Речедвигательные упражнения
В данном сборнике широко представлены комплексы речедвигательных упражнений. Издание является пособием по организации работы с дошкольниками, учащимися начальных классов как на уроках, так и на внеклассных занятиях. Адресовано студентам педагогических колледжей, учителям физической культуры и начальных классов, воспитателям ГПД
и дошкольных учреждений.
Процесс воспитания ребёнка должен обязательно включать в себя выполнение физических упражнений. Невозможно отделить физическое воспитание от духовного, поскольку представленное в его природе эмоционально-духовное начало на определённой ступени развития проявляется с годами в физическом. Важную роль здесь играет ритмический характер работы организма.
Древние мыслители Эллады выявили различный эмоциональный характер разных ритмов, в частности, применительно к стихотворной речи. Так, они считали, например, что тексты, написанные дактилем (стихотворный размер, где в трёхсложной стопе ударение падает на первый слог), свойственны гимнам, а для насмешки над недругами лучше использовать анапест (трёхсложная стопа с ударением на третьем слоге).
На формирование личности школьников благотворное влияние оказывают движения, основанные на ритме стихотворных произведений, в которых удачно сочетаются свойства музыки и определённым образом построенной речи. Ритм стихотворной речи объединяет важные формы деятельности – речь и движения – и служит связующей нитью в обеспечении и гармонического развития человека. Упражнения, выполняемые с сопротивлением стихотворных ритмов, ритмов прозаической речи (считалок, историй и т.п.), выступают как речедвигательные упражнения.
В дошкольной и школьной практике речедвигательные упражнения удобно использовать во вводной или заключительной частях урока (зан физической культуры, при проведении физкультминуток, а также на других урочных и внеурочных занятиях с применением их различных форм.
Степень успешности выполнения речедвигательных упражнений зависит от профессионального мастерства и артистичности обучающего, который должен обладать хорошей дикцией, выразительной речью, умением демонстрировать высокое искусство движений, обладать чувством юмора, зарядом бодрости и энергии. Такое занятие обязательно должно быть интересным!
Прежде чем приступать к разучиванию упражнений с детьми, учителю (воспитателю) необходимо основательно поработать над собой, предварительно разучить комплекс упражнений, исследовать структуру стихотворной (поэтической) речи.
Речедвигательные упражнения сопровождаются ритмичным подсчётом, математическими считалками “на умножение”, а также чтением стихотворений и чередуются с выполнением упражнений молча.
Предлагаемые материалы построены на игровых упражнениях, соответствующих возрастным особенностям учащихся начальных классов и особенностям построения учебного процесса в данных классах.
Примерные упражнения со стихотворными текстами даны ниже.
В зачётные требования (в объёме пройденной программы) по дисциплине «Подвижные игры» для студентов специальности «Физическая культура» входит:
- знание и методика преподавания игрового материала для работы в школе и дошкольных учреждениях.
Задача сборника – помочь студентам педагогических колледжей, учителям, воспитателям ГПД и дошкольных учреждений организовать интересные и увлекательные уроки физкультуры и внеклассные занятия.
* * *
Я иду, и ты идёшь – раз, два, три.
( Шагаем на месте).
Я пою, и ты поёшь – раз, два, три.
( Хлопаем в ладоши).
Мы идём, и мы поём – раз, два, три.
( Прыжки на месте).
Очень дружно мы живём – раз, два, три.
( Шагаем на месте).
* * *
Чудеса у нас на свете:
Стали карликами дети.
( Ходьба в приседе).
А потом все дружно встали,
Великанами мы стали.
( Ходьба на носках, руки вверх).
Как красиво мы шагаем,
Дружно ноги поднимаем.
( Ходьба с высоким подниманием колен).
Где ваши ладошки?
Тут, тут, тут!
( Ходьба с хлопками над головой).
Где ваши ножки?
Бегут, бегут, бегут!
( Лёгкий бег по залу).
Хорошо играли!
А потом, а потом,
А потом – устали.
( Бег сменяется ходьбой).
За морями, за горами,
За железными столбами,
На пригорке теремок,
На двери висит замок.
Кто ключик найдёт
И замочек отомкнёт?
( Ходьба по залу в поисках спрятанного).
* * *
В небе ясном солнце светит,
Космонавт летит в ракете.
( Потягивания, руки вверх).
А внизу леса, поля –
Расстилается земля.
( Низкий наклон вперёд, руки разводятся в стороны).
* * *
В нашем городе всё есть:
Справа – мостик небольшой,
Прямо – парк, а слева – дом.
Если хочешь всё запомнить,
Посмотри опять кругом.
И.п. – ноги на ширине плеч, руки на поясе. Повороты головой вправо, влево.
Чтобы солнышко достать,
Надо на носочки встать.
Пальчики сцепить в замок,
Ручки вытянуть вперёд.
И.п. – ноги на ширине стопы, руки опущены. Руки вверх, подняться на носки.
Осенние листочки
На дереве сидели.
Вдруг ветерок подул
И листочки сдул.
Листочки полетели
И на землю сели.
И.п. – пятки вместе, носки врозь, руки на поясе. Приседания.
Мы пойдём, пойдём
По тропинке лесной.
Мы грибочек найдём
И домой принесём.
И.п. – ноги на ширине стопы, руки опущены. Ходьба на месте.
В лесу ветер разгулялся
И стал ёлочки качать:
Раз – налево, раз – направо,
Раз, два, три, четыре, пять.
И.п. – ноги на ширине плеч, руки в стороны. Повороты туловища влево, вправо.
Комплекс упражнений « Шёл король по лесу»
Шёл король по лесу, по лесу.
Нашёл себе принцессу, принцессу.
Давай с тобой попрыгаем, попрыгаем.
Ещё разок попрыгаем, попрыгаем.
И ручками похлопаем, похлопаем.
И ножками потопаем, потопаем.
- 6 шагов на месте на носках, на шаг левой – пальцы сжаты в кулаки, на шаг
правой – пальцы разогнуть.
- 6 шагов на месте на носках, на шаг левой – хлопок в ладоши слева; на шаг
правой – хлопок в ладоши справа.
- 6 подскоков на месте поочередно на правой и левой ноге; на подскок правой –
мах вперёд и вниз левой, на подскок левой – мах вперёд и вниз правой..
- 6 шагов на месте, на шаг правой – хлопок в ладоши слева, на шаг левой –
хлопок в ладоши справа.
- 6 шагов на месте с хлопком в ладоши перед собой на каждый шаг.
