братьев, поздоровался с ними и взял с собой. Идут они вместе берегом, увидели серебряную птичку –
золотой хохолок и побежали за ней следом. Птичка летела,
летела и бросилась под плиту железную, в яму подземельную.
Ну, братцы, говорит Иванцаревич, благословите меня
вместо отца, вместо матери: опущусь я в эту яму и узнаю,
какова земля иноверная, не там ли наша матушка!
Братья его благословили, он обвязался веревкой, и полез в ту
яму глубокую, и спускался ни много ни мало – ровно три года;
спустился и пошел путемдорогою.
Шелшел, шелшел, увидел медное царство: во дворе сидят
тридцать три девицыптицы, вышивают полотенца хитрыми
узорами – городами с пригородами.
1. Напиши, как, потвоему, может закончиться эта сказка?
________________________________________________________
________________________________________________________
______________________________________________
2. Определи вид сказки:
А) сказка о животных;
Б) волшебная;
В) бытовая.
3. Зачем герой отправляется в волшебный мир?
А) за молодильными яблочками;
Б) за живой водой;
В) за отцом;
Г) за матушкой.
4. Какие сказочные числа встречаются в тексте.
Выпиши._____________________________________________
5. Кого в этой сказке можно назвать волшебными помощниками?
Напиши.
_______________________________________________________
________________________________________________________
_
6*. Подчеркни в тексте слова и выражения, свойственные
народной сказке. Работа 2
История неизвестного жанра
Волк видит – коза пасется на каменной горе, и нельзя ему к
Волк и коза
ней подобраться, он ей и говорит:
Пошла бы ты вниз: тут и место поровнее, и трава тебе для
корма много слаще.
А коза и говорит:
Не за тем ты, волк, меня вниз зовешь, ты не об моем, а о
своем корме хлопочешь.
Л.Толстой
1. В какой книжке можно прочитать это произведение?
А) Сказки;
Б) Рассказы о животных;
В) Басни
2. Какие качества свойственны героям? Соедини стрелками
подходящие.
хитрость
доверчивость
Волк мудрость
леность
Коза осторожность
3. Найди самые главные слова в произведении. Подчеркни их.
4. Какая пословица более всего соответствует главной мысли этого
текста?
А) Не пойман – не вор.
Б) На чужой каравай рот не разевай.
В) Где ум – там и толк.
5*. Чем сказка отличается от басни? Напиши.
__________________________________________________________
__________________________________________________________
__________________________________________________________
Работа 3
Рассказ и его герои Двенадцатилетняя Тиночка Руднева влетела,
как
разрывная бомба, в комнату, где ее старшие сестры одевались с
помощью двух служанок к сегодняшнему вечеру.
Взволнованная, запыхавшаяся, с разлетевшимися кудряшками
на лбу, вся розовая от быстрого бега, она была похожа на
хорошенького мальчишку…
Тина только в этом году была допущена к устройству елки.
На прошлое Рождество ее в это время запирали с младшей
сестрой …в детскую, уверяя, что в зале нет никакой елки…
Теперь же Тина волновалась больше всех, хлопотала и бегала за
десятерых, попадаясь ежеминутно комунибудь под ноги, и
только усиливала общую суету, царившую в доме.
А.Куприн
1. В какую книгу можно поместить этот рассказ А. Куприна:
а) Поэтическая тетрадь;
б) Рассказы и повести для детей;
в) Литературные сказки зарубежных писателей.
2. Когда происходили описанные в отрывке события?
а) в древности;
б) в наши дни;
в) сто лет тому назад.
2. Перечитай текст и найди описание главной героини, подчеркни
эти строчки волнистой линией.
3.
а) девочка плохо воспитана, не сдержана, груба;
б) робкая, впечатлительная девочка;
в) очень активная, подвижная, жизнерадостная.
4. Найди сравнение в тексте, подчеркни прямой линией.
5. Напиши, с кем или с чем ты сравнил бы героиню текста Тиночку.
__________________________________________
6*. Заполни таблицу.
Как бы ты охарактеризовал главную героиню:
Автор
В. Драгунский
Название К. Паустовский
«Прыжок»
Законы поэзии
Прочитай стихотворение тихо, вполголоса.
Работа 4
Вечерний лес еще не спит.
Луна восходит яркая.
И гдето дерево скрипит,
Как старый ворон каркая.
Все этой ночью хочет петь.
А неспособным к пению
Осталось гнуться да скрипеть,
Встречая ночь весеннюю.
С. Маршак
1. Подчеркни прямой линией слова, которые создают зрительный,
видимый образ ночи.
2. Какие звуки слышит поэт ночью в лесу? Подчеркни волнистой
линией слова, предложения, создающие звуковой образ ночи.
