|
Автономная некоммерческая организация «Профессиональная образовательная организация медицинский колледж «Монада» г. Евпатория |
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
ПО ВНЕАУДИТОРНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ
по дисциплине
Анатомия и физиология человека
1 курс
Специальность
31.02.01 Фельдшера
Евпатория 2019
РАССМОТРЕНО Цикловой комиссией математических, естественнонаучных и общепрофессиональных дисциплин Председатель ЦК
___________ Е.С. Попиль ”_____”________________ 2019 г.
|
УТВЕРЖДАЮ
Заместитель директора по УВР
_______________ Н.Р.Шестак ”____”_________________2019 г. |
Разработчик: Хорина Н.И. - преподаватель Анатомии и физиологии человека Автономной некоммерческой организации «Профессиональная образовательная организация медицинский колледж «Монада»
ОГЛАВЛЕНИЕ
Пояснительная записка __________________________________________________4
Планирование внеаудиторной самостоятельной работы
по дисциплине «Анатомия и физиология человека» _________________________5
Методические указания по выполнению различных видов внеаудиторной самостоятельной работ___________________________________________________8
1. Учебная работа с информацией_________________________________________ 8
1.1 Изучение учебного материала __________________________________________8
1.1.1. Методические рекомендации по составлению рефератов_________________8
1.1.2. Методические рекомендации к созданию презентаций__________________ 12
1.1.3. Методические рекомендации к конспектирования учебного материала_____12
1.1.4. Дифференциальная чтения текстов ______12
1.1.5. Методические рекомендации к составлению выписок и цитат ______________ 14
1.1.6. Методические рекомендации к работе по поиску информации в Интернете_15
1.1.7. Подготовка аргументации для обсуждения какого-либо вопроса или задания.17
1.1.8. Методические рекомендации по составлению учебного плана____________18
1.1.9. Методические рекомендации по составлению тестовых заданий__________19
1.1.10. Методические рекомендации по составлению кроссвордов_____________ 20
1.1.11. Методические рекомендации по составлению хронологических таблиц___ 21
1.1.12. Методические рекомендации по составлению сравнительных таблиц _____21
1.1.13. Методические рекомендации по составление тематических схем_________21
1.1.14. Методические рекомендации по составление ситуационных задач_______ 22
2. Работа с латинской терминологией (словарная работа) _________ 24
2.1 Работа со словарями и энциклопедиями _____24
2.2 Составление определений терминологии _____24
2.3 Методика освоения терминологии _____24
3. Подготовка к семинару _____24
3.2 Подготовка к семинару, дискуссии _____24
3.2.1 Подготовка к участию в семинаре-исследовании _____25
4. Практическое задание _____25
4.1. Структура практической работы _____26
5. Список рекомендуемой литературы _____28
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Самостоятельная работа студентов проводится с целью:
- систематизации и закрепления полученных теоретических знаний и практических умений студентов;
- углубления и расширения теоретических знаний;
- формирования умений использовать нормативную, правовую, справочную документацию и специальную литературу;
- развития познавательных способностей и активности студентов; творческой инициативы, самостоятельности, ответственности и организованности;
- формирования самостоятельности мышления, способностей к саморазвитию, самосовершенствованию и самореализации;
- развития исследовательских умений и т.д.
Согласно рабочей программе по дисциплине «Анатомия и физиология человека» на самостоятельную внеаудиторную работу отводится 90 часов.
Формы и сроки выполнения самостоятельной работы определяет преподаватель при выдаче заданий. Проверка осуществляется либо в виде оценки письменных работ, либо в виде устного представления задания на занятиях, выступления на семинарах и т.д. Критерии оценки представлены в данной разработке по каждой форме задания.
ПЛАНИРОВАНИЕ ВНЕАУДИТОРНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ
РАБОТЫ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «Анатомия и физиология человека»
Разделы |
Наименование разделов |
Часы |
Виды и содержание работы |
Форма контроля |
1. |
Организм человека биологически целостная, саморегулирующаяся система |
8 |
1.Написание реферативного сообщения «Выдающиеся ученые физиологи и анатомы». 2. Подготовка докладов-презентаций по темам: - «История физиологии как науки»; - «Ученые физиологи»; - «Ученые анатомы»; - «Современные методы изучения анатомии человека»; - «Современные методы изучения физиологии человека»; 3. Заполнение рабочей тетради для самоподготовки. Зарисовка строения изучаемых анатомических структур: строение клетки и виды различных тканей. 4.Составления таблицы по функциональному различию тканей в организме человека. |
1.Проверка реферата 2.Терминологический диктант 3.Проверка конспекта |
2. |
Внутренняя среда организма. |
6 |
1.Зарисовка в рабочей тетради форменных элементов крови с обоснованием морфологических и функциональных особенностей строения клеток. 2.Написание реферата по теме: «Причины резус-конфликта и АВО-конфликта», «Современные методы определения групповой принадлежности крови» 3. Заполнение рабочей тетради для самоподготовки |
1.Проверка конспекта 2. Проверка реферата |
3. |
Морфо-функциональная характеристика опорно-двигательного аппарата. |
14 |
1.Заполнение таблицы «Виды соединения костей» 2.Написание реферативного сообщения «Профилактика сколиозов» 3.Заполнение таблицы «Половые отличия таза» 4.Составления таблицы «Размеры женского таза» 5.Подготовка реферативного сообщения по теме: «Физиология мышечной системы» 6. Заполнение таблицы «Группы мышц» 7. Зарисовка схем топографических образований шей, груди, живота по анатомическому атласу. |
1.Терминологический диктант 2. Проверка реферата 3.Проверка конспекта
|
4. |
Морфо-функциональная характеристика сердечно- сосудистой системы |
14 |
1.Зарисовать и обосновать в рабочей тетради схемы кругов кровообращения и проводящей системы сердца 2.Написание реферата «Влияние гиподинамии на состояние сердечно-сосудистой системы», «Влияние питания на состояние сердечно-сосудистой системы» 3. Понятие о пальпации, перкуссии и аускультации сердца. 4.Создание графологической схемы артериальной системы. 5.Написание реферата по темам: «Виды кровотечений и способы их остановки», «Первая помощь при кровотечениях». 6. Написание реферата «Кровообращение плода» |
1. Проверка реферата 2.Проверка конспекта 3.Контрольная проверочная работа |
5. |
Анатомо-физиологические основы регуляции функций организма. |
22 |
1.Написание рефератов по теме «Функции коры больших полушарий», «Функции базальных ядер» 2.Зарисовка в рабочей тетради сегмента спинного мозга, поперечных разрезов продолговатого, заднего и среднего мозга и обоснование функционального значения ядер и проводящих путей. 3.Построение схемы образования спинномозгового нерва и обоснование зон иннервации его ветвями. 4.Составление схемы хода черепных нервов 5.Зарисовка частей вегетативной нервной системы. 6.Составление словаря анатомических терминов. 7.Создание мультимедийных презентаций по теме: «Железы внутренней секреции» 8.Написание рефератов по темам: «Интероцептивный анализатор, его роль в поддержании внутренней среды организма.», «Теории, объясняющие восприятие цвета», «Теории, объясняющие восприятие звука» 9.Написание реферата «Компенсаторные возможности организма человека при температурном дискомфорте» |
1.Контрольная работа 2.Проверка реферата 3.Словарный диктант 4. Зачет 5.Участие в обсуждении презентаций 6.Проверка конспекта
