Сборник
методических материалов для
проведения тренингов для молодежи
НУР-СУЛТАН - 2020 год
Данный сборник рассчитан на молодёжных лидеров, которые проводят тренинги (тренинговые упражнения) на командную работу в своих организациях. Основная цель – научить проводить тренинговые упражнения. Для этого группа сама участвует в тренинговых упражнениях, получает теорию по тренингу и формирует навыки ведения тренинговых упражнений.
Ведущему данного тренинга необходимо самому получить опыт в качестве участника – чтобы хорошо представлять, каким образом формируется опыт командной работы и какие процессы происходят в головах участников его тренинга. Также ведущему нужно хорошо разобраться в теории, которой он будет учить участников своего тренинга.
Рабочая команда – группа, усилия которой в работе есть нечто большее, чем сумма стараний отдельных членов. (Элизабет Кристофер, Лари Смит)
Задача руководителя команды – выяснить долю ответственности, которую в силах взять на себя каждый член команды, и определить, как сможет это человек помочь команде оптимальным образом.
Характеристики эффективной команды
§ Нацеленность всей команды на конечный результат, инициатива и творческий подход к решению задач
§ Высокая производительность и ориентированность на лучший вариант решения, активное и заинтересованное обсуждение возникающих проблем
§ Взаимосвязь и взаимодействие участников команды в атмосфере доверия и участия
§ Деструктивные конфликты редко возникают в такой команде, а конструктивные - поощряются, так как приводят к принятию лучшего решения
§ Профессиональная подготовка и обучение определяют технически грамотное решение возникающих вопросов
§ Все члены команды чувствуют ответственность за деятельность команды в целом и за выполнение задач отдельными исполнителями
Тренинг ставит своей целью не столько научить преодолевать препятствия, сколько научить участникам определенным поведенческим навыкам, которые можно использовать в разных ситуациях реальной жизни.
§ Каждое отдельное командное упражнение строится на преодолении одной трудности. Анализ отдельного упражнения дает участникам возможность увидеть, с чем они «боролись», чтобы в жизни сделать иначе, используя полученные эффективные навыки. Все упражнения строятся по принципу «трудно – но выполнимо». Часто самым ценным оказывается то упражнение, которое было труднее всего сделать.
§ Командные упражнения – отражение того, как люди действуют в обычной жизни. И участники могут увидеть связь между тем, как они действуют в упражнениях, с тем, как они действуют в жизни.
§ Командные упражнения построены на самообучении, в них участники всё познают сами, из собственного опыта, из своих действий. Задача ведущего – только направить их на получение этого опыта.
§ Две главные цели упражнений – командность и результативное лидерство – включат в себя много других: выработку группой стратегии, творческий подход, самовыражение, избавление от комплексов, доверие другим и вера в себя, честность, доверительность, поддержка чужих успехов и признание своих, решение проблем, воодушевление других, уверенность в себе.
§ Моральная поддержка – один из важнейших аспектов. Часто люди не умеют признавать свои успехи и не получают признания от других. В командных упражнениях каждый участник окружен вниманием и атмосферой доброжелательности. Это создает ощущение эмоциональной безопасности и доверия. И именно это становится для многих самым важным опытом командных упражнений.
§ Командные упражнения дают возможность выразить себя. Некоторым это дает возможность получить удовольствие впервые за долгое время.
§ Кроме того, что командные упражнения дают много опыта, они часто бывают просто весёлыми. На этом базируется их эффективность – обучение через эмоции.
Познание через свой опыт – это самостоятельное выполнение действия, а не простое получение информации о нём. Гарантия «закрепления» опыта – эмоциональная составляющая упражнений, позволяющая запомнить свою реакцию и своё поведение.
Обсуждение в группах позволяет участникам поделиться своими мыслями, впечатлениями и ощущениями в рамках заданной темы. Дискуссии ценны тем, что позволяют участникам думать, подробно рассказывать о собственных выводах, выслушивать самые разные мнения других.
Обучение практикой – ролевые игры, проигрывание ситуаций – помогает усвоить информацию, заложенную в упражнении.
Познавательная ценность
Командные упражнения могут быть приспособлены для каждой группы.
Каждое упражнение работает на определенные навыки. Если группе необходима помощь в определенной области, как, например, доверие друг другу или навыки командной работы, то для этой группы могут быть подобраны соответствующие упражнения.
Командные упражнения могут быть использованы и для общих целей – лидерство, создание команды, признание. То есть окажутся нужными любой команде.
Роль ведущего
Возможные ошибки вызваны «стереотипностью» поведения и отсутствием у ведущего глобального видения игры, её целей и потенциала. «Упертых» ведущих можно условно разделить на деятельностно-ориентированных, стремящихся властвовать и проблемно-ориентированых.
Ориентированные на деятельность ведущие слишком втягиваются в работу группы. Они не оставляют участников наедине с игрой даже тогда, когда это было бы в интересах группы. Втягиваясь в деятельность группы, они упускают из виду возможное отсутствие каких-то навыков у участников и могут вызвать у последних эмоциональные переживания, с которыми не готовы будут справиться.
Ориентированные на проблему ведущие могут давать инструкции и ожидать их выполнения без учёта настроения группы и мотивации отдельных участников.
Ведущие, которые стремятся властвовать, могут оказывать на обсуждение подавляющее влияние, даже если у участников другое видение и, возможно, больше знаний о реальной жизненной подоплёке игры.
Есть так называемые «Семь источников власти», имеющихся у ведущего:
1 ведущего должна «обгонять молва» о его компетентности – участники должны заранее знать, кто ведет занятие
2 важные связи – ведущего должны поддерживать организаторы занятия, в некоторых случаях есть смысл, чтобы его представила «важная персона»
3 информация – участники хотят приобрести дополнительные знания, ведущий может им в этом помочь
4 сила личности (очень часто строится на оттачивании своего опыта ведущего) – ведущий должен внушать уважение
5 сила положения – ведущего специально пригласили провести это занятие
6 власть награждать – это могут быть и дружеская улыбка, но главная награда для большинства игроков – опыт, который участники извлекут из занятия
7 власть наказывать – должна быть ограничена и может, например, выражаться в молчании, качании головой, задумчивом взгляде
Ведущий работает для результата группы, а не для развитие своих навыков ведущего. Ведущему надо понимать, что его субъективное ощущение успешности упражнения может не соответствовать объективным данным.
Единственное отношение к себе, которое ведущий должен развивать у участников с самого начала – восприятие ведущего как лица, у которого занятые и серьезные (а иногда – и высокомерные) люди могут научиться чему-то для себя.
«Активные» и «пассивные» роли участников
Обучение навыкам лидерства предполагается преодоление пассивности и развитие способности брать на себя ответственность. И большинство лидерских методик предполагает активное участие всей группы. Это мнение исходит из положения о том, что наблюдатель – это не участник.
Игры часто проводятся так, что их единственными зрителями являются ведущие – и только у них есть целостное видение. В играх часто используются малые группы, как вид работы. Малогрупповые дискуссии действительно очень эффективны в обучении навыкам поведения, в том числе и лидерству. Но при этом полного видения игры у участников нет – они видели только то, что происходило в их группе.
