САМОУПРАВЛЕНИЕ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ (из опыта работы)
(выступление на МО классных руководителей в 2016 году)
Ученическое самоуправление – это когда ученики решают вопросы своей жизни в школе и в классе не по указке учителей, а сами. Слайд 2
Как учитель начальных классов я думаю, что моя обязанность - заложить основы самоуправления в начальной школе, чтобы в среднем и старшем звене дети могли самостоятельно решать многие вопросы, возникающие в школьной жизни. В младшем школьном возрасте у учащихся можно сформировать активную жизненную позицию, делать это в среднем и старшем звене порой бывает поздно. Слайд 3
Младшим ребятам не подходят серьезные формы – совещания, заседания и комитеты. Им нужна именно игра.. Это должна быть игра, интересная самим ребятам и обучающая их быть активными. Если, благодаря игровым моделям, дети освоят азы самоуправления.
Игровая модель позволяет научить самоуправлению.. Нужно не только написать правила и распределить роли. Нужно грамотно руководить ходом игры: запустить игровые процессы на старте, затем поддерживать интерес к игре и, конечно же, вовремя и удачно её завершить. А главное – сделать так, чтобы ребята не только играли, но и анализировали то, что происходит в игре. Именно это поможет им заметить и оценить первые ростки самоуправления.
Организация любой деятельности должна решать определенные цели и задачи.
Цели организации ученического самоуправления в классе:
- повышение активности учащихся в классных делах;
- реализация интересов каждого учащегося;
- привлечение родителей к совместной деятельности. Слайд
Задачи организации ученического самоуправления в классе:
- создать условия для развития организаторских способностей каждого, формировать лидерские качества;
- дать возможность самореализации и самоутверждения каждого через конкретные дела;
- создать условия для развития креативности, инициативности, самостоятельности;
- создать благоприятные условия совместной деятельности детей и взрослых (учителей и родителей);
- формировать толерантность, умение общаться. Слайд
В нашем классе работа в начальном звене организована в форме игры-путешествия «Все вместе » Класс – это школьная семья. Весь класс разделен на микрогруппы –семейки.
В каждую семейку входит 6-7 детей, которых могут объединять дружба, интересы, местожительство и т. д. Формируя группы учащихся по желанию ребят, я стараюсь руководствоваться определенными принципами.
1. Объединять детей с разными характерами, владеющих различными умениями и навыками.
2. Не допускать попадания в одну группу двух ребят, которые в повседневной жизни не особо воспринимают друг друга, могут конфликтовать (психологическая несовместимость).
Высшим органом ученического самоуправления класса является классное собрание. Оно решает наиболее важные вопросы:
- Определяет основные направления классной жизни.
- Обсуждает любые вопросы жизнедеятельности класса, принимает по ним необходимые решения.
- Совместно с классным руководителем рассматривает и утверждает план внеурочной работы.
- Собрание проводится не реже 1 раза в четверть.
Структура классного самоуправления включает исполнительные органы. В моем классе это совет класса, куда входят командир класса и командиры семеек. Это позволяет каждому ребёнку проявить инициативу и почувствовать ответственность за своих друзей. Наряду с постоянными микрогруппами могут формироваться и временные группы при подготовке каких-либо текущих дел.
Как всё это происходило? Слайд7
Работать по организации самоуправления я начала с проведения классного собрания, которое было связано с организацией жизнедеятельности класса и управлением им на новом этапе. Ребятам было предложено выбрать командира класса, название, которое бы объединило весь наш коллектив. С каким интересом дети стали предлагать свои названия, а остановились на одном. Слайд 8
На микрогруппы разделись по желанию. Затем дети стали предлагать нужные дела в классе, которые мы вместе систематизировали. И вот что у нас получилось:
Название классного коллектива: Все вместе
Девиз: «Вместе весело шагать»
Вся наша школьная жизнь отражается в классном уголке. Слайд 9
Обязанности учащихся по группам - семейкам меняются. Поэтому каждый в течение года научится выполнять разные поручения.
Наши поручения:
Хозяева
- следят за чистотой в помещении, заботятся о порядке в классе на переменах,
- раздают тетради и другие пособия,- приводят в порядок доску.
Экологи
- заботятся о внешнем виде друзей, сменной обуви;- следят за чистотой рук и порядком в столовой; готовят сообщения о природе, редких растениях и животных;- заботятся о растениях в классе;следят за состоянием школьных принадлежностей.
Затейники
- организуют и проводят утреннюю гимнастику,- проводят игры на переменах,
- разучивают упражнения и проводят физкультминутки,- создают и заботятся о классной игротеке.
Знайки
- заботятся о сохранности учебников,- держат связь со школьной библиотекой,
- знакомят товарищей с интересными книгами,
Журналисты
- находят интересные истории, собирают школьные и классные новости;
- вместе с классным руководителем и родителями оформляют классный уголок.
Каждую пятницу на классном часе подводятся итоги недели:
Для учителя это сложный труд, потому что каждый раз я учу их с уважением выслушивать мнение других, сочетать свои интересы с общими. Мы вместе планируем, обсуждаем и даём оценку сделанному. Каждый ребёнок стремится поучаствовать в ежедневной работе, направленной на выполнение задуманного.
Деятельность ученического самоуправления – это не только отдельные дела и мероприятия, но и морально-психологический климат в классе.
Каждый ребёнок должен руководствоваться нравственными ценностями, которые утверждаются в классе, на основе которых он делает самостоятельный нравственный выбор. Одним из первых коллективных дел для нас стало создание ЗАКОНОВ класса. Содержание законов нашего класса определили сами ребята в процессе обсуждения в микрогруппах правил поведения.
Мы обсудили предложенные варианты. Так появились законы класса.
ЗАКОНЫ КЛАССА
Наряду с законами в каждом коллективе формируются свои традиции.
У нас традиционными стали:
Родители класса тоже поддержали идею классного самоуправления. В классе есть помощники-родители. Они помогают в подготовке к школьным мероприятиям, к конкурсам, совместно с детьми готовят классные часы, культпоходы, праздники. Родители и дети чаще стали бывать вместе, появились общие увлечения и интересы.
Один из наиболее эффективных путей вовлечения всех учащихся в самоуправленческую деятельность - это проведение различного рода коллективных творческих дел посредством создания гру пп для выполнения творческих поручений.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.