Самостоятельные и служебные части речи

  • Разработки уроков
  • docx
  • 17.02.2019
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Конспект урока по русскому языку для обучающихся 3 класса разработан по программе "Начальная школа 21 века», автор учебника "Русский язык" Иванов С.В. (научный руководитель В.Ф. Виноградова). Содержит цели, задачи, характеристику деятельности учащихся, планируемые результаты, методы и формы работы, универсальный учебные действия.
Иконка файла материала Урок 62.docx
Самостоятельные и служебные части речи   различение   самостоятельных   и   служебных   частей   речи,   наблюдение   за   признаками   и Дата:10.12.13 Урок 68 Тема: Цель: познакомиться с основами лингвистических знаний. Задачи:  1)   функционированием самостоятельных и служебных частей речи. 2) развивать устную речь учащихся, фонематический слух, совершенствовать культуру речи, развитие орфографической зоркости,  расширение кругозора; способность к  самоконтролю; развивать логическое мышление, память, внимание, расширение кругозора, способствовать   обогащению словарного запаса; развивать мелкую моторику кистей рук, развивать умение выполнять вербальные  инструкции учителя; способность к рациональной организации своего рабочего места;   3) воспитание прилежного отношения к учебе, дружелюбия, аккуратности в работе, любознательности, пытливости   при   получении   новых   знаний,   воспитывать   чувство   взаимоуважения,   взаимовыручки; усидчивости, самостоятельности, дисциплинированности. Характеристика деятельности учащихся: Различать самостоятельные и служебные части речи. Наблюдать за признаками и функционированием самостоятельных   и   служебных   частей   речи.   Оценивать   правильность   выполнения   задания.   Находить слова   по   заданным   основаниям.   Осуществлять   взаимный   контроль   и   оказывать   в   сотрудничестве необходимую   взаимопомощь   (работа   в   паре).   Сравнивать   родственные   слова,   относящиеся   к   разным частям речи. Определять, какой частью речи является слово, опираясь на грамматические признаки, доказывать свой ответ. Принимать участие в обсуждении проблемной ситуации. Группировать слова по заданному   основанию.   Учитывать   степень   сложности   задания   и   определять   для   себя возможность/невозможность его выполнения. Наблюдать за синтаксической функцией различных частей речи Универсальные учебные действия (метапредметные): Коммуникативные  (построение   речевых   высказываний,     лидерство   и   согласованность   действий   с партнерами, планирование учебного сотрудничества). Личностные (умение соблюдать установленные правила). Регулятивные  (самоконтроль,   самооценка,  целеполагание,   планирование,   прогнозирование,  умение формулировать тему и выявлять объект исследования, коррекция).  Познавательные  (умения   анализировать   текст,  классифицировать,   ставить   проблему,  работать   с текстом, умение выделять существенное,    наблюдать, обобщать,  строить речевые высказывания, делать выводы и использовать полученные знания в практической деятельности). Формы   и   методы   обучения:  фронтальная,   индивидуальная,   коллективная,   групповая;   словесный, наглядный, практический. Оборудование: опора «Части речи» I. Чистописание. Х о д   у р о к аЧерез речку переходит, а с места не сходит. (Мост.) II. Работа над новым материалом. Н а   д о с к е  записаны слова: солнце играть веселый ты котик ярко в но под близко не и а но 1. Коллективное обсуждение правила.  У ч и т е л ь .  Посмотрите, как Витя выписал слова в два столбика. В первый – самостоятельные части речи, во второй – служебные. Проверьте, как он справился с заданием. – Что надо сделать, чтобы определить, к какой части речи относится слово? – Можно ли к служебным частям речи задать вопрос? Прочитайте предложение: Дождь кончился, но дети не пошли играть во двор. Найдите служебные части речи. – Если  мы  их  уберем  из  предложения,  сохранится  ли  смысл  предложения? – Какой вывод вы можете сделать? Прочитайте о том, как «работают» служебные части речи (учебник).  Сформулируйте правило.  2. Отработка правила.  1) В ы п о л н е н и е   упражнения 2 устно (учебник). – К какой части речи относятся слова в каждой паре? – Почему слова в парах относятся к разным частям речи? 2) Н а   д о с к е  записаны слова: дом – дома – дому – доме У ч и т е л ь .  Что вы можете сказать об этих словах? Денис считает, что у всех самостоятельных частей речи форма изменяется одинаково. Прав ли он? Убедиться в правильном ответе вам поможет упражнение 3 (учебник). Выполните его по образцу.    земля    земли к земле    землю    землей о земле большой большая большое большие кричу кричишь кричит кричат– К  какой  части  речи  относятся  слова  в  I  группе  (во  II  группе, в III группе)? – Почему все слова нельзя изменить по одному образцу? – Какой вывод можно сделать? Запомните, что наречия и служебные части речи не изменяются.  На   сегодняшнем   уроке   нам   надо   еще   выяснить,   могут   ли   имена   существительные,   имена прилагательные, глаголы быть любыми членами предложения. Ответить сможем тогда, когда выполним упражнение 4 (учебник). 3) К о л л е к т и в н ы й   р а з б о р   предложений. с у щ . п р и л . г л . с у щ . Л у н н о е   с и я н и е   о с в е щ а е т   з е м л ю . п р . с у щ . Н а   в о с т о к е   а л е е т   з а р я . с у щ . г л . Какими членами предложения являются прилагательные (существительные, глаголы)? III. Итог урока. – Какую работу выполняют служебные части речи?