Сберечь природы дар бесценный!

  • Исследовательские работы
  • docx
  • 05.03.2023
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Косолапова, 2021.docx

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа» с. Сергеевка

Партизанского муниципального района ПК

 

 

 

 

 

 

ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ИТОГОВЫЙ ПРОЕКТ

Тема:

«Сберечь природы дар бесценный!»

 

 

 

 

 

Выполнил: 

Косолапова Милена Евгеньевна,

ученица 9 класса

Куратор проекта:

Косолапова Ольга Ивановна,

учитель биологии

 

 

 

 

 

 

 

 

с. Сергеевка, 2022  г.

Оглавление

Введение                                                                                                                  3

1.     Актуальность

2.     Значимость

3.     Цель

4.     Задачи

5.     Гипотеза

6.     Ход работы

7.     Ожидаемый результат

8.     Достигнутый результат

9.     Охват участников беседы и анкетирования

10. Охват участников, воплощающих проект в жизнь

I В союзе с природой                                                                                              6

1.     Исследование территории вдоль ручья и воды

2.     Описание социальной проблемы и анкетирование населения

3.     Механизмы оценки результатов и этапы реализации проекта

II Сберечь и преумножить                                                                                     11

1.     Ожидаемые результаты и перспективы

2.     Пути решения экопроблемы

3.     Перспективы дальнейшего развития проекта

Заключение                                                                                                            13

Список используемой литературы                                                                      14

Приложение 1 Неравнодушные ребята делают кормушки и скворечники прямо у ручья                                                                                                            15

Приложение 2 Молодые саженцы кедра, высаженные мной у ручья          16

Приложение 3 Ежегодный сбор мусора у ручья                                          17

Приложение 4 Семейные работы по благоустройству ручья                       18

Приложение 5 Фото одного и того же участка у ручья «До» и «После» проведенных работ                                                                                                20

Приложение 6 Диплом призера конкурса социально-значимых экологических проектов «Чистая страна – какой я ее вижу»                                                      21                                                                                               

 

Введение

Моя семья приехала в Партизанский район в 2011 году. Мы долго искали дом для покупки и пересмотрев множество вариантов выбрали жильё, расположенное недалеко от ручья Семёнов, на карте он есть, а вот о самом ручье, к сожалению, никакой информации мне найти не удалось.

Вообще, Семёнов – это фамилия, которая занимает шестнадцатое место в списке ста наиболее распространенных русских фамилий. Не менее популярным было в России и имя Семён (от древнееврейского – «услышавший»). Возможно, и ручей назван в честь какого-нибудь Семёна. Но исследовав информацию о различных Семёновых, решила предположить, что ручей носит своё название в честь Якова Лазаревича Семёнова. Он был одним из первых переселенцев в посёлок Ольга Приморского края, а позже он переехал во Владивосток и стал первым гражданским жителем города. Семёнов прожил долгую и счастливую жизнь. Его коммерческим начинаниям сопутствовал успех, горожане неизменно избирали его гласным, он был душой многих дел в городе: будь то юбилейные даты, праздники, благотворительные мероприятия. 23 февраля 1923г. «первого гражданского жителя» и почётного потомственного гражданина Я.Л. Семёнова не стало.

Актуальность: Деградация и исчезновение малых рек и ручьёв, загрязнение воды и береговых линий. С каждым годом всё больше пересыхает и исчезает озёр, малых рек и ручьёв, всё чаще отмечаются источники загрязнения береговых линий. Ученые бьют тревогу, что через пару столетий люди будут остро нуждаться в пресной воде. На территории с. Сергеевка имеется ручей, который, по моему мнению, нуждается в охране, бережном отношении и защите от загрязнений, как берегов, так и воды, но односельчане слабо понимают значимость воды в жизни человека, захламляя берега ручья.

