Сборник в диск
«Преподавание науки в школе»
по результатам малой конференции «Преподавание науки в школе»
на базе ИМЦ Петроградского района 24.01.2014
Санкт-Петербург
2014
Сборник «Преподавание науки в школе»
(редактор –Е.А. Наймарк).
В порядке реализации Указа распоряжением Правительства РФ от 26 ноября 2012 г. № 2190-р была утверждена "Программа поэтапного совершенствования системы оплаты труда в государственных (муниципальных) учреждениях на 2012 - 2018 годы", которая определяет сроки и размеры повышения заработной платы педагогических работников учреждений дополнительного образования. В.В. Путин поддерживает повышение статуса учителя-исследователя в обществе. Большое значение приобретают программы работы с одаренными детьми. В контексте не просто политических консервативных устремлений финансово и интеллектуально возвысить статус учителя, как в 1910-годы, а с точки зрения современной практики стимулирующих доплат к оплате труда учителю Вашему вниманию предлагается достаточно амбициозный план повышения качества образования и создания благоприятных условий для карьеры учителя (педагога)-исследователя и авторов «ученических» и студенческих научных научно-исследовательских работ в школе и Вузы. Чрезвычайную актуальность важность для нас приобретают трудовые и эффективные контракты в образовательных учреждениях. Кроме того, необходимо работать с мотивированными учащимися, которые уважают исследовательскую и проектную деятельность и перспективны в научном плане. Вопрос легитимного и грамотного портфолио с достижениями в научно-исследовательской проектной деятельности, разработками, стоит очень остро. Школа может и должна думать о своих авторитетных думающих коллегах, учителях-исследователях, учащихся. Необходима карта информационной поддержки учителей, написание полезных научных статей.
Требуйте заключения эффективных контрактов, даже, если Вы являетесь, по сути, внешним сотрудником школы, то есть находитесь в творческом отпуске или боретесь с несправедливыми увольнениями! Если администрация школы заявляет, что она не заинтересована в проведении нашей авторской модели научно-исследовательской деятельности, в частности, для повышения качества преподавания предметов, укрепления «знаниевой» основы, образованности школьников, заявляйте о необходимости мотивированных объяснений! Как правило, это происходит от нетрудолюбия, небольшого желания работать с коллективом, методическими объединениями, творческими группами, «парами учителей» в школе.
Для достаточно строгого оценивания результатов, мы обратились к критериям, инструкциям, рекомендациям РГПУ им. А.И. Герцена, СПбГУ, СПбАППО, ИМЦ, РОО, Вузов Москвы и Санкт-Петербурга. Они создали основу проекта, который не должен остаться «мифом», рекламой, а иметь на выходе две ежегодных городских конференции на базе ИМЦ, ВУЗа или школы: 1) «Преподавание основ научно-исследовательской и проектной деятельности в школе и Вузе» (для взрослых); 2) «Северная перспектива» (изучения социальных наук и стратегии развития районов северного берега Невы учащимися). Мы оформляем акты, соглашения о сотрудничестве с рядом городских конференций, даем определенные гарантии в том, что исследования, получившие высокие оценки в ходе рецензирования на конференции и работы-победители имеют хорошие шансы на конкурентноспособность в Европе. «Северная перспектива» является абсолютно инновационным проектом, который был «заужен» конкурентами до новаторского. Об этом свидетельствует его «Положение», где прописаны новые формы работ, которые проверяются по новой строгой системе отбора.
Перед Вами, по сути, прогрессивный, первый в своем роде сборник. С ним связаны большие надежды на возможность качественной и действенно способствовать развитию «новой России», интеграции в школьную жизнь европейских исследователей. Мы впервые докажем, что занятие внедрением методологии науки в школу стало действительно плодотворным занятием. Директора приняли мирную позицию, лоббировали интересы учителей-исследователей перед Диссертационным, Ученым советом. Требуется наличие у учителя-исследователя рекомендации из методического объединения учителей, педагогического совета. Он должен иметь убедительные результаты исследования, интересные, полезные научному сообществу. В рамках Болонского процесса требования к мобильности студентов, старших коллег, школьников существенно повышаются, качеству работ возрастает, однако нельзя забыть проблему педагогического адаптирования, сложности презентации работу в средней школе в высшей школе.
Мы стараемся стать советчиками, наставниками в том, чтобы учителя-исследователи не боялись брать ту нагрузку, планировать так расписание, чтобы им было удобнее. Для эффективной реализации предложенных мероприятий в рамках проекта «Интеграция школы и Вуза», проведения конференции «Северная перспектива» учителя могут использовать предложенную технологию проведения межрайонной конференции, инструкцию и план проектной и научной деятельности в рамках школьного студенческих научных обществ. Надо в совершенстве обладать, как минимум стандартными интеллектообразующими знаниями, являться доброжелательной, гуманной образованной личностью, знать основные конкретные понятия, категории. В основе: эффективный контракт на проведение научной, проектной деятельности, организации возможных студенческих практики в школе;
Основные категории-эффективный контракт, исследовательская культура:
Эффективный договор предложен Правительством России. Программой поэтапного совершенствования системы оплаты труда в государственных (муниципальных) учреждениях на 2012 - 2018 годы установлена примерная форма трудового договора (примерная форма эффективного контракта) с работником государственного (муниципального) учреждения.
Эффективный контракт - прежде всего трудовой договор с работником, в соответствие с которым условия получения вознаграждения должны быть понятны работодателю и работнику и не допускать двойного толкования. Как следует из примерной формы эффективного контракта, в эффективном контракте должны быть уточнены и конкретизированы трудовая функция каждого работника, показатели и критерии оценки эффективности его деятельности, установлен размер вознаграждения, а также размер поощрения за достижение коллективных результатов труда.
Исследовательская культура — системная опосредствованность каждого акта познавательной деятельности определёнными знаниями, способами действия и ценностями, а также опытом.
Также в эффективном контракте должны быть конкретизированы должностные обязанности работника, условия оплаты труда, показатели и критерии оценки эффективности деятельности для назначения стимулирующих выплат в зависимости от результатов труда и качества оказываемых государственных (муниципальных) услуг.
Обзор представленных исследований на конференции для взрослых 24 января 2014 года в ИМЦ Петроградского района.
Рекомендуем использовать ведущие научные журналы (обратите внимание, входят ли они в перечень Высшей квалификационной комиссии Министерства Российской Федерации или рекомендованных РАН, ведущими Вузами страны), данные сайта «Исследователь», обратите внимание на подходы и исследования А.В. Хуторского. Е.А. Ямбурга, Е.Н. Казаковой, Е.С. Заир-Бек, Е.С. Полат, А.В. Леонтовича. Весьма интересны журналы, которые можно объединить в группу с изданиями «Журнальный зал», «Новое литературное обозрение», «Научное мнение», очень полезны, нужны работы по инноватике. Чтобы представить научную статью, провести максимально объективное исследование, необходимо не просто составить квалифицированные списки литературы, но и провести сравнительный анализ подходов, взглядов, результатов исследований и предложить и защитить обоснованные: проблему собственного исследования, итоги, позицию.
На конференции для взрослых «Преподавание науки в школе» 24 января 2014 года, которую, в дальнейшем на наш взгляд, более актуально или целесообразно проводить на базе РГПУ им. А.И. Герцена, СПб АППО, СПбГУ, ИМЦ, были представлены не очень многочисленные, интересные, проблемные, доклады (15 человек из ведущих и перспективных образовательных учреждений Санкт-Петербурга). Мы способствуем более четкому формулированию проблем, социальных запросов ведущих докладчиков, поэтому даем краткий обзор самых ярких выступлений и дистанционных материалов.