Комплекс упражнений «Тра-та-та»
Тра-та-та, тра-та-та,
(Руки в боки, топаем ногами).
Растворялись ворота.
А из этих из ворот
Вышел маленький народ.
(Приседаем, руки вниз).
Один дядя вот такой:
(Пальцы – «очки» у глаз).
Другой дядя вот такой:
(Руки «держат газету»).
А четвёртый вот такой:
(Сжимает руки – «держим штангу»).
Одна тётя вот такая:
(Причёсываем волосы).
А другая вот такая:
(Встали на носки, как балерина).
Третья тётя вот такая:
(Смотримся в зеркало).
А четвёртая такая:
(Прыгаем на прыгалках).
Один дедушка такой:
(Худой и стройный).
Другой дедушка такой:
(С палочкой).
Третий дедушка такой:
(Со сгорбленной спиной).
А четвёртый – вот такой:
(Прыгаем на одной ноге).
Одна бабушка такая:
(Завязываем платочек).
А другая вот такая:
(Вяжем на спицах).
Третья бабушка такая:
(Идём со сгорбленной спиной).
А четвёртая – такая:
(Выпрямились).
* * *
На зарядку становись!
Вверх рука, другая – вниз!
(Одна прямая рука вверх, другая – вниз,
рывком поменять руки).
Повторяем упражненье,
Делаем быстрей движенья.
(Руки перед грудью, рывки руками).
Раз – вперёд наклонимся.
Два – назад прогнёмся.
И наклоны в стороны
Делать мы возьмёмся.
(Наклоны вперёд, назад и в стороны).
Приседания опять
Будем дружно выполнять.
Раз, два, три, четыре, пять.
Кто там начал отставать?
(Приседания).
На ходьбу мы перейдём,
(Ходьба на месте).
И урок наш вновь начнём.
* * *
Солнце глянуло в кроватку,
Раз, два, три, четыре, пять.
Все мы делаем зарядку,
Надо нам присесть и встать.
Руки вытянуть пошире,
Раз, два, три, четыре, пять.
Наклониться – три, четыре.
И на месте поскакать.
На носок, потом на пятку.
Все мы делаем зарядку.
(Дети делают те движения, о которых говорится
в стихотворении).
Комплекс упражнений «Большие ноги»
Большие ноги идут по дороге:
Топ-топ, топ-топ, топ-топ.
(Ходьба по кругу, руки на поясе).
Маленькие ножки бегут по дорожке:
(Бегут по кругу).
Топ-топ, топ-топ, топ-топ.
Огромные ноги шагают по дороге:
Топ-топ, топ-топ, топ-топ.
(Ходьба с выпадами).
Путешествие в город «Угадай-ка»
1. Упражнение «Жираф»
Он ходит, голову задрав,
Не потому, что важный граф,
Не потому, что гордый нрав,
А потому, что он … жираф!
(Ходьба на носках, руки над головой вверх).
2. Упражнение «Черепаха»
Живёт спокойно, не спешит,
На всякий случай носит щит.
(Ходьба на коленях, руки за спиной),
Под ним, не зная страха,
Гуляет … черепаха!
3. Упражнение «Лягушка»
Летом на болоте вы её найдёте,
Зелёная квакушка, зовут её … лягушка!
(Прыжки в упоре присев, ноги врозь).
4. Упражнение «Ёлка»
Деревца в лесу растут,
Круглый год они цветут,
На деревьях тех иголки,
Зеленеют всюду … ёлки!
(Ходьба по кругу, руки на поясе).
5. Упражнение «Выше – ниже»
Ель, ёлка, ёлочка, колкая иголочка!
(Подняться на носки, руки за голову.
Полуприсед, руки в стороны.
Подняться на носки, руки за голову).
Комплекс упражнений «Раз, два, раз, два»
Раз, два, раз, два,
Шагает дружно детвора.
Шире шаг, не зевай,
К завтраку не опоздай.
И.п. – ноги на ширине стопы, руки опущены. Ходьба на месте.
Солнце яркое встаёт,
Лучики свои нам шлёт,
Руки солнцу мы протянем.
«Здравствуй!» - солнышку мы скажем.
И.п. – ноги на ширине стопы, руки опущены. Встать на носки, руки вверх,
потянуться.
Бежит тропинка через луг,
Ныряет влево, вправо.
Куда ни глянь – цветы вокруг
Да по колено травы.
И.п. – ноги на ширине стопы, руки на поясе. Повороты головой влево, вправо.
Силачи мы, силачи.
В руках держим кирпичи.
Их мы на пол не бросаем,
А всё выше поднимаем.
И.п. – ноги на ширине плеч, руки опущены. Поднять руки.
Гриша по лесу шёл,
Белый гриб нашёл.
Раз – грибок,
Два – грибок,
Три – грибок.
Положил их в кузовок.
И.п. – ноги на ширине плеч, руки на поясе. Наклоны вперёд, руками коснуться
носков ног.
Пчела в поле прилетела,
Зажужжала, загудела.
Села пчёлка на цветок
Собирать тебе медок.
И.п. – пятки вместе, носки врозь. Приседания.
Паучок приседал, приседал
И нечаянно лапку сломал.
В городскую лавку сходил
И другую лапку купил.
И.п. – ноги вместе, руки на поясе. Приседания, прыжки на одной ноге, маховые движения ногами и руками.
Все мы бодрые шагаем,
Приговариваем:
«Здоровье в порядке,
Спасибо зарядке!»
И.п. – ноги на ширине стопы, руки опущены. Ходьба на месте.
* * *
Дышим носом глубоко,
Поднимаемся легко.
(Приседания).
Наклоняемся вперёд,
Прогибаемся назад.
Как деревья ветер гнёт,
Так качаемся мы в лад.
(Наклоны вперёд – назад).
Головой теперь покрутим.
Так мы лучше думать будем!
Поворот и поворот,
А потом наоборот.
(Вращения головой в стороны).
Встанем, дети, на носочки.
(Потягивания, руки вверх).
На зарядке ставим точку.
* * *
Солнце вышло из-за тучки
(Руки подняли вверх, потянулись),
Мы протянем к солнцу ручки.
Руки в стороны потом
Мы пошире разведём.
(Руки в стороны).
Мы закончили разминку
(Встряхивания руками).
Отдохнули ножки, спинки.
(Сели за парты).
* * *
Мы листики осенние
(Плавное покачивание руками вверху над головой),
На ветках мы сидели.