По этому поводу можно предложить 2 стратегии: 1) разделить участников в упражнение на активных игроков и наблюдателей; 2) использовать видео – так «актёры» превратятся в «зрителей». В ход моделирующей игры можно ввести роль наблюдателя. Наблюдатели воспринимают игру как целое и в силу этого могут понять в ней больше, чем непосредственные участники.
Человек действует одинаково в схожих ситуациях
Поведение человека в игре мало отличается от его поведения в похожих на смоделированную ситуациях – дома, в школе, на работе и т. д. Это касается и проблем – если у человека возникают трудности в реальной жизни, то они будут и в смоделированной ситуации. Экспериенциальные упражнения дают возможность справиться с этими трудностями в игре, а приобретенные навыки использовать в реальной жизни. Командные упражнения – это кусочек жизни, вынесенный за её пределы и облеченный в форму игр и упражнений.
Люди чувствуют себя более раскованно за пределами обычной обстановки
Упражнения на командную работу проводятся в идеале на природе – вдали ото всего, что обычно окружает человека. К тому же, на природе людям свойственно расслабляться. Но даже если это привычный класс – он используется не как обычно. Такие перемены изменяют восприимчивость. Они не чувствуют себя привязанными к своим обычным ролям, и более настроены обсуждать проблемные ситуации.
В такой ситуации людям проще посмотреть на ситуацию «со стороны» и увидеть свои сильные и слабые стороны.
Многие командные упражнения предполагают физические упражнения. В плане цели – это только инструмент. Но в процессе самой игры самое важное для ведущего – безопасность участников.
Перед началом упражнения ведущий предупреждает о физических элементах игры и просит участников оценить свои возможности при планировании стратегии преодоления препятствия. Неплохо еще до начала самого занятия получить информацию и физических возможностях группы (например, заболеваниях участников), чтобы можно было исключить неподходящие упражнения.
Некоторые упражнения могут требовать страховки ведущего (от падения участника). Цель страховки – не допустить травм, повреждений, царапин и т. д. Ведущий должен предвидеть такие ситуации и быть к ним готовым. Для этого стоит до начала упражнений внимательно ознакомиться с описанием и примечаниями по поводу безопасности – если они есть.
Для страховки ведущий должен поднять руки, чтобы поймать участника в случае падения, согнуть колени. Смысл страховки – благополучно «проводить» участника до земли, а не принять его вес на себя. В случае необходимости ведущий может пользоваться помощью ассистентов.
Если группа останавливается на стратегии, которая заведомо связана с большим физическим риском, ведущий имеет право запретить её использовать.
Подготовка места и необходимых материалов
Подготовка места проходит намного заранее, так как многие упражнения требуют реквизита, и всё должно быть готово до начала тренинга. Материалы лучше всего расположить в местах проведения упражнения. К примеру, полноценный тренинг на командную работу лучше проводить на большой открытой территории, где разные упражнения проводятся в разных секторах, и группа переходит от одного сектора к другому. Обсуждение лучше проводить на том же месте, где проходила игровая составляющая, поэтому нужно предусмотреть возможность сесть в круг.
Ориентация упражнения
Условия упражнения проговариваются четко, ясно и спокойно. Если вы в себе не уверены, возьмите описание, в крайнем случае – можете прочитать, чтобы не запутать участников своей интерпретацией занятия. Если участники задают вопросы – просто повторите правила, но не давайте подсказок.
Выполнение задания
На этом этапе надо следить за безопасностью участников – если игра предполагает физические усилия. Также надо следить, чтобы выполнялись правила – участники использовали только указанные материалы или следовали описанным ролям.
Кроме того, выполнение командой задания дает ведущему «зацепки» для дальнейшего обсуждения. Можно делать пометки по фразам и действиям. Для этого важно понимать действительные цели упражнения.
Закрытие упражнения
Многие игры содержат тезисы для обсуждения, либо даже готовые схемы. Универсальная схема – обучающий цикл, цель которого – переработка переживаний от игры в поведенческие навыки.
Общие указания
§ Следите за тем, как и что вы говорите. Не используйте жаргон и будьте осторожны с использованием сравнений с другими командами (лучше, если их не будет вообще) и юмора.
§ Убеждайтесь, что группа вас понимает. В этом могут помочь вопросы типа «Вам понятно задание?»
§ Ведущий в группе – не лидер, а именно ведущий. Команда имеет право на свой стиль работы. И на ошибки. Задача ведущего – помочь группе проанализировать полученный опыт. Это должно прослеживаться в поведении, и в том, что ведущий не употребляет по отношению к себе слово «лидер».
§ Поддерживайте хорошее настроение участников.
§ Если некоторые участники неактивны, обращайте на них особое внимание и подбадривайте. Но в паузах – а не во время выполнения группой задания.
§ При обсуждении не формулируйте выводы сами на основании того, что вы заметили как наблюдатель. Можно пользоваться фразами «Я заметил(а), что …», чтобы дать участникам самим прокомментировать данное действие.
§ От ведущего требуется постоянное внимание: из соображений безопасности, соблюдения правил и важности наблюдений для обсуждения.
§ Не выделяйте участников. Если есть такое стремление – сделайте это во время паузы или после окончания занятия.
§ Если группа категорически отказывается делать упражнения – это её дело.
Эмоциональное содержимое командных упражнений
Эмоции – неминуемая составляющая экспериенциальных упражнений, в том числе и негативные эмоции. Этого не стоит бояться, так как эффективное обсуждение может спасти ситуацию в большинстве случаев.
Можно сказать, что проведение командного упражнения начинается уже после завершения его игровой составляющей. Обсуждение – это последний и самый мощный метод, с помощью которого формируется понимание. И если в интерпретации полученного опыта участники предоставлены сами себе, то они могут не додуматься до тех параллелей с реальной жизнью, которые предусмотрены упражнением.
Основные положения обучающего цикла
§ Известная пословица «На ошибках люди учатся» – отражает философию обучающего цикла. Любое событие предоставляет нам возможность сделать выводы. Из них в итоге складывается жизненный опыт. Но не все люди от природы склонны глубоко анализировать происходящее. В результате – для кого-то событие проходит незамеченным. В экспериенциальных упражнениях участники мотивируются на анализ действий в смодеолированных ситуациях, который можно перенести на события реальной жизни.
§ Всё, что остается сразу после события, – это эмоции. Эмоции имеют большой потенциал для формирования поведенческих навыков, поскольку они служат основой для дальнейших умозаключений. Человек чаще помнит, что он чувствовал в какой-то ситуации, чем то, что непосредственно происходило. Если человек испытывает подобные эмоции в другой ситуации, он может провести параллели и между выводами, которые он сделал раньше.
Пример: развязался шнурок – споткнулся – упал – больно, так же, как было, когда обжегся от спички. Вывод: чтобы не было больно, надо быть осторожным со спичками и крепко завязывать шнурки.
§ Этот процесс происходит подсознательно, и именно поэтому не всегда приносит результаты. Обсуждение экспериенциальных упражнений позволяет контролировать этот процесс и обеспечить максимальное использование обучающего потенциала упражнения. Такое использование процесса обсуждения называется «закрытием» упражнения, сам процесс – «обучающим циклом».
