СБОР АНАМНЕСТИЧЕСКИХ СВЕДЕНИЙ О РЕБЕНКЕ С ОВЗ И ЕГО СЕМЬЕ.
В настоящее время в России начинает складываться модель инклюзивной практики обучения, при которой дети с особыми образовательными потребностями включаются в общеобразовательный процесс, при создании в образовательной организации специальной программы сопровождения.
Включение детей с ОВЗ в среду общеобразовательной школы требует значительных изменений в организации процесса обучения и подразумевает не только создание технических условий для беспрепятственного доступа детей с ОВЗ в общеобразовательные учреждения, но и необходимость обеспечения комплексного психолого-педагогического сопровождения данной категории учащихся на протяжении всего периода его обучения в условиях общеобразовательной школы.
Психолого-педагогическое сопровождение ребенка с ОВЗ (особыми образовательными потребностями) рассматривается как комплексная технология психолого-педагогической поддержки и помощи ребёнку и родителям в решении задач развития, обучения, воспитания, социализации со стороны специалистов разного профиля, действующих координировано.
Действующее законодательство в настоящее время позволяет организовывать обучение и воспитание детей с ОВЗ в обычных образовательных учреждениях.
В законе об образовании есть положение о праве ребёнка и его родителей самостоятельно определять форму получения образования и образовательное учреждение. C каждым годом в общеобразовательную школу приходит все больше детей, которые нуждаются в оказании им специализированной помощи при освоении образовательной программы.
Педагог-психолог в системе сопровождения ребенка с ОВЗ в общеобразовательном учреждении осуществляет свою деятельность со всеми участниками образовательного процесса: обучающимися с ОВЗ, нормативно развивающимися детьми, педагогами, специалистами сопровождения, родителями как детей с ОВЗ, так и родителями других обучающихся ОО.
Целью психологического сопровождения является создание комплексной системы психолого-педагогических условий, способствующих успешной адаптации, реабилитации и личностному росту детей в социуме.
Задачами психолого-педагогического сопровождения участников инклюзивного образования будут в отношении обучающихся с ОВЗ:
1. Систематическое отслеживание психолого-педагогического статуса обучающегося с ОВЗ в динамике его психического развития
2. Создание социально-психологических и педагогических условий для эффективной адаптации и психического развития обучающихся и обеспечения успешности в обучении
3. Оказание помощи в адаптации к новым условиям жизнедеятельности
4. Обеспечение систематической помощи детям с ОВЗ в ходе обучения
5. Организация жизнедеятельности ребенка в социуме с учетом психических и физических возможностей обучающегося
Для успешности воспитания и обучения детей с ОВЗ необходима правильная оценка их возможностей и выявление особых образовательных потребностей. В связи с этим, особая роль отводится сбору анамнестических сведений о ребенке с ОВЗ.
Основная задача сбора анамнестических данных - установить факторы, определившие тот или иной путь психического развития, то есть значимые обстоятельства жизни ребенка и степень их влияния на развитие психики.
Анамнез позволяет своевременно выявить индивидуальные психолого-педагогические особенности ребенка с ОВЗ; определить оптимальный педагогический маршрут; обеспечить индивидуальным сопровождением каждого ребёнка с ОВЗ в общеобразовательном учреждении; спланировать коррекционные мероприятия, разработать программы коррекционной работы; оценить динамику развития и эффективность коррекционной работы; определить условия воспитания и обучения ребёнка; консультировать родителей ребёнка.
Сбор анамнестических сведений о ребенке с ОВЗ и его семье специалистами учреждений является первым этапом сопровождения.
Следует отметить, что практически все специалисты уделяют пристальное внимание сбору анамнестических данных.
