Сатирическая направленность комедии "Недоросль". Проблема воспитания .docxУрок литературы в 8 классе Тема: Социально-нравственные проблемы рассказа «После бала».
Оценка 4.7

Сатирическая направленность комедии "Недоросль". Проблема воспитания .docxУрок литературы в 8 классе Тема: Социально-нравственные проблемы рассказа «После бала».

Оценка 4.7
docx
20.01.2020
Сатирическая направленность комедии "Недоросль". Проблема воспитания .docxУрок литературы в 8 классе Тема: Социально-нравственные проблемы рассказа «После бала».
Сатирическая направленность комедии. Проблема воспитания .docx

24.09.18                                                    Урок № 7                                                      лит.8 кл.

                                  Тема: Сатирическая направленность комедии «Не­доросль» . Проблема воспитания истинного гражданина .

 Цели:помочь учащимся понять идейное содержание комедии «Недоросль», ее проблематику;развивать речь, критическое мышление, аналитические навыки, умение делать выводы и обобщения, характеризовать персонажей художественного произведения;воспитывать чувство гражданской ответственности перед Родиной патриотизм, лучшие человеческие качества.

 

Оборудование: учебник ,раздаточный материал (карточки с заданиями для работы в парах, в группах), толковые словари.

 

Тип урока: урок усвоения новых знаний.

 

Ход урока

 

I. Оргмомент.

III. Актуализация знаний учащихся.

1. Беседа

·         Назовите жанр произведения (комедия).

·         Когда и где происходят события? (18 век, Россия, имение Простаковых).

·         С каким образом связано название пьесы? (с образом Митрофана).

·         Назовите говорящие фамилии в комедии (Скотинин, Вральман, Праддин, Стародум…).

2. Тест по комедии Д. И. Фонвизина с взаимопроверкой

1.К какому литературному направлению можно отнести пьесу «Недоросль»?

          А. реализм                                В. сентиментализм

          Б. классицизм                           Г. романтизм

2.Какую традицию 18 века нарушил Д.И.Фонвизин в своей комедии?

          А. теория «триединства»        В. любовная интрига

          Б. «говорящие» фамилии        Г. односторонность характеристики героев

3.Какой социальный тип не представлен в комедии?

          А. дворянские интеллигенты      В. столичные вельможи

          Б. провинциальные помещики    Г. крепостные крестьяне

4.Недорослем во времена Фонвизина назывался…:

          А. главный герой комедии           Б. подросток 15 – 17 лет               

          В. ленивый, ограниченный, невежественный человек

          Г. дворянин, не получивший образования, не  имеющий права служить, жениться.

5.Определите темы комедии Д.И.Фонвизина «Недоросль»:

          А. воспитания и образования     В. любовная

          Б. обличения невежества            Г. борьба с самодержавием

6.Кто является главным учителем Митрофана, чьи уроки он усвоил?

          А. Вральман                                  В. Кутейкин

          Б. Цыфиркин                                 Г. Простакова

7. Выберите верное продолжение фразы: Митрофан страшен тем, что это

          А. неповоротливый лентяй         Б. безвредный невежа и обжора

          В. жестокий, неблагодарный и бездушный невежда

          Г. молодой  барич, невоспитанный и не желающий учиться

8. Выберите  НЕВЕРНОЕ продолжение фразы:

«Недоросль» - это первая социально – политическая комедия, в которой…

          А. автор высмеял систему дворянского воспитания и образования

          Б. показан страшный в своём невежестве и бездушии человек, «подобный матери»

          В. главная идея – необходимость воспитания души

          Г. автор призывает к отмене крепостного права.

9.Какой герой – резонёр излагает авторскую программу распространения Просвещения и борьбы с невежеством, которое Д.И.Фонвизин считает причиной всех пороков?

          А. Стародум                            В. Милон

          Б. Простаков                            Г. Правдин

10.Соотнесите персонажей пьесы с афоризмами, ими произнесёнными:

      1.    «Не хочу учиться, хочу жениться»                                 А. Правдин

1.      «То бранюсь, то дерусь; тем и дом держится»               Б. Стародум

2.      «Между свиньями я сам всех умнее»                              В. Простакова

3.      «Тиранствовать никто не волен»                                Г. Митрофан

4.      «При твоих глазах мои ничего не видят»                     Д. Скотинин

5.      «Вот злонравия достойные плоды!»                              Е. Простаков

 

Ключ к тесту: 1-Б, 2-Г, 3-В, 4-Г, 5-А, Б; 6-Г, 7-В, 8-Г, 9-А; 10 – 1-г, 2-в, 3-д, 4-а, 5-е, 6-б.

 

III.Мотивация учебной деятельности: Слово учителя.