Гимназия № 177 Красногвардейского района в лице методиста, нашего коллеги К.А. Камелина представила необходимость представлять портфолио из официальных документов в Вузы, связанных с научной деятельностью, формулировать проблемы, участвовать в исследовательских конференциях Комитета по науки и высшей школы и мы позволили себе им доверять, ведь они разработчики методической деятельности, а представитель предложил сопровождать тезисы ссылками на интересные статьи, проекты в описании статуса участника и мы поддерживаем этот замысел. Гимназия № 67 предложила в своем духе уникальный проект школьной конференции, состоящей их двух этапов: 1) группа № 1 – организаторы-эксперты школьники и учителя отбирают заявленные выполненные исследовательские работы на научно-практическую конференцию; 2) группа № 2: происходит конкурс научных работ с последующей рекомендацией исследований на районные, городские соревнования. Работы высокого качества такого порядка апробировались на городских и районных конференциях «Наука в XXI веке» (Петроградский район), «Триумф науки», «Крылья науки», «Конференция победителей. Приморские чтения» (Приморский район), «Сервантосовские чтения» (Калининский район), «Ильинчиские чтения» (Красногвардейский район), «Краеведческие чтения Выборгского района». Продуктивным и перспективным считаем опыт сотрудничества с СПбГУ в рамках «Школы обществознания». Предлагается сотрудничество с научными конференциями Политехнического университета. Интересно было предложение школы № 534 выступать с социальными инициативами на «Встречах у карты Лесного» в библиотеке № 1 Выборгского района. По заключению участников мероприятия, данные конференции могут готовить участников к выступлению на международных конкурсах, тренировать умения, навыки и приемы проводить научные исследования с достаточно высоким уровнем подготовки. Известная гимназия № 56 Петроградского района отстаивала права исследовательской культуры «на перспективы» с помощью рассказа ее представителя о важности законов формальной, рациональной логики для науки. В школе 106 Приморского района большая часть исследовательской работы проводится в рамках музея школы, основная часть экспонатов которого посвящена Блокаде и жизни школьников во время нее. Поэтому учащиеся школы достойно выступают с исследовательскими работами на историко-патриотической конференции «Война. Блокада. Ленинград». Однако большое внимание уделяется серьезному краеведческому фактору, вследствие чего учащиеся изучают наследие Нобелей, семье которых принадлежало здание одной из старейших школ северных районов на ул. Сердобольской, д. 50/52, поэтому в рамках конференции «Многонациональный Петербург» («Всемирный клуб петербуржцев» учащаяся выступила с докладом «О шведских корнях моей русской семьи». В школах активно проводится студенческая практика, творчески ведутся исследования и создаются проекты по стандартам, в рамках образовательной системы «2100» и программам работы с одаренными детьми, однако есть проблемы с образовательным сообществом и формулировкой научных проблем, организацией эффективной совместной деятельности ШНО и СНО, защитой кандидатских и докторских диссертаций.
Мы провели беседу с учеными и выпускниками РГПУ им. А.И. Герцена. Есть необходимость в научном сотрудничестве, поисков формы взаимодействия с РГПУ, показе механики после аспирантуры и во время научных стажировок в педагогическом Вузе. Мы продолжим обсуждать проблемы научно-образовательной практики студентов в Вузе, возможные преференции после конференций, курсов повышения квалификации преподавателей Вуза, спрашивать анализ проблемы для работы дистанционно и на круглых столах. Публикуем первые суждения. Декан факультета философии человека РГПУ, к.ф.н., Л.Н. Летягин: «К сожалению, пока могу видеть, что наука в академическом виде в школе как таковая не очень нужна. Она может преподаваться в логике субъекта для учеников». Эксперт программы «Дебаты» РГПУ им. А.И. Герцена, преподаватель истории частной школы «Гран» Приморского района, председатель СНО в (2000-2003 гг.) кафедры русской истории факультета социальных наук РГПУ им. А.И. Герцена, к.и.н. Н.В. Терехов: «Надо для себя понять, что такое наука в школе. У нас к конференциям, проектам школьники проводят социологические опросы, собирают группы объективных источников, в частности, писем времени Блокады, сравнивают, анализируют их. Получаются серьезные исследования, мы вывозим их на конференции с современным методическим оборудованием: наглядно разложены письма, показываются презентации на экранах. Курсовые студентов требует более серьезных навыков, умений проводить исследования».
Нами был представлен уникальный исследовательский пакет документов по проведению исследований в школе и конференции «Северной перспективы». В презентациях и тезисах показана нормативная база (в частности, «Стратегия 2020», ФГОС по образованию 2010 года, зоконодательство в сфере науки и инноваций. Мы также отмечаем для учителей-исследователей, сотрудников, партнеров, аспирантов и стажеров Вузов «Приказа Минобразования РФ от 27 марта 1998 г. № 814 «Об утверждении Положения о подготовке научно-педагогических и научных кадров в системе послевузовского профессионального образования в Российской Федерации» с изменениями и дополнениями рада годов, в частности, 2013-2014 гг. Управляющие органы законодательной власти РФ обязаны гарантировать выполнение данных законодательных актов.
Резолюция: необходимо срочно решать проблему умного, образованного учителя-исследователя в школе и Вузе, преподавание методологии науки в школе возможно при комплексном подходе: эффективной правовой основе деятельности, доброжелательном, гуманном, справедливом настрое, четком определении науки в школе до формирования умения работать с методологией, технологиями научных исследований, проектов в рамках системы деятельности научного общества. Для написания эффективных учебно-методических пособий, учебников, возвращения авторитета средней и высшей школы общества, понизившегося в ходе организационной неразберихи «лихих 1990-х» надо максимально корректно, интеллигентно решать возникающий проблемы трудовых конфликтов и разногласий в авторитарном научном сообществе. Сразу оговоримся: к нам приезжают самодостаточные, профессиональные преподаватели предметники, личности, которые вполне могут достойно представить образовательное учреждение, поэтому мы можем перечислит только школы и гимназии.
Документы методиста Е.А. Наймарк:
Положение
План
Технологическая памятка-инструкция по написанию стендового доклада.
Первоначальная форма Положения Школьного межрайонного научно-практического конкурса по общественным наукам «Северная перспектива», согласованная директором ИМЦ Петроградского, Приморского района «Положение о научном конкурсе «Северная перспектива» опубликовано в сигнальном экземпляре сборника в типографии ООО «Инжениринг-Принт» Наймарк Е.А. Современная школа: экзамен на выживание для преподавателя и ребенка. Как подготовиться к ЕГЭ по истории и обществознанию. Педагогическая тетрадь эссе и материалов. СПб., 2014.
План научной работы с учащимися
Месяц |
Информационно-методический центр |
Школа |
Июнь-сентябрь |
Утверждение конференции «Северная перспектива». Составление плана работы конференции Виды работ: 1. Исследования с европейскими методами работы 2. Исследовательские работы с решением проблем, задач. 3. Стендовые доклады. 4. Дебаты (Всемирный школьный формат,начные, полиси дебаты)
|
Обучение инновационным формам работы с учащимися. «Мастерство современного ученого». Обсуждение плана районных и городских конференцию |
Сентябрь |
Первый установочный семинар. Повестка: Обсуждение комбинированных форм работы в исследовательской деятельности. Оформление, структура, содержание, классификация работ, дебаты Выступление ученого Набор группы на семинары |
Утверждение плана методической работы. Формулировка миссии, идеи научно-методической работы. Выбор модели информационного обеспечения. Отбор участников межрайонной конференции «Северная перспектива» |
Октябрь |
Работа научных руководителей со школьниками Консультация, поддержка методистов Семинар № 2. Утверждение научно-исследовательской, методической темы, работа по ней. Новаторские исследования. |
Школьная конференция, подготовка кейсов и докладов к конференции. Согласование научной темы учителя с администрацией школы. Авторский методический и педагогический совет. |
Ноябрь |
К 1 ноября: Тема, обоснование, рекомендуемый план исследований Стендовые доклады Преимущество — готовым исследованиям Заявка на дебаты
|
Работы к конференции, научные и всемирные школьные дебаты на английском языке, авторские экскурсии, согласование новой модели работы. |
Декабрь -январь |
Написание, окончание исследования Составление кейса для дебатов Составление банка данных конференций, обмен опытом Семинар № 3. Исследования с европейскими методами работы. Выступление ученого |
Подготовка статей, работ на конференции, конкурс эссе, нарративов, работ на конференцию. Соглашения с партнерами. |
Февраль |
Обсуждение присланных работ, промежуточные результаты. Составление банка исследовательских работ. Игра в дебаты. Подготовка к турниру. Семинар № 4. Подготовка к конференции |
Апробация работ на межрайонную конференцию. Создание традиции инновационной научной работы в школе. Открытые дебаты между школами районов «Северной перспективы» |
Март |
Написание эссе для дебатов. |
Сборник эссе, победивших в интеллектуальном сборнике школе. Подготовительные занятия для участников межрайонной конференции «Северная перспектива». Культурообразующая инициатива «Мой район —моя визитная карточка». Районные, городские конференции. |
Апрель |
Межрайонная конференция «Северная перспектива» по общественным наукам под руководством ИМЦ Исследовательские работы Стендовые доклады Дебаты Оформления статуса городской научно-образовательной конференции. |
Представление лучших работ на межрайонную конференцию «Северная перспектива». Возможность формирования Ученого совета на основе методического совета школы с приглашением историков. Помощь в гражданских, образовательных, социально-культурных делах школы. |
Май |
Семинар № 5. Интеграция школы и Вуза по итогам исследовательской деятельности: анализ и опыт. Заключительные секции в школах |
Секции по социальным наукам (специальная школьная секция: истории и краеведению на английском языке, экономике), формирование базы новых партнеров школы, укрепление традиции, резолюции по основным директивам деятельности. |
ТЕЗИСЫ И МАТЕРИАЛЫ. К аналитическому изучению.