|
6. |
Морфофункциональная характеристика системы органов дыхания |
2 |
1.Зарисовка схем строения бронхиального дерева и ацинуса с проведением анализа функционального значения. |
1.Письменный/устный опрос 2. Проверка конспекта
|
7. |
Морфофункциональная характеристика Системы органов пищеварения. |
16 |
1. Написание рефератов на тему: «Морфофункциональная характеристика органов пищеварительного тракта.» 2.Создание мультимедийных презентаций на тему «Морфология органов пищеварения» 3.Составление таблице по процессу пищеварения в кишечнике, составу желчи, панкреатического сока, кишечного сока. 4.Составление дифференциальной таблицы «Состав, свойства и механизм регуляции пищеварительных соков.» 5. Значение нормальной микрофлоры. Понятие о дисбактериозе Синтез витаминов группы В, витамина К. Формирование каловых масс. Состав каловых масс. Моторная функция толстой кишки как фактор формирования каловых масс. Акт дефекации. 6.Регуляция пищеварения. Работы И.П. Павлова по изучению физиологии пищеварения 7.Написание рефератов по теме «Морфофункциональная характеристика печени и поджелудочной железы» 8.Составление словаря медицинских терминов. 9.Составление меню студента на сутки. 10.Написание реферативных сообщений по теме «Рациональное питание», «Диетическое питание», «Азотистый баланс», «Конечные продукты обмена веществ.» |
1.Контрольная работа 2.Проверка реферата 3.Словарный диктант 4. Зачет 5.Участие в обсуждении презентаций 6.Проверка конспекта 7.Участие в дискуссии |
8. |
Анатомия и физиология мочевыделительной системы. |
2 |
1.Написание реферативных сообщений по темам «Этапы процесса выделения», «Взаимосвязь выделительных структур организма», «Критерии оценки процесса выделения» 2.Физиология выделения – механизм образования и выделения мочи, его регуляция. Схематически зарисовать в практических тетрадях. |
1. Проверка реферата 2. Проверка конспекта |
9. |
Анатомия и физиология репродуктивной системы. |
6 |
1.Построение схемы «Овогенез» 2.Построение схемы развития сперматозоида 3. Возрастные особенности мужской половой системы. 4.Физиология оплодотворения. |
1.Контрольная работа 2. Проверка реферата 3. Проверка конспекта |
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ
РАЗЛИЧНЫХ ВИДОВ ВНЕАУДИТОРНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
1. УЧЕБНАЯ РАБОТА С ИНФОРМАЦИЕЙ
Существует огромное множество заданий, которые помогают вам осмысленно изучать тексты учебников и других источников информации. Ниже будут представлены только основные задания, которые будут использоваться при изучении курса анатомии и физиологии человека в колледже.
последовательность применения поисковых инструментов. На этом этап планирования завершается.
1.1 ИЗУЧЕНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА
Изучение текстов учебника подразумевает работу с текстом при его чтении. Такая работа может быть очень разной по содержанию.
При выполнении задания «Изучить материал параграфа» обязательно в тетради делаются записи основных новых терминов, схем, алгоритмов действия и т.п., которые встречаются в тексте.
1.1.1 Методические рекомендации по выполнению рефератов.
Целью данного вида работы является:
Раскрытие исследовательского потенциала студента, способность к творческому поиску, сотрудничеству, самораскрытию и проявлению возможностей.
Общие рекомендации.
1. Отобрать по теме необходимый материал.
2. Использовать только тот материал, который отражает сущность темы.
3. Во введении к реферату необходимо обосновать выбор темы.
4. После цитаты необходимо делать ссылку на автора, например, [№ по списку, стр.].
5. Изложение должно быть последовательным. Недопустимы нечеткие формулировки, речевые и орфографические ошибки.
6. В подготовке реферата необходимо использовать материалы современных изданий не старше 5 лет.
7. Оформление реферата (в том числе титульный лист, литература) должно быть грамотным.
8. Список литературы оформляется с указанием автора, названия источника, места издания, года издания, названия издательства, использованных страниц.
Этапы работы над рефератом:
1.Формулирование темы. Тема должна быть не только актуальной по своему значению, но оригинальной, интересной по содержанию.
2.Подбор и изучение основных источников по теме (как правило, не менее 8-10).
3.Составление библиографии.
4.Обработка и систематизация информации.
5.Разработка плана реферата.
6.Написание реферата.
7.Публичное выступление на занятии.
Введение имеет цель ознакомить с сущностью излагаемого вопроса, с современным состоянием проблемы. Здесь должна быть четко сформулирована цель и задачи работы. Объём введения – не более 1 страницы. Умение кратко и по существу излагать свои мысли – это одно из достоинств автора. Иллюстрации в раздел «Введение» не помещаются.
Основная часть. Следующий после «Введения» раздел должен иметь заглавие, выражающее основное содержание реферата, его суть. Главы основной части реферата должны соответствовать плану реферата (простому или развернутому) и указанным в плане страницам реферата. В этом разделе должен быть подробно представлен материал, полученный в ходе изучения различных источников информации (литературы). Все сокращения в тексте должны быть расшифрованы. Ссылки на авторов цитируемой литературы должны соответствовать номерам, под которыми они идут по списку литературы. Объем самого реферата – не менее 15 листов. Нумерация страниц реферата и приложений производится в правом верхнем углу арабскими цифрами без знака «№». Титульный лист считается первым, но не нумеруется. Страница с планом, таким образом, имеет номер «2».
Заключение. Формулировка его требует краткости и лаконичности. В этом разделе должна содержаться информация о том, насколько удалось достичь поставленной цели, значимость выполненной работы, предложения по практическому использованию результатов, возможное дальнейшее продолжение работы.
Список литературы. Имеются в виду те источники информации, которые имеют прямое отношение к работе и использованы в ней. При этом в самом тексте работы должны быть обозначены номера источников информации, под которыми они находятся в списке литературы, и на которые ссылается автор. Эти номера в тексте работы заключаются в квадратные скобки, рядом через запятую указываются страницы, которые использовались как источник информации, например, [1, с.18]. В списке литературы эти квадратные скобки не ставятся. Оформляется список использованной литературы со всеми выходными данными. Он оформляется по алфавиту и имеет сквозную нумерацию арабскими цифрами.
Приложения (карты, схемы, графики, диаграммы, рисунки, фото и т.д.)
Оформление реферата
- Изложение текста и оформление реферата выполняют в соответствии с требованиями ГОСТ 7.32 – 2001, ГОСТ 2.105 – 95 и ГОСТ 6.38 – 90. Страницы текстовой части и включенные в нее иллюстрации и таблицы должны соответствовать формату А4 по ГОСТ 9327-60.
- Реферат должен быть выполнен любым печатным способом на пишущей машинке или с использованием компьютера и принтера на одной стороне бумаги формата А4 через полтора интервала. Цвет шрифта должен быть черным, высота букв, цифр и других знаков не менее 1.8 (шрифт Times New Roman, 14 пт.).
- Текст следует печатать, соблюдая следующие размеры полей: верхнее и нижнее — 20 мм, левое — 30 мм, правое — 10 мм. Абзацный отступ должен быть одинаковым по всему тексту и составлять 1,25 см.
- Выравнивание текста по ширине.
- Разрешается использовать компьютерные возможности акцентирования внимания на определенных терминах, формулах, применяя выделение жирным шрифтом, курсив, подчеркивание.
- Перенос слов недопустим!