Дунул ветер – полетели.
(Руки в стороны).
Мы летели, мы летели
И на землю тихо сели.
(Присели).
Ветер снова набежал
И листочки все поднял.
(Плавное покачивание руками вверху над головой).
Закружились, полетели
И на землю снова сели.
* * *
Потянитесь вверх повыше.
Вы достать хотите крышу.
(Потягивания, руки вверх).
Раз, два, три,
Корпус влево поверни.
И руками помогай,
Поясницу разминай.
(Повороты туловища в стороны).
Руки в стороны потянем
(Потягивания, руки в стороны).
И на место снова сядем.
* * *
Выросли деревья в поле.
Хорошо расти на воле!
(Потягивания, руки в стороны).
Каждое старается,
К небу, к солнцу тянется.
(Потягивания, руки вверх).
Вот подул весёлый ветер,
Закачались тут же ветки,
(Дети машут руками).
Даже толстые стволы
Наклонились до земли.
(Наклоны вперёд).
Вправо-влево, взад-вперёд –
Так деревья ветер гнёт.
(Наклоны вправо-влево, вперёд-назад).
Он их вертит, он их крутит.
Да когда же отдых будет?
(Вращение туловищем)
* * *
Дует ветер с высоты.
Гнуться травы и цветы.
Вправо-влево, влево - вправо
Клонятся цветы и травы.
(Наклоны в стороны).
А теперь давайте вместе
Все попрыгаем на месте.
(Прыжки).
Выше! Веселей! Вот так.
Переходим все на шаг.
(Ходьба на месте).
Руки ставим перед грудью,
Рывки руками делать будем.
(Руки перед грудью, рывки руками).
* * *
Это чьи мелькают пятки?
Кто играет с нами в прятки?
Прыг да скок, прыг да скок –
(Прыжки).
Ускакала под кусток.
(Сесть в глубокий присед).
Кто там прячется от нас?
Ну-ка поглядим сейчас.
(Дети сидят в глубоком приседе).
Это шустрая лягушка!
Выходи играть, квакушка!
(Дети встают, наклоняются и задерживаются в наклоне
на несколько секунд).
Посмотри, как небо ясно!
(Потягивания, руки вверх).
Как природа здесь прекрасна!
(Потягивания, руки в стороны).
А лягушка любит дождь.
(Руки скрещены на груди, ладони на плечах).
Чем мы можем ей помочь?
Ведь сегодня ясный день,
Отнесём лягушку в тень.
(Имитация прыжков лягушки).
* * *
Ветер веет над полями,
И качается трава.
(Дети плавно качают руками над головой).
Облако плывёт над нами,
Словно белая гора.
(Потягивания, руки вверх).
Ветер пыль над полем носит.
Наклоняются колосья –
Вправо-влево, взад-вперёд,
А потом наоборот.
(Наклоны вправо-влево, вперёд-назад).
Мы взбираемся на холм
(Ходьба на месте),
Там немного отдохнём.
* * *
Для начала мы с тобой
Повращаем головой.
Оборот и оборот,
А потом наоборот.
(Вращение головой в стороны).
Поднимаем руки вверх,
Плавно опускаем вниз.
Снова тянем их наверх.
Ну, дружочек, не ленись!
(Поднять прямые руки над головой, потом опустить их вниз и отвести назад).
* * *
Только в лес мы все зашли,
Появились комары.
Руки вверх – хлопок над головой,
Руки вниз – хлопок другой.
Ходьба с подниманием руки вверх и опусканием вниз, хлопки в ладоши.
Дальше по лесу шагаем
И медведя мы встречаем.
Руки за голову кладём
И вразвалочку идём.
Ходьба на внешней и внутренней стороне ступни с покачиванием влево, вправо.
Снова дальше мы идём,
Перед нами водоём.
Прыгать мы уже умеем,
Прыгать будем мы смелее:
Раз-два, раз-два –
Позади уже вода.
Прыжки с ноги на ногу по «камешкам».
День и ночь бегу, бегу,
Отдохнуть бы – не могу!
Если мне остановиться,
Может море испариться.
Бег («ручеёк») между разложенными на полу предметами («камешками»).
Мы шагаем, мы шагаем,
Руки выше поднимаем,
Голову не опускаем,
Дышим ровно, глубоко.
Ходьба с подниманием рук.
Вдруг мы видим: у куста
Выпал птенчик из гнезда.
Тихо птенчика берём
И назад в гнездо кладём.
Наклоны вперёд, руками коснуться пола, выпрямиться, поднять руки вверх.
Впереди из-за куста
Смотрит хитрая лиса.
Мы лисицу обхитрим,
На носочках побежим.
Бег на носках.
Зайчик быстро скачет в поле,
Очень весело на воле.
Подражаем мы зайчишке,
Непоседы – ребятишки.
Прыжки на двух ногах.
На полянку мы заходим,
Много ягод там находим.
Земляника так душиста,
Что не лень нам наклониться.
Наклоны вперёд в движении.
* * *
Мяч подскакивает вверх.
Кто подпрыгнет выше всех?
(Прыжки).
Тише, тише, мяч устал,
Прыгать мячик перестал.
(Ходьба на месте).
* * *
Дружно встали на разминку
И назад сгибаем спинку.
Раз-два, раз-два, раз-два-три,
Да не упади, смотри.
(Дети наклоняются назад, упираясь ладонями в поясницу).
Наклоняемся вперёд.
Кто до пола достаёт?
Эту сложную работу
Тоже делаем по счёту.
(Наклоны вперёд).
Упражнение «Самолёт»
Руки в стороны – в полёт отправляем самолёт.
Правое крыло вперёд, левое крыло вперёд
Раз, два, три, четыре – полетел наш самолёт.
Упражнение «Мельница»
Ветер дует, завывает,
Нашу мельницу вращает.
Раз, два, три, четыре –
Завертелась, закружилась.
И.п. – наклон вперёд, руки в стороны; на счёт «раз» - правой рукой коснуться пола, левая рука назад в сторону; на счёт «два» - смена положения рук.
Упражнение «Насос»
А теперь насос включаем,
Воду из реки качаем.
Влево - раз, вправо - два.
Потекла ручьём вода.
Раз, два, три, четыре,
Хорошо мы потрудились.
И.п. – стойка ноги врозь, на счёт «раз» - наклон влево, правая рука скользит вверх вдоль туловища; на счёт «два» - и.п.; на счёт «три» - наклон вправо,
движение левой рукой).