Подготовка к авторским конференциям методиста Е.А. Наймарк.
Григорьева Е.А. О книге «Современная школа: экзамен на выживание». Выживание Человека с заглавной буквы в современной школе
Может показаться, что у Вас в руках отчет «шпиона-преподавателя» в школе. Пока не понимаешь, что автор—личность, который вложил в свое повествование тысячи мыслей, чаяний, надежд. Ты осознаешь, что он дает право в руки себе и молодому педагогу.
Немного познакомившись с прекрасным, обаятельным методистом, преподавателем Еленой Александровной Наймарк, я поняла, насколько она гуманна. Мне интересно то, чем она занимается, то над чем она работает. Она проводит настоящую петербургскую конференцию интеллигенции «Северная перспектива» для детей, куда мы подали нестандартные исследовательские работы. Елена Александровна опытный педагог, может быть методистом, завучем. Из последних интересных учебно-методических разработок: авторские сайты http://elenanaymark.ucoz.ru и статьи: 1) Учебный кейс «Авторская межрайонная конференция «Северная перспектива» (Экономика и социум № 2 (11) 2014. Б.с.).2)«Завуч: экономические, юридические реалии работы. Традиции и новации современной школы» (Экономика и социум № 1 (10) 2014. Б.с. Электронное издание. www.iupr.ru.)) //http://iupr.ru/domains_data/files/zurnal_10/Naymark.pdf.
В первой части Елена Александровна Наймарк представляет алгоритм выстраивания отношений педагога со школой. Это важно для преподавателя, который мало адаптирован к школе. Во второй части идут тесты, которые преподаватель будет совершенствовать.
Елена Александровна Наймарк – глубокий гуманист по убеждениям. Если рассматривать гуманизм педагога как условие результативности духовно-нравственного воспитания, то преподаватель обладает всеми необходимыми качествами, которые делают его гуманным. Эти качества представлены ниже.
Творческое мышление.
Диалоговое общение.
«Преобразовательные способности».
Педагогическая рефлексия.
Положительные этические качества (добродетели).
Высокие ценностные установки (патриотизм, гражданственность, любовь к детям)
«Педагогическая любовь».
Интересно, что Елена Александровна Наймарк затронула опыт проекта «Школы обществознания» Петроградского района. От себя хотели бы пожелать, чтобы на городской конференции «Преподавание науки в школе» было сказано немного о интересной конференции «Триумф науки» нашего района, которая проводилась совместно с Социологическим факультетом СПбГУ в 2012 году. Елене Александровне желаем терпения и сил, ее книге — успеха.
Григорьева Е.А., методист, учитель истории, председатель методического объединения «Социокультурные науки», методист службы «Образовательный аудит», модератор проекта Ассоциированных школ ЮНЕСКО, преподаватель истории гимназии № 67 Петроградского района, методист ИМЦ Центрального района в 2004-2005 году.
Тезисы к выступлению на конференции «Проблемы науки в школе»
Н.А. Смирнова, заместитель директора по воспитательной работе ГБОУ школы № 340 Невского района СПб, руководителя музея «К вопросу о возможностях образовательных, научных путешествий. Музей О.Ф. Берггольц как культурный центр Санкт-Петербурга»
Торжественное открытие музея «Истоки жизни – Невская застава» имени О.Ф. Берггольц в средней школе № 340 Невского района состоялось 17 января 2013 года. Созданию музея Ольги Берггольц город обязан инициативной группе жителей Невского района и города Санкт-Петербурга.
Основу музейной коллекции положил школьный фонд. Жители района, родители учащихся, учащиеся и педагоги школы пополняли коллекцию.
В экспозиции музея сейчас несколько разделов: история школы, история микрорайона «Невская застава», блокадная комната, кабинет Ольги Берггольц, место её памяти, выставочный зал, посвящённый биографии поэта. Музей оснащён современными техническими средствами, которые способствуют научно-исследовательской деятельности (в частности, электронные дистанционные панели, плазменные экраны). Современная техника поможет школьникам сделать свои экскурсии интересными, наполнить музей голосами и образами эпохи.
Возможно сотрудничество с РГПУ им. А.И. Герцена, СПбГУ, ИМЦ в рамках мероприятий проекта «Интеграция школы и Вуза», работы школьных научных обществ, экскурсионных кружков, музеев. Сегодня посещение музея может стать лишь одним из этапов большого образовательного путешествия, погружающего в осмысление конкретного исторического периода, своеобразия эпохи.
Метод образовательного путешествия направлен на раскрытие творческих возможностей учащихся, накопление социального и коммуникативного опыта, способствует развитию эстетического вкуса, повышает культурную компетентность обучающихся. Повышение его до научного уровня – большая амбиция..
Сегодня музей можно считать культурным центром города: здесь собирается документальный материал, связанный с жизнью Ольги Берггольц, блокадным периодом Ленинграда; сюда приходят блокадники, ветераны, журналисты и гости города. Многоплановость музейной коллекции и богатый фонд позволят реализовать интересные музейные и краеведческие проекты, проведение интересных интерактивных мероприятий. Мы считаем, что научная тема блокадного Ленинграда интересна и перспективна.
Руководитель клуба «Дебаты» гимназии № 63 О.Г. Силкина, педаогог дополнительного образования И.Б. Сухов
Передовой опыт в научно-методическом обеспечении дебатов на примере работы клуба «Дебаты» ГБОУ Гимназия № 63 Санкт-Петербурга
ГБОУ Гимназия №63 Калининского района города Санкт-Петербурга
Дискуссионный клуб «Дебаты» Гимназии №63 работает уже более 15 лет. Технология «Дебаты» в отличие от других интеллектуальных, творческих и спортивных игр, участие в которых редко выходит за пределы университета, школы или района, дает равные, а главное, реальные возможности каждому участнику развить в себе лидерские качества, научиться рассматривать проблемы с разных точек зрения, аргументировано доказывать свою позицию, выступать на публике. Причем все эти умения и навыки можно проверить на настоящих соревнованиях, вплоть до чемпионата мира. К тому же, в отличие от КВНа и «Что? Где? Когда», «Дебаты» представляют собой инновационную образовательную технологию, позволяющую ребятам отстаивать свою точку зрения, аргументировать свою позицию и, что немаловажно, признавать право на существование других взглядов.
Международная интеллектуальная игра "Дебаты" сейчас уже не просто игра, а настоящее молодежное движение старшеклассников и студентов. В основу игры положена имитация классических парламентских прений. Существует две стороны, условно называемые правительство и оппозиция (или утверждение и отрицание). Правительство предлагает некий законопроект (от предложения интегрироваться в ЕС до рекомендации повысить стипендию студентам). Цель оппозиции – доказать парламенту, что данный законопроект не может быть принят. В качестве парламента выступают все собравшиеся слушатели и судьи – именно они выносят окончательное решение.