§ Главный инструмент обучающего цикла – вопросы ведущего группе. Именно при ответе на вопросы участники формулируют свое понимание события. Дополнительным потенциалом является то, что в обсуждении принимают участие все – опыт каждого уникален, понимание одного и того же события может быть разным. Проговаривая своё видение, участник работает, в первую очередь, на себя. Но его опыт может оказаться полезным для всей группы, и, по крайней мере, для нескольких других участников.
Стадия 1: событие
Событие – это снова, то, что группа делает в процессе упражнения. Это нечто реально случившееся, из чего можно сделать выводы. Задача ведущего – подвести к ним группу.
Стадия 2: описание
Участники обмениваются своими чувствами и впечатлениями от упражнения. Это еще не анализ. Участникам нужно просто писать свои эмоции. Инструментом ведущего здесь могут быть вопросы:
§ Что вы чувствовали в тот момент, когда …?
§ Какие у вас ощущения сейчас, после упражнения?
§ Что происходило лично с вами и что вы при этом испытывали?
§ Что вами двигало, когда …?
Вопросы должны быть конкретными и основываться на том, что ведущий заметил как наблюдатель во время выполнения задания. Группе нужно дать достаточно времени, чтобы выразить свои чувства.
Стадия 3: объяснение
Это стадия очень важна, хотя некоторым участникам может показаться, что они только это обсудили. Ведущему важно показать разницу между высказыванием своих чувств и объяснением стратегии. Чтобы перейти от озвученных эмоций к анализу того, что же происходило в группе при выполнении задания, можно использовать вопросы:
§ Был ли лидер, кто им был и почему?
§ Как принималось решение по поводу выполнения задания?
§ Какова была твоя роль?
§ Что помогло справиться с заданием / что мешало?
Здесь группа может вернуться к описанию или объяснению. Пусть это происходит столько, сколько нужно.
Стадия 4: обобщение
Самое время сравнить проигранную ситуацию с реальной жизнью. При этом можно отталкиваться от чувств: когда участники чувствовали себя так же или похоже? Именно на этой стадии участники должны прийти к мысли, это не абстрактная ситуация, вырванная из жизненного контекста, и то, что происходило в группе, случается в разных ситуациях. Возможные вопросы:
§ Знакомы ли вам такие чувства? В каких ситуациях вы их испытывали?
§ Как вы поступали в тех ситуациях?
Стадия 5: применение
Группа подошла к конкретным выводам. Довести участников до этого опыта должен ведущий. Эти выводы должны быть ясно сформулированы, именно они – результат упражнения. Все предыдущее делалось для этого этапа.
§ Как можно использовать опыт этого упражнения?
§ Как бы вы теперь поступили в подобной ситуации?
Примечания
§ Не стоит называть группе названия стадий: это рабочая схема ведущего, для группы же – естественный процесс обсуждения, где всё должно идти гладко.
§ Вопросы ведущего должны помогать группе – нужно строить так, чтобы трудно было ответить, не объясняя свою позицию. Это должны быть открытые вопросы: как? отчего? почему? зачем?
Знакомство
Основная задача: сформировать ощущение безопасности у участников
Должно включать:
§ Активности на запоминание имён
§ Активности на получение личтностой информации
Упражнения на командную работу
Упражнения строятся на преодолении группой препятствия. Препятствие может быть физическим или интеллектуальным. Одно упражнение требует от 40 минут до полутора и более часов, начинается вводной и заканчивается обсуждением (см. «Обучающий цикл»).
Упражнения «наполнители»
§ Высокая подвижность
§ Эмоциональная близость
§ Снятие негативных переживаний
Упражнения «на разочарование»
Это условное название ряда упражнений, которые позволяют выявить конфликты в группе и проработать их в игровом пространстве. Проведение их в тренинге на командную работу необязательно.
Веревочный курс – это серия специально подготовленных занятий, психофизических упражнений для малых групп, а также индивидуальные занятия.[1]
В процессе выполнения курса создается атмосфера творческого поиска, прорабатываются возможности принятия нестандартных решений, повышается взаимопомощь и поддержка в коллективе. На примере увлекательных, но довольно сложных упражнений группа учится решать общую задачу, вырабатывать тактику и стратегию ее решения. Участвуя в «веревочном курсе» ребята начинают преодолевать барьеры в общении, узнают друг друга ближе, благодаря этому происходит естественное и быстрое сплочение группы. Анализ каждого упражнения дает ребятам возможность понять как было выполнено задание, принято решение, кто занял активную позицию и как это повлияло на результат. Думают и над тем, что можно было сделать иначе и лучше в следующий раз, как преодолеть трудности в жизни более эффективным способом. «Веревочный курс» – это программа взаимообучения, в которой участники познают все сами из собственного опыта, согласно своих действий. Главные цели «веревочного курса» – командная работа и лидерство. Но при этом можно добавить, что это дает:
• выработку стратегии группой;
• творческий подход;
• самовыражение;
• результативное лидерство;
• уверенность в себе;
• решение проблем;
• преодоление себя.
Необходимо соблюдать все условия выполнения «веревочного курса».
· Группа, которая проходит испытание, не должна превышать 12 человек.
· Упражнения выполняются под руководством ведущего, хорошо знакомого с курсом.
· Время на подготовку задания не ограничено.
· Задание считается выполненным, если каждый безошибочно справится с поставленной задачей. Если же хоть одни участник допускает ошибку, группа возвращается на исходную позицию.
Игры на знакомство
Игры на знакомство проводятся в самом начале семинара или тренинга. Основные задачи игр на знакомство:
· снятие скованности и напряжения участников
· создание ситуаций общения
· запоминание как можно большего количества имён в группе
· получение первой информации друг о друге
Есть также дополнительные задачи, которые решают игры на знакомство, но о них знает только ведущий группы:
· Игры на знакомство – это хорошее начало семинара, подразумевающего активную работу самих участников (можно, конечно, начать семинар как урок и сразу начать с теоретического или практического блока, но это уже будет «не тот» семинар)
· Игры на знакомство – это хорошая возможность для ведущего «прощупать» группу, что пригодится при проведении всего занятия и внесении возможных изменений в программу
Эти две задачи решаются играми на знакомство, независимо от формы работы – обучающий семинар, отрядная работа в лагере, встреча рабочей группы для решения какой-то отдельной задачи и т.д.
Игры этого вида можно условно разделить на игры на первичное знакомство и игры на вторичное знакомство. Основная цель игр на первичное знакомство – узнать и запомнить имена друг друга. Имя для человека является одним из самых важных слов в его жизни. Психологами доказано, что человек будет более тщательно выполнять задание, если при формулировании этого задания прозвучало его имя.
Игры на первичное знакомство создают для каждого участника атмосферу комфорта в группе, так как и он сам перестаёт быть для других «безличным» человеком, и другие участники для него становятся не «безличной» группой, а знакомыми личностями.