* * *
Для начала мы с тобой
Крутим только головой.
(Вращения головой).
Корпусом вращаем тоже.
Это мы, конечно, сможем.
(Повороты вправо и влево).
А теперь мы приседаем.
Мы прекрасно понимаем –
Нужно ноги укреплять,
Раз, два, три, четыре, пять.
(Приседания).
Напоследок потянулись
Вверх и в стороны. Прогнулись.
(Потягивания вверх и в стороны).
* * *
Еле-еле, еле-еле
Завертелись карусели.
(Руки на поясе, наклоны туловища влево – вправо).
А потом кругом, кругом,
Всё бегом, бегом, бегом.
(Бег на месте).
Тише, тише, не спешите!
(Прыжки на месте).
Карусель остановите,
(Ходьба на месте).
Раз-два, раз-два!
(Хлопаем в ладоши).
Вот и кончилась игра!
* * *
Кинь, кинь, перекинь,
Давай вместе побежим
Через воду и огонь –
Не догонит нас и конь.
Раз, два – догоняй,
Ну, попробуй-ка, поймай!
Три, два, один да четыре –
Всю пятёрку изучили.
А теперь мы отдохнём
И опять считать начнём.
(Руки вперёд, вверх, 5 хлопков в ладоши, 5 круговых движений
кистью рук, 5 раз сжать и разжать пальцы).
* * *
Дружно встали.
Раз! Два! Три!
Мы теперь богатыри!
(Руки в стороны).
Мы ладонь к глазам приставим,
Ноги крепкие расставим.
Поворачиваясь вправо,
(Поворот вправо).
Оглядимся величаво,
И налево надо тоже
(Поворот влево).
Поглядеть из-под ладошек.
И направо, и ещё
(Поворот вправо).
Через левое плечо.
(Поворот влево).
* * *
Солнечным погожим днём
Мы с друзьями в лес идём.
Мы с собой несём корзинки.
Вот хорошая тропинка!
(Ходьба на месте).
Собираем землянику,
Ищем вкусную чернику,
Голубику, костянику,
Кисловатую бруснику.
(Наклоны вперёд).
А вокруг полно малины.
Пройти мимо не могли мы.
Собираем по кустам.
Здесь отличные места!
(Повороты влево – вправо).
Снова мы идём по лесу.
(Ходьба на месте).
А вокруг - так интересно!
(Потягивания, руки в стороны).
* * *
Мы разминку начинаем,
Руки шире раздвигаем,
А потом их тянем вверх.
Отдохнёт спина у всех.
(Потягивания, руки в стороны и вверх).
Начинаем приседанья –
Раз, два, три, четыре, пять.
А теперь три раза нужно
Как лягушки проскакать.
(Приседания – 5 обычных и 3 раза подпрыгнуть в приседе).
Мы разминку завершаем,
Руки шире раздвигаем,
А потом их тянем вверх.
Отдохнёт спина у всех.
(Потягивания, руки в стороны и вниз).
* * *
Что там чудится в тумане?
(Дети вытягивают руки вперёд).
Волны плещут в океане.
(Дети машут руками, изображая волны).
Это мачты кораблей.
(Дети вытягивают руки вверх).
Пусть плывут сюда скорей!
(Дети приветственно машут руками).
Мы по берегу гуляем,
Мореходов поджидаем,
(Ходьба на месте).
Ищем ракушки в песке
(Наклоны).
И сжимаем в кулаке.
(Дети сжимают руки в кулаки).
Чтоб побольше их собрать,
Надо чаще приседать.
(Приседания).
* * *
Разминая поясницу,
Мы не будем торопиться.
Вправо, влево повернись,
На соседа оглянись.
(Повороты туловища в стороны).
Чтобы стать ещё умнее,
Мы слегка покрутим шеей.
Раз и два, раз и два,
Закружилась голова.
(Вращение головой в стороны).
Раз, два, три, четыре, пять,
Ноги надо нам размять.
(Приседания).
Напоследок, всем известно,
Как всегда ходьба на месте.
(Ходьба на месте
* * *
Каждый день по утрам
Делаем зарядку
(Ходьба на месте).
Очень нравится нам всё
Делать по порядку:
Весело шагать,
(Ходьба).
Руки поднимать.
(Руки вверх).
Приседать и вставать.
(Приседания).
Прыгать и скакать.
(Прыжки).
Руки потянули вверх,
Словно там висит орех.
(Потягивания, руки вверх).
Тянем в стороны потом,
Словно обнимаем дом.
(Потягивания, руки в стороны).
Ноги врозь, на пояс руки.
Влево плечи разверни.
А теперь направо.
Ну-ка, упражненье повтори.
(Вращение туловищем в стороны).
А теперь пора попрыгать,
Как лягушки: прыг – прыг – прыг.
Кто устать боится мигом,
Кто к зарядке не привык?
(Прыжки на месте).
* * *
Мы руками бодро машем,
Разминаем плечи наши.
Раз-два, раз-два, раз-два-три,
Упражненье повтори.
(Одна прямая рука вверх, другая вниз, рывком менять руки).
Корпус влево мы вращаем,
Три-четыре, раз-два.
Упражненье повторяем:
Вправо плечи, голова.
(Вращение корпусом влево и вправо).
Комплекс упражнений «Сказочная зарядка»
Слушай, сказочный народ,
Собираемся на сход.
Поскорее в строй вставайте
И зарядку начинайте.
(Построение).
Потягушка, потянись!
Поскорей, скорей проснись!
День настал давным-давно,
Он стучит в твоё окно.
(Потягивания).
Давным-давно жил царь Горох
И делал каждый день зарядку.
Он головой крутил – вертел
(Вращения головой).
И танцевал вприсядку.
(Приседания).
Плечами уши доставал
(Поднять плечи вверх и опустить вниз).
И сильно прогибался,
(Прогнуться).
Он руки к небу поднимал,
За солнышко хватался.
(Поднять руки вверх, потянуться).
Иван – царевич, вот герой!
Смело он вступает в бой,
Волшебным он взмахнёт мечом –
И Змей Горыныч нипочём.
Сделал выпад – раз и два –
Отлетела голова.
Ещё выпад – три-четыре –
Отлетели остальные.
(Выпады).
* * *
Раз, два, три, четыре.
(Хлопаем в ладоши).
Кто живёт у нас в квартире?
(Шагаем на месте).
Раз, два, три, четыре, пять –
(Прыжки на месте).