Значимость: Работая над проектом, я поняла, какую значимую работу выполняет моя семья, ухаживая за ручьем. Это и информационная значимость, ведь в первые годы нашей работы, люди с усмешкой проходили мимо, когда мы убирали мусор, но со временем люди стали сами подходить и просить организовать субботник, то есть, периодические анкетирования и просвещение людей о важности чистоты ручьев и рек - не зря. А впоследствии, вышел скверик для отдыха односельчан в тени деревьев на лесном массиве, люди приходят, жарят сосиски, и удобно расположившись едят, здесь собираются и ребята из экокружка «Зеленый патруль». За установленным столом они с удовольствием рисуют, пишут стихи и делают кормушки для птиц – это все и есть, значимая часть нашей работы.

Цель: Сохранение природного наследия.

Задачи:

1. Сбор исторической информации о ручье.

2. Доведение до населения информации о необходимости охраны источников пресного водоснабжения, по средствам анкетирования и беседы.

3. Исследование состояния воды в ручье.

4. Очистка берегов от сухой травы, бытового мусора, аварийных деревьев.

5. Посадка молодых саженцев деревьев и кустарников.

6. Благоустройство береговой территории.

Гипотеза: с помощью первой, благоустроенной у ручья зоны отдыха, способствовать формированию общества, которое понимает экологические проблемы и готово помогать в их разрешении.

Ход работы:

1.     Выбор актуальной темы;

2.     Определение цели и задач проекта;

3.     Сбор информации;

4.     Подготовка материалов и оборудования;

5.     Проведение анализа пробы воды;

6.     Проведение опроса населения;

7.     Описание работы.

Ожидаемый результат: благоустроенная зона отдыха для односельчан, создание условий для психологической разгрузки местных жителей, формирование у населения бережного отношения к природе и труду.

Достигнутый результат: территория очищена от сухой травы, камней, бытового мусора, саженцы молодых кедров, берез, кусты смородины высажены, лавка установлена, кормушки и скворечники развешены, вытащены большие камни (валуны) из ручья, население проинформировано о важности сохранения территории ручья в порядке.

Охват участников беседы и анкетирования - 30 человек:

- 14 человек в возрасте от 12 до 17,

- 6 человек от 7 до 12,

- 6 человек от 18 до 40,

- 4 человека от 40 до 60 лет.

Охват участников, воплощающих проект в жизнь – 7 человек (члены моей семьи).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

В союзе с природой

Исследование территории вдоль ручья и воды из него

И вот, видя красоту природы, я поставила перед собой цель: сформировать вдоль ручья Семёнов и лесного массива, место для культурного досуга односельчан.

Но сегодня, не всем известно, что вода – это индикатор степени загрязненности городов, сёл и качества работы очистных сооружений. Отслеживая состояние ручьев района, можно даже оценить экологическое состояние местности и улучшить работу очистных станций. Зачастую вода может казаться очень чистой, однако реальный ее состав будет оказывать большое влияние на всю экосистему.

Загрязнение водоемов России достаточно велико. Водная экология близка к критической отметке в следующих регионах:

v Архангельской области;

v Ярославской области;

v Калининградской области;

v Томской области;

v Курганской области;

v Бурятии;

v Республике Дагестан;

v Калмыкии;

v Приморском крае.

За последние годы резко ухудшилась ситуация в водоемах и Амурской области.

Ежедневно большой объем органических и химических соединений попадают в Волгу. Она уже не в состоянии самоочищаться естественным способом, поэтому здесь регулярно проводится очищение вод при помощи хлорирования.

Возьму и я, пробу воды из ручья разных мест и оценю её качество в домашних условиях по органолептическим показателям, таким как: цвет и запах, исследую на наличие осадка.

Для этого мне понадобится следующее оборудование:

- Пробирка – 3 шт.;

- Пипетка;

- Термометр;

- Весы (кухонные);

- Фильтр;

- Ёмкость для нагревания воды.

Я прошла вдоль ручья, и взяла пробу с трех мест:

ü Пробирка №1- вода из ручья в лесной зоне (цвет пробы – слабо-желтоватый);

ü Пробирка №2 - вода из ручья в овраге под мостом (цвет пробы – желтый);

ü Пробирка №3 - вода из ручья, вдоль проезжей дороги (цвет пробы – коричневый).