В рамках практического освоения технологии «Дебаты» на базе ГБОУ Гимназия №63 Калининского района Санкт-Петербурга стало очевидным, что дебаты предполагают в первую очередь активное включение самого ребёнка в поисковую познавательную деятельность, организованную на основе внутренней мотивации, а также совместной деятельности, партнерских отношений обучающих и обучаемых. Социализирующее значение дебатов выражается в приобщении учащихся к нормам и ценностям гражданского общества, позволяет учащимся адаптироваться к условиям современного общества, предполагающего умение конкурировать, вести полемику, отстаивать свои интересы на основе знания правовой базы и умения применять свои знания. Воспитывающее значение проявляется в том, что дебаты позволяют участникам вырабатывать самостоятельность оценок, нравственно-мировоззренческую позицию и поведенческие установки. Развивающее значение выражается в том, что данная технология позволяет участникам развивать волю, память, мышление, включая умение сопоставлять, сравнивать, анализировать, находить аналогии, самостоятельно добывать и анализировать разноплановую информацию по актуальным для человека и общества проблемам.
Учащиеся нашей гимназии участвуют в городских чемпионатах программы «дебаты» начиная с 1999 года, и уже 8 раз занимали первые места. Помимо этого, тренеры и команды гимназии неоднократно принимали участие во всероссийских и международных чемпионатах, где добивались больших результатов, как, например, победа на всероссийском чемпионата программы «Дебаты» в Московской области в 2010 году, участие в четвертьфинале чемпионата мира в Болгарии в 2008 году и другие соревнования
Дебаты развивает творческое мышление, технология выявляет собственную позицию, строгий формат, технология фактически подготавливает к умению применять методологию. Технология «case study» помогает самостоятельно, эрудированно анализировать научные тексты.
Проблема решается не абстрагировано, а с применением фактов. При педагогических рисках и больших сложностях применения формата полоические и научные дебаты учащиеся формируют собственную масимально независимую позицию, свой взгляд на актуальные события, явления.
В чем же залог успеха развития программы «Дебаты» в нашей гимназии. Во-первых, программа «Дебаты» - составная часть воспитательного процесса гимназии. Это может быть и элемент урока или целый урок, проводимый в формате дебатов, по истории, обществознанию, экономике и другим дисциплинам. Во-вторых, подготовка к чемпионатам – не разовая акция, клуб «Дебаты» – постоянно действующая организация уже 15 лет. На сегодняшний день клуб работает в составе ОДОД на базе ГБОУ Гимназии №63. И в-третьих, это преемственность: в командах ученики разного возраста, выпускники продолжают участие в программе в качестве тренеров, консультантов и судей, и, конечно же, члены клуба – это все желающие освоить методику программы «Дебаты».
Гаврилин
Р. А., учитель истории и географии ГБОУ гимназия № 116, kryljanauki@gmail.com. Формирование географического
мышления:
от игровой деятельности к практическому знанию. К обмену опытом.
Информационные технологии развиваются в наши дни необыкновенно стремительно. Не являются исключением и геоинформационные системы. Это открывает новые перспективы в изучении географии в школе – как в классе, так и во внеурочное время. Особо важны в этом отношении картографические сервисы нового поколения, в первую очередь, Google Maps, и панорамные изображения GoogleStreetView. Панорамы GoogleStreetView не только предоставляют богатый иллюстративный материал в интерактивной оболочке, но и являются серьезным инструментом изучения окружающего мира – и физической географии, и самых разнообразных аспектов страноведения.
Инструмент этот уже сам по себе достаточно интересен, а появляющиеся в последние годы браузерные игры, построенные на данном движке, способны увлечь самых далеких от географии учеников. И вот, в январе 2014 года стартовал командный чемпионат гимназии № 116 по географическому многоборью, большая часть раундов которого – причем, в решающей его части – основана именно на использовании игрового потенциала GoogleStreetView.
Каждый раунд турнира, каждая панорама – это полноценный комплексный квест. Участникам предлагается некий ландшафт, требуется выяснить, в какой точке мира он расположен. Для решения этой задачи могут привлекаться познания едва ли не во всех отраслях географической науки: климатологии, биогеографии, экономической, политической, культурной, исторической географии (расселение народов, размещение религий, топонимика).
Участники изучают природные и культурные ландшафты – накапливают и систематизируют информацию, формулируя закономерности. Тем самым, во-первых, они лучше узнают мир, расширяют кругозор, – это интересно. Во-вторых, они развивают логическое мышление, – это полезно. В успех образовательного проекта свой вклад вносит буквально все, вплоть до формы проведения турнира, состоящего из англоязычных игр – что соответствует и новым требованиям к процессу обучения – запросам общества, и духу времени – запросам самих учащихся. Наконец, формируется принципиально важный компонент географического мышления: умение ориентироваться в незнакомом месте, обращая внимание на общие закономерности и на детали.
Процесс подготовки к соревнованию заключает в себе перспективу исследовательской деятельности. Мы планируем рассмотреть национальные особенности топонимической системы, системы дорожных знаков и т. п. Ценность в подобных исследованиях имеет не только опыт знакомства с конкретными знаковыми системами, но и совершенствование навыков практической работы с различными, подчас нетривиальными, источниками информации, умения грамотно и наглядно представлять результат работы.
Предпринятое нами начинание представляется перспективной формой внеклассной работы среди учеников разных возрастных групп, с 6 по 11 класс.
Камелин К.А., методист ГБОУ гимназии №177 Красногвардейского района СПб. Учебно-исследовательская деятельность школьников и возможности образовательного пространства Санкт-Петербурга. Учебно-исследовательская деятельность школьников и возможности образовательного пространства Санкт-Петербурга.
http://177spb.edusite.ru/p322aa1.html, раздел «Диссеминация»
http://www.history.177spb.edusite.ru/p67aa1.html Модель подготовки к выпускным экзаменам
ФГОС нового поколения, а также заявление министра образования Ливанова Д.В. о введении оценки портфолио достижений при зачислении в вузы подводят нас к тому, что во всевозможную продуктивную, творческую, проектную, исследовательскую деятельность необходимо вовлекать большинство учащихся. Очевидно, что наиболее перспективным ученическим работам и авторам-юным талантам, возможно, будущим ученым, необходимо предоставлять максимум возможностей для их дальнейшего развития, выводя их на более высокий научный уровень, знакомя с возможными направлениями применения их работ в профессии, вовлекая в обмен опытом в учебно-исследовательской деятельности как с другими одаренными учащимися, так и с уже состоявшимися учеными, готовыми к общению с молодым поколением.
Образовательное пространство Санкт-Петербурга с множеством школ, гимназий, высших учебных заведений, музеев с мировой известностью, с развитой информационной средой предоставляет очень большие возможности для организации учебно-исследовательской деятельности и представления ее результатов. Среди них:
- участие в школьных конференциях всех уровней,
- участие в конкурсах и играх, фестивалях и прочих игровых и творческих мероприятиях,
- знакомство заинтересованных школьников с вузами, поддерживающими и поощряющими учебно-исследовательскую и практическую деятельность учеников в разной форме (конференции, круглые столы, диспуты, организация летних практик),
- публикации в СМИ, интернет-ресурсах, научных сборниках и т.д.
По опыту участия учеников ГБОУ гимназии №177 Красногвардейского района в конкурсах и конференциях можно выделить, например, следующие:
1. Гимназические ученические Всероссийские чтения « Конференция победителей»
http://www.ag-spb.edusite.ru/p4aa1.html
2. Конкурс Комитета по науке и высшей школе СПБ «Поддержка научного и инженерного творчества школьников старших классов»
http://knvsh.gov.spb.ru/news/view/210/#
http://knvsh.gov.spb.ru/media/documents/%D0%A030.pdf
3. Открытые городские чтения школьных исследовательских работ «У Крюкова канала»
http://acadclasses.ru/doku.php?id=obuchenie:provodimye_olimpiady_i_konferencii:chteniya
Перечисленные конференции имеют секции практически по всем предметным областям, предоставляют возможность публикации лучших ученических работ, отличаются высоким профессионализмом членов жюри, высоким уровнем работ, представляемых на конференциях.