В случае детально прописанного врачебного анамнеза не имеет смысла повторять вопросы, раннее заданные врачом, а следует лишь детализировать интересующие психолога этапы и специфику развития превращая, таким образом, медицинский анамнез в историю развития. Психолог, осуществляющий психолого-педагогическое сопровождение ребенка, знакомится с результатами медицинского обследования по документации - изучает историю развития ребенка, заключения специалистов. Они должен владеть основными понятиями соответствующих клинических областей знания и уметь анализировать медицинскую документацию. Для понимания психолого-педагогических особенностей ребенка с нарушениями развития и повышения эффективности коррекционно-развивающего воздействия большое значение имеет знание и учет психологических особенностей родителей, воспитывающих этого ребенка, и межличностных отношений в семье.
Часто психологи образовательных учреждений оказываются первыми специалистами, к которым обращаются родители с ОВЗ. В таких случаях психолог буквально вынужден оценивать историю развития ребенка (в том числе и период развития до момента рождения) самостоятельно.
В ситуации, когда первичный прием проводит психолог, в своих рекомендациях он не только может, но и должен в каждом конкретном случае определить необходимость участия в обследовании других специалистов, а в некоторых случаях и определить последовательность (приоритетность) проведения обследований (консультаций) специалистами разного профиля.
Несомненно, огромную роль в такой работе играет собственный опыт психолога. Психолог, осуществляющий первичное консультирование включенного ребенка с ОВЗ, собирает и дополнительные анамнестические сведения о нем и его семье (психологический анамнез), и частично и социальный анамнез (состав семьи ребенка, кто занимается его развитием и воспитанием и т.п.). В этом случае другие специалисты дополняют или уточняют полученные анамнестические данные.
В настоящее время разработан ряд документов, карт развития, в которых достаточно подробно и развернуто можно представить необходимые начальные сведения о ребенке и его семье (социальная часть) которые дополняются документами и рекомендациями.
Подробный расспрос - основа рационально собранного психологического анамнеза - нередко позволяет выяснить объективные данные о возникновении и развитии болезни, о жизни учащегося и, проанализировав полученные данные, составить дальнейший план деятельности.
Психолог должен осторожно, деликатно, но без излишней застенчивости собирать необходимые сведения. Во время опроса он должен добиться расположения к себе, завоевать его доверие.
При собеседовании с родителями необходимо установить доверительные отношения, чтобы получить достоверные сведения о состоянии здоровья ребенка, самих родителей и их ближайших родственников.
Беседа с родителями начинается со сбора жалоб, которые могут охватывать различные стороны жизни и деятельности ребенка. Так, в раннем возрасте родителей больше беспокоят вопросы психомоторного и речевого развития (неусидчивость, медленное и плохое развитие речи, общей моторики), частые инфекции, судорожные приступы.
В предшкольном - задержки психомоторного и речевого развития, трудности поведения, ограниченность запаса общих понятий, головные боли и др. В школьном возрасте основные жалобы сводятся к затруднениям в школьном обучении, плохой памяти, неусидчивости, невнимательности и т.д.
Опора анамнестического исследования на возрастную психологию позволяет решить две задачи:
1) сравнить уровень развития психики ребенка на том или ином этапе с нормой, опирающейся на особенности социальной ситуации развития, ведущего вида деятельности, психологические новообразования;
2) при составлении схемы анамнестического исследования опираться на схему возрастной периодизации.
Можно выделить три этапа в сборе анамнеза
1.Сбор анамнестических данных социального статуса родителей ребенка
2. Составление истории болезни и сбор анамнеза (состояние здоровья родителей)
3.Сбор анамнестических данных о ребенке
1. Сбор анамнестических данных начинается со знакомства с социальным статусом родителей ребенка:
• учитывается их возраст;
• профессия, место работы в период ожидания ребенка;
• особенности домашнего уклада;
• количество членов семьи (полная ли семья);
• кто и как воспитывает ребенка; жилищные условия и др.
Эта часть беседы оформляется как паспортная.