- Точку в конце заголовка не ставят. Если заголовок состоит из двух предложений, их разделяют точкой.
- Подчеркивать заголовки не допускается.
- Расстояние между заголовками раздела, подраздела и последующим текстом так же, как и расстояние между заголовками и предыдущим текстом, должно быть равно 15мм (2 пробела).
- Название каждой главы и параграфа в тексте работы можно писать более крупным шрифтом, жирным шрифтом, чем весь остальной текст. Каждая глава начинается с новой страницы, параграфы (подразделы) располагаются друг за другом.
- В тексте реферат рекомендуется чаще применять красную строку, выделяя законченную мысль в самостоятельный абзац.
- Перечисления, встречающиеся в тексте реферата, должны быть оформлены в виде маркированного или нумерованного списка.
- Все страницы обязательно должны быть пронумерованы. Нумерация листов должна быть сквозной. Номер листа проставляется арабскими цифрами.
- Нумерация листов начинается с третьего листа (после содержания) и заканчивается последним. На третьем листе ставится номер «3».
- Номер страницы на титульном листе не проставляется!
- Номера страниц проставляются в центре нижней части листа без точки. Список использованной литературы и приложения включаются в общую нумерацию листов.
- Рисунки и таблицы, расположенные на отдельных листах, включают в общую нумерацию листов и помещают по возможности следом за листами, на которых приведены ссылки на эти таблицы или иллюстрации. Таблицы и иллюстрации нумеруются последовательно арабскими цифрами сквозной нумерацией. Допускается нумеровать рисунки и таблицы в пределах раздела. В этом случае номер таблицы (рисунка) состоит из номера раздела и порядкового номера таблицы, разделенных точкой.
Оформление литературы:
Каждый источник должен содержать следующие обязательные реквизиты:
- фамилия и инициалы автора;
- наименование;
- издательство;
- место издания;
- год издания.
Все источники, включенные в библиографию, должны быть последовательно пронумерованы и расположены в следующем порядке:
- законодательные акты;
- постановления Правительства;
- нормативные документы;
- статистические материалы;
- научные и литературные источники – в алфавитном порядке по первой букве фамилии автора.
В конце работы размещаются приложения. В тексте на все приложения должны быть даны ссылки. Каждое приложение следует начинать с новой страницы с указанием наверху посередине страницы слова «Приложение» и его номера. Приложение должно иметь заголовок, который записывают симметрично относительно текста с прописной буквы отдельной строкой.
Пример №1
Раздел 1. Организм человека биологически целостная, саморегулирующаяся система
Тема 1.1. Анатомия и физиология как наука. Анатомическая терминология.
Написание реферативного сообщения «Выдающиеся ученые физиологи и анатомы».
Подготовить реферативное сообщение по одной из предложенных тем по плану:
- ФИО ученого, годы жизни;
- достижения в научно-исследовательской деятельности;
- название органов, отдельных структур органов, процессов, связанных с именем ученого.
Перечень тем для информационного сообщения:
При соблюдении этих правил у вас должен получиться интересный доклад, который, несомненно, будет высоко оценен преподавателем.
ПРИМЕР
АНО «ПОО медицинский колледж «Монада»
«Выдающиеся ученые физиологи и анатомы».
(указывается Ваша тема)
ТЕКСТ
Использованные источники: (пример оформление литературы)
1 Н.И.Федюкович Анатомия и физиология человека: учебник. - Издание 2-е 2019 г
2 Интернет – (указать адрес и название сайта, откуда взят материал)
Выполнил студент 1 курса группы № ___
(фамилия, имя, отчество)
Оценка _____________________________
Проверил преподаватель: Н. И. Хорина
Критерии оценки письменного доклада (исторической справки).
Оценка справки (письменного доклада) носит рейтинговый характер, в котором оценивается выполнение каждого из указанных критериев в отдельности.
Правильность оформления |
Критерии |
Баллы |
Название |
1 |
|
Литература |
1 |
|
Поля |
1 |
|
Оптимальный объем содержания (страницы) |
4 |
|
Эстетичность |
2 |
|
Качество содержания |
Правильность отбора материала по вопросу |
4 |
Раскрытие темы |
2 |
|
Оптимальность отбора материала |
4 |
|
Достаточность отбора материала |
2 |
|
Стилевое соответствие (деловой стиль) |
2 |
|
Наличие и грамотность использования исторических терминов. |
2 |
|
Итого max: |
25 |
Общая набранная сумма баллов переводится в традиционную оценку:
«3» (удовлетворительно) - 10-14 баллов
«4» (хорошо) - 15-20 баллов
«5» (отлично) - 21-25 баллов.
1.1.2 Методические рекомендации к созданию презентаций.
Не перегружать слайд информацией. Рекомендуется писать на одном слайде не более тридцати слов.
Шире использовать графическую информацию - там, где можно заменить текст рисунком, это следует делать.
Не нужно перегружать аудиторию слишком частой сменой слайдов. На 20 минут выступления должно приходиться не более 7 слайдов.
На одном слайде нельзя использовать более 3 шрифтов. При этом курсив и жирный являются в этом случае отдельными шрифтами. То же касается цвета - недопустимо использовать более 3 цветов. Синий и голубой при этом считаются разными цветами. Дело не только во вкусе или эстетике. Речь идет о восприятии информации.
Использовать шрифт без засечек. Шрифт без засечек воспринимается легче. Засечки - это элементы украшения, поперечные черточки вверху и внизу букв. Чтобы было яснее, шрифт Times New Roman - с засечками, а Arial - без.
Не дублировать информацию. Слайды не должны содержать тот текст, который проговаривается устно.
Пример №2
Раздел 1. Организм человека биологически целостная, саморегулирующаяся система
Тема 1.1. Анатомия и физиология как наука. Анатомическая терминология.
Тема: «История физиологии как науки»;
- «Ученые физиологи»;
- «Ученые анатомы»;
- «Современные методы изучения анатомии человека»;
- «Современные методы изучения физиологии человека»
Подготовить информационное сообщение и мультимедийную презентацию по одной из предложенных тем по плану:
- ФИО ученого, годы жизни;
- достижения в научно-исследовательской деятельности;
- название органов, отдельных структур органов, процессов, связанных с именем ученого.
- современные методы изучения анатомии и физиологии человека.
Критерии оценки составления информационного сообщения
Оценка |
Критерии |
Примечание |
«5» - «отлично» |
- выбранная тема раскрыта полностью; -выдержан объём в соответствии с планом, -соблюдены требования к внешнему оформлению сообщения и мультимедийной презентации; -логичное изложение материала; -даны правильные ответы на дополнительные вопросы. |
|
«4» - «хорошо» |
- выбранная тема раскрыта полностью, имеются неточности в изложении материала; -не выдержан объём сообщения, незначительное отступление от плана; -имеются небольшие замечания к внешнему оформлению сообщения и мультимедийной презентации; - отсутствует логическая последовательность в суждениях; на дополнительные вопросы при защите даны неполные ответы. |
|
«3» - «удовлетворительно» |
-тема освещена лишь частично, не по плану; не выдержан объём сообщения, -имеются замечания к внешнему оформлению сообщения и мультимедийной презентации, -отсутствует логическая последовательность в суждениях, -допущены фактические ошибки в содержании или при ответе на дополнительные вопросы; |
1.1.3 КОНСПЕКТИРОВАНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА
Этот вид учебной деятельности студента является одним из основных, используется и на уроках, и при выполнении домашнего задания.
