САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА УЧАЩИХСЯ С УЧЕБНИКОМ ДЛЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР»
Оценка 4.6
Научные работы
docx
география
Взрослым
22.05.2018
Статья написана о самостоятельной работе учащихся с учебником.Методах и приёмах работы дома и на уроках окружающего мира. Так как к самостоятельной работе детей нужно приучать ещё в начальных классах.Потому что в наше время учащиеся разучились работать самостоятельно и ждут полученный результат.
статья самостоятельная работа с учебником (4).docx
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА УЧАЩИХСЯ С УЧЕБНИКОМ ДЛЯ
НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР»
Юрьева О.Н.
Научить учеников пользоваться учебником и
вообще книгой - великая, благодарная и самая
необходимая задача
Константин Дмитриевич Ушинский
За годы работы в школе нам пришлось работать с учебниками многих
авторов. Одни учебные пособия нам нравились, другие казалось, писались
профессионалами, которые имеют о школе поверхностные представления, не
знают о существовании междисциплинарных связей, так как были в учебных
пособиях нестыковки, например в окружающем мире, и литературном
чтении.
Преподаватель, рассказывая об авторе учебника, о структуре учебника,
о символах, внешнем виде, иллюстрациях, форзаце, показывает важность
учебника, его необходимость быть на каждом уроке и на каждом столе. На
первом уроке не только необходимо знакомить со структурой учебника, но и
акцентировать внимание на его достоинствах. Важным элементом методики
преподавания, является корректировка работы с учебником с учетом мнения
детей о нем.
Систематическая работа с учебником приводит к тому, что не хватает
времени для объяснения основных этапов урока. Это еще одна проблема, с
которой мы столкнулись при работе на уроках. Но в конце учебного года
учащиеся формируют четкий алгоритм самостоятельной работы с учебником,
который они уже могут перенести на работу с другими источниками
информации. И главное для учителя не просто дать детям то, что он знает
сам, а научить ребенка самостоятельно искать необходимую информацию,
используя главный помощник – учебник. Знания ученик усваивает сам, во много раз сильнее, чем те, которые дает учитель. Самообучение и
приобретение знаний всегда вызывает чувство удовлетворения и гордости.
Анализируя современные учебники, мы пришли к выводу, что учебник
перегружен информацией. И это тренд нашего перенасыщенного информацией
времени. Значит надо научиться работать с учебником так, чтобы эта
способность была полезна и при работе с любым другим печатным
источником информации.
Главная цель образования в школе не только дать студентам теоретические и
практические знания в различных областях, но и, самое главное, научить их
добывать эти знания самостоятельно. А цель самостоятельной работы с
учебником формирование у студентов потребности в самообразовании,
которое является частью непрерывного образования, обеспечивающего
каждому человеку творческое обновление, развитие и совершенствование как
личности на протяжении всей жизни. Как говорил К.Д. Ушинский говорил,
что школьники овладевают знаниями только благодаря проявлению
самостоятельности[6Са]
Часто учащиеся не хотят работать с учебником, потому что не умеют с ним
работать. Поэтому основными задачами учителя общеобразовательной школы
является формирование у детей позитивного отношения к учебнику, желания
с ним работать, а также отрабатывать методы самостоятельной работы с
материалами учебника. Немаловажен и другой аспект, о котором писал Д. И.
Писарев: "Кроме того, мы должны постоянно поддерживать живую связь с
серьезным чтением между нашей собственной мыслью и теми великими
умами, которые из года в год расширяют мировое пространство человеческих
знаний своими постоянными работами в разных направлениях." [5Пи38] Кроме
того учитель должен учитывать все методологические возможности учебных
заданий и иллюстраций учебника.
Работа с учебником является важнейшим методом обучения,
включающим следующие приемы самостоятельной работы с печатными
источниками:
чтение текста с выделением основных идей;
чтение текста и составление плана прочитанного;
давать ответ по составленному плану; учащиеся читают текст и разбивают его на составные части;
аннотированное чтение текста.
Прежде всего, необходимо освоить технику чтения и понимание смысла
прочитанного. Только пройдя первый и самый сложный этап освоения
технического чтения, ребенок становится неотделимым от книги. Успех
дальнейшего обучения учащихся во многом будет зависеть от того, насколько
сильными будут навыки осознанного, вдумчивого, целенаправленного чтения
и воспроизведения прочитанного, осознания текста и лексического анализа
его сложных мест, логического анализа текста в связи с задачами педагога и
образовательными потребностями детей, понимания идеологического смысла
статей, рассказов. В первом классе дети учатся читать по составленному
плану. В третьем классе, они уже знают, как составить план большого
рассказа или отрывка, формулируя пункты плана в виде назывных
предложений. Дальнейшая работа с учебником и книгой, подготавливает
детей к восприятию текста, ставит их умение думать о названии статьи,
развивает у детей навыки чтения с акцентом на основную цель. Не менее
важно привить учащимся навык самостоятельной работы над статьей,
тщательного контроля со стороны преподавателя за правильностью
понимания учащимися прочитанного, выяснения отношения детей к
событиям, действиям, действиям героев.
Работа над текстом зависит от его характера. При изучении бизнес
текста преподаватель фокусирует внимание учащихся на изучении его
содержания и информации, которую он сообщает.
В работе над художественным текстом учитель уделяет основное
внимание восприятию и запечатлению в сознании учащихся ярких образов и
картин, написанных автором, учит детей использовать художественные
средства при запоминании материала, оценивает качество и полноту восприятия художественного образа при проверке знаний. Такой подход к
обучению будет способствовать развитию эстетического восприятия,
творческого мышления, обогащению речи учащихся. Не менее важной
является подготовка учащихся к изучению основ теории литературы. В работе
над художественным текстом учитель учит детей проводить простейшие
теоретические и литературные наблюдения.