2. Переходя непосредственно к составлению истории болезни и сбору анамнеза, психолог интересуется состоянием здоровья родителей (отдельно отца и матери) в настоящее время и в более молодые годы с целью выяснения, не страдали ли они теми же болезненными состояниями, которые наблюдаются в данное время у их ребенка.
По ходу беседы выясняется состояние здоровья ближайших родственников: братьев и сестер, их детей, бабушек и дедушек. Расспрашивают о наличии хронических заболеваний в семье (ревматизма, туберкулеза, бронхиальной астмы и др.), о злоупотреблении алкоголем, никотином, лекарственными препаратами и т. д.
3. Сбор анамнестических данных о ребенке необходимо начать со следующих вопросов, касающихся состояния здоровья матери:
• от какой по счету беременности обследуемый ребенок и была ли желанной беременность;
• не употребляла ли мать в это время противозачаточные средства, лекарственные препараты.
Каждый вопрос, задаваемый родителям, имеет большое значение для понимания возможного этиологического фактора болезни.
Например:
• выяснение здоровья матери, отца и их родственников может указать на наследственную предрасположенность к возникновению заболевания;
• выяснение причин абортов может помочь оценить состояние эндокринной системы матери (неразвивающийся плод) или домашнюю ситуацию, при которой ребенок является нежелательным.
Выделяются следующие способы сбора психологического анамнеза:
• беседа с законными представителями ребенка;
• наблюдение за поведением учащегося, особенностями реагирования, невербальными проявлениями;
• изучение отчетов, мнений других специалистов (по наличию);
• психодиагностика, в которую, в зависимости от запроса могут входить следующие методики:
- тесты способностей, интеллекта, познавательной сферы;
- личностные тесты, выявляющие особенности различных сфер личности клиента: эмоционально-волевую, мотивационную, характерологические и темпераментные особенности и т. п., самооценку, уровень социального интереса и т. п.;
- ситуативные тесты, выявляющие актуальное состояние клиента на момент тестирования;
- проективные методики: рисунки, сны, сочинения и т. п., позволяющие оценить и понять личность как ситуативно, так и в целом.
Следует помнить, что многое о ребенке может сказать его внешний вид: осанка, походка, координация движений, взгляд, мимика лица и т.п. При снижении интеллекта, некоторых речевых нарушениях (ринололия, дизартрия) или при наличии комплексных дефектов внешний вид ребенка часто неблагоприятен. В качестве отклонений от нормального внешнего вида отмечаются невыразительное, маскообразное, амимичное лицо, отсутствие фиксированного взора, блуждающий взгляд, слюнотечение, неправильная форма или нестандартная величина головы, расщелины губы, неба, нарушение точности и координации движений при ходьбе.
При наблюдении следует отмечать, насколько быстро вступает ребенок в контакт и возможен ли контакт речевой. Нужно учитывать, ситуация ли исследования затрудняет установление контакта или же это несформированность средств общения.
По результатам проведения углубленного обследования каждый специалист, работавший с ребенком, составляет развернутое заключение, уточняет рекомендации с точки зрения программ коррекционной работы, ее конкретных направлений и этапов. Это позволяет в последствии составить индивидуальную программу коррекции.
Методика сбора психологического анамнеза совершенствуется с ростом опыта работы педагога-психолога. Деловые и профессиональные качества психолога, его мастерство —это результат, прежде всего, его роста и компетентности.
Таким образом, тщательный собранный и грамотный анамнез является очень важной частью обследования ребенка и во многом может определить направление коррекционно-педагогической помощи.
Литература
1. Бородулина С.Ю. Коррекционная педагогика: психолого-педагогическая коррекция отклонений в развитии и поведении школьников. — Ростов на Дону: «Феникс», 2004. — с. 248
2. Инклюзивное образование в России. ЮНИСЕФ. М., 2011. Инклюзивное образование: право, принципы, практика. М., 2009.
3. Интегрированное обучение детей с ограниченными возможностями в обществе здоровых детей / Ф.Л. Ратнер, А.Ю. Юсупов. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2006.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.