Конспект – краткое письменное изложение содержания лекции или какого-либо текста, включающее в сжатой форме основные положения и их обоснования фактами, цифрами, примерами.
Студенты должны уметь вести конспекты лекции различными способами и приемами:
1. Студенты вносят в тетрадь только важные положения лекции, определения и выводы (краткий конспект)
2. Студенты максимально записывают всю речь преподавателя (полный конспект)
3. Студенты вносят в конспекты лишь мысли, возникающие у них на основе услышанной в речи лектора и в ходе диалога информации (свободный конспект).
4. Студенты только слушают лекцию, активно обсуждают ее, а конспект составляют после обсуждения.
5. Студенты работают на уроках по опорным конспектам, заготовленным и розданным заранее (у нас это будет карта урока)
Основные критерии правильного конспектирования:
1 Материал конспекта ясен и понятен
2 Конспект легко читается
3 Способ конспектирования способствует запоминанию и усвоению записей
4 Конспект – это запись смысла, а не текста
5 Конспект ориентирует вас на дальнейшее изучение темы
6 Правильно выполненный конспект не имеет большого объема.
Помните: смысл конспектирования не переписать учебник, а изучив информацию, кратко записать ее смысл. Если вы научились писать конспекты в 1-2 листа, можете считать, что вы научились правильно конспектировать. Для выполнения самостоятельного конспектирования используйте правила дифференциального чтения текстов.
Критерии оценки опорного конспекта
Оценка |
Критерии |
Примечание |
«5» - «отлично» |
- полнота использования учебного материала; - логика изложения материала в соответствии с планом; - терминологическая и орфографическая грамотность; - демонстрирует полное понимание темы. |
|
«4» - «хорошо» |
- не полное использование учебного материала; - логика изложения материала в соответствии с планом; - для выражения своих мыслей студент пользуется упрощённо-примитивным языком. |
|
«3»- «удовлетворительно» |
- отсутствие связанных предложений, только опорные сигналы - слова, словосочетания, символы; - конспект составлен не по плану; - язык работы в целом не соответствует уровню студента; - имеются орфографические ошибки |
1.1.4 ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНОЕ ЧТЕНИЯ ТЕКСТОВ
Определенная последовательность приемов и умственных действий расчленяющего характера при чтении и отработке текста с целью повышения эффективности и качества его усвоения и конспектирования.
Дифференцировать – разграничивать, расчленять, выделять разнородные элементы при изучении чего-либо.
Эффективное чтение медицинской литературы предполагает, наряду с отбором необходимой для усвоения информации, ее смысловое сжатие, целенаправленный отбор с целью обеспечения большей глубины понимания и запоминания материала в более сжатом и обобщенном виде.
Дифференциальный алгоритм чтения имеет в основе прием выделения смысловых опорных слов, несущих смысловую нагрузку, и их соответствующую обработку.
Алгоритм выглядит так:
1 этап – выделение ключевых слов в абзацах.
2 этап – составление из них смысловых предложений
3 этап – выделение и запись основного смыслового отрезка текста.
Такой алгоритм удобно применять и при конспектировании текста.
Если же изучение текста проводится без записей, отработка состоит из следующих этапов:
1 этап – выделение ключевых слов (терминов – обязательно) или фраз в абзаце.
2 этап – составление и проговаривание самостоятельно составленных на основе выделенных слов и фраз предложений.
3 этап – пересказ основного смысла отрезка текста
Осваивая этот алгоритм, помните, что очень важно не спеша и последовательно выполнять все три этапа. Только в этом случае можно достигнуть такого уровня, когда этот процесс будет протекать быстро и почти бессознательно, без вспоминания названия этапов и их содержания. В данном случае вновь тренировка – путь к успеху. Помните, что самостоятельно составленная фраза запоминается в 5-7 раз быстрее, чем фраза заученная или переписанная из текста.
1.1.5 СОСТАВЛЕНИЕ ВЫПИСОК И ЦИТАТ
Выписки – близкие к авторскому тексту или точные выдержки из текста. Каждую выписку снабжают ссылкой на источник с указанием соответствующей страницы. Выписки помогают хорошо запомнить текст и при необходимости воспроизвести его. При определении материала для составления выписок используйте правила дифференциального чтения исторических текстов
Цитата
1) – точная, буквальная, дословная выдержка, выписка из какого-нибудь текста с указанием источников (автор, название книги, статья, № страницы)
2) – чужие слова, приводимые в устной или письменной форме (указывается автор)
1.1.6. Методические рекомендации к работе по поиску информации в Интернете
Поиск и сбор информации в Интернете нуждаются в планировании. Ошибочная логика построения запроса, неоптимизированная последовательность применения инструментов поиска, попытки ускорить поиск - все это не просто затягивает получение результата, но может поставить под угрозу смысл поисковой работы.
Начинать необходимо со всестороннего лексического анализа искомой информации. Следует использовать любое, достаточно достоверное и подробное описание исследуемого вопроса для получения первичных сведений. Таким источником вполне может стать как узкоспециальный справочник, так и электронная энциклопедия общего профиля. На основе изученного материала необходимо сформировать максимально широкий набор ключевых слов в виде отдельных терминов, словосочетаний, профессиональной лексики, сленга, слов-клише и устойчивых словесных штампов, при необходимости на нескольких языках. Заранее следует определить и возможные уточнения поискового запроса- редкие слова, синонимы и антонимы. названия и фамилии, тесно связанные с искомым вопросом. Желательно также заранее предусмотреть возможные нерелевантные отклики на запросы, то есть возможные характеристики поискового шума. После накопления этих предварительных данных можно перейти к получению первичной информации из Интернета.
Основная задача этой стадии учесть особенности Интернета, который является не только носителем технологий, но и традиций, и собственной этики. Сетевая лексика, сленг и написание общеупотребительных слов здесь могут отличатся от принятых.
Сведения о наличии в Интернете необходимых данных лучше всего искать в ранее известном каталоге, поддерживающем поиск по ключевым словам. При решении, например, простых задач типа "Получить текст Конституции Республики Беларусь" или "В каких правовых актах употребляется название родного города" известный сайт или каталог может быть более быстрым способом получения информации, чем автоматический индекс, и обеспечит большую достоверность.
После лексического анализа информации наступает технологический этап. Выбор информационного поля Интернета и поисковых инструментов производится на основе вышеизложенных подходов.
Используются тестовые запросы из одного-двух ключевых слов или фразы, затем анализируется количественный отклик. Содержательный анализ данных позволяет корректировать запросы, но релевантности отклика. В результате тестирования выясняются наиболее представительные источники информации, после чего следует уточнить последовательность применения поисковых инструментов. На этом этап планирования завершается.
1.1.7 ПОДГОТОВКА АРГУМЕНТАЦИИ ДЛЯ ОБСУЖДЕНИЯ КАКОГО-ЛИБО ВОПРОСА ИЛИ ЗАДАНИЯ.
Аргументация – обоснованное представление своего мнения по заданному вопросу.
Аргумент
– 1) суждение (или совокупность суждений), приводимое в подтверждение истинности другого суждения (в данной работе – мнения); \
– 2) основание (часть основания) доказательства.
Аргументы являются частью полученной информации или выводом из полученной информации.
В истории аргументом часто выступает факт, имеющий место в изучаемом событии или процессе.
Отбор аргументов преследует одну цель – подтвердить определенную точку зрения.
