Сборник практических работ по Географии
Оценка 5

Сборник практических работ по Географии

Оценка 5
docx
25.09.2023
Сборник практических работ по Географии
ОБД.12. География МУ прак..docx

Частное профессиональное образовательное учреждение

 «Череповецкий торгово-экономический колледж»

(ЧПОУ «ЧТЭК»)

 

 

 

 

 

 

Методические указания по выполнению практических работ

по дисциплине «География»

 

для обучающихся специальностей

54.02.01. Дизайн (по отраслям)

 

 

 

https://im1-tub-ru.yandex.net/i?id=dc0b474dc69ced3b7ade1a50ee06cee6&n=33&h=215&w=256

 

 

 

 

Преподаватель: Чекалева О.В.

 


ПЕЧАТАЕТСЯ

по решению методического совета

ЧПОУ  «ЧТЭК»

Протокол № 1

Дата 26.09.2021

Председатель МС

Чекалева О.В.

 

ОДОБРЕНО

методической комиссией

ЧПОУ  «ЧТЭК» 

Протокол № 1

Дата 28.08.2021

Председатель МК 

Раушкина А.В.

 

 

Составитель: Чекалева О.В. преподаватель высшей квалификационной категории  ЧПОУ  «ЧТЭК».

 

 

Методические указания по выполнению практических работ– Череповец: ЧПОУ  «ЧТЭК», 2021. – 36 с.

 

 

 

Ответственный за выпуск: зам. директора по УПР, Богуцкая Л.Н.

 

 

 

 

Методические указания  составлены в соответствии с утвержденными рабочими программами по вышеназванной  специальности.

            Методические указания  рекомендуется использовать на занятиях в целях актуализации опорных знаний, в целях закрепления изученного материала, для самостоятельной подготовки к практическим занятиям, к промежуточной аттестации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

© ЧПОУ  «ЧТЭК», 2021

Чекалева О.В.

 

 

 

 

 

Содержание

 

 

 

 

Пояснительная записка

4

 

Инструкционно - технологическая карта по выполнению практической работы № 1 по теме «Источники географической информации».

5

 

Инструкционно - технологическая карта по выполнению практической работы № 2 по теме ««Ознакомление с политической картой мира».

6

 

Инструкционно - технологическая карта по выполнению практической работы № 3 по теме «Определение и сравнение обеспеченности различных регионов и стран мира основными видами природных ресурсов».

7

 

Инструкционно - технологическая карта по выполнению практической работы № 4 по теме «Анализ особенностей расселения населения в различных странах и регионах мира».

8

 

Инструкционно - технологическая карта по выполнению практической работы № 5 по теме «Определение особенностей размещения различных отраслей мирового хозяйства».

9

 

Инструкционно - технологическая карта по выполнению практической работы № 6 по теме «Установление взаимосвязей между природно-ресурсным потенциалом различных территорий и размещением населения и хозяйства».

10

 

Инструкционно - технологическая карта по выполнению практической работы № 7 по теме «Россия в современном мире».

11

 

Инструкционно - технологическая карта по выполнению практической работы № 8 по теме «Использование географических карт для выявления регионов с неблагоприятной экологической ситуацией, а также географических аспектов других глобальных проблем человечества»

12

 

Литература

13

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

 

Учебная дисциплина «География» обладает большим количеством междисциплинарных связей, в частности широко использует базовые знания физической географии, истории, политологии, экономики, этнической, религиозной и других культур. Все это она исследует в рамках традиционной триады «природа—население—хозяйство», создавая при этом качественно новое знание. Это позволяет рассматривать географию как одну из классических метадисциплин. В профессиональных образовательных организациях, реализующих образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения ОПОП СПО на базе основного общего образования, изучение географии осуществляется на базовом уровне ФГОС среднего общего образования с учетом профиля профессионального образования, специфики осваиваемых профессий СПО или специальностей СПО. Это выражается в количестве часов, выделяемых на изучение отдельных тем программы, глубине их освоения студентами, объеме и содержании практических занятий, видах внеаудиторной самостоятельной работы студентов. Освоение содержания учебной дисциплины завершает формирование у студентов представлений о географической картине мира, которые опираются на понимание взаимосвязей человеческого общества и природной среды, особенностей населения, мирового хозяйства и международного географического разделения труда, раскрытие географических аспектов глобальных и региональных процессов и явлений.

            В содержание учебной дисциплины включены практические занятия, имеющие профессиональную значимость для студентов, осваивающих выбранные профессии СПО или специальности СПО.

Методические рекомендации по проведению практических работ по  учебной дисциплине География является одной из составляющих при подготовке специалистов по специальности 54.02.01 Дизайн (по отраслям).

