Конспект урока по русскому языку для обучающихся 3 класса разработан по программе "Начальная школа 21 века», автор учебника "Русский язык" Иванов С.В. (научный руководитель В.Ф. Виноградова). Содержит цели, задачи, характеристику деятельности учащихся, планируемые результаты, методы и формы работы, универсальный учебные действия.
Самостоятельные и служебные части речи
различение самостоятельных и служебных частей речи, наблюдение за признаками и
Дата:10.12.13
Урок 68
Тема:
Цель: познакомиться с основами лингвистических знаний.
Задачи:
1)
функционированием самостоятельных и служебных частей речи.
2) развивать устную речь учащихся, фонематический слух, совершенствовать культуру речи, развитие
орфографической зоркости, расширение кругозора; способность к самоконтролю; развивать логическое
мышление, память, внимание, расширение кругозора, способствовать обогащению словарного запаса;
развивать мелкую моторику кистей рук, развивать умение выполнять вербальные инструкции учителя;
способность к рациональной организации своего рабочего места;
3) воспитание прилежного отношения к учебе, дружелюбия, аккуратности в работе, любознательности,
пытливости при получении новых знаний, воспитывать чувство взаимоуважения, взаимовыручки;
усидчивости, самостоятельности, дисциплинированности.
Характеристика деятельности учащихся:
Различать самостоятельные и служебные части речи. Наблюдать за признаками и функционированием
самостоятельных и служебных частей речи. Оценивать правильность выполнения задания. Находить
слова по заданным основаниям. Осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве
необходимую взаимопомощь (работа в паре). Сравнивать родственные слова, относящиеся к разным
частям речи. Определять, какой частью речи является слово, опираясь на грамматические признаки,
доказывать свой ответ. Принимать участие в обсуждении проблемной ситуации. Группировать слова по
заданному основанию.
Учитывать степень сложности задания и определять для себя
возможность/невозможность его выполнения. Наблюдать за синтаксической функцией различных частей
речи
Универсальные учебные действия (метапредметные):
Коммуникативные (построение речевых высказываний, лидерство и согласованность действий с
партнерами, планирование учебного сотрудничества).
Личностные (умение соблюдать установленные правила).
Регулятивные (самоконтроль, самооценка, целеполагание, планирование, прогнозирование, умение
формулировать тему и выявлять объект исследования, коррекция).
Познавательные (умения анализировать текст, классифицировать, ставить проблему, работать с
текстом, умение выделять существенное, наблюдать, обобщать, строить речевые высказывания, делать
выводы и использовать полученные знания в практической деятельности).
Формы и методы обучения: фронтальная, индивидуальная, коллективная, групповая; словесный,
наглядный, практический.
Оборудование: опора «Части речи»
I. Чистописание.
Х о д у р о к аЧерез речку переходит, а с места не сходит. (Мост.)
II. Работа над новым материалом.
Н а д о с к е записаны слова:
солнце
играть
веселый
ты
котик
ярко
в
но
под
близко
не
и
а
но
1. Коллективное обсуждение правила.
У ч и т е л ь . Посмотрите, как Витя выписал слова в два столбика. В первый – самостоятельные части
речи, во второй – служебные. Проверьте, как он справился с заданием.
– Что надо сделать, чтобы определить, к какой части речи относится слово?
– Можно ли к служебным частям речи задать вопрос?
Прочитайте предложение:
Дождь кончился, но дети не пошли играть во двор.
Найдите служебные части речи.
– Если мы их уберем из предложения, сохранится ли смысл предложения?
– Какой вывод вы можете сделать?
Прочитайте о том, как «работают» служебные части речи (учебник).
Сформулируйте правило.
2. Отработка правила.
1) В ы п о л н е н и е упражнения 2 устно (учебник).
– К какой части речи относятся слова в каждой паре?
– Почему слова в парах относятся к разным частям речи?
2) Н а д о с к е записаны слова:
дом – дома – дому – доме
У ч и т е л ь . Что вы можете сказать об этих словах?
Денис считает, что у всех самостоятельных частей речи форма изменяется одинаково. Прав ли он?
Убедиться в правильном ответе вам поможет упражнение 3 (учебник). Выполните его по образцу.
земля
земли
к земле
землю
землей
о земле
большой
большая
большое
большие
кричу
кричишь
кричит
кричат– К какой части речи относятся слова в I группе (во II группе, в III группе)?
– Почему все слова нельзя изменить по одному образцу?
– Какой вывод можно сделать? Запомните, что наречия и служебные части речи не изменяются.
На сегодняшнем уроке нам надо еще выяснить, могут ли имена существительные, имена
прилагательные, глаголы быть любыми членами предложения.
Ответить сможем тогда, когда выполним упражнение 4 (учебник).
3) К о л л е к т и в н ы й р а з б о р предложений.
с у щ .
п р и л .
г л .
с у щ .
Л у н н о е с и я н и е о с в е щ а е т з е м л ю .
п р .
с у щ .
Н а в о с т о к е а л е е т з а р я .
с у щ .
г л .
Какими членами предложения являются прилагательные (существительные, глаголы)?