Факт (от латинского – сделанное, свершившееся) –
1) в обычном смысле – синоним понятий «истина», «событие», «результат»;
2) знание, достоверность которого доказана.
Мнение – собственная точка зрения по какому-либо вопросу.
Аргументацию можно готовить письменно или устно. Важный совет: если вы хотите быстро и успешно научиться делать аргументацию, первые 3-4 раза при выполнении такого вида задания обязательно делайте его письменно. Это главный алгоритм научения: сначала навык формируется письменно, потом он переходит на мыслительный план и легко закрепляется в устной форме.
Аргументация строится по следующему алгоритму:
1 Прочитайте материал учебника
2 Выделите в тексте важнейшие факты или события
3 Проанализируйте результаты событий или значение фактов и на основе такого анализа определите свою позицию по заданию
4 Составьте аргументацию по заданной форме
При письменной (да и при устной) аргументации мнения лучше всего использовать стандартную форму оформления. Она предполагает несколько этапов:
1 Высказывается свое мнение – Я считаю (предполагаю, думаю и т.п.), что (высказывается позиция).
2 Определяются аргументы (как правило, в учебной работе используются не менее трех аргументов). Словесные формулы начала аргументации могут быть самые разные – «Анализ изученного материала показывает, что…», «В подтверждение моей точки зрения могут служить следующие факты» и пр. Иногда достаточно простого перечисления аргументов.
3 Для доказательства аргументов в тексте отбираются основные факты, подтверждающие правдивость аргумента (2-4). Эта часть является главной для качества аргументации.
4 В конце заявления делается вывод или обобщение – Таким образом (итак, представленные факты доказывают и пр.) – вновь звучит высказанная в начале позиция
Объем письменной работы по аргументации составляет 0,5 - 1 страницу
Аргументация может быть двух видов:
1. аргументация-подтверждение изложенного в тексте мнения автора,
2. аргументация-опровержение – доказательство ложности или несостоятельности какого-либо тезиса, мнения.
Критерии оценки аргументации.
Оценка аргументации носит рейтинговый характер, в котором оценивается выполнение каждого из указанных критериев в отдельности.
Критерии:
1 Количество выделенных аргументов 0,5 баллов за каждый
2 Качество выделенных аргументов (правильность) 0,5 баллов за каждый
3 Логика доказательства (соответствие теме) 3 балла
4 Последовательность выстраивания доказательства 3 балла
5 Правильность вывода 3 балла
6 Подробность вывода 2 балла
7 Риторика: 3 балла
ú лаконичность 0,5 баллов
ú образность языка 0,5 баллов
ú точность выбора терминов 0,5 баллов
ú правильность использования терминов в речи 0,5 баллов
ú правильность формулировок предложений 0,5 баллов
ú чистота речи (отсутствие «слов-паразитов») 0,5 баллов
ИТОГО: 15 баллов
Общая сумма баллов переводится в традиционную оценку
«3» (удовлетворительно) – 6-9 баллов
«4» (хорошо) – 9,5-12 баллов
«5» (отлично) – 12,5-15 баллов.
1.1.8 СОСТАВЛЕНИЕ УЧЕБНОГО ПЛАНА
План – перечень основных вопросов темы.
Виды планов и их оформление.
1. Простой план: в содержании материала выделяются основные вопросы содержания и записываются следующим образом:
ПРИМЕР
Хронология основных анатомических терминов и физиологических функций человека
1 Основные анатомические
2 Особенности развития человечества в энеолите
3 Противоречия развития истории общества в бронзовом веке
4 Место железного века в истории человечества
2. Развернутый план: в каждом выделенном вопросе темы определяются основные моменты содержания и записываются в подпункты:
3. План-конспект: в выделенных подпунктах делается краткая запись информации в цитатах, тезисах, фразах или ключевых словах. Здесь можно записать необходимые даты, имена, новые термины, географические объекты и пр.
ИНСТРУКЦИЯ
При составлении развернутого учебного плана необходимо соблюдать следующие требования:
1 В названии пунктов и подпунктов не употребляются глаголы и их формы (причастия и деепричастия)
2 Название пункта или подпункта не состоит из одного слова, простого словосочетания или простого предложения. В этом случае не передается смысл заложенной в тексте информации
3 В названии пунктов или подпунктов следует избегать любых знаков препинания (тире, запятые, двоеточия и пр.). Допускаются двоеточия только в случаях, когда этого не избежать
4 Название пункта не должно содержать или подразумевать вопрос
5 Не допускается сокращение слов и терминов
6 Названием пункта или подпункта не может считаться цитата или высказывание
7 План задания должен содержать от 3 до 6 пунктов, каждый пункт – не менее 2 подпунктов
8 Планы оформляются по заданному образцу (см. Виды планов)
Важные советы:
1 Всегда начинайте план с названия, которое указано в задании. Слова «План» и «Тема» писать не надо
2 Перед тем, как начать план, прочитайте всю информацию и мысленно разделите ее на части, разные по содержанию
3 Не стоит пытаться взять за название пункта или подпункта какое-нибудь предложение из текста. Это никогда не бывает правильным. Поймите, о чем рассказывает эта часть информации, и составьте простое и понятное название самостоятельно.
4 Сначала всегда выделяйте все пункты и только потом начинайте работать с информацией каждого пункта, разделяя его на подпункты.
5 Для того чтобы название пункта или подпункта получили более точный смысл, начните предложение с существительного, передающего главную суть информации
6 Не употребляйте в названиях указательные местоимения («Такой», «Какой», «Разный», «Одинаковый» и пр.) так как это также размывает смысл информации
7 Доводите название до логического смысла так, чтобы больше нельзя было поставить ни одного вопроса внутри названия.
КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ УЧЕБНОГО ПЛАНА ЛЕКЦИИ
1 Оформление 3 балла
наличие названия 1 балл
оформление основных пунктов 1 балл
оформление подпунктов 1 балл
2 Грамотность 3 балла
грамотно составлены предложения 1 балл
не употребляются глаголы 1 балл
точно используются термины 1 балл
3 Содержание 3 балла
правильность деления информации на пункты 2 балла
соответствие названия пункта содержанию материала 2 балла
полнота раскрытия вопроса через план 2 балла
4 Объем плана: 3 балла
объем соответствует общей информации 1 балл
подробный план, отражает все важные моменты 2 балла
ИТОГО: 15 баллов
Общая сумма баллов переводится в традиционную оценку
«3» (удовлетворительно) – 6-9 баллов
«4» (хорошо) – 9,5-12 баллов
«5» (отлично) – 12,5-15 баллов.
1.1.9 Методические рекомендации по составлению тестов.
Целью данного вида работы является:
Закрепление знаний студентов.
Развитие навыков точного формулирования вопросов и адекватных ответов.
Формирования у студентов способности правильного использования понятийного аппарата. Приобретение навыков работы с учебной литературой и лекционным материалом.
Существуют разные формы тестовых заданий
- задания закрытой формы, в которых выбирают правильный ответ из данного набора ответов к тексту задания;
- задания открытой формы, требующие при выполнении самостоятельного формулирования ответа;
- задание на соответствие, выполнение которых связано с установлением соответствия между элементами двух множеств;
- задания на установление правильной последовательности, в которых требуется указать порядок действий или процессов.
Требования, предъявляемые к тестовым заданиям:
-каждое задание имеет свой порядковый номер; -задание формулируется в логической форме высказывания, которое становится истинным или ложным в зависимости от ответа;
- к разработанному заданию прилагается правильный ответ.