Всех могу пересчитать:
(Шагаем на месте).
Папа, мама, брат, сестра
(Хлопаем в ладоши).
Кошка Мурка, два котёнка
(Наклоны туловища влево - вправо).
Мой сверчок, щегол и я –
(Повороты туловища влево – вправо).
Вот и вся моя семья.
(Хлопаем в ладоши).
* * *
Дети с палками идут,
(Ходьба на месте).
Ровно палки все несут.
Раз, два, три, четыре!
Палки дружно положили,
Стали бегать и скакать.
(Прыжки).
Ну, довольно, палки взять!
Раз, два – вперёд нагнуться.
(Наклоны вперёд).
Три, четыре – быстрей чуть-чуть!
Приподняться, подтянуться.
(Руки вверх, потянулись).
Глубоко потом вдохнуть.
(Руки опустили, вдохнули).
Раз, два – назад прогнуться,
(Прогнулись назад).
Не сгибать колен ничуть.
Раз, два, три, четыре,
Взмах руками, ноги шире!
(Руки на пояс).
* * *
Чтобы сильным стать и ловким
(Сгибание – разгибание рук к плечам и в стороны),
Приступаем к тренировке.
(Шагаем на месте).
Носом вдох, а выдох ртом.
(Руки на поясе, вдох – выдох).
Дышим глубже,
(Руки вверх – вдох, руки вниз – выдох).
А потом шаг на месте, не спеша.
(Шагаем на месте).
Как погода хороша!
(Прыжки на месте).
* * *
Вот и утро! Хватит спать!
Перед тем, как вылетать,
Надо крылышки размять.
Вверх крыло, вниз крыло,
А теперь наоборот!
(Одна прямая рука поднята, другая опущена, рывком руки
меняются).
Крылья в стороны разводим,
А лопатки вместе сводим.
(Руки перед грудью, рывки руками в стороны).
Вправо-влево наклонились
И вперёд-назад прогнулись.
(Наклоны влево - вправо, вперёд-назад).
По команде приседаем –
Раз, два, три, четыре, пять.
Упражненье выполняем.
Чур, друзья, не отставать!
(Приседания).
* * *
Мы готовимся к рекорду,
Будем заниматься спортом.
(Наклониться вперёд).
Штангу с пола поднимаем,
(Выпрямиться, руки вверх).
Крепко держим и бросаем!
Наши мышцы не устали,
А ещё послушней стали.
Нам становится понятно –
Расслабление приятно…
* * *
Мы к лесной лужайке вышли,
Поднимая ноги выше,
Через кустики и кочки,
Через ветви и пенёчки.
Кто высоко так шагал –
Не споткнулся, не упал?
К речке быстрой мы спустились,
(Шагаем на месте).
Наклонились и умылись.
(Наклоны вперёд, руки на пояс).
Раз, два, три, четыре –
(Хлопаем в ладоши).
Вот как славно освежились.
(Встряхиваем руками).
* * *
Над волнами чайки кружат,
Полетим за ними дружно.
Брызги пены, шум прибоя,
А над морем – мы с тобою!
(Дети машут руками, словно крыльями).
Мы теперь плывём по морю
И резвимся на просторе.
Веселее загребай
И дельфинов догоняй.
(Дети делают плавательные движения руками).
Поглядите: чайки важно
Ходят по морскому пляжу.
(Ходьба на месте).
Сядьте, дети, на песок,
Продолжаем наш урок.
(Дети садятся на пол в круг).
Комплекс упражнений «Пляски»
Вот какой весёлый пляс
(Поочерёдно ноги поставить на пятку, вперёд, руки на пояс).
Начинается у нас!
(Полуприсед с поворотами туловища направо - налево).
Не стоит никто на месте.
(Нога на пятку в сторону, руки согнуты в стороны).
Все танцуют с нами вместе.
(Приседая и вставая, колени вправо – влево).
Все ногами топают.
(Притопы ногами, руки на пояс).
Все в ладоши хлопают!
(Два хлопка перед собой, два хлопка о колени).
Вот весёлые дела –
(Руки вытянуть в стороны, прогнуться).
Школа наша в пляс пошла!
(Притоп правой, левой ногой, руки на пояс).
Комплекс упражнений «Эй, ребята!»
Эй, ребята, выходите,
Пляску русскую начните!
(Поочерёдно ставим ногу на пятку вперёд, руки на пояс).
В этой пляске удалой
Пусть кружится шар земной.
(Поворот, переступая налево, на 360 градусов).
Эх, раз, ещё раз,
Поклонимся мы сейчас.
(Наклоны вправо – влево).
Начинаем перепляс,
Постараемся для вас!
(Притопы ногами в полуприседе).
Комплекс упражнений «Шире круг»
Шире круг, шире круг –
(Хлопки перед собой, руки вверх, потянуться).
Музыка зовёт
Всех друзей, всех подруг
В дружный хоровод.
(Поворот направо, правую руку в сторону).
Руки на пояс
Поставим вначале,
Влево и вправо
Качнём мы плечами.
(Хлопки перед собой, руки вверх, потянуться).
Ногу на пятку поставим вперёд.
(По очереди правую, левую ноги на пятку вперёд).
Сделаем дружно
Мы поворот.
(Поворот на 360 градусов переступанием на носках).
Ну а теперь глубоко
Все вздохнём,
Дружно присядем
И песню споём.
* * *
Хлопаем в ладошки,
Пусть попляшут ножки,
Пусть попляшут ножки
По ровненькой дорожке,
По ровненькой дорожке…
Устали наши ножки,
Устали наши ножки.
Вот наш дом, Где мы живём.
Ножки накрест – опускайся
И команды дожидайся.
А когда скажу: «Вставай!» -
Им рукой не помогай.
Ножки прямо, ножки врозь,
Ножки вместе, ножки вкось.
Ножки здесь и ножки там.
Что за шум и что за гам?
(Все слова стихотворения дети сопровождают движениями).
Игровое упражнение «Снеговик»
Давай, дружок, смелей, дружок,
Кати по снегу свой снежок.
(Имитация лепки снежного кома).
Он превратится в толстый ком,
И станет ком снеговиком.
(Руки в воздухе рисуют очертания снеговика).
Его улыбка так светла!
(Улыбнуться друг другу).
Два глаза, шляпа, нос, метла.
(Нарисовать в воздухе «лицо» снеговика).
Но солнце припечёт слегка –
(Посмотреть вверх).
Увы! – и нет снеговика…
(Пожать плечами, присесть).