Запах был слабо выражен у каждой пробы воды, но когда я нагрела воду до 20 градусов запах усилился:

ü Пробирка №1 – плесневелый запах;

ü Пробирка №2 – гнилостный запах;

ü Пробирка №3 – мазутный запах.

Так же, мной, было проведено исследование на осадок. Одинаковое количество воды (50 мл) каждой пробы, я пропустила через фильтр. Затем фильтр высушила в течении суток, вес сравнила с исходным весом фильтра, который составлял до опыта 200 мг. В итоге получилось следующее:

ü Пробирка №1 - 200мг;

ü Пробирка №2 - 210мг;

ü Пробирка №3 - 210мг.

Таким образом, я могу сказать, что степень загрязненности ручьев не слишком зависит от места, где они располагаются, но от того, что в них сбрасывают - да.

 Описание социальной проблемы и анкетирование населения

Конечно, одной мне справится с поставленными задачами не по силам, поэтому я обратилась за помощью к своей семье, и они с радостью откликнулись.

Обозначив территорию - это 40 метров вдоль ручья, мы принялись за работу, ползая по склону, убирали банки, бутылки, которые жители села бросают проходя мимо. Обидно, что ни один человек не присоединился к нам, а наоборот, останавливались и задавали вопрос: «А оно вам нужно, зачем вы тратите свое время?». Именно поэтому, я решила провести опрос жителей села Сергеевка.

В опросе приняли участие 14 человек в возрасте от 12 до 17, 6 человек от 7 до 12, 6 человек от 18 до 40 и 4 человека от 40 до 60 лет.

Таким образом, количество анкетируемых составило 30 человек.

·        На первый вопрос: «Хотите ли вы видеть своё село чистым и цветущим?» - положительно ответили все анкетируемые, лишь 2 человека сказали, что им: «Всё равно».

·        На второй вопрос «Принимали ли вы участие в таких акциях, как «Вишнёвый сад», «Посади дерево», «День кедра», «Чистый берег»?» 15 человек ответили – «да», 5 – никогда не слышали про это, 10 – хотели бы принять участие в подобной акции.

·        Третий вопрос: «Выходите ли вы на уборку территории (за своим забором?». Ответили положительно все анкетируемые, что меня очень обрадовало.

·        На четвёртый вопрос «Бросаете ли вы мусор на улицах села?» - практически все признались, что «да», так как в селе катастрофически не хватает урн, что смогло бы спасти ситуацию в целом.

Из графика и из беседы с анкетируемыми, делаю вывод, что люди готовы участвовать в улучшении экологической обстановки нашего села, но имеют мало информации о экопроблемах.

Механизм оценки результатов и этапы реализации проекта

Механизм оценки – это непрерывный контроль за ходом выполнения проекта, а также корректировка в процессе деятельности.

Оценка эффективности проекта, я считаю, должна исходить из качественной и количественной реализации рабочего плана моего проекта. Её критериями являются количество вовлеченных в проектную деятельность «соратников», людей, которые помогают и являются группой поддержки; количества проделанной работы (приобретение саженцев и т. д.).

В ходе реализации проекта проделаны следующие этапы:

v Организационный – сформирована группа добровольцев, участников проекта; проведена встреча с лесничим, на которой я научилась правильной посадке деревьев и кустарников, уходу за ними, прополке и поливке.

v Информационный – оповестила жителей села о важности благоустройства территории вдоль ручья; провела социологический опрос по эко проблеме, подвела итоги.

v Деятельностный – поиск «соратников», тех кому не безразлична судьба ручья Семёнов; приобретение и принятие в дар саженцев, их посадка; выполнение работ по созданию лавок, скворечников и кормушек.

Данный проект должен видоизменить запущенный уголок территории села, благоустроить его и создать комфортные условия для проведения досуга детей и взрослых.

