САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА УЧАЩИХСЯ С УЧЕБНИКОМ ДЛЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР»
Оценка 4.6

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА УЧАЩИХСЯ С УЧЕБНИКОМ ДЛЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР»

Оценка 4.6
Научные работы
docx
география
Взрослым
22.05.2018
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА УЧАЩИХСЯ С УЧЕБНИКОМ ДЛЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР»
Статья написана о самостоятельной работе учащихся с учебником.Методах и приёмах работы дома и на уроках окружающего мира. Так как к самостоятельной работе детей нужно приучать ещё в начальных классах.Потому что в наше время учащиеся разучились работать самостоятельно и ждут полученный результат.
статья самостоятельная работа с учебником (4).docx
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА УЧАЩИХСЯ С УЧЕБНИКОМ ДЛЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР» Юрьева О.Н. Научить учеников пользоваться учебником и вообще книгой - великая, благодарная и самая необходимая задача Константин Дмитриевич Ушинский За годы работы в школе нам пришлось работать с учебниками многих авторов. Одни учебные пособия   нам нравились, другие казалось, писались профессионалами, которые имеют  о школе поверхностные представления, не знают  о существовании междисциплинарных связей, так как были в учебных пособиях     нестыковки,   например     в     окружающем   мире,   и   литературном чтении. Преподаватель, рассказывая об авторе учебника, о структуре учебника, о   символах,   внешнем   виде,   иллюстрациях,   форзаце,   показывает   важность учебника, его необходимость быть на каждом уроке и на каждом столе.  На первом уроке не только необходимо знакомить  со структурой учебника, но и акцентировать внимание на его достоинствах. Важным элементом методики преподавания, является корректировка работы с учебником с учетом мнения детей о нем. Систематическая работа с учебником приводит к тому, что не хватает времени для объяснения основных этапов урока. Это еще одна проблема, с которой мы столкнулись при работе на уроках. Но в конце учебного года учащиеся формируют четкий алгоритм самостоятельной работы с учебником, который   они   уже   могут   перенести   на   работу   с   другими   источниками информации. И главное для учителя не просто дать детям то, что он знает сам,   а   научить   ребенка   самостоятельно   искать   необходимую   информацию, используя  главный  помощник –  учебник. Знания  ученик  усваивает  сам, во много   раз   сильнее,   чем   те,   которые   дает   учитель.   Самообучение   и приобретение знаний всегда вызывает чувство удовлетворения и гордости. Анализируя современные учебники, мы пришли к выводу, что учебник перегружен информацией. И это тренд нашего перенасыщенного информацией времени.     Значит   надо   научиться   работать   с   учебником   так,   чтобы   эта способность   была   полезна   и   при   работе   с   любым   другим   печатным источником информации. Главная цель образования в школе ­ не только дать студентам теоретические и практические знания в различных областях, но и, самое главное, научить их добывать   эти   знания   самостоятельно.   А   цель   самостоятельной   работы   с учебником   ­   формирование   у   студентов   потребности   в   самообразовании, которое   является   частью   непрерывного   образования,   обеспечивающего каждому человеку творческое обновление, развитие и совершенствование как личности на протяжении всей жизни. Как говорил   К.Д. Ушинский говорил, что   школьники   овладевают   знаниями   только   благодаря   проявлению самостоятельности[6Са] Часто учащиеся не хотят работать с учебником, потому что не умеют с ним работать. Поэтому основными задачами учителя общеобразовательной школы является формирование у детей позитивного отношения к учебнику, желания с   ним   работать,   а   также   отрабатывать   методы   самостоятельной   работы   с материалами учебника. Немаловажен и другой аспект, о котором писал Д. И. Писарев:   "Кроме того, мы должны постоянно поддерживать живую связь с серьезным   чтением   между   нашей   собственной   мыслью   и   теми   великими умами, которые из года в год расширяют мировое пространство человеческих знаний своими постоянными работами в разных направлениях." [5Пи38]  Кроме того учитель должен учитывать все методологические возможности учебных заданий и иллюстраций учебника.  Работа   с   учебником   является   важнейшим   методом   обучения, включающим   следующие   приемы   самостоятельной   работы   с   печатными источниками:  чтение текста с выделением основных идей;  чтение текста и составление плана прочитанного;   давать ответ по  составленному плану;  учащиеся читают текст и разбивают его на составные части;   аннотированное чтение текста. Прежде всего, необходимо освоить технику чтения и понимание смысла прочитанного.   Только   пройдя   первый   и   самый   сложный   этап   освоения технического   чтения,   ребенок   становится   неотделимым   от   книги.   Успех дальнейшего обучения учащихся во многом будет зависеть от того, насколько сильными будут навыки осознанного, вдумчивого, целенаправленного чтения и воспроизведения прочитанного, осознания текста и лексического анализа его сложных мест, логического анализа текста в связи с задачами педагога и образовательными потребностями детей, понимания идеологического смысла статей, рассказов. В первом классе дети учатся читать   по составленному плану.   В   третьем   классе,   они   уже   знают,   как   составить   план   большого рассказа   или   отрывка,   формулируя   пункты   плана   в   виде   назывных предложений.   Дальнейшая   работа   с   учебником   и   книгой,   подготавливает детей   к   восприятию   текста,   ставит   их   умение   думать   о   названии   статьи, развивает  у  детей  навыки  чтения  с  акцентом  на  основную  цель.  Не  менее важно   привить   учащимся   навык   самостоятельной   работы   над   статьей, тщательного   контроля   со   стороны   преподавателя   за   правильностью понимания   учащимися   прочитанного,   выяснения   отношения   детей   к событиям, действиям, действиям героев. Работа   над   текстом   зависит   от   его   характера.  