Урок 62 Самостоятельные и служебные части речи Задачи урока: различение самостоятельных и служебных частей речи, наблюдение за признаками и Как устроен наш язык функционированием самостоятельных и служебных частей речи. В начале урока учитель просит учащихся открыть учебник на с. 120­121, сказать, что изображает «Торт» (части речи и их основные признаки), перечислить названия частей речи, назвать две большие группы, в которые объединяются части речи, объяснить, чем самостоятельные части речи отличаются от служебных (на основании рисунка «Торт» и пояснений к нему). Работа по учебнику Рубрика   «Давай   подумаем»  —   разграничение   самостоятельных   и   служебных   частей   речи, формирование функции контроля при анализе и решении проблемной ситуации. Рубрика «Подсказка» указывает   на   способ   разграничения:   к   самостоятельным   частям   речи   можно   поставить   вопрос,   а   к служебным нет. Опираясь на этот признак, учащиеся находят три ошибки: слово в должно быть записано в правый столбик, к этому слову невозможно поставить вопрос, слова рядом, он должны быть записаны в левый столбик, к этим словам можно поставить вопросы: «где?» (рядом), «кто?» (он). Упражнение  1  —   наблюдение   за   ролью   служебных   частей   речи,   их   функционированием   в предложении. Выполняется фрон­ У Р О К тально   устно.   Предложение   учитель   пишет   на   доске,   найденные   служебные   части   речи подчеркиваются, а потом стираются. Прочитав оставшийся набор слов «Дождь кончился, дети пошли играть двор», учащиеся приходят к выводу, что служебные части речи служат для образования формы слова,   необходимой   в   предложении  (во   двор),  для   связи   слов   в   предложении,   для   придания дополнительного   смысла  (не   пошли).  Если   ученикам   трудно   сделать   самостоятельный   вывод   или правильно   сформулировать   ответ,   учитель   не   дает   прямой   подсказки,   а   предлагает   продолжить наблюдения, например: «Сравните предложения: Дети пошли играть во двор и Дети не пошли играть во   двор.  Чем   различаются   по   смыслу   эти   предложения?   Какое   слово   помогло   изменить   смысл предложения? Можно ли к нему задать вопрос? Это слово относится к самостоятельным или служебным частям речи?» Рубрика   «Тайны   языка»  обобщает   результаты   наблюдений   за   ролью   служебных   слов.   Материал 6 2 рубрики читает учитель. Упражнение 2 — выделение частей речи на основании грамматических признаков, а не только опираясь на значение слова. Выполняется в основном фронтально устно, несколько пар слов можно записать, обозначив над словами, какими частями речи являются слова в парах. Ученики должны объяснять, почему слова в парах относятся к разным частям речи, указывая по крайней мере на два признака: значение слов и вопрос. Особенно важно остановиться на сравнении слов бежать ­ бег, ходить   ­   ход,   полетать   ­   полёт,  чтобы   учащиеся   пришли   к   выводу:   хотя   значение   слов   в   парах одинаковое, они относятся к разным частям речи, так как отвечают на разные вопросы и по­разномуизменяются. Учитель предлагает сначала изменить форму слова бег. (есть) бег, (нет) бега, (дать) бегу и т. д. (можно при этом обратиться к таблице «Правильно изменяй форму слова», с. 151), а потом по этому же принципу попробовать изменить слово бегать: «есть бегать», «нет бегать». Можно также определить, в роли какого члена предложения может выступить слово бег, в роли какого члена может выступить сло­ во бегать. Проделанная работа поможет учащимся убедиться в том, что для отнесения слова к той или иной части речи нужно учитывать несколько признаков. Рубрика «Давай подумаем» ставит перед учащимися вопрос: «Одинаково ли меняется форма слов, относящихся к разным частям речи?» Выслушав ответы, учитель предлагает выполнить упр. 3, чтобы определить, какой из ответов правильный. Эта работа помогает обратить внимание учащихся на одно из оснований отнесения слова к той или иной части речи — принцип изменения формы слова. Упражнение  3 — наблюдение за тремя типами изменения форм слова. Выполняется фронтально письменно. Важно сначала предложить учащимся прочитать все три образца и лишь после этого записать слова по группам. Запись лучше выполнять в столбики. Изменения формы анализируемых слов проводит­ ся устно. Запись на доске и в тетради: Земля трава большой дорогой кричать лететь Примерный ответ на вопрос «Почему все слова нельзя изменить по одному образцу?»: «Потому что у разных частей речи разный набор признаков, по которым они могут меняться». Если ученики будут испытывать затруднение в формулировке вывода, можно предложить следующее наблюдение: «Сравните: он смешной, она смешная и (он) лес, а она? Может ли слово лес изменяться так же, как слово смешной (он, она, оно)?». Рубрика «Обрати внимание» указывает на то, что слова разных частей речи изменяются по­разному. Учитель может добавить, что способ изменения формы слова является одним из оснований (признаков) отнесения слова к той или иной части речи. Рубрика «Вспомни 2 класс» предлагает учащимся вспомнить, что в русском языке есть неизменяемые существительные: метро, пальто, какао, кофе и др. Рубрика «Давай подумаем» — знакомство учащихся с еще одним основанием (признаком) отнесения слова к той или иной части речи — синтаксической ролью слова в предложении. Отвечая на вопрос рубрики, учащиеся вспоминают, что имена прилагательные не выступают в роли подлежащих, глаголы не выступают в роли определений и т. д.

Посмотрите также