II Сберечь и преумножить

Ожидаемые результаты и перспективы будущего

«Вода! У тебя нет ни вкуса, ни цвета, ни запаха, тебя не опишешь, тобою наслаждаешься, не понимая, что ты такое. Ты не просто необходима для жизни, ты и есть жизнь…» - писал Антуан Сент-Экзюпери. Конечно, он говорил о хорошей и качественной воде.

Ручьи, озёра, реки – это наше богатство, их нужно изучать, разведывать, оберегать.

Но рост населения, развитие промышленности и сельского хозяйства отрицательно влияют на качество воды, а живя рядом с ручьём Семёнов, я каждый день наблюдаю, как захламляются берега ручья, пустые бутылки – грязные пластмассовые и разбитые стеклянные, куски рыболовных снастей окурки и пачки от сигарет, огрызки, упаковки от чипсов и многое другое ухудшают качество воды в ручье. И это всё ежедневно тоннами попадает в водоемы, а из них в моря и океаны. Хлам собирается в острова, которые называют «мусорными». В Тихом океане найден один из самых больших мигрирующих, мусорных островов, по размеру он соизмерим с территорией Монголии (1,5 млн. км²), его вес составляет примерно сто миллионов тонн и это не всё! Каждый день течение приносит сюда более 300 тонн отходов.

А ведь огромное количество пластика съедают и морские обитатели, что ведет к их гибели. Под воздействием солнечного тепла пластик распадается на мелкие гранулы, которые поглощает планктон. Вдумайтесь, в результате человеческих действий баланс в экосистеме нарушается! Это ведет к гибели целых экосистем, гибель отдельных представителей биосферы – уже неизбежность! А если темпы загрязнения озер и рек не пойдут на спад, то через несколько веков и люди начнут гибнуть от нехватки воды.

И так, не радужные перспективы будущего нашей страны, если сегодня не привлечь общественность к экопроблеме:

v Дефицит пресной воды - с каждым годом человек потребляет все больше водного ресурса. Темпы загрязнения источников водоснабжения также растут. Ежегодно на протяжении месяца несколько миллиардов людей испытывают трудности от недостатка пресной воды.

v Эпидемии и болезни - от перенасыщения водных ресурсов химическими соединениями учащаются случаи серьезных заболеваний сердца, кишечника, печени, почек, опорно-двигательного аппарата, хронических форм заболеваний. Значительно возросло количество глистных инвазий различной степени тяжести, тифа, холеры, уносящих жизни людей. Из-за большого количества антибиотиков, попадающих в реки и озера, возникают новые разновидности бактерий, устойчивых к воздействию лекарственных препаратов. Это затрудняет борьбу с заболеваниями.

v Воздействие на живые организмы - ухудшение качественного состава воды мешает нормальному существованию представителей флоры и фауны. В организме происходят сбои, которые ведут к проблемам со здоровьем.

v Нарушение строения ДНК - опасные вещества накапливаются в водоемах, проникая в живой организм, они способны провоцировать мутацию, меняется строение ДНК. У рыб происходит изменение во внешнем виде, возникает деформация внутренних органов.

v Нарушение репродуктивной функции - опасность представляют тяжелые металлы, которые в большом количестве содержатся в грязной воде. Они не выводятся из человеческого организма, накапливаясь в нем и негативно влияя на репродуктивные органы человека. Как следствие, вероятность возникновения бесплодия.

v Загрязнение водоемов ведет к исчезновению целых видов представителей животного мира.

 

 

 

 

Пути решения экопроблемы

Вопрос загрязнения поверхностных природных вод вырос не просто до размеров нашей страны, а до масштабов планеты. Человечество уже пытается решить проблему разными способами.

Ученые находятся в интенсивном непрерывном поиске эффективных методов очистки воды от вредных примесей. Разработан ряд методов, позволяющих быстро локализовать большие объемы попавших в открытые водоемы нефтепродуктов или других химических и радиоактивных составов. Устанавливаются специальные решётки, задерживающие мусор, но их необходимо постоянно очищать. Но даже этого пока недостаточно, чтобы сократить наносимый природе вред.

