Сбор анамнестических сведений о ребенке с ОВЗ и его семье
Оценка 4.8

Сбор анамнестических сведений о ребенке с ОВЗ и его семье

Оценка 4.8
docx
06.02.2024
Сбор анамнестических сведений о ребенке с ОВЗ и его семье
Засорина А.Е. Сбор анамнестических сведений о ребенке с ОВЗ и его семье.docx

СБОР АНАМНЕСТИЧЕСКИХ СВЕДЕНИЙ О РЕБЕНКЕ С ОВЗ И ЕГО СЕМЬЕ.

В настоящее время в России начинает складываться модель инклюзивной практики обучения, при которой дети с особыми образовательными потребностями включаются в общеобразовательный процесс, при создании в образовательной организации специальной программы сопровождения.

Включение детей с ОВЗ в среду общеобразовательной школы требует значительных изменений в организации процесса обучения и подразумевает не только создание технических условий для беспрепятственного доступа детей с ОВЗ в общеобразовательные учреждения, но и необходимость обеспечения комплексного психолого-педагогического сопровождения данной категории учащихся на протяжении всего периода его обучения в условиях общеобразовательной школы. 

Психолого-педагогическое сопровождение ребенка с ОВЗ (особыми образовательными потребностями) рассматривается как комплексная технология психолого-педагогической поддержки и помощи ребёнку и родителям в решении задач развития, обучения, воспитания, социализации со стороны специалистов разного профиля, действующих координировано.

Действующее законодательство в настоящее время позволяет организовывать обучение и воспитание детей с ОВЗ в обычных образовательных учреждениях.

В законе об образовании есть положение о праве ребёнка и его родителей самостоятельно определять форму получения образования и образовательное учреждение. C каждым годом в общеобразовательную школу приходит все больше детей, которые нуждаются в оказании им специализированной помощи при освоении образовательной программы.

Педагог-психолог в системе сопровождения ребенка с ОВЗ в общеобразовательном учреждении осуществляет свою деятельность со всеми участниками образовательного процесса: обучающимися с ОВЗ, нормативно развивающимися детьми, педагогами, специалистами сопровождения, родителями как детей с ОВЗ, так и родителями других обучающихся  ОО.

Целью психологического сопровождения является  создание комплексной системы психолого-педагогических условий, способствующих успешной адаптации, реабилитации и личностному росту детей в социуме.

Задачами психолого-педагогического сопровождения участников инклюзивного образования будут в отношении обучающихся с ОВЗ:

1.     Систематическое отслеживание психолого-педагогического статуса обучающегося с ОВЗ в динамике его психического развития

2.     Создание социально-психологических и педагогических условий для эффективной адаптации и психического развития обучающихся и обеспечения успешности в обучении

3.     Оказание помощи в адаптации к новым условиям жизнедеятельности

4.     Обеспечение систематической помощи детям с ОВЗ в ходе обучения

5.     Организация жизнедеятельности ребенка в социуме с учетом психических и физических возможностей обучающегося

Для успешности воспитания и обучения детей с ОВЗ необходима правильная оценка их возможностей и выявление особых образовательных потребностей. В связи с этим, особая роль отводится сбору анамнестических сведений о ребенке с ОВЗ.

Основная задача сбора анамнестических данных - установить факторы, опре­делившие тот или иной путь психического развития, то есть значимые обстоятельства жизни ребенка и степень их влия­ния на развитие психики.

Анамнез   позволяет своевременно выявить индивидуальные психолого-педагогические особенности ребенка с ОВЗ; определить оптимальный педагогический маршрут; обеспечить индивидуальным сопровождением каждого ребёнка с ОВЗ в общеобразовательном учреждении; спланировать коррекционные мероприятия, разработать программы коррекционной работы; оценить динамику развития и эффективность коррекционной работы; определить условия воспитания и обучения ребёнка; консультировать родителей ребёнка.

Сбор анамнестических сведений о ребенке с ОВЗ и его семье специалистами учреждений является первым этапом сопровождения.

Следует отметить, что практически все специалисты уделяют пристальное внимание сбору анамнестических данных.

В случае детально прописанного врачебного анамнеза не имеет смысла повторять вопросы, раннее заданные врачом, а следует лишь детализировать интересующие психолога этапы и специфику развития превращая, таким образом, медицинский анамнез в историю развития. Психолог, осуществляющий психолого-педагогическое сопровождение ребенка, знакомится с результатами медицинского обследования по документации - изучает историю развития ребенка, заключения специалистов. Они должен владеть основными понятиями соответствующих клинических областей знания и уметь анализировать медицинскую документацию. Для понимания психолого-педагогических особенностей ребенка с нарушениями развития и повышения эффективности коррекционно-развивающего воздействия большое значение имеет знание и учет психологических особенностей родителей, воспитывающих этого ребенка, и межличностных отношений в семье.