При   изучении   бизнес­ текста   преподаватель   фокусирует   внимание   учащихся   на   изучении   его содержания и информации, которую он сообщает. В   работе   над   художественным   текстом   учитель   уделяет   основное внимание восприятию и запечатлению в сознании учащихся ярких образов и картин,   написанных   автором,   учит   детей   использовать   художественные средства   при   запоминании   материала,   оценивает   качество   и   полноту восприятия художественного образа при проверке знаний. Такой подход к обучению   будет   способствовать   развитию   эстетического   восприятия, творческого   мышления,   обогащению   речи   учащихся.   Не   менее   важной является подготовка учащихся к изучению основ теории литературы. В работе над   художественным   текстом   учитель   учит   детей   проводить   простейшие теоретические и литературные наблюдения. В начальной школе распространены две формы работы с книгой:  под   руководством   преподавателя,   учителя   на   занятиях   и   во внеучебной деятельности;  самостоятельно   с   целью   закрепления,   уточнения   и   расширения знаний, полученных на занятиях. Работа с учебной литературой (печатными источниками) используется на разных этапах урока:  при изучении нового материала;   на стадии контроля. закреплении; Очень   важным   этапом   в   работе   с   чертежом   и   картинами   учебника является тщательное рассмотрение рисунка.[ВГЧ11]. Правильная постановка вопросов в процессе рассмотрения чертежей имеет большое дидактическое значение. Задача преподавателя – обратить внимание учащихся на основные вопросы на этом рисунке. Иногда работа над обзором рисунка проходит так, что учитель излагает содержание рисунка, включая ее в свой рассказ. Эта работа с рисунком в процессе донесения нового материала ценна тем, что преподаватель   дал   пример   того,   как   рассказать,   и   показал,   что   рисунок помогает понять и усвоить новый материал. Работа с картинками учебника может сопровождаться чтением текста учебника, в котором описывается то, что показано на рисунке. Это показывает, что изображение и текст учебника являются одним. Учителями на практике этот вид работы с изображением рисунка осуществляется двумя способами. В некоторых случаях содержание рисунка разбирается в вопросах, тогда преподаватель предлагает найти текст, чтобы рисунок его прочитал. В других случаях учащиеся изучают чертеж, а затем находят и читают текст на чертеже.  В процессе передачи новых знаний ведется работа с текстом учебника.   освоить   новый   материал,   способствует Это   помогает   учащимся   формированию   у   учащихся   навыков   работы   с   научной   литературой. Преподавателю   необходимо   ставить   перед   учащимися   конкретные   задачи, побуждающие   их   усердно   работать   над   текстом   учебника.   При   изучении текста учебника преподаватели используют такие приемы, как чтение статьи по   частям   с   последующим   анализом   каждой   части   вопросов,   чтение   всей статьи  с предварительным  или последующим   анализом  и  чтение  статьи  по частям или всей статьи с экспериментами и анализом. Самостоятельная работа учащихся с учебником может проводиться на протяжении всего урока или занимать всего несколько минут на занятиях. Можно использовать разные формы самостоятельной работы в одном занятии на одну и ту же тему, но каждая работа должна быть тщательно продумана, правильно организована, хорошо оснащена. Самостоятельную работу учитель может предложить детям и  во время, отведенное на проведение проверки знаний учащихся. При всем многообразии видов самостоятельной работы учащихся успех обусловлен определенными дидактическими условиями:  Учащиеся обладают знаниями, позволяющими понять цель задачи, ее содержание и последовательность выполнения;  Наличие   в   содержании   задания   нового   материала,   придающего заданию исследовательское направление, вызывает познавательный интерес у учащихся и требует самостоятельного решения;  Необходимость закрепления результатов самостоятельной работы в записях, чертежах, схемах;  Работа   с   учебником   должна   сочетаться   с   другими   видами самостоятельной работы на занятиях. Изучение   окружающего   мира   предполагает   использование   активных форм   и   методов   обучения,   одним   из   путей   активизации   познавательной деятельности   является   проведение   различных   самостоятельных  работ.  Они занимают важное место в современном уроке, потому что ученик приобретает знания   только   в   процессе   самостоятельной   работы.   То,   что   производится собственным трудом, сильно усваивается, а не пассивно слышится. Существуют следующие уровни самостоятельной деятельности:  Копирование действий (по образцу) ­ подготовительная работа для самостоятельной деятельности (работа с таблицами);  Воспроизведение информации об объектах и их свойствах;  Самостоятельная деятельность­анализ, логическое мышление (самый сложный вариант работы). К   основным   требованиям   к   организации   самостоятельной   работы относятся следующие:  Работа должна иметь конкретную цель, учащийся должен знать, как ее достичь  Самостоятельная   работа   должна   соответствовать   способностям учащегося  Переход на более сложный уровень должен быть постепенным  Преподаватель руководит процессом самостоятельной работы  Работа должна предусматривать развитие ученической инициативы и творчества Основными видами самостоятельной работы являются:  Учебное   пособие:   рисунки,   графика,   ответы   на   вопросы,   заметки, план ответов, обобщение  Упражнения: тренировочные упражнения, обзор ответов  Решение задач и практическая и лабораторная работа  Верификация, самостоятельная работа (состав, диктант)  Доклады, Тезисы докладов  Индивидуальные   и   групповые   задания   при   наблюдениях   и экскурсиях. Таким образом, практическое применение различных видов самостоятельной работы способствует  повышению способности  к самостоятельной  работе  и развитию самостоятельности учащегося. Самостоятельная   работа   учащихся   является   важной   составляющей   в обучении, интегрирующей различные виды индивидуальной и коллективной учебной   деятельности,   является   необходимым   условием   высокой результативности учебного процесса. Литература: 1. Писарев Д.И.Избранные педагогические высказывания. М., 1938,с.257. 2. Самостоятельная работа на уроках географии [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://collegy.ucoz.ru/publ/53­1­0­1918 3. В.Г.Чернова   «   География   для   школьников».   –   ООО   «Виктория плюс».2011. ­96с.