И вот, по итогам своего исследования, я понимаю, что очень важно следить, как за чистотой самого ручья, так, и за чистотой его берегов. И пусть, мой проект рассчитан ни на один год, но сделано уже многое: установлена лавка, убран мусор, ветки, аварийные деревья, высажены молодые кедры, подаренные местным лесничим, на ежегодной акции «День кедра», высажены берёзки и кусты смородины, повешены кормушки и скворечники. Нет ничего прекраснее присесть на лавочку, в тени деревьев и послушать пение птиц и журчание весёлого ручейка.

Перспективы дальнейшего развития проекта

Я думаю, благодаря нашей дружной компании, мой проект по благоустройству зоны отдыха у ручья, будет реализован полностью, в планах установить ещё беседку и качели, и эти 40 метров будут радовать не только мою семью, но и жителей села. Воплотив эту идею в жизнь, я попытаюсь осуществить, проделанное на другом участке ручья. Возможно своим примером, моя семья поможет сформировать устойчивое и бережное отношение к природе, к труду. Мне хочется, чтобы каждый понимал, что возле ручья нужно вести себя культурно, не мусорить, не плевать.

Моя работа по благоустройству ручья активно совершенствуется – это и постоянный уход за саженцами: посадка новых - вместо засохших, поливка, прополка. Планируется посадка редких видов деревьев и кустарников.

Моя семья уверена, что чистота и порядок больше зависят не от денег, а от силы истинной любви к родной земле, месту, где ты живёшь, от уважения собственного человеческого достоинства.

А если каждая семья наведёт порядок на 40 метрах, вблизи ручья, то экологическая ситуация может улучшится во всём районе, ведь давно уже известно каждому, что маленький шаг одного человека – большой вклад в развитие будущего большой страны.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Человечество уже натворило много непоправимых ошибок в природе. Наша страна богата природными ресурсами: поля, леса, озера и ручьи - за это воевали наши прадеды! Они восстановили страну после войны для нас с вами. Но сегодня, растения, животные, птицы взывают о помощи. Так давайте и мы встанем на защиту страны и сохраним ее для будущих поколений!

Ведь подумайте! Следующие поколения не простят нам того, что мы лишим их возможности наслаждаться первозданной красотой природы.

Сохранение гармонии человека и природы – основная задача, которая стоит перед нами сегодня. Необходимо развить у каждого человека чувство «экологического сознания», которое будет определять, в какой стране мы будем жить – зелёной и цветущей или похожей на пустыню.

Пусть мой проект является небольшим делом во благо села и района, но как известно и малыми делами славен человек, возможно вся проделанная работа, небольшая, но уютная зона отдыха, в которую моя семья вкладывает заботу и любовь, послужит примером для многих моих сверстников, а мой девиз: «Сберечь природы дар бесценный!» станет лозунгом и призывом для создания подобных зон на протяженности всего ручья.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список используемой литературы

1.     Васильченко О.В., «Гидроэкология: особенности оценки качества вод. Инженерная экология», 2003.

2.     Водопользование и очистка промстоков. Приложение к журн. «Безопасность жизнедеятельности», 2003, №9.

3.     Гольдберг В.М., «Взаимосвязь загрязнения подземных вод и природной среды», т. Москва, «Гидрометеоиздат», 1987.

4.     Кочарян А.Г., «Охрана водных ресурсов России от загрязнений: современное состояние и перспективы», 2006, №4.

5.     Толмачёва Л.П., «Окно в удивительный мир природы: Занимательная экология», г.Донецк, «Сталкер», 1998.

6.     Чернова Н.М., «Основы экологии 10 (11) класс», г. Москва, «Дрофа», 2001.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 1

Неравнодушные ребята делают кормушки и скворечники прямо у ручья

 

 

Приложение 2

Молодые саженцы кедра, высаженные мной у ручья

 

 

 

Приложение 3

Ежегодный сбор мусора у ручья

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 4

Семейные работы по благоустройству ручья

 

Приложение 5

Фото одного и того же участка у ручья «До» и «После» проведенных работ

 

 

 


 

Скачано с www.znanio.ru