Игровое упражнение «Прогулка по зимнему лесу»
Мы пришли в зимний лес.
(Ходьба на месте).
Сколько здесь вокруг чудес!
(Дети удивлённо разводят руками).
Справа – берёзка в шубке стоит,
(Отводят указанную руку в сторону).
Слева на нас ёлка глядит.
(Отводят указанную руку в сторону).
В небе снежинки кружатся,
На землю красиво ложатся.
(Выполняются вращательные движения руками над головой).
Вот и зайка проскакал,
От лисы он убежал.
(Прыжки на месте).
Это серый волк рыщет,
Он себе добычу ищет.
(Наклоны вперёд).
Все мы спрячемся сейчас,
Не найдёт тогда он нас!
(Дети приседают, прячась).
Лишь медведь в берлоге спит,
Так всю зиму и проспит.
(Имитация сна).
Пролетают снегири,
Как красивы все они!
(Имитация движений птиц в полёте).
* * *
Руки ставим перед грудью,
Разводить их резко будем
С поворотом – раз-два-три.
Не бездельничай, смотри!
(Руки перед грудью, рывки руками).
Приседаем – раз – два - раз,
Ножки разомнём сейчас.
Сели – встали, сели – встали.
(Приседания).
И немножечко устали.
На ходьбу мы перейдём,
Сядем и передохнём.
(Присели).
Мы активно отдыхаем –
То встаём, то приседаем.
Раз – два – три – четыре - пять,
Вот как надо отдыхать.
(Приседания).
Головой теперь покрутим –
Лучше мозг работать будет.
(Вращения головой).
Вертим туловищем бодро.
Это тоже славный отдых.
(Вращения туловищем).
Крутим мельницу вперёд:
Раз, два, три, четыре, пять.
А потом наоборот
Будем мельницу вращать.
(Вращение прямыми руками вперёд и назад).
Подтянуть к груди колено
И немного постоять.
Научитесь непременно
Равновесие держать.
(Поднимать согнутые в коленях ноги как можно выше).
* * *
Мы на лыжах в лес идём,
Мы взбираемся на холм.
Палки нам идти помогут,
Будет нам легка дорога.
(Дети машут руками, словно работают лыжными палками).
Вдруг поднялся сильный ветер,
Он деревья крутит, вертит
И среди ветвей шумит.
Снег летит, летит, летит.
(Вращение туловищем вправо и влево).
По опушке зайчик скачет,
Словно белый мягкий мячик.
Раз прыжок и два прыжок –
Вот и скрылся наш дружок!
(Прыжки).
* * *
На дворе у нас мороз.
Чтобы носик не замёрз,
Надо ножками потопать
И ладошками похлопать.
(Дети хлопают себя ладонями по плечам и топают ногами).
А теперь представим лето.
Речка солнышком согрета.
Мы плывём, плывём, плывём,
Дно ногами достаём.
(Плавательные движения руками).
Мы выходим из речушки,
Направляемся к опушке.
(Ходьба на месте).
* * *
С неба падают снежинки,
Как на сказочной картинке.
Будем их ловить руками
И покажем дома маме.
(Дети поднимают руки над головой и ловят «снежинки»).
А вокруг лежат сугробы,
Снегом замело дороги.
(Потягивания, руки в стороны).
Не завязнуть в поле чтобы,
Поднимаем выше ноги.
(Ходьба на месте, поднимая колени).
Вон лисица в поле скачет,
Словно мягкий рыжий мячик.
(Прыжки на месте).
НУ а мы идём, идём
(Ходьба на месте).
И к себе приходим в дом.
* * *
Потянитесь вверх повыше.
Вы достать хотите крышу.
(Потягивания, руки вверх).
Раз, два, три,
Корпус влево поверни.
И руками помогай,
Поясницу разминай.
(Повороты туловища в стороны).
Руки в стороны потянем
(Потягивания, руки в стороны).
И на место снова сядем.
* * *
С медвежонком – топ, топ,
За утёнком – шлёп, шлёп,
За бельчонком – прыг, прыг,
С жеребёнком – брык, брык,
Вместе с жабой – скок, скок,
Вместе с крабом – в бок, в бок,
Прекращается прыг-прыг,
Начинается урок!
(Дети сопровождают слова движениями).
* * *
Чтобы сильным стать и ловким
(Сгибание-разгибание рук к плечам и в стороны),
Приступаем к тренировке.
(Шагаем на месте).
Носом вдох, а выдох ртом.
(Руки на пояс, вдох-выдох).
Дышим глубже
(Руки вверх, вдох; руки вниз, выдох).
А потом шаг на месте, не спеша.
(Шагаем на месте).
Как погода хороша!
(Прыжки на месте).
Не боимся мы пороши,
(Шагаем на месте).
Ловим снег – хлопок в ладоши.
(Хлопаем в ладоши).
Руки в стороны, по швам,
(Руки в стороны).
Хватит снега нам и вам.
(Хлопаем в ладоши).
Мы теперь метатели,
(Изображаем метание левой рукой).
Бьём по неприятелю.
(Изображаем метание правой рукой).
Размахнись рукой – бросок!
(Изображаем метание левой (правой) рукой).
Прямо в цель летит снежок.
(Хлопаем в ладоши).
* * *
Солнце землю греет слабо,
(Руки вверх и вниз).
По ночам трещит мороз,
(Руки на пояс, наклоны в стороны).
Во дворе у снежной бабы
(Руки на пояс, поворот вокруг себя).
Побелел морковный нос.
(Дети показывают нос).
В речке стала вдруг вода
Неподвижна и тверда,
(Прыжки на месте).
Вьюга злится,
Снег кружится,
(Дети кружатся).
Заметает всё кругом
Белоснежным серебром.
(Имитируют движения руками).
* * *
На одной ноге стоим,
Удержаться так хотим.
Ручки кверху поднимаем
И спокойно опускаем.
(Дети стоят на одной ноге, поднимают через стороны прямые руки, потом через стороны опускают).
Надоело всем сидеть.
Нам охота повертеть
Корпусом туда - обратно.
И полезно, и приятно!
(Вращение корпусом вправо и влево).
А потом и головой
Всласть покрутим мы с тобой.
(Вращение головой).
* * *
От сосулек – звон, звон!
(Хлопки на каждое слово).
Просыпайся, клён, клён!
(Кисти рук опускаются вверх-вниз).
Растопился снег, снег.
(Потираем ладошки).
Ручейки – в бег, в бег.