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА УЧАЩИХСЯ С УЧЕБНИКОМ ДЛЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР»

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА УЧАЩИХСЯ С УЧЕБНИКОМ ДЛЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР»

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА УЧАЩИХСЯ С УЧЕБНИКОМ ДЛЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР»

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА УЧАЩИХСЯ С УЧЕБНИКОМ ДЛЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР»

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА УЧАЩИХСЯ С УЧЕБНИКОМ ДЛЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР»

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА УЧАЩИХСЯ С УЧЕБНИКОМ ДЛЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР»

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА УЧАЩИХСЯ С УЧЕБНИКОМ ДЛЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР»

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА УЧАЩИХСЯ С УЧЕБНИКОМ ДЛЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР»

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА УЧАЩИХСЯ С УЧЕБНИКОМ ДЛЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР»

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА УЧАЩИХСЯ С УЧЕБНИКОМ ДЛЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР»

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА УЧАЩИХСЯ С УЧЕБНИКОМ ДЛЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР»

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА УЧАЩИХСЯ С УЧЕБНИКОМ ДЛЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР»

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА УЧАЩИХСЯ С УЧЕБНИКОМ ДЛЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР»

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА УЧАЩИХСЯ С УЧЕБНИКОМ ДЛЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
22.05.2018