4. Придумай заголовок к стихотворению. Напиши.
_____________________________________________
5. Найди рифмующиеся строчки, соедини их стрелочками.
6. Найди сравнение, подчеркни двумя чертами.
7*. Какие произведения С. Маршака ты знаешь? Запиши.
__________________________________________________________
__________________________________________________________
Работа 5
Путешествие в сказку
Прочитай отрывок из народной сказки. Бамбук до самого неба.
Давнодавно это было.
Жили в одной деревне старик и старуха.
Както раз летним вечером сидят они на веранде своего дома.
Вдруг откудато донеслось: тонтонтон.
Прислушался старик. Заглянул он под веранду – и что же
видит! Росток молодого бамбука уперся в половицу и стучит:
тонтонтон.
Ах ты бедняга! Растито дальше некуда. Ну ничего, я
выпущу тебя на волю.
Прорубил старик дыру в половице. Распрямился молодой
бамбук. Согрело его солнце. Рос бамбук быстробыстро. И трех
дней не прошло, как молодой бамбук снова уперся – в потолок:
тонтонтон.
Прорубил старик дыру в потолке.
Теперь над зеленым ростком только синее небо. Все дальше
от земли уходила его верхушка. А старик со старухой
любовались, как тянется ввысь молодой бамбук, и так
радовались, словно был он их родным сыном.
Смотри, старая, как он вырос. Уж и не видать его верхушки.
Скрылась в облаках.
Он теперь, дед, поднялся выше самой высокой горы. Выше
горы Фудзи вознесся наш бамбук. Вот бы узнать, докуда он
дорос.
А вот завтра, старая, влезу я по его стволу на самую
верхушку. Тогда и узнаем.
Вот полез старик кверху по стволу бамбука. Старик на свой
дом с вышины посматривает. Вот стал его дом величиной с
дыню, вот с баклажан, вот с горошину, вот с кунжутное семечко
– и совсем исчез, словно растаял.
Наконец совсем скрылась земля из виду. Вокруг только
широкое небо.
Поглядел вверх – не узнать неба, так переменилось. Луна была величиной с круглый веер, а теперь большая
большая, как гора Фудзи.
Видно, дорос бамбук до самой луны. Обрадовался старик.
«Хорошо бы, думает, в Лунном царстве побывать. Много про
него на земле чудесного рассказывают».
Наконец добрался он до верхушки молодого ростка.
В Лунное царство серебряные ворота ведут, а у ворот три
зайца на страже стоят.
Вошел старик в ворота. За воротами сад. Растут в нем
серебряные деревья с жемчужными ветками.
А в глубине сада серебряный дворец виднеется…
Напиши, как, потвоему, может закончиться эта сказка?
1.
________________________________________________________
________________________________________________________
_________________________________________
2.
Отметь правильное:
А) это русская народная сказка;
Б) это японская народная сказка;
Подчеркни в тексте слова, которые помогли тебе найти
верный ответ.
Определи вид сказки:
3.
А) сказка о животных;
Б) волшебная;
В) бытовая.
4.
Какие черты сказки можно обнаружить в этом фрагменте:
А) сказочные числа;
Б) волшебство;
В) борьба со злыми силами;
Г) путешествие героя в волшебный мир.
5. Нарисуй иллюстрацию к сказке.
6*. Вспомни, какими способами герои волшебных сказок могут
попасть в «чужой», волшебный мир. Запиши. __________________________________________________________
__________________________________________________________
__________________________________________________________
Работа 6
Тайны художественного текста
Прочитай текст.
Дом рассохся от старости. А может быть, и оттого, что он
стоял на поляне в сосновом лесу и от сосен все лето тянуло
жаром.
Чайковскому нравился этот деревянный дом. В комнатах
слабо пахло скипидаром и белыми гвоздиками. Они в изобилии
цвели на поляне перед крыльцом…
Единственное, что раздражало композитора, это
скрипучие половицы. Чтобы пройти от двери к роялю, надо
было переступить через пять шатких половиц. Со стороны это
выглядело, должно быть, забавно, когда пожилой композитор
пробирался к роялю,
приглядываясь к половицам
прищуренными глазами.
Если удавалось пройти так, чтобы ни одна из них не
скрипнула, Чайковский садился за рояль и усмехался.
Неприятное осталось позади, а сейчас начнется удивительное и
веселое: рассохшийся дом запоет от первых же звуков рояля. На
любую клавишу отзовутся сухие стропила, двери и старушка
люстра…
Самая простая музыкальная тема разыгрывалась этим
домом как симфония.
«Прекрасная оркестровка!» думал Чайковский,
восхищаясь певучестью дерева.
С некоторых пор Чайковскому начало казаться, что дом
уже с утра ждет, когда композитор сядет за рояль. Дом скучал
без звуков.