(Волнообразные движения руками).
Гром шагает: топ, топ.
(Топаем ногами).
Почки слышно: хлоп, хлоп.
(Хлопки на каждое слово).
* * *
Ели за окном стоят,
В небо синее глядят.
(Потягивания, руки вверх).
Ветки в стороны торчат,
(Потягивания, руки вперёд).
Белки на ветвях сидят.
(Сесть в глубокий присед на несколько секунд, потом встать).
Белки прыгают по ёлкам,
Собирают белки шишки.
Не пугают их иголки –
Белки – ловкие малышки.
(Прыжки).
Мы под ёлками сидим
И на белочек глядим.
(Присели).
Ветер дует ледяной
(Дети машут руками).
И вздымает снега тучу.
Он суровый и могучий.
(Дети крутят руками).
Зайцы прячутся в кустах.
Даже хитрая лиса
Притаилась и сидит.
(Сесть в глубокий присед на несколько секунд, потом встать).
Ну а снег летит, летит.
(Помахать руками).
Но утихла злая вьюга,
Белой стала вся округа.
(Потягивания, руки в стороны).
Солнце светит в небесах.
(Потягивания, руки вверх).
Скачет по полю лиса.
(Прыжки).
Ну а мы чуть-чуть пройдёмся
(Ходьба).
И домой к себе вернёмся.
* * *
Динь-динь, динь - день,
Начинаем новый день.
(Шагаем на месте).
Дили, дили, дили, дили,
Колокольчики будили
(Руки на пояс, повороты влево и вправо).
Всех зайчат, всех ежат.
(Руки на пояс, наклоны влево и вправо).
И воробышек проснулся,
(Прыжки на месте).
И зайчонок встрепенулся.
(Приседания).
На зарядку – кто вприпрыжку,
(Прыжки с ноги на ногу).
Кто вприсядочку –
(Приседания)
Через поле напрямик –
(Бег на месте).
Прыг – прыг – прыг - прыг.
(Прыжки на месте).
* * *
Мы ногами топ-топ,
Мы руками хлоп-хлоп!
Мы глазами миг-миг,
Мы плечами чик-чик.
Раз – сюда, два – туда,
Повернись вокруг себя.
Раз – присели, два – привстали,
Руки кверху все подняли.
Сели, встали, сели, встали,
Ванькой - встанькой словно стали.
Руки к телу все прижали
И подскоки делать стали,
А потом пустились вскачь,
Будто мой упругий мяч.
Снова выстроились в ряд,
Словно вышли на парад.
Раз-два, раз-два,
Заниматься нам пора!
* * *
Мишка вылез из берлоги,
Огляделся на пороге.
(Повороты влево и вправо).
Потянулся он со сна:
(Потягивания, руки вверх).
К нам опять пришла весна.
Чтоб скорей набраться сил,
Головой медведь крутил.
(Вращения головой).
Наклонился взад-вперёд,
(Наклоны вперёд-назад).
Вот он по лесу идёт.
Ищет мишка корешки
И трухлявые пеньки.
В них съедобные личинки –
Для медведя витаминки.
(Наклоны: правой рукой коснуться левой ступни, потом наоборот).
Наконец медведь наелся
И на брёвнышке уселся.
* * *
Это лёгкая забава –
Повороты влево – вправо.
Нам известно всем давно –
Там стена, а там окно.
(Повороты туловища влево и вправо).
Приседаем быстро, ловко.
Здесь видна уже сноровка.
Чтобы мышцы развивать,
Надо много приседать.
(Приседания).
А теперь ходьба на месте.
Это тоже интересно!
(Ходьба на месте).
* * *
У меня спина прямая,
(Ходьба на месте, руки за спину).
Я наклонов не боюсь:
(Наклон вперёд).
Выпрямляюсь, прогибаюсь,
(Наклон назад, выпрямиться).
Поворачиваюсь.
(Повороты туловища).
Раз, два, три, четыре,
Три, четыре, раз, два.
(Повороты туловища).
Я хожу с осанкой гордой
(Наклон вперёд и выпрямиться),
Прямо голову держу
(Ходьба на месте, руки за спину),
Никуда я не спешу.
(Повороты туловища).
Раз, два, три, четыре,
Три, четыре, раз, два.
Я могу и поклониться,
(Наклон и выпрямиться).
И присесть, и наклониться.
(Присед, наклон вперёд).
Повернусь туда - сюда!
(Повороты туловища),
Ох, прямёшенька спина!
Раз, два, три, четыре,
Три, четыре, раз, два!
(Наклон вперёд и выпрямиться).
* * *
Сначала буду маленьким,
(Дети садятся на корточки).
К коленочкам прижмусь.
Потом я вырасту большим,
(Постепенно выпрямляются).
До лампы дотянусь.
(Дети становятся на носки и тянутся вверх, поднимая руки).
Комплекс упражнений «Поход по родному краю»
После команды «Направо» учащиеся начинают движение по залу, произнося слова:
Отправляемся в поход.
Сколько нас открытий ждёт.
Во время передвижения по залу учитель обращает внимание на ходьбу, правильность постановки ноги, выноса рук, держание туловища, головы.
Мы шагаем друг за другом
Лесом и зелёным лугом.
При передвижении выполняются различные виды ходьбы (на носках, на пятках и т.п.; положение рук меняется: на пояс, в стороны, вверх). Учитель обращает внимание детей на красивых бабочек:
Крылья пёстрые мелькают,
В поле бабочки летают.
Раз, два, три, четыре,
Полетели, закружились.
Учащиеся передвигаются легко бегом на носках, делая руками взмахи, имитирующие движения крыльев бабочек. Передвижение по залу выполняется в различных направлениях, с поворотами на 360*. Учащиеся выходят на луг.
Тишина стоит вокруг,
Вышли косари на луг.
Взмах косой туда, сюда,
Делай раз и делай два.
В ходьбе выполняются движения прямыми руками влево и вправо с поворотами туловища к впереди стоящей ноге.
Учитель говорит:
Сколько выросло грибов
У осинок и дубов.
Мы грибочки собираем,
Но колени не сгибаем.
После этих слов учащиеся имитируют сбор грибов, выполняя наклоны вперёд, касаясь пола ладонями.
Видим, скачут по опушке
Две весёлые лягушки.
Прыг-скок, прыг-скок,
Прыгать с пятки на носок.
Учащиеся выполняют прыжки с выносом прямых рук вперёд-вверх.