  Целью методических указаний  является формирование у студентов навыков по овладению и использованию в практической деятельности и повседневной жизни разно­ образных географических методов, знаний и умений, а также географической информации.

Методические рекомендации по каждой практической работе содержат инструкционно - технологическую карту, которая включает: наименование практической работы, её цель, предмет и содержание работы, необходимое оборудование, общие методические рекомендации к выполнению практической работы, общие правила и требования к оформлению работы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Инструкционно - технологическая карта

по выполнению практической работы № 1 по теме «Источники географической информации».

 

 

Цель: развитие умений комплексного использования географических карт различной тематики с целью ознакомления с различными географическими картами, нахождения и применения географической информации, ее анализа.

 

Оснащение:

 - инструкционно – технологическая карта;

- политическая карта мира, атлас

- учебник «Географии» 

-  рабочие тетради.

 

Норма времени: 45 минут

 

Пояснения по порядку выполнения работы (алгоритм):

1. Ознакомиться с содержанием работы

2. Самостоятельно составить ответы на поставленные вопросы

3. Оформить работу в тетради

 

 

Задание 1.

1.1. Изучите карты географического атласа за 10 класс. Разделите все карты атласа на мировые, материков и государств. Приведите примеры (письменно в тетрадь).

1.2. Разделите все карты атласа на карты природных явлений и общественных явлений. Приведите примеры (письменно в тетрадь).

 

Задание 2. Внимательно рассмотрите политическую карту мира в атласе. Ответьте письменно на вопросы:

а) В каких целях использована фоновая окраска на данной карте?

б) Какие географические объекты обязательно должны быть обозначены как на физической, так и на политической картах мира?

в) Какая информация вынесена в легенду политической карты мира?

 

Задание 3. С помощью карт атласа выполните предложенные задания:

3.1. Перечислите страны, территории которых омываются водами Северного Ледовитого океана.

3.2. Запишите название единственного в мире государства, занимающего территорию целого материка.

3.3. Изучите физическую карту материка Северная Америка. Выпишите названия основных географических объектов: крупные реки и озера, горы, моря и океаны, которые омывают берега материка.

3.4. Изучите карту «Добывающая промышленность мира», выпишите названия основных центров добывающей промышленности Северной Америки.

 

 

 

 

 

 

Инструкционно - технологическая карта

по выполнению практической работы № 2 по теме ««Ознакомление с политической картой мира».

 

Цель занятия: Проанализировать в чем выражается многоликость современного мира, чем различаются страны мира по формам правле­ния и административно-территориального устройства

Оснащение:

 - инструкционно – технологическая карта;

- политическая карта мира

- учебник «Географии», 

-  рабочие тетради.

Норма времени: 45 минут

 

 

Пояснения по порядку выполнения работы (алгоритм):

1. Ознакомиться с содержанием работы

2. Самостоятельно составить ответы на поставленные вопросы

3. Оформить работу в тетради

 

Задание 1:

На основе политической карты мира в атласе и «визитной карточки» стран на форзацах учебника выпи­шите в тетрадь:

а) семь самых больших по территории стран мира,

б) 11 стран мира с численностью населе­ния свыше 100 млн человек,

в) примеры полуостров­ных и островных стран, стран-архипелагов,

 г) приме­ры внутриконтинентальных стран.

Используйте резуль­таты работы для конкретизации текста учебника. Как по-вашему, какие положения учебника они подтверж­дают?

 

Задание 2. Используя текст учебника и политическую карту мира в атласе, выпишите в тетрадь по нескольку приме­ров развитых и развивающихся стран, относящихся к различным подгруппам.

 

Задание 3.На основе «визитной карточки» стран на форзацах учебника (можно использовать ресурсы интернета)  составьте систематизирующую (конспективно-справочную) таблицу «Государственный строй стран ми­ра», используя следующую форму:

 

Форма правления

Форма административно-территориального устройства

Республики

Монархии

Унитарные государства

Федеративные государства

Конституционные

Абсолютные

 

В каждую графу выпишите названия нескольких стран в качестве примеров.

 

 

 

 

 

 

 

Инструкционно - технологическая карта

по выполнению практической работы № 3 по теме «Определение и сравнение обеспеченности различных регионов и стран мира основными видами природных ресурсов».

 

«Человеку предшествуют леса, а сопровождают его пустыни»

Александра Гумбольдта

 

Цель занятия: Проанализировать в чем заключается рациональное использование невозобновляемых и возобновляемых природных ресурсов, выявить странам с на­ибольшей и наименьшей обеспечен­ностью ресурсами.