III. Итог урока.
– Какую работу выполняют служебные части речи?Урок 62
Самостоятельные и служебные части речи
Задачи урока: различение самостоятельных и служебных частей речи, наблюдение за признаками и
Как устроен наш язык
функционированием самостоятельных и служебных частей речи.
В начале урока учитель просит учащихся открыть учебник на с. 120121, сказать, что изображает
«Торт» (части речи и их основные признаки), перечислить названия частей речи, назвать две большие
группы, в которые объединяются части речи, объяснить, чем самостоятельные части речи отличаются от
служебных (на основании рисунка «Торт» и пояснений к нему).
Работа по учебнику
Рубрика «Давай подумаем» — разграничение самостоятельных и служебных частей речи,
формирование функции контроля при анализе и решении проблемной ситуации. Рубрика «Подсказка»
указывает на способ разграничения: к самостоятельным частям речи можно поставить вопрос, а к
служебным нет. Опираясь на этот признак, учащиеся находят три ошибки: слово в должно быть записано
в правый столбик, к этому слову невозможно поставить вопрос, слова рядом, он должны быть записаны в
левый столбик, к этим словам можно поставить вопросы: «где?» (рядом), «кто?» (он).
Упражнение 1 — наблюдение за ролью служебных частей речи, их функционированием в
предложении. Выполняется фрон У Р О К
тально устно. Предложение учитель пишет на доске, найденные служебные части речи
подчеркиваются, а потом стираются. Прочитав оставшийся набор слов «Дождь кончился, дети пошли
играть двор», учащиеся приходят к выводу, что служебные части речи служат для образования формы
слова, необходимой в предложении (во двор), для связи слов в предложении, для придания
дополнительного смысла (не пошли). Если ученикам трудно сделать самостоятельный вывод или
правильно сформулировать ответ, учитель не дает прямой подсказки, а предлагает продолжить
наблюдения, например: «Сравните предложения: Дети пошли играть во двор и Дети не пошли играть
во двор. Чем различаются по смыслу эти предложения? Какое слово помогло изменить смысл
предложения? Можно ли к нему задать вопрос? Это слово относится к самостоятельным или служебным
частям речи?»
Рубрика «Тайны языка» обобщает результаты наблюдений за ролью служебных слов. Материал
6 2
рубрики
читает учитель.
Упражнение 2 — выделение частей речи на основании грамматических признаков, а не
только
опираясь на значение слова. Выполняется в основном фронтально устно, несколько пар
слов можно записать, обозначив над словами, какими частями речи являются слова в парах. Ученики
должны объяснять, почему слова в парах относятся к разным частям речи, указывая по крайней мере на
два признака: значение слов и вопрос. Особенно важно остановиться на сравнении слов бежать бег,
ходить ход, полетать полёт, чтобы учащиеся пришли к выводу: хотя значение слов в парах
одинаковое, они относятся к разным частям речи, так как отвечают на разные вопросы и поразномуизменяются. Учитель предлагает сначала изменить форму слова бег. (есть) бег, (нет) бега, (дать) бегу и т.
д. (можно при этом обратиться к таблице «Правильно изменяй форму слова», с. 151), а потом по этому
же принципу попробовать изменить слово бегать: «есть бегать», «нет бегать». Можно также определить,
в роли какого члена предложения может выступить слово бег, в роли какого члена может выступить сло
во бегать. Проделанная работа поможет учащимся убедиться в том, что для отнесения слова к той или
иной части речи нужно учитывать несколько признаков.
Рубрика «Давай подумаем» ставит перед учащимися вопрос: «Одинаково ли меняется форма слов,
относящихся к разным частям речи?» Выслушав ответы, учитель предлагает выполнить упр. 3, чтобы
определить, какой из ответов правильный. Эта работа помогает обратить внимание учащихся на одно из
оснований отнесения слова к той или иной части речи — принцип изменения формы слова.
Упражнение 3 — наблюдение за тремя типами изменения форм слова. Выполняется фронтально
письменно. Важно сначала предложить учащимся прочитать все три образца и лишь после этого записать
слова по группам. Запись лучше выполнять в столбики. Изменения формы анализируемых слов проводит
ся устно.
Запись на доске и в тетради:
Земля
трава
большой
дорогой
кричать
лететь
Примерный ответ на вопрос «Почему все слова нельзя изменить по одному образцу?»: «Потому что у
разных частей речи разный набор признаков, по которым они могут меняться». Если ученики будут
испытывать затруднение в формулировке вывода, можно предложить следующее наблюдение: «Сравните:
он смешной, она смешная и (он) лес, а она? Может ли слово лес изменяться так же, как слово смешной
(он, она, оно)?».
Рубрика «Обрати внимание» указывает на то, что слова разных частей речи изменяются поразному.
Учитель может добавить, что способ изменения формы слова является одним из оснований (признаков)
отнесения слова к той или иной части речи.
Рубрика «Вспомни 2 класс» предлагает учащимся вспомнить, что в русском языке есть неизменяемые
существительные: метро, пальто, какао, кофе и др.
Рубрика «Давай подумаем» — знакомство учащихся с еще одним основанием (признаком) отнесения
слова к той или иной части речи — синтаксической ролью слова в предложении. Отвечая на вопрос
рубрики, учащиеся вспоминают, что имена прилагательные не выступают в роли подлежащих, глаголы не
выступают в роли определений и т. д.