Кроме того, в Санкт-Петербурге существуют конкурсы и конференции, специализированные по предметам, например, Городской конкурс исследовательских работ по истории и краеведению, проводимый при поддержке СПб АППО, СПбГУ и Санкт-Петербургским благотворительным фондом развития детского творчества “Добрыня”, региональная олимпиада по краеведению, проводимая ГБОУ "Санкт-Петербургский городской Дворец творчества юных". Существуют также вузовские конференции, конкурсы и олимпиады (в этом случае написание исследовательской работы может являться одним из этапов олимпиады): научная конференция «Абитуриент-студент» с международным участием в ЛЭТИ, межрегиональная олимпиада по праву «Фемида» в Российской Академии Правосудия, олимпиада «Паруса науки» в ИВЭСЭП.
Таким образом, образовательное пространство Санкт-Петербурга предоставляет современным школьникам массу возможностей пробы своих сил в исследовательской деятельности. Надо лишь помнить, что исследовательский характер или «научность» работы выражается в правильной постановке проблемы исследования и формулировке темы исследования; в использовании различных источников информации, среди которых должна присутствовать научная литература, в правильном использовании сносок на цитируемые источники – это важный элемент культуры исследования, в объективном анализе различных точек зрения на проблему, оценке противоречивой информации, в обоснованности собственной позиции; в использовании широкого спектра методов исследования и в обоснованности выводов – результатов исследования.
Бессонов В.В. Учитель истории гимназии № 56 Петроградского района. Потенциал курса формальной логики в старшей школе.
Модернизация школьного образования ориентирует на развитие познавательной самостоятельности учащихся, формирования у них умений исследовательской деятельности. Актуальной стала индивидуализация целей образования на уровне каждого ученика.
В состоянии современного образования в нашей стране отмечается ряд позитивных факторов: появилось много учебников по всем курсам, оформились программы, изданы рабочие тетради и атласы, созданы компьютерные программы по предметам. Нельзя не отметить обилие научной и научно-популярной литературы. Всё это расширяет возможность организации научно-исследовательской деятельности учащихся.
В этих условиях возникает настоятельная необходимость преподавания курса, который непосредственно формировал бы некие универсальные знания и навыки интеллектуальной деятельности, давал бы возможность усвоить и отработать приёмы решения логических задач, навыки в области источниковедения, учил бы конспектировать, вести дискуссию и так далее.
Особая роль здесь принадлежит классической (формальной) логике.
Логическая культура не является врождённой, и хотя её формированию «подспудно» способствует изучение всех предметов, невозможно переоценить пользу её непосредственного изучения.
Цель курса – дать учащимся знания о некоторых законах и логических формах логического мышления, сформировать навыки определения, обобщения, ограничения, классификации, описания, характеристики понятий, показать возможности применения этих логических операций в процессе обучения; раскрыть действие методов установления причинных связей, изложить общие правила, характеризующие формы прямого и косвенного доказательства и опровержения.
По нашему мнению среди многих программ и учебников особо выделяются программа и учебник, созданный под руководством
А.Д. Гетмановой. (Логика:Учебн. пособие для общеобразоват.учебн. заведений, шк.../ А.Д. Гетманова, А.Л. Никифоров, М.И. Панов и др.- М.: 1995).
Теоретический курс и задачи к нему были апробированы как на стадии разработки, так и в достаточно массовой педагогической практике.
Ушакова Лидия Анатольевна, учитель ГБОУ СОШ № 518 Выборгского района Санкт – Петербурга. Научные проекты по краеведению (ФГОС). По выступлению на районном семинаре.
Учебной исследовательской деятельностью с учащимися нашей школы я занимаюсь много лет. За это время мои ученики неоднократно становились победителями и призёрами как районных, так городских и даже международных конкурсов.
Самостоятельной творческой деятельности учащихся, с учетом индивидуальных особенностей и склонностей, способствует и работа нашего школьного научного общества, которым руководит старший преподаватель АППО Ю.А. Данилова. Кроме того, традиционными стали проводимые ежегодно в феврале исторические конференции «История. Взгляд в прошлое».
Я – учитель истории и обществознания, а с недавних пор преподаю историю и культуру Санкт – Петербурга. И, как оказалось, история нашего города – благодатная почва для проведения учебно- исследовательской деятельности. Да и наш старейший Выборгский район, основанный ещё Петром 1, просто необозримое поле для учебной научной деятельности.
В этой работе большую роль играет личный интерес, личная увлеченность ребят, живущих в нашем районе. Учащиеся словно заново «открыли» для себя район, узнав много нового из истории Выборгской стороны. А в этом учебном году сами ученики предложили новую тему для исследования – «Утраченный Петербург», обратив внимание на исчезающие как в городе, так и в нашем районе исторические здания и памятники культуры. Таким образом, краеведение стало одним из интереснейших направлений в научно – исследовательской деятельности школы.
Кузнецова Л.В., логопед вышей категории специальной (коррекционной) школы (VII вида) №3 Петроградского района. Опыт внедрения социальных проектов в коррекционной школе
Ученики нашей школы являются участниками Всероссийской акции «Я – гражданин России» в номинации «Социальный проект». Основа проекта – патриотическая тематика. Проект «Эхо прошедшей войны» стал продолжением работы, начатой в прошлые годы. Работа над ним длилась в течение трех лет.
В результате ребята узнали о деятельности военного госпиталя в здании нашей школы в блокадные дни. По данным социального опроса ученики школы гордятся героическими страницами истории города Ленинграда и считают важным сохранить память о госпитале №84.
Таким образом, целью социального проекта «Эхо прошедшей войны» стало увековечение и сохранение памяти о госпитале №84. С этой идеей ребята обратились к директору школы Сушкиной Л.Л. и, получив ее поддержку, с воодушевлением принялись за работу.
С целью поиска и изучения материалов, связанных с историей школы в годы Великой Отечественной войны ребята обращались в Ленгорздравотдел, к ветеранами Введенского муниципального округа, в Военно-медицинский музей, в Архив Военно-медицинских документов (для получения архивной справки о нахождении госпиталя №84 в здании нашей школы с 1943- 1944),
встречались с начальником отдела по делам молодежи Администрации Петроградского района Демидовой М.П., распространяли листовки-обращения к жителям Петроградского района
На II этапе участники проекта обращались к главе администрации Петроградского района Делюкину А.С., в Комитет по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры Санкт-Петербурга, в редакцию газеты «Мой район», были организованы встреча участников проекта с историком-поисковедом Стрелец Г.В. и просмотр фильмов о войне. Очень знаменательной оказалась экскурсия в Ленинградское высшее художественно-промышленное училище им. В.И. Мухиной, с просьбой выполнить проект мемориальной доски.
Итогом проделанной работы стало установление мемориальной доски 27 октября 2011 года в здании школы по разрешению Главы администрации Петроградского района Санкт-Петербурга, регулярные встречи с ветеранами Петроградского района, обращение проектной группы к ученикам школы по радио, выпуск школьной газеты в рамках социального проекта, создание презентации «Эхо прошедшей войны».
Особенно хочется заметить, что в школе обучаются дети с ограниченными возможностями здоровья, и такой опыт способствует личностному развитию, а также формированию коммуникативных навыков и связной речи у учащихся с задержкой психического развития.
Подготовка к конференциям. От проекта к докладу. От доклада к проекту.
Две основных конференции: «Проблемы преподавания науки в школе» (взрослая), «Северная перспектива» (детская).
Особенности взрослой конференции. Необходимо «обрисовать» проблемное поле, как на конференции «Ассоциация гимназий», международных конференциях. Во вступительном слове необходимо подчеркнуть актуальные темы, повестку дня. Сообщить повестку дня, разослать материалы, обозначить регламент, разрешить полемику, дискуссию, подготовить диктофон, видеокамеру. Предложить опубликовать тезисы. Попросить говорить максимально информативно, содержательно, назначить стенографиста. Обещать рассылку тезисов, материалов по результатам конференции с контактами, по примеру международных конференций. Рассказать об особенностях информирования, информатизации, статистических данных по школам (если возможно). Учителя должны знать ситуацию в школах, качество их работы.