Для первичного знакомства выбираются игры, в которых имена всех участников называются и повторяются несколько раз. Допустимо также задействование небольшого количества дополнительной информации об участниках, например имя + качество. Для первичного знакомства могут быть использованы игры*:
№ 1 Снежный ком
Ход игры
Все участники стоят в кругу, по очереди называют свое имя, при этом показывают движение, которое отображает его хобби. Следующий участник представляется и называет имена предыдущих участников.
Реквизит: маркер или игрушка
№ 2 Визитная карточка
Ход игры
Каждый участник делает себе визитную карточку – рисует к каждой букве имени небольшую картинку, каким-то образом имеющую отношение к личности участника (например, отражают черты его характера).
Затем карточки складываются вместе.
Каждый участник вытягивает одну карточку и пытается найти «владельца».
Можно провести эту игру в виде самопрезентации.
Реквизит: бумага, маркеры, клей
№ 3 Воздушные шары
Ход игры
Каждый участник надувает воздушный шарик, пишет на нем свое имя и дополнительную информацию, например: хобби, друзья, мечты, школа и т.д.
Шары подбрасывают в воздух всей группой какое-то время, чтобы они не упали. Затем каждый участник ловит один шар и ищет человека, которому он принадлежит.
Примечание
Используйте фоновую музыку, выключение которой будет сигналом к поискам.
Реквизит: воздушные шары, нитки, маркеры.
Игры на вторичное (углубленное) знакомство дают участникам дополнительную информацию друг о друге – качествах, увлечениях, ресурсах, которые могут быть использованы для работы этой группы и т.д. Цель этих игр – формирование личностных связей внутри группы. Даже по такой малой информации, как хобби другого участника, мы идентифицируем себя с другими, так возникает личный контакт, без которого невозможна дальнейшая продуктивная работа.
Для вторичного знакомство используются игры, в которых озвучивается любая дополнительная информация об участнике. Обязательно также повторения имени, сопровождающее эту информацию. Примеры игр на вторичное знакомство:
№ 4 Паутина
Ход игры
Вся группа сидит в кругу.
Ведущий начинает – представляется и рассказывает группе что-то о себе. У него в руках клубок. Он держит нитку и кидает клубок следующему участнику.
После того, как клубок побывает в руках всех участников, из ниток получается «паутина».
Теперь ее надо «размотать» в обратном порядке. При этом каждый участник передает информацию, которую он запомнил о том участнике, от которого получил нить при первом круге.
Реквизит: клубок ниток.
№ 5 Кто я?
Ход игры
Игра рассчитана на группу участников, уже имеющих краткое представление друг о друге.
Все стоят в кругу и пишут на небольших карточках свое имя крупными буквами и складывают в коробку или шляпу. Затем каждый по очереди вытягивает наугад листок с именем и прикрепляет его на спину своему соседу.
Задача – выяснить, имя какого участника у тебя на спине. Задавать разрешается только те вопросы, на которые можно ответить «да» или «нет».
Реквизит: бумага, маркеры, скотч или английские булавки (прищепки)
№ 6 Никто не знает
Ход игры
Участники сидят в кругу, в руках у ведущего – мяч. Мяч перекидывается от одного участника к другому.
Тот, кто получает мяч в руки, заканчивает предложение «Никто не знает, что я…» соответствующей информацией о себе.
Реквизит: мяч
Многие игры на знакомство подразумевают телесный контакт. Такие игры близки к играм на сплочение, но могут использоваться и на стадии знакомства, так как для восприятия другого человека важны все виды контакта, то есть человека нужно «увидеть», «услышать» и «потрогать». Игры с телесным контактом лучше использовать на второй стадии знакомства (углубленное). Для уже сложившейся группы игры с телесным контактом можно использовать и с самого начала.
Построиться по росту на стульях (по дате рождения, по цвету волосы)
Выбор игр на знакомство для конкретного занятия зависит от нескольких факторов:
· степени знакомства участников до прихода в эту группу
· общего времени занятия
· формы занятия
· имеющегося опыта совместных занятий у данной группы
Степень знакомства участников
Возможна ситуация, что все участники группы знакомы и «новым» человеком является только сам ведущий. В таком случае можно не проводить игры на первичное знакомство, а сразу знакомиться «углубленно». Ведущему в данном случае потребуется чуть больше усилий для запоминания имен.
Если в группе есть минимум один участник (кроме ведущего), который не знает по именам большинства человек, начинать нужно и игры на первичное знакомство. При этом обращать внимание на задействованность данного участника в игре, к примеру, в «Снежном коме» он может быть последним участником, которому нужно будет назвать все имена.
Если участники знакомы давно, есть вероятность, что они знают довольно много дополнительной информации друг о друге. В этом случае нужно подобрать игры, в которых с большей вероятностью прозвучит то, что участники друг о друге не знают, к примеру, «Я никогда не…», «Никто не знает».
Общее время занятия
«Потратить» время на знакомство всегда нужно. Другой вопрос – сколько именно. Знакомство может занимать около 5% общего времени семинара. То есть, если занятие рассчитано на 1,5 часа, то для игр на знакомство можно выделить 5 – 10 минут. На 6-ти часовом занятии знакомиться можно 15 – 25 минут. А на трехдневном семинаре (18 часов) «отдать» под знакомство до 45 минут. Исходя из этого и нужно подбирать количество игр. Если в группе 15 – 20 человек, то любая игра на знакомство займёт до 10 минут. Чтобы точнее сориентироваться по времени, можно проговорить то, что планируется озвучивать каждому участнику в этой игре и умножить на количество участников, плюс одну – две минуты.
Форма занятия
В случае семинара или тренинга речь всегда идёт именно об играх на знакомство, независимо от возраста и социального положения участников. И чем активнее предполагается взаимодействие группы во время занятия, тем «интенсивнее» должно быть знакомство, для того чтобы создать настроение и атмосферу на всё занятие. Для обучающего семинара, где участники будут в большей мере получать информацию, подойдут менее активные игры на знакомство. Для занятия, где участники больше будут сами активно работать, нужно подобрать более активные упражнения с самого начала, то есть со знакомства. К примеру, широко используемый «Снежный ком», хоть и подразумевает активную работу памяти участника, является менее активной игрой, чем «Три круга знакомства», где нужно и говорить, и двигаться.
Если по каким-то причинам проведение игр на знакомство неуместно (например, речь идёт об инициативной группе, собравшейся для планирования фестиваля), совсем отказываться от знакомства всё же не стоит. В таких случаях можно ограничиться представлением участников, добавив к имени какую-то персональную информацию, которая была бы важна для цели группы.
Опыт совместных занятий у данной группы
Если занятие проводится с уже сложившейся группой, нужно принимать во внимание тот факт, что с её участниками наверняка уже проводились различные семинары и тренинги, а значит и игры на знакомство. Тот же «Снежный ком» хоть и хорошо решает основную задачу, стоящую перед играми на знакомство – узнать имена, является сейчас немного «заезженной» игрой. И если ведущий точно знает, что группа (к примеру, молодёжный клуб) существует три года, есть смысл поискать что-то «новенькое» для знакомства. Если для группы это скорее всего первый семинар, можно воспользоваться «старыми добрыми» играми.