Оформление:
- титульный лист оформляется, как и реферат;
- вопросы текста в количестве 15 штук;
- ключ с ответами;
- список использованной литературы.
Критерии оценки теста
Оценка |
Критерии |
Примечание |
«5» - «отлично» |
- оптимальное количество заданий в тесте не менее 10; - тест, включает в себя задания различных уровней трудности; - используемая в тесте терминология не выходит за рамки изученной темы; - содержательная часть задания сформулирована в логической форме высказывания; - все варианты ответов грамотно согласованы с содержательной частью задания, однообразны по содержанию и структуре; - аккуратность оформления. |
|
«4» - «хорошо» |
- количество тестовых заданий в тесте 9; - тест, включает в себя задания различных уровней трудности; - используемая в тесте терминология не выходит за рамки изученной темы; - содержательная часть задания сформулирована в логической форме высказывания; - все варианты ответов грамотно согласованы с содержательной частью задания, однообразны по содержанию и структуре; - аккуратность оформления. |
|
«3» - «удовлетворительно» |
- количество заданий в тесте менее 7-8; - тестовое задание сформулировано неясно и нечетко; - тест включает в себя одноуровневые задания; - используемая в тесте терминология выходит за рамки изученной темы; - содержательная часть задания сформулирована в логической форме высказывания; - все варианты ответов согласованы с содержательной частью задания; - неаккуратность оформления. |
1.1.10 Методические рекомендации по составлению кроссворда.
Целью данного вида работы является:
Расширение кругозора и закрепление знаний студентов.
Развитие навыков точного формулирования вопросов и адекватных ответов.
Формирования у студента способности правильного использования понятийного аппарата.
Приобретение навыков работы со справочной литературой.
Кроссворд составляется в произвольной форме и должен состоять примерно из 40 терминов. Вопросы формулируются четко и должны исключать двойное толкование. При составлении кроссворда необходимо использовать энциклопедические словари. В конце самостоятельной работы студент должен указать перечень использованной справочной литературы (название, место и год издания).
Оформление:
титульный лист (оформляется также как для реферата);
два листа с ячейками кроссворда (один заполнен ответами);
лист с вопросами кроссворда;
лист с ответами и список использованной литературы.
Критерии оценивания кроссворда
Оценка |
Критерии |
Примечание |
«5» - «отлично» |
- количество слов, используемых в кроссворде не менее 10; - информативная точность и достоверность фактов; - все определения и формулировки однотипны; - орфографическая правильность; - аккуратность оформления; - прилагаются ключи к кроссворду. |
|
«4» - «хорошо» |
- количество слов, используемых в кроссворде 8-9; - информативная точность и достоверность фактов; - задания не однотипны; - орфографическая правильность; - аккуратность оформления; - прилагаются ключи к кроссворду. |
|
«3»- «удовлетворительно» |
- количество слов, используемых в кроссворде 7-8; - информативная точность и достоверность фактов; - задания не однотипны; - орфографическая правильность; - помарки в оформлении; - прилагаются ключи к кроссворду. |
1.1.11 Методические рекомендации по составлению хронологической таблицы
Прочитайте полностью тему, по которой предстоит составлять хронологическую таблицу. Читая второй раз, выделите основные события, которые войдут в хронологическую таблицу. Подготовьте в тетради основу таблицу. Обычно, она выглядит следующим образом:
|
|
|
|
|
|
|
|
|
1.1.12 Методические рекомендации по составлению сравнительной таблицы
1. Проанализируй события или явления, выдели линии сравнения.
2. Определи черты сходства и различия.
3. Если возможно, выдели этапы в явлении, определи, что изменилось в этапах, а что осталось без изменений.
4. Сделай все необходимые выводы из проведённого сравнения.
5. Свои действия можешь оформить в текстовую таблицу.
Критерии оценивания таблицы
Оценка |
Критерии |
Примечание |
«5» - «отлично» |
- колонки таблицы озаглавлены и соответствуют шаблону; - использованы термины, понятия; - присутствует логическая связь; - информация изложена правильно в соответствии с материалом конспекта, учебника; - аккуратность оформления. |
|
«4» - «хорошо» |
- колонки таблицы озаглавлены и соответствуют шаблону; - допущены неточности в использовании терминов, понятий; - присутствует логическая связь; - информация изложена правильно в соответствии с материалом конспекта, учебника, имеются неточности; - аккуратность оформления. |
|
«3» - «удовлетворительно» |
- колонки таблицы озаглавлены и соответствуют исследуемой теме; - допущены неточности в использовании терминов, понятий; - потеряна логическая связь; - материал изложен литературным языком; - работа выполнена не аккуратно. |
1.1.13 Принцип составления схемы
1. Целое условно делиться на части, имеющее различное строение и значение.
2. Следует придерживаться какого – либо одного критерия деления.
Действия по составлению схем
1. Установление критерия мысленного разделения объекта (анализ).
2. Деление на основные, различные по строению, составу или функции части.
3. Условное обозначение этого деления дальнейшее разделение объекта на более мелкие части.
Критерии оценки схемы
Оценка |
Критерии |
Примечание |
«5» - «отлично» |
-тема структурирована правильно в соответствии с материалом конспекта, учебника; -пустые ячейки схемы заполнены, верно (для «слепой» схемы); -термины и понятия названы, верно; - присутствует логическая связь; - аккуратность оформления. |
|
«4» - «хорошо» |
-тема структурирована правильно в соответствии с материалом конспекта, учебника, имеются незначительные неточности; -пустые ячейки схемы заполнены в неполном объеме верно (для «слепой» схемы); - термины и понятия названы, верно, - присутствует логическая связь; -аккуратность оформления. |
|
«3» - «удовлетворительно» |
· тема структурирована правильно в соответствии с материалом конспекта, учебника, имеются неточности, · пустые ячейки схемы заполнены частично; · допущены ошибки в терминах и понятиях; · имеются ошибки в оформлении. |
1.1.14Методические рекомендации по решению ситуационных задач
Это вид самостоятельной работы студента по систематизации информации в рамках постановки или решения конкретных проблем. Такой вид самостоятельной работы направлен на развитие мышления, творческих умений, усвоение знаний, добытых в ходе активного поиска и самостоятельного решения проблем. Такие знания более прочные, они позволяют студенту видеть, ставить и разрешать как стандартные, так и не стандартные задачи, которые могут возникнуть в дальнейшем в профессиональной деятельности.
Студент должен опираться на уже имеющуюся базу знаний. Решения ситуационных задач относятся к частично поисковому методу. Характеристики выбранной для ситуационной задачи проблемы и способы ее решения являются отправной точкой для оценки качества этого вида работ. Преподаватель определить тему, либо раздел, рекомендует литературу, консультирует студента при возникновении затруднений.
Студенту необходимо изучить предложенную преподавателем литературу и характеристику условий задачи, выбрать оптимальный вариант (подобрать известные и стандартные алгоритмы действия) или варианты разрешения, оформить и сдать на контроль в установленный срок.