К речке быстрой мы спустились,
Наклонились и умылись.
Учащиеся наклоняются вперёд, «зачерпывают ладонями воду», умываются, выполняя движения пальцами в различных направлениях:
Раз, два, три, четыре,
Вот как славно освежились.
После этого ученики шагают по залу: сначала – на носках, потом – обычным шагом.
После возвращения из похода учитель спрашивает детей о том, что они видели во время прогулки, с кем встречались на своём пути, и подводит итоги путешествия.
* * *
Наклоняемся с хлопком,
И с хлопком потом встаём.
Вниз и вверх, вниз и вверх,
Ну-ка хлопни громче всех!
(Наклониться и хлопнуть в ладоши внизу, распрямиться –
хлопнуть над головой).
На одной ноге мы скачем,
Как упругий звонкий мячик.
На другой поскачем тоже,
Очень долго прыгать можем.
(Прыжки на одной ноге).
Головой вращаем плавно,
Смотрим влево, смотрим вправо.
(Поворот головы влево и вправо).
* * *
Вверх и вниз рывки руками,
Будто машем мы флажками.
Разминаем наши плечи.
Руки движутся навстречу.
(Одна рука вверх, другая – вниз, рывками руки меняются).
Руки в боки. Улыбнись.
Вправо-влево наклонись.
(Наклоны в стороны).
Приседанья начинай.
Не спеши, не отставай.
(Приседания).
А в конце – ходьба на месте,
Это всем давно известно.
(Ходьба на месте).
* * *
Чтоб головка не болела,
Ей вращаем вправо-влево.
(Вращение головой).
А теперь руками крутим –
И для них разминка будет.
(Вращение прямых рук вперёд и назад).
Тянем наши руки к небу,
В стороны разводим,
(Потягивания – руки вверх и в стороны).
Повороты вправо-влево
Плавно производим.
(Повороты туловища влево и вправо).
Наклоняемся легко,
Достаём руками пол.
(Наклоны вперёд).
Потянули плечи, спинки.
А теперь конец разминке.
* * *
Не сутультесь, грудь вперёд,
Плечи разверните.
(Рывки руками перед грудью).
А теперь рывки руками
Снова повторите.
Достаём рукой носочек –
Правой – левый, левой – правый.
Вертолёт летит, стрекочет,
Винт работает исправно.
(Наклониться вперёд и коснуться правой рукой левой ступни,
потом наоборот).
А теперь, как будто мячик,
Все на месте мы поскачем.
(Прыжки на месте).
* * *
Раз, два, три, четыре, пять!
Будем прыгать и скакать!
(Прыжки на месте).
Наклонился правый бок.
(Наклоны туловища влево - вправо).
Раз, два, три.
Наклонился левый бок.
Раз, два, три.
А сейчас поднимем руки
(Руки вверх).
И дотянемся до тучи.
Сядем на дорогу,
(Присели на пол).
Разомнём мы ноги.
Согнём правую ногу,
(Сгибаем ноги в колене).
Раз, два, три.
Сгибаем левую ногу,
Раз, два, три.
Ноги высоко подняли
(Подняли ноги вверх).
И немного подержали.
Головою
покачали
(Движения головой).
И все дружно вместе встали.
(Встали).
* * *
Раз, два – выше голова.
(Ходьба на месте).
Три, четыре – руки шире!
(Руки в стороны).
Пять, шесть – тихо сесть!
(Приседания).
Солнце красное взойдёт
(Встали, руки вверх).
Утро красное придёт.
(Прыжки на месте).
* * *
Подрастает зёрнышко –
Потянулось к солнышку.
(Потянулись).
С ветерком оно играет,
(Руки вверх).
Ветерок его качает,
(Прогнулись, наклоны туловища).
К земле низко прижимает –
Вот как весело играет!
(Присели).
* * *
Выше ноги! Стой, раз, два!
(Ходьба на месте).
Плечи выше поднимаем,
А потом их опускаем.
(Поднимать и опускать плечи).
Руки перед грудью ставим
И рывки мы выполняем.
(Руки перед грудью, рывки руками).
Мы присядем десять раз.
Мышцы не болят у нас.
(Приседания).
Десять раз подпрыгнуть нужно,
Скачем выше, скачем дружно!
(Прыжки на месте).
Мы колени поднимаем –
Шаг на месте выполняем.
(Ходьба на месте).
От души мы потянулись.
(Потягивания, руки вверх).
И на место вновь вернулись.
* * *
Стали мы учениками
(Ходьба на месте).
Соблюдаем режим сами.
(Хлопки в ладоши).
Утром мы, когда проснулись
(Прыжки на месте).
Улыбнулись, потянулись.
(Потягивание).
Для здоровья, настроенья
(Повороты туловища влево и вправо).
Делаем мы упражненья
(Рывки руками перед грудью).
Руки вверх и руки вниз
(Рывки руками поочерёдно вверх и вниз).
На носочки поднялись.
(Поднялись на носки).
То присели, то нагнулись
(Присели, нагнулись).
И опять же улыбнулись.
(Хлопки в ладоши).
А потом мы умывались
(Потянулись, руки вверх, вдох-выдох).
Аккуратно одевались.
(Повороты туловища влево и вправо).
Завтракали не торопясь
(Приседания).
В школу, к знаниям стремясь.
(Ходьба на месте).
Список литературы:
1. Аникеева, Н.П. Воспитание игрой: Книга для учителя. – Новосибирск, 1994. – 144 с.
2. Бутин, И.М., Викулов, А.Д. Развитие физических способностей детей. 1-4 классы. – М.: Владос-Пресс, 2002. – 80 с.
3. Водолажский, Г.Г., Державец, М.А. Игровые и соревновательные приёмы проведения общеразвивающих упражнений: Методическое пособие для учителей и тренеров. – Ставрополь, 1968.
4. Ковалько, В.И. Поурочные разработки по физкультуре: игровой подход.
1,2 класс. – М.: Вако, 2006. – 224 с.
5. Ковалько, В.И. Поурочные разработки по физкультуре. 1-4 классы. – М.: Вако, 2003. – 272 с.
6. Смирнова, Л.А. Общеразвивающие упражнения для младших школьников. –
М..: Владос, 2002. – 160 с.
7. Физическая культура: Сценарии праздников и игровых занятий: 1-6 классы:
Книга для учителя. – М.: Первое сентября, 2002. – 224 с.
8. Физическая культура в школе. – Школа-Пресс,2006, №№ 1-2.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.