Ведущий во время игр на знакомство активно участвует в них. Однако, он остаётся ведущим. Есть несколько моментов, на которые ведущему нужно обратить внимание при подготовке и проведении игр на знакомство.
Хорошее настроение ведущего, также как и плохое, быстро передаётся группе. А игры на знакомство – это первое, что ведущий проводит в группе. И ведущий должен поддерживать хорошее настроение и азарт участников.
Многие игры на знакомство требуют реквизита. Обычно он несложен – моток ниток, бумага, маркеры и т.д., но даже такой «нехитрый» реквизит требует подготовки заранее. Плохая организация может испортить самую хорошую игру, и «испорченная» игра на знакомство часто равна «испорченному» семинару.
Для ведущего игры на знакомство – это возможность «заработать» очки у группы, например, запомнив все имена уже в первой игре. Поэтому очень важно во время игры стараться запомнить как можно больше имён. Для этого можно тренировать память (это вообще полезно), можно и внимательно относиться к игре, и, например, не отвлекаться на повтор плана своего семинара во время знакомства. Записывать имена не рекомендуется, это не очень хорошо «смотрится». Если запомнить все имена сразу трудно, нужно запомнить 5 – 6 имён для начала, чтобы уже в первых заданиях семинара можно было обращаться к нескольким участникам по имени, а в процессе запомнить и другие имена.
Участники могут и забыть правила игры, для ведущего это недопустимо. К примеру, вы предложили участникам назвать имя и дать информацию о себе по трём пунктам (откуда, хобби, важное качество). Есть вероятность, что с пятого – шестого человека участники начнут путаться в пунктах информации, которую нужно сказать. В этом случае ведущий может еще раз повторить. Если игра на знакомство предполагает какие-то действия, нужно сначала чётко объяснить порядок этих действий, а затем начинать игру.
Итак:
· Участников любой группы нужно сначала перезнакомить.
· В играх на первичное знакомство мы узнаём имена друг друга.
· В играх на вторичное (углубленное) знакомство мы узнаём друг друга ближе.
· Игры на знакомство для каждой группы выбираются в зависимости от степени знакомства участников, продолжительности занятия, формы занятия и уже имеющегося опыта совместных занятий.
· Ведущий отбирает игры, готовит реквизит, озвучивает и контролирует правила, сам активно участвует, задаёт настроение, запоминает имена всех участников.
Примечания для ведущего
На семинарах иногда используют бейджи с написанными на них именами. Они определённо имеют смысл в мероприятии, в котором участвуют 150 человек, и предполагается, что им нужно общаться друг с другом «по делу». Если группа не очень большая (до 20 – 30 человек) вполне реально запомнить всех по именам. На мой взгляд, небольшие группы, в которых используются бейджи, много теряют. Бейджи «обезличивают» контакт, получается, что, обращаясь к другому, мы начинаем общаться не с ним, а с листочком с именем.
Тренинговая или семинарская форма занятий подразумевает общение по имени (без отчества) и на «ты». Если в семинаре принимает участие человек, которого называть на «ты» будет слишком искусственно (например, руководитель ЦВ на семинаре молодёжного клуба), можно оставить форму на «вы», но лучше если при этом будет использоваться только имя (без отчества). Это возможно только в том случае, если обращение на «вы» только к отдельным участникам не будет создавать барьеры в групповой работе. В противном случае ведущему настоять на использовании одинакового обращения к участникам, объяснив это, к примеру тем, что семинар или тренинг – это специфическая форма работы со своими правилами.
Нет строгих правил по поводу ввода игр на знакомство, как и других игр. Но всё же нужно избегать слов «Упражнение», «Поиграем в интересную игру» и самих названий игр. «Игры» и «упражнения» - это слова для ведущего, обозначающие стадии семинара и используемые приёмы. Для участников же весь семинар – непрерывный процесс общения. Инструкции к играм на знакомство можно начать со слов «Сейчас мы будем знакомиться», «Я думаю, нам сначала нужно познакомиться, для этого…» и др.
Игры на командообразование и
выявление лидерских качеств
Ход упражнения
Если время позволяет, то участники сами изготавливают конструкцию, если нет – выдается готовая. Это – лежащая на боку лестница: две параллельно натянутые веревки, плюс 4 перемычки, образующие два окошечка, равных по размерам. Задача: всей команде проникнуть в имеющиеся два окошечка, выбраться на другую сторону. Высота от пола и ширина окошечек регулируется ведущим, согласно правил.
Описание обсуждения упражнения (вопросы, выводы, к которым упражнение может привести команду):
требует меньше страховки, чем его аналог из «Веревочного курса».
№8 Зеркало
Упражнение делается в парах. По очереди участники бывают в роли зеркала и человека. Зеркало и человек стоят друг к другу лицом. «Зеркало» должно смотреть строго в глаза человеку. Человек делает любые движения, зеркало должно повторить их в зеркальном отражении.
Вводный текст для команды:
У вашей группы есть все, чтобы выполнить следующее задание. Время не ограничено. При выполнении задания есть одно условие: свою карточку нельзя показывать другим участникам.
Информация (на отдельных карточках):
Господин Джоунс и госпожа Карр плохо уживаются друг с другом и поэтому не работают вместе.
На третьем уроке Гарри всегда работает с господином Джоунсом.
Во время первого урока старший преподаватель, который нравится Гарри, работает в кабинете 702.
Господин Джейкобс работает в школе уже 10 лет.
Каждая группа занимается только в своем кабинете.
Каждый преподаватель работает в кабинете с помощником.
Гарри работает в кабинете 703 на третьем уроке.
Господин Джейкобс любит работать в кабинете 703.
Госпожа Мартин работает на третьем уроке в кабинете 700.
Все учителя работают одновременно и меняются группами в конце каждого урока.
Каждый учитель имеет свою любимую группу. Все они разные. На втором уроке у каждого учителя любимая группа.
Каждый учитель преподает в каждой из групп за первые 4 урока.
В штате школы два помощника, 4 учителя и 4 группы учеников.
Госпожа Мартин – старший преподаватель.
Господин Ли любит работать в кабинете 700.
Господин Джоунс преподает на 4 уроке в кабинете 701, но больше ему нравится кабинет 702.
Члены вашей группы имеют всю необходимую информацию для ответа на вопрос: «В какой последовательности (по именам) преподают учителя в кабинете 703 во время 4 уроков?»
Верен только один ответ, и вы можете его доказать. Некоторая информация может быть бесполезной и не помочь в решении задачи.
Госпожа Карр и господин Джоунс постоянно спорят по поводу использования кабинета 702.
Старший преподаватель работает в школе в течение 5 лет.
Старший преподаватель преподает в кабинете 701 на втором уроке.
Гарри работает в кабинете 702 на втором уроке.
Госпожа Мартин меньше всех работает в школе.
Вопросы ведущего группе для обсуждения упражнения/тренинга:
1 Как вы себя чувствуете?
2 Как строилось обсуждение в группе?
3 Был ли лидер, и почему именно он?
4 Что вы чувствовали в тот момент, когда …?
5 Какие у вас ощущения сейчас, после упражнения?