IV. III. Формулир.темы и целеполагание.

IV.Работа по теме урока.

1. Беседа

·         Кто главный герой пьесы? (Митрофан Простаков).

·         Что можно сказать об этом персонаже? (составление ассоциирования на доске).

Митрофан:

·         сын провинциальных помещиков;

·         «похожий на мать»;

·         хитрый;

·         подхалим;

·         невежественен;

·         изворотлив;

·         ленив;

·         двуличен;

·         жаден;

·         неуч;

·         груб;

·         жесток;

·         живет в свое удовольствие;

·         берет пример с матери;

·         деградирует;

·         недоросль;

·         не получил хорошего воспитания и образования.

 

·         Кто такой гражданин? (работа в парах с использованием толкового словаря).

·         Каким должен быть гражданин? (любить Родину, трудиться на ее благо, быть честным, справедливым, умным, подчинять свои интересы общественным).

·         Обладает ли этими качествами Митрофан? Может ли принести пользу государству как дворянин? Почему? (нет, не получил нужного образования и воспитания).

·         Что этим образом хотел сказать автор, какую проблему затрагивает в комедии? (высмеивает систему дворянского воспитания и образования в России 18 века).

·         Что такое сатира?

·         В чем сатирическая направленность комедии «Недоросль»?

·         2. Работа в группах (задание для группы на карточках).

I группа. Охарактеризуйте отношения Митрофана и его матери – госпожи Простаковой, ее влияние на сына.

II группа. Охарактеризуйте образ госпожи Простаковой.

III группа. Охарактеризуйте отношения Митрофана и его отца – господина Простакова. Имеет ли он влияние на сына? Докажите это.

IV группа. Охарактеризуйте систему обучения и воспитания Митрофана. Кто его учителя и чему его учили?

V группа. Охарактеризуйте образ господина Скотинина, значение этого образа в комедии?

VI группа. Какие проблемы затрагивает автор в комедии? (образование и воспитание; гражданское служение Отечеству; ответственность родителей за детей; взаимоотношения родителей и детей, членов семьи между собой; долг и ответственность за свои поступки; корыстолюбие и безответственность…).

3.Проблемные вопросы .

·         Кто виноват, что Митрофан – неуч, невежа, грубиян?

·         В чем разница между образованием и воспитанием? Что важнее для формирования личности и почему?

 

5.Работа в парах. Работа с текстом комедии. Выписать из комедии крылатые выражения

 V.Итог урока. Рефлексия.

Эссе «Чем интересна и поучительна комедия Фонвизина сегодня?»

VI. Домашнее задание:

 

 

 

 

 

                  

 

 

 

 

               

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                       Тест по комедии Д. И. Фонвизина (с взаимопроверкой)

1.К какому литературному направлению можно отнести пьесу «Недоросль»?

          А. реализм                                В. сентиментализм

          Б. классицизм                           Г. романтизм

2.Какую традицию 18 века нарушил Д.И.Фонвизин в своей комедии?

          А. теория «триединства»        В. любовная интрига

          Б. «говорящие» фамилии        Г. односторонность характеристики героев

3.Какой социальный тип не представлен в комедии?

          А. дворянские интеллигенты      В. столичные вельможи

          Б. провинциальные помещики    Г. крепостные крестьяне

4.Недорослем во времена Фонвизина назывался…:

          А. главный герой комедии           Б. подросток 15 – 17 лет               

          В. ленивый, ограниченный, невежественный человек

          Г. дворянин, не получивший образования, не  имеющий права служить, жениться.

5.Определите темы комедии Д.И.Фонвизина «Недоросль»:

          А. воспитания и образования     В. любовная

          Б. обличения невежества            Г. борьба с самодержавием

6.Кто является главным учителем Митрофана, чьи уроки он усвоил?

          А. Вральман                                  В. Кутейкин

          Б. Цыфиркин                                 Г. Простакова

7. Выберите верное продолжение фразы: Митрофан страшен тем, что это

          А. неповоротливый лентяй         Б. безвредный невежа и обжора

          В. жестокий, неблагодарный и бездушный невежда

          Г. молодой  барич, невоспитанный и не желающий учиться

8. Выберите  НЕВЕРНОЕ продолжение фразы:

«Недоросль» - это первая социально – политическая комедия, в которой…

          А. автор высмеял систему дворянского воспитания и образования

          Б. показан страшный в своём невежестве и бездушии человек, «подобный матери»

          В. главная идея – необходимость воспитания души

          Г. автор призывает к отмене крепостного права.

9.Какой герой – резонёр излагает авторскую программу распространения Просвещения и борьбы с невежеством, которое Д.И.Фонвизин считает причиной всех пороков?