Критерии оценки составления ситуационных задач
Оценка |
Критерии |
Примечание |
«5» - «отлично» |
- составлены 4 задачи, в соответствии с темой и по образцу; проблема в задаче обозначена правильно, логично выстроена; -грамотно использованы термины, понятия, показатели; -приложен эталон ответа, составлен, аргументировано, верно; -аккуратность оформления. |
|
«4» - «хорошо» |
-составлены 4 задачи, в соответствии с темой, имеются отступления от образца; -проблема в задаче обозначена правильно, логично выстроена; -недостаточно использованы термины, понятия, показатели, имеются незначительные ошибки; -имеется эталон ответа; -аккуратность оформления. |
|
«3» - «удовлетворительно» |
-составлены 3 задачи в соответствии с темой, имеются отступления от образца; -проблема в задаче сформулирована нечетко; -недостаточно использованы термины, понятия, показатели, имеются ошибки. |
Критерии оценки иллюстраций
Оценка |
Критерии |
Примечание |
«5» - «отлично» |
- рисунок составлен в соответствии с учебником (атласом); - все структурные элементы указаны, названы правильно; - соблюдены требования к внешнему оформлению; - аккуратность оформления. |
|
«4» - «хорошо» |
- рисунок составлен в соответствии с учебником, атласом; - не все структурные элементы указаны, имеются незначительные ошибки в названиях; - аккуратность оформления. |
|
«3» - «удовлетворительно» |
- рисунок составлен в соответствии с учебником, атласом; - отсутствуют некоторые структурные элементы, имеются ошибки в названиях; - имеются упущения в оформлении. |
Критерии оценивания выполнения заданий в рабочей тетради
Оценка |
Критерии |
«5» - «отлично» |
- все задания выполнены; - задания выполнены без ошибок; - аккуратное оформление работы. |
«4» - «хорошо» |
- все задания выполнены; - допущены 1-2 незначительные ошибки; - аккуратное оформление работы; |
«3» - «удовлетворительно» |
- задания выполнены; - допущены 1–3 существенные ошибки; - работа выполнена неаккуратно. |
Критерии оценки составленных вопросов для само- и взаимоконтроля
Оценка |
Критерии |
Примечание |
«5» - «отлично» |
- оптимальное количество вопросов не менее 15; - полнота использования учебного материала; - вопросы сформулированы грамотно; - отмечена логика в формулировке вопросов и их последовательности; - терминологическая и орфографическая грамотность; - вопросы различной сложности; - используемые термины не выходят за рамки изученной темы; - аккуратность оформления. |
|
«4» - «хорошо» |
- количество вопросов 13-14; - учебный материал использован полностью; - вопросы сформулированы с незначительными ошибками; - имеются недочеты в формулировке вопросов и их последовательности; - имеются небольшие орфографические ошибки; - аккуратность оформления. |
|
«3» - «удовлетворительно» |
- количество вопросов 11-12; - учебный материал использован не полностью; - вопросы сформулированы нечетко; - имеются ошибки в формулировке вопросов; - вопросы расставлены непоследовательно; - имеются орфографические ошибки; - имеются упущения в оформлении. |
|
«3» - «удовлетворительно» |
- вопросы составлены по основным дидактическим единицам темы; - количество вопросов не менее 8; - в определении терминов допущены ошибки; - используемая терминология выходит за рамки изученной темы; - имеются орфографические ошибки; - перечень вопросов оформлен с незначительными упущениями; - имеются эталоны ответов. |
2 РАБОТА С ЛАТИНСКОЙ ТЕРМИНОЛОГИЕЙ (СЛОВАРНАЯ РАБОТА)
Знание терминологии предмета обеспечивает качественное усвоение программного материала по анатомии и физиологии человека. Без знаний основных латинских терминов невозможно понять анатомию.
Существуют несколько видов работы с терминологией.
2.1 РАБОТА СО СЛОВАРЯМИ И ЭНЦИКЛОПЕДИЯМИ
В любом словаре или энциклопедии понятия представлены в алфавитном порядке. При поиске нужных определений вы в оглавлении находите нужное понятие и делаете выписку в тетрадь (см. п. 1.1.4 Составление выписок и цитат).
2.2 СОСТАВЛЕНИЕ ОПРЕДЕЛЕНИЙ ТЕРМИНОЛОГИИ
Одной из основных трудностей работы со словарями и энциклопедиями является то, что определения многих терминов даются в них без выделения основополагающих признаков, грешат многословием, сложным и запутанным стилем изложения.
Бывает и так, что в словаре представляются несколько определений одного термина, и вы не можете определиться, какой из них вам нужен. Да и выучить сложные научные определения бывает очень трудно. Поэтому стоит научиться эффективным способам освоения терминологии, которые направлены на осмысление содержания термина.
Осмыслив содержание термина, вы можете составить свое определение, которое вам легко будет запомнить. Такую работу можно делать по следующему алгоритму:
1. Выделите в определении существенные признаки термина
2. Сравните их с другими определениями данного термина.
3. Найдите общие для всех определений термина признаки. Выделите их.
4. Запишите краткое определение термина своими словами на основе общих признаков.
5. Разберитесь, чем определения отличаются друг от друга.
6. Если есть необходимость, добавьте к составленному вами определению еще необходимые признаки.
7. Проверьте, не упущено ли что-то важное.
2.3 МЕТОДИКА ОСВОЕНИЯ ТЕРМИНОЛОГИИ
Смысловое освоение термина гораздо легче происходит в том случае, если вы привязываете термин к историческим фактам, встречающимся при чтении учебника. Работа по данному алгоритму включает три этапа:
1 Выписка определений изучаемых терминов
2 Выделение существенных признаков
3 Факты, события и т.п. для анализа
3. ПОДГОТОВКА К СЕМИНАРУ, ДИСКУССИИ
Выступления на семинарах и дискуссиях является устной формой представления исторической информации
ДИСКУССИЯ – форма обсуждения какой-либо проблемы, которая заключается в выявлении и сопоставлении точек зрения, позиций, убеждений, в подборе и предъявлении аргументации. Поэтому основной формой подготовки к дискуссии является определение своей позиции на основе изучения текста и оформление аргументации по заданной проблеме (см. п. 1.1.1 Дифференциальное чтение исторических текстов и п.1.1.2 Подготовка аргументации).
СЕМИНАР – вид учебного занятия, обсуждение какой-либо учебной темы в виде представления сообщений или докладов.
Существует несколько форм проведения семинаров.
Семинар – «круглый стол». В основу такого семинара заложено несколько точек зрения, обсуждение которых завершается выработкой приемлемой для всех участников позиции или решения.
Семинар – «карусель». На таком семинаре студент перемещается от одной группы аудитории к другой, где индивидуально представляют свой доклад. Эта форма наиболее активна, т.к. студент будет выступать и в роли обучающегося, и в роли оратора, и в роли учителя. Позволяет максимально задействовать в работу студентов группы.
Семинар – «мозговой штурм». Коллективная форма восприятия, обсуждения сложного вопроса, принятия коллективного решения какой-либо спорной позиции или проблемы.
Семинар с элементами дискуссии. На таком семинаре рассматривается противоречивая, спорная проблема, докладчиками представляются разнообразные пути ее достоверного решения.
Семинар-исследование. Смысл такого семинара заключается в приобретении, распространении и частичной реализации знаний с привнесением в этот процесс компонента научного исследования.
Алгоритм подготовки к разным семинарам студентов примерно одинаков. Более сложной является подготовка к семинару – исследованию. Освоив ее, вы легко будете готовиться к любой форме семинара.