6 Что происходило лично с вами и что вы при этом испытывали?
7 Что вами двигало, когда …?
8 Был ли лидер, кто им был и почему?
9 Как принималось решение поводу выполнения задания?
10 Какова была твоя роль?
11 Что помогло справиться с заданием / что мешало?
12 Знакомы ли вам такие чувства? В каких ситуациях вы их испытывали?
13 Как вы поступали в тех ситуациях?
14 Как можно использовать опыт этого упражнения?
15 Как бы вы теперь поступили в подобной ситуации?
Расписание:
уроки кабинеты |
1 |
2 |
3 |
4 |
700 |
Джоунс |
Ли |
Мартин |
Джейкобс |
701 |
Джейкобс |
Мартин |
Ли |
Джоунс |
702 |
Мартин |
Джоунс |
Джейкобс |
Ли |
703 |
Ли |
Джейкобс |
Джоунс |
Мартин |
Примечания для ведущего:
1 Это упражнение может быть использовано в разных целях. Например, как упражнение на командную работу или как упражнение на разочарование (по модели развития группы – на стадии разочарования). Или просто как развлекаловку. Важно понимать, с какой целью вы его собираетесь использовать.
2 На вопросы группы о задании ведущий может предложить прочитать вводную еще раз – без изменений и интерпретаций.
3 Если упражнение делается ради результата (не просто занять время), но самая важная его часть – обсуждение. Обсуждение строится по обучающему циклу. Поэтому фиксируйте свои наблюдения, пока группа работает.
4 Если цель – кооперация, делайте акцент на стратегии достижения результата, какие правила командной работы можно выработать из этого упражнения.
5 Если цель – разочарование, акцент на чувствах и стратегии взаимодействия участников.
6 При планировании времени заложите 30 – 40 минут на выполнение (это зависит от группы). И еще минут 20 – 30 на обсуждение.
7 Основное правило выполнение: все, что не запрещено – разрешено. Группе будет проще, если она догадается взять бумагу и записывать. Группа должна дойти до этого сама. На вопрос «а можно писать на листе?» вы можете только предложить еще раз прочитать правила.
8 До работы с группой неплохо бы самому разобраться в решении, чтобы быть в состоянии объяснить решение группе.
№ 10 Коврик
Вся группа стоит на коврике. Нужно перевернуть его на другую сторону. Если кто-то наступил на пол – упражнение начинается сначала.
Реквизит: коврик
№11 Берлинская стена
Веревочка натянута чуть ниже пояса самого высокого человека в группе. Задача – всем пройти над веревочкой, не задев ее. Примечание: чтобы шла групповая работа, следует либо ввести правило, что прыгать нельзя, либо ввести «слепых», «немых» людей.
Реквизит: веревка, шарфы
Под командой понимается совокупность людей, которые:
Ø ощущают свою целостность;
Ø чувствуют свою обособленность от "остального мира";
Ø стремятся к достижению определенной цели, иногда осознанной, иногда нет.
Принадлежность к команде помогает человеку:
Ø удовлетворить свои социальные потребности;
Ø сформировать себя как личность;
Ø получить помощь и поддержку при достижении своих собственных целей, которые не всегда могут совпадать с целями команды или организации;
Ø получить возможность психологической разгрузки, находя взаимопонимание с другими членами команды;
Ø получить право участвовать в совместной деятельности, приносящей определенную, не обязательно финансовую, выгоду.
В основе создания команд лежат три базовые идеи:
Ø 1. Члены команды объединены общими намерениями, целями и задачами.
Ø 2. Члены команды взаимозависимы, они нуждаются друг в друге для достижения командных и личных целей.
Ø 3. Члены команды принимают утверждение, что совместная работа более эффективна.
Преимущества работы в команде
Ø Коллективный подход – это признак сильного и решительного стиля управления.
Ø Если браться за решение проблем сообща, то стрессовые ситуации уменьшатся.
Ø Вырабатывается больше идей, и инновационная способность возрастает.
Ø Крупные и междисциплинарные проблемы лучше решаются коллективно.
Ø Внутри команды успешнее решаются проблемы нечеткого распределения обязанностей и низкого личного вклада, устраняются межличностные трения.
Важные условия для формирования команды на стартовом этапе:
Ø Все члены группы четко представляют себе цели совместной работы.
Ø Умения каждого человека известны остальным, функции распределены.
Ø Организационное строение группы соответствует выполняемой задаче.
Ø В группе задумываются над методами работы и пытаются их совершенствовать.
Ø Развита самодисциплина, позволяющая хорошо использовать время и ресурсы.
Ø Есть достаточно возможностей, чтобы собраться и обсудить любые вопросы.
Ø Группа поддерживает своих членов, и формируются добрые взаимоотношения.
Ø Отношения в группе открытые, и она готова встретить любые трудности и преграды на пути эффективной работы.
Принципы, обеспечивающие работу команды:
Ø люди, выполняющие работу, являются «экспертами», когда дело идет о решении проблем в тех областях, которыми они занимаются;
Ø совокупный опыт и таланты людей, работающих в командах, больше, чем у любого из тех, кто работает в одиночку;
Ø большинство людей сильнее заинтересованы в проекте, если они могут в какой-то мере воздействовать на решения, которые на них влияют;
Ø у каждого человека есть творческий потенциал, который можно систематически использовать, привлекая его к участию в работе проблемной группы.
Алгоритм формирования команды
Ø Формулировка цели.
Ø Создание структуры
Ø Создание условий для эффективной коммуникации
Ø Распределение ролей
Ø Проведение проб и постоянная оптимизация процесса.
Ø Установление стандартов взаимодействия (передача информации, каналы).
Ø Мотивация.
Проблемы формирования команды
l размытые цели;
l нескоординированная деятельность;
l уныние/скепсис;
l коммуникационная перегрузка;
l недостаточно глубокий анализ ситуации.
Факторы, помогающие/мешающие созданию команды
Что помогает:
- умение слушать
- сопереживание
- содействие
- умение найти точки соприкосновения
- четкие термины
- открытость, гибкость
Что мешает:
- доминирование/спор
- безапелляционные заявления
- определение идеи как плохой, или неверной
- потребность быть правым
- потребность брать верх
- уменьшение разброса
- равнодушие, апатия, скука
2 подхода к созданию команды:
Ø Укрепление и развитие команды, образовавшихся естественным путем;
Ø Проектирование команды и распределение в ней ролей.
Структура предпочтений является отражением существующих между членами команды симпатий и антипатий. В структуру предпочтений входят:
Ø социометрические статусы членов команды;
Ø взаимность эмоциональных предпочтений членов команды;
Ø устойчивые группы межличностных предпочтений;
Ø система отвержений в команде.
Структура власти
- это взаиморасположение членов команды в зависимости от их способности оказывать влияние на команду и ее деятельность.
Типы влияния:
- лидерство;
- руководство.