К.Паустовский
1. Определи жанр этого текста:
А) рассказ; Б) авторская сказка;
В) научнопопулярный рассказ.
2. О каком неживом предмете говорится в тексте как о живом?
Найди и подчеркни нужные строчки одной чертой.
Напиши, как называется этот прием
____________________________________ .
3. Можно ли сказать, что автор К. Паустовский создал два образа?
Какие? Напиши ответ_____________________________________
4. Какие красочные прилагательные помогают ярко представить
описанное? Подчеркни их волнистой линией.
5*. Следующий текст о музыке. Вставь в него такие слова, чтобы он
получился еще красивее.
Скрипка пела,_________ , ______________. Зрители застыли,
ошеломленные красотой _________________ мелодии. Как только
скрипач опустил смычок,
зал взорвался ________________
аплодисментами.
Чудеса поэзии
Прочитай стихотворение тихо, вполголоса.
Работа 7
Кузнечик и сверчок
Вовеки не замрет, не прекратится
Поэзия земли. Когда в листве,
От зноя ослабев, умолкнут птицы,
Мы слышим голос в скошенной траве
Кузнечика. Спешит он насладиться
Своим участьем в летнем торжестве,
То зазвенит, то снова притаится
И помолчит минуту или две.
Поэзия земли не знает смерти.
Пришла зима. В полях метет метель,
Но вы покою мертвому не верьте.
Трещит сверчок, забившись гдето в щель. И в ласковом тепле нагретых печек
Нам кажется: в траве звенит кузнечик.
Джон Китс
1. Как лучше читать стихотворение?
А) Тихо, задумчиво;
Б) Однотонно, грустно;
В) Спокойно, ласково, любуясь тем миром, который
рисует автор;
Г) Весело, задорно, с торжеством в голосе.
2. На какие две части ты разделил бы это стихотворение?
Отметь карандашом.
3. Придумай заголовок для первой части и напиши его здесь
_________________________________.
Озаглавь и вторую часть_____________________ .
4. Какие строчки в стихотворении ты считаешь самыми
важными? Подчеркни их прямой линией.
5. Найди строки, которые ты считаешь самыми красивыми.
Подчеркни их волнистой линией.
6. Соедини карандашом рифмующиеся строчки.
7*. Произведения каких зарубежных писателей, поэтов тебе
знакомы. Запиши авторов, названия.
_____________________________________________________
_____________________________________________________
_____________________________________________________
Работа 8
Кто он, наш герой?
Прочитай текст.
Наконецто наступило лето, и Коля с огромной радостью
отправился в деревню к бабушке. Целые дни напролет проводил
он в лесу, в поле. Многое открылось Коле в это погожее лето. Он
использовал каждую минуту, чтобы понять сокровенные*
законы во всем, что его окружало. Он мог часами
всматриваться в зубчатый вырез кленового листа с тонкими
прожилками, сличал его с зазубринками на крыле бабочки.
Коля научился подмечать неожиданные сходства. Веточка
ландыша напоминала ему капельки молока, брызнувшего на
траву. А иногда крохотные фарфоровые ролики.
Будто табунок молоденьких зебр пасется! показывал он на
рощицу молодых белоногих березок.
Он срывал пшеничный колос с длинными золотыми усами,
вертел его над головой, подставлял лучам солнца. Он видел в
нем палочку горящего бенгальского огня.
Внимательный глаз Коли распознавал теперь многое, что
ускользало раньше.
сокровенные скрытые, внутренние
Дочитай текст до конца. Выполни задания.
1. В какой книге ты мог бы прочитать это произведение:
А) «Русские народные сказки»
Б) Рассказы для детей
В) Научные статьи
2. Что обозначает слово «погожий» в данном тексте?
А) таинственный, опасный;
Б) холодный, неласковый;
В) хороший, теплый
3. Что можно сказать о Коле, о его внутреннем мире:
А) он очень наблюдательный, у него богатая фантазия и
развитое воображение;
Б) он бездельник, занимается никому не нужными вещами;
В) он любит спортивные игры на свежем воздухе
4. Какие неожиданные сходства подметил главный герой? Допиши.
Веточка ландыша похожа на
__________________________________ Рощица белых
берез__________________________________________
Пшеничный
колос____________________________________________
Какие строчки текста помогли тебе ответить на этот вопрос?
Подчеркни их.
5*. Придумай свои сравнения. Хорошо, если они будут необычными,
красочными, яркими.
Море как
____________________________________________________
Новая книга как
_______________________________________________
Самолет как
__________________________________________________
Работа 9
Научный или художественный?
1. Снег, выпадающий из атмосферы, образует на
поверхности нашей планеты снежный покров, который может
сохраняться только в течение холодного времени года –
сезонный (временный) – или накапливаться в течение
нескольких лет – многолетний (постоянный) снежный покров.