3.2.1 ПОДГОТОВКА К УЧАСТИЮ В СЕМИНАРЕ-ИССЛЕДОВАНИИ
Семинар – исследование осуществляется в три этапа
I этап. Подготовительная работа
1 Постановка задачи
2 Определение исходной проблемы
3 Планирование и организация семинара (определение индивидуальных заданий, выбор формы представления заданий семинара, составление плана обсуждения проблемы, определение способа обсуждения проблемы, определение критериев оценки представления заданий и обсуждения проблемы)
II этап. Обсуждение заданной темы
1 Представление индивидуальных заданий
2 Обсуждение проблемы семинара
III этап. Заключительный этап
1 Заключение по проблеме семинара
2 Оценка индивидуальной работы студентов на семинаре
3 Постановка новых учебных задач, определившихся в ходе семинара
Некоторые особенности семинара-исследования:
Задания выдаются каждому студенту в рамках темы семинара-исследования
Проблема семинара определяется преподавателем
При подготовке индивидуальных тем к представлению, студенты не только отбирают необходимый им материл, но и формулируют ответ на поставленную проблему в пределах задания.
Основное содержание темы должно носить характер исследования материала в рамках заданной проблемы.
Направления обсуждения проблемы определяются на 1 этапе, студенты должны подготовиться к его обсуждению самостоятельно.
Заключение по проблеме семинара делается в процессе коллективного обсуждения представленной информации.
Форма представления задания (письменная, устная, презентация) могут быть выбраны студентом самостоятельно, но представляются в вербальной форме (читать, рассказывать, представлять презентацию).
Отбор информации для доклада осуществляется по правилам п. 1.1.1 Дифференциальное чтение исторических текстов
Любая информация, представленная на семинаре, должна завершаться выводом, конкретными предложениями для записи в тетради.
Критерии оценки устного доклада (выступления)
«5» (отлично)
Представлена личная позиция по вопросу (Я думаю… Я считаю. и т.п.)
Позиция подробно обоснована, представлено не менее 3 аргументов, подтверждающих мнение (потому, что…, так, как… и т.п.)
Приведены примеры, доказательства, подтверждающие каждый аргумент (например, посмотрим на … и т.п.)
Правильно и уместно использованы даты, названия, имена, термины.
Сделано обобщение, вывод по аргументации
«4» (хорошо)
Представлена личная позиция по вопросу (Я думаю… Я считаю. и т.п.)
Позиция обоснована, представлены 1-2 аргумента, подтверждающих мнение автора (потому, что…, так, как… и т.п.)
Приведены примеры, подтверждающие каждый аргумент (например, посмотрим на … и т.п.)
Использовано 2-3 исторические факта.
Сделан вывод по аргументации
«3» (удовлетворительно)
Представлена личная позиция по вопросу (Я думаю… Я считаю. и т.п.)
Позиция обоснована, представлено 1-2 аргумента, подтверждающих мнение автора (потому, что…, так, как… и т.п.)
Приведены примеры, основанные на исторических фактах.
Сделан вывод по аргументации
4. ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ
Практическое задание по истории – вид учебной деятельности, основанный на выполнении различных видов умственных действий, в результате которых на базе уже имеющихся знаний образуются новые знания, мысли, происходит их управляемое наращивание
Практические задания помогают студентам осваивать метод исторического анализа, описывать, выделять, обобщать, сравнивать, делать выводы и синтезировать в образовательных целях историческую информацию.
Основные методы мыслительной деятельности:
ОПИСАНИЕ – один из обычных приемов, употребляющихся при ознакомлении с отдельными предметами (явлениями). Описать предмет (явление) – это значит перечислить ряд признаков, которые более или менее исчерпывающе раскрывают его. В описание включаются существенные и несущественные признаки.
СРАВНЕНИЕ – один из основных логических приемов познания, позволяющий сопоставить, установить сходство или различия, преимущества одного перед другим.
ОБОБЩЕНИЕ – мысленное выделение каких-либо свойств, принадлежащих некоторому классу предметов (явления), и формулирование такого вывода, который распространяется на каждый отдельный элемент данного предмета (явления); переход от единичного к общему, от менее общего к более общему.
ВЫВОД – логический итог рассуждения, умозаключение, последовательность доказанных высказываний; заключение, следствие. Итог, выводимый из рассуждения.
АНАЛИЗ (разложение, расчленение, разбор) – логический прием, метод исследования, состоящий в том, что изучаемый материал расчленяется на составные элементы (признаки, свойства, отношения), каждый из которых потом исследуется (изучается) в отдельности, для того, чтобы выделенные элементы соединить с помощью синтеза в целое, обогащенное новыми знаниями.
СИНТЕЗ (соединение, составление, сочетание) – мысленное соединение частей предмета, расчлененного в процессе анализа, установление взаимосвязей и связей элементов и познание этого предмета, как единого целого.
При анализе предмет расчленяется на элементы, при синтезе элементы вновь объединяются в одно целое.
При изучении анатомии и физиологии человека в колледже студенты выполняют сравнительные, описательные, аналитические практические работы. При этом разрабатываются отдельные инструкции по выполнению каждой практической работы. Эти инструкции содержат указания и требования к выполнению заданий.
5.1. СТРУКТУРА ПРАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ
Название работы – указывает главный вопрос (тему) изучения
Цель – определяет главное умение (знание) которое студент должен освоить в ходе работы
Методические указания – содержат все необходимые пояснения, которые помогут студенту выполнить работу правильно: расшифровка терминов, уточнения вида работы, необходимые теоретические материалы для выполнения задания
Порядок выполнения работа – определяет учебное задание, форму практической работы, и содержит указания на то, каким образом правильно выполнить эту работы (алгоритм, инструкцию, формы таблиц, советы, критерии оценки и т.п.)
Литература – перечисляет учебники (с указанием авторов, глав, параграфов) или иные источник, в которых студент найдет необходимую для выполнения задания информацию
Критерии оценки – представляют основные требования к качеству выполнения и оформления практической работы
Практические работы, запланированные в учебной программе дисциплины «Анатомия и физиология человека» будут представлены в рабочей тетради по анатомии и физиологии человека.
5.СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ
Перечень учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
1. Федюкович Н. И. Анатомия и физиология человека: учебник [Текст] / Н.И. Федюкович, И.К. Гайнутдинов. -Ростов н\Д.: Феникс, 2019. – 510 с.
Дополнительные источники:
1. Сапин М. Р. Анатомия и физиология: учебник для медицинских училищ и колледжей [Электронный ресурс] / М. Р. Сапин, Г. Л. Билич. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2018. – 528 с.
2. Смольянникова Н. В. Анатомия и физиология: учебник [Электронный ресурс] / Н. В. Смольянникова, Е. Ф. Фалина, В. А. Сагун. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2019. – 560 с.
Интернет-ресурсы:
ЭБС «Консультант студента» [Электронный ресурс] //www.medcollegelid.ru.
1. Книги. Естественные науки. Биологические науки Электронный ресурс] // www.labirint.ru-studpoisk.net/book/12-anatomiya-i-fiziologiya.
2. www.e-anatomy.ru
3. www.anatomus.ru
4. www.spravochnic-anatomia.ru
5. www.fiziologiyacheloveka.ru
Сообщество в контакте: Анатомия от А до Я. Админ сообщества: преподаватель анатомии и физиологии Хорина Н.И. https://vk.com/club187674175
6. «Научная электронная библиотека» http://www.elibrery.ru
«Центральная научная медицинская библиотека» http://www.scsml.rssi.ru
7. «Медицинские Интернет Ресурсы» http://www.it2med.ru/mir.html
8. издательство «Медицина» http://www.medlit.ru
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.