Часто психологи образовательных учреждений оказываются первыми специалистами, к которым обращаются родители с ОВЗ. В таких случаях психолог буквально вынужден оценивать историю развития ребенка (в том числе и период развития до момента рождения) самостоятельно.

В ситуации, когда первичный прием проводит психолог, в своих рекомендациях он не только может, но и должен в каждом конкретном случае определить необходимость участия в обследовании других специалистов, а в некоторых случаях и определить последовательность (приоритетность) проведения обследований (консультаций) специалистами разного профиля.

Несомненно, огромную роль в такой работе играет собственный опыт психолога. Психолог, осуществляющий первичное консультирование включенного ребенка с ОВЗ, собирает и дополнительные анамнестические сведения о нем и его семье (психологический анамнез), и частично и социальный анамнез (состав семьи ребенка, кто занимается его развитием и воспитанием и т.п.). В этом случае другие специалисты дополняют или уточняют полученные анамнестические данные.

В настоящее время разработан ряд документов, карт развития, в которых достаточно подробно и развернуто можно представить необходимые начальные сведения о ребенке и его семье (социальная часть) которые дополняются документами и рекомендациями.

Подробный расспрос - основа рационально собранного психологического анамнеза - нередко позволяет выяснить объективные данные о возникновении и развитии болезни, о жизни учащегося и, проанализировав полученные данные, составить дальнейший план деятельности.

Психолог должен осторожно, деликатно, но без излишней застенчивости собирать необходимые сведения. Во время опроса он должен добиться расположения к себе, завоевать его доверие. 

При собеседовании с родителями необходимо установить доверительные отношения, чтобы получить достоверные сведения о состоянии здоровья ребенка, самих родителей и их ближайших родственников.

Беседа с родителями начинается со сбора жалоб, которые могут охватывать различные стороны жизни и деятельности ребенка. Так, в раннем возрасте родителей больше беспокоят вопросы психомоторного и речевого развития (неусидчивость, медленное и плохое развитие речи, общей моторики), частые инфекции, судорожные приступы.

В предшкольном - задержки психомоторного и речевого развития, трудности поведения, ограниченность запаса общих понятий, головные боли и др. В школьном возрасте основные жалобы сводятся к затруднениям в школьном обучении, плохой памяти, неусидчивости, невнимательности и т.д.

Опора анамнестического исследования на возрастную психологию позволяет решить две задачи:

1) срав­нить уровень развития психики ребенка на том или ином этапе с нормой, опирающейся на особенности социальной ситуации развития, ведущего вида деятельности, психологические но­вообразования;

2) при составлении схемы анамнестического исследования опираться на схему возрастной периодизации.

Можно выделить три этапа в сборе анамнеза

1.Сбор анамнестических данных социального статуса родителей ребенка

2. Составление истории болезни и сбор анамнеза (состояние здоровья родителей)

3.Сбор анамнестических данных о ребенке

 

      

1.     Сбор анамнестических данных начинается со знакомства с социальным статусом родителей ребенка:

• учитывается их возраст;

• профессия, место работы в период ожидания ребенка;

• особенности домашнего уклада;

• количество членов семьи (полная ли семья);

• кто и как воспитывает ребенка; жилищные условия и др.

Эта часть беседы оформляется как паспортная.

2. Переходя непосредственно к составлению истории болезни и сбору анамнеза, психолог интересуется состоянием здоровья родителей (отдельно отца и матери) в настоящее время и в более молодые годы с целью выяснения, не страдали ли они теми же болезненными состояниями, которые наблюдаются в данное время у их ребенка.

По ходу беседы выясняется состояние здоровья ближайших родственников: братьев и сестер, их детей, бабушек и дедушек. Расспрашивают о наличии хронических заболеваний в семье (ревматизма, туберкулеза, бронхиальной астмы и др.), о злоупотреблении алкоголем, никотином, лекарственными препаратами и т. д.

3.     Сбор анамнестических данных о ребенке необходимо начать со следующих вопросов, касающихся состояния здоровья матери:

• от какой по счету беременности обследуемый ребенок и была ли желанной беременность;

• не употребляла ли мать в это время противозачаточные средства, лекарственные препараты.

Каждый вопрос, задаваемый родителям, имеет большое значение для понимания возможного этиологического фактора болезни.

Например:

• выяснение здоровья матери, отца и их родственников может указать на наследственную предрасположенность к возникновению заболевания;

• выяснение причин абортов может помочь оценить состояние эндокринной системы матери (неразвивающийся плод) или домашнюю ситуацию, при которой ребенок является нежелательным.