Лидер – это:
Ø Тот, кому верят многие
Ø Тот, за кем идут
Ø Тот, кто успешен в жизни
Ø Тот, кто умеет организовать людей
Лидер - это человек, который знает все о своих достоинствах и недостатках. Человек который знает, как применить себя для достижения необходимого результата в кратчайший срок, если он ему действительно необходим. Человек, который знает где и когда достать необходимые ресурсы. Он умеет договариваться и обмениваться. Он умеет видеть будущее на год, на два дня, на два года вперед. Он умеет не брать ответственность за чужие задачи и умеет делиться с теми, кто помогал ему.
№11 Упражнение с мячом
Ход упражнения
Участники стоят в кругу. Им дается задание – передать мяч по кругу в любом порядке с тем, чтобы мяч побывал в руках у каждого, и только один раз. Делается несколько раз до результата.
Когда мяч вернулся к первому участнику, дается второе задание – передать мяч в обратном порядке (передаешь тому, от кого получил его в первом задании).
Если упражнение делается с малознакомыми участниками, можно при перекидывании мяча называть свое имя. Когда мяч перекидывается обратном порядке – имя того, кому кидаешь мяч.
Передать мяч по кругу в том же порядке, что и задании 1, только быстрее. Ведущий засекает время.
Передать мяч в том же порядке за установленное ведущим время (оно берется из расчета улучшения результата задания 3). Для «улучшения» результата ведущий может предложить несколько кругов.
Обсуждение: Какова была стратегия? Что помогло улучшить результат, а что мешало.
№ 12 Нить Ариадны
Подготовка помещения
Из верёвок на полу помещения выкладывается «лабиринт Минотавра» - зигзагообразная дорожка, ширина между верёвками не больше 50 см.
Описание
Вводная для участников:
В известном мифе отважному Тесею нужно было преодолеть лабиринт Минотавра. В этом ему помогла возлюбленная Ариадна, подарившая Тесею путеводную нить. Один из вас примерит на себя роль смелого древнегреческого героя. Все остальные будут играть роль нити Ариадны. Тесей попадает в темный запутанный лабиринт, и может выбраться только с помощью нити Ариадны. Связь Тесея с нитью бесконтактная – вы можете направлять шаги Тесея, давая ему команды. Говорить можно только по очереди и только по одному слову, иначе тонкая нить Ариадны не выдержит такого количества информации и оборвется. Если кто-то говорит сразу несколько слов, или одновременно говорят два и более человек, или же Тесей заступает за границы лабиринта, то путеводная нить разрывается и герой возвращается к началу своего пути. У Тесея есть всего 10 минут – так как с момента его появления в лабиринте его учуял Минотавр и ему нужно всего 10 минут, чтобы добраться до героя.
Примечания для ведущего
Нужно следить и за тем, чтобы все игроки принимали участие – в противном случае это нарушение правил приводят к разрыву «нити», и «Тесей» возвращается назад.
Роль Тесея можно менять – если правила нарушены и участник вернулся в начало лабиринта, дальше им может быть кто-то другой.
Вопросы для обсуждения
· Легко ли было ориентироваться в лабиринте?
· Понятны ли были команды помощников?
· Что мешало и помогало в процессе игры?
· Какова была стратегия группы?
· Были ли лидер и как произошел его выбор?
· возникали ли конфликты и как они разрешались?
· Удалось ли почувствовать себя единой командой?
Реквизит: две длинные верёвки (не менее 5 метров), 1 повязка на глаза.
№ 13 Немой и глухой
Ход упражнения
Два участника садятся друг напротив друга. Один из них- «глухой» - задает вопрос, на который второй участник – «немой» - может отвечать только пантомимой.
Комиксы Бидструпа
Группа делится на несколько команд, каждая команда получает разрезанный комикс без названия и последней картинки.
Вводная: задача каждой группы восстановить логический ряд комикса, дать ему название и сформулировать основную мысль, продолжив предложение: мораль сей басни такова...
После презентаций результатов работы в группах даётся название и последняя картинка комикса.
Другие варианты использования:
Используются несколько комиксов, разрезанных на отдельные картинки (комиксы при этом должны быть с равным количеством картинок). Каждая группа получает набор картинок, в котором комиксы перемешаны. Одна картинка у каждой группы должна быть с названием комикса. Задача: собрать комиксы.
Ведущий может ввести ограничения и правила.
Затрагиваемые темы:
· стратегии взаимодействия
· разные понимания цели – соревнование или общий результат: кто-то решит, что главное – собрать комикс его группы раньше других, кто-то решить, что задание на всю команду
· поиск компромисса: будут ли группы менять картинку на картинку или отдадут то, что им не нужно для своего комикса (просто так)
Американский отец семейства
Дело рук человеческих
Соломенная шляпа
Цель:
составить объективный рейтинг проблем молодёжи
Описание
1 Каждый участник самостоятельно записывает те проблемы, которые кажутся ему актуальными для молодёжи.
2 Участники по очереди называют проблемы, не повторяя. Все проблемы записываются на доске в подготовленную табличную форму. Предложения участников не оспариваются. В таблицу кроме столбца с названием проблемы входят еще графы для количества голосов по каждому кругу голосования и для итогового рейтинга. Например, группа составила список из 33 пунктов:
|
1-е голосование, рейтинг с 33 по 21 |
2-е голосование, рейтинг с 20 по 11 |
3-е голосование, рейтинг с 10 по 6 |
4-е голосование, рейтинг с 5 по 3 |
Рейтинг |
проблема 1 |
|
|
|
|
|
проблема 2… |
|
|
|
|
|
Проблема 33 |
|
|
|
|
|
Для удобства дальнейшей работы у каждого участника должен быть проблем с одинаковой нумерацией.
3 1-е голосование. В списке каждый участник отмечает 13 проблем, которые он считает менее актуальными, чем другие. Затем ведущий называет каждую проблему (или её номер в списке) по очереди. Те, кто отметил данную проблему, поднимают руки – число «проголосовавших» ставится рядом с проблемой в графе 1-го голосования. По количеству голосов составляется рейтинг с 33 по 21 место. Проблемы, которые вошли в рейтинг, вычеркиваются и списка и при втором круге голосования не рассматриваются.
4 Участники отмечают еще по 10 проблем из оставшегося. Таким же образом составляется рейтинг с 20 по 11 место.
5 Участники отмечают еще по 5 проблем – рейтинг с 10 по 6 место.
6 Вычеркивается еще по 3 проблемы – рейтинг с 5 по 3 место.
7 Вычеркивается еще одна проблема – определяются 2 и 1 место.
Ожидаемые результаты и примечания для ведущего:
1 Данное упражнение позволяет составить рейтинг проблем молодёжи, исходя из их значимости. Очень часто проблемы, которые называются в первую очередь, не входят в список действительно актуальных проблем. К примеру, на одном семинаре итоговый рейтинг выглядел так:
1. отсутствие системы воспитания
2. низкий уровень здоровья
3. боязнь ответственности
4. некачественные знания
5. проблема общения
6. отсутствие жилья
7. неуверенность в себе и своих силах
8. отсутствие карьерного роста
9. равнодушие
При этом почти все эти проблемы сначала были в списке после 5 позиции.
2 Сам по себе рейтинг не имеет особой ценности для тренинга. Он составляется для использования в других упражнениях – например, при обучении проектному менеджменту, направленному на решение определённых проблем молодёжи и молодёжных организаций, при разработке программ и проектов. Таким образом, следующее задание должно быть связано с рейтингом и иметь практическую направленность.