          А. Стародум                            В. Милон

          Б. Простаков                            Г. Правдин

10.Соотнесите персонажей пьесы с афоризмами, ими произнесёнными:

      1.    «Не хочу учиться, хочу жениться»                                 А. Правдин

1.      «То бранюсь, то дерусь; тем и дом держится»               Б. Стародум

2.      «Между свиньями я сам всех умнее»                              В. Простакова

3.      «Тиранствовать никто не волен»                                Г. Митрофан

4.      «При твоих глазах мои ничего не видят»                     Д. Скотинин

5.      «Вот злонравия достойные плоды!»                              Е. Простаков

 

 

                                           Крылатые выражения

«Всякая вина виновата» , Тарас Скотинин (действие 1 явление 4) 
«Дела не делай, от дела не бегай» (Цыфиркин действие 3 явление 6), 
«Дал мне Бог ученичка, боярского сынка» (Цыфиркин действие 3, явление 6), 
«виной залетишь за тридевять земель, за тридесято царство» (Правдин, 
явление 8, действие 4) 
«Суженого конём не объедешь» (Скотинин, явление 3, действие 2) 
«С великим просвещение можно быть мелкому скареду [1]» (Стародум, явление 1 
действие 3), 
«На своё счастье грех пенять» (Скотинин, явление 3, действие 2) 
«Век живи, век учись» (Г-жа Простакова, явление 6 действие 2) 
«Ученье - вздор» (Скотинин, явление 8, действие 4) 
«Где гнев, тут и милость» (Г-жа Простакова, явление 9, действие 4) 
«дай мне сроку, хотя на три дня» (Г-жа Простакова, явление 5, действие 5) 
«Повинную голову меч не сечёт» (Г-жа Простакова, явление 4, действие 5) 
«В большом свете водятся премелкие души» (Стародум, явление 1, действие 3) 
«Честнее быть без вины обойдёну, нежели без заслуг пожаловану» (Стародум, 
явление 1, действие 3) 
«Без вины виноват» (Простаков, явление 3, действие 5) 
«Без знатных дел знатное состояние ничто» (Стародум, явление 2, действие 4) 
«Собака лает, ветер носит» (Цыфиркин, явление 7 действие 3) 
«Угнетать рабством себе подобных беззаконно» (Стародум, явление 1, 
действие 5) 
«Сон в руку» (Простаков, явление 4, действие 1) 
«Концы в воду» (Скотинин, явление 5, действие 1) 
«Видали виды» (Простаков, явление 8, действие 1) 
«Белены объелся» (Митрофан, явление 4, действие 2) 
«Поминай, как звали» (Митрофан, явление 6, действие 2) 
«С его кулаков да за часослов» (Митрофан, явление 6, действие 2) 
«Весёлым пирком, да за свадебку» (Скотинин, явление 5, действие 3) 
«По добру, по здорову» (Скотинин, явление 4, действие 5) 
«Наличные деньги - не наличные достоинства» (Стародум)

 

Сатирическая направленность комедии "Недоросль". Проблема воспитания .docxУрок литературы в 8 классе Тема: Социально-нравственные проблемы рассказа «После бала».

Сатирическая направленность комедии "Недоросль". Проблема воспитания .docxУрок литературы в 8 классе Тема: Социально-нравственные проблемы рассказа «После бала».

Сатирическая направленность комедии "Недоросль". Проблема воспитания .docxУрок литературы в 8 классе Тема: Социально-нравственные проблемы рассказа «После бала».

Сатирическая направленность комедии "Недоросль". Проблема воспитания .docxУрок литературы в 8 классе Тема: Социально-нравственные проблемы рассказа «После бала».

Сатирическая направленность комедии "Недоросль". Проблема воспитания .docxУрок литературы в 8 классе Тема: Социально-нравственные проблемы рассказа «После бала».

Сатирическая направленность комедии "Недоросль". Проблема воспитания .docxУрок литературы в 8 классе Тема: Социально-нравственные проблемы рассказа «После бала».

Сатирическая направленность комедии "Недоросль". Проблема воспитания .docxУрок литературы в 8 классе Тема: Социально-нравственные проблемы рассказа «После бала».

Сатирическая направленность комедии "Недоросль". Проблема воспитания .docxУрок литературы в 8 классе Тема: Социально-нравственные проблемы рассказа «После бала».

Сатирическая направленность комедии "Недоросль". Проблема воспитания .docxУрок литературы в 8 классе Тема: Социально-нравственные проблемы рассказа «После бала».

Сатирическая направленность комедии "Недоросль". Проблема воспитания .docxУрок литературы в 8 классе Тема: Социально-нравственные проблемы рассказа «После бала».
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
20.01.2020