Оснащение:

 - инструкционно – технологическая карта;

- учебник «Географии», 

- карту минеральных ресурсов мира

-  рабочие тетради.

Норма времени: 45 минут

 

 

Пояснения по порядку выполнения работы (алгоритм):

1. Ознакомиться с содержанием работы

2. Самостоятельно составить ответы на поставленные вопросы

3. Оформить работу в тетради

 

Задание 1:

Опираясь на знания по предшествующим курсам географии и по теме 1 данного учебника, приведите примеры стран, бедных природными ресурсами, но достигших высокого уровня экономического  и  социального развития. Сделайте вывод о роли ресурсообеспеченности в жизни общества.

Задание 2. Используя текст учебника, карту минеральных ресурсов мира в атласе и таблицы 3, 4, 5 в «Приложениях», проанализируйте размещение топливных полезных ископаемых. Назовите страны, обладающие значительными запасами угля, нефти, крупнейшие их бассейны. Какие выводы можно сделать на основе анализа?

 

Задание 3.Пользуясь текстом  учебника (или ресурсами интернета),  составьте  в тетради классификационную схему «Природные ресурсы Мирового океана». Примените ее для доказательства положения о том,  что  Мировой океан  является  кладовой разнообразных природных богатств.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Инструкционно - технологическая карта

по выполнению практической работы № 4 по теме «Анализ особенностей расселения населения в различных странах и регионах мира».

 

 

Цель занятия:  Научится применять показатели воспроизводства, состава населения, уровней и темпов урбанизации для характеристики мира, отдельных регионов и стран,  использовать карты, графики и таблицы для анализа, конкретизации и доказательства отдельных положений текста учебника, производить при этом необходимые расчеты и сравнения, анализировать возрастно-половую пирамиду.

Оснащение:

 - инструкционно – технологическая карта;

- учебник «Географии», 

-  рабочие тетради.

Норма времени: 45 минут.

 

 

Пояснения по порядку выполнения работы (алгоритм):

1. Ознакомиться с содержанием работы

2. Самостоятельно составить ответы на поставленные вопросы

3. Оформить работу в тетради

 

Задание 1:

На основе приобретенных знаний назовите причины следующих явлений:

 а) уровень смертности в развивающихся странах в последние десятилетия снизился, а рождаемость осталась высокой;

 б) Китай и Индия наиболее активно проводят государственную демографическую политику;

в) население мира размещается неравномерно;

 г) городское население концентрируется прежде всего в больших городах.

 

Задание 2.

Дайте определение следующим терминам: миграция, урбанизация, «ложная» урбанизация, субурбанизация, рурбанизация, воспроизводство населения, плотность населения.

 

Задание3.

Распределите перечисленные ниже страны в соответствии с уровнем их урбанизации (по убывающей): Австралия, Китай, США, Великобритания, Эфиопия, Аргентина, ФРГ?

 

Задание 4.

Оцените, насколько верны следующие утверждения, и, если нужно, дайте правильный ответ:

а) «рекордсменом мира» по показателю рождаемости на 1000 жителей является Китай;

б) большинство развивающихся стран проводит демографическую политику, направленную на снижение рождаемости и естественного прироста населения;

в) наиболее высокие темпы урбанизации характерны для развитых стран, а наиболее низкие — для развивающихся?

 

 

 

Инструкционно - технологическая карта

по выполнению практической работы № 5 по теме «Определение особенностей размещения различных отраслей мирового хозяйства».

 

 

Цель занятия:  Научится давать характеристику научно-технической революции и мирового хозяйства, сопровождая ее четкими определениями общих понятий, применять текстовые, картографические и графические материалы для сравнения и доказательства отдельных положений и обобщений.

Оснащение:

 - инструкционно – технологическая карта;

- учебник «Географии», 

-  рабочие тетради.

Норма времени: 45 минут

 

 

Пояснения по порядку выполнения работы (алгоритм):

1. Ознакомиться с содержанием работы

2. Самостоятельно составить ответы на поставленные вопросы

3. Оформить работу в тетради

 

Задание 1:

Проверьте, насколько верны следующие утверждения, и, если нужно, дайте правильный ответ:

а) робототехника является одной из новейших наукоемких отраслей НТР;

б)мировое хозяйство сложилось на рубеже XVIII и XIX вв.;

в)отраслью международной специализации Японии является угольная промышленность;

г)на размещение отраслей добывающей промышленности большое воздействие оказывает природно-ресурсный фактор?

 

Задание 2.

Пользуясь текстом учебника (или ресурсами интернета), сформулируйте четыре главные цели региональной политики в экономически развитых странах и дайте им краткую характеристику.