Блестящий опыт был у Общественного института развития школы. Однако нас в начале нашей деятельности отправляли со словами «Вы типичный практик, есть риск, что Вы отнесетесь слишком пренебрежительно к ним как задумчивому политбюро». Действительно, проблемы науки в школе, при многочисленном обсуждении мало затрагивались коллегами в ОИРШ, Аничковом дворце, на различных конференциях. Сегодня делаются шаги и для повышения права для молодых ученых-педагогов (документация АППО, в частности, для лицензирования и сертификации), и для увеличения финансирования опытных учителей за 45 лет («Стратегия 2020»). Однако мотивация учащихся к науке падает, да и защитить диссертацию, работая в школе, все труднее.
Первоначальная форма Положения школьного межрайонного научно-практического конкурса по общественным наукам «Северная перспектива» Согласованная директором ИМЦ Петроградского, Приморского района ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ Межрайонный научно-практический конкурс (далее—конкурс, конкурсная конференция) посвящена Году истории в России и проводится в рамках проекта «Интеграция школы и Вуза. Исследовательская деятельность школьников и студентов». Основаниями для конференции являются: Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года, Стратегия Российской Федерации в области развития науки и инноваций на период до 2015 года, распоряжение Комитета по образованию города Санкт-Петербурга № 864-р от 19.05.2010 «О регулировании инновационной деятельности в системе образования Санкт-Петербурга». Миссия «Северной перспективы-2012» — повышение статуса социальных наук в обществе, практическая реализация научных достижений молодежи,. Участники конференции — учащиеся Петроградского, Приморского, Выборгского, Калининского районов города Санкт-Петербурга. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ Цель: формирование и распространение исследовательской культуры и умения создавать проекты с последующими механизмами применения. Исследовательская культура — системная опосредствованность каждого акта познавательной деятельности определёнными знаниями, способами действия и ценностями, а также опытом. Задачи: Создание секций для дальнейшей апробации, защиты и выдвижения работ в Вузы с обязательной конкурсной частью по апробации механизмов внедрения исследований. Создание базы данных учащихся, выдвинувших конкурсные учебные проекты с последующим механизмом реализации; исследовательские работы по истории и обществознанию; стендовые доклады. Формирование Ученого совета из ведущих молодых ученых города, учителей, аспирантов, студентов с наблюдателями из школьников—будущих членов совета Вовлечение
учащихся в поисково-исследовательскую деятельность, Создание экспериментальной базы для научных дебатов и проведение краткого дебатерского турнира дополнительным направлением конференции. ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ УСЛОВИЯ Участники конкурса К участию в школьной научно-практической конференции принимаются работы учащихся 8–11 классов. Конкурс проходит в форме двух симпозиумов: «Исторические и общественные науки: нарративные исследования» и «Проектная и дискуссионно-дебатская деятельность: искусство внедрять гуманитарную науку в жизнь». Секции: «Европейские исследования: нарративы с современными методами и концепциями». «История до ХХ века» «История с начала ХХ века» «Обществознание» «История культуры» «Экономика» Открытые научные стендовые доклады в рамках секций. Научные дебаты на заданную тему (см. приложение № 6). Сроки проведения Сроки подачи заявок и проведения конференции устанавливает оргкомитет. Школьная научно-практическая конференция проводится в не позже мая 2012 года. Порядок представления работ На конкурсе проводится защита исследовательских работ (исследовательских стендовых докладов, ученического исследования, исследовательских проектов), представленных вместе с отзывом научного руководителя и внешнего рецензента. Работа конкурса рассчитана на 1 день. Во время работы конференции жюри определяются победители и потенциальные студенты Вузов. Заявки. Заявки принимаются не позднее чем за две недели до конференции. В необходимом для участия в конференции документе должна быть указана секция, тип работы: исследовательский реферат, стендовый доклад, проектно-исследовательская работа. По заявкам будут определены секции и состав жюри. (Приложение 1) Рекомендации по содержанию работ. На конференцию принимаются творческие работы исследовательского характера (Приложения 2–5). Работа должна иметь рецензию, заверенную подписью рецензента (учителя, преподавателя ГОУ). Не принимаются работы не исследовательского характера (описательные работы и т.д.) и работы, не имеющие представленных механизмов применения. Типы работ Исследовательские
работы (от
проблемы и гипотезы до обоснования, Проектно-исследовательские
с последущим механизмом реализации в обществе (это не только исследование, но и Стендовый
доклад (проблема,
выдвижение гипотезы и Эссе на научные дебаты (разработка проблемы, с ее решением, аргументами, научными данными) Эссе с применением европейских методов исследования (микроистории, компаративистики, устной истории и т.д.) ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ КОМИТЕТ КОНКУРСА Конкурс проходит под эгидой отдела образования Приморского района, под руководством Информационно-методического центра Приморского района при участии Петроградского, Выборгского, Калининского районов. Организационный комитет конференции состоит из Председателя и главного экспертного жюри конкурса лучших работ. Председатель организует отбор лучших работ по секциям, а также выявляет лучшие команды для показательных научных дебатов в финальной части конференции. Приложения к положению, посвященные детальным требованиям по структурированию, отбору материала, оформлению и обязательному качеству работ, а также критерии оценки рассылаются участникам не более, чем за месяц до конференции или семинара в рамках конкурсной конференции.
Приложение 1. Заявка на участие в интеллектуальном марафоне (научно-практическая конференция)
Дата подпись Заявка на научные дебаты (только старшая лига 9-11 класс).
Приложение 2. Требования к содержанию и оформлению исследовательских работ школьников Общие требования Принимается только машинописный вариант текста - компьютерный набор. Текст печатают 14-м размером шрифта, с интервалом 1,5. Отступ от левого края 3 см; правый, верхний и нижний -2 см. Текст работы печатается на одной стороне стандартной белой бумаги формата А 4 (размер -210 \ 297). Объем работы — 10–25 стандартных страниц формата Л 4. без учета страниц приложения. Титульный лист содержит следующие атрибуты: название министерства образования, общественной организации; название учебного заведения; название работы, населенного пункта; год выполнения работы; сведения об авторе (фамилия, имя, отчество, учебное заведение, класс) и научных руководителях (фамилия, имя, отчество, ученая степень, должность, место работы). Титульный лист не нумеруется, но учитывается в общей нумерации (приложение 2). Содержание/Оглавление - это вторая страница работы. Она также не нумеруется, но учитывается в общей нумерации. Здесь последовательно приводят все заголовки разделов текста и указывают страницы, с которых эти разделы начинаются. В содержании/оглавлении все названия глав и параграфов должны быть приведены в той же последовательности и в той же форме, что и в тексте работы. Заголовки глав и параграфов печатаются строчными буквами; после каждого заголовка (введение, название главы, параграф, список литературы, приложения) указывается страница, с которой начинается изложение содержания этого текста в работе без слова «стр»/«страница». Главы нумеруются римскими цифрами, параграфы -арабскими. Страницы работы должны быть пронумерованы, включая и приложения; их последовательность должна соответствовать плану работы. Цифру, обозначающую порядковый номер страницы, ставят в правом углу верхнего или нижнего поля страницы. Каждый новый раздел работы (план, введение, раздел/глава, заключение, литература, приложения) должны начинаться с новой страницы. Параграфы продолжают текст после отступа. После названия темы, подраздела, главы, параграфа (и таблицы, рисунка тоже) точка не ставится. В тексте заголовки печатаются прописными, параграфы - строчными буквами. Размер абзацного отступа («красная строка») должен быть равен пяти знакам (или 1-1,5 см). В заголовках не допускается разрыв слова. После каждого заголовка должна быть пропущено две строки (через пробел). Текст форматируется «по ширине». Все цифровые данные и прямые цитаты должны быть подтверждены сносками об источниках, включая страницу. Это требование распространяется и на оформление таблиц, диаграмм, карт, графиков, рисунков. При авторском выполнении делается ссылка на источник цифровых данных (Составлено по ...). Количество источников литературы для работы в любом случае не менее пятнадцати. Отдельным (нумеруемым) источником считается как статья в журнале, сборнике, так и книга. Таким образом, один сборник может оказаться упоминаемым в списке литературы и 2, и 3 раза, если вы использовали в работе 2–3 статьи разных авторов из одного сборника. Образец оформления источников и литературы: 1. Фирсов С. Л. Время в судьбе: Святейший Патриарх Московский и всея Руси Сергий (Страгородский). СПб.: Держава, 2005. 2. Вдовина Л.Н. Риторика праздника: Москва в дни маскарада «Торжествующая Минерва»// Россия в средние века и новое время. Сборник статей к 70-летию чл.-корр. РАН Л.В. Милова. М., 1999. С. 256 – 266. 3. Елишев С.О. Проблемы классификации политико-правовых режимов// http://www.hrono.ru/statii/2011/elish_rezhimy.php. Просмотр: 25.04.11. 02:00. Приложение 3. Структура работы Краткая аннотация Введение Научная статья (описание работы) Заключение Литература Приложение 1. Краткая аннотация Объемом не более 10 строк, представляет собой краткое описание работы на простом, понятном широкой публике языке с указанием элементов новизны проведенных исследований и полученных результатов. Краткая аннотация печатается на отдельной стандартной странице. 2. Введение Введение является важной составной частью каждой работы, и следует тщательно проанализировать и выверить в нем каждую строку. Именно во введении отражается роль научного руководителя. Во введении представляется обоснование работы (выявление проблемы, степень ее изученности). Введение обычно отражает следующую логику рассмотрения текста: актуальность темы работы - почему важно исследовать эту тему: чем она значима для текущего момента, для современной ситуации; постановка