Ю. Флоринская
2. Я открыл глаза. Белый и ровный свет наполнял комнату.
Я встал и подошел к окну – за стеклами все было снежно и
безмолвно. В туманном небе на головокружительной высоте
стояла одинокая луна, и вокруг нее переливался желтоватый
круг…
Через окно я увидел, как большая серая птица села на
ветку клена в саду. Ветка закачалась, с нее посыпался снег.
Птица медленно поднялась и улетела, а снег все сыпался, как
стеклянный дождь, падающий с елки. Потом снова все стихло. К.Паустовский
1. В каком из этих двух текстов чувствуется присутствие
автора, его чувства? Напиши здесь______
2. Выбери правильные ответы и обведи буквы кружком:
А) первый текст научный;
Б) первый текст литературный, художественный
В) второй текст научный;
Г) второй текст литературный, художественный.
3. В том тексте, который ты считаешь научным, подчеркни те
слова, которые могут встретиться только в научном тексте.
4. В том тексте, который ты считаешь художественным, найди
сравнение, подчеркни его.
5*.Напиши небольшой текст о природе в художественном
стиле.
_____________________________________________________
_____________________________________________________
_____________________________________________________
_____________________________________________________
_____________________________________________________
_____________________________________________________
Работа 10
Сказка или рассказ?
Прочитай текст.
Както раз мальчик по имени Тонино пошел в школу, не
выучив урока, и очень боялся, что учитель вызовет его. "Эх,
подумал он, если б я мог стать невидимкой!.."
Учитель начал урок с переклички, а когда дошел до
Тонино, тот ответил:
Я здесь.
Но никто не услышал его, и учитель, вздохнув, сказал:
Жаль, что Тонино не пришел сегодня в школу, я как раз
хотел вызвать его. Если он заболел, будем надеяться, что не
серьезно. Тут Тонино понял, что стал, как ему и хотелось,
невидимкой. От радости он вскочил на парту и оттуда бухнулся
прямо в корзину для бумаг. А затем стал бегать по классу,
дергать ребят за волосы и опрокидывать чернильницы. В
классе поднялся шум. Все стали возмущаться и даже ссориться.
Ребята обвиняли друг друга в том, чего никто из них не делал.
Ведь они и не подозревали, что это проказы Тониноневидимки.
Когда Тонино надоела наконец эта игра, он ушел из школы
и сел в троллейбус. Разумеется, он и не подумал брать билет,
потому что кондуктор все равно не видел его. Он нашел
свободное место и преспокойно уселся там. А на следующей
остановке в троллейбус вошла синьора с тяжелой сумкой,
набитой продуктами и хотела сесть как раз туда, где сидел
Тонино: она видела, что место не занято. И конечно, она села
прямо на колени Тонино. Он почувствовал, что сейчас
задохнется от тяжести. А синьора вскочила и закричала:
Что за сиденья в этом троллейбусе! Даже сесть нельзя как
следует! Смотрите, я кладу сумку, а она повисает в воздухе! На
самом деле сумка лежала на коленях у Тонино. В троллейбусе
заспорили, и почти все пассажиры энергично выразили свое
возмущение по поводу плохой работы троллейбусной службы.
Выполни задания.
1. Как, по твоему мнению, может закончиться это произведение?
Напиши коротко.
__________________________________________________________
__________________________________________________________
__________________________________________________________
2.
Выбери правильный ответ:
(cid:255) это авторская сказка;
(cid:255) это народная сказка
(cid:255) это рассказ
3. Подчеркни в тексте слова и выражения, которые помогли тебе
ответить на второй вопрос. 4.
Закончи мысль:
В сказке описываются фантастические, нереальные события, а
в рассказе _____________________.
5*. Напиши, какие авторские сказки ты знаешь.
__________________________________________________________
__________________________________________________________
__________________________________________________________
Самостоятельная работа по литературному чтению 3 класс
Самостоятельная работа по литературному чтению 3 класс
Самостоятельная работа по литературному чтению 3 класс
Самостоятельная работа по литературному чтению 3 класс
Самостоятельная работа по литературному чтению 3 класс
Самостоятельная работа по литературному чтению 3 класс
Самостоятельная работа по литературному чтению 3 класс
Самостоятельная работа по литературному чтению 3 класс
Самостоятельная работа по литературному чтению 3 класс
Самостоятельная работа по литературному чтению 3 класс
Самостоятельная работа по литературному чтению 3 класс
Самостоятельная работа по литературному чтению 3 класс
Самостоятельная работа по литературному чтению 3 класс
Самостоятельная работа по литературному чтению 3 класс
Самостоятельная работа по литературному чтению 3 класс
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.