 

Задание 3.

На основе приобретенных знаний охарактеризуйте (в виде таблицы) воздействие отдельных факторов на размещение производства.

 

Задание 4.

На основе приобретенных знаний подберите примеры для иллюстрации стран с аграрной, индустриальной и постиндустриальной экономикой. Оформите свою работу в виде таблицы в тетради.

 

 

 

 

 

 

Инструкционно - технологическая карта

по выполнению практической работы № 6 по теме «Установление взаимосвязей между природно-ресурсным потенциалом различных территорий и размещением населения и хозяйства».

 

 

Цель занятия:  Научится давать характеристику экономико-географического положения страны, давать характеристику природных предпосылок для развития промышленности страны (региона), применять различные источники географической информации для доказательства, сравнения, конкретизации, для построения таблиц, графиков, проведения расчетов, устанавливать взаимосвязь между природно-ресурсным потенциалом различных территорий и размещением населения и хозяйства.

Оснащение:

 - инструкционно – технологическая карта;

- учебник «Географии», 

-  рабочие тетради.

Норма времени: 45 минут

 

 

Пояснения по порядку выполнения работы (алгоритм):

1. Ознакомиться с содержанием работы

2. Самостоятельно составить ответы на поставленные вопросы

3. Оформить работу в тетради

 

Задание 1:

Пользуясь картами атласа, дайте характеристику экономико-географического положения одной из стран зарубежной Европы (по выбору). Используйте типовой план характеристики ЭГП страны.

План характеристики ЭГП страны (региона).

1.Положение по отношению к соседним странам.

2. Положение по отношению к главным сухопутным и

морским транспортным путям.

3. Положение по отношению к главным топливно-сырьевым базам, промышленным и сельскохозяйственным районам.

4. Положение по отношению к главным районам сбыта продукции.

5. Изменение ЭГП во времени.

6. Общий вывод о влиянии ЭГП на развитие и размещение хозяйства страны.

 

Задание 2.

Используя различную географическую информацию, дайте характеристику зарубежной Европы как главного региона иммиграции населения. Выделите страны с массовой иммиграцией и эмиграцией населения.

 

Задание 3.

Пользуясь таблицами, рисунками и текстом темы 5, определите, какие страны региона входят в «первую десятку» стран мира по производству отдельных видов промышленной и сельскохозяйственной продукции. Полученные данные оформите в виде таблицы.

 

 

 

 

Инструкционно - технологическая карта

по выполнению практической работы № 7 по теме «Россия в современном мире».

 

 

Цель занятия:  Анализ особенностей современного геополитического и геоэкономического положения России, тенденций их возможного развития; определение роли России, и ее отдельных регионов в международном географическом разделении труда; определение основных направлений и структуры внешних экономических связей России с зарубежными странами;

 

Оснащение:

 - инструкционно – технологическая карта;

- учебник «Географии», 

-  рабочие тетради.

Норма времени: 45 минут.

 

Пояснения по порядку выполнения работы (алгоритм):

1. Ознакомиться с содержанием работы

2. Самостоятельно составить ответы на поставленные вопросы

3. Оформить работу в тетради

 

Задание 1:

На основе полученных знаний письменно ответьте на вопрос:

Участником каких ведущих международных интеграционных группировок

мира является Россия?

 

Задание 2:

На основе полученных знаний письменно ответьте на вопрос:

Какое место занимает Россия в топливно-энергетическом комплексе мира?

Укажите специализацию по отраслям.

 

Задание 3:

Определите место металлургического комплекса России в мировом

хозяйстве, перспективы его развития.

 

Задание 4:

Укажите основные направления специализации Российской экономики и ее

место в мировой торговле.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Инструкционно - технологическая карта

по выполнению практической работы № 8 по теме «Использование географических карт для выявления регионов с неблагоприятной экологической ситуацией, а также географических аспектов других глобальных проблем человечества».

 

 

 

Цель занятия:  Научиться давать характеристику глобальных проблем человечества, устанавливать взаимосвязи между ними с использованием географических карт.

 

Оснащение:

 - инструкционно – технологическая карта;

- учебник «Географии», 

- физические карта регионов;

-  рабочие тетради.

Норма времени: 45 минут

 

 

Пояснения по порядку выполнения работы (алгоритм):

1. Ознакомиться с содержанием работы

2. Самостоятельно составить ответы на поставленные вопросы

3. Оформить работу в тетради

 

Задание 1:

На основе приобретенных знаний составьте конспективно-справочную таблицу «Характеристика глобальных проблем человечества». Сделайте обобщение по материалам таблицы.

 

Задание 2.