проблемы - в чем
выражается какое-либо противоречие, обозначается разработанность
исследуемой
проблемы - то есть обзор литературы по данному цель
- то, что предполагается
получить по
окончании работы, итоговый формулировка цели носит неисследовательский характер (развивающий, образовательный и т.д.). Другое требование к формулировке - цель должна быть проверяема, конечна. Поэтому в качестве цели не может быть заявлен процесс, который развивается бесконечно, в течение всей человеческой жизни (изучение, анализ, рассмотрение и т.п./ Формулировка цели вызывает наибольшие затруднения для учащихся, это один из наиболее сложных моментов разработки плана действий и оформления работы. основные
задачи отражают последовательность
достижения цели; то есть задачи - это то, представлено не менее трех задач. методы решения основных задач - те способы деятельности, которыми будет пользоваться учащийся, чтобы разрешить поставленные задачи и получить намеченный результат. Количество используемых методов в ученических работах обычно также невелико -от одного до трех. Объем введения составляет 1-3 страницы. 3. Научная статья (описание работы) Основной текст работы раскрывает основное содержание, он разделен на отдельные части главы) в соответствии с логикой работы—не менее 2–3 глав. Части текста (разделы) отражают этапы работы. Следует помнить, что деление на главы возможно лишь при условии наличия в каждой главе двух и более параграфов, каждый из которых содержит, в свою очередь, не менее трех страниц текста. То есть в целом объем главы должен составлять, как минимум, 6 страниц. Название раздела/главы/параграфа должно быть выделено шрифтом иной величины (большей, чем основной текст) и пробелом (пропуском строки). В конце каждой структурной части основного текста (т.е. раздела/главы/параграфа) автором работы должен быть сформулирован вывод. Специально в тексте вывод ничем не оформляется, кроме расположения -он находится в последнем абзаце текста. Таблицы, графики, диаграммы. Расположение данных в форме таблиц является одним из наиболее эффективных средств их подготовки для сравнения и оценки. Главная цель составления таблицы - сжатое представление и систематизация данных. Соответственно, любое значительное (10 пунктов и более) перечисление лучше представить именно в виде таблицы. Не должно быть более 1-2 таблиц (и перечислений) на одной странице, таблицы не могут располагаться подряд, друг за другом, без разделяющего их текста. Те таблицы, которые имеют больший объем, переносятся в приложение. Анализ этих таблиц проводится со ссылкой на приложение. Заключение Основная задача заключения - покачать, что поставленная перед работой цель достигнута. т.е. основной результат действительно получен. Основной результат должен быть соотнесен с заявленной во введении целью работы. Основной результат работы должен быть четко сформулирован. В заключении также приводятся интересные следствия из результатов работы, указываются области их применения и другие важные выводы. Объем заключения - 1-2 страницы. 5. Литература Список литературы завершает работу. Он отражает только ту литературу, которую изучил и использовал автор непосредственно в процессе проведения учебно-исследовательской работы. Важно наличие работ последних лет издания и статей из научных журналов. Заголовок этого раздела формулируют на практике по разному:' литература, список литературы, список использованных источников.и т.д. Наиболее распространенным вариантом для научных текстов является название ЛИТЕРАТУРА. Возможна разбивка источников цо подразделам, в этом случае список использованной литературы именуется БИБЛИОГРАФИЯ. Но Библиографией в классических научных работах принято называть полный список всех публикаций по данной тематике. 6. Приложение В работе могут иметь место приложения - это материалы прикладного характера, которые были использованы автором в процессе разработки темы. К ним относятся следующие материалы: различные положения, инструкции, копии документов; схемы,
графики, диаграммы, таблицы, которые нецелесообразно размещать в тексте, так
как бланки опросов, тестов и систематизированный материал по ним; иллюстративный материал, в том числе и примеры, на которые имеется ссылка в тексте и пр. Все приложения нумеруются (без знака №) и должны иметь тематические заголовки. В тексте работы должна быть ссылка на каждое приложение Приложение 5. Критерии оценки работ (исследований и стендового доклада) 1. обозначена проблема: 0–10 баллов 2. выдвинута гипотеза: 0–10 баллов 3. подбор методов: 0–10 баллов 4. сбор и анализ материала: 0–10 баллов 5. обозначение собственной позиции: 0–10 баллов 6. образовательный эффект: 0–10 баллов 7. регламент: 7 минут— 5 баллов, 10 минут — 3 балла, 15 минут —1 балл 8. культура речи: 0–10 баллов 9. свободное владение материалом: 0–10 баллов 10. культура оформления работы: 0–5 баллов 11. наглядность: 0–5 баллов 12. умение вести дискуссию: 0–5 баллов 13. использование ИКТ: 0–5 баллов 14. представленные механизмы применения работы 0–5 баллов (данная шкала является обязательной для данной конференции, практический потенциал, возможность применить заложенные в них действующие механизмы в ближайшие недели и месяцы—особенность настоящего форума; за осуществимую, актуальную действенность исследований начисляются дополнительные 1–2 балла). Критерии оценки проектной части исследований на втором симпозиуме 1. обозначена проблема: 0–10 баллов 2. обозначена цель: 0–10 баллов 3. продуманы пути решения: 0–10 баллов 4. обозначен конечный результат: 0–10 баллов 5. реальность проекта: 0–10 баллов 6. образовательный эффект: 0–10 баллов 7. регламент: 7 минут– 5 баллов, 10 минут - 3 балла, 15 минут -1 балл 8. культура речи: 0–10 баллов 9. свободное владение материалом: 0–10 баллов 10. культура оформления работы: 0–5 баллов 11. наглядность: 0-5 баллов 12. умение вести дискуссию: 0-5 баллов Приложение 6. Научные дебаты. Формат и правила турнира, подготовки кейса. Содержание кейса: Интерпретация темы. Актуальность. Научная проблема, причины. Гипотеза по решению проблемы или по возможности выбора научных, философских позиций. Теоретическое обоснование ситуации. Возможность применения теории. 3 аргумента. Команда – 6 человек, спикеров – 4, и 2 ассистента. За 30 минут готовится пакет речей и распределяются роли членам команды. Перед игрой список подается судьям. 1. публичная – объяснение актуальности, критерий - 5мин 2. Вопросы оппонентов и из зала (судьи нейтральны и смотрят на мастерство) -3 мин. (Команда сама решает кому дать вопрос и кто будет в команде отвечать). 3. научная – концептуальная речь – термины - 4 мин. 4. Вопросы задают только оппоненты. (отвечает любой игрок) - 2 мин. 5. речь где и как можно применить эти теории. Внедрение. - 7 мин 6. Вопросы задает только зал любому игроку команды – 3 мин. 7. прения из зала в поддержку той или иной команды, почему нужно развивать науку в рамках этой теории. 4 выступающих по 2 мин. каждому - 8 мин. 8. Заключительная, благодарственная речь оппонентам за выявленные слабые места в позиции. – 2 мин. Регламент игры Итого: 1-ые спикеры – 10 мин. Вопросы – 6 мин. 2-е спикеры – 8 мин. Вопросы – 4 мин. 3-и спикеры – 14 мин. Вопросы из зала - 6 мин. Прения из зала – 8 мин. 4-ые спикеры – 4 мин. Всего – 60 мин. Уровни атаки: 1. актуальность, 2. на логику теории, 3. на критерий (цель или ценность) и логика в борьбе критерий (они могут быть разные) 4. на применение, обоснованность приведения поддержек их уместность и доказательность. Помимо четырех спикеров необходимо два ассистента. Команда-6 человек. Немного о деятельности автора Положения. Сложно создать, скомпановать описание опыта, биографию автора. Наверное, то, чем следует гордиться более всего и из-за чего автор страдает в наибольшей степени (много сил уходит на итоги, результаты работы, конкретные дела, нужные, полезные для общества, исправление правовых ошибок недобросовестных организаторов): работа в школе и Вузе, выстраивания своей перспективной системы деятельности, карьеры в ней. В первую очередь мы преследуем цель, чтобы Вы видели перспективы научной деятельности в школе, публиковали статьи, эссе с субъектным анализом. Из-за проблем с коммуникациями и затянувшемся творческим неоплачиваемым отпуском, мы лишь планируем приглашать на наши конференции очно завучей по науке, ученых, методистов из РГПУ им. А.И. Герцена, СПбАППО.