Выделяются следующие способы сбора психологического анамнеза:

• беседа с законными представителями ребенка;

• наблюдение за поведением учащегося, особенностями реагирова­ния, невербальными проявлениями;

• изучение отчетов, мнений других специалистов (по наличию);

• психодиагностика, в которую, в зависимости от запроса могут входить следующие методики:

- тесты способностей, интеллекта, познавательной сферы;

- личностные тесты, выявляющие особенности различных сфер личности клиента: эмоционально-волевую, мотивационную, характерологические и темпераментные особенности и т. п., самооценку, уровень социального интереса и т. п.;

- ситуативные тесты, выявляющие актуальное состояние кли­ента на момент тестирования;

- проективные методики: рисунки, сны, сочинения и т. п., по­зволяющие оценить и понять личность как ситуативно, так и в целом.

Следует помнить, что многое о ребенке может сказать его внешний вид: осанка, походка, координация движений, взгляд, мимика лица и т.п. При снижении интеллекта, некоторых речевых нарушениях (ринололия, дизартрия) или при наличии комплексных дефектов внешний вид ребенка часто неблагоприятен. В качестве отклонений от нормального внешнего вида отмечаются невыразительное, маскообразное, амимичное лицо, отсутствие фиксированного взора, блуждающий взгляд, слюнотечение, неправильная форма или нестандартная величина головы, расщелины губы, неба, нарушение точности и координации движений при ходьбе.

При наблюдении следует отмечать, насколько быстро вступает ребенок в контакт и возможен ли контакт речевой. Нужно учитывать, ситуация ли исследования затрудняет установление контакта или же это несформированность средств общения.

По результатам проведения углубленного обследования каждый специалист, работавший с ребенком, составляет развернутое заключение, уточняет рекомендации с точки зрения программ коррекционной работы, ее конкретных направлений и этапов. Это позволяет в последствии составить индивидуальную программу коррекции.

Методика сбора психологического анамнеза совершенствуется с ростом опыта работы педагога-психолога. Деловые и профессиональные качества психолога, его мастерство —это результат, прежде всего, его роста и компетентности.

Таким образом, тщательный собранный  и грамотный анамнез является очень важной частью  обследования ребенка и во многом может определить направление коррекционно-педагогической помощи.

 

 



 

 

 

 

 

 

 

 

Литература

1.     Бородулина С.Ю. Коррекционная педагогика: психолого-педагогическая коррекция отклонений в развитии и поведении школьников. — Ростов на Дону: «Феникс», 2004. — с. 248

2.     Инклюзивное образование в России. ЮНИСЕФ. М., 2011. Инклюзивное образование: право, принципы, практика. М., 2009.

3.     Интегрированное обучение детей с ограниченными возможностями в обществе здоровых детей / Ф.Л. Ратнер, А.Ю. Юсупов. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2006.

 


 

СБОР АНАМНЕСТИЧЕСКИХ СВЕДЕНИЙ О

СБОР АНАМНЕСТИЧЕСКИХ СВЕДЕНИЙ О

Создание социально-психологических и педагогических условий для эффективной адаптации и психического развития обучающихся и обеспечения успешности в обучении 2

Создание социально-психологических и педагогических условий для эффективной адаптации и психического развития обучающихся и обеспечения успешности в обучении 2

Часто психологи образовательных учреждений оказываются первыми специалистами, к которым обращаются родители с

Часто психологи образовательных учреждений оказываются первыми специалистами, к которым обращаются родители с

В предшкольном - задержки психомоторного и речевого развития, трудности поведения, ограниченность запаса общих понятий, головные боли и др

В предшкольном - задержки психомоторного и речевого развития, трудности поведения, ограниченность запаса общих понятий, головные боли и др

Сбор анамнестических данных о ребенке необходимо начать со следующих вопросов, касающихся состояния здоровья матери: • от какой по счету беременности обследуемый ребенок и была ли…

Сбор анамнестических данных о ребенке необходимо начать со следующих вопросов, касающихся состояния здоровья матери: • от какой по счету беременности обследуемый ребенок и была ли…

В качестве отклонений от нормального внешнего вида отмечаются невыразительное, маскообразное, амимичное лицо, отсутствие фиксированного взора, блуждающий взгляд, слюнотечение, неправильная форма или нестандартная величина головы, расщелины…

В качестве отклонений от нормального внешнего вида отмечаются невыразительное, маскообразное, амимичное лицо, отсутствие фиксированного взора, блуждающий взгляд, слюнотечение, неправильная форма или нестандартная величина головы, расщелины…

Литература 1. Бородулина

Литература 1. Бородулина
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
06.02.2024