Проанализируйте физические карты мира и регионов и определите, для каких стран подъем уровня Мирового океана даже на 1 —1,5 м мог бы иметь катастрофические последствия в результате затопления территории.

 

Задание 3.

Используя содержание темы, составьте в тетради схему «Взаимосвязь проблемы преодоления отсталости развивающихся стран с другими глобальными проблемами человечества».

 

Задание 4.

На основе приобретенных знаний охарактеризуйте географические аспекты глобальной продовольственной проблемы. Докажите, что нехватка продовольствия в мире объясняется прежде всего не природными, а социально-экономическими причинами. Назовите отрасли хозяйства, принимающие участие в решении продовольственной проблемы.

 

 

ЛИТЕРАТУРА

Основная

1.      Баранчиков Е.В., Петрусюк О.А. География для профессий и специальностей социальноэкономического профиля: учебно-методический комплекс для студ. учреждений сред. проф. образования. — М., 2019.

2.      Баранчиков Е.В., Петрусюк О.А. География для профессий и специальностей социальноэкономического профиля. Дидактические материалы: учебное пособие для студ. учреждений сред. проф. образования. — М., 2019.

3.      Баранчиков Е.В., Петрусюк О.А. География для профессий и специальностей социальноэкономического профиля. Контрольные задания: учебное пособие студ. учреждений сред. проф. образования. — М., 2019.

4.      Баранчиков Е.В., Петрусюк О.А. География для профессий и специальностей социальноэкономического профиля. Практикум: учебное пособие для студ. учреждений сред. проф. образования. — М., 2019.

5.      Гладкий Ю.Н., Николина В.В. География (базовый уровень). 10 класс. — М., 2018.

6.      Гладкий Ю.Н., Николина В.В. География (базовый уровень). — 11 класс. — М., 2018.

7.      Кузнецов А.П., Ким Э.В. География (базовый уровень). 10—11 классы. — М., 2019.

8.      Холина В.Н. География (углубленный уровень). 10 класс. — М., 2019.

9.      Холина В.Н. География (углубленный уровень). — 11 класс. — М., 2019.

 


 

Частное профессиональное образовательное учреждение «Череповецкий торгово-экономический колледж» (ЧПОУ «ЧТЭК»)

Частное профессиональное образовательное учреждение «Череповецкий торгово-экономический колледж» (ЧПОУ «ЧТЭК»)

ПЕЧАТАЕТСЯ по решению методического совета

ПЕЧАТАЕТСЯ по решению методического совета

Содержание

Содержание

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Учебная дисциплина «География» обладает большим количеством междисциплинарных связей, в частности широко использует базовые знания физической географии, истории, политологии, экономики, этнической, религиозной и других…

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Учебная дисциплина «География» обладает большим количеством междисциплинарных связей, в частности широко использует базовые знания физической географии, истории, политологии, экономики, этнической, религиозной и других…

Инструкционно - технологическая карта по выполнению практической работы № 1 по теме «

Инструкционно - технологическая карта по выполнению практической работы № 1 по теме «

Инструкционно - технологическая карта по выполнению практической работы № 2 по теме ««Ознакомление с политической картой мира»

Инструкционно - технологическая карта по выполнению практической работы № 2 по теме ««Ознакомление с политической картой мира»

Инструкционно - технологическая карта по выполнению практической работы № 3 по теме «Определение и сравнение обеспеченности различных регионов и стран мира основными видами природных ресурсов»

Инструкционно - технологическая карта по выполнению практической работы № 3 по теме «Определение и сравнение обеспеченности различных регионов и стран мира основными видами природных ресурсов»

Инструкционно - технологическая карта по выполнению практической работы № 4 по теме «Анализ особенностей расселения населения в различных странах и регионах мира»

Инструкционно - технологическая карта по выполнению практической работы № 4 по теме «Анализ особенностей расселения населения в различных странах и регионах мира»

Инструкционно - технологическая карта по выполнению практической работы № 5 по теме «

Инструкционно - технологическая карта по выполнению практической работы № 5 по теме «

Инструкционно - технологическая карта по выполнению практической работы № 6 по теме «

Инструкционно - технологическая карта по выполнению практической работы № 6 по теме «

Инструкционно - технологическая карта по выполнению практической работы № 7 по теме «

Инструкционно - технологическая карта по выполнению практической работы № 7 по теме «

Инструкционно - технологическая карта по выполнению практической работы № 8 по теме «

Инструкционно - технологическая карта по выполнению практической работы № 8 по теме «

ЛИТЕРАТУРА Основная 1.

ЛИТЕРАТУРА Основная 1.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
25.09.2023