|
Резолюция: преподавание методологии науки в школе возможно при комплексном подходе: эффективной правовой основе деятельности, доброжелательном, гуманном, справедливом настрое, четком определении науки в школе до формирования умения работать с методологией, технологиями научных исследований, проектов в рамках системы деятельности научного общества. Для написания эффективных учебно-методических пособий, учебников, возвращения авторитета средней и высшей школы общества, понизившегося в ходе организационной неразберихи «лихих 1990-х» надо максимально корректно, интеллигентно решать возникающий проблемы трудовых конфликтов и разногласий в авторитарном научном сообществе.
Список рекомендуемой литературы по организации опытной работы в образовательном учреждении
Ангеловски К. Учителя и инновации. М.,1991.
Бордовская Н.В. Диалектика педагогического исследования: Логико-методологические проблемы. СПб., 2001.
Введение в научное исследование по педагогике / под. Ред. В.И. Журавлева. М., 1988.
Воронина Е.В. Инновационный проект образовательного учреждения: Опыт описания инновационных проектов школ для участия в Приоритетном Национальном проекте «Образование». М., 2008.
Загвязинский В.И. Учитель как исследователь. М., 1980.
Загвязинский В.И. Педагогическое творчество учителя. М., 1987.
Загвязинский В.И., Гильманов С.А. Творчество в управлении школой. М.,1991.
Загвязинский В.И. Методология и методика социально-педагогического исследования. Тюмень, 1995.
Канн-Калик В.А., Никандров Н.Д. Педагогическое творчество. М.,1992.
Кларин М.В. Инновации в мировой педагогике. Рига, 1995.
Кларин М.В. Инновационные модели обучения в зарубежных педагогических поисках. М., 1994.
Козлова А.Т. Методика изучения передового опыта //Сов. педагогика. 1982. №9.
Кухарев Н.В. Педагоги – мастер, педагог – исследователь. Гомель, 1992.
Лазарев В.С. Опытно-экспериментальная работа в образовательном учреждении. М., 2008.
Сисеров К.А. Опытно-экспериментальная работа как условие развития инноваций в школе: Дис. … к.п.н. Волгоград. 2001.
Справочник заместителя директора по научно-методической работе / сост. Л.В. Голубева. Волгоград, 2006.
Методы системного педагогического исследования. Л., 1980.
Методы педагогического исследования / под. ред. В.И. Журавлева. М., 1972.
Методы педагогического исследования / под. ред. А.И. Пискунова, Г.В. Воробьева. М., 1979.
Моисеев А.И., Моисеева О.М. Заместитель директора по научно-методической работе. М., 2001.
Новиков А.М. Научно-экспериментальная работа в образовательном учреждении: 2-е изд. М., 1998.
Опытно-экспериментальная работа в развивающейся школе: подходы, проблемы, поиск / Под. ред. З.И. Васильевой, СПб., 1993.
Педагогический словарь / Под. ред. В.И. Загвязинского, А.Ф. Закирова. М., 2008.
Подымова Л.С. Теоретические основы подготовки учителя к инновационной деятельности: Автореф. … дис.д.п.н. М., 1996.
Поташник М.М. Управление развитием образовательных учреждений // Педагогика. 1995. №2.
Радионов В.Е. Нетрадиционное педагогическое проектирование. СПб., 1996.
Руководство Осло. Рекомендации по сбору и анализу данных по инновациям. М., 2010.
Сластелин В.А., Подымова Л.С. Педагогика: инновационная деятельность. М., 1997.
Хуторской А.В. Педагогическая инноватика. М., 2008.
Эксперимент в школе: организация и управление / Под ред. М.М. Поташника. М., 1991.
Литература по научно-исследовательской деятельности, дебатам в школе:
Биянова Е. Б. Модель организации исследовательской деятельности учащихся основной школы [Текст] / Е. Б. Биянова // Проблемы и перспективы развития образования: материалы междунар. науч. конф. (г. Пермь, апрель 2011 г.).Т. I. — Пермь: Меркурий, 2011. — С. 108-112.
Дебаты: Учеб.-метод. комплект. – М.: Бонфи, 2001:
Калинкина Е.Г., Наумов С.А. Формат дебатов Карла Поппера с элементами политического кейса / Методическое пособие. - СПб, 2003;
Леонтович А.В. Исследовательская деятельность учащихся (сборник статей). М.; 2003.
Леонтович А.В.. V юношеские чтения им. В.И.Вернадского. Лицейское и гимназическое образование. № 3, 1998 .
Наумов С.А. "Расширение поля образовательных достижений учащихся средствами проекта «Дебаты» (из опыта работы школы-гимназии № 63 города Санкт-Петербурга по осуществлению концепции ориентации на личностные достижения учащихся) - М., 1998.
Обухов А.С. Развитие исследовательской деятельности учащихся. –. М.: Издательство «Прометей» МПГУ, 2006.
Татару Л.В. Нарратив и культурный контекст. М., 2011
Об авторе
«У человека можно отнять всё, кроме одного: последней свободы — выбирать собственное отношение к любым обстоятельствам, выбирать собственный путь» (В. Франкл)
Елена Александровна Наймарк родилась 7 марта 1982 года в Ленинграде. Магистр исторического образования (2005), аспирантка кафедры русской истории РГПУ им. А.И. Герцена (с 2005 года), кафедры теории и истории РГПУ (с 2008 года). Окончила школу-гимназию №80 С.-Петербурга в 1999 г., в которой училась 10 лет. Обучалась в 1999-2005 гг. на ФСН РГПУ. Член СНО кафедры русской истории. Работала в общеуниверситетской газете РГПУ им. А.И. Герцена «Герценовский колокол», отв. за рубр. «Хочу спросить» (май – июнь 2005), Главный редактор «Герценовского колокола» (окт. 2006 – авг. 2007). Учредитель, член редакции газеты факультета социальных наук «Двадцатый корпус» (дек. 2002 – авг. 2005), авт. 33 ст. Первая публ. – дек. 2002 г. (Вып.1); в это время училась на 4 курсе ФСН РГПУ. Главный редактор газеты «Двадцатый корпус» (с 29 июня 2004 – авг. 2005).
Креативная, доброжелательная личность, автор более 20 научных публикаций. Исследователь с большим опытом. Написала интересную исследовательскую работу в школе № 80 на тему «А.С. Пушкин и Н.М. Карамзин: два взгляда на Петра I», магистерскую диссертацию по историографии петровских реформ в Вузе и борьбе за культурных реформ Петра Великого в аспирантуре. Автор учебного пособия. Преподаватель Вуза (6 лет в СПбГУСЭ) и школы (порядка 10 лет стажа-школы № 106, 80, гимназия 144, гимназия 540). Методист, заместитель директора школы, историк, обществовед, экономист. Автор и организатор городской (межрайонной) конференции «Северная перспектива».
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.