3 Этим инструментом можно пользоваться при составлении общих рейтингов по различным темам – когда речь идёт о необходимости получить общую картину результатов, задач, критериев и так далее, значимых для группы участников.
Обратная связь |
Что такое «обратная связь» |
Когда мы общаемся с людьми, мы, так или иначе, реагируем на их слова и действия. Если ваша реакция озвучивается, то вы, по большому счету, даёте другому человеку понять, что он сделал хорошо, а в чем ошибается. На языке психологов это называется «обратной связью». Если вы работаете с какой-то группой как тренер, обратная связь может быть хорошим методом оценки своей работы с целью её улучшить. Это особенно важно при индивидуальной работе с членами группы. Обратная связь, которую вы сами запрашиваете у кого-то – хорошее средство для оценки своих действий, а значит хорошая помощь в работе над собой. Поэтому важно запрашивать обратную связь у других и давать другим «грамотную» обратную связь, а не просто эмоциональную реакцию в стиле «сам дурак».
Критика – конструктивная критика – обратная связь |
Что бы мы не имели в виду под своими словами, нельзя не учитывать так называемые стереотипы, то есть, что почти всеми понимается под этим словом и как оно – в связи с этим – эмоционально окрашено. С чем у вас ассоциируются слова «критика», «конструктивная критика», «обратная связь»?
Критика – это что неприятное, когда критикуются действия и слова (а зачастую – и качества) человека. Как бы «мягко» не была оформлена критика, она всегда подчеркивает минусы. И очень часто критику получают люди, которые вовсе о ней не просили. Целью критики очень часто бывает желание высказать свои негативные эмоции, а не помочь получателю критики что-то поменять. И на вопрос «как сделать лучше» критика почти всегда не отвечает.
Конструктивная критика – это что-то менее неприятное, чем просто критика. Конструктивная критика всегда имеет целью улучшение работы. Здесь меньше негативных эмоций и больше анализа: почему получилось так, а не иначе, и что в следующий раз хорошо было бы сделать по-другому. Вместе с возможными неприятными эмоциями человек, которого «конструктивно критикуют» получает ответ на вопрос «как сделать лучше».
Обратная связь предполагает всесторонний анализ действий – что получилось, что не получилось. Обратную связь обычно запрашивают – это связано с желанием человека учиться. Придерживаясь определенных правил обратной связи, можно добиться значительных результатов. И тот, кому вы даете обратную связь, будет благодарен вам за помощь.
Правила обратной связи |
Этот вид реагирования не зря назван «связью», потому что предполагает определенную эмоциональную связь между получателем и отправителем обратной связи. Обратную связь обычно запрашивают у людей, которым доверяют и которые являются авторитетами для получателей обратной связи. Поэтому отправителям следует подойти к обратной связи ответственно и учитывать несколько моментов, изложенных ниже.
Обратную связь, как и любое взаимодействие можно представить в виде следующей схемы:
Есть несколько правил обратной связи, следуя которым можно действительно помочь получателю обратной связи добиться лучших результатов в его работе:
· Сначала всё хорошее. Не стоит думать, что человек сам понимает, что он сделал хорошо, и на этом не надо останавливаться. Для получателя обратной связи важно не только то, над чем ему следует поработать. Нужно подтвердить, то, что ему кажется удавшимся, на самом деле было сделано хорошо. И лучше, если это будет первый пункт вашей обратной связи.
· Выражайте свои мысли предельно ясно. Получатель обратной связи может воспринять сообщение отправителя не в точности таким, каким его задумал отправитель. Если получатель неправильно интерпретирует сообщение отправителя, в этом виноват последний. Вся ответственность за точность информации лежит на отправителе.
· Обратная связь должна быть конкретна, полезна и лаконична. Давая обратную связь, четко спланируйте, что вы скажете, как преподнесете эту информацию, и представьте, какова будет реакция вашего собеседника.
· Слова имеют значение. Защищайте самолюбие собеседника. Будьте готовы к тому, что даже самые «корректные» ваши слова могут его обидеть и пошатнуть его уверенность в себе. Поэтому обращайте внимания на ваши слова:
· Говорите не о том, что у него не получилось, а о возможности улучшить это в будущем; используйте фразы типа «в следующий раз».
· Избегайте фраз «у тебя не получилось», «тут ты поступил неправильно», «в этом твой минус». То же самое можно выразить по-другому: «в следующий раз можно было бы сделать лучше», «будет твоим плюсом, если …»
· Используйте «Я-заявления», то есть фразы типа «я думаю». Тем самым вы акцентируете внимание на том, что эта лишь ваша личная точка зрения. Вполне возможно, что он воспринимает это по-другому.
· Не используйте слово «но» – оно само по себе негативно, его с таким же успехом можно заменить на «и».
· Обратная связь – это обоюдный процесс. Предлагайте своему собеседнику самому высказаться – возможно, он уже сам думал, что он изменит в следующий раз. Будьте готовы к его «претензиям» к вам. Меняйте свой стиль общения в зависимости от реакции вашего собеседника.
· Обратную связь запрашивают. Это касается и получателя – он должен об этом сказать, и отправителя – не надо навязывать свою обратную связь, возможно, она нужна от кого-то другого, или человек не готов её получить. В любом случае вы можете предложить её дать. Но запросить её должен сам получатель.
План обратной связи |
Если вам придется давать обратную связь, не забывайте об её правилах. К тому же можете использовать этот план:
1 Дайте собеседнику высказать своё мнение:
«Какие у тебя самого впечатления от …»
2 Скажите о том, что вам понравилось:
«Мне кажется, у тебя очень хорошо получилось …»
3 Скажите о том, что не совсем удалось. Не забудьте акцентировать внимание на будущем и не начинайте перечислять все его недостатки:
«Я думаю, что в следующий раз можно было бы сделать …»
4 Похвалите собеседника за его старания сделать всё как можно лучше. Это важно!
«Ты молодец!»
Еще кое-что об обратной связи |
1 Не давайте вашим эмоциям «всё испортить». Возможно, по каким-то причинам, не имеющим отношения к предмету обратной связи, вы раздражены или злитесь. В таком состоянии не стоит давать обратную связь. Тем более, что если ваши негативные эмоции связаны с тем, кому вы должны дать обратную связь. Вы, конечно, потом извинитесь «что наговорили гадостей», но они уже будут сказаны.
2 Если вы сами хотите получить обратную связь, скажите об этом заранее. Если речь идет о каком-то процессе, на который нужно дать обратную связь, то постфактум можно какие-то мелочи упустить. И наоборот: если у вас запросили обратную связь, смотрите на происходящее именно с позиции: вам придется говорить о том, что получилось, и что в следующий раз можно сделать лучше.
3 Человеку свойственно следовать своим решениям, а не только советам даже уважаемых людей. Ваша обратная связь может помочь человеку принять решение. И если оно расходится с вашим мнением – это его право. Не стоит настаивать на том, что «я же тебе тогда говорил, и мы решили».
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.