В начальной школе распространены две формы работы с книгой:
под руководством преподавателя, учителя на занятиях и во
внеучебной деятельности;
самостоятельно с целью закрепления, уточнения и расширения
знаний, полученных на занятиях.
Работа с учебной литературой (печатными источниками) используется
на разных этапах урока:
при изучении нового материала;
на стадии контроля.
закреплении;
Очень важным этапом в работе с чертежом и картинами учебника
является тщательное рассмотрение рисунка.[ВГЧ11]. Правильная постановка
вопросов в процессе рассмотрения чертежей имеет большое дидактическое
значение. Задача преподавателя – обратить внимание учащихся на основные
вопросы на этом рисунке. Иногда работа над обзором рисунка проходит так,
что учитель излагает содержание рисунка, включая ее в свой рассказ. Эта
работа с рисунком в процессе донесения нового материала ценна тем, что
преподаватель дал пример того, как рассказать, и показал, что рисунок
помогает понять и усвоить новый материал. Работа с картинками учебника
может сопровождаться чтением текста учебника, в котором описывается то,
что показано на рисунке. Это показывает, что изображение и текст учебника
являются одним. Учителями на практике этот вид работы с изображением
рисунка осуществляется двумя способами. В некоторых случаях содержание рисунка разбирается в вопросах, тогда преподаватель предлагает найти текст,
чтобы рисунок его прочитал. В других случаях учащиеся изучают чертеж, а
затем находят и читают текст на чертеже.
В процессе передачи новых знаний ведется работа с текстом учебника.
освоить новый материал, способствует
Это помогает учащимся
формированию у учащихся навыков работы с научной литературой.
Преподавателю необходимо ставить перед учащимися конкретные задачи,
побуждающие их усердно работать над текстом учебника. При изучении
текста учебника преподаватели используют такие приемы, как чтение статьи
по частям с последующим анализом каждой части вопросов, чтение всей
статьи с предварительным или последующим анализом и чтение статьи по
частям или всей статьи с экспериментами и анализом.
Самостоятельная работа учащихся с учебником может проводиться на
протяжении всего урока или занимать всего несколько минут на занятиях.
Можно использовать разные формы самостоятельной работы в одном занятии
на одну и ту же тему, но каждая работа должна быть тщательно продумана,
правильно организована, хорошо оснащена.
Самостоятельную работу учитель может предложить детям и во время,
отведенное на проведение проверки знаний учащихся. При всем многообразии
видов самостоятельной работы учащихся успех обусловлен определенными
дидактическими условиями:
Учащиеся обладают знаниями, позволяющими понять цель задачи, ее
содержание и последовательность выполнения;
Наличие в содержании задания нового материала, придающего
заданию исследовательское направление, вызывает познавательный интерес у
учащихся и требует самостоятельного решения;
Необходимость закрепления результатов самостоятельной работы в
записях, чертежах, схемах;
Работа с учебником должна сочетаться с другими видами
самостоятельной работы на занятиях. Изучение окружающего мира предполагает использование активных
форм и методов обучения, одним из путей активизации познавательной
деятельности является проведение различных самостоятельных работ. Они
занимают важное место в современном уроке, потому что ученик приобретает
знания только в процессе самостоятельной работы. То, что производится
собственным трудом, сильно усваивается, а не пассивно слышится.
Существуют следующие уровни самостоятельной деятельности:
Копирование действий (по образцу) подготовительная работа для
самостоятельной деятельности (работа с таблицами);
Воспроизведение информации об объектах и их свойствах;
Самостоятельная деятельностьанализ, логическое мышление (самый
сложный вариант работы).
К основным требованиям к организации самостоятельной работы
относятся следующие:
Работа должна иметь конкретную цель, учащийся должен знать, как
ее достичь
Самостоятельная работа должна соответствовать способностям
учащегося
Переход на более сложный уровень должен быть постепенным
Преподаватель руководит процессом самостоятельной работы
Работа должна предусматривать развитие ученической инициативы и
творчества
Основными видами самостоятельной работы являются:
Учебное пособие: рисунки, графика, ответы на вопросы, заметки,
план ответов, обобщение
Упражнения: тренировочные упражнения, обзор ответов
Решение задач и практическая и лабораторная работа
Верификация, самостоятельная работа (состав, диктант)
Доклады, Тезисы докладов
Индивидуальные и групповые задания при наблюдениях и
экскурсиях. Таким образом, практическое применение различных видов самостоятельной
работы способствует повышению способности к самостоятельной работе и
развитию самостоятельности учащегося.
Самостоятельная работа учащихся является важной составляющей в
обучении, интегрирующей различные виды индивидуальной и коллективной
учебной деятельности,
является необходимым условием высокой
результативности учебного процесса.
Литература:
1. Писарев Д.И.Избранные педагогические высказывания. М., 1938,с.257.
2. Самостоятельная работа на уроках географии [Электронный ресурс] //
Режим доступа: http://collegy.ucoz.ru/publ/53101918
3. В.Г.Чернова « География для школьников». – ООО «Виктория
плюс».2011. 96с.
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА УЧАЩИХСЯ С УЧЕБНИКОМ ДЛЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР»
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА УЧАЩИХСЯ С УЧЕБНИКОМ ДЛЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР»
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА УЧАЩИХСЯ С УЧЕБНИКОМ ДЛЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР»
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА УЧАЩИХСЯ С УЧЕБНИКОМ ДЛЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР»
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА УЧАЩИХСЯ С УЧЕБНИКОМ ДЛЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР»
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА УЧАЩИХСЯ С УЧЕБНИКОМ ДЛЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР»
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА УЧАЩИХСЯ С УЧЕБНИКОМ ДЛЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.